Где родился розенбаум александр. Биография розенбаума александра яковлевича

Популярный певец и композитор, Александр Розенбаум, еврей по национальности, из-за этого в начале его сольной карьеры у него возникал ряд проблем, однако никогда он не отказался от своей принадлежности.

Проблемы антисемитизма испытали на себе еще родители Александра Яковлевича. Они учились в Первом медицинском институте города Ленинграда, на одном курсе, и все бы ничего, но по стечению обстоятельств, год их выпуска совпал с годом всплеска антисемитизма. Это было время последних лет правления Сталина, когда широкую огласку получило дело кремлевских врачей.

Родители Александра, Софья и Яков, вынуждены были уехать в Восточный Казахстан, в маленький городок Зыряновск. Там они прожили до начала правления Хрущева, когда СССР встало на курс либерализации. Маленький Саша вернулся с мамой и папой в Ленинград, однако на всю жизнь остались в памяти годы жизни в Казахстане, именно там он осуществил первые шаги знакомства с музыкой.

Испытал народный артист «прелести» гонения и на себе. Фамилия Розенбаум – в восьмидесятых годах, когда происходило становление артиста, была как жуткое пятно. Организаторы концертов и директора домов культуры не хотели видеть на своей сцене певца с такой фамилией, поэтому долгое время Александра Яковлевича зрители не видели, а только слышали его песни. Тогда даже пошли слухи о том, что исполнитель авторской песни уехал в Америку, и свое творчество продолжает из-за кордона.

В истории певца даже есть период, когда он по примеру своих соплеменников, собирался эмигрировать в Израиль, но он понял, что именно Россия – его родина, какая бы несовершенная она не была, и остался. Сегодня Розенбаум называет себя российским евреем – он россиянин, но Александр Яковлевич никогда не забывает о своих корнях. Часто артист дает концерты в Израиле, где его любят, не менее сильно, чем в России.

Являясь депутатом Государственной думы России, Александр Яковлевич и правящих структурах нашей страны отстаивает свободу евреев. Некоторые политики периодически пытаются призвать своих коллег к запрету организаций, являющихся российскими еврейскими общинами. Розенбаум же всегда напоминает нашим политикам о том, что антисемитизм перечит демократии, и не допустим в современной жизни.

Сам же Розенбаум в еврейских общинах не состоит, однако многое может рассказать об их деятельности. По его мнению, такие организации в принципе необходимы, они помогают российским евреям не растерять до конца свои корни. Россия обеспечивает для представителей данной народности свободу выбора и передвижения, за что Александр Яковлевич не может не уважать свою страну, если кто-либо хочет вернуться на путь предков в Израиль, то российские власти никогда не будут противиться этому.

Следит популярный артист и за мировыми событиями, связанными с еврейской диаспорой. Так, например, можно вспомнить ситуацию, когда президент Ирана заявил о том, что Израиль нужно уничтожить. Россия же в свою очередь осуществляла оснащение ядерной мощью этой страны. Александр Яковлевич был в числе тех, кто призвал наших политиков урегулировать данный вопрос. Розенбаум относиться к тем идеологам, которые считают, что терроризм можно будет победить только тогда, когда России и США найдут способ сотрудничества и взаимопонимания, вместе они смогут наилучшим образом подавить проявления терроризма, а также и антисемитизма в мире.

Особое внимание российский бард уделяет и русскоязычной общине Израиля. По его мнению, она очень многое сделала для развития страны. Многие видные деятели Израиля имели русскоязычных предков, среди них можно отметить Владимира Жаботинского, Бен-Гуриона, Менахем Бегина и, конечно, Ариэль Шарона.

Сегодня большое уважение у Розенбаума вызывает личность Ивета Либерман, яркого представителя русской общины Израиля сегодня. Исполнитель авторской песни считает, что данный человек может помочь русским евреям в Израиле пробиться сквозь созданный вокруг них стеклянный купол, а также сделать первые шаги на пути возрождения Израиля, как значимого, развитого государства.

Среди заграничных выступлений, к гастролям в Израиле популярный артист относиться с особым трепетом, сказывается еврейская кровь. Кроме того, на концерты Розенбаума приходят в основном бывшие жители СССР и России, а это особая публика, которая встречает певца с огромной любовью. Среди городов Израиля наибольшее уважение вызывает у барда Иерусалим, оно и понятно, ведь он является столицей еврейского государства.

