Где и когда зародился жанр оратории. Оратория

«Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!» – слушая эту решительную «команду» из Георгия Васильевича Свиридова, трудно поверить, что когда-то этот жанр родился в отчаянной попытке противопоставить нечто духовное и возвышенное чему-то земному и «греховному»… Мы говорим о рождении оратории.

XVI-XVII века выдались нелегкими для католической церкви: набирало силу новое религиозное течение – протестантизм, для сохранения паствы нужно было изобретать нечто новое. Одним из новаторов стал итальянец Филипп Нери, впоследствии канонизированный: он предложил единоверцам то, что привлекало современников у протестантов – встречаться, обсуждать отрывки из Священного писания, исполнять духовную музыку… Такие встречи назывались ораториями (от латинского слова oratio, что значит – речь), благодаря им зародилось общество ораторианцев. Его члены занимались различными богоугодными делами – помогали бедным, проповедовали слово Божье… и, разумеется, настороженно относились ко всему, что могло представлять угрозу для христианской веры. В XVII столетии они усмотрели такую угрозу в лице новорожденного музыкального жанра – оперы (церковь всегда недолюбливала театр, особенно если на сцену выводились языческие античные боги). Бороться с оперой с помощью репрессий было бы бесполезно – да и не в стиле ораторианцев были такие методы, и они пошли другим путем, более разумным: решили противопоставить опере нечто похожее, но иное.

Так родился жанр, названный – по наименованию общества – ораторией. Можно сказать, что реакция оказалась очень оперативной: самая первая оратория – «Представление о душе и теле» (создал ее итальянский композитор Эмилио де Кавалиери) – была исполнена еще до конца 1600 года, в котором состоялась премьера первой оперы. Задуманная как противовес опере, оратория во многом была подобна ей, она тоже состояла из арий, ансамблевых и хоровых номеров, соединяемых речитативами. Но другие черты противопоставляли ораторию ее «сопернице»: оперы того времени обычно были трехактными – оратории состояли из двух частей, оратория – в противоположность опере – предназначалась не для постановки в виде спектакля, а для концертного исполнения, а тематика ее была исключительно духовной (никаких греческих богов и римских императоров!).

Смогла ли оратория стать достойной «соперницей» оперы? Пожалуй, смогла – но не так, как представлялось ораторианцам: во время постов оперные спектакли были запрещены – и публика с удовольствием слушала оратории… Этот жанр не вытеснил оперу, а стал вровень с нею, пошел своим путем. Уже в XVII столетии в Италии выделились две разновидности оратории – «латинская» и более демократичная «вульгарная» («простонародная»).

Черты оратории приобрел духовный жанр – пассионы («страсти»), драматизированное музыкальное повествование о последних днях земной жизни Христа. Пассионы по всем четырем Евангелиям создал немецкий композитор Генрих Шютц, который считается основоположником оратории в Германии, написал он и другие сочинения в этом жанре (тоже духовного содержания). Но вершиной жанра пассионов справедливо считаются творения Иоганна Себастьяна Баха.

Зародившись в Италии, оратория в этой стране пришла в упадок в начале XVIII столетия – зато за пределами Италии для нее наступает «звездный час». По иронии судьбы, связано это было с творчеством композитора-протестанта – , создавшего в этом жанре тридцать два произведения. Он нередко использовал библейские сюжеты («Саул», ), но не только их – есть у него сочинения и светские («Веселость, задумчивость и умеренность») и на сюжеты из античной мифологии («Геракл»). Оратории Генделя отличаются эпической монументальностью, важную роль в них играет хор, которому отводится и роль рассказчика (от солиста в этой роли Гендель отказался), и активного участника событий, даже сольные партии нередко сочетаются с хоровой фактурой (в виде арии с хором).

Новые возможности оратории открывает XIX век – оказывается, она может быть не только величественной и возвышенной, но и лирической! Это качество проявляется даже там, где композитор, казалось бы, следует традициям Генделя – например, в «Илии» Феликса Мендельсона-Бартольди.

