Где находится шолохов. Шолохов михаил александрович

Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Ростове-на-Дону
Памятник в Москве (на Гоголевском бульваре)
Бронзовый бюст на родине (вид 1)
Памятник в Москве (на Волжском бульваре)
Памятник в Богучаре
Памятный знак в Богучаре
Мемориальная доска в Богучаре (на здании гимназии)
Мемориальная доска в Богучаре (на доме, где жил писатель)
Бронзовый бюст на родине (вид 2)
Мемориальная усадьба в Вёшенской
Надгробный памятник (вид 2)


Ш олохов Михаил Александрович – великий русский писатель, крупнейший русский прозаик, классик русской советской литературы, академик АН СССР, полковник запаса.

Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Шолоховского района Ростовской области). Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д.Кузнецовой (1871-1942) и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М.Шолохова (1865-1925). В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 году, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина». Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все.

С 1915 года по март 1918 года обучался в Богучарской мужской классической гимназии. Проживал на улице 2-й Мещанской (ныне улица Прокопенко) в доме священника Д.И.Тишанского. Окончил неполных три класса гимназии, помешала Гражданская война (в официальных источниках - окончил четыре класса). Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных – «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был осужден (условно на 1 год).

Его старший друг и наставница, член РСДРП (б) с 1903 года Е.Г.Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 году), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 года по 1926 год. Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался у себя на родине в станице Вешенской.

В 1923 году Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 года – рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923), – смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 году Шолохов начал было произведение о казаках в 1917 году, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 году в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е годы московский журналист Л.Е.Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е годы были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В.Сталину , Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало И.В.Сталина . Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Шолохов обратился к М.Горькому и с его помощью добился от И.В.Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 году в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново её переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая – в 1940 году) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И.Солженицын, И.Б.Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х годов, и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность.

В 1935 году Е.Г.Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося – в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 году чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

В происходящем виноваты обе борющиеся стороны, разжигающие ожесточение друг в друге. Среди красных у Шолохова нет таких прирожденных палачей, как Митька Коршунов, большевик Бунчук занимается расстрелами из чувства долга и заболевает на такой «работе», но первым убил своего боевого товарища, есаула Калмыкова, именно Бунчук, красные первыми порубили пленных, расстреляли арестованных хуторян, и Михаил Кошевой преследует своего бывшего друга Григория, хотя тот простил ему даже убийство брата Петра. Виновата не только агитация Штокмана и других большевиков, несчастья накрывают людей, как все сметающая на своем пути снежная лавина в результате их же собственного ожесточения, из-за взаимного непонимания, несправедливостей и обид.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В 1939 году Шолохов был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь – и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942), агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 годах глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е годы Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о И.В.Сталине и репрессиях 1937 года в духе уже закончившейся «оттепели», они были напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства – рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, – это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире – нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 году, осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей – популярных на рубеже 1950-1960-х годов «птиц мира») было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета. В апреле 1960 года за роман «Поднятая целина» Шолохову была присуждена Ленинская премия.

В октябре 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.

10 декабря 1965 года в Стокгольме король Швеции вручил Шолохову диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии, а также чек на денежную сумму. В своей речи во время церемонии награждения писатель сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Шолохов – единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР.

В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о деле А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора... Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для значительной части интеллигенции в СССР и на Западе.

Писательница Л.К.Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность Шолохову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Написанное Шолоховым в лучшую его пору – высокая классика литературы XX века при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад Шолохова – одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализма – в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Шолохова человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Шолохова. Произведения писателя переведены почти на все языки народов СССР, а также иностранные языки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетнем со дня рождения награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года, член ЦК КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов.

До конца жизни жил в своем доме в станице Вешенской Ростовской области. Скончался 21 февраля 1984 года от рака горла, вызванного курением. Похоронен во дворе дома, в котором жил.

Полковник (1943). Награждён 6 орденами Ленина (31.01.1939, 23.05.1955, 22.05.1965, 23.02.1967, 22.05.1975, 23.05.1980), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом ГДР «Большая золотая звезда дружбы народов» (1964), болгарскими орденами Георгия Димитрова (1975) и Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973).

