Г шмидт портрет певицы.

Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. В группу вошли: Ж. Мореас, Р. Гиль, Анри де Реньо, С. Мерриль и др. В 1990-е годы к поэтам группы Малларме присоединились П. Валери, А. Жид, П. Клодель. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.Верлен, опубликовавший в газетах "Пари модерн" и "Ла нувель рив гош" свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты, а так же Ж.К. Гюисманс, выступивший с романом Наоборот. В 1886 Ж. Мореас поместил в "Фигаро" Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш. Анри. Спустя два года после публикации манифеста Ж. Мореаса А. Бергсон выпустил в свет свою первую книгу О непосредственных данных сознания, в которой была заявлена философия интуитивизма, в основных принципах перекликающаяся с мировоззрением символистов и дающая ему дополнительное обоснование .

В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. "Символистская поэзия ищет способа облачить идею в чувственную форму, которая не была бы самодостаточной, но при этом, служа выражению Идеи, сохраняла бы свою индивидуальность", - писал Мореас. Подобная "чувственная форма", в которую облекается Идея - символ.

Принципиальное отличие символа от художественного образа - его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. На русской почве эта особенность символа была удачно определена Ф.Сологубом: "Символ - окно в бесконечность". Движение и игра смысловых оттенков создают неразгадываемость, тайну символа. Если образ выражает единичное явление, то символ таит в себе целый ряд значений - подчас противоположных, разнонаправленных (например, "чудо и чудовище" в образе Петра в романе Мережковского Петр и Алексей) . Поэт и теоретик символизма Вяч.Иванов высказывал мысль о том, что символ знаменует не одну, а разные сущности, А. Белый определял символ как "соединение разнородного вместе" . Двуплановость символа восходит к романтическому представлению о двоемирии, взаимопроникновении двух планов бытия.

Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании "по ту сторону добра и зла". В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма - в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. "Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними", - писал Ж. Мореас . Отсюда новые задачи искусства, возлагаемые ранее на науку и философию, - приблизиться к сущности "реальнейшего" посредством создания символической картины мира, выковать "ключи тайн". Именно символ, а не точные науки позволят человеку прорваться к идеальной сущности мира, пройти, по определению Вяч.Иванова, "от реального к реальнейшему". Особая роль в постижении сверхреальности отводилась поэтам как носителям интуитивных откровений и поэзии как плоду сверхразумных наитий .

Становление символизма во Франции - стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, - связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо. Предтеча символизма во Франции - Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к "несказанному" многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о "соответствиях" между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера Соответствия со знаменитой фразой: Перекликаются звук, запах, форма, цвет. Теория Бодлера была позже проиллюстрирована сонетом А. Рембо Гласные:

"А" черный, белый "Е", "И" красный, "У" зеленый,

"О" голубой - цвета причудливой загадки…

Поиск соответствий - в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов.

С. Малларме, "последний романтик и первый декадент", настаивал на необходимости "внушать образы", передавать не вещи, а свои впечатления от них: "Назвать предмет - значит уничтожить три четверти наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта". Поэма Малларме "Удача" никогда не упразднит случая состояла из единственной фразы, набранной различным шрифтом без знаков препинания. Этот текст, по замыслу автора, позволял воспроизвести траекторию мысли и точно воссоздать "состояние души" .

П. Верлен в известном стихотворении Поэтическое искусство определил приверженность музыкальности как основную примету подлинного поэтического творчества: "Музыкальность - прежде всего" . В представлении Верлена, поэзия, как и музыка, стремится к медиумическому, невербальному воспроизведению реальности. Так в 1870-е годы Верлен создал цикл стихотворений под названием Песни без слов. Подобно музыканту, поэт-символист устремляется навстречу стихийному потоку запредельного, энергии звучаний. Если поэзия Ш. Бодлера вдохновляла символистов глубокой тоской по гармонии в трагически раздвоенном мире, то поэзия Верлена поражала своей музыкальностью, трудноуловимыми переживаниями. Вслед за Верленом идея музыки использовалась многими символистами для обозначения творческой тайны.

В поэзии гениального юноши А.Рембо, впервые употребившего верлибр (свободный стих), воплощалась взятая символистами на вооружение идея отказа от "красноречия", нахождения точки скрещения между поэзией и прозой. Вторгаясь в любые, самые непоэтические сферы жизни, Рембо достигал эффекта "естественной сверхъестественности" в изображении реальности.

Символизм во Франции проявился и в живописи (Г. Моро, О. Роден, О.Редон, М. Дени, Пюви де Шаванн, Л.Леви-Дюрмер), музыке (Дебюсси, Равель), театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки, глубокое соответствие различных ощущений, предельная цена творческого акта, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа,

Искусство. Основные принципы реализма: всестороннее, объективное изображение человека, социальный и психологический детерминизм, историзм, типичность героев, аналитичность. Художественные особенности романтизма и реализма.
Хронологические рамки романтизма и реализма. Появление реализма именно в русской литературе.

2. Немецкий романтизм.

