Где родился жюль верн город. Жюль верн

Жюль Верн - признанный во всем мире классик, писатель и географ.

Жюль Верн, который является признанным родоначальником научной фантастики, родился 8 февраля 1828 года в семье адвоката в городе Нанте.

В 20 лет отправился в Париж для обучения в юридическом колледже. Через год он представил на суд взыскательной парижской публике свое первое литературное произведение.

Пьесу поставили на сцене театра, владельцем которого был Александр Дюма-отец. По его совету он отдал пьесу в печать, но вскоре понял, что драматургия не принесет ему славы и средств существования.

Его с детства манили дальние страны, и он всегда мечтал о путешествиях и приключениях. Подрабатывая в одном популярном журнале, он вел колонку, для которой писал исторические и научно-популярные заметки.

В 1862 году буквально за несколько месяцев он написал свое первое фантастическое произведение "Пять недель на воздушном шаре”, который в этом же году напечатал известный парижский издатель Этцель. С этого момента началось тесное сотрудничество Жюль Верна с издательским домом Этцелей, которое продолжалось 25 лет.

Роман произвел настоящий фурор и вскоре его перевели на все европейские языки. Начинается очень плотная деятельность Жюль Верна, ведь по договору с издательством он должен был сдавать по два романа в год или писать один двухтомник.

С 1857 года Жюль Верн женат на красавице-вдове с двумя детьми. Ради брака на Онорине Морель, Верну пришлось стать биржевым маклером и одолжить у отца 50000 франков, чтобы стать пайщиком фирмы и иметь возможность содержать семью. Стабильный финансовый доход позволял ему заниматься литературной деятельностью и совершать путешествия.

Жюль Верну очень нравилось . На яхте он обошел Средиземное море, побывал в Италии, Англии, Шотландии и Скандинавских странах. Посетил Северную Америку, видел замерзший Ниагарский водопад.

Можно предположить, что поводом для написания Верном своего первого приключенческого романа, стало знакомство с необычным для своего времени человеком. Гаспар-Феликс Турнашон, который называл себя просто Надар, был знаменитым аэронавтом, фотографом, художником и писателем. Страстная, увлекающаяся и даже в чем-то авантюрная натура Надара, была созвучна жаждущему путешествий и приключений Верну. Он давно интересовался вопросами воздухоплаванием и написал свой первый роман очень быстро.

Первое произведение Жюля Верна появилось своевременно. Публика была очень увлечена и заинтересована освещением приключений путешественников, которые пытались отыскать в джунглях Африки истоки Нила. Поэтому так, кстати пришлись произведения, в которых писатель с большим знанием дела и даже со схемами, чертежами и картами описывал приключения в разных частях света, под водой и на Луне.

Большая часть произведений содержит предсказания открытий и изобретений, которые впоследствии были воплощены в жизнь. Жюль Верн считал это простым совпадением, но перед написанием нового произведения он всегда очень тщательно исследовал все доступные источники, делал выводы и опирался на множество фактов. Поэтому кажущаяся фантастически немыслимой ситуация или техническое приспособление, всегда имели под собой научное обоснование.

Но заинтригованным читателям не обязательно было знать всю подоплеку появления все новых и новых произведений писателя-фантаста. Они разлетались как горячие пирожки. Вышедший в издательстве Этцеля в 1872 году роман "Вокруг света в 80 дней", стал самым продаваемым романом, за который писатель получил самый большой гонорар.

Скончался Жюль Верн в самом начале 20 века в 1905 году, оставив после себя около ста замечательных произведений, которые интересны не только юным, но и зрелым



В 70-х годах прошлого века каждое лето, в любую 1828-1905 погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе судёнышка. Это был легендарный «капитан Берн», знаменитый писатель.

Где только не побывали храбрые и великодушные герои 65 книг Жюля Верна («Пять недель на воздушном шаре», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «80 тысяч километров под водой», «Из пушки на Луну», «Путешествие к центру Земли» и многих других)! Не удивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды.

«Жюль Верн - неутомимый путешественник,- говорили одни.- В романах он описал собственные приключения».

«Никакого Жюля Верна нет,- утверждали другие.- Жюль Верн - это просто псевдоним, под которым скрывается целое географическое общество».

На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблён в науку.

В портовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет.

Но Жюль и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились знаменитые на весь мир романы Жюля Верна.

