Где хранится плащ и меч пророка мухаммеда. Дворец музей Топкапы Стамбул (11 стр.)

Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами...

Зульфакар – легендарный символ мусульманской доблести.

Меч, известный под именем «Зульфакар» – это тот самый меч, который был подарен Пророком (мир ему и благословение) своему зятю Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и по некоторым данным, на сегодняшний день это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.

Если мы наберём в поисковике интернет-браузера имя этого меча, то откроется множество картинок с изображением якобы меча «Зульфакар». Большая часть этих картинок будет с изображением меча с двойным лезвием. Но это далеко не меч «Зульфакар». Раздвоенное лезвие закрепилось в сознании людей, из-за названия меча, однако буквальный перевод этого слова означает «имеющий позвонки» (فقار - позвонки; ~ ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)

Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» (فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.

Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?

Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?

Если внимательно просмотреть исторические материалы и вдаться в подробности убийства нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мы найдём в известных книгах тариха (истории), например, в «Аль-бидая ва ан-нихая» (Ибн Касир), что Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) убил Абу Луълуъ аль-Маджуси мечом с раздвоенным лезвием.

В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:

«Умар (да будет доволен им Аллах) просил у Аллаха забрать его к себе и даровать ему шахаду (мученическую смерть на пути Аллаха) в городе Пророка (мир ему и благословение). В сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил:

«اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »

«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение) ».

И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.

И это случилось, когда Абу Луълуъ Файруз аль-Маджуси нанес ему удар мечом с раздвоенным лезвием во время утреннего намаза, в среду, 26 числа месяца зуль-хиджа. Он нанес Умару (да будет доволен им Аллах) этим мечом три удара (есть мнение, что ударов было шесть). Один из этих ударов был сделан в область живота, и Умар (да будет доволен им Аллах) после этого упал. Его заменил в намазе Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах). А когда этот неверный убегал, он наносил удары этим мечом всем, кто попадался ему под руку. Таким образом, он ранил еще тринадцать человек, из которых шестеро умерли, пока Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) не набросил на него бурнус (большой плащ с капюшоном), после чего он покончил с собой (да будь он проклят Аллахом).

Теперь посмотрите сами, что на самом деле возвеличивают эти шииты. Чем они подменили истинный Зульфакар Пророка (мир ему и благословение). Меч с раздвоенным лезвием – это меч Абу Луълуъа аль-Маджуси (да будет он проклят), которым он убил нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах). А вот эти маджусы (язычники) ненавидят нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) из-за того, что он разрушил Персидскую империю. Поэтому они и возвеличивают убийцу Умара (да будет доволен им Аллах). Для этого они простроили в Иране его зиярат, к которому ходят на паломничество как на хадж. И этот меч выставлен там как святая реликвия. Тем самым они обманывают наивных людей, которые считают из-за своей неосведомлённости, что это меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:

«رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »

«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар »

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:

«تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр ». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)

В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:

«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».

А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.

А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).

Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!

Нурмухаммад Изудинов

Сокровища дворца Топкапы

После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы - в здание, где сейчас расположилась Оружейная палата. Во время правления султана Селима I для хранения казны был выделен бывший летний дворец султана Мехмеда II, в котором сокровищница находится и поныне.

Следует отметить, что на территории дворца Топкапы находилось две казны - государственная и султанская, и это было законом жизни Османской империи. Личные средства султана только в самых исключительных случаях тратились на государственные нужды, да и то в заимообразном порядке, оформлявшемся долговым обязательством дефтердара (министра финансов). Личная казна султана, в отличие от государственной, обычно не испытывала нехватки средств, так как постоянно пополнялась самыми различными способами - данью от вассалов, доходами от некоторых вакуфных учреждений, множеством подношений и подарков. А.Ф. Миллер в своей книге отмечал, что «применялись и другие, поистине виртуозные способы пополнения султанской казны. Так, султаны выдавали своих дочерей замуж в самом раннем детстве, а иногда и в младенческом возрасте за богатых сановников, которые должны были присылать во дворец крупные суммы на содержание «супруги».

Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в Топкапы специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.

Во времена Османской империи сокровищницу султанов открывали и закрывали в торжественной обстановке, и в церемонии этой участвовали сорок человек. В настоящее время в нескольких залах выставлены неисчислимые богатства правителей Османской империи, и среди них - трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 г. султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые своим сиянием создают причудливый мозаичный узор.