Возникновение иенской школы немецкого романтизма. Теоретическое обоснование нового направления: братья Шлегели. Новалис – наиболее известный писатель иенской школы: его творчество – роман “Генрих фон Офтердинген” и др. – классический,

Эталонный романтизм. Менее значимые писатели иенской школы: Л. Тик – создатель жанра сказочной новеллы (“Белокурый Экберт”). Ф. Гельдерлин – классическая романтическая биография: безответная любовь, сумасшествие; усложненность поэзии. Гейдельбергская школа – интерес к фольклору. Поэзия К. Брентано. Сказки братьев Гримм. Писатели, не входящие ни в какие школы. Сказка А. Шамиссо “Чудесная история Петера Шлемеля” – человек, который продал тень. Сказка В. Гауфа “Холодное сердце” классическое разоблачение корыстолюбия и бесчувствия. Г. Клейст. Необычная биография: самоубийство. Лучшее произведение – трагедия “Пентесилея”. Сюжет и смысл. Власть над человеком животных, диких инстинктов. Проблема войны полов. Поэзия Л. Уланда. Генрих Гейне – лучший немецкий поэт ХIХ века. Тема любви. Лучшие стихотворения. Иронические и сатирические стихи.

3. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Основные особенности творчества: 1. Двоемирие – переплетение реального и идеального миров. 2. Филистеры и энтузиасты. 3. Прием мерцания смысла. Жанровая классификация произведений. Сказки. “Золотой горшок” – классический пример романтического двоемирия. “Щелкунчик и мышиный король”. Примеры мерцания смысла. Странная фигура советника Дроссельмейера. “Крошка Цахес”: уродливый карлик, вместивший все отрицательные человеческие качества, с помощью трех волшебных волосков автоматически присваивавший себе результаты таланта, мастерства других людей. Яркая картина несправедливого карьерного роста и успеха. Страшные мистические рассказы. Отличие мистики от фантастики. “Песочный человек” – классический пример мерцания смысла. Готический роман “Элексиры Сатаны”: одержимость главного героя монаха греховными страстями. Усложненность сюжета. Рассказ “Зловещий гость”: проблема управления одним человеком волей другого. Психологические рассказы. Описание иррациональности человеческой души. “Советник Креспель”: романтический выбор главной героини-певицы между пением и жизнью. “Мадемуазель де Скюдери”: серийного убийцу на преступления толкает страсть к красоте драгоценных камней. Роман “Житейские воззрения кота Мурра”: необычность композиции: параллелизм. Мемуары кота. Затянутость части о композиторе Крейслере.

4. Английский романтизм.

У. Блейк – непризнанный при жизни поэт-мыслитель. Основная идея – сложность, противоречивость жизни, равноправность добра и зла, радости и грусти. Сборники “Песни невинности” и “Песни опыта”. Озерная школа. Поэзия У. Вордсворта: воспевание простоты и нравственности деревенской жизни. С. Кольридж – основные особенности поэзии: мрачный мистицизм, таинственность. Поэмы “Сказание старого морехода” и “Кристабель”. Поэма “Кубла Хан”, написанная во сне. Баллады Р. Саути. П. Б. Шелли. Основные особенности поэзии. Наивный оптимизм, отсутствие ощущения глубинного трагизма жизни. Воспевание радости, красоты, любви. Музыкальность, легкость. Социальная проблематика в поэзии Шелли. Дж. Китс. Ранняя смерть. Красота жизни и искусства в поэзии Китса. Роман Ч. Мэтьюрина “Мельмот Скиталец”. Развитие жанра готического романа в эпоху романтизма. Бессмертие и всезнание ценой продажи души дьяволу. Вальтер Скотт – создатель исторического романа: он впервые правдиво воспроизвел повседневный быт прошлого. Две группы его романов: 1) шотландские – романы об истории Шотландии XVII – XVIII веков. Роман “Пуритане” – один из лучших, проблема насилия и гуманизма в нем; 2) романы о средних веках в других странах: Англии, Франции и др. “Айвенго” – самый известный роман В. Скотта. Англия ХII века: конфликт англосаксов и норманнских завоевателей. Классика приключенческого (авантюрного) романа. Признаки романтической авантюрности в историческом романе: идеализированный герой и героиня, отрицательный герой, авантюрный, неправдоподобный сюжет. Элементы реализма в романах В. Скотта. Влияние на “Капитанскую дочку” А. С. Пушкина.

5. Творчество Джорджа Байрона.

