Гайдн отец симфонии. Кого называют «отцом симфонии»? Странный союз Йозефа Гайдна

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 15.12.2018 11:45 Просмотров: 438

Почему Й. Гайдна называют «отцом» симфонии и струнного квартета? Ведь такие произведения писали и до него?

Да, писали. Но именно Гайдн создал форму классической симфонии, совершенной. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; гораздо позже – в XIX-XX вв. стали создавать симфонии с бо́льшим или меньшим количеством частей. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит роману. В творчестве Й. Гайдна завершилось формирование классической симфонии, утвердились основные черты её структуры - последовательность внутренне контрастных, но объединённых общей идеей частей. У Гайдна впервые появились программные симфонии: № 6 («Утро») № 7 («Полдень») № 8 («Вечер»), по форме ещё близкие к жанру концерта с солирующим инструментом, и Симфония № 45 («Прощальная»). Напомним, что программной музыкой считается академическая музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
А струнный квартет из простого чередования быстрых, медленных и танцевальных пьес превратился у Гайдна в содержательный и глубокий диалог четырех равноправных участников струнного ансамбля.

Из жизни Йозефа Гайдна (1732-1809)

Томас Харди. Портрет Йозефа Гайдна (1792)
Почти 30 лет Гайдн прослужил капельмейстером при дворе венгерского князя Эстергази – руководителем хоровой и оркестровой капеллы князя. Он не только сочинял музыку, но и репетировал с оркестром, с певцами, в его обязанности входила также и забота о приятной застольной музыке для званого обеда, и о веселых бальных танцах, и о музыке для кукольного театра. Совмещать все эти обязанности было сложно, к тому же князь специально держал в оркестре лакеев и поваров, которые занятия музыкой должны были совмещать с работой по дому и в кухне. И только поздними вечерами и ночью, когда жизнь в замке стихала, Гайдн мог приступать к сочинению музыки.

Гайдн на репетиции оркестра
В Австрии и Венгрии, а также за их пределами знали о капелле Эстергази, из многих стран приезжали в маленький Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, любители музыки, чтобы послушать сочинения Гайдна под его руководством.

Вид на замок князей Эстергази
Франц Йозеф Гайдн был сыном ремесленника, экипажного мастера. Родился он в селении Рорау, недалеко от Вены. Его отец любил музыку и часто пел австрийские и славянские песни, аккомпанируя себе на арфе.
В возрасте 6 лет маленький Гайдн уже пел в церковном хоре города Гайнбурга, а затем в течение еще 10 лет – в столичной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Его детство и юность прошли в нужде и лишениях. Одно время он даже зарабатывал тем, что странствовал по дорогам со скрипкой, играл на деревенских свадьбах, писал музыку для ярмарочных театров, давал уроки музыки. Только к 30 годам он получил постоянное место работы в капелле Эстергази. Фактически, известным музыкантом он стал в результате собственного непрерывного труда и самообразования. И это удивительно: музыкант-самоучка – прославленный мастер, автор десятков симфоний, квартетов, трио, скрипичных и фортепианных сонат, музыки для театра, композитор с европейским именем!
Служба у Эстергази, с одной стороны, давала ему возможность постоянного заработка, но, с другой стороны, лишала его всякой самостоятельности, угнетала полным зависимости существованием. «Печально быть всегда рабом», – писал он в одном из писем.
От этого рабского существования он освободился почти в 60 лет: в 1790 г. умер Миклош Эстергази, оставив по завещанию своему капельмейстеру пенсию. Его сын и преемник, князь Антал Эстергази, не был любителем музыки и распустил оркестр. Только теперь Гайдн стал свободным и независимым композитором и, несмотря на возраст, почувствовал небывалый творческий подъём.