В султанской сокровищнице хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы изумруд длиной 10 и шириной 4 см. Здесь же выставлены украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие султану Мураду IV, расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона, а также несметное количество рубинов.

В стеклянных витринах в центре первой комнаты сокровищницы выставлены золотые украшения, оружие, хрустальные кальяны с резными янтарными мундштуками, кофейные наборы и золотые кубки. В одной из витрин можно увидеть великолепные доспехи султана Мустафы III, украшенные драгоценными камнями (позолоченную стальную кольчугу, щит, меч и пару серебряных стремян, покрытых позолотой). Рядом выставлены расшитые жемчугом чехлы для Корана, принадлежавшие семьям султанов, дорогие сосуды для воды, кувшины и золотые подсвечники.

Во второй комнате можно увидеть висячие орнаменты из золота и самоцветов, золотые подвески султанов Абдул-Гамида I и Ахмеда I, тюрбан с драгоценными камнями, украшения с бриллиантами и рубинами, которые крепились к тюрбану султана. В других витринах выставлены изделия из нефрита и горного хрусталя, которые во множестве изготавливались в мастерских дворца. Одним из интереснейших экспонатов является нефритовый сосуд в виде корабля - подарок русского императора Николая II. Слева от входа в третью комнату за стеклом выставлена позолоченная колыбель для новорожденных принцев. По сложившейся в Топкапы традиции для матери-султанши было делом чести преподнести внуку золотую колыбель с постелью и покрывалом.

Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире кинжал. Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца Топкапы.

В третьей комнате хранится «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами. О происхождении этого бриллианта существуют две версии. Согласно одной, алмаз нашел бедный рыбак, когда разгружал мусор, и потом обменял свою находку на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки, откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его напоминает ложку. Но более достоверной считается вторая версия: французский офицер Пиго приобрел алмаз у махараджи Мадраса и привез его во Францию. После многочисленной смены владельцев алмаз приобрела на аукционе мать Наполеона, однако позже ей пришлось продать бриллиант, чтобы вызволить сына из ссылки. Со временем бриллиант приобрел великий визирь Тепеделенли Али-паша, который купил его за 150 000 золотых монет и поместил в свою личную сокровищницу. Обвинив визиря в измене, султан Махмуд II навсегда поместил бриллиант в султанскую сокровищницу. Доказательством подлинности этой истории служит портрет Али-паши с очень похожим бриллиантом на тюрбане.

В этой же комнате выставлены два золотых подсвечника, каждый из которых весит 48 кг и украшен 6666-ю бриллиантами - по одному на каждый стих Корана. Подсвечники изготовлены в XIX в. по повелению султана Абдул-Меджида I для отправки в Мекку к священному камню Кааба и украшены его монограммами.

Слева от подсвечников за стеклом выставлен золотой трон «Байрам» («Праздничный»), весящий 250 кг и украшенный турмалинами. Этот трон устанавливали перед «Воротами белых евнухов» при вступлении султана на престол и во время других праздничных церемоний.

Собрание священных реликвий Османской империи хранится в здании, которое благодаря своему внутреннему убранству считается самым красивым в Топкапы. Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. До этого они принадлежали халифу Эль Мутавеккиль; другие реликвии были переданы султану Селиму I эмиром Мекки Сеидом Берекатом после провозглашения того халифом.

Драгоценной реликвией султанской Сокровищницы является «Знамя Пророка» (Санджак-Шериф ). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя «Укап» («Орел») было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Поскольку полотно сильно пострадало от времени, позднее его подшили к священному знамени из шерстяной материи зеленого цвета. Развертывалось и выставлялось оно в самое критическое для Османской империи время.

«Знамя Пророка» использовалось уже первыми халифами, от которых перешло в Дамаск к династии Омейядов (661-705), а потом к Аббасидам в Багдад и Каир. Когда в 1607 г. султан Селим I завоевал Египет и сокрушил халифат, «Знамя Пророка» перешло к Османскому дому. Вначале оно хранилось у паши Дамаска, который ежегодно сопровождал с этой святыней караван паломников, направлявшихся в Мекку.

В царствование султана Мурада III, по требованию великого визиря Синана-паши, «Знамя Пророка» впервые было привезено в Европу - в находившуюся тогда в Венгрии турецкую армию для воодушевления войска и восстановления упавшей дисциплины. Султан Магомет III (1596-1603) определил к Знамени стражу в 300 человек под началом главного эмира Накибола-Этрафа. Впоследствии из служителей Сераля было назначено 40 знаменосцев; кроме них все военные люди и всадники обязаны были защищать святыню.

