Где находится памятник гоголю. Памятник николаю гоголю на гоголевском бульваре

С незапамятных времён сложилась на православной Руси традиция воздвигать храмы для напоминания потомкам о славных вехах истории. Строились они в благодарность Богу за Его неотступную помощь и в назидание юношеству, которому ещё предстоит эту историю создавать. Традиция жива и в наши дни. Её продолжением стал храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, увековечивший память всех, кто не вернулся с войны.

На протяжении многовековой истории российского православия этот святой покровительствовал российским ратникам и земледельцам, то есть тем, без кого жизнь народа невозможна. В его честь по всей необъятной Руси строились и освящались многочисленные храмы. С конца XIV века он сделался молитвенником о нашей столице пред Престолом Божьим.

В наши дни герб России и герб Москвы украшены изображением святого Георгия. На них он представлен в своём традиционном облике — всадник, поражающий копьём змия. Задолго до того, как появился храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, указанием Московского Патриархата были освящены в честь Георгия Победоносца престолы нескольких московских церквей. В них собираются все, кто желает поклониться этому защитнику российской земли.

Возведение храма

В соответствии с планом подготовки к празднованию пятидесятилетия Победы было решено возвести храм — памятник, являющийся украшением Поклонной горы. Трудно представить более удачное место для реализации этого проекта. За год до намеченных торжеств совершилась торжественная закладка здания.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе строился необыкновенно быстрыми темпами и ровно через год был освящён. Автором проекта был известный в советское время архитектор А. Полянский. Многим он памятен по своей наиболее известной работе? зданию музея ВОВ. Как ни прискорбно, но, создав замечательный проект, автор так и не увидел его воплощения. Зодчий ушёл из жизни в 1993 году. Храм стал его посмертным памятником.

Авторы художественного оформления храма

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе представляет собой весьма оригинальное архитектурное решение. В нём одновременно, без ущерба друг для друга, воплотились классические элементы и черты модернизма. Подобная тенденция заметна в обликах многих современных храмов, строительство которых развернулось в последние годы, но в данном случае она получила наиболее яркое воплощение. Несомненно, её дальнейшее развитие подтолкнет к созданию новых интересных проектов.

На стенах храма были установлены бронзовые барельефы, автором которых стал З. Церетели. Они придают общему виду храма выразительность и одухотворённость. На западном фасаде звонницы установлено мозаичное панно «Деисус». Выложено оно также известным мастером Евгением Ключарёвым. Эти изображения так же, как всё здание в целом, носят на себе отпечаток слияния современных художественных течений с традиционными, утвердившимися в веках канонами христианского искусства.

Не оставляет равнодушными посетителей храма и его внутреннее убранство, главным элементом которого является созданный на производственном объединении «Софрино» трёхъярусный иконостас, состоящий из сорока восьми икон различного размера. Все они написаны московским изографом Александром Чашкиным. Внутренняя роспись, выполненная через восемь лет, включает в себя, кроме традиционных для православного храма сюжетов, образы новомучеников российских, пострадавших в годы репрессий.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе: расписание богослужений и адрес

Несомненно, столица приобрела ещё одну яркую достопримечательность. Но не только прекрасным художественным оформлением знаменит храм на Поклонной горе. Мощи Георгия Победоносца являются его драгоценной святыней. С тех пор как они стали достоянием храма, к ним не иссякает поток паломников. До того как попасть в Москву, они длительное время находились в Иерусалиме, и существует немало записей, свидетельствующих об их чудотворности. В настоящее время к ним открыт свободный доступ для всех желающих помолиться перед ними.

Уже два десятка лет каждое утро открывает двери для своих прихожан Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Расписание совершаемых в нём богослужений информирует посетителей храма о том, что начинаются они в 9 утра с чтения часов, а затем в 10 следует литургия. Вечерние службы продолжаются обычно с 17 до 19 часов, после чего храм закрывается. Всем, кто собирается впервые посетить его, сообщаем адрес: Москва, Поклонная гора, храм Георгия Победоносца. Вам его укажет каждый москвич.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе February 27th, 2013

На территории мемориального комплекса Парк Победы на Поклонной горе, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, расположен храм Георгия Победоносца. Он был выстроен на этом месте к 50-летию великой Победы, которое отмечалось в 1995 году.


