Где найти упражнение на тему «Обособление определений»? Обособление определений Обособление согласованных и несогласованных определений упражнения.

Тренировочные задания по темам «Обособление определений, приложениям и обстоятельств»

1. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

3. Расставьте знаки препинания, найдите обособленные и необособленные определения, подчеркнуть, выделить определяемое слово.

    С треском разгорались поленья и человек сидевший у огня не услышал лёгких и быстрых шагов.

    На улице снова лил дождь обложной тяжёлый.

    Промытый ливнями лес благоухал.

    Единственной силой способной противодействовать Шкуро и Мамонтову был конный корпус Будённого.

    В фамилиях различных лиц порою нам знакомых звучат названия рыб и птиц зверей и насекомых.

    Только лес темневший впереди мешал Володьке перенестись в родные края.

    Утомлённый бессонными ночами и уходом за дедом крепко спал в уголке мальчик.

    Громадные волны без устали бухали по каменным твердыням вскипали пеной поднимали брызги похожие на стеклянную шрапнель.

    Усталые мы остановились около вывороченной ветром и висевшей под углом берёзой.

10. Вечно здоровый и весёлый он показался мне на этот раз больным и скучающим.

4. УКАЗАТЬ, В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ причастный оборот необходимо обособить ?

А. Левый берег поросший редким елями виднелся с поразительной четкостью.

Б. Сломленные бурей деревья преграждали нам дорогу.

В. Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.

5. СПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОДЧЕРНУТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В древних культурах мы вид…м не просто «об…ект археологической науки» а свои корни свои тр…диции пережившие века. Ра…копки и их изучение на территории нашей страны п…казывают что во все вр…мена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками религиями культурами антропологическим обликом. Смешение языков рас культур шло в течение долгих веков и такое смешение происходило повсеместно.

6. СПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОДЧЕРНУТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Байкал называют сибирским морем таинственным и загадочным. Мы выехав из Иркутска на рассвете приближаемся к нему и замираем от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Озеро окруж…нное горами ра…тилается у наших ног. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой а выт…кает из него только Ангара. Байкальские рыбы выловле…ые на больш…й глубине не ум…рают а продолжают жить в аквариуме при резком изменении давления.

7. На каких цифрах нужно поставить запятые, запиши

Он (1) замечательный портретист (2) работал с необыкновенной лёгкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений (3) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и (4) десятки безвестных купцов (5) моряков (6) женщин и детей 7) чиновников и крестьян.

8. А. Талантливый и знаменитый(1) художник(2) никогда не расставался(3) со своим блокнотом для зарисовок.

1. Настало утро(1) серенькое(2) и теплое.

2. Трава(1)сгибаемая ударами(2) ветра и дождя(3) ложилась на землю.

9. Знаки препинания при приложениях. Найдите обособленные приложения, расставьте знаки препинания.

1. Аксюта вывела его Демьяна на новую дорогу привела к покою и радости.

2. С вражьим дотом бился в одиночку Александр Матросов рядовой.

3. Затаив дыхание ребята слушают рассказ Колькиного отца геолога.

4. Дети трудового народа они не могли оставаться в стороне от борьбы, которую вели их отцы.

5. Чайковский гениальный русский композитор написал оперу «Пиковая дама».

Теория. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Часто деепричастия притягивают к себе пояснительные слова, то есть становятся распространенными. Такие распространенные деепричастия называются деепричастными оборотами.

Деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении.

Например: Устав после долгого пути, Настя и Митраша сидели на холодном камне. (Деепричастный оборот устав после долгого пути стоит в середине.

Ребята взялись за дело засучив рукава.

    почему в этом предложении не обособляется деепричастный оборот? (это фразеологический оборот)

Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.

1. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Оторвавшийся от ветки листок медленно кружил в воздухе.

2. Оторвавшись от ветки листок упал на землю.

3. Распластавшись в воздухе ястреб парил над степью.

4. Распластавшийся в воздухе ястреб камнем упал вниз.

5. Ночь подобралась незаметно окутавши землю вуалью.

6. Сумрак окутавший землю скрыл разрушения.

7. Тяжело дыша отец подошёл к дивану и прилег.

8. Отец тяжело дышавший подошел к дивану и прилег.

2. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения и обстоятельства.

1. Усеянное звёздами небо манило к себе.

2. Потрескивая горел костёр.

3. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.

4. Чёрный дым поднимавшийся из-за леса застилал небосвод.

5. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.

6. Клюшка вырвавшаяся из рук игроков покатилась по льду.

7. Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду. "

8. Преследуя неприятеля партизаны вошли. в деревню.

