Где грань между искусством и ремеслом. Рассуждения на тему: Искусство и ремесло

Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год. Искусство и ремесло. Разбор направления. Определение понятий «искусство», «ремесло». Синонимы. Словоупотребление.



Искусство и ремесло.

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Аспекты направления:

  1. Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
  2. Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант.
  3. Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т. д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники.
  4. Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
  5. Энтузиаст/филистер как мировоззренческая категория.

ИСКУССТВО
Определение:

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
2. Умение, мастерство, знание дела.
3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

ИСКУССТВО - одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно.
Многозначность термина «искусство» - выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом. По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех искусств с поэзией (литературой). Более того, в 19 веке последняя расценивалась многими теоретиками как «высший» вид искусства.

Вычленение искусства в качестве самостоятельной категории и феномена человеческого опыта в античной эстетике происходило путем сопряжения и сопоставления искусства и природы, искусства и морали, реального и идеального начал, научного понятия и художественного образа и т. д.

Искусство - совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток личности того или иного человека, свидетельство его особого умения или таланта. По этим трем признакам искусство легко отличить от ремесла (которое меньше нуждается в личностном начале и таланте) и техники (которая и вовсе легко без них обходится).

Синонимический ряд:

умение, мастерство, художество; занятие, знание, артистизм, квалифицированность, умелость, сноровка, искусность, артистичность, вокал, виртуозность, мастеровитость, техника, навык, дело, квалификация изящные искусства: музыка, живопись, ваяние (скульптура), зодчество (архитектура), мозаика, поэзия, пляска, мимика, пение, лицедейство;

Каким может быть искусство (определения):
Изобразительное, кулинарное, прикладное, сценическое, монументальное, древнерусское, художественное, драматическое, изящное, актёрское, театральное, декоративное, ювелирное, вокальное, цирковое, врачебное, балетное, античное, абстрактное, современное, музейное, оперное.

Устойчивые выражения и словоупотребление:

Военное искусство, изобразительное искусство, изящные искусства, прикладное искусство, произведение искусства, обучаться искусству, упражняться в искусстве, постигать искусство, покровительствовать искусству, служить искусству, владеть искусством, осваивать искусство, осмысливать искусство, практиковаться в искусству, преуспеть в искусстве, высокое искусство, по всем правилам искусства, из любви к искусству, памятники искусства

РЕМЕСЛО
Определение:

1. Профессиональное занятие изготовление изделий ручным, кустарным способом.
2. Вообще профессия, занятие (разг.)

Синонимический ряд :
дело, занятие, искусность, кузнечество, мастерство, призвание, промысел, профессия, работа, рукоделие, рукомесло, специальность

Каким может быть ремесло (определения)?:
Кузнечное, прибыльное, ювелирное, актёрское, искусное, доходное, швейное, журналистское, традиционное, оружейное.

Устойчивые выражения и словоупотребление :

Обучить ремеслу, осваивать ремесло, постигать ремесло, зарабатывать ремеслом, кормиться ремеслом, ремесло процветает, заниматься ремеслом, перенять ремесло, преуспеть в ремесле, учиться ремеслу, владеть ремеслом, избрать ремесло.

Искусство и ремесло - Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Рассуждение на тему Искусство и ремесло

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Рассуждение на тему: Искусство и ремесло

Искусство – это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами.

Далеко не каждый человек может свои чувства облачить в красивые и грамотные фразы, чтобы силой слова выразить накал страстей, присущих людям разных эпох и поколений. Мировая литература – это кладезь человеческих чувств и свершений, которые общаются с нами сквозь века, находя родственные души в среде современного поколения.

Картинные галереи полны уникальных полотен, раскрывающих нам тайный смысл далекого прошлого, пронесенный сквозь века, но по сей день не утративший своей актуальности. Великие живописцы смотрят на нас глазами своих картин, словно стремятся передать мудрость бытия.

Сколько талантливых поэтов оставили нам свое наследие в прекрасных и мудрых строках стихотворений, любимых и востребованных далекими потомками. Глубокий смысл слова каждой рифмованной строфы несет в себе тайное знание человеческой души со всеми ее достоинствами и пороками.

Узоры искусных рукодельниц до сих пор радуют глаз хитросплетениями ажурных шалей и кружевных салфеток. Вышитые рушники и сорочки сегодня не только в почете, но и в моде. Ювелирно обработанные драгоценные камни и металлы покоряют женские сердца, как прошлых, так и новых поколений. Архитектурные шедевры минувших лет достойно украшают улицы и площади, гармонично разбавляя урбанистический стиль современных городов.