О творчестве Йозефа Гайдна

За свою долгую карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений и был уже известен как композитор. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные им в 1749 г., ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана. В 50-х годах XVIII в. Йозеф Гайдн написал ряд дивертисментов и серенад, струнных квартетов, первую симфонию (1759) для оркестра, в состав которого входили два гобоя (или флейты), фагот, две валторны, струнные (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели и контрабасы).
В период с 1754 по 1756 г. Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 г. он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр – именно для этого оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Но вскоре фон Морцин прекратил деятельность своего музыкального проекта из-за финансовых трудностей.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было. Их брак не был счастливым ещё и по той причине, что жена не понимала ни его творчества, ни его профессиональной деятельности и ни в чём не поддерживала мужа.
В 1781 г. в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.
После смерти Эстергази он переехал в Вену. Затем побывал в Англии. Здесь он создал цикл из 12 симфоний, которые называют «лондонскими». Позже сочинил две оратории: «Сотворение мира» на сюжет поэмы Д. Мильтона «Потерянный рай» (1798) и «Времена года» на стихи шотландского поэта Дж. Томсона (1800), в которой изобразил картины природы, труд и быт австрийских крестьян.
Гайдн сочинял музыку различных жанров, но одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX вв. он считается в области инструментальной музыки. Но годы и тяготы жизни брали своё – в последние 3 года жизни он уже не сочинял.
Скончался Йозеф Гайдн в Вене 31 мая 1809 г. в возрасте 77 лет. На его панихиде был исполнен «Реквием» Моцарта.

Могила Иосифа Гайдна в Эйзенштадте (Австрия)
Его творчество последнего периода жизни считается наиболее светлым и мудрым, оно со временем не померкло и не потерялось среди сочинений последующих поколений композиторов, его произведения исполняются и в наши дни. Его симфонии (например, «Прощальная», «Военная», «Охотничья»), концерт для виолончели с оркестром, Венгерское трио, фортепьянные сонаты часто звучат и радуют слушателей.
Всего Гайдн создал 24 оперы, 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию), 3 оратории, 14 месс и других духовных произведений.

Й. Гайдн. Симфония № 45 фа-диез минор «Прощальная» (1772)

Это одна из самых популярных симфоний композитора. Она была написана для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстергази. По поводу её создания существует такая легенда. В тот год семейство Эстергази задержалось в их летнем дворце, где уже было холодно, и музыканты страдали от болезней. Гайдн при помощи музыки решил намекнуть князю, что пора уезжать.
Эта симфония исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным финалом симфонии автор поместил дополнительную медленную часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену. Сначала замолкают все духовые инструменты, в струнной группе замолкают контрабасы, затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки (на одной из которых в своё время играл сам Гайдн), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными.
Князь Эстерхази понял этот изящный музыкальный намёк: вскоре все покинули летнюю резиденцию.

Первая часть симфонии – патетическая, без вступления. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии. Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную. После паузы с внезапной силой провозглашается главная тема – начинается реприза. Она более динамичная, насыщенная развитием.
Вторая часть (адажио) светла, безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет. Используется сонатная форма с близкими по характеру темами.
Третья часть (менуэт) напоминает деревенский танец.
Четвертая часть образно перекликается с первой. После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. Дуэт скрипок тихо доигрывает свои трогательные пассажи.
Такой необычный финал всегда производит неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...», – писала лейпцигская газета в 1799 г.

Симфония занимает очень почетное место в мире музыки. Ее история началась два с половиной века назад.
Слово «symphonia» в переводе с греческого означает созвучие. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков и стройное хоровое пение. В Древнем Риме симфонией называли оркестровую музыку.
Первые симфонии в теперешнем понимании этого слова появились в Европе во второй половине 18 века.

Создателем классической симфонии считают Йозефа Гайдна .

В его творчестве она приобрела окончательный вид, поэтому этого композитора называют «отцом симфонии».

А Моцарт и Бетховен продолжили начатое им и открыли новые возможности этого жанра.


Нажимаем на фото, для просмотра увеличенного снимка.

Итак, классическая симфония состоит из четырех частей.

Первая - быстрая, активная.
Вторая - анданте - медленная, задумчивая, посвящена обычно мечтам, природе.
Третья часть - менуэт. Это игра, веселье, народные гулянья, хороводы.
Финал - итог всего произведения, вывод из того, что прозвучало в трех частях. Часто финал звучит торжественно, победно или празднично.

Любая симфония - это целый мир, созданный композитором. Часто ее сравнивают с поэмой или романом. Ведь музыкант стремится выразить в симфонии все, ради чего живет человек на свете: стремление к счастью, справедливости и добру, гармонии во всем.

