Где родился в а тропинин. Художник василий андреевич тропинин биография картины

РУССКИЕ ХУДОЖНИИ.Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), часть 1

Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.


«Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль»
1846г.
Холст, масло 106 х 84,5

Москва

В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. В Императорской Академии художеств разрешалось посещать академические классы крепостным в качестве “посторонних”, вольноприходящих учеников.
После рисовальных классов Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Щукин. В 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: “Возвращение ратника к своему семейству”, “Русская крестьянская свадьба”, “Русская крестьянская пляска” и “Ворожба на картах”. Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни.
В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда — определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков — “Автопортрет” Щукина.


По свидетельству Николая Рамазанова Тропинин “мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова”.
На академической выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей птичке”, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей.


«Мальчик с мертвым щегленком», 1829
Холст, масло, 60х47
Ивановский областной художественный музей
1829г, холст, масло
Областной Xудожественный музей, Ивaново
Это повторение сгоревшей картины 1804 г.\

О Тропинине заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.


Девочка с собакой. Копия картины Ж.-Б. Греза. 1820—1830
Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже.

По копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским мастерам — Рембрандту, Йордансу, Тенирсу.
Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим, то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиям в области жанра.


Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга. Кроме Щукина, он общался с Егоровым, Шебуевым, Андреем Ивановым, Угрюмовым и Дуайеном.

В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. “Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных”, — вспоминал он позднее.

Красоту национального малороссийского типа Тропинин запечатлел в картинах “Украинская девушка с Подолья” (1800-е), “Мальчик с жалейкой” (1810-е), “Украинец с палкой”, “Пряха” (обе 1820-е) и др. Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный — преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.


«Девушка-украинка, собирающая сливы», 1820
Дерево, масло
24х18,8


«Пряха», 1820
Холст, масло. 60.3 x 45.7 см
Государственная Третьяковская галерея

Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х — начала 1820-х годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян. Лучшие жанровые эскизы художника — “Жницы” и “У мирового судьи” — также связаны с Украиной.


У мирового судьи. Около 1818


«Девушка украинка в пейзаже», 1820
Холст, масло. 41.5 x 33 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



«Украинец с палкой», 1820
Холст, масло, 65,5х49,6
Киевский музей русского искусства

Сохранился живописный эскиз сцены жатвы и два подготовительных карандашных наброска к нему. Художнику удалось передать значительность крестьянского труда. Замысел, непосредственно предшествующий картине Венецианова “На жатве. Лето”, проникнут тем же эпическим настроем.


Жатва. Этюд. Около 1820

В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника.


«Портрет жены художника»
Ок. 1809 г

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И.Морковых (1813 г.).


Портрет Ираклия и Николая Морковых
(этюд к "Семейныму портрету Морковых")
1813 г., холст, масло

Ираклий и Николай — cыновья И.И.Моркова.


«Семейный портрет графов Морковых»
1815 г
Холст, масло 226 х 291
Государственная Третьяковская галерея
Москва

“Портрет Арсения Тропинина” (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.


«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина»
1818г.
Холст, масло 40,4 x 32
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Портрет Натальи Морковой — одно из самых вдохновенных произведений художника. Лицу молодой графини с его неправильными чертами присуща необычайная прелесть. Одухотворенность модели передается всем строем произведения. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Он обладает удивительной живописной свежестью и демонстрирует духовную и художественную зрелость мастера.


В духе элегической поэзии Жуковского написан “Мальчик с жалейкой. Портрет Ираклия Моркова” (1810-е).


«Мальчик с жалейкой»
(Портрет Ираклия Моркова)
1810е гг
Холст, масло 60,2 x 45,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя.
В живописной стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются многие черты искусства XVIII века — рокайльная гамма смягченных дополнительных цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная, мерцающая фактура.


Девочка с куклой, 1841г,
холст, масло, 57 x 48 cм


1840-e г., холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку.
Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.


Мальчик, выпускающий из клетки щегленка. 1825

Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии.
Просветители считали ум ребенка tabula raza (“чистой доской”), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона.
В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П.Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей.
Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И.Дмитриев.


Портрет И. И. Дмитриева. 1835

Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века.
Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны — генералов И. И.Алексеева, А.П.Урусова, Ф.И.Талызина, П. И. Багратиона.


«Портрет князя П.И.Багратиона, 1816»


«Портрет сына художника за мольбертом»
1820-е гг.