Все прекрасное, что нас окружает – это искусство, без которого наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением счастья.


Рассуждение на тему: Что такое талант?

Талант - высокий уровень развития способностей конкретного человека, проявляющихся в творческих достижениях, важных с точки зрения развития культуры. В различных областях, талант человека, может проявляться в разном возрасте.
Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем возрасте.

Другими словами - талант - это умение и привычка быстро осваивать все новое.

Талант: одаренность или результат работы над собой?

С одной стороны, талант предполагает наличие каких-либо врожденных способностей и склонностей.
C другой стороны, талант человека раскрывается только через приобретение навыков и опыта.
Талант в себе можно открыть, но без должной работы талант можно и похоронить.

Талант - это работа над собой. Разница в том, что если человек талантливый, ему нужно работать чуть меньше, чем бесталаннному.
Например, если человек талантлив в математике - он умеет быстрее понимать, как решать примеры.
Человеку, у которого таланта к математике нет, нужно будет решить гораздо больше примеров и потратить на это гораздо больше времени.

Талант без умения работать ни к чему не приводит, более того талант проявляется в самой деятельности.
Не начав делать что-то нельзя оценить: у меня есть талант к этому или нет?

Талант и лень - несовместимые вещи. Ленивый человек, даже самый талантливый ничего не добьется.

Талант связан с умением учиться, развивая это умение, вы развиваете талантливость.
Талантливый человек - талантлив во всем?

Есть версия, что да. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею - тому быстро учусь.
Для талантливый людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход.
Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура.
Как минимум - структура обучения.
Я умею учиться, я в этом талантливый - значит мне будет проще даваться все.
Если хотите стать талантливым - учитесь учиться.
Талант - это свобода тела и разума и открытость ко всему новому.


Что такое искусство?"

Довольно часто люди, рассуждая о соотношении ремесла и искусства, склонны их противопоставлять, делать взаимоисключающими понятиями, у которых не может быть пересечений. В результате таких противопоставлений мы получаем две, чуть ли не враждебные, но уж точно конкурирующие, "группировки": люди творческие, люди от искусства, живущие в мире фантазий, вымысла, красивых, волшебных, творческих идей, - и люди «работящие», которых окружает обыденность, простота, приземленность, деятельность которых можно алгоритмизировать и механизировать. Данное эссе преследует две цели. Первая - это акцентировать тот факт, что ремесло и искусство могут мирно сосуществовать друг с другом. Понимание статуса психологии в данном измерении "искусство - ремесло" важно потому, что помогает занять психологии устойчивую позицию в системе ценностей этого мира. В результате мы можем ответить на такой, например, вопрос: "Может ли каждым быть психологом, или же психология - это серьезная профессия, призвание, которое является достоянием избранных, достоянием профессионалов?". Вторая цель данной работы - это показать статус психологии как науки, которая одновременно принадлежит и к роду ремесла, и к роду искусства.

Что такое ремесло?

Ремесло, согласно толковому словарю русского языка, принимает, два значения:

1. Требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-л. изделий ручным, кустарным способом.

2. Профессия, занятие.

В своем первом значении "ремесло" несет в себе несколько уничижительную характеристику: выполнять нечто кустарным способом, - значит, заниматься "самодеятельностью", непрофессионально, "на коленке" что-то мастерить.
В этом смысле, ремесленник - это любитель, владеющий определенными навыками и выполняющий определенную работу на среднем уровне.

В своем втором значении слово "ремесло" является синонимом слов "работа", "профессия" и поэтому имеет вполне уважительный статус: ремесло - это та работа, которой человек зарабатывает себе на жизнь и в которой может быть настоящим профессионалом.


Сочинение-рассуждение на тему: Искусство и ремесло

Ремесло – это дело мастера, который вкладывает свой труд, часто ручной, в производство каких-либо вещей.
То есть чего-то материального.
Раньше, например, в Средневековье, не было заводского и фабричного производства. Работали только ремесленники: гончары, бондари, обувщики, портные, кузнецы, плотники, столяры, стеклодувы, кожевники, золотых и серебряных дел мастера.

