Гайдн - ноты для фортепиано. Й

JOSEPH HAYDN (born at Rohrau in 1732, died at Vienna in 1809), of humble parentage, was chiefly his own teacher in composition. Having lost his voice at an early age, after filling the post of chorister for a short time in Stephan"s Cathedral, Vienna, he was thrown upon his own resources, when he met his first patron, Baron von Filrnberg, who invited him to his estate Weinzierl, with the commission to write a few quartets for his chamber-music-ensemble. He became composer of quartets, divertissements and symphonies in succession to the "Chapels" of Count Morzin (Lukavec 1759) and Prince Paul Anton Esterhazy (Eisenstadt, Castle Esterhazy, since 1761). Then, with the exception of two concert-tours to London (1791—92, 1794—95) he took up his permanent abode inVienna, and to him that City owes its reputation as the home of classical music. In 1755 he wrote the first quartet for Filrnberg, in 1759 the first symphony for Morzin, and as early as 1751 he even composed the first operetta: "The new hunchback Imp".

Marriage acquainted him rather with the salt, than with the bliss, of earth, for the barber"s daughter, Maria Anna, — from whom at last he became divorced after an issueless wedded life of forty years, — was an unmusical Xanthippe. His art, however, amply indemnified him for what he missed in married life, for he was loved and esteemed all the more by the Viennese, more especially, on his return from the London Concert-tours which were indeed crowned with success. He was loudly cheered and homage was done to the artist who at each of the Salomon-Concerts conducted six of his own newly composed symphonies, the final result being that in 1791 Oxford conferred upon him the title of Doctor of Music.

Haydn"s style, based upon the School of the Mannheim Symphonists (Stamitz) and upon that of Bach"s sons and Boc-cherini, shews a new feature in the development1) of the "motive" in the working-out of the movements in his larger works. Nor must we undervalue the influence exerted upon his contemporaries by the simplicity and popular tone of his themes, recalling the early "suite". These charms are further enhanced by a warmth of tone peculiarly Austrian, a delicious humour, child-like mirth, and a convincing truthfulness in the sharp cut outlines of his principal themes. The tradition which attributes to him the introduction of the Minuet into the symphony, lacks historical foundation.

His honorary title of to-day "Father Haydn" well expresses the heart-stirring, alluring simplicity and the natural bent of his imagination; it overlooks, however, his art of musically reproducing his thoughts, in which, even to this day, Haydn, in many respects, has not been surpassed, whose versatility of mind no musician has so far attained to. His oratorios, quartets and symphonies open out the paths to modern music; while, written as they chiefly were for the sweet-toned, delicate "clavichord", an elder sister to the pianoforte, his 34 sonatas for piano rather belong to the early school of composition, hence the predominance of the gracefully intertwining figural subjects. Twenty piano-concertoes and "divertissements" with piano, beautiful variations (f-minor, etc.) and fantasias, complete the garland of his piano-works.

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с сонатным циклом.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх).

Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений.

В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга о чём-то. Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей.

Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил примерно в то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним.

Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством Австрии. Она жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей. Какой характер музыки в каждой части? (Звучит соната.)

Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая - печальная, грустная, третья - шутливая, озорная.

2-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с сонатной формой, первой частью сонатного цикла.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы послушаем первую часть и поговорим о ней подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер.

Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.

Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.

Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями. Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.

Давайте послушаем сначала одну экспозицию первой части сонаты и постараемся различить характер основных тем. (Звучит экспозиция. Педагог по ходу звучания говорит детям о появлении той или иной темы, затем сам играет каждую тему отдельно, дети определяют характер музыки: главная партия (1-8-й такты) жизнерадостная, искристая, праздничная, звонкая; связующая партия (9-16-й такты) торжественная, решительная, уверенная, напористая; побочная партия (17-21-й такты) робкая, нежная, лёгкая, лучистая; заключительная партия (22-41-й такты) энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После этого экспозиция звучит повторно.)

П е д а г о г. В разработке главная партия звучит совсем по-другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается вопросительными, мягкими интонациями. Потом музыка становится решительнее, настойчивее, беспокойнее, появляется заключительная партия. В конце разработки снова возвращается главная партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением репризы словно прорывается яркий свет, который снимает все тревоги и беспокойства, главная партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней снова проходят все темы экспозиции, утверждается радостное, праздничное настроение.

3-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей со второй и третьей частями сонатного цикла.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие они по характеру? (Исполняются 2-я и 3-я части.)

Д е т и. Вторая часть медленная, грустная, задумчивая, мрачная. Третья - очень весёлая, шутливая, порхающая, забавная.