У писателя было много добрых друзей. Они с жаром спорили обо всём на свете. Выступления французских рабочих против хозяев-капиталистов, героическая борьба революционной Парижской коммуны - всё это вызывало симпатии Жюля и его друзей. В своих романах он славил мужество, бесстрашие и героизм людей, идущих смело навстречу опасностям. Главным украшением его рабочего кабинета в тихом городке Амьене была большая карта мира, и, глядя на неё, писатель мысленно отправлялся в далёкий путь вместе с неустрашимым Гаттерасом, весёлым Мишелем Арданом, рассеянным Паганелем, благородным капитаном Немо.

Множество великих открытий и изобретений предвидел Жюль Верн в своих фантастических романах задолго до того, как они появились в жизни,- подводную лодку, самолёт и вертолёт, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели... Конечно, он не был создателем этих чудесных машин и приборов, которые сегодня нас уже не удивляют. Но фантазия писателя направляла поиски учёных. говорил, что мысль о космических полётах была подсказана ему книгами Жюля Верна.

Тот, кто читает книги Ж. Верна, совершает перелёт через Африку на воздушном шаре, отправляется во льды Арктики, спускается к центру Земли через кратер вулкана и летит на Луну в пушечном снаряде. И, наверное, тот космонавт, который первым побывает на Луне, непременно вспомнит имя дерзкого мечтателя Жюля Верна.

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Жюль Верна

Жюль Габриэль Верн – французский писатель приключенческой литературы, географ. Наиболее известные работы «Дети капитана Гранта» (1836), «Капитан Немо» (1875). Многие книги писателя были экранизированы, и он считается вторым в мире самым переводимым автором после Агаты Кристи. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в Нанте в семье прованского юриста и шотландки. В юности, в попытке пойти по стопам отца, он изучал юриспруденцию в Париже. Однако любовь к литературе повела его по другой стезе.

Впервые его пьеса была поставлена в «Историческом театре» А. Дюма. Это была пьеса «Сломанные соломинки» (1850), которая имела успех. А первым серьезным произведением стал роман из цикла «Необыкновенные путешествия» – «Пять недель на воздушном шаре» (1863). Этот роман был настолько успешен, что воодушевил писателя на целый ряд новых приключенческих книг, пропитанных научными чудесами.­ Он оказался необычайно плодовитым писателем. За свою литературную карьеру Верн смог создать 65 романов приключенческого и научно-фантастического жанра. Не зря его причисляют к основоположникам научной фантастики.

Жену писателя звали Онорина де Виан. В 1861 году у них родился единственный сын Мишель, который позже экранизировал некоторые работы отца, включая «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятьсот миллионов бегумы». Ж. Верн много путешествовал. Он побывал в США, Великобритании, странах Скандинавии и Средиземноморья, Алжире. Из творчества зарубежных писателей он особенно любил работы Э.А. По. Помимо приключенческо-географических произведений он писал сатиру на буржуазное общество, но эти работы не приносили ему особого признания. Наибольший успех писателю принесли романы «Путешествие к центру Земли» (1864), «Вокруг света за 80 дней» (1872) и некоторые другие.

Примечательно то, что многие приключенческие книги были написаны Верном, опираясь на богатое воображение, а не на собственный опыт. В научных трудах он призывал с осторожностью относиться к современным достижениям в военных целях. В своих произведениях «Пятьсот миллионов бегумы» (1879) и «Властелин мира» (1904) он одним из первых показал образ сумасшедшего ученого, желающего править миром. В марте 1886 года Ж. Верн был тяжело ранен выстрелом из пистолета психически нездоровым племянником, вследствие чего оказался прикованным к постели. Несмотря на это он продолжал надиктовывать книги и скончался от сахарного диабета 24 марта 1905 года. После его смерти осталось множество неопубликованных рукописей. Одну из них под названием «Париж в XX веке» нашел правнук писателя. В результате роман, написанный в 1863 году, был опубликован в 1994 году.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жюля Верна

8 февраля 1828 года во французском Нанте в семье адвоката родился мальчик, имя которого Жюль-Габриель Верн стало повсеместно известным далеко за пределами Франции. Отцом будущего члена Французского Географического общества, основоположника научной фантастики, а также автора 66 романов, 30 пьес, 20 повестей и рассказов являлся адвокат Пьер Верн. Поскольку семья владела адвокатской конторой, то отец небезосновательно предполагал, что Жюль, как и положено старшему ребенку, со временем станет у его «руля». Мать новорожденного, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из очень древнего рода кораблестроителей и судовладельцев, многие поколения которых жили и трудились в Нанте, на протяжении веков являющегося одним из крупнейших портов Франции.

