Где похоронен шагал. Марк Шагал

В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.

Начало творческого пути

Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Отец мальчика работал грузчиком на рыбном базаре, мать держала мелочную лавку, дед был кантором в еврейской синагоге. После окончания религиозной еврейской школы Мойша поступил в гимназию, хотя в царской России евреям не разрешалось посещать русские учебные заведения. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Проучившись несколько лет, он оставил гимназию и стал вольнослушателем в "Школе рисунка и живописи художника Пэна". Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе.

Молодой художник перерисовал всех своих родственников по очереди, затем принялся писать портреты Так в мире искусства появился яркий самобытный живописец Шагал Марк, картины которого вскоре будут покупать лучшие Псевдоним, а вернее новое имя, себе он придумал сам. Мойша стал Марком, а Шагал - это измененное Сегал, от фамилии отца.

Северная столица

Двадцатилетний Марк решил не сидеть на месте и вскоре отправился в Санкт-Петербург, надеясь продолжить там обучение живописи. Денег у него не было, к тому же дискриминационная политика государства российского в отношении евреев давала о себе знать. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Однако Шагал не унывал, он был счастлив оказаться в водовороте художественной жизни Петербурга. Постепенно у него образовался круг полезных знакомств среди еврейского бомонда, и новые друзья стали помогать молодому художнику.

Шагал Марк, картины которого сразу стали рассматриваться как вестники нового сюрреалистического стиля, постарался развить свою индивидуальность и не стал следовать общепринятым канонам живописи. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: "Святое семейство", "Смерть", "Рождение", - являются яркими примерами необычного стиля. При этом последняя тема, появление младенца на свет, отражалась в творчестве Шагала несколько раз, в разных интерпретациях. Однако во всех случаях роженица изображалась мелким рисунком, который по величине уступал другим персонажам, мужикам, козам, лошадям, находившимся вокруг. Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. Усталая роженица и бабка-повитуха с новорожденным на руках каким-то непостижимым обюразом становились центром картины.

Знакомство с Львом Бакстом

Находясь в Петербурге, Шагал Марк, картины которого привлекали все большее внимание светской публики, продолжил учебу в частной школе искусств Зайденберга, одновременно выполняя несложную работу в еврейском журнале "Восход", чтобы обеспечить себе питание. Позже он встретился с преподавателем школы Званцевой, который сыграл определяющую роль в судьбе художника. Шагал также посещал лекции живописца Мстислава Добужинского, который привлекал его как поборник всего нового в искусстве.

Весной 1910-го у Марка Шагала состоялся дебют - его картины участвовали в вернисаже, который устроила редакция журнала "Аполлон". А незадолго до этого события художник познакомился с женщиной всей своей жизни, Беллой Розенфельд. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и счастливое время продолжалось для обоих с того дня, когда молодые люди поженились и стали жить вместе. В 1916 году у супругов родилась дочь, которую назвали Ида.

Переезд в Париж

Летом 1910 года депутат Максим Винавер, меценат и большой поклонник изящных искусств, предложил Шагалу стипендию, которая давала возможность учебы в Париже. Столица Франции встретила Марка приветливо, он сблизился с художником Эренбургом и при его содействии снял студию на Монпарнасе. Шагал пишет ночами, а в дневное время пропадает в галереях, салонах и на выставках, впитывая все, что связано с великим искусством живописи.

Мастера начала 20 века стали примером для молодого художника. Великие Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Делакруа - у каждого из них восторженный Шагал старается перенять что-то для себя. Его наставник в Петербурге Лев Бакст, однажды просмотрев парижские рисунки своего ученика, уверенно заявил, что "теперь все краски поют". Картины Марка Шагала, фото которых представлены на странице, в полной мере подтверждают мнение учителя.

Творческое убежище

Вскоре Шагал перебирается в "Улей", своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Здесь Марк знакомится с поэтами, писателями, живописцами и другими представителями богемы французской столицы. Все те работы, что написал в "Улье" Марк Шагал (картины с названиями: "Скрипач", "Голгофа", "Посвящение моей невесте", "Вид Парижа из окна"), стали его "визитной карточкой". Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: "Продавец скота", "Я и деревня", "Понюшка табаку".

Раннее творчество

Одной из наиболее запоминающихся картин является "Окно. Витебск", написанная в стиле "наивного искусства" или "примитивизма", которому следовал в раннем периоде своего творчества Марк Шагал. "Окно. Витебск" было создано в 1908 году, когда художник только начинал осваивать премудрости "примитивного стиля".

За несколько лет, проведенных в Париже, Марк Шагал написал около тридцати картин и более 150-ти Все работы он отвез в Берлин на художественную выставку 1914 года, которая стала его главным бенефисом в мире искусства. Публика была в восторге от полотен Шагала. Из Берлина художник собирался поехать в родной Витебск, чтобы увидеться с Беллой, однако помешала внезапно начавшаяся Первая мировая война.

