Галерея искусств в венеции. Шедевры галерея академии в венеции

Общепринятым названием для сразу нескольких галерей Италии является Галерея Академии Венеции. Одна из величайших художественных галерей страны уже несколько веков хранит для потомков самую большую и полную коллекцию творений венецианских живописцев XIV — XVIII веков.

Практически у Большого канала, на его южном берегу расположился Музей Академии Венеции, на богатейшую сокровищницу которого завистливо «поглядывают» галереи Флоренции, Милана или Рима. Тинторетто, Веронезе, Тициан, Лоренцо и Паоло Венециано, Карпаччо, Беллини, Лото – вот далеко не полный список мастеров, чьи работы экспонируются в залах галереи.

Страницы истории

Галерея Академии в Венеции, основанная Сенатом в 1750 году, «родилась» как обычная школа архитектуры, скульптуры и живописи. Цели, преследуемые инициаторами её создания, были просты, но не лишены тщеславия. Джованни Батиста Пьяцетта активно занимался созданием учебного заведения для будущих деятелей искусства, дабы Венеция стала одним из итальянских центров художественного образования, способного соперничать со школами Флоренции, Рима, Болоньи и Милана.

Всего через пару-тройку лет школа, расположившаяся в Садах Св. Марко, была названа Академией художеств. Начало коллекции академии было положено тоже в первые годы её существования. Но следует отметить, что, ни великая любовь к живописи, ни желание приобщить массы к искусству, ни даже банальное, но очень понятное желание украсить стены здания не были первопричиной коллекционирования. Шедевры итальянских, а в частности венецианских мастеров приобретались, дабы начинающие художники совершенствовали свои навыки, копируя работу «великих».

Из Академии Изящных искусств в 1807 году она превратилась в Королевскую Академию Изящных Искусств, а будучи оккупированной Францией, по приказу властей была перенесена в другое здание. Из школы художеств в начале XIX века Галерея Академии Венеции была преобразованы в музей, фонды которого пополнялись регулярно. А с 1817 года экспонаты музея начали выставлять на всеобщее обозрение, открыв галерею для посетителей.

О коллекции

Как ни удивительно, далеко не второстепенную роль в существовании коллекции галереи в Венеции сыграл Наполеон Бонапарт. Великий император Франции отличался своей любовью к искусству, а поэтому вывозил в Париж все понравившиеся ему творения завоёванных держав. В Венеции он и вовсе отдал приказ о закрытии всех церквей и монастырей и сборе скульптур и картин, их украшавших, в здании братства «Санта Мария делла Карита».

Уже в первые десять лет по завершению периода «наполеоновских войн» Музей Академии в Венеции стал активно пополняться коллекционными экземплярами. Так, в обязанности всех президентов и действующих членов академии входила передача в собственность заведения минимум одного произведения, написанного собственноручно. Несколько рисунков, автор которых — Леонардо да Винчи, являющихся несомненным достоянием галереи, удалось приобрести в 1822 году. Да и влиятельные меценаты, неравнодушные к «прекрасному», сделали огромный вклад. Например, три довольно крупные коллекции работ живописцев были получены Галереей Академии по наследству в первые десятилетия XIX века.

Первоначально музей располагался в пяти залах переоборудованного монастыря, но после всех реконструкций, осуществлённых в XIX-XX веках, сегодня функционируют 24 зала. Здесь максимально полно представлены творения венецианских живописцев периода XIII – XVIII веков. Какая бы то ни было хронология в экспозиции галереи отсутствует. А, поскольку работы сгруппированы по мастерам, более просторные залы «отданы» тем авторам, чьих творений больше.

Коллекция, представленная в Галереи Академии сегодня, является прекрасной демонстрацией того, какого уровня может достичь искусство в отдельно взятом городе, если на него не влияет ни политика, ни разрушительные действия вездесущих вандалов.

Итак, Венецианская галерея Академии. Сегодня мне предстоит нелегкая задача: рассказать вам о том, чего вы не сможете понять. Потому что говорить я буду о венецианской живописи, а полностью ощутить смысл моих слов без обозрения оригиналов картин невозможно.

Конечно, я приведу репродукции. Но их недостаточно. И дело тут не в какой-то мистической творческой ауре, присущей лишь оригиналам картин. Просто картина, особенно большое полотно, продукт комплексный. Художник обычно думает о том, где будет стоять зритель, как он будет осматривать картину, каким образом нужно скомпенсировать перспективой геометрические искажения. И ощущение от осмотра получается законченным. Репродукция на экране монитора, или даже в книге может дать лишь его тень.