Часто труд ремесленников был физически трудным, а иногда и вредным для здоровья. Например, им приходилось стоять у горячих печей, опускать руки в холодную воду.

Я расскажу об одном из видов ремесла - красильном. Оно не очень распространенное, но и не из редчайших. Существует ремесло, а, может быть, целое искусство окраски тканей. Например, когда окрашивали хлопчатобумажные ткани в ярко-красный, кумачовый цвет, то это занимало у красильщиков целых четыре месяца! Сам трудоемкий процесс проходил в тридцать восемь этапов!

Нужно было добывать натуральные краски самим, ведь раньше химических красителей не было. Например, желтый цвет давало растение резеда, красный – марена, фиолетовый – лакмусовый лишай, черный – особый вид дерева. Синий цвет получали из растения, называемого «вайда». Пурпурные мантии, которые носили цари, окрашивались с помощью природного красителя моллюска иглянки. Еще один вид красной краски добывали из пигмента червеца-кошенили. Из пигмента тли, что живет на кактусе, если быть точным. Для этого тлю приходилось сушить и мелко толочь. Получается яркая карминовая краска. Кошениль и сейчас используют в качестве красителя.

Мастер-ремесленник обычно посвящает любимому делу всю свою жизнь. Раньше, когда инструменты для работы не были так совершенны, требовалось большое усердие, чтобы достичь в ремесле успехов. Иногда мастер трудился всю жизнь ради того, чтобы создать одну, особенную вещь для людей. В Испании хранится старинная рыба из горного хрусталя с золотыми плавниками. Над каждой ее чешуинкой работали на совесть, детально прорабатывая и украшая. Специалисты говорят, что на такую сложную резьбу, да и вообще на изготовление этой рыбы не хватило бы целой жизни одного средневекового мастера.


Сочинение-рассуждение на тему: Искусство и ремесло

В мире существует великое множество различных видов искусства, его направлений и ответвлений: музыка, литература, хореография, изобразительное искусство, архитектура. При желании и наличии таланта в ранг искусства можно возвести любой род занятий, даже сварку металла или кулинарию.
Отсюда делаем вывод, что искусство – это то, что доставляет людям эстетическое удовольствие и позволяет проявить свой талант.

Человечество тянулось к прекрасному с незапамятных времен, когда первые люди рисовали на стенах пещер животных и картины собственного быта. Примечательно, что со временем произведения искусства всегда дорожают в цене. Дошедшие до нас через века картины, книги, архитектурные произведения стоят сейчас больших денег. А во времена своего создания могли не стоить ничего. К примеру, знаменитый на весь мир художник Винсент Ван Гог жил в нищете и продал за свою жизнь всего лишь одну картину. А спустя годы оказалось, что его полотна – шедевры.

Каждый воспринимает искусство по-своему. Кто-то любит читать, кто-то слушать музыку, а кто-то восхищается красивыми картинами. Но даже в каком-то одном сегменте искусства, например в музыке, есть множество направлений, и найти себе единомышленников иногда бывает непросто.

Лично я не считаю себя большим ценителем искусства, но мне нравится слушать музыку, в основном это рок. Еще я люблю читать книги, мне нравится художественная ковка. В моем понимании искусство – это создание чего-то прекрасного в любой сфере жизни. Оно окружает нас везде, каждый из нас так или иначе сталкивается с ним.

(421 слов0) Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или же вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел. Чтобы это сделать, рассмотрим примеры из литературы.

В повести Н. В. Гоголя «Портрет» герой отдарен талантом художника, но у него так мало денег, что даже на нормальные краски не хватает. На последние гроши он покупает картину, на которой изображен ростовщик. И, как по волшебству, он ссужает Чарткову крупные купюры. Тогда молодой человек начинает жизнь на широкую ногу. Но власть богатства неумолима, и герою день ото дня нужно было все больше и больше финансов. И он становится модным художником, принимая заказы от знати. Но для того чтобы приобрести таких клиентов, нужно было исправно кривить душой, изображая их лучше, чем они есть. От таких рутинных заказов талант не получил должного развития. Как-то раз Чартков пришел на выставку товарища и пришел в восторг от его работ. Они принадлежали к высокому искусству. Тогда герой осознал свою ошибку и сошел с ума от зависти, скупая талантливые работы и уничтожая их. Таким образом, настоящее искусство живописует правду жизни, не продавая своего голоса. А ремесло – это коммерческое дело, из которого люди вполне закономерно извлекают прибыль. Оно показывает то, что хочет видеть покупатель.