«Санджак-Шериф» хранится в 40 чехлах из тафты и в зеленном суконном ковчеге. Длина «Знамени Пророка» равняется примерно 3,7 метра. В золотой наконечник его древка положен Коран, собственноручно переписанный султаном Османом - основателем Османской империи. Кроме «Знамени Пророка» в этом же ковчеге лежат небольшого размера Коран, руки халифа Омара и серебряные ключи от Каабы, которые султан Селим I получил от правителя Мекки.

В мирное время «Знамя Пророка» хранится в Зале благородной одежды (черный камлотовый плащ Пророка Мухаммеда). Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов. Во время войны для Знамени сооружался шатер, в котором оно серебряными кольцами прикреплялось к специальному устройству из черного дерева».

Неверные не могут видеть священное «Знамя Пророка», и кто решался на такую дерзость - сурово наказывался. Так, 27 марта 1769 г., во время Русско-турецкой войны, австрийский интернунций Броньяр, нанял у одного муллы комнату, чтобы со своей семьей и некоторыми европейцами скрытно посмотреть процессию выноса «Знамени Пророка». Потом он нашел комнату подешевле и отказал мулле, за что тот предал его. В нанятую Броньяром комнату ворвались янычары, оскорбили его супругу и дочерей, а на улицах убили нескольких христиан. Австрия срочно отозвала Броньяра…

К персональным реликвиям Пророка Мухаммеда относится и его священная мантия (хырка), которую Пророк подарил арабскому поэту Каабу бин Зюхеру, принявшему ислам. После его смерти мантию за 20 000 дирхам приобрел халиф Моавидже. От него она перешла к Омей-ядам, затем - во владение Аббасидов, а в XVI в. попала к турецкому султану Селиму I. Святая мантия Пророка Мухаммеда, возраст которой насчитывает 1400 лет, представляет собой одеяние длиной 124 см, с широкими рукавами; сшита она из черной шерстяной материи. С момента своего появления в Топкапы (с XVI в.) она бережно хранилась в золотом ковчеге, который сейчас выставлен на обозрение на серебряном пьедестале, изготовленном во дворце при султане Мураде IV. Ежегодно в 15-й день месяца Рамадан священную мантию Пророка Мухаммеда торжественно навещали султан, визири и обитательницы гарема.

Сегодня во дворце Топкапы находятся и два меча Пророка Мухаммеда. Первый из них (меч Зюльфикар) Мухаммед подарил своему зятю - четвертому халифу Али, а второй был фамильной ценностью, полученной им от отца. Оба меча инкрустированы золотом и драгоценными камнями. Рядом с ними выставлен бамбуковый лук Пророка Мухаммеда в золотом чехле.

В собрании священных реликвий хранится и письмо Мухаммеда, в котором Пророк призывает правителя Мукавкаса принять ислам. Послание это, случайно найденное в Египте, написано на лоскуте темной кожи (16- 19 см), состоит из двенадцати строк и отмечено печатью Пророка. Считается, что печать эта перешла от халифа Абубакара к халифу Омару, а от него - к халифу Осману, который однажды уронил ее в фонтан. Через почти 150 лет янтарная печать была обнаружена в Багдаде и привезена во дворец Топкапы.

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда, сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце Топкапы хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.

В собрании реликвий находится и один из шести известных отпечатков ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Среди реликвий из Каабы , которые хранятся во дворце Топкапы, следует отметить позолоченную защитную оправу для священного Черного камня, которая весит 14 кг; два золотых водосточных желоба, подвешенные на цепях к потолку; фрагмент «Ворот покаяния» и серебряные позолоченные ключи…

В сокровищнице султанского дворца хранятся и христианские реликвии , собранные в церквах Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Жилище: от дворца до хижины Диапазон жилищного фонда столицы чрезвычайно широк.Внутреннее убранство королевских и княжеских резиденций, жизнь двора, ближний круг, жизнь чиновников и королевских слуг недоступна и неизвестна большинству парижан. В XV веке, когда государь

Из книги Алиенора Аквитанская автора Перну Режин

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Стены Зимнего дворца Архитектор Ф.Б. Растрелли

