Гаммы во всех позициях. В помощь начинающим гитаристам: как играть гамму До мажор


В этой статье мы подробнее поговорим о гаммах. Вы узнаете для чего они нужны и почему им придают такое большой значение.

Введение

Что такое гамма? Это ограниченная последовательность нот, выбранных из 12 возможных, которые создают желаемую окраску для звука. Другими словами гамма для музыканта это тоже самое, что для художника краски. Художник выбирает нужные ему цвета для написания картины, а музыкант выбирает ноты из гаммы для создания мелодии. Лучший способ описать отдельную гамму – это привести список интервалов между нотами. Мы используем термин «Тон» или «Полутон» , что позволяет записать формулу с помощью заглавных букв, T (Tone – тон) и S (Semitone – полутон).

Некоторые гитаристы для обозначения интервалов используют буквы W и H – заглавные от слов «Половинный» (Half) и «Целый» (Whole). Также есть способ указывать количество полутонов (1 или 2). В любом случае, эти три способа являются идентичными и все дают нам интервалы мажорной гаммы:

  1. T T S T T T S
  2. W W H W W W H
  3. 2 2 1 2 2 2 1

(тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон)

Давайте посмотрим, как это работает. Выберем гамму – Соль-диез мажор (G# major). На начальном этапе мы знаем две вещи. Во-первых, нашу основную ноту (или тонику) это Соль диез (G#). Во-вторых, мы будем использовать формулу мажорной гаммы.

Таким образом, мы начинаем с нашей ноты Соль-диез, и добавляем первый шаг формулы, которым является Т – тон. Так, начиная с Соль-диез и двигаясь вверх на тон (или два полутона), мы приходим к Ля-диез (A#).

G# + T = A# (Соль-диез + Тон = Ля-диез).

A# + T = C (Ля-диез + Тон = До).

На следующем шаге мы начинаем с До и сверяемся с формулой – теперь мы должны добавить полутон, который приведет нас к До-диез (C#):

C + S = C# (До + Полутон = До-диез).

Если продолжать в том же духе, то мы получим следующее:
C# + T = D# (До-диез + Тон = Ре-диез),
D# + T = F (Ре-диез + Тон = Фа; вспомните, что нет такой ноты как Ми-диез),
F + T = G (Фа + Тон = Соль),
G + S = G# (Соль + Полутон = Соль-диез).

Таким образом, мы построили нашу гамму Соль-диез мажор, согласуясь с нашей формулой мажорной гаммы:
G# A# C C# D# F G (Соль-диез, Ля-диез, До, До-диез, Ре-диез, Фа, Соль).

Большинство гамм содержит 7 нот, но это не точное правило. В качестве исключения, минорная пентатоника содержит только пять нот (её формула 3 2 2 3 2 – я использую здесь числа вместо T и S, потому что в ней пропущена пара Тон и Полутон, которые вместе составляют 3 половинные ноты и которые вместе легко записать как 3, вместо чего-нибудь наподобие “T + 1/2″, но эти записи обозначают одно и тоже). Некоторые гаммы имеют больше нот, например, хроматическая гамма содержит все 12 нот.

Важно отметить, что многие гитаристы используют ступеневое обозначение формулы гаммы. Например, для мажорной гаммы она выглядит так: 1-2-3-4-5-6-7, а для лидийского лада так: 1-2-3-4#-5-6-7. Разница лишь в повышенной четвёртой ступени. Это используется для облегчения работы с построением ладов, допустим, если вы знаете аппликатуру мажорной гаммы, то вы без труда сможете построить лидийский лад всего лишь повысив четвёртую ступень мажорной гаммы на полутон.

Гаммы и аппликатуры

Гамма – это группа нот с определенным интервалом между ними – так, как я описывал это выше. Эти интервалы определяют то, какие аппликатуры мы должны использовать, чтобы воспроизвести желаемую гамму.

Аппликатура мажорной гаммы:

Если вы знаете аппликатуру одной мажорной гаммы, вы знаете, как играть каждую мажорную гамму на гитаре при её стандартном строе. Чтобы сыграть До-мажорную гамму (C Major), начните её аппликатуру с До на шестой струне. Чтобы сыграть Ре-мажорную гамму (D Major), начните аппликатуру с Ре. И так далее.

То же относится и к любым другим гаммам, если вы знаете аппликатуру, то сразу начинайте с любой тоники, которая вам нужна, и вы сыграете гамму.

Аппликатуры были созданы для использования гамм в стандартном строе. Гаммы являются частью музыкальной теории, потому что гаммы – это только идея, пока их не сыграют и способ, которым мы, гитаристы, обращаем теоретическую гамму в действие – это применение аппликатуры, которая позволяет нам извлекать желаемые ноты.

Повторюсь, что аппликатура, которую я вам дал, была придумана специально для стандартного строя. Если вы понизите строй и сыграете гамму до-мажор по этой аппликатуре, то она не будет содержать те ноты, которые входят в До-мажорную гамму (До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си).

Гамма не изменилась – гамма До-мажор по-прежнему содержит ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Однако, с того момента как гитара настроена иначе, вам нужно использовать новые аппликатуры, чтобы сыграть правильные ноты гаммы – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Таким образом, гамма – это объединение нот, характерной чертой которого является воспроизведение определенного характера звучания при игре. Все аппликатуры, которые вы узнаете в дальнейших статьях – это просто удобный способ проигрывать гаммы, это своеобразный шаблон для построения гаммы от нужной вам ноты.