Романтика портового города не могла не оказать влияния на мироощущение мальчишки. Юного Жюля с раннего детства манили парусники и путешествия в далекие земли. В 1839 году 11-летний мальчуган предпринял попытку претворить свою мечту в реальность, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», отправлявшуюся в Индию. К счастью, отец успел оградить сына от опрометчивого поступка.

Согласно представлениям отца, Жюль должен был стать юристом, что и произошло, когда он окончил парижскую Школу права. Но, получив диплом в 1849 году, Жюль Верн предпочел полностью посвятить себя литературе и театру, оставшись в Париже. Этим он обрек себя на полуголодное существование, поскольку это решение пришлось не по нраву отцу. Однако это не помешало Жюлю с энтузиазмом осваивать новое для себя поприще, писать различные литературные произведения, начиная от комедий и заканчивая оперными либретто.

Интуиция привела начинающего писателя в Национальную библиотеку, где он, слушая лекции и научные доклады, подчерпнул немало интересных сведений по географии, навигации, астрономии, правда, плохо представляя, для чего это ему нужно. Однако в 1851 году было опубликовано первое творение с историко-географическим содержанием – рассказ «Первые корабли мексиканского флота». Это произведение произвело большое впечатление на Александра Дюма и Виктора Гюго, которые стали покровительствовать Жюлю Верну. Считается, что именно Дюма посоветовал молодому протеже заняться написанием приключенческих произведений. Однако Жюль Верн, как всегда, поступил по-своему, решив описать весь земной шар, начиная от природы и заканчивая обычаями народов, объединив в своих романах науку и искусство.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Поскольку для реализации этой задумки требовалось очень много времени, то в 1862 году Жюль Верн порвал с театром, что позволило завершить свой первый приключенческий роман «5 недель на воздушном шаре». По совету Дюма, Жюль обратился в «Журнал воспитания и развлечения», где этот роман был опубликован. Первое сотрудничество с журналом оказалось настолько удачным, что его издатель Пьер-Жюль Этцель, усмотрев в новом авторе талант писателя «приключенческого» жанра, заключил с Жюлем Верном договор на 20 лет. Согласно его условиям, писатель был обязан выпускать в год по 2 романа. Это требовало больших усилий, но при этом обеспечивало достаток в семье Жюля Верна, который в 1857 году женился. Его избранницей стала вдова Онорина де Виан, у которой к моменту нового замужества имелось двое детей. В 1961 году у них появился первый и единственный общий ребенок – сын Мишель.

Далее, как будто стремясь наверстать упущенное в молодости время, из-под пера писателя выходит целый ряд шедевральных произведений. В 1864 году публикуется «Путешествие к центру Земли», в 1865 – «Путешествие капитана Гаттераса» и «С Земли на Луну».

Закончив в 1868 году «Дети капитана Гранта», Жюль Верн решил объединить ранее написанные произведения с будущими книгами. Результатом этого решения стала трилогия «Необыкновенные путешествия», в состав которой помимо «Детей капитана Гранта» вошли «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», вышедшие в 1870 и 1875 годах соответственно.

К 1872 году Жюлю Верну окончательно надоела суета большого города. Новым местом жительства стал провинциальный Амьен, расположенный неподалеку от Парижа. С этого времени его жизнь свелась исключительно к литературному творчеству. По свидетельствам биографов писатель проводил за письменным столом по 15 часов в сутки. Практическим результатом такого усердия стал необычайно успешный роман «Вокруг света за 80 дней».

В 1878 году был опубликован еще одно всемирно известное приключенческое произведение «15-летний капитан», тема которого – расовая дискриминация – была продолжена в следующем романе «Север против Юга», вышедшим в свет вскоре после окончания Гражданской войны в США в 1887 году.

Жизнь Жюля Верна оборвалась 24 апреля 1905 года в Амьене. Причиной смерти стал сахарный диабет. В наследство потомкам он оставил многочисленные произведения, которые и в наши дни способны подарить увлекательное времяпрепровождение.