3 . Расставить знаки препинания

1. Наш учитель обладая даром рассказчика объяснял материал так, что мы слушали затаив дыхание.

Играя Городничего актер каждый раз выходил на сцену насупив брови для большей выразительности.

Разинув рот гуляли ребята по городу рассматривая местные достопримечательности.

Не взвесив всех возможных трудностей я сломя голову пустился в рискованное предприятие.

4. Расставить знаки препинания и объяснить, в каких случаях не будут обособляться одиночные деепричастия.

1. Мой новый друг не спеша рассказывал о своих приключениях.

2. Пуля свистя пролетела над его головой.

3. Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой.

1. Пятак звеня упал на пол.

2. Прогулка по городу так нас утомила, что в автобусе мы спали стоя.

3. Блестя на солнце, снег лежит.

1. Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.

2. Я крадучись подобрался к двери.

3. Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа.

1. Ученик нехотя отвечал на вопросы.

2. Девочка, умывшись, легла спать.

3. Закрыв книгу я еще долго представлял себя на месте героев.

5. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1)Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.

2)Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.

3)И рыба, и пловец поплыли (1) между камнями (2)ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.

4)Мы смели веником с ботинок (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом (3) наполненный смехом и голосами.

5)Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.

6)Вспыхивая разноцветным опереньем (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.

7)Капли дождя (1) сверкающие на солнце (2) похожи на крупные слёзы (3) плачущего ребёнка.

8)Раньше в водолазы выбирали людей (1) ломающих одной рукой (2) подкову (3) и (4) весящих не меньше семи пудов.

9)Давно (1) опавшие жёлтые (2) листья (3) терпеливо ожидающие первого снега (4) и (5)попираемые ногами (6) золотятся на солнце (7) испуская из себя лучи.

6. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

    Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

    В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.

    Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

    Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

    Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались

    Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.

    Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.

    Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить

    Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

(задание № 16)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

Определения обособляются, если:

- стоят после определяемого слова.

Например.

    Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль.

    На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)

    Наступила ночь, морозная, ясная, тихая .

    М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

Например.

    Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Например.

    Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

    Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).

    Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению .
Например.

    Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)

    Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приложение

Приложение – определение, выраженное существительным.

Обособляются и выделяются запятыми:

- одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Например.

    Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.)

    Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки.

    Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

- распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Например.

    Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.)

    Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.)

    Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.)

    Неподалеку расположились молодые люди, студенты .

Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

    Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

    Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

    Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.)

    Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе.

    Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое.

NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

    Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

    Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

Например.

    Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

Например.

    Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених .

    Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

Сравнительные обороты.

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Не обособляются:
- деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов:

    работать спустя рукава ;

    работать засучив рукава ;

    бежать сломя голову .

Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

    он читал лёжа ;

    она шутя рассказывала анекдоты;

    мы разговаривали стоя .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

    Она была прекрасна, как майская роза .

    Я люблю театр больше, чем кино .

    Она порхала, словно бабочка .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

    Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Например.

    Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , которые имеют уступительное значение.
Например.

    Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

    Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.)

    На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

    Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.)

Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

Например.

    Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

    В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . (Пауст.)

    За исключением отдельных учеников , все в нашем классе учатся хорошо.

    Мы, помимо учёбы в школе , много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Практические задания

Задание 1. Объясните постановку запятых.

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей.

3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

(Из К. Паустовского)

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

Задание 4. Расставьте пропущенные запятые.

1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

II.

1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

II.

1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Он говорил улыбаясь.

2. Старик шёл прихрамывая.

3. Девушка сидела задумавшись.

4. Поезд идёт не останавливаясь.

Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают.

3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

16. Он шёл (не)торопясь.

17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)

1. Приложение как вид определения

Приложение это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке .

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке .

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.


Упражнение

    Наконец он не выдержал и сообщил о своих подозрениях письмоводителю дворянской опеки_ Половинкину (М. Салтыков-Щедрин).

    Ты, который еще несколько минут назад трясся за свою паршивую жизнь, явил нам всем образец отчаянной отваги и беспрецедентной глупости. Среди нас нет равных Тебе. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе_ герою_ понадобилось видеть Муравья_разбойника , когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть (Е. Клюев).

    Кстати, семья хозяина состояла из жены, тещи и двух детей_подростков - мальчика и девочки (Ф. Искандер).

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи_ Понтий Пилат (М. Булгаков).

    Сенатор_ новый владелец его_ нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим (А. Герцен).

    В гостиной_приемной_ совершенно темно (М. Булгаков).

    Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с лизиной ноги, сбегала к Трофиму_ пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке (А. Пушкин).

    Между прочим говорили о том, что жена старосты_ Мавра_ женщина здоровая и не глупая_ во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… (А. Чехов).

    Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов_ учитель греческого языка_ мой товарищ (А. Чехов).

    Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни_ половину шестого (М. Булгаков).

    Моя свекровь_ Авдотья Васильевна Аксенова_ родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская»_ отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).

    …Узнали, что сумасшедший дед наш_ Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой_ другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).

    Кругом же творился некий вялый бедлам _ пауза такая после бурного шабаша (В. Шукшин).

    Известный Шиллер_ жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман,- не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы_ большой приятель Шиллера (Н. Гоголь).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот _бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую (M. Булгаков).

    … В городе Москве он_ этот человек_ вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).

    Наступили лучшие дни в году _ первые дни июня (И. Тургенев).

    Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

    Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

    Обломки Данилушковой дурман_чаши остались, да Катя берегла их (П. Бажов).

    Поплакала, глядит - у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

    Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

    А только родитель_покойничек_ не дурак был, чтоб эдакое место, с которого весь сплав по реке зачинается, из своих рук выпустить (П. Бажов).

    Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

    Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_ , вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

    – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

    Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

    Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_ , все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Обособленные приложения (задание В4) Что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами). Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков) Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе. (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин) Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников. Приложение может обособляться не только запятой, но и тире: а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно) Например: На маяке жил только сторож - старый глухой швед.б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом: Например: За столом сидели хозяйка дома, её сест- ра - подруга моей жены, двое незнако мых мне лиц, моя жена и я. в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значениеНапример: Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью по- ля и нивы.г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Например: Лютейший бич небес, природы ужас - мор сви- репствует в лесах. Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводи- ли хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро". Задание: в данных предложениях найти обособленное приложение: 1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. 1. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе, герою, понадобилось видеть Муравья-разбойника, когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть.2. Сенатор, новый владелец его, нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим.3. Это не было сном. Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. 4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… 5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого. 4. Между прочим говорили о том, что жена старосты Мавра, женщина здоровая и неглупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… 5. Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ.6. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни - половину шестого. 7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша. 7. Моя свекровь Авдотья Васильевна Аксенова, родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская», отличалась глубоким философским складом ума…8. Узнали, что сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи.9. Кругом же творился некий вялый бедлам - пауза такая после бурного шабаша. 10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем. 10.Этот бледный и хрупкий, как фарфоровая фигурка, старичок – по-моему, Кофье, председатель Торговой палаты.11. В городе Москве он, этот человек, вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение.12. Наступили лучшие дни в году - первые дни июня.13.Только она, эта богатырева рукавица, людям невподъем. 14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента. 14. Катя, Данилова-то невеста, незамужницей осталась.15. Гатчина и Павловск, резиденции великокняжеской четы, остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла.16. Я подозреваю, что мужу ее, мирному абхазскому князю, приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента. 17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.19. Моя бабушка - набожная, несколько романтичная католичка - любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них. 17. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.18. Я не знаю, сколько они в тот день набили дичи, чем измеряли свою торжествующую добычу, но они уничтожили тишину, самое дорогое качество голубого мира.19. Моя бабушка - набожная, несколько романтичная католичка - любила посещать кладбища в разных городах и потом рассказывала о них. 20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 20. Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических средств для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Без паники,ребята!

Упражнение 1. Распространенные и нераспространенные определения относятся к личному местоимению. Подчеркните определения. Расставьте знаки препинания.

1. Я наученный горьким опытом буду внимательнее к ней. 2. И утомленный своим счастьем он заснул. 3. Усталый с лирою я прекращаю спор. 4. Осененная реющей влагой распустила ты пряди волос. 5. Сердитый на вид он был добряк в душе. 6. Мир знает их веселых и влюбленных.

Упражнение 2. Определение стоит после определяемого слова. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. Утро, \ясное под лучами солнца \, расцветало. (Цветом выделены определения)

1. Сад огражденный высоким забором молчаливо облетает. 2. Ее лицо мокрое от слез улыбалось. 3. Там оказался переулок не замеченный с корабля. 4. Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца. 5. Отряд вышедший рано утром прошел уже четыре версты. 6. Иван бледный от гнева вышел в коридор.

Упражнение 3. Определение стоит перед определяемым словом. Укажите границы определительного оборота, отметьте слово, к которому оборот относится.

Образец. \Покрытые росой \ тополя медленно покачивались.

1. В Риме умевший печь хлеб раб стоил в 10 раз дороже гладиатора. 2. У древних римлян изготовленный с помощью дрожжей хлеб считался роскошью. 3. Это была самая удаленная от земли точка. 4. Археологи рассматривали высеченные первобытным человеком изображения. 5. На поросшей мхом сосне мелькает белка. 6. Сопровождаемый офицером комендант вошел в дом.

