Где начинается роман война и мир. Интересные факты о сериале BBC «Война и мир

История написания романа

Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I . Что ещё более возвышает его достоинство как эпоса - это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).

Везде Толстой старается схватить стихийное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда его любовное отношение к Кутузову , сильному, прежде всего, не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный способ, которым можно было справиться с Наполеоном . Отсюда же и нелюбовь Толстого к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение на степень величайшего мудреца скромнейшего солдатика Платона Каратаева за то, что он сознаёт себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение. Философская или, вернее, историософическая мысль Толстого большей частью проникает его великий роман - и этим-то он и велик - не в виде рассуждений, а в гениально схваченных подробностях и цельных картинах, истинный смысл которых нетрудно понять всякому вдумчивому читателю.

В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие - нет глубоко пессимистического настроения.

В позднейших произведениях Толстого превращение изящной, грациозно кокетливой, обаятельной Наташи в расплывшуюся, неряшливо одетую, всецело ушедшую в заботы о доме и детях помещицу производило бы грустное впечатление; но в эпоху своего наслаждения семейным счастьем Толстой все это возвёл в перл создания.

Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

1 часть

Действие начинается с приема у приближённой императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга . Этот прием является своего рода экспозицией: здесь мы знакомимся со многими наиболее важными героями романа. С другой стороны, прием является средством характеристики «высшего общества», сопоставимого с «фамусовским обществом» (А. С. Грибоедов «Горе от ума »), безнравственного и лживого. Все приехавшие ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, которые они могут завести у Шерер. Так, князя Василия волнует судьба своих детей, которым он старается устроить выгодный брак, а Друбецкая приезжает ради того, чтобы уговорить князя Василия похлопотать за её сына. Показательной чертой является ритуал приветствования никому неизвестной и никому ненужной тётушки (фр. ma tante ). Никто из гостей не знает, кто она такая, и не хочет с ней разговаривать, но нарушить неписанные законы светского общества они не могут. На пёстром фоне гостей Анны Шерер выделяются два персонажа: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они противопоставлены высшему свету, как Чацкий противопоставлен «фамусовскому обществу». Большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». Несмотря на это, большинство диалогов гостями ведется на французском .

Несмотря на свои обещания Болконскому не ездить к Курагину, Пьер сразу же после отъезда Андрея отправляется туда. Анатоль Курагин - сын князя Василия Курагина, доставляющий ему много неудобств тем, что постоянно ведет разгульную жизнь и тратит деньги отца. После своего возвращения из-за границы Пьер постоянно проводит свое время в компании Курагина вместе с Долоховым и другими офицерами. Эта жизнь совершенно не подходит Безухову, обладающему возвышенной душой, добрым сердцем и способностями стать действительно влиятельным человеком, приносить пользу обществу. Очередные «приключения» Анатоля, Пьера и Долохова заканчиваются тем, что они где-то раздобыли живого медведя, напугали им молодых актрис, а когда приехала полиция их унимать, они связали спинами квартального и медведя и пустили медведя плавать в Мойку. В итоге, Пьер был отправлен в Москву, Долохов разжалован в солдаты, а дело с Анатолем как-то замял его отец.

После смерти отца Пьер Безухов становится «знатным женихом» и одним из самых богатых молодых людей. Теперь он приглашен на все балы и приемы, с ним хотят общаться, его уважают. Князь Василий не упускает такой возможности и знакомит свою дочь красавицу Элен с Пьером, на которого Элен производит большое впечатление. Понимая необходимость понравиться богатому жениху, Элен ведет себя обходительно, флиртует, а ее родители всеми силами подталкивают Безухова к женитьбе. Пьер делает предложение Элен.

В это же время князь Василий, решивший женить своего сына Анатоля, надоевшего ему своими выходками и гулянками, на одной из самых богатых и знатных наследниц того времени - Марье Болконской. Василий со своим сыном приезжает в имение Болконских Лысые Горы и встречается с отцом будущей невесты. Старый князь надменно и настороженно относится к молодому человеку с сомнительной репутацией в светском обществе. Анатоль беспечен, привык вести разгульную жизнь и полагаться только на своего отца. Вот и теперь разговор складывается в основном между «старшим» поколением: Василием, представляющим своего сына, и князем. Несмотря на все свое презрение к Анатолю, князь Болконский оставляет выбор за самой Марьей, понимая к тому же, что для «некрасивой» княжны Марьи, никуда не выезжающей из имения, шанс выйти замуж за красавца Анатоля является удачей. Но сама Марья пребывает в раздумьях: она понимает все прелести замужества и, хоть и не любит Анатоля, надеется, что любовь придет потом, однако она не хочет оставлять отца в одиночестве в его имении. Выбор становится очевидным, когда Марья видит, как Анатоль флиртует с мадмуазель Бурьен, ее компаньонкой. Привязанность и любовь к отцу перевешивает, и княжна решительно отказывает Анатолю Курагину.

II том

Второй том можно поистине назвать единственным «мирным» во всем романе. Он отображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Большая часть его посвящена личным отношениям героев, теме любви и поиска смысла жизни.

1 часть

Второй том начинается с приезда Николая Ростова домой, где его радостно встречает всё семейство Ростовых. Вместе с ним приезжает и его новый военный друг Денисов. В скором времени в Англицком клубе было организовано торжество в честь героя военной кампании князя Багратиона, на котором присутствовал весь «высший свет». В течение всего вечера слышались тосты, прославлявшие Багратиона, а также императора. Про недавнее поражение никто не хотел вспоминать.