Гайдн создал 104 симфонии из них хочется вспомнить "Прощальную симфонию", одну из самых знаменитых симфоний будущего XVIII века.

"Прощальная симфония" в очень интересном исполнении Венского филармонического оркестра.

Третьему гению - Бетховену принадлежат только 9. Но почти каждая из них - это новое слово в симфоническом искусстве. Вот, хотя бы взять шестую симфонию, которая называется "Пасторальная".

Название «пастораль» происходит от латинского слова «pastoralis» - «пастушеский». Эта тема была очень популярной еще в Древней Греции и Риме. Древние поэты и писатели воспевали жизнь на лоне природы - простую и искреннюю.

Мода на пасторальные сюжеты в музыке, театре и изобразительном искусстве завоевала все европейские страны в 17-18 веках. Очень много старинных опер было написано на пастушеские темы. В них включали народные песни и танцы, веселые сельские праздничные гулянья.

«Пасторальной» назвал Бетховен свою шестую симфонию и посвятил ее человеку и природе. Музыка ее наполнена нежными голосами птиц, тихим журчанием ручьев, звуками народных инструментов и даже притопыванием танцующих.
Бетховен дает название каждой части симфонии: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое сборище крестьян». Но вдруг налетевшая гроза прерывает веселье. Это слышится в части «Гроза. Буря». Постепенно горизонт проясняется, буря стихает. Симфония заканчивается умиротворенным светлым гимном «Радостные, благодарные чувства после грозы».
Эта симфония - гимн природе, благодарность человека за покой и блаженство, подаренные ею.
Во время написания симфонии композитор пребывал в подавленном состоянии, он сильно переживал из-за своей болезни. Ему грозила полная глухота, и ее приближение Бетховен уже чувствовал. «Никто не может любить природу, как я, - говорил композитор в то время. - Леса, деревья и скалы шлют тот отклик, которого ждет сердце человека».