Черты характера. Наиболее значимые и яркие факты биографии поэта (в том числе скандальные): измена первой возлюбленной Мэри Чаворт, связь со сводной сестрой Августой Ли, брак с Аннабеллой Милбэнк, скандальный разрыв с ней, бойкот английского общества, отъезд из Англии, участие в подготовке восстания итальянцев против Австрии, участие в освободительной борьбе греков против турок. Мировоззрение: глобальный пессимизм и трагический героизм, проповедь безнадежной борьбы с непобедимым злом. Лирика – лучшая часть творчества. Основные темы: 1) трагическая любовь (основные циклы), благородство лирического героя; 2) выражение страдания, безнадежности, бессмысленности жизни; 3) воспевание героев, цикл о Наполеоне. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Чайльд-Гарольд – наиболее известное воплощение в европейской литературе разочарованного героя, его биографическая близость автору. Отсутствие развитого сюжета. Основное содержание поэмы – путевые впечатления. Роль образа автора в поэме больше, чем образа героя. Главное в ней – раскрытие богатого внутреннего мира самого Байрона. “Восточные поэмы”. Основные особенности. Противоречивый байронический герой, близкий автору. Тема обаяния зла. “Гяур”. Необычность негативной характеристики героя на протяжении большей части поэмы: с точки зрения его врагов, полных ненависти и страха. “Корсар”, “Лара”: краткая характеристика. Поэма “Шильонский узник”. Философская драма “Каин”. Субъективная интерпретация известного ветхозаветного сюжета. Оправдание Каина как первого интеллектуала-богоборца, первым решившегося самостоятельно мыслить. Справедливость и ошибочность претензий Каина к Богу. Смысл этой итоговой драмы является одновременно смыслом всего творчества Байрона: выражение трагедии жизни потомков Каина, бунтарей. Роман в стихах “Дон Жуан”. Оправдание свободной любви – одна из важнейших идей.

6. Французский романтизм.

Основные моменты бурной истории Франции 1789 – 1851 годов. Произведения о разочарованных героях: “Рене” Р. Шатобриана, “Оберман” Э. Сенанкура, “Адольф” Б. Констана. А. Виньи – поэт трагического героизма. Поэзия М. Деборд-Вальмор. А. Мюссе. Поэзия. Идея благотворности страдания. Роман “Исповедь сына века”. Противоречивость души главного героя: добро и зло (жестокость). Сходства с “Героем нашего времени”. Жорж Санд. Ярчайшие моменты биографии: связи с Мюссе и Шопеном. Идеи эмансипации. Борьба за свободу – ведущий мотив творчества. Увлечение утопическим социализмом. Наиболее знаменитые романы: “Индиана”, “Лелия”, “Консуэло”. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Социально-авантюрные романы Эжена Сю.

7. Творчество Виктора Гюго.

Мировоззрение: гуманизм, оптимизм, вера в нравственный прогресс. Огромная роль литературы в развитии общества. Жизнь Гюго. Активная гражданская позиция. Семья и любовница. Смерть детей. Художественные достоинства и недостатки прозы Гюго: эффектность – основной принцип его романтической поэтики. Основные идеи прозы: защита отверженных, раскрытие сложности человеческой души, призыв видеть сквозь внешнее зло внутреннее, скрытое добро. Смысл повести “Последний день приговоренного к смерти”. Роман “Собор Парижской Богоматери”. Яркий захватывающий сюжет. Основные моменты сюжета, связанные с главными персонажами: Квазимодо и Эсмеральдой. Главная идея – проповедь милосердия. Показ иррациональности человеческой души через образ Клода Фролло. Слепая любовь Эсмеральды к Фебу. Самоотверженная любовь Квазимодо к Эсмеральде. “Отверженные” – лучший роман Гюго. “Человек, который смеется”. Основной сюжет. Образ развратной аристократки Джозианы, влюбившейся в урода. “Девяносто третий год”: воспевание романтического гуманизма, который с точки зрения разума и реальной жизни не только глуп, но и часто преступен.

8. Американский романтизм.

История возникновения США. Первая демократическая президентская республика. Новеллы В. Ирвинга. “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной лощине”. Приключенческие романы Ф. Купера об индейцах. Пенталогия о Кожаном Чулке. Популярность в России. Поэма Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” по мотивам оригинальной индейской мифологии. Роман Н. Готорна “Алая буква”. Сюжет. Смысл – разоблачение жестокости, узости пуританской морали, лишающей человека права на счастье. Роман Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый Кит”. Трагически закончившаяся охота китобойного судна “Пекод”, ведомого сумасшедшим капитаном Ахавом, на злобного огромного белого кита – символ героической, трагической и бессмысленной борьбы человечества с непостижимым и враждебным природным хаосом. Основная идея – утверждение фатализма, неизбежного свершения трагической судьбы.

9. Творчество Эдгара По (1809-1849).

Наиболее яркие и значимые моменты биографии, в том числе и скандальная женитьба на двоюродной 13-летней сестре. Тяжелая жизнь определила характер творчества. Особенности творчества: 1) таинственность; 2) сочетание романтических и реалистических черт; 3) огромная роль художественной формы в лучших произведениях По. 1. Страшные мистические рассказы. Жизнь – страшный хаос, царство ужаса и смерти, мистическая обреченность. Мистические силы вмешиваются в жизнь человека. “Черный кот” – важнейший рассказ По, повлиявший на Достоевского: в нем раскрыта иррациональность человеческой души. “Маска Красной смерти”, “Лигейя”, “Морелла”, “Элеонора”. 2. Страшные психологические рассказы – описание странных, негативных, болезненных психических состояний человека. Краткая характеристика рассказов “Падение дома Ашеров”, “Колодец и маятник”, “Низвержение в Мальстрем”. 3. Детективные рассказы. Эдгар По – создатель жанра классического детектива. Определение жанра. “Похищенное письмо”, “Убийства на улице Морг”, “Золотой жук”. 4. Научно-фантастические и приключенческие рассказы. “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” – о путешествии на Луну на воздушном шаре. “Повесть Крутых гор”. “Рукопись, найденная в бутылке”. 5. Шуточные рассказы. С неожиданным юмористическим финалом. “Преждевременное погребение”, “Очки”, “Система доктора Смоля и профессора Перро”. Поэзия По – одна из самых ярких страниц мировой поэзии. Основные особенности. Лучшие стихотворения По – “Ворон”, “Анабель Ли”.
Поэзия итальянского романтика Дж. Леопарди.