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии 1-й степени (1941), Нобелевской премии по литературе (1965), Международной литературной премии «София» (1975), Международной премии Мира в области культуры Всемирного Совета Мира (1975), Международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1978).

Почетный гражданин города Богучар Воронежской области (1979).

Бронзовый бюст М.А.Шолохова установлен в станице Вёшенская Ростовской области; памятники - в Москве на Волжском и Гоголевском бульварах, Ростове-на-Дону, Миллерово Ростовской области, Богучаре Воронежской области; символический памятный знак на территории школы-интернат (бывшей мужской гимназии) в городе Богучар Воронежской области; мемориальные доски - в городе Богучар Воронежской области на здании, в котором он учился и на доме, в котором он жил во время учёбы, а также в Москве на доме, в котором он жил во время своих приездов в столицу. Его именем названы улицы во многих городах.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл.

Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами. Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел. В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был.

Ведомости Верховного Совета СССР Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.

Михаил Александрович Шолохов. Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) - умер 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовская область. Русский советский писатель, киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»), Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Полковник (1943).

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). При рождении получил фамилию - Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов.

Отец - Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) - выходец из Рязанской губернии, к казачеству не принадлежал, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Дед отца был купцом третьей гильдии, родом из города Зарайска, он переселился со своей большой семьёй на Верхнюю Донщину в середине 1870-х годов, приобрёл дом с подворьем и занялся скупкой зерна.

Мать - Анастасия Даниловна Черникова (Черняк) (1871-1942) - казачка по матери, дочь малороссийского крестьянина-переселенца на Дон, бывшего крепостного Черниговской губернии. Долгое время была в услужении в панском имении Ясеневка. Сирота была насильно выдана замуж помещицей Поповой, у которой служила, за сына станичного атамана Кузнецова. Но впоследствии она покинула своего супруга и ушла к Александру Шолохову. Их сын Михаил появился на свет незаконнорожденным и был записан на фамилию официального мужа матери - Кузнецов. Только после смерти официального мужа, в 1912 году, родители мальчика смогли обвенчаться, и Михаил получил фамилию Шолохов.

В 1910 году семья покинула хутор Кружилин: Александр Михайлович поступил на службу к купцу в станицу Каргинскую. Отец пригласил местного учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина для обучения мальчика грамоте.

В 1914 году учился один год в Москве в подготовительном классе мужской гимназии.

С 1915 по 1918 год Михаил учился в гимназии г. Богучара Воронежской губернии. Окончил 4 класса гимназии (за одной партой сидел с Константином Ивановичем Каргиным - будущим писателем, написавшим весной 1930 повесть «Бахчевник»).

Перед приходом в город немецких войск, со слов Михаила, он бросил учёбу и уехал на хутор домой.

В 1920 году семья переехала в станицу Каргинскую (после прихода Советской власти), где Александр Михайлович получил должность заведующего заготконторой Донпродкома, а его сын Михаил стал делопроизводителем станичного ревкома.

В 1920-1921 годах жил с семьёй в станице Каргинской. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Букановскую, затем вступил в продотряд, участвовал в продразвёрстке. В 1920 году продотряд во главе с 15-летним (17,5-летним) Шолоховым попал в плен к Махно. Тогда он думал, что его расстреляют, но его отпустили.

31 августа 1922 года, во время работы станичным налогоинспектором, М. А. Шолохов был арестован и находился в районном центре под следствием. Он был приговорён к расстрелу.

«Я вёл крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти... - рассказывал позже писатель. - Два дня ждал смерти... А потом пришли и выпустили...» . До 19 сентября 1922 года Шолохов находился под стражей.

Отец дал за него крупный денежный залог и взял на поруки до суда домой. На суд родители привезли новую метрику, и его освободили как несовершеннолетнего (по новой метрике возраст уменьшился на 2,5 года). Это было уже в марте 1923 года.

Судили тогда «тройки», приговоры выносили строгие. Поверить в то, что он был несовершеннолетним, было нетрудно, так как Михаил был маленького роста и выглядел мальчишкой. Расстрел был заменён другим наказанием - трибунал принял во внимание его несовершеннолетие. Ему дали один год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправили в Болшево (под Москвой).