В 1821 году Тропинин навсегда возвращается в Москву. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства.
Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Тучков — генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Свиньин, Н. А. Майков. Однако граф Морков дал вольную своему крепостному живописцу лишь в 1823 году.


Портрет Н. А. Майкова. 1821

При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания “назначенного в академики” за картины “Кружевница”, “Нищий старик” и “Портрет гравера Е. О. Скотникова”.


«Нищий старик»
1823г.

Эти ранние произведения Тропинина, продолжающие линию украинского периода, прочно связаны с традициями русского академического искусства XVIII века. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе “Нищего старика”.


Портрет E.O.Скотникова
1821 г., холст, масло, 58.5 x 42.5 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Скотников, Егор Осипович, (1780-1843), художник, гравер на меди, академик.


«Кружевница»
1823г.
Холст, масло 80 x 64

Москва

“Кружевница” (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.
Аналогичных картин Тропинин написал много.
Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.
Образы рукодельниц 1820 — 1830-х годов свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. От живописного стиля ранних работ он приходит к линейно-пластическому, с более четким контуром и корпусным наложением красок. Живописная фактура приобретает плотность. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали.
“Кружевница” выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в “Золотошвейке” (1826) цветовое решение более активно.


«Золотошвейка»
1826 г
Холст, масло 81 х 64
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Говоря об идеализированном решении тропининских женских образов, надо иметь в виду и то обстоятельство, что эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Вот почему труд в его произведениях предстает не как изнурительное необходимое занятие, а как радостная сторона жизни, в которой раскрываются прекрасные качества женской натуры.

Однако, создавая мужские портреты-типы, Тропинин более трезво осмысливает действительность. Здесь невольно сказалось глубокое понимание им простого народа, той среды, откуда он вышел сам.
Вот почему образам русских крестьян (“Старик крестьянин”, 1825; “Ямщик, опирающийся на кнутовище”, 1820-е; “Крестьянин, обстругивающий костыль”, 1834; “Странник”, 1847) художник уделял подчас больше внимания и тепла, чем своим великосветским “героям”.


«Крестьянин, обстругивающий костыль»
1830-е
Холст, масло 76 x 56
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


«Старый ямщик, опирающийся на кнутовище»
Этюд.
1820-е
Холст, масло 54,6 x 44,5
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался тип “гитариста”.
Начало ряду одноименных работ положил “Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова” (первая половина 1820-х гг.).
Морков представлен в момент исполнения романса в сценическом костюме, повторяющем народную одежду.

В 1824 году за “Портрет медальера К. А. Леберехта” Тропинин был признан академиком портретной живописи.


Портрет К. А. Леберехта. 1824

Портрет К. А. Леберехта. Фрагмент. 1824

Совет Академии художеств предлагал ему остаться в Петербурге и принять должность профессора.
Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.
В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. И чисто личный — в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостным которого оставался сын художника, и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение.

Искусство в России всегда было делом государственным. Императорская Академия художеств распределяла государственные заказы, “пенсионерство” и субсидии, определяла судьбу художников.
Тропинин же, живя в Москве исключительно частными заказами, сумел завоевать славу одного из лучших портретистов, создать себе независимое положение, которым обладали очень немногие русские художники.
Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни.

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и, как следствие, остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: “У вас есть собственный превосходный художник”.
В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком.
Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”.
У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица — дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники.

Среди них можно выделить “Портрет С. С. Кушникова” (1828) — бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома,
и “Портрет С. М. Голицына” (после 1828) — “последнего московского вельможи”, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Князь Голицын покровительствовал Тропинину.



«Портрет Сергея Сергеевича Кушникова»
1828
Холст, масло 76,5 x 64,7
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

«Портрет Сергея Михайловича Голицына»
После 1828.
Холст, масло 71 x 58,2
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Тучковым.
Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Для выполнения заказов его приглашали Общество любителей сельского хозяйства, Скаковое общество. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, актера петербургской “Александринки” В. А. Каратыгина.


«Портрет архимандрита Феофана»
1837
Холст, масло 99 x 78
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности.
Фамильные купеческие галереи часто создавались в подражание дворянским, но во многом отражали и вкусы своей среды.
Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных, Сапожниковых.
“Портрет Е. И. Карзинкиной” (после 1839) решен как парадный. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике.


«Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной»
1838
Холст, масло 102,5 x 80
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

В 1830 — 1840-е годы русский народный костюм был в большой моде.
При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле.
На торжественные мероприятия с присутствием членов царской семьи купеческие жены должны были являться в народных костюмах.
В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Он с любовью передает блеск шелка, прозрачность вуали, красоту золотого шитья, переливы жемчугов на матовой коже. В этом портрете Тропинин выделял те черты женского идеала, которые к тому времени уже сложились в его жанровых произведениях.

Также типичен “Портрет Е. В. Мазуриной” (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины.


«Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной»
1844
Холст, масло 67,5 x 58,5
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839


Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840

Спасибо за внимание. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Василий Андреевич Тропинин

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

Тропинин Василий Андреевич (19.03.1776-3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего помещика С. С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.

Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820-30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Гитарист” Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.

В. А. Федоров

Девушка с горшком роз. 1850 год.

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. Крепостной до 1823 г.

В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и И. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823).

В 1820-1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «А. С. Пушкин», 1827; «К. П. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 518.

В. Тропинин. Пушкин. 1827 г.

ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России.

Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Copyright (c) "Кирилл и Мефодий"

3.05.1857 (16.05). – Умер живописец-портретист Василий Андреевич Тропинин

Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844)

Василий Андреевич Тропинин (19.03.1776–3.05.1857), живописец-портретист. Родился крепостным в имении графа Антона Сергеевича Миниха, находившемся в селе Карповка Новгородской губернии. Отец Тропинина был старостой крепостных крестьян, затем управляющим и за честную службу получил от графа вольную, однако на его детей вольная не распространялась, они продолжали считаться крепостными.

Начальное образование (стараниями отца) Василий получил в Новгороде, где четыре года учился в народной школе. Там же у мальчика проявилась и тяга к рисованию. Когда дочь Миниха Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, юный Тропинин оказался в числе ее приданого и поступил в услужение новому хозяину. Граф Морков не жаловал увлечения рисованием своего крепостного и отправил Василия в Петербург обучаться кондитерскому делу. В столице Тропинин, находившийся под присмотром двоюродного брата графа Алексея Ивановича Моркова, в свободное время продолжал заниматься рисованием. Вскоре Алексей Иванович с удивлением узнал, что Василий тайком посещает лекции в Академии художеств с 1798 г.

После просмотра рисунков крепостного молодой граф решил во чтобы то ни стало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств, и в конечном итоге добился его согласия, пообещав родственнику, что возместит все издержки. В то время по уставу Академии крепостные могли быть лишь вольнослушателями за соответствующую плату. Шесть лет Тропинин изучал искусство в гипсовом и живописном классах. Азы художественного ремесла будущий живописец постигал в мастерской знаменитого художника - профессора Степана Семеновича Щукина. За ученические рисунки Василий получал золотые и серебряные медали. Тропинин в Академии художеств подружился с будущим известным гравером Егором Осиповичем Скотниковым и худож­ником Орестом Адамовичем Кипренским.

В 1804 году на академической выставке Тропинин впервые представил свою работу. Его картину похвалили адъюнкт-ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Мария Федоровна, посетившая выставку. А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать для Тропинина вольную. Но, как только граф Ираклий Морков узнал об интересе к его крестьянину столь высокопоставленных господ, он тут же отозвал Василия из Петербурга в Малороссию. Графу не нужен был высокообразованный портретист - он нуждался в крепостном усадебном художнике, который должен был писать иконы и алтарные образы для строящейся новой церкви и украшать кареты.

В 1807 году Василий Тропинин обвенчался с Анной Ивановной Катиной, свободной поселенкой, которая не испугалась выйти замуж за крепостного человека. Спустя год у Тропининых родился сын Арсений. Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения. Вызванный в Москву, Тропинин с обозом хозяйского имущества прибыл в древнюю столицу. Жизнь в сгоревшей Москве после изгнания Наполеона постепенно оживала. В 1813 году стали возвращаться с войны ополченцы, в 1814 – русские войска из заграничных походов. Тропинин вновь занялся живописью. В отстроенном после пожара доме графа у него появилась мастерская, где он писал портреты своих хозяев, их близких и знакомых дворян. На большом полотне семейства Морковых изображены отец с сыновьями-воинами и старшими дочерьми-невестами, счастливые встречей после окончания Отечественной войны.

Семья графов Морковых, 1813, Третьяковская галерея

В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя. Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. Поэтому Тропинин писал портреты соседей графа, многочисленных военных, своих близких (сына, сестры Анны), москвичей. В этих произведениях заметно владение всей полнотой живописных приемов, относящихся к портретным задачам. Появились заказы и от представителей купечества.