(No Ratings Yet)



  1. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) В современном литературоведении термины “направление” и “течение” могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм,...
  2. Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он...
  3. Понятие романтизма (фр. romantisme) – художественное направление, которое возникло в конце XVIII ст. в Германии, Франции, Великобритании, Франции в начале XIX века, распространилось в Польшу, Российскую империю, Австрию впоследствии и...
  4. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  5. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  6. С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии врусской литературеполучает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича...
  7. Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство...
  8. В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,...
  9. Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Н. А. Некрасов План 1. Тютчев как поэт эпохи романтизма. 2. Природа и человек: их взаимоотношения. 3....
  10. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  11. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца...
  12. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет...
  13. Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не...
  14. Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы...
  15. Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные...
  16. Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов...
  17. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место, открывая новые подходы...
  18. Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах,...
  19. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”,...
  20. Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
  21. Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через...
  22. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  23. Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  24. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  25. “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,... Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина....
Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Шмидт, Георг Фридрих

Знаменитый гравер, профессор гравирования в Петербурге, род. 24 янв. (н. ст.) 1712 г. в местечке Шонерлинде около Берлина, ум. в Берлине 25 янв. (н. ст.) 1775 г. Сын бедного ткача, с детства обнаружил замечательные художественные способности и, вопреки желанию отца, стал учеником гравера Буша, довольно посредственного. После трехлетних занятий у него, Ш. в течение шести лет отбывал военную повинность, посвящая все свободное время рисованию и копированию эстампов великих французских граверов. В это время у него созрело решение во что бы то ни стало поучиться в Париже. где работали художники, бывшие его образцами. В 1736 г., с самими ничтожными средствами, Ш. отправился в Париж; по дороге он встретился с М. М. Виллем, тоже немцем, почти ровесником Ш., направлявшимся в Париж по тем же побуждениям; с этого времени началась дружба Шмидта и Вилля. В Париже молодые художники первое время бедствовали; им удалось пристроится учениками к граверу Лармессену и скоро, благодаря своему трудолюбию и действительно замечательным способностям, они выдвинулись; Ланкре и Риго обратили на них внимание; Ш. дал ряд отличных работ, а портрет графа д"Эвре, награвированный Ш. 1742 г., доставил ему громкую известность и материальную обеспеченность. В том же году за портрет Миньяра Ш. был принят в Парижскую академию. После этого Ш. были предложены блестящие условия с тем, чтобы он остался в Париже, но Ш. пожелал вернуться в Берлин, куда приглашал его король с званием придворного гравера и с обеспеченным содержанием. Ш. встретил в Берлине самый милостивый прием у короля и у его брата, принца Генриха; художник работал неутомимо и исполнил ряд выдающихся портретов. В 1757 г., хотя шла война между Пруссией и Россией, Фридрих разрешил Ш. отправиться в Петербург, куда он приглашен был по контракту на 5 лет, для обучения в гравировальном классе при Академии Наук, с жалованьем 750 р. в год и со званием обер-гравера. Ш. провел в Петербурге эти пять лет и обучал до десяти русских граверов; из них выделились Колпаков, Герасимов, Васильев, Виноградов - впрочем, они не могут ни в каком отношении равняться со своим учителем. Самым талантливым учеником Ш. из русских был Чемесов, гравер необыкновенно способный, умерший в ранней молодости. В Петербурге Ш. исполнил ряд замечательных портретов гр. Воронцова, гр. Разумовского, И. И. Шувалова, гр. Эстергази, знаменитый портрет императрицы Елизаветы с Токе и др. В августе 1762 г. Ш. вернулся в Берлин. В 1765 г. вновь учрежденная в Петербурге Академия Художеств избрала его в число своих первых почетных членов вместе с Ломоносовым. В Берлине Ш. работал по-прежнему много и отлично; между прочим, он один из первых в ХVIII в. заинтересовался Рембрандтом и дал не только ряд отличных воспроизведений его картин, но более чем кто-либо другой приблизился в своих работах офортом к произведениям царя офортистов. Число работ Ш. достигает 200, не считая довольно значительного числа виньеток для разных книг. Все работы Ш. отмечены печатью высокого таланта; они должны быть поставлены наряду с произведениями таких мастеров, как К. Висхер, Ж. Эделинг, П. А. Древе ее другие корифеи гравирования.