Упражнение 4. Определение стоит перед определяемым словом, но имеет обстоятельственное значение. Подчеркните оборот, укажите слово, к которому он относится. Задайте к определению обстоятельственный вопрос, расставьте знаки.

Образец. \Подгоняемая шестами \, лодка хорошо шла по течению (почему?).

1. Талантливо написанная книга обычно живет дольше автора (_____). 2. Подавленный воспоминаниями Василий надолго замолчал. (_____) 3. Разбуженная их голосами мать вышла из дома. (_____) 4. Потрясенная чудовищной картиной бегства рота остановилась у спусков в порт. _____ 5. Принужденный к бездействию император упустил минуты переправы русских через Неман. (_____)

Упражнение 5. Выполните по образцу. Берег, \плоский и песчаный \ ,был хорошо виден.

1. Парк угрюмый и печальный тянулся вдоль реки. 2. Глаза внимательные и добрые смотрели на меня. 3. Иван бледный и взволнованный выбежал в коридор. 4. Мысль простая и яркая крепко легла в его голову.

Упражнение 6. Сравните предложения. Обратите внимание на место определительного оборота и на слово, к которому он относится. Объясните в каждом случае знаки препинания.

1. Наряженная в белое девушка шла на экзамен. _____________

2. Наряженная в белое , девушка не решилась сесть на скамейку.

________________________________________________________________________________________

3. Девушка, наряженная в белое , шла на экзамен. _______________________________________

4. Наряженная в белое , она шла на экзамен. ___________________________________________

5. Кто-то наряженный в белое шел на экзамен. ___________________________________________

6. Все наряженные в белое шли на экзамен. ______________________________________________

Упражнение 7. Обособление несогласованных определений.

Сравните:

Аня,

Она, в светлой шубке, была особенно хороша.

Мама, в светлой шубке, была особенно хороша.

Девушка _ в светлой шубке_ была особенно хороша.

Сделайте вывод, когда обособляются несогласованные определения. ______________________________________________________________________

Упражнение 8. Определите, в каких предложениях несогласованные определения будут обособляться.

1. Вдалеке показался город с населением 60 тысяч человек.

2. И вся она в старенькой гимнастерке показалась Алексею очень усталой.

3. Коля в своей новой курточке был героем дня.

4. Третий пассажир был некий майор с гладко выбритой головой.

5. Из экипажа вышел человек в зеленой шубе.

Упражнение 9. Сравните два предложения. Попробуйте определить, чем по смыслу отличается предложение с запятыми от предложения без запятых.

Дед в сером тулупе и старой шапке сидел на завалинке.

Дед, в сером тулупе и старой шапке, сидел на завалинке.

Обособление приложений

Упражнение 1. Приложение относится к личному местоимению. Укажите местоимения, подчеркните предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Он старожил этих мест повел спутников тайными тропами. 2. Сумерки, но мы дети еще на улице. 3. Он даже снился мне этот рояль. 4. Талантливый инженер он очень помог нам. 5. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.

Упражнение 2. Приложение относится к собственному перед существительным. Подчеркните приложение, отметьте слово, к которому оно относится.

1. Великий русский поэт Пушкин родился в Москве. 2. Журналист районной газеты Арефьев ходит по комнате. 3. Младший офицер седьмой роты Яхонтов первый раз участвовал в больших маневрах. 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью и вышел ей навстречу. 5. Единственный сын Егора Михайловича Костя Рыжов сделался охотником.

Упражнение 3. Приложение относится к собственному имени существительному и стоит после существительного. Подчеркните приложения, отметьте слово, к которому они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Андрей Николаевич Бекетов ботаник был ректором Петербургского университета. 2. Алексей Алексеевич человек военного склада всегда был аккуратно одет. 3. Командир думал, что Птицыну этому далеко не молодому человеку сам бог велел быть ординарцем. 4. Америго Веспуччи мелкий служащий банкирского дома участвовал в экспедиции в Новый Свет. 5. Альфред Нобель прославленный изобретатель динамита подписал 27 ноября 1895 года знаменитое завещание.

Упражнение 4. И определяемое слово, и приложение являются существительными нарицательными. Подчеркните приложения, укажите слова, к которым они относятся. Расставьте знаки препинания.

1. Стены его сарая бывшего курятника были завешаны этюдами. 2. Цвел шиповник спутник июньских ночей. 3. Ветер известный шалун захлопнул калитку. 4. Лотос символ красоты и мудрости растет на Востоке. 5. Остров затянут туманом серой неподвижной мглой.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.




Top