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 8 ТОПКАПЫ – ДВОРЕЦ ДЛЯ НЕВОЛЬНИЦ И СЧАСТЛИВИЦ Название дворцового комплекса Топкапы, или же «Пушечные ворота» произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Партия Аничкова дворца Так возникла эта партия. Она должна была защитить права цесаревича Александра Александровича.В нее входят все противники реформаторского курса. В конце 1870-х годов участники этой вельможной оппозиции генерал Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Султанский дворец Топкапы Возведение первого османского дворца началось при султане Мехмеде II Завоевателе в 1466 г. на месте древнего форума Тавра. В этой резиденции, охранявшейся 500 бестаджи, султан жил до возведения Топкапы-серая, который он повелел возвести на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Три дворца князей Суздальских - Вот один из них, - говорит суздальский летописец Ананий, - в 1451 году, когда Москву осаждали и громили татары, этот дворец существовал еще в Суздальском кремле, возле самой церкви св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, именно

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Призрак Мариинского дворца Пожалуй, появлявшийся в Мариинском дворце (Исаакиевская пл., 6) призрак стал последним призраком, обнаружившимся в Санкт-Петербурге. Широкую известность он получил после того, как депутаты петербургского ЗакСа, проводящие тут свои заседания, в

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Обустройство Кремлевского дворца Московские государи, как все люди того времени, в обыденной жизни следовали устоявшимся традициям и образцам, но допускали в нее всё больше новаций, идущих с Запада. Как правило, именно они выступали законодателями моды на новшества в

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Александра, «хозяйка» дворца С тех пор как Николай встал во главе Ставки в Могилеве, Александра, остававшаяся во дворце, правила страной. Вообще-то царь не учреждал института регентства, как делали французские короли, отбывая на войну, и официально не делил власть с

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ДВОРЦА. С 5/17 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал.Бивуаки

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

Тайны исчезнувшего дворца Петербург-Ленинград называют городом трех революций. Считается, что первая революция была в 1905 году. Вторая - в феврале 1917 года. А третья - Социалистическая, со «штабом» в Смольном, - в октябре того же года. Мы же напомним об еще одной революции,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях 19 сентября 2017 года, а значит завтра выйдет печатная версия очередного выпуска газеты «Аргументы и Факты». Пока имеется электронная версия газеты, поэтому уже можно напечатать все правильные ответы на кроссворд №38 в газете «АиФ» за 2017 год. Все верные ответы на кроссворд можно узнать в конце статьи, они напечатаны в компактном виде сразу после вопросов кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе... !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на...!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в... ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Ответы на кроссворд «АиФ» №38 за 2017 год

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36

Миниатюра "Прием у султана Селима II". Турция, вторая половина XVI века

Миниатюра из книги "Шах-наме-и-Селим-хан" является свидетельством устойчивой османской традиции создания иллюстрированных историй каждого правления, которая возникла уже в XVI веке. На рукописные книги не распространялся исламский запрет на изображение живых существ.

Султан Селим изображен сидящим на золотом троне под балдахином. Он одет в светлый халат, подпоясанный красным поясом, и темно-синий кафтан, на голове высокая чалма. По правую руку от него стоят великий визирь и другие высшие чины государства, сзади - главный оруженосец и хранитель султанской мантии. На головах последних - высокие красно-золотые уборы. Оруженосец занимал в придворной иерархии третье место после визиря и хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.

Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети "Купол Скалы" в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.

Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб ("Брусок", "Прут") никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись ""Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его". Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб". Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.

Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Здание увенчано двумя куполами, прорезанными небольшими окнами, и окружено галереей, как и многие другие строения Топкапы. По-видимому, согласно изначальному замыслу первого заказчика, султана Мехмеда, дворец планировался как летняя резиденция, поэтому единственное назначение куполов - обеспечить освещение и увеличить объем воздуха в помещении, а галереи должны были не давать солнцу нагревать стены. Об этом же говорит открытая терраса с фонтаном, примыкающая к Павильону Фатиха с другой стороны.

С течением времени павильон XV века соединили с другим строением - Палатой военных компаний, основанной Мурадом IV в 1635. При строительстве галереи этой палаты использовались византийские колонны из зеленоватого камня. В помещениях Палаты военных кампаний, перестроенных в XVIII веке, в настоящее время размещается уникальная экспозиция кафтанов и других одежд султанов XV–XIX веков.

В Эндерун Хазинеси открыта выставка одного из самых больших собраний сокровищ в мире. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в этой экспозиции, размещенной в четырех залах.




Top