Ровинский, "Подробн. словарь русских граверов". - Wesseli , "Kritische Verzeichnisse"... I. - Leppmann , "Der Kupferstich".

H. Д. Чечулин.

{Половцов}

Шмидт, Георг Фридрих

(Schmidt, 1712-1775) - один из отличнейших граверов на меди, в 1726-30 гг. учился в берлинской академии художеств под руководством Г.-П. Буша, в 1736 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, занимался там у Лармессена, сблизился с Ланкре, Вилле и Прейслером и своей талантливостью обратил на себя внимание живописца Г. Риго, благодаря которому вошел в известность, и в 1742 г. за гравированный с этого художника портрет П. Миньяра был принят в члены парижской академии. В том же году прусский король назначил его своим придворным гравером. В 1757 г. Ш. поступил на русскую службу, по контракту, сроком на 5 лет. Немедленно после своего приезда в СПб. он был сделан мастером гравирования портретов при академии наук, а потом, когда в 1759 г. открылся гравировальный класс при новоучрежденной академии художеств, определен в него преподавателем с титулом обер-гравера. Я. Штелин (в своих "Известиях об изящных художествах в России") замечает, что Ш., с самого прибытия своего в С.-Петербург начавший брать один за другим заказы, мало занимался с молодыми русскими граверами; тем не менее он успел образовать у нас нескольких искусных учеников, из которых приобрели заслуженную известность Я. Васильев, Е. Виноградов, Ал. Греков, Д. Герасимов, И. Колпаков и высоко даровитый Е. Чемесов. В 1762 г. Ш. возвратился в Берлин. С этой поры он гравировал преимущественно не резцом, а крепкой водкой и сухой иглой в манере Рембрандта. Всех досок, гравированных Ш., насчитывается около 300; девятнадцать из этих гравюр исполнены в России. Особенно замечательным мастером он является в своих портретных работах, из которых наилучшими могут считаться портреты графа Эврие, Миньяра и архиепископа кнабреского, с Риго, князя Ангальтского, Антуана Песна и аббата Прево, с Песна, баронессы Грапендорф, Эстергази, императрицы Елизаветы Петровны и графа К. Разумовского, с Токе, Рембрандта, Альгаротти, Парроселя, Г.-Ф. Генделя и самого художника. Резец Ш. - тверд и плавен, гравировальная игла - легка и свободна; штрихи его, произведенные тем или другим способом, а иногда сразу всеми тремя способами, бюренем, травлением и сухой иглой, часто неправильны, но в своей совокупности блестящи и живописны. По части исполнения аксессуаров в портретах у него не было соперников. Кроме портретов, он награвировал много жанров, галантных сцен, исторических сюжетов, копий с Рембрандта и несколько пейзажей. Из берлинской его школы вышло несколько прекрасных граверов, в том числе Фике, А. Бек и Д. Бергер.

Ср. Jacobi, "Catalogue raisonné de l"œuvre de G. F. Schmidt" (Лондон, 1789); Wessely, "Georg Friederich Schmidt, Verzeichniss seiner Stiche etc." (Гамбург, 1887) и Apel, "Das Werk von G. Fr. Schmidt" (Дрезден, 1887).

{Брокгауз}

Шмидт, Георг Фридрих

(G.F. Schmidt) - один из знаменитейших граверов на меди XVIII века. Сын бедного ткача; родился в 1712 г. около Берлина; учился гравированию y Г.П. Буша [Благодаря этому обстоятельству новые каталогизаторы приписывают Шмидту множество гравюр, подписанных Бушем, которые ниже всякой посредственности, - настаивая, что они были гравированы Шмидтом во время его обучения y Буша.]. В Париже он работал y Лармесена. Гиацинт Риго, заметив талант Шмидта, дал ему ход и доставил деньги. Шмидт, по его рекомендации, получил 3000 ливров за портрет графа Эвре, a за портрет живописца Миньяра был принят в 1744 г. в Парижскую академию художеств. В том же году он был вызван прусским королем в Берлинскую академию художеств; но был представлен королю только через два года, в 1746 году. Шмидта хорошо приняли при дворе; он вскоре женился на дочери купца , Луизе Видебандт; a в 1757 году, с согласия прусского короля, отправился в Петербург, по контракту на пять лет (с 25 сентября). Здесь он сделан мастером гравирования портретов при Академии наук, вместо умершего И. Соколова, с жалованьем по 750 р. в год. По росписи 1757 года при нем значились подмастерьями: Алексей Греков, Еким Внуков и Ефим Виноградов, и учениками: Никита Плотцев, Филипп Внуков, Ник. Саблин, Патрикей Балабин и Прокофий Артемьев. По росписи же 1759 года в грыдоровальной палате подмастерьями его показаны: А. Греков, Я. Васильев, Е. Виноградов и Е. Внуков; a в числе учеников, кроме прописанных в росписи 1757 года, еще: И. Челнаков, Дмитрий Герасимов (оба во 2-м классе) и еще несколько учеников в 3-м классе. Кроме того, по той же росписи значатся два ученика из Преображенского полка. В 1759 г. основан граверный класс при новой Академии художеств. Шмидт взялся преподавать в нем с титулом обер-гравера; подмастерьем был y него разных дел мастер Васильев, a в первые ученики набраны граверы из Академии наук. Штелин замечает, что Шмидт мало занимался обучением своему мастерству русских граверов, и с самого приезда своего в Петербург начал брать один за другим заказы на портреты. Сперва выгравировал он портрет канцлера графа Воронцова, с Токке, за 600 руб.; потом графа Эстергази за 1000 руб., гр. Петра Ивановича Шувалова за 500 p., Кирилла Разумовского за 1000 р. и, наконец, имп. Елисаветы Петровны за 3000 руб. Над этим портретом, превосходно выгравированным, но несхожим, он трудился три года. Портрет был готов за 14 дней до смерти Елисаветы Петровны. Штелин рассказывает, что Ив. Ив. Шувалов поднес его императрице в золотой раме под зеркальным стеклом, но она едва взглянула на него, не сказав ни слова.