Быт 4:20 ...он был отец живущих в шатрах со стадами...
Быт 4:21 ...он был отец всех играющих на гуслях и свирели...
Быт 9:18 ...Хам же был отец Ханаана...
Быт 9:22 ...И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего,..
Быт 19:31 ...И сказала старшая младшей: отец наш стар,..
Быт 19:37 ...Он отец Моавитян доныне...
Быт 19:38 ...Он отец Аммонитян доныне...
Быт 22:7 ...и сказал: отец мой!..
Быт 26:18 ...которыми назвал их [Авраам,] отец его...
Быт 27:6 ...вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:..
Быт 27:12 ...может статься, ощупает меня отец мой,..
Быт 27:14 ...и мать его сделала кушанье, какое любил отец его...
Быт 27:18 ...Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой!..
Быт 27:26 ...Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне],..
Быт 27:31 ...и сказал отцу своему: встань, отец мой,..
Быт 27:32 ...Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты?..
Быт 27:34 ...и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня...
Быт 27:38 ...неужели, отец мой, одно у тебя благословение?..
Быт 27:38 ...благослови и меня, отец мой!..
Быт 27:39 ...И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот,..
Быт 27:41 ...которым благословил его отец его;..
Быт 31:7 ...а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою;..
Быт 34:6 ...И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним...
Быт 35:18 ...Но отец его назвал его Вениамином...
Быт 36:43 ...Вот Исав, отец Идумеев...
Быт 37:4 ...что отец их любит его более всех братьев его;..
Быт 37:10 ...и побранил его отец его...
Быт 37:11 ...Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово...
Быт 37:35 ...Так оплакивал его отец его...
Быт 42:35 ...И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались...
Быт 42:36 ...И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей:..
Быт 43:2 ...тогда отец их сказал им: пойдите опять, купите нам немного пищи...
Быт 43:7 ...говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат?..
Быт 43:11 ...Израиль, отец их,..
Быт 43:27 ...и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили?..
Быт 43:28 ...Они сказали: здоров раб твой, отец наш;..
Быт 44:19 ...говоря: есть ли у вас отец или брат?..
Быт 44:20 ...что у нас есть отец престарелый,..
Быт 44:20 ...а он остался один от матери своей, и отец любит его...
Быт 44:25 ...И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи...
Быт 44:27 ...И сказал нам раб твой, отец наш:..
Быт 45:3 ...жив ли еще отец мой?..
Быт 47:1 ...и сказал: отец мой и братья мои,..
Быт 47:5 ...отец твой и братья твои пришли к тебе;..
Быт 48:1 ...После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен...
Быт 48:17 ...что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема;..
Быт 48:18 ...и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой,..
Быт 48:19 ...Но отец его не согласился...
Быт 49:28 ...и вот что сказал им отец их;..
Быт 50:5 ...отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю;..
Быт 50:15 ...И увидели братья Иосифовы, что умер отец их,..
Быт 50:16 ...отец твой пред смертью своею завещал, говоря:..
Исх 22:17 ...а если отец не согласится [и не захочет] выдать ее за него,..
Чис 12:14 ...если бы отец ее плюнул ей в лице,..
Чис 27:3 ...отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников,..
Чис 30:5 ...и услышит отец обет ее и зарок,..
Чис 30:5 ...и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся,..
Чис 30:6 ...если же отец ее, услышав, запретит ей,..
Чис 30:6 ...и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее...
Втор 21:19 ...то отец его и мать его пусть возьмут его...
Втор 22:15 ...то отец отроковицы и мать ее...
Втор 22:16 ...и отец отроковицы скажет старейшинам:..
Втор 26:5 ...отец мой был странствующий Арамеянин,..
Втор 32:6 ...не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя,..
Нав 24:2 ...Фарра, отец Авраама и отец Нахора,..
Суд 9:17 ...За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею...
Суд 11:36 ...Она сказала ему: отец мой!..
Суд 14:3 ...Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин...
Суд 14:4 ...Отец его и мать его не знали, что это от Господа,..
Суд 14:10 ...И пришел отец его к женщине,..
Суд 15:1 ...отец ее не дал ему войти...
Суд 15:2 ...И сказал отец ее: я подумал, что ты возненавидел ее,..
Суд 19:4 ...Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его,..
Суд 19:4 ...и удержал его тесть его, отец молодой женщины...
Суд 19:5 ...И сказал отец молодой женщины зятю своему:..
Суд 19:6 ...И сказал отец молодой женщины человеку тому:..
Суд 19:8 ...И сказал отец молодой женщины той:..
Суд 19:9 ...И сказал ему тесть его, отец молодой женщины:..
Руфь 4:17 ...Он отец Иессея, отца Давидова...
1Цар 9:5 ...чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас...
1Цар 10:2 ...и вот отец твой, забыв об ослицах, беспокоится о вас,..
1Цар 10:12 ...И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец ?..
1Цар 14:27 ...Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ,..
1Цар 14:28 ...говоря: отец твой заклял народ,..
1Цар 14:29 ...И сказал Ионафан: смутил отец мой землю;..
1Цар 14:51 ...Кис, отец Саулов, и Нир, отец Авенира,..
1Цар 19:2 ...говоря: отец мой Саул ищет умертвить тебя;..
1Цар 20:2 ...вот, отец мой не делает ни большого, ни малого дела,..
1Цар 20:3 ...Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает,..
1Цар 20:6 ...Если отец твой спросит обо мне, ты скажи:..
1Цар 20:10 ...если отец твой ответит тебе сурово?..
1Цар 20:13 ...Если же отец мой замышляет сделать тебе зло,..
1Цар 20:33 ...И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида...
1Цар 20:34 ...потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его...
1Цар 22:3 ...пусть отец мой и мать моя побудут у вас,..
1Цар 23:17 ...и Саул, отец мой, знает это...
1Цар 24:12 ...Отец мой!..
2Цар 10:2 ...за благодеяние, которое оказал мне отец его...
2Цар 13:5 ...и когда отец твой придет навестить тебя:..
2Цар 17:8 ...и отец твой – человек воинственный;..