На фото ниже - вид площади Сан Марко с моря, каким его увидел я.


А вот тот же вид в исполнении кисти Каналетто. Такой площадь была в начале 18 века.

Интересно, что делая снимок, я не подозревал об этой картине Каналетто. Но венецианская школа, мой рассказ и экспозиция галереи Академии начинаются не с него.

В первом зале там выставлено то, что находилось у истоков венецианской школы, а именно, иконы.

Иконы эти во многом похожи на знакомые нам, православные. Ведь и традиция православной иконописи, и венецианская школа, имею общие истоки: Византию.

Долгое время Венеция находилась под властью Византии, первые дожи выбирались с согласия византийких базилевсов. Да и позже, получив независимость, Венеция продолжала свои заимствования у Византии, но уже совсем другим порядком: в Венеции осело множество произведений искусства и драгоценностей, награбленных в занятой османами Византии во время крестовых походов.

И все же, отличия от православных икон есть. Венецианские значительно более вычурны и нарядны. Обилие золота и некоторая избыточная роскошь, даже в сюжетах, изображающих праведников и страстотерпцев, являются отличительной особенностью венецианской школы. Благодаря уникальному расположению, Венеция была очень богатым городом, постоянно увеличивая свое благосостояние с помощью морской торговли. И это богатство просочилось и в картины тамошних художников.

В следующем зале меня ждали картины наиболее известных представителей венецианской школы, писавших не только на религиозные, но и на светские темы: семейства Беллини и примкнувшего к ним Витторе Карпаччо.

Картины этих художников, относящиеся к 15-16 веку довольно известны. Наверняка вам случалось встречать их репродукции. Портреты дожей и просто юношей кисти Джованни Беллини я, определенно, видел и прежде. Например, этот портрет кондотьера:

Портреты эти производят сильное впечатление. Их интересно разглядывать и сами по себе. Еще интереснее - почитав об этих людях (например, о кондотьерах очень интересные истории можно найти здесь: http://jaerraeth.livejournal.com/208819.html , раздел "Ладнскнехты и кондотьеры"). Но, конечно, еще интереснее - в процессе погружения в культурную среду. Побывав в том самом городе, где жили эти люди, встретиться с ними, практически, лично.

Однако, еще больше меня захватили сюжетные картины. Настолько, что я дал себе труд запомнить имена художников, чтобы отыскать их уже в Москве. Эти картины, в основном, довольно большие, метра 3-4 в высоту. Смотря на них, будто заглядываешь в окно, за которым находятся не просто изображения, а живые люди.

Тут играет роль упомянутый мной в начале записи эффект перспективы. К сожалению, на репродукции эффект почти неуловим.

На картине выше изображена сцена из Библии: святой Франциск в пустыне. Обратите внимание, насколько манера живописи далека от церковных канонов. Несмотря на то, что основная масса картин того времени содержала религиозные сюжеты, светское влияние на них прослеживается очень четко. И в богатой Венеции оно было, пожалуй, сильнее, чем где либо в мире в то время.

Зная это, очень интересно разглядывать многочисленных мадонн Джованни Беллини. Интерес заключается в том, что они все разные. У каждой картины был заказчик, и кого брать в натурщицы, диктовал не догмат, а кошелек. Посмотрите на галерею дев того времени кисти одного художника:

Смесь религиозного и светского породило еще одну картину, что я увидел там. К сожалению, я не помню имени автора, и я не смог найти ее, вернувшись домой. Картина называлась "Holly Supper", и изображала ужин Иисуса и апостолов. Интересно, что ужин был изображен довольно праздничный. Как мне подсказал аудиогид, художник изобразил на картине в числе гостей членов семьи заказчика. Самое забавное, что эта картина по содержанию почти совпадала с описанной в одном из самых моих любимых скетчей Monty Python. Посмотреть его (на английском) можно ниже. Для тех читателей, что не владеют английским, я приготовил версию с русским переводом. Посмотреть ее можно по этой ссылке: http://video.yandex.ru/users/wilduser/view/106/#hq , но имейте в виду, изрядная часть юмора в переводе теряется.