Из русских учеников, образовавшихся в классах Шмидта, прибрели заслуженную известность: Яков Васильев, Ефим Виноградов, Алексей Греков, Д. Герасимов и И. Колпаков, которые все были переведены из Академии наук в новую Академию художеств. Самый замечательный из всех учеников Шмидта был Евграф Чемесов, поступивший прямо в его класс, в Академию художеств, в 1759 году.

Так как, по замечанию Штелина, Шмидт мало занимался учениками своими, то для усиления надзора за ними выписан был из Вены другой гравер, Тейхер, который обучал гравированию не только в Академии наук, но и в Академии художеств, - в этой последней, с 1762 г., при помощи Чемесова.

Несмотря на это, пятилетнее пребывание Шмидта в Петербурге имело большое влияние на художественное образование тогдашних русских граверов. Шмидт, до отправления своего в Петербург, успел уже приобрести громкую славу своими работами. Резец его необыкновенно блестящ и красив. В выполнении околичностей Шмидт не имел соперников; в его портретах работы резцом, водкой и иглой, сменяя одна другую, набросаны смело, часто неправильно, но вместе с тем чрезвычайно живописно. Некоторые из учеников Ивана Соколова (бывшего мастера в Академии наук до 1756 года, - в этом году он умер): Греков, Виноградов и ученики самого Шмидта: Колпаков, Герасимов и Васильев, - дошли под его руководством до значительного совершенства в гравировании резцом, a лучший ученик его Чемесов, можно сказать, вполне усвоил себе манеру своего учителя.

В августе 1762 года Шмидт возвратился в Берлин. Новая Академия художеств не забыла заслуг его и осенью 1765 года, во время первых академических экзаменов, избрала его в свои члены как отличного гравера, в одно время с графом Строгановым, любителем и покровителем художеств, и Ломоносовым, оказавшим услуги по управлению мозаической фабрикой. Шмидт умер в Берлине 13-25 янв. 1775 года. В следующем списке перечислены в хронологическом порядке только те работы, которые произведены Шмидтом в Петербурге; полное же описание огромного числа гравированных им листов можно найти в книге Якоби (Jacoby "Catalogue raisonné de l"oeuvre de G.F. Schmidt, Londres 1789)"; a также bo вновь изданных каталогах Вессели и Аппеля.

1. (Jacobi 140) Mademoiselle Clairon... 6.3 х 4.11; I отпеч.: "...gravé à l"eau forte par***..."; и посвящение И.И. Шувалову; во 2-х, вместо трех звездочек поставлено: "par Schmidt**". - По предположению Якоби, этот портрет гравирован в 1757 г. Некоторые любители приписывают работу его И.И. Шувалову. - См. Шувалов.

2. (J. 77). Гр. М.И. Воронцов: "Peint par L. Tocque en 1757. - et Grave a St.-Petersbourg, par G.F. Schmidt, en 1758"; 1-е отпечатки прежде всякой подписи и герба; 2-е с гербом (оба в Вене, в Альбертине); 3-и с подписями; линии, между которыми вырезана подпись, ясно видны; в 4-х эти линии уже едва видны; на поле, под словом "par" видна царапина иглой, состоящая из двух черточек. 5-е отпеч. деланы одновременно с портретом гр. А.К. Воронцовой (раб. Грекова) в 1759 году; на синеватой бумаге; доска во многих местах исцарапана. За эту гравюру заплачено Шмидту 600 рублей.

3. (Jacobi. 121. Ein Greis). Старик в тюрбане: "Rembrandt pinx. 1635. - G.F. Schmidt fec. Petrop. 1758". 1-е отпечатки прежде подписи; 6 х 4.9.

4. (J. 141). Портрет Шмидта, в окне; вверху паук на паутине: "George Friedrich Schmidt, se pise fecit aqua forti Petropol: 1758". 1-e отпечатки до подписи (Berlin, Museum; куплен y Бернера за 90 марок); во 2-х стена, подле термометра, тушевана в две черты; в 3-х она тушевана в три черты; 8.7 x 6.3.