2Цар 17:10 ...ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой...
3Цар 1:6 ...Отец же никогда не стеснял его вопросом:..
3Цар 2:26 ...и терпел все, что терпел отец мой...
3Цар 3:14 ...как ходил отец твой Давид,..
3Цар 5:3 ...ты знаешь, что Давид, отец мой,..
3Цар 7:14 ...Отец его Тирянин был медник;..
3Цар 9:4 ...как ходил отец твой Давид,..
3Цар 11:6 ...и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его...
3Цар 12:4 ...отец твой наложил на нас тяжкое иго,..
3Цар 12:9 ...и сказал: облегчи иго, которое наложил на нас отец твой?..
3Цар 12:10 ...отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас;..
3Цар 12:11 ...итак, если отец мой обременял вас тяжким игом,..
3Цар 12:11 ...отец мой наказывал вас бичами,..
3Цар 12:14 ...и сказал: отец
3Цар 12:14 ...отец мой наказывал вас бичами,..
3Цар 13:12 ...И спросил их отец их: какою дорогою он пошел?..
3Цар 15:11 ...как Давид, отец его...
3Цар 20:34 ...которые взял мой отец у твоего отца, я возвращу,..
3Цар 20:34 ...как отец мой имел в Самарии...
3Цар 22:53 ...всем тем, что делал отец его...
4Цар 2:12 ...Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой,..
4Цар 3:2 ...хотя не так, как отец его и мать его:..
4Цар 3:2 ...он снял статую Ваала, которую сделал отец его;..
4Цар 5:13 ...И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой,..
4Цар 6:21 ...не избить ли их, отец мой?..
4Цар 13:14 ...отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!..
4Цар 14:3 ...впрочем не так, как отец его Давид:..
4Цар 14:3 ...он во всем поступал так, как отец его Иоас...
4Цар 15:3 ...во всем так, как поступал Амасия, отец его...
4Цар 15:34 ...во всем, как поступал Озия, отец его, так поступал и он...
4Цар 16:2 ...как Давид, отец его,..
4Цар 18:3 ...во всем так, как делал Давид, отец его;..
4Цар 21:3 ...И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия,..
4Цар 21:20 ...так, как делал Манассия, отец его;..
4Цар 21:21 ...и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его,..
4Цар 21:21 ...и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им,..
4Цар 24:9 ...во всем так, как делал отец его...
1Пар 2:17 ...отец же Амессы – Иефер, Измаильтянин...
1Пар 2:42 ...он отец Зифа;..
1Пар 2:45 ...а Маон – отец Беф-Цура...
1Пар 2:50 ...Шовал, отец Кириаф-Иарима;..
1Пар 2:51 ...Салма, отец Вифлеема;..
1Пар 2:51 ...Хареф, отец Бефгадера...
1Пар 4:4 ...Пенуел, отец Гедора, и Езер, отец Хуша...
1Пар 4:11 ...он есть отец Ештона...
1Пар 4:21 ...Ир, отец Лехи, и Лаеда, отец Мареши,..
1Пар 7:22 ...И плакал о них Ефрем, отец их, много дней,..
1Пар 7:31 ...Он отец Бирзаифа...
1Пар 8:29 ...В Гаваоне жили: [Иеил,] отец Гаваонитян, –..
1Пар 9:35 ...В Гаваоне жили: отец Гаваонитян Иеил, –..
1Пар 19:2 ...за благодеяние, которое отец его оказал мне...
1Пар 26:10 ...хотя он не был первенцем, но отец его поставил его главным;..
2Пар 2:7 ...которых приготовил Давид, отец мой...
2Пар 2:14 ...сына одной женщины из дочерей Дановых, – а отец его Тирянин, –..
2Пар 7:17 ...как ходил Давид, отец твой,..
2Пар 10:4 ...отец твой наложил на нас тяжкое иго;..
2Пар 10:9 ...облегчи иго, которое наложил на нас отец твой?..
2Пар 10:10 ...отец твой наложил на нас тяжкое иго, а ты облегчи нас, –..
2Пар 10:11 ...Отец мой наложил на вас тяжкое иго,..
2Пар 10:11 ...отец
2Пар 10:14 ...отец мой наложил на вас тяжкое иго,..
2Пар 10:14 ...отец мой наказывал вас бичами, а я [буду бить вас] скорпионами...
2Пар 17:2 ...и по городам Ефремовым, которыми овладел Аса, отец его...
2Пар 21:3 ...И дал им отец их большие подарки...
2Пар 24:22 ...какое сделал ему Иодай, отец его,..
2Пар 26:4 ...точно так, как делал Амасия, отец его;..
2Пар 27:2 ...точно так, как делал Озия, отец его,..
2Пар 28:1 ...как делал Давид, отец его:..
2Пар 29:2 ...точно так, как делал Давид, отец его...
2Пар 33:3 ...и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его,..
2Пар 33:22 ...так, как делал Манассия, отец его;..
2Пар 33:22 ...и всем истуканам, которых сделал Манассия, отец его,..
2Пар 33:23 ...как смирился Манассия, отец его;..
Иов 17:14 ...гробу скажу: ты отец мой,..
Иов 38:28 ...Есть ли у дождя отец ?..
Иов 42:15 ...и дал им отец их наследство между братьями их...
Пс 26:10 ...ибо отец мой и мать моя оставили меня,..
Пс 67:6 ...Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище...
Пс 88:27 ...Он будет звать Меня: Ты отец мой,..
Пс 102:13 ...как отец милует сынов,..
Притч 3:12 ...и благоволит к тому, как отец к сыну своему...
Притч 17:21 ...и отец глупого не порадуется...
Притч 23:24 ...Торжествует отец праведника,..
Притч 23:25 ...Да веселится отец твой...
Ис 8:4 ...дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, –..
Ис 9:6 ...Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. ...
Ис 38:19 ...отец возвестит детям истину Твою...
Ис 63:16 ...Только Ты – Отец наш;..
Ис 63:16 ...Ты, Господи, Отец наш,..
Ис 64:8 ...Но ныне, Господи, Ты – Отец наш;..
Иер 2:27 ...говоря дереву: ты мой отец ,..
Иер 3:4 ...Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: Отец мой!..
Иер 22:15 ...отец твой ел и пил,..
Иер 31:9 ...ибо Я – отец Израилю,..
Иер 35:6 ...потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш,..
Иер 35:10 ...и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш...
Иез 16:3 ...отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка;..
Иез 16:45 ...Мать ваша Хеттеянка, и отец ваш Аморрей...
Иез 18:18 ...А отец его, так как он жестоко притеснял,..
Иез 18:20 ...сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына,..
Дан 5:2 ...которые Навуходоносор, отец его,..
Дан 5:11 ...и царь Навуходоносор, отец твой,..
Дан 5:11 ...сам отец твой, царь,..
Дан 5:13 ...которых отец мой, царь, привел из Иудеи?..
Ам 2:7 ...даже отец и сын ходят к одной женщине,..
Зах 13:3 ...то отец его и мать его, родившие его, скажут ему:..
Зах 13:3 ...и поразят его отец его и мать его, родившие его,..
Мал 1:6 ...если Я отец , то где почтение ко Мне?..
Мал 2:10 ...Не один ли у всех нас Отец ?..