Композиторы ХХ века тоже не оставляли ораторию без внимания, задумываясь о вечных вопросах бытия («Бесконечное» Пауля Хиндемита», «Крики мира» Артюра Онеггера). Парадоксальным явлением стало сближение оратории и оперы – появляются оперы-оратории, которые допускают и концертное исполнение, и сценическую постановку (например, «Царь Эдип» ).

Русские композиторы не уделяли оратории особого внимания до ХХ века, но в Новейшее время появляется немало таких произведений: «На страже мира» Сергея Сергеевича Прокофьева, «Песнь о лесах» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, «Нагасаки» Альфреда Гарриевича Шнитке, сочинения Юрия Александровича Шапорина… Особенно важную роль играла оратория в творчестве Георгия Васильевича Свиридова, создавшего на этой ниве такие шедевры, как и «Патетическая оратория».

Все права защищены. Копирование запрещено

ОРАТОРИЯ, крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

Считается, что жанр оратории возник ок. 1550, когда Филиппо Нери, выдающийся итальянский церковный деятель (позже канонизированный), начал проводить в Риме особые молитвенные собрания в оратории (молельне) капеллы Сан-Джироламо делла Карита; после чтения Писания верующие пели духовные гимны, исполнялись мистерии. Крупнейшие итальянские композиторы того времени сотрудничали с Нери и писали музыку для его собраний. Это начинание получило признание и распространилось по другим областям Италии.

Связанные поначалу только с латинскими текстами, оратории вскоре стали использовать и живой язык (oratorio volgare). Одна из первых дошедших до нас ораторий – Представление о душе и теле (1600) Эмилио Кавальери (ок. 1550–1602). Первым выдающимся мастером этого жанра стал Джакомо Кариссими (1605–1674), автор знаменитых ораторий Иевфай и Суд Соломона .

Проникновение жанра оратории в музыку лютеранской церкви породило обширную литературу начиная с ранних кантат Генриха Шютца (1585–1672), которые имели обозначение «в стиле оратории»; ораториальные сочинения Шютца на тексты рождественской, страстной и пасхальной служб непосредственно повлияли на монументальные церковные вокально-инструментальные циклы И.С.Баха (1685–1750). Часто различия между кантатой и ораторией стираются, как, например, в кантате Баха № 11, которая носит авторское название Оратория на Вознесение . Одно из главных мест в истории духовной оратории занимают пассионы («страсти»), музыкально-драматические произведения на евангельские тексты.

Внецерковный вид традиционной оратории достиг наивысшего развития в творчестве Г.Ф.Генделя (1685–1759); его Мессия , Израиль в Египте , Саул , Иуда Маккавей , Соломон и Семела – это вершины мировой музыки. Оратории Генделя послужили толчком к настоящему возрождению хорового искусства в Англии; вслед за ними были созданы такие выдающиеся образцы жанра, как Сотворение мира и Времена года Й.Гайдна, Св. Павел и Илия Ф.Мендельсона. К жанру оратории обращались Р.Шуман (Рай и Пери ; Фауст ), Ф.Лист (Христос ), Г.Берлиоз (Детство Христа ; Осуждение Фауста ), Э.Элгар (Сон Геронтия ), И.Ф.Стравинский (Царь Эдип ), А.Онеггер (Царь Давид ).

Значение слова Оратория по словарю Ушакова:

ОРАТОРИЯ
оратории, ж. (латин. oratorium от oro — говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В католическом храме — часть, предназначенная для молящихся (архит.) .

Значение слова Оратория по словарю Даля:

Оратория
ж. лат. наука красноречия, витийство. | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник. говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.

Значение слова Оратория по словарю Брокгауза и Ефрона:

Оратория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. но главное назначение О. - не сцена, а эстрада . Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.). не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö. hme. "Geschichte des О." (1887). Kretzschmar, "F ü.hrer durch den Konzertsaal" (1890). Н. С.