В 1810-1820-е годы, совершенствуя свое мастерство, Тропинин копировал картины старых мастеров из московских частных коллекций. Это помогало овладению профессиональных «секретов»: выразительности контуров, тонкости светотеневых моделировок, колорита. Хотя в Москве не проводились художественные выставки, мастер быстро получил известность как хороший портретист. Интерес любителей изящного к его личности вызвал лестные строки в Отечественных записках: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о том, что живописец Тропинин - крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному. Есть сведения, что однажды в Английском клубе некто Дмитриев, выиграв у графа в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. Но Морков не желал лишаться личного художника: он никуда не отпускал от себя Василия Андреевича и по-своему заботился о нем.

И все же граф Морков был вынужден уступить общественному мнению: в мае 1823 года в качестве пасхального подарка он вручил Тропинину вольную грамоту. Теперь тот мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего.

Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В сентябре 1823 года за представленные в Академию живописные работы: портрет Е.О. Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий» он получил звание «назначенного» в академики. В картине «Кружевница» убедительно разрешены проблемы передачи иллюзии пространства, светотональной живописи. Миловидность модели, живописная красота полотна заставляла зрителя забывать, что в реальности труд девушки весьма нелегок. По правилам Академии, для получения звания академика художник должен исполнить большое поколенное изображение одного из членов Совета Академии. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К.А. Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи. Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Статус свободного человека и художника Василия Андреевича Тропинина в обществе повысился: звание академика и чин 10-го класса по Табели о рангах давали возможность поступить на государственную службу.

С 1824 года и до конца жизни (год смерти 1857) Василий Тропинин жил и работал в Москве. Неустанное портретное творчество сделало художника известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. В 1820-х годах художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Как иконографический материал они были использованы английским художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца. Среди частных заказных работ, в 1827 был написан портрет Александра Сергеевича Пушкина по просьбе друга великого поэта - Соболевского. Современники отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым Пушкиным.

Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е.О. Скотникова, владельца багетной мастерской П.В. Карташева, скульптора И.П. Витали, любителя-гитариста П.М. Васильева, гравера Н.И. Уткина. В начале 1836 года, зимой, москвичи торжественно встретили К.П. Брюллова. Состоялось знакомство автора картины «Последний день Помпеи» и портретиста Тропинина. В своей скромной мастерской Василий Андреевич в знак дружбы и признания таланта написал портрет Карла Павловича Брюллова.

В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле да и работали быстрее, чем пожилой художник. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Он продолжал писать, пробовать различные варианты портретных композиций, стараясь соперничать с мастерами салонного направления. Поэтому в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).

Благородные господа представлены в роскошных одеждах и свободных позах на фоне богатого антуража собственного дома. Мраморная скульптура пухлого ангелочка, ваза с цветами, бархатная драпировка, восточный ковер на полу - все эти элементы парадной обстановки призваны не столько показать состоятельность заказчиков, сколько продемонстрировать мастерство художника, столь реалистично передавшего убранство комнаты. Тропинин и на склоне лет желал оставаться верным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых. Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Молодая служанка, прижимая к себе горшок с цветущей розой, забирает со стола поддон и игриво смотрит на зрителя. Милое, чуть смущенное лицо, открытый взгляд, гладко зачесанные волосы и статная фигура девушки, а также крупные розовые бутоны на фоне темного колорита комнаты передают непосредственность и живость юной особы и, безусловно, романтически приподнятое настроение всего полотна.

Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи. Художник писал их в основном для себя. Однако в том, с какой уважительностью запечатлены они на полотне, ощущается подлинный, непоказной демократизм и гуманизм замечательного мастера-живописца. Мальчики-слуги и мальчики с книгами, швеи и прачки, золотошвейки и кружевницы, гитаристы и девушки с цветами – в каждом из этих образов ощущается неповторимая личность. Не менее значительно, что все эти произведения отличает благородство цветовой гаммы, тонкое понимание оттенков цвета, цельность колористического решения. Даже в европейской живописи тех времен трудно найти мастера, кто бы долгие годы творческой жизни сохранял вкус и качество безукоризненного рукотворного мастерства.