На праздновании присутствует и Пьер Безухов, который сильно изменился после женитьбы. На самом деле он чувствует себя глубоко несчастным, он начал понимать настоящее лицо Элен, которая во многом похожа на своего брата, а также его начинают мучить подозрения об измене его жены с молодым офицером Долоховым. По случайному стечению обстоятельств Пьер и Долохов оказываются сидящими друг напротив друга за столом. Вызывающе нахальное поведение Долохова раздражает Пьера, но последней каплей становится тост Долохова «за здоровье красивых женщин и их любовников». Все это послужило причиной того, что Пьер Безухов вызывает Долохова на дуэль. Николай Ростов становится секундантом Долохова, а Несвицкий - Безухова. На следующий день в 8 часов утра Пьер с секундантом приезжают в Сокольники и встречают там Долохова, Ростова и Денисова. Секундант Безухова пытается уговорить стороны примириться, но противники настроены решительно. Перед дуэлью выясняется неспособность Безухова даже держать пистолет как положено, в то время как Долохов - отменный дуэлянт. Противники расходятся, и по команде начинают идти на сближение. Безухов стреляет в сторону Долохова и пуля попадает в живот. Безухов и зрители хотят прервать дуэль из-за раны, однако Долохов предпочитает продолжить, и тщательно целится, истекая кровью. Выстрелил Долохов мимо.

Центральные персонажи книги и их прототипы

Ростовы

  • Граф Илья Андреевич Ростов.
  • Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) - жена Ильи Ростова.
  • Граф Николай Ильич Ростов (Nicolas) - старший сын Ильи и Натальи Ростовых.
  • Вера Ильинична Ростова - старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых.
  • Граф Пётр Ильич Ростов (Петя) - младший сын Ильи и Натальи Ростовых.
  • Наташа Ростова (Natalie) - младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
  • Соня (Софья Александровна, Sophie) - племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа.
  • Андрей Ростов - сын Николая Ростова.

Болконские

  • Князь Николай Андреевич Болконский - старый князь, по сюжету - видный деятель екатерининской эпохи. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских
  • Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André ) - сын старого князя.
  • Княжна Мария Николаевна (фр. Marie ) - дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого
  • Лиза (фр. Lise ) - первая жена князя Андрея Болконского, умерла во время родов сына Николая.
  • Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) - сын князя Андрея.

Безуховы

  • Граф Кирилл Владимирович Безухов - отец Пьера Безухова. Вероятный прототип - канцлер Александр Андреевич Безбородко .

Другие персонажи

Курагины

  • Князь Василий Сергеевич Курагин - приятель Анны Павловны Шерер, говорил о детях: «Мои дети - обуза моего существования». Куракин, Алексей Борисович - вероятный прототип.
  • Елена Васильевна Курагина (Элен) - дочь Василия Курагина. Первая, неверная жена Пьера Безухова.
  • Анатоль Курагин - младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её, «беспокойный дурак» по выражению князя Василия.
  • Ипполит Курагин - сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению князя

Споры о названии

В современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир » - антоним к слову «война » и «мир » - в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания. (ср. «На миру и смерть красна»). До орфографической реформы -1918 годов эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ », во втором - «міръ ». Существует легенда , что Толстой якобы использовал в названии слово «міръ» (Вселенная, общество). Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix» . Существуют различные версии возникновения этой легенды.

Следует отметить, что в названии «почти одноимённой» поэмы Маяковского «Война и міръ» () намеренно используется игра слов, которая была возможна до орфографической реформы , но сегодняшним читателем не улавливается.

Экранизации и использование романа как литературной основы

Экранизации

  • «Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Пётр Чардынин, Андрей Болконский - Иван Мозжухин
  • «Война и мир» Я. Протазанов , В. Гардин .Наташа Ростова - Ольга Преображенская, Андрей Болконский - Иван Мозжухин , Наполеон - Владимир Гардин
  • «Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - П. Чардынин . Наташа Ростова - Вера Каралли , Андрей Болконский - Витольд Полонский
  • «Война и мир » (War & Peace, 1956, США, Италия). Реж. - Кинг Видор .Композитор - Нино Рота костюмы - Мария де Маттеи. В главных ролях: Наташа Ростова - Одри Хепберн , Пьер Безухов - Генри Фонда , Андрей Болконский - Мел Феррер , Наполеон Бонапарт - Херберт Лом, Элен Курагина - Анита Экберг .
  • «Тоже люди » (1959, СССР) короткометражный фильм по отрывку из романа (СССР). Реж. Георгий Данелия
  • «Война и мир» / War and Peace (1963, Великобритания). (ТВ) Режиссёр Сильвио Нариззано. Наташа Ростова - Мэри Хинтон, Андрей Болконский - Дэниел Мэсси
  • «Война и мир » (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук , в главных ролях: Наташа Ростова - Людмила Савельева , Андрей Болконский - Вячеслав Тихонов , Пьер Безухов - Сергей Бондарчук .
  • «Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания).(сериал) Реж. Джон Дейвис. Наташа Ростова - Мораг Худ, Андрей Болконский - Алан Доби, Пьер Безухов - Энтони Хопкинс .
  • «Война и мир » (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. Реж - Роберт Дорнхельм , Брендан Доннисон. Андрей Болконский - Алессио Бони, Наташа Ростова - Клеманс Поэзи
  • «Война и Мир» (2012, Россия) трилогия, короткометражные фильмы по отрывкам из романа. Режиссеры Мария Панкратова, Андрей Грачев // Эфир сентябрь 2012 телеканал "Звезда"