Определение слова «Оратория» по БСЭ:

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium — молельня, лат. oro — говорю, молю)
крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения . О. близка к кантате, от которой отличается большими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16-17 вв.. на формирование О. оказали влияние жанры оперы и Мадригала. О. с текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. с текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.
Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. с диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. с текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в.. к началу 18 в. она была почти вытеснена О. с текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. с текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. и А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла . В 18 в. в итальянской О. всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. писали многие итальянские оперные композиторы — А. Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. н.
«Страсти».
Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30-40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. в них соединились немецкие, английские и

Возникновение вокально-симфонических жанров относится к рубежу XVI – XVII столетий. Именно в этот период широкий процесс отделения искусства от церкви (секуляризация), проявивший своё благотворное влияние на поэзию и изобразительное искусство эпохи Возрождения, охватил и музыку. Освободившись от тысячелетних церковных оков, она начала развиваться на основе нового гомофонного стиля. На смену мессе, бывшей единственным циклическим вокально-хоровым жанром, пришла опера, оратория и кантата.

Все эти жанры возникли не вдруг, их появление было лишь логическим завершением целой цепи преобразований, накапливавшихся постепенно в поэзии, музыкальном и театральном искусстве XVI века. Поворот от многоголосной полифонии хора без сопровождения к одноголосному пению с инструментальным сопровождением произошёл на основе новой эстетики, питавшейся гуманистическими идеями Ренессанса. Идеалом прекрасного в этой эстетике был не Бог, как в средневековье, а человек, поэтому композиторы стремились в единении художественных средств поэзии, музыки и театра достигнуть правдивой передачи человеческих чувств.

Новый смысл драматической выразительности музыки предполагал обязательное донесение до слушателя смысла поэтического текста. А это невозможно при использовании полифонии, так как голоса, вступая в разное время с одним и тем же текстом, затрудняли его восприятие. Гомофонный склад, исподволь развивавшийся внутри контрапунктического, занял в музыкальной драме господствующее положение. К началу XVII века в музыкальной практике уже сложился принцип basso continuo – прообраз современной гармонии. Дальнейшее развитие его в вокальной музыке, особенно в зарождающейся опере, способствовало появлению оратории и кантаты.

Слово «оратория» имело в давние времена два значения. Первоначально, оно обозначало название молитвенного зала при монастырях и лишь впоследствии стало названием нового музыкально-драматического жанра. В 1645 году название «ораториум» впервые встречается в литературе о музыке как обозначение формы. Сами композиторы называют этого рода сочинения ораториями уже в позднейшую эпоху, эпоху А.Скарлатти и Г.Генделя. Раньше господствовали иные названия, например представление, драма с музыкой, духовная кантата и др.

Одним из первых предшественников жанра оратории принято считать средневековые литургические представления, целью которых было разъяснить прихожанам малопонятный латинский текст богослужения. Литургические представления сопровождались пением и подчинялись церковному ритуалу, установленному в конце VI века папой Григорием Великим. К концу XV века в связи с общим указом католической церкви литургические драмы начинают вырождаться.

В эпоху Реформации католическая церковь перестраивалась, искала новые способы воздействия на массы. В 1551 году католический деятель Филиппе Нери основал при римском монастыре «Молитвенное собрание» («Congregazione dell"oratorio»). Целью этой «Конгрегации ораториума» являлось распространение католического вероучения вне храма. «Молитвенные собрания» пропагандировали духовные истины и священную историю при помощи молитвы, проповеди, духовного пения и драматического изображения. «Собрание» развёртывалось в двух отделениях, которые разделялись проповедью. Повествование вёл рассказчик виде псалмодии, а хор – все присутствующие – исполнял духовные песнопения, именуемые лаудами. Лауды в воскресных собраниях Ф.Нери выполняли функцию художественного толкования проповеди, основной чертой которой было повествование библейских сюжетов.