В Москве Шолохов пытался продолжить образование, а также пробовал свои силы в писательском труде. Однако поступить на подготовительные курсы рабфака не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. По одним данным работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. По другим - работал в домоуправлении рабочего жилищно-строительного кооператива «Берите пример!», председателем которого был Л. Г. Мирумов (Мирумян).

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Б. Шкловский, О. М. Брик, Н. Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ. Активную помощь в устроении повседневной московской жизни М. А. Шолохова и в продвижении в свет первых литературных произведений с его автографом оказал кадровый сотрудник ЭКУ ГПУ, большевик с дореволюционным стажем - Леон Галустович Мирумов (Мирумян), с которым М. А. Шолохов познакомился в станице Вёшенская ещё до приезда в Москву.

В сентябре 1923 года за подписью «Мих. Шолох» в комсомольской газете «Юношеская правда» («Молодой ленинец») (сейчас - «Московский комсомолец») был напечатан фельетон - «Испытание» , через месяц появился второй фельетон - «Три» , а затем и третий - «Ревизор» .

В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем - в станицу Букановскую, где и посватался к Лидии Громославской - одной из дочерей бывшего станичного атамана Петра Яковлевича Громославского. Но бывший атаман сказал: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека». 11 января 1924 года М. А. Шолохов женился на старшей дочери - Марии Петровне Громославской (1901-1992), которая работала учительницей начальной школы (в 1918 году М. П. Громославская, училась в Усть-Медведицкой гимназии, директором которой в то время состоял Ф. Д. Крюков).

Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), отправленный М. А. Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией. 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ «Родинка» , открывший цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы» , «Лазоревая степь» (оба - 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

После возвращения в Каргинскую в семье родилась старшая дочь Светлана (1926, ст. Каргинская), затем сыновья Александр (1930-1990, Ростов-на-Дону), Михаил (1935, Москва), дочь Мария (1938, Вёшенская).

В 1958 году Нобелевской премии по литературе был удостоен . В официальных советских кругах присуждение премии Пастернаку было воспринято негативно и вылилось в травлю писателя, под угрозой лишения гражданства и высылки из СССР Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии.

В 1964 году французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении кроме личных причин отказа от премии он также указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову и что «единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране». Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году.

В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Шолохов - единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду и всё...».

Семья Михаила Шолохова:

Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо: Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей.

1923 г., декабрь. Выезд М. А. Шолохова из Москвы в станицу Каргинскую, к родителям, и вместе с ними - в Букановскую, где жила его невеста Лидия Громославская и будущая жена Мария Петровна Громославская (так как их отец Пётр Яковлевич Громославский настоял на женитьбе М. А. Шолохова на старшей дочери Марии).

1924 год, 11 января. Венчание М. А. и М. П. Шолоховых в Покровской церкви станицы Букановской. Регистрация брака в Подтёлковском ЗАГСе (станица Кумылженская).

1942 год, июнь. При бомбардировке станицы Вёшенской во дворе дома М. А. Шолохова погибла мать писателя.

Библиография Михаила Шолохова:

«Родинка» (рассказ)
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
«Наука ненависти»
«Слово о Родине»

Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет.

Автор много времени проводил в архивах, часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал.

Другой аргумент оппонентов - низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману.

В 1929 году по указанию была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 году.

Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе.

Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично.

В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона», после чего сторонники авторства Шолохова сочли свою позицию безусловно доказанной.

В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа. Тем не менее ряд сторонников версии о плагиате на основании собственного анализа текстов остались при своём мнении. Оно сводится к тому что, Шолоховым, по всей видимости, была найдена рукопись неизвестного белого казака и переработана, так как оригинал не прошёл бы большевистскую цензуру и, возможно, рукопись была ещё «сырая». Таким образом, Шолоховым была создана своя рукопись, но на чужом материале.