Другой пример описал А. И. Куприн в «Гранатовом браслете». Герой очень сильно любил замужнюю женщину из высшего общества, куда он никак не мог попасть. Всю жизнь он писал ей письма, только в этой отраде он позволял себе проявить свои чувства. Однако в очередной день именин он сделал даме сердца дорогой подарок – гранатовый браслет. Брат Веры почел этот поступок за оскорбление и уговорил мужа сестры найти отправителя и вернуть украшение. Желтков оказался кротким человеком, он попросил лишь о разрешении отправить прощальное письмо. Чуть позже Вера и Василий узнали, что телеграфиста больше нет в живых, он покончил жизнь самоубийством. В письме он просил Веру послушать 2-ю сонату Бетховена. Услышав гениальную мелодию, женщина поняла и ощутила те чувства, которые герой вкладывал в это музыкальное послание. Она почувствовала, что он ее простил. Только настоящее искусство может так точно и ярко передавать эмоции.

Таким образом, искусство – это честное и эмоциональное творчество, которое не повторяет то, что было, а создает что-то новое. То, что ни с чем не перепутать. Автор адресует свое послание не конкретным людям, а вечности, поэтому оно всегда актуально. Ремесло же должно удовлетворять конкретного покупателя, ведь оно ориентировано на продажу. Это может быть копия копий, ведь людям часто нравится одно и то же. В этом и заключается разница.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Прерафаэлиты известны, прежде всего, как авангардные художники Англии второй половины XIX, но их эксперименты простирались далеко за пределы живописи. Эстетика прерафаэлитов предполагала освобождение от господства классического стиля (возникновение которого художники связывали с творчеством Рафаэля), обращение к средневековью, не только как к источнику сюжетов, но и на уровне использования аналогичных техник при создании артефактов. На основе этих принципов прерафаэлитами было создано и свое направление в дизайне.

Основная роль в его формировании принадлежит Уильяму Моррису, идеологу движения «Искусств и ремесел», направленного на переосмысление предметов быта как произведений искусства. Принципы движения были воплощены в основанной им же компании «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» (впоследствии «Моррис и Ко»). Все товары, как и в средневековой мануфактуре, производились вручную, из материалов исключительно высокого качества, а эскизы для изделий создавали художники, сам Моррис и другие прерафаэлиты (Э. Бёрн-Джонс, Г. Россетти, А. Хьюз).

Э . Бёрн - Джонс . Гардероб

Компания производила не только мебель, но и витражи, гобелены. Для создания последних Моррис, который сам был искусным ткачом, использовал средневековые принципы изготовления гобеленов и красителей, которые из-за распространения машинного производства, находились на грани забвения.


У . Моррис . Ковер « Павлин и птица »

Э. Бёрн-Джонс. Витраж «Изольда Прекрасная пытается покончить с собой»

Для У. Морриса крайне важным было расширение границ искусства: это не выделенная и ограниченная область деятельности - красота и искусство должны наполнять собой человеческую жизнь всегда. Компания ставила своей задачей представить альтернативу безликому машинному производству, в конечном итоге изменив вкус масс. Например, «Моррис и Ко» одними из первых предложили использовать витраж не только в церкви, но и для декорации жилых помещений. Хотя стоит отметить, что заказы на витражи все равно поступали, в основном, от церкви: очень немногие могли позволить себе такую покупку.

Витраж в «Красном доме»

Воплощением дизайнерских принципов У. Морриса стал его «Красный дом», построенный архитектором Ф.С. Уэббом. Свое название дом получил благодаря необлицованному кирпичу, который для современников, привыкших к отштукатуренным и покрытым кровлей постройкам, выглядел вызывающе. Вдохновленный идеей средневековой крепости, дом и по своей архитектуре кардинально отличался от аккуратного викторианского особняка, типичной постройки своей эпохи.

Красный дом

Дом, по представлению У. Морриса, должен отражать индивидуальность своего хозяина, его вкус; там не должно быть вещей, которые обитатели дома не используют или не считают красивыми. Поэтому, несмотря на подчеркнутую декоративность, все вещи в доме были предельно функциональны (даже размер и форма окон менялись в зависимости от того, для чего они предназначены). Все вещи в доме были изготовлены У. Моррисом, его женой и их друзьями.