Из всего выше сказанного можно подвести такой итог, Александр Розенбаум – это талантливый певец и композитор, который пользуется всенародной популярностью, он истинный гражданин России, однако он никогда не забудет и о своей еврейской крови. Российский еврей – эти можно гордиться.

Биография

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Закончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). В течение своей карьеры наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985-1990 годах как певец «афганской» (а также Ленинградской) темы. После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской (бардовской) песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Семья

  • Отец - Яков Шмарьевич Розенбаум (р. 1919 или 23.12.1923) - врач-уролог, был главным врачом городской больницы.
  • Мать - Софья Семеновна Миляева (1929-2009) - акушер-гинеколог.
  • Младший брат - Владимир Розенбаум (1956 - июль 2005) работал врачом «скорой», умер, потому что не прижилась почка после пересадки.
  • Первый брак длился всего 9 месяцев.
  • Вторая жена - Елена Викторовна Савшинская - врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова (брак с 1975) года.
  • Тёща - Эра Георгиевна Савшинская (1927 - 21.12.2006, умерла от рака).
  • Дочь - Анна Савшинская (родилась 20 октября 1976 года) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля - Тиберио Чаки - спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру, занимается сетью пивных «Толстый Фраер».
  • Внук - Дэвид Чаки-Розенбаум родился в 1999 году, живут в Санкт-Петербурге.
  • Внук - Александр Ники Чаки-Розенбаум родился в марте 2005 года.

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

А.Розенбаум выпустил 31 сольный альбом на виниле и CD (не считая многочисленных сборников и переизданий). В скобках указана дата записи, а не издания.

  1. 1981 год - «Домашний концерт»
  2. 1982 год - «Памяти Аркадия Северного апрель 1982 года Ленинград»
  3. 1983 год - «Посвящение посвящающим»
  4. 1983 год - «Новые песни»
  5. 1984 год - «Концерт в Воркуте»
  6. 1986 год - «Эпитафия» (издан на виниле)
  7. 1986 год - «Мои дворы» (издан на виниле)
  8. 1987 год - «Нарисуйте мне дом» (издан на виниле)
  9. 1987 год - «Дорога длиною в жизнь» (издан на виниле)
  10. 1987 год - «Концерт на ЛОМО»
  11. 1987 год - «Нью-Йоркский концерт»
  12. 1988 год - «Казачьи песни» (издан на виниле)
  13. 1988 год - «Анафема» (издан на виниле)
  14. 1993 год - «Гоп-стоп»
  15. 1994 год - «Ностальгия»
  16. 1994 год - «Горячая десятка»
  17. 1994 год - «Александр Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя 1994 год»
  18. 1994 год - «Вялотекущая шизофрения»
  19. 1995 год - «Розовый жемчуг»
  20. 1996 год - «На плантациях любви»
  21. 1996 год - «Концерт в день рождения»
  22. 1997 год - «Возвращение на АРГО»
  23. 1997 год - «Июльская жара»
  24. 1999 год - «Транссибирская магистраль»
  25. 2001 год - «Настоящий солдат»
  26. 2001 год - «Старая гитара»
  27. 2003 год - «Странная жизнь»
  28. 2005 год - «Я вижу свет»
  29. 2007 год - «Попутчики»
  30. 2009 год - «Мечта блатного поэта»
  31. 2010 год - «Рубашка нараспашку»
  32. 2011 год - «Берега чистого братства» (совместно с Григорием Лепсом)

В 1995 году студия звукозаписи "Мелодия" выпустила на CD альбом «Былое и диски» том 1, том 2, том 3, включавший записи виниловых альбомов 1986 - 1988 годов: «Эпитафия», «Мои дворы», «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Казачьи песни», «Анафема»

Актёрские работы

  • 1987 год - Два часа с бардами
  • 1991 год - Афганский излом - камео
  • 1991 год - Побег на край света
  • 1991 год - Бессонница
  • 1992 год - Чтобы выжить - Джафар (дубляж Виктор Проскурин)
  • 2005 год - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
  • 2008 год - Сайд-степ

Фильмы о персоне

  • 2010 год - Мужчины не плачут (концерт-исповедь)

Государственные награды

  • Орден Почёта (7 сентября 2011 года).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).
  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту».
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Защитнику Отчизны» (Украина).

Иные награды

  • 2001 - Почётный диплом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
  • 2007 - Премия ФСБ России в номинации «Музыкальное искусство» за цикл военно-патриотических песен.