Жюль Габриель Верн
(Verne, Jules Gabriel, 1828 - 1905)

На 2005 г. приходилась дата, отмечаемая литературной и читательской общественностью не только Франции, но и многих других стран. В этом году исполнялось 100 лет со дня смерти великого французского писателя Жюля Габриеля Верна, которого считают своим кумиром миллионы читателей в самых разных странах.
Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле Луары. Нант находится в нескольких десятках километров от устья Луары, но в нем расположен крупныйпорт, посещаемый множеством торговых парусников.
Пьер Верн, отец Верна, занимался адвокатурой. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Предки Жюля Верна со стороны матери ведут свое начало от шотландского стрелка, поступившего в 1462 году на службу в гвардию Людовика ХI и получившего дворянское звание за оказанные королю услуги. По отцовской линииВерны являются потомками кельтов, живших в древности на территории Франции. В начале ХVIII века Верны перебрались в Париж.
Семьи в то время нередко были многодетными, и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры, Анна, Матильда и Мари.
С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. Это не самый его любимый предмет, хотя он и мечтает о дальних странах и парусных кораблях.
Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный «пироскаф» (пароход), на котором ему удалось догнать шхуну в расположенном в устье Луары местечке Пембеф и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.
Однажды родители разрешили Жюлю вместе с братом прокатиться на пироскафе вниз по Луаре до места ее впадения в залив, где братья впервые увидели море.
«В несколько прыжков мы спустились с судна и скатились вниз по камням, покрытым слоем водорослей, чтобы зачерпнуть морской воды и поднести ее ко рту...
– Но она совсем не соленая, – пробормотал я, побледнев.
– Совершенно не соленая, – ответил брат.
– Нас обманули! – воскликнул я, и в моем голосе прозвучало страшное разочарование.
Какими же мы были глупцами! В это время был отлив, и из небольшой впадины в скале мы зачерпнули воду Луары! Когда начался прилив, вода показалась нам даже более соленой, чем мы ожидали!»
(Жюль Верн. Воспоминания о детстве и юности)
Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где должен сдать экзамены за первый год обучения.
Родной дом он покидает без сожаления и с разбитым сердцем – его любовь отвергла кузина Каролина Тронсон. Несмотря на посвященные возлюбленной многочисленные сонеты и даже небольшую трагедию в стихах для театра марионеток,Жюль не показался ей подходящей партией.
Сдав на юридическом факультете экзамены за 1847 год, Жюль возвращается в Нант. Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.
Жюль устраивается в Париже на улице Ансьен-Комеди вместе со своим нантским приятелем Эдуардом Бонами. В 1949 году он получает степень лиценциата права и может работать адвокатом, но не спешит устраиватьсяв адвокатскую контору и, тем более, не рвется вернуться в Нант.
Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомится с многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Он интенсивно занимается литературой,пишет трагедии, водевили и комические оперы. В 1948 году из-под его пера появляются 4 пьесы, на следующий год - еще 3, но все они не доходят до сцены. Только в 1850 году очередная его пьеса «Сломанные соломинки» смогла увидеть (с помощью старшего Дюма) огни рампы. Всего состоялось 12 представлений пьесы, принесших Жюлю прибыль в 15 франков.
Вот как он рассказывает об этом событии: «Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она называлась «Сломанные соломинки» и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех, и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. «Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!» [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден».
(Из интервью Жюля Верна)