Пока я бродил по музею, надолго задерживаясь у некоторых картин, слушая комментарии аудиогида, я заметил, что там появились еще посетители. Хоть и не много в столь ранний час. Тем не менее, внимание смотрителей ко мне было повышенным. Пока я рассматривал шедевры венецианской школы, венецианцы разглядывали пунцового от солнечных неаполитанских ожогов и небритого меня. В одном из боковых залов я задержался надолго, чем вызвал изрядное беспокойство смотрительницы.

А задержал меня особенно длинный комментарий аудиогида, и картины, подобным которых я прежде не видал (хотя и встречал позднее). Это был полиптих Витторе Карпаччо "Легенда о святой Урсуле". Или, по современному, комикс. На 9 огромных полотнах, занимающих целый зал, с огромным количеством подробностей, был изображен связный сюжет.

С историей Урсулы вы можете ознакомиться , а с содержательным описанием полиптиха -
К сожалению, на репродукции не видно деталей, например, что отец Урсулы, принимающий сватов, мужчина средних лет с легкой небритостью, сутуловатый и с усталым взглядом. На первой части комикса, что можно видеть выше, ("Прибытие сватов"), он изображен дважды. Такой художественный прием мне тоже стал в новинку. Слева перед ним склоняются сваты, а справа, в помещении за троном, он обсуждает с Урсулой их предложения. Сюжет плавно перетекает с картины на картину, не оставляя разрывов, и захватывая внимание. Еще интересно отметить неправильную форму некоторых полотен. Она обусловлена архитектурой зала, где они размещены. Похоже, они висят там со времен Карпаччо.

Кстати, у него есть свой фан-сайт - http://www.vittorecarpaccio.org/ .

От экспозиции музея впечатлений у меня было в избытке. Но на этом они не закончились. В ряду картин более позднего периода, 18-19 веков, пусть и впечатляющих, но похожих на то, что я уже видел в музеях Парижа, мое внимание привлекла подборка полотен Каналетто, выполненная в ультрареалистичной манере. Такая фантастическая проработка пейзажей позволяет мне сравнить его картины с моими фотографиями. К сожалению, я не имел репродукций его картин, поэтому ракурсы могли совпасть лишь случайно.




Я окончил осмотр галереи Академии. И как ни жаль мне было ее покидать, я был вынужден отправиться к гостинице. Последние 30 часов почти без сна брали свое, дойти туда хотелось поскорее. Но и слишком спешить я не мог: у меня еще оставалось около часа до объявленного мне времени заселения. Не сидеть же на ступенях гостиницы этот час, когда в моем распоряжении целая Венеция! И я решил зайти в первый попавшийся на пути музей. Тем более, что ранее утро уже прошло, на улицах стали толпиться туристы, и все выставки с магазинами уже распахнули им двери.

Первой попавшейся мне выставкой стало здание одной из главных венецианских школ живописи - школы ди сан Рокко (вот ее сайт http://www.scuolagrandesanrocco.it/). Прежде венецианской школой я называл особый стиль живописи. Но существовали и конкретные школы - объединяющие художников. Что-то вроде артелей, или, скорее, профсоюзов.

Самым знаменитым художником сан Рокко был Тинторетто. Два просторных зала на двух этажах, представляющие выставку школы, густо увешаны его картинами. Я взял аудиогид и начал слушать о сюжетах картин. И так мне вдруг стало обидно за то, что там категорически запрещено фотографировать! Ведь от моей фотографии ни у кого не убудет, а деньги за просмотр уплачены не малые. Да и иметь возможность вернуться к пережитым воспоминаниям хочется. Поэтому я начал осваивать искусство тайной съемки от бедра. Позднее, я совершенствовал это искусство в других музеях Италии. Дело осложнялось тем, что мой фотоаппарат внушительных размеров, и бросается в глаза. Кроме того, в момент съемки он громко щелкает зеркалом. Но я был осторожен, и меня ни разу не поймали. Хотя, характерные щелчки очень возбуждали смотрителей, и заставляли напряженно искать нарушителя.

Интересно, что там много "обкусанных" картин, встроенных в промежутки между архитектурными элементами.

На втором этаже много картин украшают потолок, поэтому для разглядывания их можно взять зеркало (предполагается, что наклоняться вниз проще, чем задирать голову вверх).

Школа оказалась невелика, и я смог осмотреть ее как раз за время, оставшееся до предполагаемого заселения. Когда я добрался до гостиницы, оказалось, что номер уже готов (я уже почти не держался на ногах). И чемодан мой так и лежит в углу фойе. И надо теперь тащить его на 3 (по российской системе - 4) этаж по узкой и крутой винтовой лестнице старинного венецианского дома с высоченными потолками.