В приведённой аппликатуре по три ноты на струне. Нот на струне может быть четыре (хоть это и трудно для игры), две (используется в пентатонике), даже можно сыграть всю гамму на одной струне. Всё это разнообразие комбинаций даёт нам новые аппликатуры.

Гамма и тональность

Вы узнали, что тональность определяет тоника (первая ступень гаммы). Гамма и тональность очень тесно связаны, но гамма это не тональность. Название тональности зависит от гаммы – это немного вводит в заблуждение.

Тональность – тональный центр мелодии. Тональность указывает аккорды и ноты, к которым мелодия тяготеет. Вы можете написать песню, в которой мелодия начинается с гаммы До-мажор, а затем ненадолго переключается на гамму Ля-бемоль мажор, всего на один – два такта, после чего опять возвращаетесь к До.

Тот факт, что мы вернулись к До, помогает нам увидеть эту ноту как тональный центр или сердце мелодии, основу, к которой мы неизменно возвращаемся. Основа – это и есть «тональность», и в большинстве случаев, мы начинаем мелодию с гаммы, которая соответствует тональности. В некоторых случаях, мы не будем отходить от гаммы, которая соответствует тональности, без изменения тональности музыки.

Смена тональности называется модуляцией . В этом случае мы меняем тональный центр мелодии, и будем использовать новую гамму (или набор гамм), к которым она станет тяготеть. Мелодия будет построена так, что новая тональность станет ее центром, а старая тональность и ассоциированные с ней гаммы останутся лишь историей, пока мы не совершим обратную модуляцию.

Таким образом, тональность – якорь для мелодии, гамма – инструмент для создания мелодии, и аппликатура – инструмент для воплощения гамм на грифе гитары.

Значение гамм в музыке

В музыкальных терминах, гамма – это палитра нот, из которой вы можете выбирать ноты необходимые для построения аккордов, сольных мелодий, аккомпанементов и всего остального, в надежде получить хорошее звучание.

Взгляните на это так: прежде, чем стать поэтом, нужно овладеть русским языком. Гаммы – язык музыки, и существует множество способов объединять их друг с другом, чтобы создавать интересные композиции.

Незнание гамм похоже на попытку написать поэму, без использования слов. Допускаю, что в некоторых случаях это сработает, и результат будет замечательным, но возможности существенно расширятся, если Вы станете придерживаться общепринятых средств выражения, которыми являются гаммы.

Существует много типов гамм. Думайте о них как об увеличении вашего словарного запаса и получении новых оригинальных способов выражения ваших идей.

Боксы

Вернемся ненадолго к аппликатурам. При изучении аппликатур, как правило, делят последовательность ладов грифа на «боксы». Бокс это всего лишь группа нот гаммы, которую легко сыграть без лишних движений по грифу. Боксы сконструированы движением вверх от нижней струны Е, и проигрыванием одной ноты гаммы за другой, начиная с любой ноты, какой бы она не была.

Существует важное обстоятельство, касающееся боксов/аппликатур. Это то, что они остаются одинаковыми, независимо от того, в какой тональности вы играете вашу гамму. Если вы играете гамму До-мажор, используя специфический бокс или аппликатуру, и вы хотите сыграть гамму Ля-мажор, все, что вы должны сделать – передвинуть аппликатуру вверх по грифу на 2 лада. Почему так?

Давайте разберемся. До и Ля отделены 2 полутонами. Если вы будете передвигать бокс вверх по грифу, то ни один из интервалов между нотами не изменится. Таким образом, вы играете точно ту же самую формулу, только используя другую тонику. Это означает, что вы должны изучить каждую аппликатуру один раз, и можете использовать её для каждой из 12 нот!

Тоника

Источником неразберихи для некоторых людей служит тот факт, что у многих аппликатур нота, указанная как самая нижняя, не является тоникой. Если вы задумались об этом, то это правильно. Давайте начнем с гаммы Соль-мажор. Наш первый бокс должен начинаться на нижней струне Е, 3-ем ладу – которым является Соль. Мы добавляем ноты, начиная с этого лада, чтобы построить гамму:

G A B C D E F# G A B C D E F# G
(Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль).

Чтобы построить следующий бокс, нам пришлось бы сдвинуться от Соль вверх на один тон к 5-ому ладу, которым является Ля. Теперь, мы оттуда начинаем строить нашу гамму:

A B C D E F# G A B C D E F# G A
(Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля).

Требуется 7 нот, чтобы добраться до нашей тоники Соль!

Это не трудно – просто вы должны понять, какая нота является тоникой, и где она находится. Однако, чаще будет случаться, что выше или ниже тоники не найдется подходящих нот, которые бы являлись частью гаммы и подходили для игры (таким образом, игра будет начинаться с тоники).

Тоника очень важна, потому что она определяют гамму, которую вы играете (наряду с типом, мажор, минор и т.д). Хотя нет никакого правила, которое гласит, что вы всегда должны начинать гамму именно с тоники. Представьте себе гамму, как палитру нот, из которых нужно выбрать подходящие для игры.

Какие гаммы нужно учить?