Насколько велика была ограниченность средств к существованию, которыми располагали Верн и Бонами, можно представить из того, что у них был только один вечерний фрак, и поэтому они выбирались на светские приемы по очереди. Когда однажды Жюль не смог удержаться и приобрел сборник пьес Шекспира, своего любимого писателя, то потом он был вынужден поститься три дня, так как у него не осталось денег на еду.
Как пишет в своей книге о Жюле Верне его внук Жан Жюль-Верн, в эти годы Жюлю пришлось серьезно побеспокоиться о заработках, поскольку не мог рассчитывать на достаточно скромные по тем временам доходы отца. Он устраивается на службу в нотариальную контору, но эта работа не оставляет ему времени, чтобы писать, и он вскоре бросает ее. На непродолжительное время он устраивается банковским клерком, а в свободное время занимается репетиторством, натаскивая студентов юридического факультета.
Вскоре в Париже открывается «Лирический театр», и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему подрабатывать в популярном тогда журнале «Мюзе де фамий», в котором в1851 году был опубликован его рассказ «Первые корабли мексиканского флота» (позднее получивший название «Драма в Мексике»).
Следующая публикация на историческую тему состоялась в том же году в том же журнале, где появился рассказ «Путешествие на воздушном шаре», более известный под названием «Драма в воздухе»,под которым он был напечатан в 1872 году в сборнике «Доктор Окс».
Жюль Верн продолжает развивать успех своих первых историко-географических произведений. В 1852 году он публикует рассказ «Мартин Пас», действие которого происходит в Перу. Затем в «Мюзе де фамий» появляются фантастическая новелла «Мастер Захариус» (1854) и большая повесть «Зимовка во льдах» (1855), которую не без оснований можно считать прообразом романа «Путешествия и приключения капитана Гаттераса». Таким образом, постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец, фантастика. И все же юный Жюль продолжает упорно тратить силы и время на написание посредственных пьес... На протяжении 50-х годов из-под его пера одна за другой выходят либретто комических опер и оперетт, драмы, комедии... Время от времени некоторые из них появляются на сцене «Лирического театра» («Жмурки», «Спутники Маржолены»), но существовать на эти случайные заработки невозможно.
В 1856 году Жюль Верн приглашен на свадьбу своего приятеля в Амьен, где знакомится с сестрой невесты. Это красивая двадцатишестилетняя вдова Онорина Морель, урожденная де Виан. Она недавно потеряла мужа, и у нее есть две дочери, но это не мешает Жюлю увлечься юной вдовушкой. В письме домой он говорит о намерении жениться, но, поскольку голодающий литератор не может дать будущей семье достаточных гарантий безбедной жизни, он обсуждает с отцом возможность стать биржевым маклером с помощью брата своей невесты. Но... чтобы стать пайщиком фирмы, нужно внести круглую сумму в 50 000 франков. После непродолжительного сопротивления отец соглашается помочь, и в январе 1857 года Жюль и Онорина связывают свои судьбы браком.
Верн много работает, но у него находится время не только для любимых пьес, но и для поездок за границу. В 1859 году он совершает вместе с Аристидом Иньяром (автором музыки к большинству оперетт Верна) путешествие в Шотландию, а через два года отправляется с тем же спутником в поездку по Скандинавии, во время которой он побывал в Дании, Швеции и Норвегии. В эти же годы театральные подмостки увидело несколько новых драматических произведений Верна –в 1860 году "Лирическим театром" и театром "Буфф" ставятся комические оперы «Гостиница в Арденнах» и «Господин Шимпанзе», а на следующий год в театре "Водевиль" с успехом прошла комедия в трех действиях «Одиннадцать дней осады».
В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар (так кратко называл себя Гаспар-Феликс Турнашон), знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием – достаточно вспомнить его «Драму в воздухе» и очерк творчества Эдгара По, в которых Верн много места уделяет «воздухоплавательным» новеллам почитаемого им великого писателя. Очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.
Вероятно, первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма, познакомивший Верна с известным в то времяписателем Брише, который, в свою очередь, представил Верна одному из крупнейших парижских издателей Пьеру-Жюлю Этцелю. Этцель, собиравшийся основать журнал для подростков (позднее ставший широко известным под названием «Журнал воспитания и развлечения»), сразу понял, что знания и способности Верна во многом соответствуют его планам. После небольших исправлений, Этцель принял роман, опубликовав его в своем журнале 17 января 1863 г. (по некоторым сведениям – 24 декабря 1862 г.). Кроме того, Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет, в соответствии с которым писатель обязывался передавать Этцелю ежегодно рукописи трех книг, получая за каждый том 1900 франков. Теперь Верн мог вздохнуть спокойно. Отныне у него был хотя и не слишком большой, но стабильный доход, и он имел возможность заниматься литературным трудом, не думая, чем он будет кормить семью завтра.