Дальнейшая судьба художника

Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Знакомые помогли получить место в Военно-промышленном ведомстве Санкт-Петербурга, и на какое-то время художник был обеспечен жильем и работой. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. "Война", "Окно в деревне", "Праздник кущей", "Красный еврей" - это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны. Отдельно художником была создана лирическая серия картин: "Прогулка", "Розовые любовники", "День рождения", "Белла в белом воротнике". Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны.

"Прогулка"

Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви - все это отражено на полотне. Разочарование в новых социальных ценностях страны Советов еще не наступило, хотя оно было уже не за горами. Тем не менее одним из самых верных последователей новых идеалов того времени был художник Марк Шагал. "Прогулка" - картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. Женщина, изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли.

Работы Шагала 1917-1918 годов

Художника воодушевили революционные события, произошедшие в Петрограде. Он, как и многие представители интеллигенции Северной столицы, почувствовал свежий ветер перемен и поверил в их непогрешимость. Питерские художники, писатели, композиторы взялись пропагандировать новый образ жизни, и одним из первых в рядах энтузиастов, ратующих за равенство всех людей, был Марк Шагал. Картины "Над городом", "Война дворцам - мир хижинам" и многие другие полотна того периода отражают стремление художника к созиданию.

Белла и букет цветов

Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. В этом был весь Марк Шагал. "День рождения" - картина, созданная в считанные минуты в виде наброска, а потом доработанная. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.

Ответственная должность

В 1918 году Марк Захарович Шагал, картины которого уже считались достоянием Витебской губернии, становится уполномоченным по делам искусств местного исполнительного комитета. Художник проявил незаурядные организаторские способности, он украсил Витебск ко дню годовщины Октябрьской революции разнообразными транспарантами, флагами и знаменами. "Искусство в массы!" - таким был его лозунг.

В 1920 году Марк Шагал переезжает в Москву вместе с Беллой и маленькой Идой, где начинает работать на ниве театрального сообщества. В процессе деятельности по созданию декораций для спектаклей Шагал в корне пересматривает свои творческие методы, стараясь сблизиться с "революционным" новым стилем в живописи. Партийные органы сделали несколько попыток привлечь художника на свою сторону, но так как Шагал уже был признанным мастером кисти мирового уровня, то эти попытки не возымели успеха.

Противостояние

Напряжение, возникшее между свободолюбивым художником и коммунистическим руководством, вскоре переросло в открытую конфронтацию, и Марк Шагал покинул страну Советов вместе с семьей.

Берлин стал первым европейским городом, в котором поселились Марк, Белла и маленькая Ида. Попытки художника получить деньги за выставку 1914 года окончились ничем, большинство картин пропало. Шагалу вернули только три полотна да с десяток акварельных рисунков.

Летом 1923 года Марк получает письмо из Парижа от своего старого друга, который зовет его приехать в столицу Франции. Шагал едет, и там его ждет очередное разочарование - картины, которые он когда-то оставил в "Улье", также пропали. Однако художник не падает духом, он начинает вновь писать свои шедевры. К тому же Марк Шагал получает предложение от крупного издательства на предмет иллюстрирования книг. Он начинает работу с повести "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и великолепно справляется с заданием.

Семейные поездки

Материальное положение Шагала упрочилось, и он вместе с семьей начинает путешествовать по европейским странам. А в перерывах между вояжами художник пишет свои бессмертные полотна, которые становятся все более светлыми и легкими: "Двойной портрет", "Ида у окна", "Жизнь деревенская". Кроме картин, Шагал занимается иллюстрированием издания "Басни Лафонтена".

В 1931 году Марк Шагал посещает Палестину, он хочет прочувствовать землю своих предков. Несколько месяцев, которые художник провел на Святой Земле, заставили его изменить отношение к жизни. Белла и дочь Ида, которые были рядом, благоприятствовали в этом. Вернувшись в Париж, Шагал занимается только библейскими иллюстрациями.

Переезд в Америку

В конце тридцатых годов, спасаясь от немецких нацистов, семья Шагала эмигрирует в США. И вновь - работа с театральными декорациями, на этот раз в Русском балете. тогда забраковал работы Шагала и отдал предпочтение эскизам Пикассо, но театральные костюмы в авторстве Марка были приняты.

Война в Европе в самом разгаре, хотя уже ясно, что терпит поражение. Летом 1944 года приходит радостная весть - Гитлер на грани капитуляции. А в конце августа Марка Шагала настигает беда, в больнице неожиданно умирает от сепсиса Белла. Художник теряет смысл жизни от горя, однако его поддерживает и помогает выжить дочь Ида. Только спустя девять месяцев Шагал берет в руки кисти. Теперь он находит спасение в работе, пишет картины и днем, и ночью. Творческие порывы художника помогли ему пережить остроту потери.