В 1855 году, после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Он купил домик в Наливковском переулке. В нем выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года. Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Живописец прожил долгую творческую жизнь и создал более 3000 портретов, в которых он стремится к живой, душевной характеристике человека как неповторимой личности с романтическим ощущением подвижной стихии жизни. В портретах его часто большое значение имеют выразительные детали, пейзажный фон, усложняется композиция. Широко известны портреты сына (1818), (1827), композитора П.П. Булахова (1827), художника (1836), автопортрет (1846), картины "Кружевница”, "Золотошвейка", "Гитарист".

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся остротой наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы.

В конце жизни в картинах Василия Тропинина проявились верность натуре и аналитический взгляд на мир, вследствие чего художник оказался у истоков направления в русском искусстве, получившего название критический реализм, которое впоследствии развили выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества - Василий Григорьевич Перов и Николай Васильевич Неврев. Таким образом, Тропинин оказал огромное влияние на творчество всех последующих поколений великих русских живописцев. Память о крупнейшем мастере русского портрета Василии Андреевиче Тропинине бережно сохраняется в настоящее время. На углу улиц Волхонка и Ленивка, на стене московского дома, где тридцать лет жил и работал Василий Андреевич Тропинин, установлена памятная доска. В Замоскворечье с 1969 года существует Музей Тропинина и московских художников его времени. Многочисленные произведения выдающегося мастера украшают залы Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Работы Василия Андреевича Тропинина хранятся в собраниях многих музеев и картинных галерей Российской Федерации.

К 240-летию со дня рождения

МАСТЕР РУССКОГО ПОРТРЕТА

Русский художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа. Картины художника обладают особой ценностью еще и потому, что по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеют себе аналогий в отечественном искусстве своего времени. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Художник и исследователь изобразительного искусства А.Н. Бенуа писал о Тропинине: «Что дает Тропинину особенно почетное место в истории русской живописи, это то, что он посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства. Все его «девушки-садовницы», «кружевницы», «швеи», «молочницы», «гитаристы» и прочие предвещали своими «жанровыми» ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в «типах» и «рассказиках» и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве».

Тропинин родился в Новгородской губернии в крестьянской семье и до 1823 года оставался крепостным графа И.И. Моркова. В 1798 году имевший склонность к рисованию юноша стал вольнослушателем в петербургской Академии художеств, но в 1804 году был отозван своим помещиком. В 1812-18 годах Тропинин жил с Морковыми в Москве, где выполнил два семейных групповых портрета

Семейный портрет графов Морковых

Портрет Морковых. Этюд. Начало 1810-х

и исполненный внутренней значительности портрет историка Н.М. Карамзина.

В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. С 1821 года художник постоянно жил в Москве, где быстро приобрел славу портретиста. В 1823 году Тропинин получил от Моркова вольную, а позже удостоился звания академика Академии художеств. Отказавшись от официальных постов, он поселился в квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки, где проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826-27 годов приходил позировать для своего портрета А.С. Пушкин.

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Портрет полно передает и внешность, и духовную сущность поэта. 1820-30-е годы - время творческого расцвета Тропинина. Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Портреты 1820-х годов - Н.А. Майкова, П.А. Булахова и, особенно, Пушкина - отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей и нередко при помощи острохарактерных деталей подчеркивал их особый московский колорит (например, портрет В.А. Зубова).

Оставаясь до середины XIX века главным московским портретистом, Тропинин создал более трех тысяч портретов, запечатлев представителей родовой московской знати, купечества, творческой интеллигенции (скульптора И.П. Витали, акварелиста П.Ф. Соколова, актера П.С. Мочалова, драматурга А.В. Сухово-Кобылина). В 1832 году художник перебрался в левый флигель той же усадьбы - на Ленивку. Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля».

Считается, что окно, изображенное на картине, - это окно мастерской художника на Ленивке. С 1833 года он стал заниматься с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году Тропинин избран почетным членом Московского художественного общества. В 1855 году он купил окруженный фруктовым садом маленький домик на Большой Полянке (не сохранился). Умер Тропинин в 1857 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

На доме № 9 по улице Волхонке есть мемориальная доска, посвященная Тропинину. Удивительно, но доска установлена на доме, построенном через двадцать один год после смерти Тропинина на месте главного дома усадьбы, в котором художник не жил. В 1969 году в Москве был открыт музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10). Собрание музея насчитывает несколько тысяч предметов. Кроме картин Тропинина там есть произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и других художников.