Роман «Пять недель на воздушном шаре» появился исключительно своевременно. Прежде всего, широкая публика в эти дни была увлечена приключениями Джона Спика и других путешественников, искавших в неизведанных джунглях Африки истоки Нила. Кроме того, именно на эти годы приходится стремительное развитие воздухоплавания; достаточно сказать, что параллельно с появлявшимися в журнале Этцеля очередными выпусками романа Верна читатель мог следить за полетами гигантского(он так и назывался – «Гигант») воздушного шара Надара. Поэтому неудивительно, что роман Верна завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языкии принес автору международную известность. Так, уже в 1864 году вышло его русское издание под названием «Воздушное путешествие через Африку».
Впоследствии Этцель, вскоре ставший близким другом Жюля Верна (их дружба продолжалась до смерти издателя), в финансовых отношениях с писателем всегда проявлял исключительное благородство. Уже в 1865 году, после публикации первых пяти романов Жюля Верна, его гонорар был увеличен до 3 000 франков за книгу. Несмотря на то, что по условиям договора издатель мог свободно распоряжаться иллюстрированными изданиями книг Верна, Этцель выплатил писателю за 5 выпущенных к тому времени книг компенсацию в размере пяти с половиной тысяч франков. В сентябре 1871 года был подписан новый договор, по которому Верн обязывался передавать издателю уже не три, а только две книги ежегодно; гонорар же писателя отныне составлял 6 000 франков за том.
Здесь мы не только не будем останавливаться на содержании всего, что было написано Жюлем Верном за последующие 40 с лишним лет, но даже не будем перечислять названия его многочисленных – около 70 – романов. Вместо библиографических сведений, которые можно найти в книгах и статьях Е.Брандиса, К. Андреева и Г.Гуревича, посвященных Жюлю Верну, а также в переведенной на русский язык биографии, написанной внуком писателя Жаном Жюль-Верном, мы остановимся несколько подробнее насвоеобразии творческого метода писателя и его взглядах на науку и общество.
Существует весьма широко распространенное мнение, своего рода миф, что Жюль Верн выразил в своих произведениях «потрясение человека могуществом техники, надежды на ее всесилие», как обычно отмечали его биографы. Иногда, впрочем, они неохотно признавали, что к концу жизни писатель стал более пессимистично смотреть на способность науки и техники осчастливить человечество. Пессимизм Жюля Верна в последние годы его жизни объяснялся его плохим здоровьем (диабет, потеря зрения, раненая нога, причинявшая постоянные страдания). Нередко при этом как свидетельство мрачного взгляда писателя на будущее человечества упоминался его большой рассказ под названием «Вечный Адам», написанный в конце ХIХ века, но впервые опубликованный после смерти писателя в сборнике «Вчера и завтра», вышедшем в свет в 1910 году.
Археолог далекого будущего обнаруживает следы исчезнувшей высокоразвитой цивилизации, тысячи лет назад уничтоженной океаном, затопившем все континенты. Только на поднявшейся из Атлантики суше после катастрофы уцелело семь человек, положивших начало новой цивилизации, еще не достигшей уровня предшествующей. Продолжая раскопки, археолог обнаруживает следы еще более древней погибшей культуры, по-видимому, созданной когда-то атлантами, и с горечью осознаетизвечный круговорот событий.
Внук писателя Жан Жюль-Верн так определяет основную идею рассказа: «...Усилия человека тщетны: им препятствует его недолговечность; все преходяще в этом бренном мире. Прогресс, как и вселенная, кажется ему беспредельным, тогда как едва заметного содрогания тонкой земной коры достаточно, чтобы сделать напрасными все достижения нашей цивилизации.»
(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)
Еще дальше Жюль Верн пошел в посмертно опубликованном в 1914 году романе «Удивительные приключения экспедиции Барсака», в котором показывает, как человек использует научные и технические достижения с преступной целью, и как он может с помощью науки разрушить то, что было ею создано.
Говоря о взглядах Жюля Верна на общество будущего, нельзя не сказать несколько слов еще ободном его романе, написанном в 1863 году, но обнаруженном только в конце ХХ столетия и опубликованном в 1994 году. В свое время роман «Париж в ХХ веке» активно не понравился Этцелю, и после продолжительных обсуждений и дискуссий был оставлен Жюлем Верном и основательно забыт. Значение романа молодого Верна заключается отнюдь не в провидческих, иногда удивительно точно угаданных технических деталях и научных открытиях; главное в нем – это изображение будущего общества. Жюль Верн искусно выделяет черты современного ему капитализма и экстраполирует их, доводя до абсурда. Он предвидит огосударствление и бюрократизацию всех слоев общества, возникновение жесткого контроля не только за поведением, но и за мыслями граждан, предсказывая таким образом возникновение государства полицейской диктатуры. «Париж в ХХ веке» – это роман-предупреждение, настоящая антиутопия, одна из первых, если не первая, в ряду знаменитых антиутопий Замятина, Платонова, Хаксли, Оруэлла, Ефремова и других.
Еще один миф о жизни писателя гласит, что он был заядлым домоседом, и очень редко и неохотно совершал небольшие поездки. На деле же Жюль Верн был неутомимым путешественником. Выше мы уже упоминали о нескольких его путешествиях 1859 и 1861 годов в Шотландию и Скандинавию; еще одно увлекательное путешествие он совершил в 1867 году, побывав в Северной Америке, где посетил Ниагарский водопад.