Спальня в «Красном доме»

Гобеленовая комната в «Красном доме»

Хотя У. Моррис видел свою задачу в том, чтобы демократизировать эстетически возвышенный быт, сделать его доступным широким слоям населения, в большинстве случаев позволить себе приобрести продукцию его компании могли лишь очень состоятельные люди. Из доступных изделий стоит особо отметить сассекские стулья с плетенным сидениями, которые, несмотря на небольшую стоимость, могли придать интерьеру «изюминку».

Сассекские стулья

Большую роль в дизайне У. Морриса играл орнамент. Он использовался для декорирования обоев, обивки мебели, гобеленов и ковров. Источником идей для орнамента являлась природа, как растительная, так и животная. Розовый куст в собственном саду вдохновил У. Морриса на создание его первых обоев «Решетки».

Обои «Решетки»

Хотя стиль движения «Искусств и ремесел» не получил широкого распространения из-за дороговизны и сложного процесса производства изделий, тем не менее, он оставил яркий след в дизайне викторианской эпохи. Некоторые элементы стиля актуальны до сих пор. Например, «Моррис и Ко», преемница компании основанной У.Моррисом, до сих пор использует его оригинальные эскизы для создания орнаментов.

Коллекция предметов интерьера на основе эскизов У. Морриса

Не знаю. Для меня никогда такого не было, чтобы песню можно было назвать просто набором текста, набором слов, набором нот. Для меня это всегда достаточно серьезный духовный, душевный труд. Это очень ответственно: ты же являешь миру, ты дерзнул разговаривать с вечностью. Это всегда таинство, и хочется быть максимально открытым, максимально наполненным, максимально отдавать, дарить, максимально создавать красиво, энергетивно, емко. Не знаю, если для меня это станет просто ремеслом, то... Нет, для меня это никогда не станет ремеслом.

Если рассматривать искусство и ремесло как разновидности человеческой деятельности (как для поведенческого терапевта, для меня это наиболее очевидная трактовка Вашего вопроса), то разница проста.

Ремесло - разновидность технологии. Технология - устойчивая модель, которая обеспечивает один и тот же результат при последовательном и точном выполнении определённых действий. Точишь гайку на станке - технология, ремесло: можешь получить 1 000 одинаковых гаек. Взял подмастерье, показал технологию, научил ремеслу - подмастерье получил 1 000 одинаковых гаек.

Искусство - деятельность, в которой нет повторяемой модели и нет детерминированного результата. Леонардо может выдавать один шедевр за другим, но не в состоянии зафиксировать технологию выдачи шедевра, и не может научить своему искусству учеников. Ремеслу рисования и чертежа научить может, а искусству - нет.

Поэтому, например, мой курс о построении и поддержании отношений называется "Искусство комфортных отношений". Ибо технологии построения отношений нет и научить ей нельзя (чему пример - умерший в одиночестве Карнеги), можно только актуализировать в человеке те черты, те поведенческие паттерны, которые позволят ему осваивать это искусство.

на сколько я могу судить эта грань существует хотя её всё сложнее и сложнее "нащупать". Все потому, что раньше искусство было как бы элитарным - да и все крутилось вокруг высшего общества, более образованного. До этого нужно было "дорастать". А на смену этой эпохе - пришла эпоха потребителя, когда "искусство" ради "оазисов, где брызжут светлые ключи гонорара, популизма, славы, спустилось в массы и опошлилось там, свело все до уровня толпы. Тогда то и наступил так называемый кризис искусства, о котором так долго говорят люди, которые в "теме". Вот, одна из таких людей - президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова рассуждает с Познером о положении дел. В частности она говорит, что искусство отличает от ремесла то, что искусство этично и эстетично, то есть несёт в себе красоту внутреннюю и образную, тогда как ремесло крутиться вокруг чего то другого.

Вопрос сложный и, отчасти от этого, отчасти из-за темы, очень интересный. Ответить на него однозначно "да" или "нет" конечно нельзя (ту-дум-тссс)*. Но давайте попробуем найти несколько критериев, равно применимых к различным видам творчества, одновременное наличие которых позволит с большой долей уверенности отличить искусство от ремесла. И, конечно, не забудем про примеры!