5. (J. 78). "Esterhazy... peint par L. Tocque, en 1758. - Grave a St.-Petersbourg, en 1759"; 1-е до подписи (Vente Didot 1020 fr.); 2-е с подписью; но без надписи на бумаге, которую держит Эстергази в руке; в 3-х в правом углу пригравирован грабштихель; в 4-х на бумаге вырезана надпись; 16 х 11.9.

6. (J. 122). Детская головка: "G.F. Schmidt fec. Petropol. 1759"; 7 х 6.11. Гравирована карандашной манерою.

7. (J. 79). Граф П.И. Шувалов: "G.F. Schmidt ad viv. fecie: Petrop. 1760"; 9.2 х 7.8. В 1-х и 2-х отпечатках, на фоне справа, против левого плеча, видно продолговатое пятно (трещина на доске?); во 2-х, кроме того, видны царапины: одна на носу, другая, длинная, пересекает четыре последние строки подписи; в 3-х пятно заделано. Во всех трех отпечатках слово "fecie" осталось без перемены, и Вессели неверно говорит, что во 2-х отпечатках оно поправлено в "fecit".

8. (J. 81). Сатир с козой; вольное подражание мраморной группе, находящейся в Museo Secreto Borbonico. 1-е отпечатки до подписи; во 2-х: "Il famoso Satyro... Cugliazzy fece Napoli 1761".

9. (J. 82). Императрица Елисавета Петровна, в рост. У г. Лессинга в Берлине есть пробный отпечаток прежде всякой подписи, лицо не вполне окончено. 2-е с подписями одних мастеров; чрезвычайно редки; y гр. Д.И. Толстого. Этот экземпляр был продан в 1850 г. Вейгелем в Лейпциге за 50 талеров; a на аукционе Келера в 1871 г. он куплен кн. А.Б. Лобановым-Ростовским за 337 флоринов; от сына его приобретен гр. Толстым за 300 р. Я с охотою дал бы за него 1000 р. В 3-х отпечатках, с подписью, после слова "первая" виден след стертой запятой; в 4-х этого следа не видно; 5-е никуда не годные, с доски, находящейся в Академии художеств; продаются там по 1 р. За этот портрет Шмидту было заплачено 3000 рублей.

10. (J. 142) Жена Шмидта за книгой: "...à St.-Petersbourg en 1761"; 1-е отпеч. прежде подписи; 2-е с подписью, но без текста в книге; 3-и с текстом.

11. (J. 83). Гр. К.Г. Разумовский, с оригинала Токке; 1-е отпечатки с неконченой доски; голова в контуре - в Вене, в Альбертине; 2-е, до подписи, - в моем собрании, подарен мне П.Ф. Самариным (из собрания Алферова и Вейгеля); 3-и, с подписью: "...Russiar. minoris..."; в 4-х подпись изменена: "...Parvae Russiae..."; 5-e, новые, еще очень хорошие, находятся в моих Материалах для Русской Иконографии. Доска y меня.

12. (J. 84). Граф Брюль: "G.F. Schmidt del. et Sculp.". По удостоверению Якоби, этот портрет гравирован в Петербурге в 1762 г.; 1-е отпеч. до подписи; 2-е с подписью.

13. (J. 85). "Jacobus Mounsey... G.F. Schmidt Sculpt. Régis ad vivum fecit Petrop. 1762". Очень редкий лист.

14. Ив. Ив. Шувалов; овал в четырехугольнике; грав. крепкой водкой; по грудь, ½ вл.; кругом овала надпись: "J. de Schouwalow..." Внизу на покрывале стихи: "De Schouwalow, voici... le Sage. | Gravé et présente à son Bienfaiteur J.J. Schowalow... par son très humble et très obéissant Serviteur G.F. Schmidt, en 1762. | Lagrenée del.". 7.8 x 5.11 (вся доска); 1-e отпеч. до подписи; лицо покрыто царапинами и пятнами (Brit. Museum); 2-е с подписью, но без слов: "Chevalier de plusieurs Ordres", и без стихов; в моем собрании; 3-и со стихами; на ленте ряд параллельных царапин от иглы; такие же две параллельные царапины видны на виске против глаза. При печатании все эти царапины уничтожались; чем чище лицо и лента, тем слабее отпечаток.

Мюксель, в Берлине (ум. 1888), составлявший Каталог гравюр Шмидта, уверял меня, что есть 7 видов отпечатков этой доски; я видел в его собрании только позднейшие отпечатки с нее, с пятном на щеке Шувалова, помеченные им №№ 4-7; различает он их по тому, больше или меньше заметно это пятно; пятно это стиралось при печатании и в плохих отпечатках едва заметно. 1-е и 2-е отпечатки так редки, что даже не описаны в новом Каталоге Шмидта, изданном Вессели (Hamburg 1887); другому составителю Шмидтова Каталога, Аппелю, известен был только пробный отпечаток, до подписи (Appel, G.F. Schmidt..., Dresden. 1887. S. 21; № 115).

15. Академик Ив. Бернулли; 1-е отпечатки прежде подписи Шмидта и адреса; 2-е с подписью и адресом.