На своей яхте "Сен-Мишель-III" (у Верна сменилось три яхты под этим названием – от небольшого суденышка, простого рыбацкого баркаса,до настоящей двухмачтовой яхты длиной 28 метров, снабженной мощным паровым двигателем) он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию.
Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах. Так, впечатления от поездки в Шотландию явно просматриваются в романе «Черная Индия», в котором рассказывается о жизни шотландских шахтеров; путешествия по Средиземному морю послужили основой для ярких описаний событий, происходящих в Северной Африке. Что же касается плавания в Америку на пароходе «Грейт Истерн», то ему посвящен целый роман под названием «Плавучий город».
Жюль Верн очень не любил, когда его называли предсказателем будущего. То, что описания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...»
(Из интервью Жюля Верна)
Писатель на протяжении всей жизни отличался завидным трудолюбием, пожалуй, не менее фантастическим, чем подвиги его героев. В одной из статей о Жюле Верне прекрасный знаток его жизни и творчества Е.Брандис приводит рассказ писателя о его приемах работы над рукописями: «... я могу раскрыть секреты моей литературной кухни, хотя и не решился бы рекомендовать их никому другому. Ведь каждый писатель работает по своему собственному методу, выбирая его скорее инстинктивно, чем сознательно. Это, если хотите, вопрос техники. За много лет вырабатываются привычки, от которых невозможно отказаться. Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля – полстраницы – для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений...
Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет – с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью.»
(Е.Брандис. Интервью с Жюлем Верном)
К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом,сильный диабет, повлиявший на зрение – Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь (в него стрелял психически больной племянник, пришедший с просьбой одолжить денег) едва дает возможность писателю передвигаться.
«Писатель все больше замыкается в себе, его жизнь строго регламентирована: встав на рассвете, а иногда и раньше, он тут же принимается за работу; около одиннадцати часов он выходит, передвигаясь крайне осторожно, ибо у него не только плохо с ногами, а и сильно ухудшилось зрение. После скромного обеда Жюль Верн курит небольшую сигару, усевшись в кресло спиной к свету, чтобы не раздражать глаза, на которые падает тень от козырька фуражки, и молча размышляет; затем, прихрамывая, идет в читальный зал Промышленного общества...»
(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)
В 1903 в одном из писем к сестре Жюль Верн жаловался: «Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!»
Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 во время диабетического криза. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.
До 1914 года продолжали выходить написанные Жюлем Верном книги (более или менее существенно доработанные его сыном Мишелем),очередныетома"Необыкновенных путешествий". Это романы «Вторжение моря», «Маяк на краю света», «Золотой вулкан», «Агентство Томпсон и Ко», «Охота за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Шторица», «Удивительные приключения экспедиции Барсака», а также сборник рассказов под названием «Вчера и завтра».
Всего же в серию «Необыкновенные путешествия» вошло 64 книги - 62 романа и 2 сборника рассказов.
Если же говорить об остальном литературном наследстве Жюля Верна, то к нему относятсяеще 6 романов, не входящих в «Необыкновенные путешествия», более трех десятков очерков, статей, заметок и рассказов, не вошедших в сборники, почти 40 пьес, капитальные научно-популярные труды «Иллюстрированная география Франции и ее колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников» в трех томах («Открытие Земли», «Великие путешественники ХVIII века» и «Путешественники ХIХ века»). Велико и поэтическое наследие писателя, насчитывающее около 140 стихотворений и романсов.
Вот уже много лет Жюль Верн является одним из наиболее часто публикуемых писателей во всем мире. В предисловии к биографии Жюля Верна, написанной его внуком Жаном Жюль-Верном, Евгений Брандис сообщает:«За годы советской власти в СССР издано 374 книги Ж.Верна общим тиражом 20 миллионов 507 тысяч экземпляров» (данные Всесоюзной книжной палаты за 1977 г.). По числу переводов на языки народов мира книги Жюля Верна в конце 60-х - начале 70-х годов находились на третьем месте, уступая только сочинениям Ленина и Шекспира (Библиографический справочник ЮНЕСКО) .
Добавим, что весьма полное собрание сочинения Верна в 88 томах начало выходить в России в издательстве Сойкина, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя.
В 90-е годы на русском языке выходит несколько многотомных собраний сочинений Верна: в 6 (два издания), 8, 12, 20 и 50 томах.
Во многих странах созданы и активно работают общества поклонников и любителей Жюля Верна. В 1978 году в Нанте был открыт музей писателя, а 2005 год, в котором исполняется 100 лет со дня смерти писателя, объявлен во Франции годом Жюля Верна.