Музей Василия Тропинина

Видеофильм о музее:

http://vk.com/video159262563_171446529

"Конфетный художник"-звучит, может быть, немного невежливо. Но не по отношению к Тропинину! Свое мастерство он оттачивал в Петербургской кондитерской, куда его определили из графского имения учиться, потому что изделия для хороших домов требовали вкуса и кулинарного, и художественного. До сих пор работы Тропинина можно увидеть на конфетных коробках!
Романтические портреты- Кружевница, Гитарист, кудрявый Арсений, сын художника -с шоколадом вполне рифмуются. За теплый колорит, голландский стиль, понятный натуралистичный рисунок симпатичных персонажей эти изображения любили и в советское время. Художник писал много простых людей- крестьян, мещан, мастеровых и в каждом видел присущую особенность и красоту.

Впрочем, у Тропинина была Академическая школа- в Петербурге успел поучиться, но графом-хозяином Морковым был отозван в имение на Украине, вместе с семьею. Был слугой, архитектором, пастухом и художником при графе. Такая разносторонность занятий оказалась полезна художнику- сам признавался в воспоминаниях. Писал и графских знакомцев, и дворовых, и бедноту. Из крепостной зависимости был отпущен уже известным. Представил работы в Петербурге, получил звание академика и место преподавателя в художественном классе. За свою жизнь написал более тысячи портретов.

Тропинин В.А. Портрет Александра Федоровича Заикина. 1837. Из собрания Приморской картинной галереи


Тропинин В.А. Портрет А.Ф.Заикина. Этюд. Около 1837. Из собрания Государственного исторического музея


Автопортрет

. «Портрет Ф.П. Крашенинникова» (1824)

«Портрет А.В. Васильчикова»

Портрет Константина Георгиевича Равича. . 1823

«Портрет Н.И.Морковой»


В.А.Тропинин. Портрет А.И.Тропининой(матери художника). 1820


Портрет сестры


Портрет сына художника


В.А.Тропинин. Портрет сына(?) художника за мольбертом. 1820-е

В.А.Тропинин. Портрет К.П.Брюллова. 1836

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»

Портрет Е.В. Мешковой, урожденной Билибиной

Портрет писательницы Л. Н. Кожиной. . 1836.

Портрет Е.В. Мазуриной
1844 гг., холст, масло, 67.2 х 57.2 см (овал)
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

Самые известные упоминавшиеся работы "Кружевница", "Гитарист", "Портрет сына" и портрет Александра Сергеевича Пушкина- вошедший в большинство учебников, известный и в мире, был написан художником Тропининым в крепостном состояньи. Проявить и реализовать свой талант и труд можно на всяком месте. И вполне успешно, как видим на примере Василия Тропинина.


Гитарист


Кружевница, 1823. ГТГ

"Наиболее ярко и сам жанр как новое явление в русском искусстве, и позиция самого художника, его отношение, его понимание цели и задач жанра проявились в одной из самых первых работ этого рода живописи — знаменитой “Кружевнице” (1823). Природа жанра определила и сам характер композиции. Мы как бы вместе с художником заглянули туда, где трудится эта красивая молодая девушка. И она на наш неожиданный визит, словно на мгновение, отвлеклась от своих коклюшек и внимательно, как это и присуще портретам Тро-пинина, смотрит на нас. Но в ее взгляде нет ни кокетства, ни любопытства. Напротив. В этих широко открытых глазах — какой-то свой потаенный мир, какая-то полнота чувств и мыслей, которые тесно переплелись в ее душе, как это тонкое, прозрачное кружево, что не выставлено на показ, как свидетельство ее труда, а виднеется маленьким фрагментом, теряющимся в широких складках белой ткани — основы. Эта картина не о социальной характеристике труда, а о его творческом начале, рождающем красоту, обогащая окружающий нас мир. Тонкий нос, красивые очертания припухлых губ, мелкие завитки волос, выбивающиеся из-за ушей, и какой-то глубоко сокрытый темперамент, сила жизни в этих глазах и в этом взгляде. И сама эта девушка — вся как бы соткана из ощущения красоты, которую художник привнес и в живопись ее лица, и в этот плавный, изысканный изгиб ее руки, эти пальцы, легко, изящно перебирающие коклюшки, и в эту ткань, ниспадающую красивыми изломами. И лицо девушки, тронутое нежным румянцем, и фисташковый отлив ее платья, красиво гармонирующий с кисейным платком, будто сотканным из солнечных лучей, и руки, тонко прописанные прозрачной лессировкой, да и сам предмет ее труда — все это залито здесь светом. Им, можно сказать, живет, дышит пор-трет, обнаруживая, как писал тогдашний критик, “чистую, невинную душу” "
(М. Петрова. Мастер русского портрета)


Мальчик с пушкой. Портрет кн. М. А. Оболенского. Около 1812


Портрет писательницы В. И. Лизогуб. 1847


На академической выставке 1804 года была представлена картина В. Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.