Любые гаммы, какие вы захотите! Гаммы – важная часть вашего творческого арсенала. Чем больше есть гамм, которые вы знаете, тем больше способов вы имеете для самовыражения. Отметим некоторые из них.

1. Минорная пентатоника.

Это первая гамма, которую изучает большинство людей. Она проста, потому что содержит только пять нот, и сразу открывает огромные возможности для импровизации и игры в стиле блюз/рок.

2. Мажорная пентатоника.

Это вариация минорной пентатоники, они очень похожи.

3. Мажорная гамма.

Одна из основных гамм в музыке.

4. Натуральная минорная гамма.

Вместе с мажорной гаммой, они формируют основу всей музыки. Фактически, пентатоника является минорной гаммой, только с несколькими пропущенными нотами. Таким образом, везде, где вы используете минорную гамму, вы также можете использовать пентатонику.

С набором вышеупомянутых гамм вы исполните рок, и вероятно, cможете играть 95 % музыки, с которой знакомы. Вы можете быть очень компетентным музыкантом, даже если вы остановитесь на этом этапе. Следующие гаммы более ограничены в использовании, и имеют скорее джазовое звучание. Они привнесут в вашу музыку новые оттенки.

5. Гармонический минор / мелодический минор.

Две вариации минорной гаммы, которые звучат по-особенному, особенно гармонический минор.

6. Мажорные и минорные лады (Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский).

Натуральные лады это на самом деле вариации мажорной гаммы, которые построены согласно специальным правилам. В зависимости от лада, который вы используете, они придадут музыке различные оттенки. Мажорные натуральные лады отлично подходят для изучения, после того как вы полностью разберетесь с гаммами, упомянутыми выше.

К тому моменту, когда вы освоите мажорные лады и другие гаммы, вы станете опытным музыкантом, с большим диапазоном возможностей.

7. Экзотические гаммы.

Есть сотни экзотических гамм, многие из них используются в определенных типах народной музыки.

Каждому типу гамм будет уделено особое внимание в других статьях. На данном этапе вы должны лишь понять для чего мы их используем и почему они так важны.

В сегодняшней статье я хотел бы поговорить с вами о том, как можно обогатить собственное звучание при игре на гитаре, используя лишь ноты какой-то конкретной гаммы и чисто математический подход. Начнем с того что определимся с гаммой, это будет, конечно же, С мажор (C,D,E,F,G,A,B). Заствьте себя запомнить интервальный состав гаммы (1 тон – 1 тон – ½ тона — 1 тон — 1 тон — 1 тон — ½ тона), подробнее об интервалах вы можете почитать .

Помните, что знание строения интервалов и аккордов помогает вам изучить . Это поможет вам строить интервалы от различных ступеней гаммы. Для тех, кто не знаком с азами теории музыки могу посоветовать почитать статьи на сайте www.7not.ru .

Теперь собственно приступим.

Сыграем гамму С мажор на пятой струне, думаю это труда не составит.

А теперь давайте возьмем ручку и лист с нотным станом. Нарисуем все ноты входящие в гамму, и нарисуем над каждой из них еще по две ноты, но не абы как, а пропуская по одной, таким образом мы будем от каждой ноты в рамках гаммы строить интервал терция. То есть С – (D пропускаем) – Е – (F пропускаем) – G, и так с каждой нотой. В итоге мы получим гамму С мажор гармонизованную аккордами. Сыграем этот пример.

Мы получили семь аккордов, на первой четвертой и пятой ступенях – мажорные трезвучия (), на второй, третьей и шестой ступенях – минорные (), и на седьмой ступени – уменьшенное трезвучие.

Изучение строения аккордов и интервалов поможет вам быстрее выучить расположение нот на гитаре, зачем заниматься изучением нот почитайте .

Обратите внимание, что каждая группа аккордов имеет разный интервальный состав:

  • Мажорные – 2 тона + 1 ½ тона (большая терция + малая терция).
  • Минорные – 1 ½ тона +2 тона (малая терция + большая терция).
  • Уменьшенные – 1 ½ тона + 1 ½ тона (малая терция + малая терция).

После того как вы сыграете этот небольшой пример, так же выучите формы к указанным нотам гаммы C мажор, руководствуясь .

Эта статья предназначена для начинающих соло-гитаристов, которые начали покорять только первые лады грифа и задумываются с чего бы начать обучение, чтобы побыстрей развить беглость пальцев, выучить расположение нот, добиться правильного звукоизвлечения и наконец-то таки сыграть «соляки» своих кумиров - крутых шредеров и блюзменов.

Итак, с чего начать? Первый шаг - гамма до мажор, на гитаре, конечно же, её можно сыграть в пределах всего грифа и в любой позиции. Но, как говорится, всему свой черёд. Начнём с первых - то есть с первой позиции. И не важно, акустика или электрогитара у вас, не важно какое вы музыкальное направление предпочитаете, изучение гамм это грамотный, правильный старт - для импровизации, сочинения и проигрывания мелодий. От простого - к сложному; от простеньких четырёхтактных мелодий - к рок-симфониям.

Берите в руки гитару, «вооружайтесь» медиатором - начинаем заниматься!

Стоит отметить, что проигрывание гаммы (будь какой, в том числе и этой) позволяет избавиться от зубрёжки расположения нот на грифе гитары - где нота До, где Ми, где Фа и т.д. Запоминание будет происходить в процессе занятий, естественно и не принуждённо. Главное - нужно осмысленно играть каждую ноту.