Использование романа как литературной основы

  • «Война и мир» в стихах» : поэма по роману-эпопее Л.Н.Толстого. Москва: Ключ-С, 2012. - 96 с. (Автор - Наталья Тугаринова)

Опера

  • Прокофьев С. С. «Война и мир » (1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
  • Война и мир (фильм-опера). (Великобритания, 1991) (ТВ). Музыка Сергея Прокофьева . Реж. Хамфри Бертон
  • Война и мир (фильм-опера). (Франция, 2000) (ТВ) Музыка Сергея Прокофьева . Реж. Франсуа Рассиллон

Инсценировки

  • «Князь Андрей» (2006, Радио России). Радиоспектакль. Реж. - Г. Садченков . В гл. роли - Василий Лановой .
  • «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001) - постановка Московского театра «Мастерская П. Фоменко»

Примечания

Ссылки

  • П.Анненков

«Война и мир» - центральное произведение в творческом наследии Толстого, над которым писатель работал в течение 7 лет. К моменту создания окончательного варианта романа во многом изменились его замысел и характеристики героев: первоначально автор замыслил произведение о вернувшемся после амнистии 1855 года декабристе Петре и его жене Наталье, однако постепенно первоначальный замысел преобразился – расширились границы действия романа во времени и в пространстве, наряду с романным, в произведении толстого ярко выражено эпопейное начало. Авторская задача – понять и осмыслить свою современность через историю.

В основу романа-эпопеи положены события, особо важные для истории народа; переломные, рубежные эпохи, открывающие важные закономерности исторического развития страны. Предметом изображения Толстого явилась сама история, представленная как единый жизненный поток, совмещающий сцены сражений и любовных мечтаний героев, исторических встреч монархов или полководцев и частных радостей и страданий. В этом движении оказываются естественными проявлениями самой жизни и крик новорожденного Николеньки Болконского, и стоны раненых на Бородинском поле, и смех Наташи Ростовой, и слезы Кутузова, узнавшего, что французы ушли наконец из разоренной Москвы. История предстает в романе Толстого живой, движущейся, созидающейся на наших глазах, этот единый жизненный поток органично включает в себя авторские комментарии и размышления, а потому прошлое кажется в романе не отдаленным от нас, а приближенным, современным, многое открывающим в сегодняшней жизни.

Действие романа-эпопеи охватывает значительный временной период и происходит на обширном пространстве, и, как следствие этого, произведение этого жанра особенно велико по объему и сложно по построению. Время действия в произведении Толстого охватывает 15 лет: роман открывается сценой вечера в доме Анны Павловны Шерер в 1805 году и заканчивается изображением частной жизни Пьера Безухова и Наташи Ростовой, Николая Ростова и Марьи Болконской в 1820 году. Огромный исторический и жизненный материал романа составит три основных пласта: 1805-1811 годы – это сложные французско-русские отношения начала 19 века, стремление главных героев к счастью, обретения и потери на этом пути; кульминация романа – война 1812 года, в пожаре которой соединились разные судьбы и частные жизни; продолжение духовных поисков героев после этого общенационального события, которое предопределило дальнейшую историю и целой страны, и отдельных людей.

На страницах романа Толстой создает ёмкий образ народа – некое единство духа во множестве разных индивидуальностей. Скрепляющей всю эпическую масштабность романа оказывается «мысль народная», которую Толстой называл «особенно любимой».

Изображение общенародного бытия в жанре романа-эпопеи совмещается с раскрытием глубин отдельной души; в существовании отдельной личности по-своему проявляется состояние всего мира; в частных, конкретных эпизодах жизни героев обнаруживаются глубинные закономерности истории. Романное начало в эпопее как раз и связано с изображением неповторимых судеб и характеров, сложными индивидуальными духовными исканиями героев.

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1.Когда начинается действие романа «Война и мир»?

А) в январе 1812 года

б) в апреле 1801 года

в) в мае 1807 года

г) в июле 1805 года

2.Как определил сам Л.Н. Толстой жанр произведения «Война и мир»?

А) историческая хроника

б) роман

в) летопись

г) эпопея

3.В исторических трудах Наполеон нередко противопоставляется

Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе «Война и мир»?

а) Александр I

б) М.И. Кутузов

в) А. Болконский

Г) Николай I

4.Сколько времени длится действие романа 9 (в целом)?

А) 10 лет

б) 25 лет

в) около 7 лет

г) 15 лет

5.В ком Л.Н. Толстой видит решающую силу истории?

А) царь

б) военачальники

в) аристократия

г) народ

6. С какого события начинается роман «Война и мир»?

А) описания встречи отца и сына Болконских

б) описания Шенграбенского сражения

в) описания именин в доме Ростовых

г) описания вечера у А. П. Шерер

7. Возраст Наташи Ростовой в начале романа?

а) 10 лет

б) 13 лет

в) 16 лет

г) 18 лет

8. Сколько детей было у графа и графини Ростовых?

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

9. Определите кульминацию 1-го тома романа «Война и мир».