До храма (да и на Поклонную гору) можно быстрее всего добраться от станции метро "Парк Победы", двигаться нужно в обратную сторону от Триумфальной арки по направлению к Монументу Победы - огромному обелиску на площади Победителей посреди мемориального комплекса. Храм будет стоять немного в стороне, но всё равно на довольно видном месте.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе по понятным причинам не попал в цикл "История в деталях", так как многовековой истории как у многих других храмов Москвы у него нет, а значит нет и старинных рисунков или фотографий. От момента его постройки не прошло и двадцати лет.

Закладка камня в основание будущего храма была совершена патриархом Алексием II 9 мая 1994 года.

Строительство велось всего один год на средства города - с 1994 по 1995 год.

Открытие храма приурочили (как уже отмечалось в самом начале) к 50-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.


6 мая 1995 года патриарх Алексий II совершил чин освящения.

Сам храм выстроен в русском стиле, с добавлением элементов модернизма. Архитектором проекта выступил А.Т.Полянский. Однако строительство храма завершилось уже после его кончины, с некоторыми изменениями. Иконостас выполнен знаменитым иконописцем А.Чашкиным, чуть позднее храм был расписан полностью.

Отличительной особенностью архитектуры храма является наличие бронзовых барельефов с мозаичными элементами, авторами которых являются известный художник-монументалист З.Церетели и художник-мозаичник Е.Н.Ключарев.

Главная святыня храма - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским Патриархом Диодором, перенесенная в храм бывшим мэром Москвы Ю.М.Лужковым в 1998 году.


Храм находится на довольно приподнятой площадке, так что от него открываются виды не только на саму Поклонную гору, но и на остальную Москву (с Воробьёвыми горами, конечно, не сравниться, но всё-таки).


Совсем близко от Поклонной горы проходит железная дорога Киевского направления.


Также отсюда хорошо просматривается наконец-то достроенный жилой комплекс "Дом на Мосфильмовской".


О Поклонной горе и о Парке Победы также будет отдельный рассказ.


Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе расположен по адресу: г. Москва, пл. Победы, д.3Б.
Официальный сайт собора.

История создания памятника

В россии, нужно признать с сожалением, всегда было мало порядка. Особенно в отношении к своим святыням. В 1909 г., Когда приближалось столетие со дня рождения Николая Васильевича гоголя, вдруг было замечено, что могила человека, почитаемого во всем мире в качестве одного из величайших гениев всех времен неухожена, а в городе нет памятника, ему посвященного.

Выдержка из газеты начала XX века: Приведение в порядок заброшенной на Даниловском кладбище в Москве могилы Гоголя ко дню празднования столетия со дня его рождения, 20 марта текущего года, взял на себя город, и в настоящее время работа эта выполнена: При производстве этих работ была обнаружена в глубине плотная масса кирпича и известки, которую был залит в свое время дубовый гроб, сохранившийся в целости и до сих пор, о чем свидетельствовали совершенно крепкие углы гроба, обнаружившиеся в тех местах, где известковая масса от времени осыпалась.

К счастью, общество и городские власти приняли это близко к сердцу. При участии различных комитетов была разработана обширная программа действий. В частности, было решено учредить гоголевскую библиотеку и поставить в городе памятник Гоголю.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская городская дума наметила программу гоголевских торжеств по поводу предстоящего открытия памятника великому писателю, которое должно состоятся в столетнюю годовщину его рождения. Городское самоуправление постановило назвать именем Н. В. Гоголя одно высшее мужское и одно высшее женское городские училища, предполагаемые к открытию в 1908 г., десять городских школ также назвать Гоголевскими; учредить библиотеку-читальню имени Н. В. Гоголя; издать в возможно большем количестве экземпляров популярную биографию и избранные сочинения Н. В. Гоголя для бесплатного распространения в народе; организовать ряд публичных чтений и народных спектаклей; учредить несколько гоголевских стипендий в Московском университете. Для подробной разработки намеченной программы избрана комиссия из 10 лиц.

Двор дома на Никитском бульваре,
в котором провел свои последние
дни Н.В. Гоголь

Создание памятника и библиотеки с самого начала были увязаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.