Вессели к работам Шмидта относит еще: портрет Петра III, гравированный Тейхером, и портрет Екатерины II, описанный в моем Подробном словаре гравированных портретов, под № 188 (Wessely, стр. XXX); он говорит, что портрет Петра III писан Рокотовым и гравирован Тейхером, что Тейхер оставил доску свою неконченною и кончил ее Шмидт. На чем основано это последнее предположение, не знаю; но Тейхер оставался в Петербурге целый год после отъезда Шмидта и уехал оттуда только в 1763 году; в академию Тейхер был вызван в помощь Шмидту при обучении русских учеников гравированию; по годам он был ровесником Шмидту (род. в 1715, a Шмидт в 1713 г.) и учеником его никогда не был, a потому и нет никаких оснований предполагать, чтобы Шмидт принимал какое-либо участие в его доске Петра III. Что же касается до портрета Екатерины II, награвированного с оригинала графа Ротари, то его можно с большей вероятностью отнести к работам Шмидта. Гравюра отлично выполнена крепкой водкой в манере Шмидта; и она могла быть выполнена им, так как Екатерина воцарилась 28 июня 1762 года, a Шмидт уехал в Берлин только в августе 1762 г.; подпись под портретом: "Sculp. A.S. Petersburgo", - означает, может быть, не монограмму гравера, как это полагает Вессели, a просто: "A St. Peterburg", т. е. что доска гравирована в Санкт-Петербурге. К тому же другого гравера, кроме Шмидта, который мог бы выполнить такую доску, в то время в Петербурге не было. Одно странно, что об этой работе Шмидта вовсе не упоминает приятель его Штелин.

Для полноты упомяну и о прочих листах Шмидта, имеющих какое-либо отношение до России:

16. Портрет Бюшинга (Jacobi I. 90); 1-е отпеч. до подписи - в Альбертине; 2-е с подписью; в 3-х пьедестал сделан под мрамор (грав. в 1762 г.).

17 и 18. (J. 168 и 169). Две доски - Cartonstich: Великодушие Александра Македонского, и Оправданная Тимоклея; обе гравированы в 1769. Великодушие - в 1-х отпечатках прежде всякой подписи; 2-е с именами мастеров; 3-и с полною подписью. A Тимоклея - в 1-х отпеч. до подписи; во 2-х с подписями. Обе доски посвящены издателем Триблем Екатерине II; посвящение вырезано на особых дощечках.

19. Введение Богоматери во храм, с картины Пьетро Теста (J. 172), гравиров. в 1777 г. и тоже посвященное Треблем Екатерине II; 1-е отпечатки чистый офорт; 2-е пройдены резцом; оба до подписи; 3-и с именами мастеров; без герба; 4-е с гербом и подписями.

Кроме того, Якоби полагает, что портреты, подписанные учениками Шмидта: Чемесовым, Васильевым и Герасимовым, гравированы по большей части самим Шмидтом, a именно: Чемесова: Екатерина II с Ротари; Елисавета Петровна с Токке; 1761 г., граф Г.Г. Орлов, с Ротари; и Петр I. Васильева: Св. Дмитрий Ростовский; и Герасимова: П.С. Салтыков. Вессели прибавляет сюда и портрет Ив. Ив. Шувалова работы Чемесова; он говорит, что на нем внизу слева есть подпись: "Georg Friedrich Schmidt perfecit", т. е. "окончил доску"; я не встречал экземпляров с такою подписью.

Нет сомнения, что Шмидт много помогал ученикам своим в их работах и даже гравировал некоторым из них почти целые доски, как, например, Герасимову портрет Салтыкова. Но работы Чемесова ни в каком случае нельзя относить прямо к произведениям Шмидта, ибо сам Чемесов был весьма искусен в гравировании сухой иглой и после отъезда Шмидта произвел несколько портретов, которые нисколько не уступают портретам, гравированным им под смотрением самого Шмидта (см. Чемесов).

- (Schmidt, 1712 1775) один из отличнейших граверов на меди, в 1726 30 гг. учился в берлинской академии художеств под руководством Г. П. Буша, в 1736 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, занимался там у Лармессена,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шмидт (Георг Фридрих, Schmidt, 1712 1775) один из отличнейших граверов на меди, в 1726 1730 гг. учился в берлинской академии художеств под руководством Г. П. Буша, в 1736 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, где… … Биографический словарь

Знаменитый гравер, учитель русских граверов в И. А. Н. и И. А. X. с 1758 по 1762 г. р. 1712 г., † 1775 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Федеральный канцлер Гельмут Шмидт. 1977 год Гельмут Генрих Вальдемар Шмидт (нем. Helmut Schmidt, 23 декабря 1918, Гамбург) немецкий политический деятель, социал демократ. Пятый федеральный канцлер ФРГ (1974 1982). Содержание 1 Би … Википедия

Портрет Фридриха Эберта работы Ловиса Коринта. 1923. Это статья о рейхспрезиденте Германии. О его сыне, государственном деятеле ГДР, см. Эберт, Фридрих (младший) Фридрих Эберт (нем. Friedrich Ebert … Википедия




Top