Книги

  • Я люблю возвращаться в свой город…
  • Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется. Стихотворения.
  • Синяя птица мечты: Из-под пальцев улетел аккорд. Стихотворения.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть I.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 2.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 3.
  • Бультерьер.
  • Белая птица удачи. Стихи и песни. , 5-04-004366-X
  • «Время жить и помнить. Время петь». Песни для голоса в сопровождении гитары.
  • Подарок на день рождения.
  • Дорога длиною в жизнь. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия - Золотая серия поэзии. 336 с., тираж 4000 экз., 2011 г.
  • Затяжной прыжок. Авторский сборник. Издательство Союзтеатр. 1990 г., 142 с. тираж 300000 экз.
  • Александр Розенбаум. Стихи о любви. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия: Стихи о любви. 2009 г., 340 с., тираж 4000 экз.
  • Размышление на прогулке. Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 432 с., тираж 3000 экз.
  • Летать - так летать! Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 520 с., Тираж 3000 экз.
  • Александр Розенбаум на своих концертах всегда поёт вживую.
  • У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар. Он играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны.
  • Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custum Balladeer 1755 - чёрный лак, перламутровые колки, механизмы - хром, хотя в коллекции есть и Adamas, и Taylor, и Martin и Gibson и Takamine и много других, не менее интересных инструментов.
  • В последнее время среди российских любителей домашних животных всё большую популярность приобретает песня Александра Розенбаума «Лаки», которую артист посвятил своему бультерьеру, ушедшему на Мост Радуги.
  • Приказом Министерства Обороны РФ от 11 октября 2000 г. А. Я. Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.
Инструменты гитара, фортепиано Жанры эстрада , джаз , романс , авторская песня , рок , шансон Псевдонимы АЯРов Коллективы Награды www.rozenbaum.ru Аудио, фото, видео на Викискладе

Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (род. 13 сентября , Ленинград , СССР) - советский и российский автор-исполнитель , поэт, музыкант и композитор , Заслуженный артист РФ () , Народный артист РФ () .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Александр Розенбаум - Лучшие песни TOP 10

    ✪ Александр Розенбаум. Лучшее

    ✪ Александр РОЗЕНБАУМ - ЛУЧШИЕ ПЕСНИ /ВИДЕОАЛЬБОМ/

    ✪ Подмосковное танго - Александр Розенбаум

    ✪ Александра Розенбаум - Мечта блатного поэта

    Субтитры

Биография

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан , в город Зыряновск , где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум .

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте . Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам , участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет» . Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы» .

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников , студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров , от «А. Я. Розенбаум»).

Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра » .

22 января 2010 был доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского. По информации врачей, у певца была глубокая ножевая рана предплечья - нож достал до кости. 58-летний артист сообщил медикам, что порезался случайно - «баловался» с недавно купленным клинком и нечаянно поранился. Певцу была оказана первая помощь, от госпитализации он отказался .

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года , во время Афганской войны . В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата » на территории Украины .

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Бизнес

Розенбаум - совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга .

Семья

Творчество

Поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни , и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа . Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов », «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана “», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Также в своих песнях он подходит к неординарному использованию гармоний при игре на гитаре, что придает им некоторую необычность. По словам самого Розенбаума, невозможно определить стиль музыки, в котором он работает, так как он очень разносторонний музыкант. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках в самодельных записях, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Наиболее известные песни