Выдержка из газеты начала XX века: Ко дню открытия памятника Н. В. Гоголю Московская городская управа намерена предложить Думе приобрести дом, в котором провел последние дни Н. В. Гоголь, и устроить там музей-читальню имени знаменитого писателя. Дом этот находится на Никитском бульваре и в настоящее время принадлежит граф. Шереметьевой. Всем учащимся в городских школах в день открытия памятника будут розданы бесплатно сочинения Гоголя.

Памятником занималось общество любителей российской словесности. Оно очень серьезно отнеслось к делу. Тщательно были собраны все известные портреты Гоголя.

Было проведено несколько конкурсов на памятник. В итоге работу поручили знаменитому скульптору Н.А. Андрееву.

Средства на сооружение памятника успешно собрали, памятник соорудили в срок, а тщательно запротоколированные расходы на его сооружение были опубликованы.

Выдержка из газеты начала XX века: Московская 5 классическая гимназия, здание которой находится близко к тому дому, где скончался Гоголь (на Никитском бульваре), и к тому месту, где готов к открытию его памятник (на Арбатской площади), благодаря заботам учащихся и некоторых других лиц, собрала довольно большую коллекцию, тесно связанную с именем Гоголя и устроила очень симпатичную Гоголевскую выставку.

Общество с нетерпением ожидало открытия памятника Гоголю. Наконец, при огромном стечении народа памятник был открыт на праздничной церемонии, которая длилась два дня - продолжившись в виде торжественного заседания общества любителей российской словесности. К подножию памятника были возложены многочисленные венки, включая венок от государя императора, было произнесено множество речей, прошли другие дополнительные торжества. Это было славное событие о котором был издан подробнейший отчет. По случаю открытия памятника были созданы различные памятные знаки, включая главную мемориальную медаль, которую сделал сам Андреев и которая была вручена Николаю II.

Выдержка из газеты начала XX века: В библиотеке Исторического музея в Москве окончено размещение венков, возложенных на памятник Гоголя, переданных городом в музей. Размещены только металлические венки.У кафедры библиотекаря помещен лавровый венок от Государя Императора, остальные подвешены на стены. Всех развешанных венков около 60. Кроме того, передано до 200 лент.

Памятник работы Андреева на Гоголевском бульваре

Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы, и, видимо, она уже никогда не изменится.


Памятник Гоголю работы Андреева
на Гоголевском бульваре

Выдержка из газеты начала XX века: Гоголь Андреева - лицо субъективное и мало говорящее сердцу русского человека: Это не Гоголь, которого мы знаем и любим:

В памятнике, в фигуре и лице есть настроение. Есть от этого внутренняя значительность. Веет от этого Гоголя какой-то жуткой загадкой! А разгадана ли вполне загадка Гоголя?..

Памятник прежде всего должен быть ясен и назидателен, а не сбивать с толку прохожего:

В Москве циркулирует слух, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н. В. Гоголю, намерена открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим.

Выдержка из газеты начала XX века: Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь:

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку: Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу: С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою:

Мнение В. Порудоминского: По условиям первых конкурсов пьедестал должен был оставаться чистым. Хотя Андрееву дан был простор, он знал эти условия, понимал, что они выражают желание комитета, и пренебрег ими. "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями:" - вот что надо было Андрееву и вот что передал он благородно, сдержанно и выразительно ("лента" темной, подернутой зеленоватой патиной бронзы красивым и нерезким "пятном" на фоне пьедестала)

Андреевский Гоголь с удивительной легкостью вписался в городскую среду и ему не мешало соседство со скульптурным аттиком работы витали, на крыше воспитательного дома, и со случайными бронзовыми львами четырех фонарей, стоявших рядом.

Памятник в Донском монастыре

Памятник мирно и благополучно простоял на Гоголевском бульваре больше половины советской эпохи и стоял бы до наших дней. Но, вдруг, лучший памятник Москвы возбудил острую неприязнь самого могущественного человека советского союза. Товарищ Сталин лично захотел уничтожить медную статую Гоголя. Слишком философическая работа Андреева не соответствовала послевоенному оптимизму вождя всех народов. Статую убрали в 1951 г., (через 42 года после всенародных торжеств по случаю ее открытия - ровно столько же прожил сам Гоголь).