а) именины в доме Ростовых

б) история с Теляниным

в) встреча императоров в Тильзите

г) Аустерлицкое сражение

10. Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (1-й том)?

а) так он понимает офицерский долг

б) хочет продвинуться по служебной лестнице

в) стремится к славе

г) мечтает защищать родину

11. Что привлекло Пьера Безухова в масонстве?

А) увлечение мистикой

б) возможность отречься от несчастливого брака

в) идея единения и братства людей

г) связи с влиятельными людьми

12. После Шенграбенского сражения «князю Андрею было грустно и тяжело», потому что

а ) его смелое поведение во время сражения не было замечено Багратионом

б) в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось

в) после посещения батареи капитана Тушина начали разрушать его идеальные представления о подвиге

г) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться

13. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу?

А) служебные взыскания

б) смерть жены

в) недовольство Сперанского

Г) любовь к Наташе

14. Почему расстроился брак князя Андрея и Наташи Ростовой?

А) из-за тайных отношений Наташи и Бориса Друбецкого

б) из-за отказа старого князя Болконского благословить этот брак

в) из-за мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным

г) из-за отказа графа и графини Ростовых выдать дочь замуж за вдовца

15. Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец?

А) Лысые горы

б) Отрадное

в) Богучарово

г) Марьино

16. По какому поводу граф Илья Андреевич Ростов устраивает обед в Английском клубе?

а) победа в Бородинском сражении

б) именины Наташи

в) приезд императора в Москву

г) победа князя Багратиона в Шенграбенском сражении

17. какую сумму проиграл Николай Ростов Долохову?

а) 31000 рублей

б) 40000 рублей

в) 43000 рублей

г) 45000 рублей

18. Чьими глазами читатель видит Бородинское сражение?

а) Николая Ростова

б) Пьера Безухова

в) Андрея Болконского

г) Анатоля Курагина

19.Тихон Щербатый является символом:

А) смирения

б) народного гнева

в) аристократизма

История написания романа

Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I . Что ещё более возвышает его достоинство как эпоса - это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина).

Везде Толстой старается схватить стихийное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда его любовное отношение к Кутузову , сильному, прежде всего, не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный способ, которым можно было справиться с Наполеоном . Отсюда же и нелюбовь Толстого к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение на степень величайшего мудреца скромнейшего солдатика Платона Каратаева за то, что он сознаёт себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение. Философская или, вернее, историософическая мысль Толстого большей частью проникает его великий роман - и этим-то он и велик - не в виде рассуждений, а в гениально схваченных подробностях и цельных картинах, истинный смысл которых нетрудно понять всякому вдумчивому читателю.

В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира», так и позднейшие - нет глубоко пессимистического настроения.

В позднейших произведениях Толстого превращение изящной, грациозно кокетливой, обаятельной Наташи в расплывшуюся, неряшливо одетую, всецело ушедшую в заботы о доме и детях помещицу производило бы грустное впечатление; но в эпоху своего наслаждения семейным счастьем Толстой все это возвёл в перл создания.

Позже Толстой скептически относился к своим романам. В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

1 часть

Действие начинается с приема у приближённой императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга . Этот прием является своего рода экспозицией: здесь мы знакомимся со многими наиболее важными героями романа. С другой стороны, прием является средством характеристики «высшего общества», сопоставимого с «фамусовским обществом» (А. С. Грибоедов «Горе от ума »), безнравственного и лживого. Все приехавшие ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, которые они могут завести у Шерер. Так, князя Василия волнует судьба своих детей, которым он старается устроить выгодный брак, а Друбецкая приезжает ради того, чтобы уговорить князя Василия похлопотать за её сына. Показательной чертой является ритуал приветствования никому неизвестной и никому ненужной тётушки (фр. ma tante ). Никто из гостей не знает, кто она такая, и не хочет с ней разговаривать, но нарушить неписанные законы светского общества они не могут. На пёстром фоне гостей Анны Шерер выделяются два персонажа: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они противопоставлены высшему свету, как Чацкий противопоставлен «фамусовскому обществу». Большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, которого называют «корсиканским чудовищем». Несмотря на это, большинство диалогов гостями ведется на французском .

Несмотря на свои обещания Болконскому не ездить к Курагину, Пьер сразу же после отъезда Андрея отправляется туда. Анатоль Курагин - сын князя Василия Курагина, доставляющий ему много неудобств тем, что постоянно ведет разгульную жизнь и тратит деньги отца. После своего возвращения из-за границы Пьер постоянно проводит свое время в компании Курагина вместе с Долоховым и другими офицерами. Эта жизнь совершенно не подходит Безухову, обладающему возвышенной душой, добрым сердцем и способностями стать действительно влиятельным человеком, приносить пользу обществу. Очередные «приключения» Анатоля, Пьера и Долохова заканчиваются тем, что они где-то раздобыли живого медведя, напугали им молодых актрис, а когда приехала полиция их унимать, они связали спинами квартального и медведя и пустили медведя плавать в Мойку. В итоге, Пьер был отправлен в Москву, Долохов разжалован в солдаты, а дело с Анатолем как-то замял его отец.

После смерти отца Пьер Безухов становится «знатным женихом» и одним из самых богатых молодых людей. Теперь он приглашен на все балы и приемы, с ним хотят общаться, его уважают. Князь Василий не упускает такой возможности и знакомит свою дочь красавицу Элен с Пьером, на которого Элен производит большое впечатление. Понимая необходимость понравиться богатому жениху, Элен ведет себя обходительно, флиртует, а ее родители всеми силами подталкивают Безухова к женитьбе. Пьер делает предложение Элен.