Познакомьтесь, это гамма До мажор на гитаре в одну октаву: начинается от До малой октавы (пятая струна, 3 лад) и заканчивается До первой октавы (вторая струна, 1 лад).

Звучит она так:

Обозначения

Гамма записана двумя способами: верхняя запись (где изображён скрипичный ключ и размер 4/4) - это ноты; нижняя (цифры на линиях) - это табулатура (указывает на какой струне и на каком ладу необходимо прижать ноту).

Ноты

В рамках это статьи мы не будем вдаваться изучение чтения нот с листа, и в большей степени сконцентрируемся на сугубо практическом вопросе - как играть. Но, так или иначе, если вы не знакомы с этой наукой, имеет смысл заиметь учебник по нотной грамоте и восполнить пробел недостающих знаний (азов на первом этапе будет вполне достаточно - где какая нота, длительности нот, что такое размер и ритм).

Возле каждой ноты цифра указывает на то, каким пальцем левой руки играть её (1 — указательный; 2 — средний; 3 — безымянный; 4 — мизинец).

Табы

Шесть линий - это струны гитары: верхняя - первая струна (самая тонкая); нижняя - шестая. Цифры - это лады; ноль - значит открытая струна, то есть она не прижимается на грифе. Например, цифра 2 на третьей линии - это значит, что третью струну необходимо прижать на втором ладу. Все цифры (лады), записанные в табах, соответствуют нотам, расположенным на нотном стане (зрительно они параллельны им).

Как играть?

Для начала, вам необходимо скачать ноты/табы гаммы До мажор для гитары - < >. В архиве есть запись в виде изображения, а также файл gtp для программы Guitar Pro; какой вариант лучше решать вам.

Откройте гамму, чтобы она была на виду, перед глазами, когда вы будете осваивать её на гитаре.

Звукоизвлечение

Извлекаются ноты переменным штрихом - то есть поочерёдно: первая нота - удар вниз (обозначение «скобочка» под нотой), вторая нота - удар вверх («галочка»). Следите за правой рукой: в данном случае повторения штриха недопустимы (2 раза вверх или 2 раза вниз).

Разбор табулатуры

Первая нота гаммы - нота До: как указано в табах прижмите её безымянным пальцем на третьем ладу пятой струны. Удар медиатора - вниз.

Вторая нота - Ре: это открытая четвёртая струна. В табах - ноль на четвёртой линии Значит струну прижимать не нужно; пальцы левой руки только слегка приподнимите, чтобы они не мешали звукоизвлечению, но не убирайте совсем с грифа. Извлекайте звук ударом медиатора - вверх (переменный штрих обязательно!)

Таким же образом анализируйте/разбирайте расположение каждой ноты , и, соответственно, затем извлекайте её. Дойдя до самой высокой ноты данной мажорной гаммы (до первой октавы), двигайтесь в обратном, нисходящем, направлении (так как это записано в нотах - к самой низкой, первой, ноте).

Следите за действиями правой руки (штрих!) и левой (аппликатура!). Очень важно, брать ноты теми пальцами, которые указаны возле каждой ноты. Не стоит стараться играть быстро. Ваша задача сейчас - запомнить расположение звуков на грифе, их последовательность, и каким пальцем какую ноту прижимать.

Проигрывание в темпе

После разбора нот/табов можно приступать к ритмичному проигрыванию гаммы - в заданном темпе, выдерживая соответствующую длительность каждого звука.

Вам понадобится метроном; сгодится любой - механический, электронный, онлайн (размещённый на веб-странице) либо в виде компьютерной программы.

Установите в метрономе темп 30-40 ударов в минуту (BPM), а затем включите его. Играйте звуки гаммы синхронно с ударами; каждый удар метронома - это нота (удар по струне). Добивайтесь ровного звучания - не спеша и не запаздывая.

Если не успеваете, путаетесь, ноты звучат не чётко (приглушённо либо с призвуками), уменьшите темп.

Ну а если играете До мажор на гитаре - чисто, ровно, без ошибок, можно увеличить темп (но не намного!) Например, попробуйте сыграть синхронно с аудиопримером (см. выше) - 50 BPM. Скачать его можно - < >.

Упражняйтесь в проигрывании гаммы 15-30 минут в день. Давайте пальцам отдых: не допускайте болевых ощущений и переутомления в кистях рук. Каждый звук играйте осознано, то есть анализируйте - какую ноту извлекаете (До, Ре, Ми…), запоминайте её визуально на грифе и на слух.

Практика

Добейтесь уверенного исполнения гаммы в темпе 50 BMP. С этим минимумом исполнительской техники можно переходить на следующую ступеньку - проигрыванию несложных мелодий в До мажоре.

ТЕГИ

Эта статья посвящена тому, как играется гармонический минор на гитаре. И в большей степени состоит из практических занятий. Однако перед тем как приступить к проигрыванию гаммы, давайте разберёмся в её структуре.

Формула

Итак, гармонический минор - это разновидность минорной гаммы. Его формула выглядит следующим образом:

1 2 b3 4 5 b6 7

То есть его отличие от натуральной минорной гаммы заключается лишь в септиме (седьмой ступени). Например:

Натуральный минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G (соль)

Гармонический минор от звука Ля (A):

A (ля) - B (си) - C (до) - D (ре) - E (ми) - F (фа) - G# (соль диез)

Используя эту закономерность, можно «преобразить» натуральный минорный лад, построенный от любого звука, в гармонический минор. В отношении ля минора - это замена G на G#.