Год написания I строка Название Примечания
1968 - Заходите к нам… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти Арк. Северного», который предварялся следующим вступлением: «Сегодня исполняется 2 года со дня смерти Аркадия Звездина-Северного . Александр Розенбаум, при участии „Братьев Жемчужных “, посвящает свои песни его памяти» .
1968 Гоп-стоп! Мы подошли - из-за угла… Гоп-стоп Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). «Гоп-стоп» (угол.) - ограбление
1968 День такой хороший… Извозчик Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Продолжение - песня «18 лет спустя»
1968 Позабуду - грусть, печаль-тоску… Ярмарка (?)
1968 Какая разница в том… Умница Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На улице - Гороховой - ажиотаж… Путешествие из Одессы в Петроград Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я возвращался - поздно…, лунной ночью… Червончики Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982), в котором исполнена без 2-х заключительных строф.
1971 Ах, не вините -меня в том… Гроздья рябины Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Подражание Окуджаве ». Исполняется не спеша и выразительно.
1968 Светофоры, дайте… Песня о «Скорой помощи» Вступление автора: "2 песни о 2-х моих работах. I - это «Песня о старой работе», а II - это «О новой работе». I «Песня о „Скорой помощи“» на музыку Владимира Семёновича Высоцкого " (имеется в виду песня «Утренняя гимнастика»). Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А. Северного» (апрель 1982). Др. название: «Песня врача „Скорой помощи“»
1968 Я мотаюсь - как клубок - по городам… О новой работе Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Др. название: «Гастрольная»
1968 А ну-ка сделайте… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Фраер , толстый фраер… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Смотрите: Ангелы летят - над самой… У окна Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Вариант I строки: «По небу Ангелы летят над самой…»
1968 От звонка до звонка… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мне пел-нашёптывал начальник из «сыскной»… Снегири Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Нинка,- как… Нинка (?) Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский .
1968 Меня - не посадить. Я это твёрдо знаю… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Есть в Одессе Молдаванка … Лиговка Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 На Одесском, на майдане… ? Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982). Песню исполнял также М. Шуфутинский.
1968 Открылась дверь - и я в момент растаял… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Ах если б знали… - Была включена в состав магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Мы с ним росли… ? Авторское вступление: «В этой песне заканчивается жизненный путь героя моих блатных и одесских произведений - Сэмэна» . Последняя песня магнитоальбома «Памяти А.Северного» (апрель 1982).
1968 Я мальчишка беспризорный… Беспризорник -
1968 На модном пляже, в жаркий летний день… Сержио Таччини -
1968 Я был повязан I раз в 13 лет: залез в ларёк,- хотелось булочек с корицей… Серебристая Колыма -
1968 Дело было… ? -
1968 Встану рано поутру… - -
1968 На ковре - из жёлтых листьев, в платьице простом… Вальс-бостон Одна из наиболее известных песен автора
1968 Налетела грусть… Налетела грусть -
1968 В пальцы свои дышу… На дороге Жизни -
1968 Виделось часто в сон беспокойный… Сон в руку -
1968 Я люблю возвращаться - в свой город, нежданно под вечер… Возвращение в город -
1968 А может, не было войны… И людям всё это приснилось?… А может, не было войны… -
1968 Не стреляйте в белых лебедей… - -
1968 Заплутал, не знаю где!… Вещая Судьба -
1968 Покажите мне Москву - я прошу… Покажите мне Москву -
25.12.1979 Когда я вернусь,- накуплю сыну кучу игрушек… - -
25.7.1980 Над заснеженным садиком… Дорога на Ваганьково Посвящена памяти В. Высоцкого .
25.7.1980 Отслужи по мне, отслужи… Отслужи по мне, отслужи Посвящена памяти В. Высоцкого .
~1986 Месяц-князь разлучник… Проводы -
~1986 У нежной тонкой… Флагманский марш -
~1986 Иногда в денёк погожий, длинный… 18 лет спустя Продолжение песни «Извозчик»
~1986 Есть в Одессе Молдаванка… Коллаж Попурри из 3-х песен
~1986 Уже прошло лет 30 - после детства… Размышление на прогулке -
~1986 Нарисуйте мне дом - да такой, чтобы в масть!… Нарисуйте мне дом Была включена в состав одноимённой пластинки (1986).
? А как помер… Посвящение посвящающим Посвящается В. Высоцкому?

«Старая армия» Розенбаума

Нынешний состав

  • Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
  • Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
  • Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
  • Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
  • Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
  • Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Ранее игравшие с Розенбаумом музыканты

  • Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
  • Анатолий Никифоров (2002-2012)
  • Аркадий Аладьин (2002-2012)
  • Виктор Смирнов (1993-2002)
  • Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
  • Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Официальная дискография

(указана дата записи, а не издания)

В кино

Актёрские работы

Фильмы, в которых звучат песни А. Розенбаума

Книги

Признание и награды

Воинское звание

Государственные награды

Почётные звания

  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).

Другие награды

Премии

«Золотой граммофон» :

  • 1996 - песня «Ау»
  • 2002 - песня «Мы живы»
  • 2012 - песня «Любовь на бис» (дуэт с Зарой).

«Шансон года» :

  • 2003 - песни «Казачья» и «Глухари»
  • 2004 - песни «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон»
  • 2005 - песня «Ночной звонок»
  • 2006 - песни «Облака» (дуэт с Любовью Успенской), «Я вижу свет» и «Старый конь»
  • 2007 - песни «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» (дуэт с Любовью Успенской)
  • 2009 - песни «Попутчик» и «Бережёного бог бережёт»
  • 2010 - песни «Мечта блатного поэта» и «Зойка»
  • 2011 - песни «Рубашку нараспашку» и «Кореша»
  • 2012 - песни «Это было хорошее время» и «Одноклассники»
  • 2013 - песни «Воля» и «Золотая клетка»
  • 2014 - песни «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд».