П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо. Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме рондо. Основная мелодия - рефрен, беспечная, живая, игривая, стремительная несколько раз повторяется, ей на смену приходят контрастные эпизоды. Рефрен начинается легко, изящно (исполняет 1-8-й такты), потом в серединке появляется мимолётная грусть (исполняет 9-12-й такты), и снова музыка искрится весельем (исполняет 13-20-й такты).

Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце части. Между его появлениями звучат два эпизода. Один строится на перекличке решительных, властных аккордов и нежной, воздушной мелодии (исполняет 21-40-й такты). Второй эпизод светлый, радостный, безмятежный, в конце его музыка как будто заблудилась, потерялась: один и тот же звук повторяется неуверенно, затаённо, но вот снова стремительно врывается рефрен, весело, с шуткой, жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату.

Когда слушаешь эту прекрасную музыку, вспоминаются строки, посвящённые русскому композитору, пианисту-виртуозу, педагогу, дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну.

Игры упоительной звуки текли.
Мы в нежном восторге внимали.
Все радости неба, все горе земли
Те звуки в себе отражали.
Пленять нас и трогать им было дано:
Пред ними стихали сомненья,
И было так много обид прощено
И пролито слёз умиленья!
О, пусть нас уносит волшебной игрой
Туда, в те надзвёздные дали,
Где нет ни вражды, ни тревоги земной,
Ни зла, ни борьбы, ни печали!

Это стихотворение написал великий князь Константин Константинович Романов, принадлежавший к царствующему дому, замечательный русский поэт и музыкант. Свои стихи он подписывал инициалами К. Р.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гайдн. Соната № 7 ре мажор:
I часть:
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
I часть (полностью), mp3;
II часть, mp3;
III часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Франц Йозеф Гайдн (1732 - 1809) - австрийский композитор, создатель классической 4-частной симфонии, сокровище венской классической школы, веселые блики которого до сих пор играют на партитурах современных музыкантов.

В творческом наследии Гайдна представлено множество музыкальных жанров, но особое место принадлежит струнным квартетам и симфониям. В XVIII веке Гайдна нередко упрекали в излишней живости и находили его сочинения «скандально веселыми». Сам композитор не раз говорил: «Воображение играет на мне, как если бы я был клавиром».

Музыкальные способности, так же, как и чувство юмора у маленького Франца Йозефа проявились рано. Официальную карьеру музыканта он начал в венском хоре мальчиков, куда попал благодаря своему серебряному голосу. Голос пропал, а золотая голова Йозефа, позволявшая ему сочинять одну мелодию за другой, осталась при нем.

Но прежде чем стать признанным композитором, сыну каретника и кухарки предстояло пройти путь уличного музыканта. Впоследствии интонации и ритмы большого европейского города зазвучат в произведениях маэстро - в пространстве его творчества найдут себе место не только немецкий и австрийский песенный фольклор, но и венгерский, хорватский, словацкий, чешский.

После восьми лет случайных заработков композитор-беспризорник находит себе первого покровителя, а за ним второго - и Гайдн попадает в почетный плен на должность капельмейстера к венгерскому князю Эстергази почти на 30 лет.

В Эйзенштадт с ним прибывает его супруга, женщина ограниченная и безразличная к талантам мужа. Мария-Анна имела привычку использовать нотные рукописи гения на папильотки и для кулинарных надобностей. Самим венгерским магнатом способности к сочинению музыки Гайдном были оценены высоко - и требования были предъявлены к композитору фантастические.

Нередко ему предлагалось создать за ночь к завтраку новое музыкальное блюдо своему господину. Отчасти подчиненное положение искупалось возможностью немедленно проверить звучание придуманных произведений - в капелле Эстергази были хор и оркестр. Симфонии, оперы, сонаты, пьесы сочинялись одна за другой. За свою жизнь Гайдн создал 104 симфонии - это мировой рекорд среди композиторов. Австрийским композитором написаны 3 оратории, 24 оперы, 83 струнных квартета, и множество других произведений для оркестра и разных инструментов.

Полную свободу Франц Йозеф Гайдн обрел после смерти венгерского князя, когда ему исполнилось 59 лет. Впереди у него были спокойные годы в Вене в окружении почитателей и учеников (один из них – Бетховен !) и триумфальные гастрольные выступления. Он был приглашен в Лондон, где его ждали признание и награды. Именно там он сыграл знаменитую шутку с английскими ценителями музыки - в медленной части симфонии усыпил их плавной музыкой-грезой, а когда они впали в сладкую дрему - по забывшимся англичанам оркестр неожиданно ударил литаврами. Испуганные меломаны еще долго не могли прийти в себя, и симфония получила название «Сюрприз».




Top