Гармонический минор используется для обыгрывания минорных, мажорных, полууменьшённых аккордов и доминантсептаккордов.

Мы рассмотрим вариант обыгрывания доминанты посредством этого лада в тональности Ля минор.

То есть, сыграем на гитаре ля минорную гармоническую гамму на аккорд E (ми мажор).

Пример использования этого подхода и боксы лада, которые мы будем разбирать далее в статье, смотрите в этом видео:

Ещё одна примечательная особенность гармонического минора заключается в том, что если его построить от тоники доминанты (в данном случае E), он принимает «облик» фригийского мажорного лада, или испанского мажора:

1 b2 3 4 5 b6 b7

Фригийский мажор от E:

E (ми) - F (фа) - G# (соль диез) - A (ля) - B (си) - С (до) - D(ре)

Такой вариант обыгрывания доминанты используют в своих соло гитаристы, играющие в различных музыкальных стилях: Yngwie Malmsteen, George Bellas, John Mclaughlin, Al Di Meola и многие другие.

Лад легко определяется на слух из-за колоритного восточного звучания.

Боксы

Аппликатура боксов составлена по принципу «три ноты на струне». На видео гамма играется переменных штрихом, но вы можете использовать любой другой способ звукоизвлечения. Например, свип (формула вниз-вверх-вниз + вниз-вверх-вниз и т.д.) или хаммер/пул (легато).

Обратите внимание на то, что в боксах используется расширенная аппликатура, поэтому нужно предварительно «разогреть» пальцы.

Гамму можно играть под метроном или под минусовку поверх аккорда E, как это показано на видео.

Стоит отметить то, что с гармоническим подкладом лад играть намного полезней в плане развития слуха и импровизационных навыков.

Проигрывание каждого бокса заканчивается устойчивым звуком аккорда (в данном случае ми мажора). То есть в некоторых позициях по окончанию нисходящего движения выполняется повторное «возвращение» к тонике (E), терции (G#) или квинте (B) ми мажора. Соответственно, и ступени лада рассматриваются относительно доминанты.

Минусовку для проигрывания гармонического минора на гитаре и минус для импровизации на аккорд E (который звучал на видео), табы можно

(от b2 - второй пониженной ступени E)

Ознакомьтесь с расположением звуков лада на грифе:

Теперь разберите «пальцовку». Возле каждой ноты указан палец левой руки, которым необходимо её прижимать.

Как уже и говорилось выше, проигрывание заканчивается не первой (самой нижней) нотой бокса F, а G# - опорным тоном (терцией ми мажора).

(от 4 ступени E)

Заканчиваем проигрывание гаммы на ноте B (5 ступени аккорда E)

(от 5 ступени - квинты E)

(от 6 ступени)

В последнем такте возвращаемся к тонике E.

(от 7 ступени - септимы)

(от 1 ступени - тоники)

  1. Если вам тяжело даётся освоение табулатуры или вы предпочитаете осваивать аппликатуру визуально, просмотрите вторую часть видео, размещённого вначале статьи. Но установите в плеере Youtube замедленное воспроизведение. Подробней о том, как выполняется эта настройка, .
  2. Гамму можно играть на любой минус и другие аккорды, для обыгровки которых она пригодна (например, ля минором гармоническим можно обыграть Fmaj7). Всё зависит от конкретных задач.
  3. Боксы изучайте последовательно. Не спешите охватывать весь материал целиком в рамках одного-двух занятий.
  4. Когда все боксы уже будут достаточно хорошо изучены, их можно будет проигрывать один за одним постепенно перемещаясь по грифу так, как это показано в обучающем видео.
  5. Гамма играется восьмыми (на одну долю – две ноты). В дальнейшем вы можете играть её шестнадцатыми или триолями.
  6. Играйте приведенные боксы в других тональностях. К примеру, транспонируйте изученный материал в тональность ре минор и попробуйте обыграть уже его доминанту - аккорд A7.
  7. Комбинируйте в своих импровизациях на гитаре гармонический минор с другими ладами (пентатоникой, блюзовой гаммой, натуральным минором) и арпеджио, ориентируясь на гармоническую последовательность (аккорды песни, инструментальной композиции).

Всё! Первая часть урока подошла к концу. Успешных и плодотворных вам занятий на гитаре! Во второй части мы рассмотрим диагональные аппликатуры гармонического минора - .

ТЕГИ

Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара. Они образуют ключевые шаблонные элементы для музыкального произведения и импровизации практически в любом стиле и жанре. Именно уделение времени на освоение самым базовым гаммам отличает обычного музыканта от великолепного мастера. К счастью, когда дело касается гитары, изучение гамм обычно сводится к запоминанию простых шаблонов путем постоянной практики.

Шаги

Часть 1

Основные понятия и термины

Уже владеете небольшими знаниями основ теории музыки? Тогда переходите непосредственно к гаммам, кликнув .