Мф 3:9 ...и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам,..
Мф 5:48 ...как совершен Отец ваш Небесный...
Мф 6:4 ...и Отец
Мф 6:6 ...и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно...
Мф 6:8 ...ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,..
Мф 6:14 ...то простит и вам Отец ваш Небесный,..
Мф 6:15 ...то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших...
Мф 6:18 ...и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно...
Мф 6:26 ...и Отец ваш Небесный питает их...
Мф 6:32 ...и потому что Отец ваш Небесный знает,..
Мф 7:11 ...тем более Отец ваш Небесный...
Мф 10:21 ...и отец – сына;..
Мф 15:13 ...которое не Отец Мой Небесный насадил,..
Мф 16:17 ...но Отец Мой, Сущий на небесах;..
Мф 18:35 ...Так и Отец Мой Небесный поступит с вами,..
Мф 23:9 ...ибо один у вас Отец , Который на небесах;..
Мф 24:36 ...а только Отец Мой один;..
Мк 9:24 ...И тотчас отец отрока воскликнул со слезами:..
Мк 11:25 ...дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши...
Мк 11:26 ...то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших...
Мк 13:12 ...и отец – детей;..
Мк 13:32 ...но только Отец ...
Лк 1:67 ...И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа...
Лк 2:48 ...Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя...
Лк 3:8 ...и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам,..
Лк 6:36 ...Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...
Лк 10:22 ...и кто есть Отец , не знает никто кроме Сына,..
Лк 11:11 ...Какой из вас отец ,..
Лк 11:13 ...тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него...
Лк 12:30 ...ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;..
Лк 12:32 ...ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство...
Лк 12:53 ...отец будет против сына, и сын против отца;..
Лк 15:20 ...увидел его отец его и сжалился;..
Лк 15:22 ...А отец сказал рабам своим:..
Лк 15:27 ...и отец твой заколол откормленного теленка,..
Лк 15:28 ...Отец же его, выйдя, звал его...
Лк 22:29 ...и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,..
Ин 3:35 ...Отец любит Сына и все дал в руку Его...
Ин 4:23 ...ибо таких поклонников Отец ищет Себе...
Ин 4:53 ...Из этого отец узнал, что это был тот час,..
Ин 5:17 ...Отец Мой доныне делает, и Я делаю...
Ин 5:20 ...Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам;..
Ин 5:21 ...Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет,..
Ин 5:22 ...Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,..
Ин 5:26 ...Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе,..
Ин 5:36 ...ибо дела, которые Отец дал Мне совершить,..
Ин 5:36 ...свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня...
Ин 5:37 ...И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне...
Ин 6:27 ...ибо на Нем положил печать Свою Отец , Бог...
Ин 6:32 ...а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес...
Ин 6:37 ...Все, что дает Мне Отец , ко Мне придет;..
Ин 6:44 ...если не привлечет его Отец , пославший Меня;..
Ин 6:57 ...Как послал Меня живый Отец , и Я живу Отцем,..
Ин 8:16 ...но Я и Отец , пославший Меня...
Ин 8:18 ...и свидетельствует о Мне Отец , пославший Меня...
Ин 8:19 ...Тогда сказали Ему: где Твой Отец ?..
Ин 8:28 ...но как научил Меня Отец Мой, так и говорю...
Ин 8:29 ...Отец не оставил Меня одного,..
Ин 8:39 ...Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам...
Ин 8:42 ...если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня,..
Ин 8:44 ...Ваш отец диавол;..
Ин 8:44 ...ибо он лжец и отец лжи...
Ин 8:54 ...Меня прославляет Отец Мой,..
Ин 8:56 ...Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой;..
Ин 10:15 ...Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;..
Ин 10:17 ...Потому любит Меня Отец ,..
Ин 10:29 ...Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;..
Ин 10:30 ...Я и Отец – одно...
Ин 10:36 ...Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир,..
Ин 10:38 ...чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем...
Ин 12:26 ...И кто Мне служит, того почтит Отец Мой...
Ин 12:49 ...но пославший Меня Отец ,..
Ин 12:50 ...Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец ...
Ин 13:3 ...Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его,..
Ин 14:10 ...Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?..
Ин 14:10 ...Отец , пребывающий во Мне, Он творит дела...
Ин 14:11 ...Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне;..
Ин 14:13 ...да прославится Отец в Сыне...
Ин 14:23 ...и Отец Мой возлюбит его,..
Ин 14:26 ...Которого пошлет Отец во имя Мое,..
Ин 14:28 ...ибо Отец Мой более Меня...
Ин 14:31 ...и, как заповедал Мне Отец , так и творю:..
Ин 15:1 ...а Отец Мой – виноградарь...
Ин 15:8 ...Тем прославится Отец Мой,..
Ин 15:9 ...Как возлюбил Меня Отец , и Я возлюбил вас;..
Ин 16:15 ...Все, что имеет Отец , есть Мое;..
Ин 16:27 ...ибо Сам Отец любит вас,..
Ин 16:32 ...но Я не один, потому что Отец со Мною...
Ин 18:11 ...неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец ?..
Ин 20:21 ...мир вам! как послал Меня Отец , так и Я посылаю вас...
Деян 1:7 ...которые Отец положил в Своей власти,..
Деян 16:1 ...которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин,..
Деян 28:8 ...Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе;..
Иак 2:21 ...Не делами ли оправдался Авраам, отец наш,..
1Пет 1:3 ...Благословен Бог и Отец
1Ин 3:1 ...Смотрите, какую любовь дал нам Отец ,..
1Ин 4:14 ...что Отец послал Сына Спасителем миру...
1Ин 5:7 ...Ибо три свидетельствуют на небе: Отец , Слово и Святый Дух;..
Рим 4:1 ...Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?..
Рим 4:16 ...который есть отец всем нам...
1Кор 8:6 ...но у нас один Бог Отец , из Которого все, и мы для Него,..
2Кор 1:3 ...Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,..
2Кор 1:3 ...Отец милосердия и Бог всякого утешения,..
2Кор 11:31 ...Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки,..
Еф 1:3 ...Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,..
Еф 1:17 ...чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы,..
Еф 4:6 ...один Бог и Отец всех, Который над всеми,..
1Фес 2:11 ...потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,..
1Фес 3:11 ...Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос...
2Фес 2:16 ...Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш,..
Евр 12:7 ...Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец ?..