В это же время князь Василий, решивший женить своего сына Анатоля, надоевшего ему своими выходками и гулянками, на одной из самых богатых и знатных наследниц того времени - Марье Болконской. Василий со своим сыном приезжает в имение Болконских Лысые Горы и встречается с отцом будущей невесты. Старый князь надменно и настороженно относится к молодому человеку с сомнительной репутацией в светском обществе. Анатоль беспечен, привык вести разгульную жизнь и полагаться только на своего отца. Вот и теперь разговор складывается в основном между «старшим» поколением: Василием, представляющим своего сына, и князем. Несмотря на все свое презрение к Анатолю, князь Болконский оставляет выбор за самой Марьей, понимая к тому же, что для «некрасивой» княжны Марьи, никуда не выезжающей из имения, шанс выйти замуж за красавца Анатоля является удачей. Но сама Марья пребывает в раздумьях: она понимает все прелести замужества и, хоть и не любит Анатоля, надеется, что любовь придет потом, однако она не хочет оставлять отца в одиночестве в его имении. Выбор становится очевидным, когда Марья видит, как Анатоль флиртует с мадмуазель Бурьен, ее компаньонкой. Привязанность и любовь к отцу перевешивает, и княжна решительно отказывает Анатолю Курагину.

II том

Второй том можно поистине назвать единственным «мирным» во всем романе. Он отображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Большая часть его посвящена личным отношениям героев, теме любви и поиска смысла жизни.

1 часть

Второй том начинается с приезда Николая Ростова домой, где его радостно встречает всё семейство Ростовых. Вместе с ним приезжает и его новый военный друг Денисов. В скором времени в Англицком клубе было организовано торжество в честь героя военной кампании князя Багратиона, на котором присутствовал весь «высший свет». В течение всего вечера слышались тосты, прославлявшие Багратиона, а также императора. Про недавнее поражение никто не хотел вспоминать.

На праздновании присутствует и Пьер Безухов, который сильно изменился после женитьбы. На самом деле он чувствует себя глубоко несчастным, он начал понимать настоящее лицо Элен, которая во многом похожа на своего брата, а также его начинают мучить подозрения об измене его жены с молодым офицером Долоховым. По случайному стечению обстоятельств Пьер и Долохов оказываются сидящими друг напротив друга за столом. Вызывающе нахальное поведение Долохова раздражает Пьера, но последней каплей становится тост Долохова «за здоровье красивых женщин и их любовников». Все это послужило причиной того, что Пьер Безухов вызывает Долохова на дуэль. Николай Ростов становится секундантом Долохова, а Несвицкий - Безухова. На следующий день в 8 часов утра Пьер с секундантом приезжают в Сокольники и встречают там Долохова, Ростова и Денисова. Секундант Безухова пытается уговорить стороны примириться, но противники настроены решительно. Перед дуэлью выясняется неспособность Безухова даже держать пистолет как положено, в то время как Долохов - отменный дуэлянт. Противники расходятся, и по команде начинают идти на сближение. Безухов стреляет в сторону Долохова и пуля попадает в живот. Безухов и зрители хотят прервать дуэль из-за раны, однако Долохов предпочитает продолжить, и тщательно целится, истекая кровью. Выстрелил Долохов мимо.

Центральные персонажи книги и их прототипы

Ростовы

  • Граф Илья Андреевич Ростов.
  • Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) - жена Ильи Ростова.
  • Граф Николай Ильич Ростов (Nicolas) - старший сын Ильи и Натальи Ростовых.
  • Вера Ильинична Ростова - старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых.
  • Граф Пётр Ильич Ростов (Петя) - младший сын Ильи и Натальи Ростовых.
  • Наташа Ростова (Natalie) - младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера.
  • Соня (Софья Александровна, Sophie) - племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа.
  • Андрей Ростов - сын Николая Ростова.

Болконские

  • Князь Николай Андреевич Болконский - старый князь, по сюжету - видный деятель екатерининской эпохи. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Волконских
  • Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André ) - сын старого князя.
  • Княжна Мария Николаевна (фр. Marie ) - дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого
  • Лиза (фр. Lise ) - первая жена князя Андрея Болконского, умерла во время родов сына Николая.
  • Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) - сын князя Андрея.

Безуховы

  • Граф Кирилл Владимирович Безухов - отец Пьера Безухова. Вероятный прототип - канцлер Александр Андреевич Безбородко .

Другие персонажи

Курагины

  • Князь Василий Сергеевич Курагин - приятель Анны Павловны Шерер, говорил о детях: «Мои дети - обуза моего существования». Куракин, Алексей Борисович - вероятный прототип.
  • Елена Васильевна Курагина (Элен) - дочь Василия Курагина. Первая, неверная жена Пьера Безухова.
  • Анатоль Курагин - младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её, «беспокойный дурак» по выражению князя Василия.
  • Ипполит Курагин - сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению князя

Споры о названии

В современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир » - антоним к слову «война » и «мир » - в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания. (ср. «На миру и смерть красна»). До орфографической реформы -1918 годов эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ », во втором - «міръ ». Существует легенда , что Толстой якобы использовал в названии слово «міръ» (Вселенная, общество). Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix» . Существуют различные версии возникновения этой легенды.