«Молитвенные собрания» Ф.Нери – следующий за литургическими представлениями этап в развитии оратории. Учреждение это имело большой успех. Выражение «ходить в ораторию» стало употребляться наравне с выражением «ходить в церковь». Поэтому не удивительно, что название места, где проходили эти представления, скоро перешло на сами представления. Оратория стала противопоставляться мессе, постепенно связываясь в представлении публики с возникшей вскоре после этого крупной художественно-музыкальной формой, и со временем стала обозначать саму эту форму.

Настоящая оратория, как отмечает Э.К. Розенов, зарождалась лишь в начале XVII столетия одновременно с оперой, в знаменитую эпоху Возрождения, в самом центре этого движения, во Флоренции, при дворе Медичи. В 1600 году появляется первая оратория под названием «Представление о душе и теле» Э.Кавальери. Это была попытка совместить духовное содержание с зарождавшимся светским жанром оперы. Тема «О мирской суете и вечном блаженстве» излагалась в монологах, диалогах и хорах. Музыка представляла собой соединение хоровых мадригалов и речитатива. Полифоническое многоголосие уступило место мелодии, опирающейся на цифрованный бас. Функция оркестра сводилась к простому дублированию голосов. Позднее оркестр стал исполнять различные вступительные, заключительные и промежуточные ритурнели обычно танцевального характера: гальярды, куранты, пассакальи и симфонии – инструментальные пьесы мадригального типа.

Что такое оратория? Под этим термином понимают большое музыкальное произведение, которое написано для оркестра (включая орган), для хора, а также отдельных певцов-солистов. Чаще всего сюжет оратории строится на библейских темах.

История возникновения

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нужно обратиться к истории данного понятия. Считается, что подобное произведение появилось в конце XVI века в конгрегации ораторианцев, которая была основана Св. Филипом Нери в Италии. Название происходит от латинского слова "oratorium", что обозначало специальное помещение, предназначенное для моления и собрания членов конгрегации.

"О душе и теле" Эмилио де Кавальери - это самое первое произведение, которое позволяет понять, что такое оратория в музыке. Определение показывает, что это было новой музыкальной формой, поскольку оно составлялось из отдельных сольных фраз, которые были более разнообразными, а также сопровождались музыкальными инструментами и хором.

Изначально оратории писались на главные библейские и евангельские темы и часто использовались для исполнения непосредственно в храме в дни больших церковных праздников. Соответственно существовали рождественские, пасхальные, страстные и другие подобные типы данного музыкального произведения. Само определение слова оратория указывает на то, это прежде всего была молитва, однако, со временем становится более светским и перемещается на сцену театра.

Развитие направления в Италии

Италия - это страна, где зародилась оратория. Композиторы Бенедетто Феррари, Агостино Агаццари, Лорето Витори, Джакомо Кариссими и многие другие сделали это музыкальное произведение таким, каким оно является сегодня, включая структуру, чередование хоров, инструментальные номера, а также традиционное обращение к библейским текстам.

Оратория в Германии

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нельзя не упомянуть роль Германии. Именно в эту страну перемещается лидерство в развитии данного музыкального произведения в XVII столетии. Начало этой эпохи закладывает работа "Страсти" Генриха Шютця, она представила вне территории Италии такое явление, как оратория. Примеры произведений в Германии того времени следующие: "Bethulia liberata" Игнаца Якоба Хольцбауэра, "La Conversione di S. Agostino" Иоганна Адольфа Хассе, а также работы Антонио Кальдара, Никколо Йомелли и др. Внимания заслуживает творчество Иоганна Маттезона, который переносит ораторию из католической церкви в протестантскую. Он написал 24 музыкальных работы, сюжеты для которых были взяты из Библии, однако, имели связь с настоящим временем. Это позволило по-другому показать, что такое оратория.

Гендель, Бах и Гайдн

Данное музыкальное направление достигло своего пика в творчестве таких гениев, как Гендель, Бах и Гайдн. Эти композиторы сумели вдохнуть новую жизнь в этот жанр и вывести его из храмов на сцену театров и концертных залов.