1Мак 2:54 ...Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью,..
1Мак 16:21 ...что отец его и братья умерщвлены...
2Мак 9:23 ...но зная, что и отец мой,..
2Мак 11:23 ...С того времени, как отец мой отошел к богам,..
3Мак 6:2 ...призри, Отец , на семя Авраама, на детей освященного Иакова,..
3Мак 6:6 ...Ты, Отец , и Иону,..
3Мак 7:5 ...и всегда защищает их, как отец сынов,..
3Езд 1:28 ...как отец сыновей и как мать дочерей...
Прем 11:11 ...потому что их Ты испытывал, как отец , поучая,..
Прем 14:3 ...но промысл Твой, Отец , управляет кораблем,..
Прем 14:15 ...Отец , терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне,..
Сир 4:10 ...сиротам будь как отец ...
Сир 30:4 ...Умер отец его – и как будто не умирал,..
Сир 44:19 ...Авраам – великий отец множества народов,..
Тов 2:3 ...И пришел он и сказал: отец мой ...
Тов 5:1 ...И сказал Товия в ответ ему: отец мой ...
Тов 5:17 ...И сказал ему отец : иди с этим человеком;..
Тов 6:16 ...которые заповедал тебе отец твой,..
Тов 7:5 ...А Товия сказал: это мой отец ...
Тов 9:4 ...между тем отец мой считает дни...
Тов 10:1 ...Товит, отец его, считал каждый день...
Тов 10:7 ...потому что отец мой и мать моя не надеются уже видеть меня...
Тов 11:10 ...и сказал: ободрись, отец мой ...
Тов 11:16 ...и благословенны отец твой и мать твоя!..
Тов 12:2 ...Он отвечал: отец мой я не буду в убытке,..
Тов 13:4 ...ибо Он Господь наш и Бог, Отец наш во все веки.

