Где находится 3 богатыря. История создания шедевра В

Три богатыря традиционно ассоциируются со сказками и легендами. Мало кто знает, что прототипами этих полумифических персонажей были вполне реальные, живые люди.

Илья Муромец

Илюша - старший и самый любимый из троих богатырей. С ним связаны славные ратные подвиги и настоящие чудеса. Удивительно уже то, что после 30 лет сидения на печи этот диво-молодец, одаренный недюжинной силой, превратился в легендарного защитника Отечества.

Прототипом Ильи Муромца был Илия Печерский . Сейчас мощи этого святого сподвижника хранятся в Киево —Печерской лавре. Там же содержится документ с упоминанием богатыря по прозвищу «Чоботок » (в переводе с украинского - «Сапожок»). Именно так стали звать Муромца после того, как он умудрился положить несметное число врагов одним своим сапогом. Другого оружия на тот момент под рукой не оказалось.

Подтверждение того, что с Ильи Печерского и был «списан» образ славного русского богатыря, можно найти в книге «Тератургима » (1638). В ней лаврский монах Афанасий Кальнофойский указывает, что в Святой Лавре нашел свое последнее пристанище Илия , до принятия пострига бывший прославленным витязем и защитником земли русской.

В 1988 году останки Илии Печерского обследовала комиссия Минздрава. Было установлено, что при жизни он действительно имел богатырский для Древней Руси рост (177 см), долгое время был прикован к постели из-за заболевания позвоночника, а затем состоял на службе в княжеской дружине. О последнем факте свидетельствовали сросшиеся переломы и другие следы множества боевых ранений.

Добрыня Никитич

В былинах Добрыня изображается добросердечным человеком с творческой жилкой. Он всегда стремится защитить сирых и убогих. К тому же играет на гуслях, хорошо поет, а при возможности и балуется азартными играми. Все эти качества наводят на мысль, что богатырь мог принадлежать к знати.

Филологи Киреевский и Хорошев считают, что образ этого былинного витязя был «списан» с дяди Владимира Святославовича, которого звали Добрыней Малковичем . Родственник киевского князя родился в селе Низкиничи , откуда и произошло прозвище «Низкинич », а затем и «Никитич».

Повесть временных лет и Иоакимовская летопись содержат сведения о том, Добрыня Никитич сыграл большую роль в судьбе Руси. По его инициативе был призван княжить Владимир. Позднее с его же помощью производилось крещение новгородцев , закончившееся сожжением домов язычников и большим пожаром.

Алёша Попович

Алёша - младший из героев - не обладал колоссальной физической силой, но был смекалист, хвастлив и охоч до женского пола. Прототипом этого героя считается боярин из Ростова, некто Александр Попович. В Никоновской летописи упоминается, что он погиб в бою на речке Калке в 1223 году, а до этого прославился подвигами, совершенными во время Липецкой битвы.

Согласно другой версии, Алёша появился в былинах благодаря реально существовавшему боярину Ольбергу Ратиборовичу . Тот был дружинником и соратником Владимира Мономаха . В 1095 году этот человек вел переговоры с половецким ханом Итларем , но миссию свою не завершил, поскольку был коварно застрелен через дыру в крыше.

Исследователи образа богатыря (Борис Рыбаков, Анатолий Членов) считают, что хан Итларь как раз и является прообразом Идолища поганого, с которым сразился былинный Алёша Попович. Языческое имя «Ольберг » трансформировалось с православное «Олеша », а затем и «Алёша». Так и появился третий русский богатырь, которого сейчас можно увидеть на известной картине Васнецова .

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Вконтакте

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен , осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.


Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей» , которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.



Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».



Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.



Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.



В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.



Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.



Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.



Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».



В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.



Сказочные персонажи на картинах художника часто приобретали внешние черты его современников: История создания картины В.М.Васнецова "Богатыри"

Над картиной "Богатыри" В.М.Васнецов работал в течение двадцати с лишним лет, с карандашного наброска 1871 года до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. Первый маленький карандашный набросок "Богатырей" (размером всего 19 на 26 см) несёт в себе уже все главные композиционные особенности картины: число и соотношение фигур всадников, их повороты, движения и даже частично жесты. В центре помещена массивная фигура на тяжеловесном массивном коне. И хотя началом работы над картиной "Богатыри" считается 1881 год (Абрамцево), но все основные черты композиции уже были созданы ранее.

Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса.

В некоторых былинах говорится о заставах, состоявших из многих богатырей, например в былине "Бой Ильи Муромца с сыном", помещённой в "Альбоме русских народных сказок и былин" (1875). (В этом альбоме Васнецов участвовал как иллюстратор, - он дал рисунки на тему о Жар-птице.) Столь же многочисленная и такая же значительная богатырская застава воспета в одном из вариантов былины "Илья и Сокольник". Рассказывается о двенадцати богатырях также и в былине "Илья Муромец и его", относимой к поздним вариантам былин московского периода. В другой, тоже поздней по происхождению былине, "Илья Муромец и Калин Царь", в заставе, состоявшей из двенадцати богатырей, стояли: Илья, Алёша, Добрыня и Ермак.

В числе всех этих богатырей выделены сказителями как самые дорогие и любимые Илья, Добрыня и Алёша. Это олицетворение выдающихся качеств русского народа, духовных и физических. Народное творчество во всём возвеличивает своих богатырей, и поэтому в обычном, будничном виде они, конечно, не могли быть представлены. И на картине Васнецова богатыри изображены в богатых доспехах, на празднично убранных конях. Сказители былин одевали таким образом своих любимцев.

Васнецов сознательно выделял в богатырях главное, а именно - преданность родине, готовность служить ей, защитить её, отдавая все свои силы и жизнь. Художник в альбоме 1900 года, где были в фототипии воспроизведены его "Богатыри", поместил следующую цитату былинного текста:

Для Васнецова имела значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, но и его ведущая идея, объединявшая богатырей и объяснявшая - ради чего они сошлись на заставе богатырской. Идейная основа замысла композиции "Три богатыря" раскрыта была художником в письме к П.П.Чистякову в 1882 году, когда картина была начата на большом полотне в Абрамцеве: "Картина моя - Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого".

"Не обижают ли кого" - вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. 23 апреля 1898 года в Москве картина была подписана и вскоре приобретена П.М.Третьяковым для галереи.

(по книге: Н.Моргунов, Н.Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. - М.: Искусство, 1962)


Название картины: «Богатыри»

Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Богатыри»
Картина написана: 1881-1898 г.
Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.




Top