Однако данная позиция, основанная на сегодняшний день только на предположениях, убедительно опровергается проведенными экспертизами: «переписанный» и авторский тексты принципиально различны (в авторском видна работа над рукописью, над художественными образами; «переписанный» текст или даже «переложенный» в значительной степени теряет какие-либо признаки авторской работы, в нём заметны, зачастую визуально, явный схематизм и непрерывность изложения, отсутствие авторских правок, а с другой стороны - смысловая и художественная неравномерность, разнокачественность отдельных частей текста). На основании экспертизы, таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, является ли текст оригинальным, художественно цельным и приобретшим самостоятельную ценность, или он стал компиляцией фрагментов и образов другого произведения.


Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.

Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.

Начало литературного пути

Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

Расцвет творчества

Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).

Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.

С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие).
Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942-1944, 1949, 1969).

Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».

Последние годы жизни

С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Почти никто не может ответить на все вопросы теста, проверьте и вы свое знание краткой биографии Шолохова.

В 1928 году в свет вышел первый том легендарного романа «Тихий Дон», принесший своему создателю мировую известность. Молодой двадцатитрёхлетний писатель из глухого казачьего хутора под названием Кружилинский дал человечеству литературное произведение, в котором было без прикрас рассказано о русском казачестве, становлении коммунизма и просто о кровавой истории молодого государства — Союза Советских Социалистических республик.

Михаил Александрович Шолохов стал первым русским писателем, который был награждён Нобелевской премией в области литературы с согласия советского руководства. Король Швеции Густав VI Адольф лично вручил нашему соотечественнику эту престижнейшую премию. Однако, принимая награду от короля Швеции, Шолохов не поклонился ему. Есть мнение, что при этом Шолохов сказал: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду…» Что ж, похвально, что у русских ещё сохранились люди, которые в состоянии оценить самих себя. Не поклониться королю, да ещё и тому, кто лично награждает тебя… Неслабо.

А вот табаку Михаил Александрович поклонился. Впрочем, это не упрёк в адрес замечательного писателя, чьё имя известно во всём мире, а лишь сожаление о том, что в истории человечества есть очередная жертва безликого мучителя и убийцы - .

Курил Михаил Шолохов много, часто и самозабвенно. Курил всегда и везде. Курил и обожал это дело. Даже в его книгах главные герои всегда курят, и сам процесс курения описан весьма красочно. Однако о покойниках — или хорошо или никак. «Никак» о Шолохове написать не получится, даже если очень захотеть. Это все равно, что согрешить против истины. Страсть Михаила Александровича к курению, в общем-то, понятна. Казаки в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века, вообще, были, наверное, одним из самых курящих народов, если так можно сказать. Да и сейчас среди казаков некурящего еще поискать надо.

Раз от разу, затягиваясь раздирающим горло и лёгкие самосадом, или уже более дорогим и солидным табаком, Михаил Шолохов с каждой затяжкой приближал момент собственной смерти. Думал ли он о том, что его убьёт именно его страстная привычка курить? Думал ли он о том, что в конце жизни его, так или иначе, ждёт смерть не от старости, а от рака или болезни сердца? Вряд ли.

Интересно, как человек, который всегда писал о непокорном и свободолюбивом народе, о силе русского духа, о неприятии какой угодно формы рабства, смог добровольно продать себя табаку? Наверняка он об этом попросту не думал. Или не верил в то, что делает из человека раба, сродни распространённой ныне «традиционной» наркомании. Тем не менее, именно табак унёс жизнь легендарного писателя, без кривизны и подхалимства рассказавшего всему миру о жизни русского народа.

Михаил Александрович Шолохов умер 21 февраля 1984 года от рака горла в возрасте 78 лет. Много это или мало? Можно ли утверждать, что Шолохов, как и любой другой человек, в этом возрасте, «уже пожил своё, пора бы и честь знать»? Вряд ли. Некурящие люди в этом возрасте практически всегда находятся в добром здравии, не страдают слабоумием или маразмом и, зачастую, ещё имеют вполне приличную силу в теле. А если учесть, что казаки, как донские, так и многие другие, всегда жили относительно долго, то 78 лет для них - возраст, хотя и почтенный, но не такой уж и престарелый. В конце концов, не лучше ли умереть спокойно и без мучений, в одночасье, чем много месяцев, а, порой, и лет умирать от рака, разъедающего организм изнутри и превращающего его в кровавую кашу?




Top