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от .

Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма - струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко - английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами .

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.


Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.


Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.


Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60-70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) - «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.


В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с . Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.


После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.


Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.


В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.


Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»

Классическая музыка

Гайдна - одного из трех венских классиков - справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клави-корде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы "Кривой бес". Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что "Кривой бес" исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. "Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым". Смелый дебют молодого, еще мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принес ему популярность в демократических кругах и... весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в "шутовстве", "легкомыслии" и прочих фехах были позднее перенесены различными ревнителями "возвышенного" на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в фа мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приемов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению "веселой" церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет^ за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Мор-цин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье. Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и ее отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: "Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери". Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключен 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал... несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. "Ей было все равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто ее муж - сапожник или артист". Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзен-штадте, а в летнее время в загородном дворце "Эстергаз", провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых "Медведь", "Детская", "Школьный учитель".

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных "зарисовках". Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в "Прощальной симфонии" (1772 год), или жанрово, как в "Военной симфонии" (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у нее все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом: "В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею".

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название "Парижских". Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек "своего" капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. "Капельмейстер я или капельдинер?" - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему все же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но все же в ее отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын ее Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гай- дна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн. В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы "его слуга" не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нем, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря. Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать "Лондонских симфоний". "Лондонские симфонии" завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьезнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - "Сотворение вдира" и "Времена года".

Сюжет "Сотворения мира" чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о "Сотворении мира" Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и- критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на "возвышенный" лад.

Серов восторженно написал по поводу "Сотворения мира": "Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом "какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!" - это решительно выше всякого сравнения".

Ораторию "Времена года" следует признать еще более значительным произведением Гайдна, чем "Сотворение мира". Текст оратории "Времена года", как и текст "Сотворения мира", был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры "Времен года" далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

"Лондонские симфонии" и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжелую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провел так много лет своей жизни.




Top