Говоря о удивительной популярности великого писателя, нельзя не отметить непреходящее значение Жюля Верна, как одного из первых фантастов как во французской, так и в мировой литературе. Известный современный французский писатель-фантаст Бернар Вербер сказал: «Жюль Верн – это пионер современной французской научной фантастики». Верн справедливо считается не только творцом «научного» романа, но и одним из ее «отцов-основателей» вместе с англичанином Гербертом Уэллсом и американцем Эдгаром По.
Незадолго до конца Верн писал:
«Моей целью было описание Земли, и не только Земли, но и всей Вселенной, потому что в моих романах я иногда уносил читателей далеко от Земли».
Нельзя не признать, что писатель достиг своей грандиозной цели. Написанные Верном семь десятков романов образуют настоящую многотомную географическую энциклопедию, содержащую описание природы всех континентов Земли.Выполнил Верн и обещание унести своего читателя далеко от Земли, так как из почти двух десятков его романов, с полным правом относимых к научной фантастике, есть такие, как «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», составляющие космическую «лунную» дилогию, а также еще один космический роман «Гектор Сервадак» о путешествии по Солнечной системе на осколке суши, выбитой из Земли столкнувшейся с ней кометой. Фантастический сюжет присутствует и в романе «Вверх дном», в котором идет речь о попытке выпрямить наклон земной оси. Не без оснований отнесены к фантастике геологическая эпопея «Путешествие к центру Земли», два романа о покорителе воздушной стихии Робуре, роман «Тайна Вильгельма Шторица» о приключениях невидимки и многие другие.
Тем не менее, специфической особенностью фантастики Верна является то, что она обычно не слишком фантастична; к примеру, писатель ни разу не сказал ни слова о встрече землян с инопланетянами, не затронул проблему путешествий во времени и многие другие темы фантастики, позднее ставшие классическими. В середине ХХ века фантастику Верна назвали бы фантастикой ближнего прицела, к которой в СССР относили произведения Охотникова, Немцова, Адамова и многих других представителей официально признаваемой советским государством фантастики. Даже выдвигая фантастическую гипотезу, Верн старается научно обосновать ее, нередко с помощью математических расчетов, или же дает объяснение, не противоречащее основным законам науки. Так, если Эдгар По заканчивает свою «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» мистическим видением гигантской человеческой фигуры в саване, воплощающей смертельный ужас, то в написанном Верном продолжении, романе «Ледяной сфинкс», гибель для моряков, имеющих при себе железные предметы, несет скала из магнитного железняка.
Но нельзя не отметить, что во многом вина за подобную «приземленность» фантастики Верна может быть возложена на Этцеля, который всегда считал главной задачей Верна писать не столько научно-фантастические, сколько научно-популярные книги, в которых приключенческая оболочка искусно сочеталась с географической или исторической начинкой, к которой Верн иногда добавлял элементы фантастики. По убеждению Этцеля, книги Верна предназначались прежде всего для образования и развлечения читателя школьного возраста. К счастью, волшебный талант Жюля Верна позволял ему избегать создания скучных и малоинтересных научно-популярных лекций на естественнонаучные или исторические темы. Мастерски построенный увлекательный авантюрный сюжет завораживал читателя, незаметно увлекал его в мир, в котором искусно сочетались наука и фантастика, приключение и литература, тайна и математический расчет… Не будь этого, вряд ли книги писателя читали и дети, и взрослые через сто лет после его смерти...
Вот как объясняет секрет бессмертия книг Жюля Верна, их растущую популярность даже в наши дни, когда большинство технических предсказаний писателя оказалось реализованным, а во многом и превзойденным, французский критик Жак Шено: «Если Жюль Верн и его необыкновенные путешествия не умирают, так это только потому, что они – а вместе с ними и столь привлекательный ХIХ век – поставили проблемы, от которых не удалось и не удастся уйти веку ХХ».
И.Найденков




Top