Следует отметить, что в названии «почти одноимённой» поэмы Маяковского «Война и міръ» () намеренно используется игра слов, которая была возможна до орфографической реформы , но сегодняшним читателем не улавливается.

Экранизации и использование романа как литературной основы

Экранизации

  • «Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Пётр Чардынин, Андрей Болконский - Иван Мозжухин
  • «Война и мир» Я. Протазанов , В. Гардин .Наташа Ростова - Ольга Преображенская, Андрей Болконский - Иван Мозжухин , Наполеон - Владимир Гардин
  • «Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - П. Чардынин . Наташа Ростова - Вера Каралли , Андрей Болконский - Витольд Полонский
  • «Война и мир » (War & Peace, 1956, США, Италия). Реж. - Кинг Видор .Композитор - Нино Рота костюмы - Мария де Маттеи. В главных ролях: Наташа Ростова - Одри Хепберн , Пьер Безухов - Генри Фонда , Андрей Болконский - Мел Феррер , Наполеон Бонапарт - Херберт Лом, Элен Курагина - Анита Экберг .
  • «Тоже люди » (1959, СССР) короткометражный фильм по отрывку из романа (СССР). Реж. Георгий Данелия
  • «Война и мир» / War and Peace (1963, Великобритания). (ТВ) Режиссёр Сильвио Нариззано. Наташа Ростова - Мэри Хинтон, Андрей Болконский - Дэниел Мэсси
  • «Война и мир » (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук , в главных ролях: Наташа Ростова - Людмила Савельева , Андрей Болконский - Вячеслав Тихонов , Пьер Безухов - Сергей Бондарчук .
  • «Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания).(сериал) Реж. Джон Дейвис. Наташа Ростова - Мораг Худ, Андрей Болконский - Алан Доби, Пьер Безухов - Энтони Хопкинс .
  • «Война и мир » (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. Реж - Роберт Дорнхельм , Брендан Доннисон. Андрей Болконский - Алессио Бони, Наташа Ростова - Клеманс Поэзи
  • «Война и Мир» (2012, Россия) трилогия, короткометражные фильмы по отрывкам из романа. Режиссеры Мария Панкратова, Андрей Грачев // Эфир сентябрь 2012 телеканал "Звезда"

Использование романа как литературной основы

  • «Война и мир» в стихах» : поэма по роману-эпопее Л.Н.Толстого. Москва: Ключ-С, 2012. - 96 с. (Автор - Наталья Тугаринова)

Опера

  • Прокофьев С. С. «Война и мир » (1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
  • Война и мир (фильм-опера). (Великобритания, 1991) (ТВ). Музыка Сергея Прокофьева . Реж. Хамфри Бертон
  • Война и мир (фильм-опера). (Франция, 2000) (ТВ) Музыка Сергея Прокофьева . Реж. Франсуа Рассиллон

Инсценировки

  • «Князь Андрей» (2006, Радио России). Радиоспектакль. Реж. - Г. Садченков . В гл. роли - Василий Лановой .
  • «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001) - постановка Московского театра «Мастерская П. Фоменко»

Примечания

Ссылки

  • П.Анненков

" - монументальная эпопея Л. Н. Толстого, входящая в золотой фонд мировой литературы. Знаменитый роман русского классика до сих пор пользуется огромной популярностью. Он был переведен на многие языки мира. Книге посвящено большое количество литературных исследований.

Она представляет определенную ценность даже для профессиональных историков, так как Толстой при работе использовал самые разнообразные источники от воспоминаний до архивных документов. Интерес к роману не может угаснуть, так как в нем на первом плане стоят общечеловеческие ценности, добро и справедливость.

2. История создания . В середине 50-х гг. XIX века у Толстого возник замысел повести о декабристе, возвращающемся с семейством из Сибири. Эта работа все больше увлекала писателя, а временные рамки произведения отодвигались все дальше в прошлое.

Писатель стремился раскрыть внутренний мир своего героя, объяснить мотивы его поступков. Возникала необходимость изобразить целое поколение. Таким образом, к 1863 г. замысел небольшой повести совершенно изменился, она перерастает в роман, работа над которым заняла несколько лет. В окончательном виде эпопея "Война и мир" была закончена и вышла в печати в 1867-1869 гг.

3. Смысл названия . Название романа "Война и мир" в сознании современного человека понимается как противоположность из двух антонимов. В дореволюционной России слово "мир" имело два значения в зависимости он написания: "миръ" (согласие, спокойствие) и "мiръ" (весь белый свет и род человеческий). в 1867 г. дал название роману - "Война и мiръ". В его замыслы входило показать войну и ее губительное влияние на все человечество в целом.

4. Жанр . Роман-эпопея.

5. Тема . Основная тема романа - коренящиеся в русском национальном характере высшие идеалы простоты, правды и добра. Эта тема развита на фоне центрального события - Отечественной войны 1812 г. Нашествие Наполеона принесло огромные беды и страдания русскому народу. Но при этом оно выступило своеобразным средством очищения, показавшим истинное лицо многих людей. Писатель срывает маски с фальшивого, блестящего по внешности высшего общества.