Мой номер, убранный бордовыми драпировками, по площади оказался чуть больше гроба. Там была кровать... и все. Если бы дверь открывалась во внутрь, поставив на пол чемодан я не смог бы ее открыть. Но это не главное. Главное - кровать. Потому что зайдя в номер я сразу скинул ботинки, повалился на нее и уснул.

Да, вот еще что. Я собрал некоторое количество картин упомянутых мною венецианских художников. Посмотреть их можно здесь: http://fotki.yandex.ru/users/justpreview/album/110899/ . Возможно, галерея будет пополняться.

Другие путешествия:

Галерея Академии (Венеция, Италия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Галерея Академии или, как ее еще называют, Музей Академии - это, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Венеции. Сюда стремятся попасть практически все туристы, посещающие этот итальянский город. Именно в Галерее Академии художеств можно увидеть самую большую коллекцию живописи венецианских художников 13-18 веков. Этот музей считается одним из лучших в Европе. Стоит отметить, что Галерея Академии интересна не только своими экспонатами. Само здание музея также представляет историческую и культурную ценность. Галерея расположена в зданиях церкви Санта-Мария-делла-Карита (15 век) и бывшего монастыря (16 век).

В Галереи Академии художеств можно увидеть самую большую коллекцию живописи венецианских художников 13-18 веков.

Академия изящных искусств была открыта в 1750 году. Здесь молодые люди изучали основы живописи, скульптуры и архитектуры. Власти города основали академию с весьма конкретной целью - прославить Венецию как один из центров художественного образования в Италии. Уже в начале 19 века учебное заведение стало музеем. Коллекции с каждым годом пополнялись. Сегодня в Галерее Академии насчитывается 24 выставочных зала, а в самом начале их было всего лишь пять. Большую коллекцию живописи удалось собрать благодаря стараниям местных меценатов.

На сегодняшний день здесь можно увидеть работы всех венецианских мастеров. Вас не оставят равнодушными творения Тициана, Тинторетто, Беллини, Джованни Батиста Тьеполо и многих других известных людей. Интересно, что мировые шедевры живописи размещены в музее не в хронологическом порядке. Более того, какого-либо тематического распределения тоже нет. Некоторых посетителей это сначала сбивает с толку, но потом многие находят в такой бессистемности свою изюминку.

На картинах выдающихся художников можно увидеть, какой была Венеция много лет назад. Вы будете удивлены, когда поймете, что город за все это время почти не изменился.

Если вы планируете посетить венецианскую художественную Галерею Академии, то имейте в виду, что попасть в этот музей непросто. Желающих посмотреть на шедевры мировой культуры очень много - перед входом всегда огромная очередь.

Практическая информация

Галерея Академии расположена на южном берегу Гранд-канала . Веб-сайт .

Время работы: понедельник - с 8:15 до 14:00, со вторника по воскресенье - с 8:15 до 19:15. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Вход: 12 EUR, льготный - 6 EUR; для посетителей, не достигших 18-летнего возраста, вход свободный. В День святого Валентина предоставляется один бесплатный билет для пары посетителей. В Международный женский день для всех женщин вход свободный. Во время проведения специальных мероприятий (например, Дни европейского наследия) вход свободный. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Основные моменты

Венеция всегда считалась особенным местом, вдохновляющим художников. И у нее во все времена хватало денег, чтобы оплачивать работу самых знаменитых мастеров кисти. Своим рождением Галерея Академии обязана известному итальянскому художнику Джованни Батисте Пьяцетте. Именно по его инициативе в 1750 году Сенат Венеции учредил в городе Академию изящных искусств, которая была призвана сделать город одним из центров художественного образования в стране. В стенах новой Академии талантливая итальянская молодежь обучалась мастерству живописи, ваянии и зодчества. Интересно, что это учебное заведения было первым в Италии, где серьезно занялись профессиональной подготовкой реставраторов. Спустя 57 лет Академия искусств получила статус Королевской.

Значительное пополнение художественной коллекции Галереи произошло, благодаря Наполеону Бонапарту. Одними из главных заказчиков полотен знаменитых венецианских художников были братства ремесленников, производивших стекло. Картинами они оформляли храмы своих приходов. Наполеон уничтожил стекольное производство в Мурано и закрыл большинство местных церквей. Часть собранных в венецианских храмах сокровищ была вывезена в Париж, а часть переместили в Венецианскую Академию искусств. С годами коллекция живописи разрасталась, и постепенно учебное заведение было преобразовано в музей.