  1. Научитесь читать гриф гитары. На гитаре, передняя, длинная и тонкая часть, где вы прижимаете свои пальцы, называется грифом. Выпуклые металлические порожки на грифе делят его на лады. Гаммы получаются путем сыгрывания нот при различных сочетаниях ладов, поэтому важно уметь их отличать:

    • Лады нумеруются от головы гитары в направлении ее корпуса. К примеру, самый верхний порожек у головы гитары – первый лад (или «лад 1»), следующий лад – это второй лад, и так далее.
    • Прижимание струны на определенном ладу и удар по этой струне над корпусом гитары сыгрывает соответствующую ноту. Чем ближе лады к корпусу гитары, тем выше ноты.
    • Точки на ладах служат для запоминания позиции ладов - они помогают легко помнить, где вы прижимаете свои пальцы, без необходимости постоянно считать лады от головы гитары.
  2. Выучите названия нот на грифе. Каждый лад на гитаре берет ноту, у которой есть свое имя. К счастью, всего существует только 12 нот - названия просто постоянно повторяются. Ноты, которые вы можете сыграть, представлены ниже. Имейте ввиду, что у некоторых нот есть два отличных названия:

    • ля (A), ля-диез/си-бемоль (A#/Bb), си (B), до (C), до-диез/ре-бемоль (C#/Db), ре (D), ре-диез/ми-бемоль (D#/Eb), ми (E), фа (F), фа-диез/соль-бемоль (F#/ Gb), соль (G), соль-диез/ля-бемоль (G#/Ab) . После этого ноты снова повторяются, начиная с ля.
    • Изучение позиций различных нот не является чем-то очень сложным, однако и на это нужно какое-то время, чтобы осветить в этой статье.
  3. Выучите названия струн. Вы можете ссылаться на различные струны, называя их как «самая толстая, вторая самая толстая», и так далее, но гораздо проще разговаривать о гаммах, зная их действительные названия. К тому же это еще и полезно, так как струны именуются в соответствие ноте, которую они берут, когда не прижимается никакой лад . В обычной шестиструнной гитаре со стандартной настройкой струны именуются следующим образом:

    • ми (самая толстая)
    • соль
    • ми (самая тонкая) - заметьте, что у этой струны имя такое же как и у самой толстой, поэтому некоторые люди для различия, называют их как «низкая» и «высокая» ми.
  4. Изучите понятие тона и полутонов в гаммах. Проще говоря, гамма – это просто последовательность нот, которые приятно звучат, когда играются по порядку. Когда вы перейдете к изучению гамм, вы поймете, что все гаммы строятся по схемам из «тонов» и «полутонов». Звучит весьма сложно, однако они просто служат способом описания различных интервалов на грифе

    • Полутон – это интервал в один лад ниже или выше. К примеру, если вы играете до (струна ля, третий лад), переход на один лад вверх даст вам ноту до-диез (струна ля, четвертый лад). Можно сказать, что ноты до и до-диез отличаются на полтона.
    • Тон – то же самое, только интервал будет в два лада . К примеру, если мы стоим на до и двигаемся на два лада вверх, мы берем ноту ре (струна ля, пятый лад). Таким образом, ноты до и ре отличаются на целый тон.
  5. Ступень гаммы. Вы уже почти готовы к изучению гамм. Последнее понятие, которое нужно запомнить – это «ступени», для определения нот – поскольку гаммы являются последовательностями нот, которые нужно играть по порядку. Ступени перечислены ниже. Изучение количественных названий для каждой ступени очень важно - другие названия применяются менее часто.

    • Нота, с которой вы начинаете, называется основным тоном или первой . Иногда ее также называют тоникой .
    • Вторая нота называется второй или верхним вводным тоном .
    • Третья нота называется третьей или медиантой .
    • Четвертая нота называется четвертой или субдоминантой .
    • Пятая нота называется пятой или доминантой .
    • Шестая нота называется шестой или субмедиантой .
    • Седьмая нота называется седьмой - у нее есть несколько других имен, которые меняются в зависимости от гаммы, поэтому мы опустим их в этой статье.
    • Восьмая нота называется октавой . Ее также иногда называют тоникой , так как это одна и та же нота, что и первая, только выше.
    • После октавы, вы либо можете начать все заново со второй, либо продолжать с девятой. К примеру, ноту после октавы, можно назвать «девятой» или «второй», но это одна и та же нота в любом случае.

    Часть 2

    Мажорные гаммы
    1. Выберите начальную ноту (основной тон) для вашей гаммы. Тип гаммы, которую мы изучим в этом разделе – это мажорная гамма. Это хороший выбор для начального обучения, так как большинство других гамм основаны на мажорной гамме. Одним замечательным свойством гамм является то, что вы можете играть их, начиная с любой ноты. Чтобы начать, выберите любую ноту ниже 12-ого лада на низкой ми струне или струне ля. Играя на одной из низких струн, у вас будет много места для перемещения вверх и вниз по гамме.

      • Для примера, давайте начнем с соль (нижняя ми струна, третий лад). В этом разделе вы узнаете, как играть гамму соль-мажор - гаммы называются в соответствие их основным тонам.
    2. Изучите схему ступеней мажорной гаммы. Любая гамма может быть записана как схема целых тонов и полутонов. Очень важно изучить схему ступеней мажорной гаммы, так как большинство других гамм происходят от нее. Смотрите ниже:

      • Начните с основного тона, затем следуйте этим шагам: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон .
      • К примеру, если мы стоим на соль, сначала мы перейдем вверх на целый тон в ля. Затем, мы перейдем на другой тон в си. Далее, мы перейдем вверх на полтона в до. Следуя схеме выше, гамма продолжится сыгрыванием нот ре, ми, фа-диез, и закончится на соль.
    3. Изучите аппликатуру пальцев для мажорной гаммы. Вы можете сыграть всю гамму на одной струне, но это слишком просто - обычно вы не заметите такого за гитаристами. Вместо этого, намного более распространенной практикой будет двигаться вверх и вниз по нескольким струнам при сыгрывании этой гаммы. Это сократит количество необходимых движений вашей руки.