За изящным поведением и возвышенными разговорами скрываются самые низкие, полуживотные инстинкты. Большинству представителей знати абсолютно безразлично, кто выйдет победителем из войны. Они уверены, что смогут сохранить свое положение при любом режиме. Их патриотические речи лицемерны и вызывают отвращение. Полную противоположность этим людям представляют положительные герои романа (Болконский, Безухов) и весь русский народ.

Виновником войны был Наполеон, поэтому правда оставалась на стороне России. Критик Н. Н. Страхов называл "Войну и мир" "апофеозом русского смирного типа". Толстой был убежден, что тщательно разработанные планы военной кампании и действия полководцев вообще не играли никакой роли. Русские победили, потому что осознавали правоту своего дела. Великий русский писатель после публикации "Войны и мира" подвергся многочисленным нападкам за изложенный им своеобразный взгляд на г. По мнению Толстого, главная заслуга Кутузова состояла в том, что он как можно дольше оттягивал решающее сражение, предоставляя французской армии разваливаться на ходу.

Для Толстого события 1812 г. были настоящей народной войной. Он противопоставляет действия высшего командования обеих армий с настроениями и мыслями истинных патриотов своей страны. В то время война рассматривалась как шахматный поединок между главнокомандующими. Взяв Москву, Наполеон не сомневался, что незамедлительно будет добиваться мирного договора. По всем правилам военного искусства русские потерпели поражение.

Французский император был неприятно удивлен, узнав, что Москва покинута жителями, и никто не оказывает ему достойной встречи. Противоположный взгляд ярко выражен в словах князя Андрея: "Что такое пленные? ...Французы разорили мой дом... Они враги мои... Надо их казнить". Княжна Марья не допускает даже мысли о том, чтобы остаться и подчиниться французскому генералу. Более всего пострадавший от нашествия Наполеона простой русский народ видит перед собой не галантных европейцев, а разбойников и убийц, от которых необходимо как можно скорее избавиться.

6. Проблематика. Главная проблема романа заявлена в его названии. Толстой резко отрицательно относился к любой войне, представляющей собой бессмысленное уничтожение большого количества людей. Писатель видит наибольшую опасность даже не в этом. Во время войны огромные массы отрываются от привычных занятий и сгоняются в организованные отряды, главной целью которых является убийство себе подобных. Этим наносится непоправимый ущерб нравственному состоянию нации.

Отдельный человек уже не принадлежит самому себе, он должен беспрекословно подчиняться приказам, которые нередко бывают бессмысленными и откровенно глупыми. Отношение к войне ярко показано на примере князя Андрея Болконского. Поначалу он мечтает об успешной военной карьере, подвигах и славе. Но, попав на войну, Андрей видит, насколько его идеальные представления далеки от суровой реальности. Отталкивающий вид множества убитых и раненых заставляет его задуматься о смысле собственной жизни.

Ранение князя окончательно открывает ему глаза и наполняет его душу отвращением к прежним наивным мечтам. Толстой отмечал, что между официальными документами, историческими исследованиями и реальными событиями лежит глубокая пропасть. В юмористической форме эта мысль подтверждается в письме дипломата Билибина князю Андрею. Он опровергает известие о победе в Пултуской битве.

Описывая маневры русских армий в кампании 1805-1807 гг., Билибин заявляет, что главным противником генерала Бенигсена был не , а генерал Буксгевден. Два генерала в борьбе за пост главнокомандующего забывают о настоящей цели войны. Но после утверждения на посту Буксгевдена появляется "третий враг - православное" воинство, занимающееся мародерством. Важной для Толстого проблемой является преклонение людей перед мнимыми героями и выдающимися личностями в истории.

Писатель не признавал героев на войне в общепринятом смысле этого слова. Во время кампании 1805-1807 гг. он выделяет капитана Тушина - скромного и тихого человека, который чувствует робость перед начальством. Но этот робкий капитан, попав в безвыходное положение, сохранил стойкость своей батареи, которая в течение всего сражения отбивала атаки французов. Тушин оказался истинным героем сражения, но по официальным донесениям он был виновен в потере двух орудий. Спасло капитана только вмешательство Андрей Болконского. Такие ситуации на войне - обычное дело.

Собирательный образ русского человека представляет собой Платон Каратаев. Он совсем не похож на героя, смело врубающегося в гущу врагов. Превосходство Каратаева заключается в его доброте и мягкости, которые побеждают превосходящего сильного и хищного противника. Выдающихся полководцев Толстой описывает как обычных людей, срывая с них нимб величия.

Если пристально обратиться к личности Наполеона, то можно увидеть необычайно самодовольного, мстительного, раздражительного человека. Писатель считает, что к вершине власти его привела цепь совершенно случайных событий. Постепенно вокруг имени Наполеона накапливалось все больше домыслов и легенд, усиливающих его самомнение.

Точно таким же образом Толстой относится и к у. Это старый больной человек, который с большим трудом переносит тяготы походной жизни. Огромный жизненный опыт подсказывает ему, что самый верный путь к достижению победы - предоставить событиям развиваться естественным порядком. Относительно Бородинского сражения до сих пор ведутся споры о том, кто же вышел победителем.

Толстой дает однозначный ответ. Ни потери, ни занимаемая территория не играли никакой роли. Русская армия одержала "нравственую победу", после которой войска Наполеона были обречены на позорное отступление. Следующей по значимости в романе является проблема пустоты и бессодержательности жизни высшего общества. Толстого нередко упрекали в том, что многие места в романе написаны на французском языке. Но это как раз и усиливает критику писателя.