1. Талант. Да, ремесленник может обладать талантом. И даже, вероятнее всего, в некоторой степени обладает. И это чувствуется в его творениях, если смотреть на них самих по себе. Но! Стоит появится какому-нибудь выскочке, чьё дарование ослепляет и сжигает, словно питерское солнце, как всё становится ясно как днём (ну логично, солнце же...). О, эта вечная драма о посредственности и гениальности! Как же сжимается жалостью сердце, когда читаешь "Моцарт и Сальери" Пушкина (справедливости ради - Сальери талантище и не виноват) , или смотришь кинофильм "Фрэнк"! Вы спросите, как же понять эту тонкую грань (бездонную пропасть), как измерить то, чего нет в физическом мире? Только сегодня и только для читателей the Q новейший и невероятно точный способ изменить степень талантливости: Шкала Субъективного Восприятия, сокращенно ШСВ! В ней 17 степеней талантливости от, "хм, ясно" до "это правда ты сделал? Врёшь!". Но так как система функционирует по принципу open source, можете дополнять её собственными критериями по мере необходимости. В применении ШСВ очень проста - смотрите на измеряемый объект, и говорите первое, что почувствовали или подумали. Важно! Чем больше вы видели/слышали в жизни, тем проще вам будет подобрать определение и, следовательно, тем точнее получится измерение! Ладно, если серьезно, этот пункт очень субъективен, каждый тут найдет пример для себя, и, чтобы не нагонять туману и не разводить холивары, едем дальше, на встречу истине.

2. Творческий процесс. В основе творческого процесса ремесленника трудолюбие и упорство. Затем логика и расчёт. Лишь после этого - творчество, если для него осталось место в столь плотном графике. У человека создающего ради искусства все наоборот. Нет, конечно хорошо, если он творит сутками напролет, хорошо, если он ведает, что творит; хорошо, если он получает за это достойную оплату. Хорошо, но не обязательно. Для него главное следовать зову своей натуры. Каждый ли день, раз в жизни ли, продавать ли свои картины на Кристи или рисовать ночью на стенах, рассказывать ли, что изображает/символизирует его произведение или пытаться понять это самому - всё это совершенно не важно, если человек проснулся посреди ночи от музыки звучащей у него в голове.

Пример: уличные портретисты. Портретист-ремесленник знает, как нарисовать ваш портрет, чтобы а)он вам понравился б)вы его купили ц)он потратил бы как можно меньше времени и поскорее начал следующий. Он долго этому учился, он занимается рисованием портретов много лет, он знает, где добавить волевости подбородку, и убрать горбиности носу. И это не в коем случае не плохо! Это отличная работа, сложное ремесло. Но не совсем искусство. А вот поймать на улице совершенно незнакомую девушку и внезапно решить написать её портрет, увидеть в её глазах тщательно маскируемый оттенок печали и изобразить его бездонными озерами, а бледность кожи - лунной поверхностью и, получив потом этим портретом по голове, расстроится не от того что дома нечего кушать, а от того что остался непонятным - это уже больше похоже на искусство.

3. Содержание. Если автор вкладывает в свои произведения/творения некие мысли, чувства, идеи, переживания, смыслы - то это верный признак искусства. Иначе - ремесло. Пример: магнитики. Если автор рисует и продает на Арбате классные красивые магнитики с лучшими туристическими видами Питера, он классный художник, и это - его ремесло. Если он в свои рисунки помимо мастерства также вкладывает например, любовь к городу (при её наличии) или социальный протест, рисуя упомянутые виды испорченными урбанизацией, мусором или, скажем, толпами туристов (дерзкий, неблагодарный социопат!) - то это добавляет его произведениям некую нематериальную ценность, дополнительный эмоциональный или мысленный слой, поверх уже имеющихся красок. Или формы. Или звучания. И т.д. ну вы поняли.

Итог. Здесь я просто ещё раз напишу, что каждый критерий по отдельности (особенно первый), не дают ответа на поставленный вопрос. Но если совпадают все три признака, можно с большой долей вероятности предположить, является ли рассматриваемый объект ремеслом, либо же это уже искусство.

Искусство само по себе преобладает во всех сферах. Берём за корневую основу слово "творчество" и получаем, что творить необходимо во всех сферах. Будь ты музыкант, инженер или маркетолог. Творческий процесс - это процесс создания продукта, удовлетворяющего потребностям самого создателя.

Сам я музыкант и моя цель - не результат упорных трудов, а ПРОЦЕСС написания нового произведения. Плавая в этих рамках, можно сказать, что это и есть искусство.




Top