      • Для изученной соль-мажорной гаммы, мы начинаем играть на третьем ладу на низкой ми струне. Затем играем ля и си на пятом и седьмом ладу струны ми.
      • Далее, мы играем до на третьем ладу струны ля . Играем ре и ми на пятом и седьмом ладу струны ля.
      • Затем, играем фа-диез на четвертом ладу струны ре . Заканчиваем, играя соль на пятом ладу струны ре. Заметьте, что нам не пришлось двигать нашу руку вверх и вниз по грифу при такой игре - просто играли разные струны и тянули пальцы.
      • Все вместе должно быть так: Низкая ми струна: Струна ля: Струна ре:
    4. Попробуйте пробегаться по этой схеме вверх и вниз по грифу. Пока вы начинаете играть с низкой ми или ля струны, аппликатура изученной вами мажорной гаммы может быть сыграна с любой позиции на грифе. Другими словами, просто сдвиньте все ноты вверх или вниз на то же количество ладов/ступеней, чтобы играть различные мажорные гаммы.

      • К примеру, если хотите сыграть си-мажорную гамму, нужно просто перейти по грифу на седьмой лад низкой ми струны. Затем, нужно просто использовать ту же аппликатуру, что и прежде, чтобы сыграть гамму как эта: Низкая ми струна: Си (7 лад), до-диез (9 лад), ре-диез (11 лад) Струна ля: ми (7 лад), фа-диез (9 лад), соль-диез (11 лад) Струна ре: ля-диез (8 лад), си (9 лад)
      • Заметьте, что расположение пальцев на ладах ровно такое же, как и прежде. Просто сдвигайтесь вверх и вниз, чтобы играть различные мажорные гаммы.
    5. Заучите гаммы, пробегаясь вверх и вниз. Обычно гаммы играют не только в одном направлении. Как только вы освоите игру мажорной гаммы вверх, попробуйте играть ее в обратном направлении, как только сыграете полную октаву. Все, что вам нужно – играть те же ноты, но в обратном порядке - без каких-либо изменений.

      • К примеру, если нужно сыграть си-мажорную гамму вверх и вниз, то нужно играть ноты так: Игра вверх: си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си Игра вниз: си, ля-диез, соль-диез, фа-диез, ми, ре-диез, до-диез, си
      • Если вы хотите играть гамму в размер 4/4, играйте каждую ноту как четверть или восьмушка. Играйте октаву дважды или переходите к девятой ноте (тон сразу за октавой), затем идите обратно. Это даст вам необходимое количество нот для того, чтобы гамма «сравнялась» со счетом.

    Часть 3

    Минорные гаммы
    1. Запомните разницу между минорной мажорной гаммой. У минорной гаммы много общего с мажорной гаммой. Как и мажорная гамма, минорные гаммы называют согласно их основным тонам (к примеру, ми-минор, ля-минор и так далее). Большинство нот даже одинаковые. Есть всего несколько отличий, которые вам необходимо запомнить:

      • У минорной гаммы понижается третья ступень .
      • У минорной гаммы понижается шестая ступень .
      • У минорной гаммы понижается седьмая ступень .
      • Чтобы понизить ноту, просто сдвиньте ее на полтона вниз. Это значит, что третья и седьмая ноты в гамме будут на один лад ниже, чем в мажорной гамме.
    2. Разучите ступенчатую схему для минорной гаммы. Отличие от мажорной гаммы будет в понижении на третьей, шестой и седьмой нотах в схеме минорной гаммы. Запоминание новой схемы может быть весьма полезно при освоении минорных гамм.

      • Схема минорной гаммы начинается с основного тона, то есть: Тон, полутон , тон, тон, полутон , тон, полутон .
      • К примеру, если хотите сыграть гамму соль-минор , начните играть гамму соль мажор и понижайте третью, шестую и седьмую ступень на полтона. Гамма соль-мажор : соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль
      • …отсюда гамма соль-минор будет: соль, ля, си-бемоль , до, ре, ми-бемоль , фа , соль
    3. Выучите аппликатуру для минорных гамм. Так же как и с мажорными гаммами, ноты в минорных гаммах играются на определенных ладах, и вы можете бегать вверх и вниз по грифу, играя различные минорные гаммы. Пока вы начинаете играть минорные гаммы с низкой ми струны или струны ля, минорная схема будет одинаковой.

      • К примеру, давайте сыграем минорную гамму ми-бемоль. Для этого мы просто начнем играть гамму ми-бемоль, понижая при этом третью, шестую и седьмую ступени вниз на один лад, вот так: Струна ля: ми-бемоль (6 лад), фа (8 лад), фа-диез (9 лад) Струна ре: ля-бемоль (6 лад), си-бемоль (8 лад), си (9 лад) Струна соль: ре-бемоль (6 лад) , ми-бемоль (8 лад)
    4. Тренируйтесь играть гамму вверх и вниз. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы тоже часто играют вверх и вниз. Вы просто играете ту же последовательность нот, но в обратном направлении без изменений.