Русское дворянство настолько оторвалось от национальных корней, что предпочитало своему родному языку иностранный. Причем не просто иностранный, а язык своего противника. Можно ли представить себе, что во время Великой Отечественной войны советские руководители и военачальники говорят между собой по-немецки? А в начале XIX века такая ситуация никого не удивляла.

Показная изысканность исчезает сразу же, если дело касается больших денег. Это прекрасно показано Толстым в яростной борьбе претендентов на наследство умирающего графа Безухова. Получивший наследство простодушный Пьер оказывается игрушкой в руках князя Василия и его дочери Элен. Элен и Анатоль - главные отрицательные персонажи романа, типичные представители высшего света.

Элен невероятно красива, но при этом глупа. Обладая врожденной хитростью и коварством, она умеет привлекать к себе внимание и добиваться всего, чего хочет. Анатоль - избалованный и порочный молодой человек. Он недалеко ушел от сестры в умственном отношении, но способен нравиться женщинам. Очень сложными и запутанными являются в романе любовные и семейные отношения. Для большинства представителей высшего света любовь уже давно стала предметом купли-продажи. Браки заключаются исключительно из корыстных соображений.

Молодая Наташа Ростова впервые сталкивается с этим, когда мать запрещает ей общаться с Борисом. Она мечтает подыскать для дочери более достойного и богатого жениха. Но уже на первом выезде в свет Наташа находит своего избранника - князя Андрея. Болконский после смерти жены находился в подавленном состоянии. Молодая девушка возродила в нем надежду на счастье. Влюбленных отделял от свадьбы всего лишь год, но за это время Наташа попала в искусно сплетенные сети Анатоля и его сестры Элен. Неопытная девушка, страдая от разлуки с Андреем, вновь влюбилась.

Жестокий и расчетливый обман Анатоля стал причиной ее тяжелой болезни. Естественно, после распространившегося слуха о связи Наташи с Анатолем ни о какой свадьбе не могло быть и речи. Андрей посчитал себя глубоко оскорбленным. Примирение влюбленных состоялось слишком поздно, когда Андрей находился при смерти. Только путем ошибок и бесконечных страданий Наташа обретает свое счастье в браке с Пьером Безуховым.

Пьер - один из самых чистых и благородных людей в романе. Из-за своей простоты и отзывчивости от часто становится марионеткой в чужих руках. Пьера буквально "женят" на Элен, заставляя его поверить в то, что он уже давно в нее влюблен. По-своему несчастливы в любви Соня и княжна Марья. Не имеющей наследства Соне очень трудно найти себе жениха.

Княжна Марья обладает хорошим наследством, но Бог обделил ее внешностью. Княжна мечтает о семейной жизни, но, осознавая свою непривлекательность, с головой уходит в религию. Обе женщины страдают одинаково от любви к Николаю Ростову. В конце концов счастье улыбается княжне Марье. Соня же вынуждена в очередной раз принести себя в жертву ради чужого благополучия. В эпилоге Наташа употребляет по отношению к ней очень верное слово - "пустоцвет".

7. Герои . Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, остальные члены семейств Болконских и Ростовых. Реальные исторические лица: Наполеон, Кутузов, Багратион, Александр I и многие другие. В эпопее в целом огромное количество героев, описанных в мельчайших деталях. По этому поводу Н. Н. Страхов писал: "Тысячи лиц, тысячи сцен... все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика...".

8. Сюжет и композиция . "Война и мир" охватывает большой временной промежуток: с 1805 по 1812 гг. Действие эпилога разворачивается в 1820 г. В финале Толстой приводит пространное авторское отступление, в котором подводит итог своим размышлениям по важнейшим проблемам, затронутым в романе. Пространственные рамки романа также обширны: Москва, Петербург, заграница, поля сражений. Огромное внимание Толстой уделяет центральному событию - Отечественной войне 1812 г.

9. Чему учит автор ? Самый главный нравоучительный смысл романа "Война и мир" заключается в неизбежном торжестве добра и справедливости. Толстой-патриот прославляет победу русского народа над кровожадным завоевателем. Толстой-гуманист утверждает, что величие России могло быть достигнуто мирными способами.

Отечественная война 1812 г. стала высшим проявлением национального характера. В ней впервые в русской истории развернулось масштабное партизанское движение. Это движение лишь частично контролировалось военным командованием, но оно сыграло ведущую роль в разгроме отступающей французской армии. Главным положительным качеством героев романа становится неосознанная тяга к добру. В этом отношении показательной является судьба Пьера Безухова. Искреннему и простодушному молодому человеку суждено пройти через многие испытания. В поисках истины он вступает в масонство, но разочаровывается в нем. Неудачная женитьба, дуэль, французский плен и встреча с Платоном Каратаевым - все эти события постепенно приближали его к главному умозаключению. Пьер обрел способность "видеть великое, вечное и бесконечное во всем", т. е. не умом, а душой почувствовал существование всемогущего Бога.

Толстой учит, что эта достигнутая Пьером способность должна лежать в основе устремлений каждого человека. Если все почувствуют Бога внутри себя, то войны, беды и страдания просто-напросто исчезнут. Воззрения великого писателя могут показаться чересчур идеалистическими, но противопоставить им нечего. Простота, добро и правда действительно выступают теми спасительными средствами, благодаря которым человечество до сих пор удерживается от взаимного самоуничтожения.




Top