Даже те, кто не является большим знатоком итальянской живописи, получают от посещения Галереи Академии большое удовольствие. На многих картинах, выставленных здесь, изображена старая Венеция. Разглядывая полотна, которым уже несколько веков, туристы с удивлением понимают, что прекрасный итальянский город за это время почти не изменился.

Здание Галереи

Музейная коллекция произведений венецианских живописцев Средних веков расположена в бывшем монастыре, который был выстроен в XVI веке. Кроме того, венецианская Галерея Академии занимает часть здания христианского храма Санта-Мария-делла-Карита, появившегося здесь еще раньше – в XV веке. Церковный зал числится в музее за номером 23 и предназначен для проведения временных выставок.

В честь художественной Академии получил название один из четырех мостов, проложенных через Гранд-канал. Он соединяет здания старого монастыря и района Сан-Марко.

Художественная коллекция

Собрание музея, по праву считающегося одним из лучших в Европе, помещено в 25 залах. Первоначально музейных залов было всего пять, но благодаря стараниям меценатов, уникальная коллекция за два с лишним века сильно разрослась.

На неспешный осмотр выставленных здесь произведений искусства нужно закладывать от 2 до 3 часов. Интересно, что в размещении богатейшей художественной коллекции не соблюдены ни хронологические, ни тематические каноны. И эта особенность венецианской Галереи Академии поначалу смущает зрителей.

Сегодня в музейных залах можно увидеть живописные полотна всех признанных мастеров кисти Венеции. Особое место среди них занимает выдающийся живописец Джованни Беллини. Он умел создавать на своих картинах очень нежные образы, а мастерская работа художника со светом считается классикой венецианской живописи. Его стиль получил немало последователей, которые называли себя «беллинистами». Созданные Беллини образы Мадонны стали настоящим украшением венецианской Галереи Академии.

Кроме работ самого художника, в музейной коллекции хранятся произведения его отца и брата. Историческое полотно Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» всегда привлекает много посетителей, которые подолгу задерживаются у этой картины.

Из мастеров кисти XV-XVII веков в музее представлены Джорджоне, Чима да Конельяно, Тициан и Тинторетто. Из художников XVIII века здесь можно увидеть работы Каналетто и Тьеполо.

Многие картины писались художниками для украшения залов дворцов, и поэтому имеют большие размеры. Целую стену одного из музейных залов занимает огромное полотно художника Веронезе «Пир в доме Левия». Еще одна гордость Академии – цикл картин Карпаччо «История святой Урсулы».

В каждом из залов Галереи Академии стоит воспользоваться информационными листками, на которых на английском и итальянском языках указаны названия размещенных картин, годы создания полотен и информация об их авторах – годы и места рождения и смерти.

Режим работы и стоимость

Из-за постоянного наплыва посетителей Музей Академии открыт во все дни недели и имеет только два нерабочих дня в году – 25 декабря и 1 января. В понедельник он принимает посетителей только в первой половине дня – с 8.15 до 14.00, а со вторника по воскресенье – с 8.15 до 19.25.

Посетители до 18 лет могут попасть в Галерею бесплатно. Для всех остальных билет стоит 9 евро. Удобно, что за 6 евро можно воспользоваться аудиогидом на русском языке.

14 февраля, в День Святого Валентина, существует скидка. Каждая влюбленная или семейная паря может получить один бесплатный билет. Кроме того, свободно можно попасть в музей в каждое первое воскресенье месяца и в дни специальных музейных мероприятий, например, в Дни Европейского наследия.

Следует также иметь в виду, что Галерея Академии в Венеции – очень популярный туристический объект. Так что здесь практически всегда многолюдно, и перед входом собирается длинная очередь.

Все посетители Галереи отмечают вежливость и корректность работы ее персонала. Сотрудники, работающие в залах, говорят на английском и немецком языках и по просьбе посетителей помогают им ориентироваться в музейной коллекции.

Как добраться

Знаменитая венецианская Галерея Академии находится по адресу: Ponte dell"Accademia, Campo della Carita, 1050. Подъехать до этого места можно на вапоретто, курсирующих по Гранд-каналу. Остановка – мост Академии (Ponte dell"Accademia). Кроме того, от площади Сан-Марко до Галереи можно дойти пешком за 15-20 минут.




Top