      • К примеру, если вы хотите сыграть гамму ми-бемоль вверх и вниз, то это делается так: Вверх: ми-бемоль, фа, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, си, ре-бемоль, ми-бемоль Вниз: ми-бемоль, ре-бемоль, си, си-бемоль, ля-бемоль, фа-диез, фа, ми-бемоль
      • Тут вы тоже можете добавить, девятую ступень (в этом случае нота фа после октавы) или играть октаву дважды, чтобы попасть в размер 4/4.

    Часть 4

    Другие полезные гаммы
    1. Практикуйтесь играть хроматические гаммы для тренировки и скорости. Одной полезной разновидностью гамм для тренировки является хроматическая гамма. В этой гамме все ступени разделены на полтона . А это значит, что хроматическую гамму можно сочинить, просто пробегаясь вверх и вниз по ладам в определенном порядке.

      • Попробуйте выполнять это хроматическое упражнение: Для начала выберите одну из струн на гитаре (неважно какую). Начните отсчитывать ритм 4/4. Сыграйте по открытой струне (без зажатия ноты на ладу) как четвертную ноту, затем на первом ладу, далее на втором, и третьем. Не останавливаясь, сыграйте на первом ладу, на втором, третьем и четвертом. Держите ритм ровно и играйте на втором, затем на третьем, четвертом и пятом. Продолжайте эту схему, пока не дойдете до 12 лада, а затем возвращайтесь!
      • К примеру, если вы играете на высокой ми струне, ваше хроматическое упражнение будет таким: Счет раз: ми (открытая), фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад) Счет 2: фа (1 лад), фа-диез (2 лад), соль (3 лад), соль-диез (4 лад)
      • …и так далее до 12 лада (и обратно).
    2. Выучите пентатонику. В пентатонике содержится всего 5 нот и все они приятно звучат при одновременном сыгрывании, поэтому эта гамма часто используется в сольных партиях. В частности, минорная пентатоника исключительно популярная в роке, джазе и блюзе. Эта гамма настолько часто используется, что иногда ее просто называют «пентатоникой» для краткости. Эту гамму мы и изучим ниже.

      • Минорная пентатоника содержит следующие ступени: Основной тон, пониженная 3 ступень, четвертая, пятая, и пониженная седьмая ступень (плюс октава) . Это практически минорная гамма, но без второй и шестой ступени.
      • К примеру, если мы начнем с низкой ми струны, ля-минорная пентатоника будет такой: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад)
      • Тут, если хотите, можете продолжить играть те же ноты на высоких струнах: Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), соль (8 лад)
    3. Изучите блюзовую гамму. Как только вы освоите минорную пентатонику, очень просто сыграть связанную с ней «блюзовую гамму». Для этого нужно просто добавить пониженную пятую ступень гаммы в минорную пентатонику. Это даст вам гамму с шестью нотами - все остальное без изменения.

      • К примеру, если вам нужно сделать из ля-минорной пентатоники блюзовую ля гамму, сыграйте так: Низкая ми струна: ля (5 лад), до (8 лад) Струна ля: ре (5 лад), ми-бемоль (6 лад) , ми (7 лад) Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: до (5 лад), ре (7 лад), ми-бемоль (8 лад) Струна си: ми (5 лад), соль (8 лад) Струна ми: ля (5 лад), до (8 лад)
      • Пониженная пятая ступень известна как «блюзовая нота». Несмотря на то, что она находится в гамме, она несколько странно звучит и сама по себе неблагозвучна, поэтому, если вы играете сольную партию, старайтесь использовать ее в качестве вводного тона - то есть, играйте ее «при переходе» к другой ноте. Не держите эту блюзовую ноту слишком долго!
    4. Разучите двухоктавные версии всех гамм. Как только вы дойдете до октавы гаммы, вам необязательно возвращаться. Просто считайте октаву как новую тонику и используйте ту же ступенчатую схему для сыгрывания второй октавы. Мы уже кратко касались этой темы при изучении минорной пентатоники, однако это то, что вы можете практиковать практически с любой гаммой. Начиная с позиции нижних двух струн, можно достаточно легко покрыть две целых октавы в одной и той же части грифа. Заметьте, что вторая октава обычно содержит отличную аппликатуру даже с учетом одинаковых ступеней .

      • Давайте разучим двухоктавную мажорную гамму - как только вы ее запомните, вам будет легко понять любые другие двухоктавные версии мажорных гамм. Будем пробовать соль-мажор (самая первая гамма, изученная нами в этой статье). На данный момент мы умеем это: Низкая ми струна: соль (3 лад), ля (5 лад), си (7 лад) Струна ля: до (3 лад), ре (5 лад), ми (7 лад) Струна ре: фа-диез (4 лад), соль (5 лад)
      • Продолжайте, используя ту же схему: тон, тон, полутон, и так далее… Струна ре: соль (5 лад), ля (7 лад) Струна соль: си (4 лад), до (5 лад), ре (7 лад) Струна си: ми (5 лад), фа-диез (7 лад), соль (8 лад)
      • …и затем возвращаемся!



Top