Фильмы об А.Розенбауме

  • 1987 год - «Лицом к лицу»
  • 1987 год - «Два часа с бардами» (Галич, Окуджава, Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Макаревич)
  • 1988 год - «Бессонница»
  • 1993 год - «Чтобы выжить»
  • 1997 год - «Вальс-бостон»
  • 2010 год - «Мужчины не плачут» (концерт-исповедь)
  • 2011 год - «Мой удивительный сон…»

Галерея

В конце восьмидесятых годов в кинотеатрах Советского Союза был показан фильм "Друг" с Сергеем Шакуровым и Василием Ливановым в главных ролях. В ленте представлена история дружеских отношений клинического алкоголика и его собаки, которая обладает даром человеческой речи. Музыку к этому фильму написал малоизвестный тогда среди широкой общественности Александр Розенбаум.

Среди пяти песен, написанных композитором для этого фильма, была и песня «Вальс-бостон», благодаря которой Александр Яковлевич сразу же приобрёл всенародную популярность. Фильм был впоследствии незаслуженно забыт. Сейчас о нём могут вспомнить только некоторые знатоки отечественного кинематографа. А песня до сих пор не перестаёт быть одной из самых популярных в своём жанре.

Первые шаги

А между тем, творческая биография Александра Розенбаума началась задолго до появления его песен в кино. Музыку он начал писать ещё в конце шестидесятых. Первые его опыты были песнями о любви и о любимом городе - Ленинграде. Затем появились стилизации под городской романс и блатные песни. Эта тематика была навеяна музыканту сборником «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен был посвящен врачебной деятельности, так как трудовая биография Розенбаума начиналась с работы врачом скорой помощи. Еще будучи студентом медицинского института в Ленинграде, куда он поступил в 1968 году, решив пойти по стопам родителей, он участвовал в нескольких самодеятельных эстрадных ансамблях. Уже первокурсником он получил награду киевского конкурса авторов-исполнителей за одну из своих песен. Также Розенбаум писал песни для различных студенческих вечеров. Окончив институт по специальности врач-реаниматолог, Александр поступил в джазовое училище, где изучал курс аранжировки. Этим фактом объясняется довольно изысканная «джазовая» гармония некоторых из его песен, в частности «Вальса-бостона». Параллельно с обучением в училище (на вечернем отделении) он продолжал медицинскую деятельность.

Выбор между медициной и музыкой

Как-то музыкант признался, что в биографии Александра Розенбаума как поэта важнейшую роль сыграла его врачебная практика. Благодаря работе в скорой помощи, постоянному общению с разными людьми, постоянной борьбе за их жизни и наблюдению за людьми, находящимися в тяжёлых жизненных ситуациях, а порою на грани жизни и смерти, Александру Яковлевичу пришлось в совершенстве изучить особенности человеческой натуры, что проявилось позже в его песенных стихах. Некоторые из его ранних песен даже написаны были во время рабочих перерывов.

К началу восьмидесятых годов в биографии Розенбаума настал момент, когда ему пришлось сделать выбор между медициной и творчеством - двумя его жизненными призваниями. Александр Яковлевич отдал предпочтение музыке. Хотя сам он любит повторять, что не бывает бывших врачей.

Начиная с 1980-го года он выступает в составе нескольких профессиональных эстрадных ансамблей. Дебютом в сольной карьере можно считать концерт в Доме культуры Министерства Внутренних Дел в 1983-м году. Примерно в это же время появились первые магнитофонные записи артиста, в числе которых следует отдельно упомянуть совместные альбомы с братьями Жемчужными, которые известны своим сотрудничеством со знаменитым шансонье Аркадием Северным. Позже Розенбаум создал собственный театр-студию.

Личная жизнь Розенбаума

В биографии артиста нельзя пройти мимо такой важной темы как семейная жизнь.

Женился Александр рано. Но его семейный союз с первой супругой просуществовал меньше года. Второй раз Розенбаум женился в 1975 году. Со второй женой он учился в одной группе в медицинском институте. Через год после свадьбы у них родился ребёнок. Девочку назвали Анной.

Сейчас она с мужем живёт в Израиле, где работает переводчиком. У Александра Яковлевича на данный момент четыре внука.