Девушка со свечой


Портрет Ж.Лович. Этюд. 1810-е


Портрет П. И. Сапожниковой. 1826


Портрет Е. И. Нарышкиной. Не позднее 1816


Портрет Левицкой-Волконской. 1852


Портрет А. И. Тропининой, жены художника


Женщина в окне (казначейша) 1841

Портрет Е. А. Сисалиной


Портрет Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок. 1842


Портрет Е.И. Корзинкиной


Золотошвейка


«Голова девочки»

Девочка с канарейкой.


Мальчик с жалейкой. . 1820-е.


Девочка с куклой, 1841. ГРМ


Портрет Н. И. Уткина. 1824


Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище Этюд. 1820-е


Портрет С.К.Суханова


ПОРТРЕТ ТЕОДОСИЯ БОБЧАКА, СТАРОСТЫ СЕЛА КУКАВКИ. 1800-Е

В.Тропинин. Нищий старик.

Старый солдат. 1843

Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840-е

Художники Кипренский и Тропинин. Первый показал поэта-романтика, служителя муз, второй - «домашнего» Пушкина, но не менее вдохновенного.

Биография и творчество Василия Тропинина

Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных графа А.С.Миниха 19(30).03.1776 года. Отец его был управляющим у графа и за усердие к работе получил вольную. Семья же оставалась в крепостной зависимости. Новым хозяином Тропинина стал граф И.Морков. Юношу отправили в Петербург учиться на кондитера. Впрочем, там Тропинина с головой захватила живопись. В конце концов, Морков дал согласие на то, чтобы юноша посещал классы при .

Годы, проведенные в Академии, стали самыми счастливыми в судьбе Тропинина. Они совпали с его стремлением во что бы то ни стало стать художником, с проснувшимся призванием к живописи. Попал туда Тропинин по настойчивой просьбе двоюродного брата графа, желавшего, чтобы самоучка развил свой природный талант. Так, в 1799 году Тропинин стал учеником художника Степана Щукина, имевшего славу придворного портретиста.

Товарищами Тропинина по учению были Сильвестр Щедрин, Александр Иванов. Они как могли, помогали 19-летнему юноше, понимая, как тяжело ему, попавшему сюда недавно, и куда легче им, обучавшимся здесь с детства. Копирование картин великих мастеров в Эрмитаже оттачивало стремительно растущее мастерство самого Тропинина. Его прозвали «русским Грёзом» - за пристрастие к копированию детских головок. Одна из работ приглянулась императрице Елизавете Алексеевне.

Граф Строганов стал хлопотать об освобождении Тропинина из крепостной зависимости. Щукин же написал Моркову письмо с тем содержанием, что, дескать, если не хотите потерять хорошего слугу, то забирайте его скорее обратно. Так мечты разбились о грубую реальность. Тропинина отозвали обратно на Украину, и он занял место между поваром-кондитером и личным лакеем графа.

Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных - товарищей по несчастью. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен! Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.

Москва приняла Тропинина. В доме на Ленивке он прожил 32 года. Он стал известным портретистом и вскоре, как полушутя выражались современники, переписал чуть ли не всю Москву. Первый и последний раз Тропинин выставил свои работы на академической выставке 1824 года. От заказов и без того не было отбоя. Неожиданно радостным для Тропинина оказался 1836 год. Он познакомился и близко сошелся с Карлом Брюлловым.

Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Граф же считал, что раз учился - то должен уметь всё. Вот и заставил своего крепостного заниматься строительством - ремеслом, которым тот не владел вовсе.

Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Умер Василий Андреевич 3(15).05.1857 года. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище Москвы.

  • Когда Тропинин получил вольную, его единственный сын и жена оставались в кабале еще около пяти лет и лишь со смертью графа Моркова семья воссоединилась.
  • Со знаменитой «Кружевницы» Тропинин сделал целых семь копий - настолько велика была популярность этого полотна. Она же стала для него своеобразным «пропуском» в академики - сперва «назначенные», а потом и действительные.



Top