От переплавки ее спас Государственный Научно-Исследовательский Музей Архитектуры, который расположился в Донском монастыре. Там памятник оказался в хорошей компании. Рядом спасались скульптуры с триумфальной арки, фрагменты храма Христа спасителя, Иверской часовни, Красных ворот, Сухаревой башни, все тот же Аттик Витали - сосед сосланного памятника. Сотрудники музея под предлогом научных исследований уберегли тысячи шедевров русского искусства, пришедшихся не ко двору советским руководителям. Да и сам монастырь спасли.

Новый памятник. Гоголю от правительства Советского Союза

Выполняя приказ вождя опять провели конкурс на памятник Гоголю. Большой борьбы не было. Участвовали только корифеи сталинского периода - Меркуров, Томский. Задача была поставлена родной коммунистической партией - Гоголь должен взирать на окружающее не с унынием, а с одобрением.

В неосуществленном проекте Меркулова Гоголь-герой больше похож на воина-освободителя Европы. На его лице - воля к победе. Такой Гоголь и под танк может броситься. Шинель на нем явно сшита по военному образцу.


Памятники Меркулова и Томского

В осуществленном памятнике фигура Гоголя излучает физическое здоровье. Это славный и бодрый парубок. На лице писателя - солнечная улыбка, он с явной радостью всматривается в окружающую Москву. На постаменте не короткая надпись "ГОГОЛЬ", как написали в 1909 г., а развернутая дарственная: "Великому русскому художнику слова: от правительства Советского Союза..."

Двор дома №7 по Никитскому бульвару

Нужно сказать, что к столетию со дня смерти великого писателя опять был обнаружен непорядок - на сей раз около его дома, имеющего для русской культуры колоссальное значение. В этом доме Гоголь провел свои последние дни, и здесь до сих пор сохранился камин, в котором писатель сжег вторую часть "Мертвых душ".

Выдержка из газеты середины XX века: В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид. Несколько слов о сквере во дворе этого дома. Он был разбит к празднованию 800-летия Москвы. В нем было много цветов. Дворик приобрел культурный вид, сюда приходили жители, чтобы полюбоваться клумбами, отдохнуть. Но на второй год всю площадь сквера вместо цветов засеяли клевером. Клевер растет плохо, запущены клумбы, нет скамеек". Вечерняя Москва, 23 июля 1951г.

Наконец, при новых, более культурных правителях ссылку памятника сочли очевидным варварством, которое нужно прекратить. Но власть не решилась вернуть памятник на его законное место. Не без остроумия был найден выход из трудного положения. Во время хрущевской "оттепели" памятник перенесли еще ближе к Гоголевскому дому - прямо в его дворовый сквер. В итоге, получилось, может быть, даже неплохо - Гоголю посвящены целых два больших памятника, расположенных очень близко друг от друга.


Памятник Гоголю работы Андреева.
Во дворе дома №7 на Никитском
(Суворовском) бульваре.
Фото М. М. Чуракова, 1967.

Так выглядел сквер в первые годы после установки памятника. Со временем деревья разрослись и скрыли его от взглядов невнимательных прохожих. Теперь только знатоки приходят сюда и приводят приезжих друзей и знакомых, чтобы полюбоваться уникальным шедевром, равного которому в городе Москве нет.

Что касается лже-Гоголя Томского, до которого можно дошагать меньше, чем за пять минут, то арбатская молодежь с иронией называет "его" место - "Площадь де Гоголя". Вообще, представьте себе, например, в Лондоне два памятника Диккенсу или Байрону на одной улице. Так что, факт этот - несомненно, гоголевский. Воистину, "как поссорился Николай Васильевич (Томский) с Николаем Андреевичем (Андреевым).

Теперь судьба лучшего памятника Москвы в руках гоголевской библиотеки. Но забота о бесценном произведении русского искусства - дело всей просвещенной общественности.

Подбор фотографий - В.Л. Нечаев.

Текст и комментарии - Е.М. Грибкова, Г.Д. Ситенко, О.И. Струкова




Top