Родители Александра, как уже говорилось ранее, были медиками. Специальность отца - уролог, а матери - акушер-гинеколог. Раннее детство будущего артиста прошло в Восточном Казахстане, где отец служил главврачом городской больницы. Затем семья в полном составе переехала в Ленинград, где Александр учился в школе, занимавшей здание, в котором до революции был В старших классах перешёл в другую школу, где углубленно изучал французский язык. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. По соседству с его бабушкой проживал популярный в те времена гитарист - Александр Минин, который и преподал юному Розенбауму первые уроки игры на семиструнной гитаре.

Важной деталью биографии Розенбаума является то, что в своей профессиональной деятельности он использует шестиструнную гитару, которая настроена как семиструнная, только без пятой струны. Его личная коллекция гитар состоит из более, чем пятнадцати инструментов. В краткой биографии Александра Розенбаума, которая приводится в данной статье, нельзя не упомянуть ещё об одном немаловажном событии, оставившем след в творчестве поэта-песенника. В 1980-е годы он несколько раз побывал в Афганистане, где выступал с концертами для бойцов. Позже несколько песен Розенбаум посвятил Афганской войне.

Одна из «афганских» песен - «В горах Афгани» была написана до того, как автор побывал на передовой. Впоследствии эта композиция была «забракована» самим Александром Яковлевичем за недостоверность представленной в ней информации.

Характеристика творчества

В этой краткой биографии Розенбаума немаловажно упомянуть, что сам автор никогда не составлял из своих песен и стихов никаких тематических циклов. Однако в его творчестве выделяют следующие темы, к которым он обращался наиболее часто: Санкт-Петербург (как любимый город автора), советская история первой половины двадцатого столетия, казачьи и блатные песни, композиции о медицинской службе, войне в Афганистане, а также песни про Великую Отечественную войну. В творческой биографии Розенбаума личная привязанность к теме войны отчётливо прослеживается.

"Метафизика"

Последний на данный момент альбом в творческой биографии Александра Розенбаума носит название «Метафизика».

Любителям авторской песни звучание альбома может показаться слегка неожиданным. Дать однозначное определение стилю нового релиза сложно. Песни, казалось бы, очень похожие по своей мелодике на «классического» Розенбаума, представлены здесь в аранжировках, более характерных для музыки отечественных рок-групп. Из многочисленных рецензий на этот альбом можно узнать, что запись проходила в студии группы «Алиса» при участии музыкантов этого коллектива.

Розенбаум в стиле рок

Жанр рок-музыки не нов для творческой биографии Розенбаума, ведь его исполнительская деятельность начиналась в различных группах, таких как «Аргонавты».

Свою любовь к року Александр Яковлевич периодически выражал то в интервью, говоря, что считает Битлз посланниками Господа, то организуя московский концерт одного из отцов рок-н-ролла, Чака Берри, то посвящая песню «Чак-рок-Берри» всё тому же великому музыканту.

Александр Розенбаум о жанре, в котором выступает

Сам музыкант часто выказывал своё недовольство, когда какой-нибудь журналист называл его бардом, говоря, что не принадлежит ни к какому конкретному музыкальному жанру, а работает в стиле «Розенбаум». На вопрос о музыке, на которой он был воспитан, Александр Яковлевич тоже не даёт однозначного ответа, говоря, что его музыкальные пристрастия всегда имели довольно широкий диапазон - от симфонической музыки до дворовых песен. Безусловно, в этот спектр входил и рок. Просто начало творческой биографии Розенбаума пришлось на расцвет эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей. Не захотев идти в общем строю, Александр Яковлевич избрал для себя путь сольного исполнителя под гитару. Теперь же он говорит о возвращении к своим корням. Сам он объясняет причину этого возвращения тем, что в данный момент ощущается недостаток именно такой музыки на нашей эстраде.

В заключение

Рассмотрев страницы творческой биографии и личной жизни Александра Розенбаума, можно сделать вывод о том, что Александр Яковлевич - человек, полностью реализовавшийся в обеих сферах.

Но и сейчас, находясь в солидном возрасте, он не собирается почивать на лаврах и, то и дело, радует своих многочисленных поклонников новыми экспериментами. Все ли слушатели готовы к этим экспериментам - это уже другой вопрос. Но в любом случае на концертах Розенбаум всегда уделяет внимание как песням, давно знакомым и любимым публикой, так и новому репертуару. Так что поводов для печали нет! И новые поклонники музыканта, и умудрённые сединами давние почитатели его таланта всегда смогут найти для себя что-нибудь интересное в его живых выступлениях. Остаётся только радоваться тому, что талант Александра Яковлевича Розенбаума оказался столь многогранным.

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков




Top