Иоганн Бах полностью обновил традиционную немецкую ораторию, предоставив миру такие шедевры, как "Рождественская оратория", "Пасхальная оратория", а также произведения "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею». Эти работы и по сей день считаются уникальными и часто появляются на сценах.

Йозеф Гайдн написал две великих работы в этом жанре: "Сотворение мира" и "Времена года". В своем творчестве он использовал светские тексты, что позволило создать оратории, полные жизни простого человека, его радостей и печалей. Он сумел соединить богатство лирики и точность музыки.

Фридрих Гендель по-другому показал то, что такое оратория. Определение жанра согласно этому композитору - это сочетание итальянских и немецких традиций и особенностей. Вершину его творчества составляют такие работы, как "Мессия", "Израиль в Египте", "Самсон" и другие.

ХІХ век

С середины XIX века структура оратории меняется, и она начинает возвращаться к своим истокам. Произведение предвидит участие аудитории в исполнении разнообразных гимнов и хоралов. Тексты являют собою определенные медитации и размышления. Католическая церковь по-другому показала, что такое оратория. Толчок этому дал Феликс Мендельсон, который создал такие шедевры, как "Илия" и "Св. Павел", а также с работами "Легенда о Святой Елизавете" и "Христос".

Изменения приходят и во Францию, где несмотря на всеобщую любовь к операм, аудитория начинает интересоваться и ораторией. В этот период появились такие имена, как Шарль-Франсуа Гуно, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Пьерне и другие. Творчество этих композиторов пользовалось огромной популярностью не только на территории Европы, но и в Америке.

ХХ век и наше время

XX век по-другому показывает то, что такое оратория. Произведение характеризуется использованием традиционных библейских тем, однако, с более глубокой трактовкой, которая связана с серьезными вопросами современности.

Также этот период характеризуется сближением оратории с другими подобными жанрами, в том числе с оперой и катаной. Особенно это заметно в творчестве Артюра Онеггера, Дариюса Мийо, Игоря Фёдоровича Стравинского и других. Появляется и новое направление - оратория-опера. В наше время данный музыкальный жанр все еще остается популярным и его можно встретить на самых известных мировых сценах.

Различия между оперой и кантатой

В XVI-XVII веке одновременно с ораторией появились и другие музыкальные жанры, в том числе опера и оратория. Подобные произведения характеризуются наличием похожих ролей для солистов, а также достаточно схожими жанрами для хора и оркестра. Несмотря на это, они имеют и отличительные характеристики.

Если говорить об опере, то это жанр близкий к оратории, однако, имеет видимое сценическое действие, в частности, декорацию, костюмы. Эти элементы отсутствуют в оратории. Кроме того, опера допускает использование самых разных сюжетов без необходимости концентрации только на религиозных текстах. Еще одной важной отличительной чертой является то, что в оратории доминирует хор, тогда как в опере каждый актер имеет возможность продемонстрировать свою игру и талант. Отличия также состоят в продолжительности произведения. Оратория длится около часа (максимум два), тогда как опера длиннее.

Что касается кантаты, то оратория предвидит больше сольных номеров и больше драматизма. Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Подобное характерно для произведений Баха.

Структура

Оратория отличается следующим набором компонентов:

  • Инструментальная увертюра;
  • Речитатив. Используется для пояснения текста и сюжета;
  • Хоровые арии. Чаще всего данный элемент отвечает за возвышение Господа. Арии сопровождаются трубами и литаврами.

В зависимости от сюжета и особенностей композиции, оратория может иметь и другие дополнительные компоненты. Это определяется целями воздействия на аудиторию и личным представлением об этом автора.

Оратория - это крупное произведение музыкального характера, которое предполагает участие хора, солистов и симфонического оркестра. Традиционно основой для сюжета данного жанра служат библейские тексты.




Top