Живопись всегда привлекала людей своей разнообразностью, красотой отображения мира или, наоборот, уменьшением его совершенства. Художники и их произведения являются отображением эпохи, зеркалом жизни определённых лет. Сегодня мы поговорим об очень известном человеке, который был не только художником, но и поэтом, сценографистом и иллюстратором, Марке Захаровиче Шагале (7 июля 1887 - 28 марта 1985), а именно о его выдающихся картинах.

Для Шагала, который был евреем, образ скрипача играл важную роль в жизни. Ведь у этого народа скрипач является незаменимым атрибутом на свадьбе, дне рождения ребёнка и похоронах. В своей работе «Зелёный скрипач» художник продемонстрировал весь жизненный цикл человека. Картина была написана в 1923–1924 годах в США.


Полотно изображает самого художника с его женой Беллой. Её часто можно увидеть на картинах Шагала, и данная работа является частью триптиха, на каждой из которой художник изображает свою жену. Работа была написана в 1917–1918 годах и демонстрирует уход от обыденности жизни, полет души и неразрывность сердец.


Эту картину художник начал писать ещё в 1920 году, но закончить смог лишь в 1943 в Америке. К созданию шедевра его подвигли катастрофические события, происходившие в то время. На картине мы видим падающего ангела Люцифера, которого изгнал Бог.


Эта работа фактически не имеет повествования. Можно только предположить, что на переднем плане полотна справа изображён сам Шагал – городской житель, который тоскует по тишине и умеренности деревенской жизни.


Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск. Он почти точно изобразил городской пейзаж, а ещё добавил обнажённую женщину, намекая на то, как сильно он любит город.


Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.


Данное полотно так и намекает на быстротечность людской жизни. Слева мы видим маленького человечка у окна, который наблюдает за вечностью мира, а возле него очень большие часы, отсчитывающие минуты и не оставляющие ни малейшего шанса.


В 1968 году художник написал картину «Большой цирк». Здесь мы видим привычную для нас цирковую арену, однако действо происходит за её пределами. Над зрителями и цирком возвышается ангел в колпаке, жертвенное животное с киотом для свитков Торы, и над всем этим возвышается рука Демиурга с циркулем.


Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Считается одной из лучших его работ. В 1990 году её продали за 13,5 миллиона долларов. Изображает милый мещанский быт, чувства, надежду, а также молодость и любовь. На ней даже коврик и патефон смотрятся романтично.


Здесь опять мы видим Беллу – жену Шагала и его любимый город – Витебск. Двое воспарили над городом, их любви нипочём земное притяжение и бренность жизни. На этой картине художник вновь совмещает высокое и обыденное, что является его отличительной чертой, придающее индивидуальность его творчеству.

Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Любовь призывала его писать, творить, рисовать… Ему хотелось «летать», но он и никогда не забывал куда движется.

Поделится в соц. сетях

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

Марк Шагал. Синяя корова. 1967

Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Монументальное искусство Марка Шагала

В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся - выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Стиль Марка Шагала настолько необычен, что его трудно причислить к какому-то основному направлению живописи. Согласно манере художника, произведение веет сказочной атмосферой, адетали окружения героев тщательно прорисованы. На картине "Свадьба" мы можем видеть […]

"Часы" Марка Шагала - одно из самых загадочных и притягивающих взгляд произведений мастера. Полотно вызывает легкую грусть, тревогу и ощущение потерянного времени. Практически все пространство картины занимает изображение массивных деревянных часов. Часы […]

Марк (Мовша) Шагал получил традиционное еврейское образование, изучал иврит и Тору. Национальное самоощущение стало основной темой творчества художника. Большинство его полотен – визуализация образов еврейского фольклора. Стиль Шагала настолько самобытен, что его […]

Картина «Витебск, рыночная площадь» была написана художником М. Шагалом в 1917 году. Мастер красок решил посвятить творение своему любимому городу и изобразил на холсте его крупнейшую рыночную площадь с яркими вывесками, завлекающими […]

Марк (Мовша) Шагал родился в Витебске, в еврейской семье, получил традиционное домашнее образование. Основным элементом его картин всегда была еврейская народная культура. Часто художник визуализировал пословицы на идиш, обращался к библейским сюжетам. […]

В 1920 году Марк Шагал был приглашен Эфросом в Еврейский камерный театр для создания декораций. Планировалось, что декорации будут созданы по миниатюрам произведений Шолом-Алейхема. Во время осмотра помещений театра, художник вдруг сообщил, […]

Марк Шагал, художник, который стал знаменит и известен благодаря серии картин, посвященным двум. Большой период своей жизни художник провел за территорией России. Несмотря на это, он всегда считал себя русским живописцем, каждый […]




Top