Где сейчас вл бушин и чем занимается. Владимир Бушин - Александр Солженицын: Гений первого плевка

Сегодня у нас в гостях удивительный человек, писательница, член Союза Писателей России, педагог, автор многочисленных детских обучающих и художественных книг - Татьяна Рик.

Добрый день, Татьяна!
ТР - Добрый день!

— Когда изучаешь вашу биографию, очень быстро становится понятно, насколько вы сильный духом, целеустремлённый и энергичный человек. Из биографии же следует, что качества эти привиты вам ещё с детских лет. Сразу же возникает вопрос: кто были ваши родители? Ведь это, наверняка, они наградили Вас столь неуёмной любовью к жизни и движению по ней вперёд?

ТР — Родители мои по профессии инженеры. Мама - Рик Елена Михайловна, папа - Рик Геннадий Вильгельмович. Конечно, в меня немало вложили, особенно мама - она очень много со мной занималась, пока я была маленькая. Учила читать рано, лет с четырёх, сама мне читала, придумывала для меня всякие игры и чудеса. Например, когда мне было полтора года, родители всю ночь рисовали для меня на ватмане ёжиков, которые лепят снеговика - срисовывали с импортной открытки. Это придумала, конечно, мама - это в неё я такая выдумщица, а рисовал папа - у него это хорошо получалось - так что способности к рисованию у меня от папы. Утром я, как мне потом рассказывали, подошла, показывала пальчиком, долго рассматривала, радовалась. И родители радовались.
Кстати, об этом и о многом другом, что связано с семьей и родителями, я написала в коротеньких повестях «Чур, Володька - мой жених!», «Красавица Насто и Гаврош» и «Рикки-Тикки-Таня» (получивших 3 место в престижном литературном конкурсе «Книгуру», 5 сезон). Сейчас пишу ещё одну повесть такого плана. Надеюсь, что скоро получится книжка. А недавно из типографии вышла моя новая книжка, тоже о семье — «Черепаший дом». Вот она


А неуёмная жажда жизни, мне кажется, у меня от природы. Не думаю, что это можно как-то привить. Кроме того, когда человек приобретает инвалидность в молодом возрасте, и есть ограничения в передвижении, жить хочется особенно жадно. И добиваться поставленных целей тоже.

– Вы из тех немногих людей, которые в детском возрасте окончательно определились с призванием.
Многие дети в детстве мечтают стать писателем или иллюстратором. А ещё — учителем, воспитателем, космонавтом, моделью… Только потом большинство их них почему-то становятся инженерами, юристами, политиками, спортсменами. Кем угодно, только не воплощением своей детской мечты.
Как Вам удалось в круговерти детских фантазий узреть именно то, что было действительно вашим? Кто помог не сбиться с пути?

ТР - Ну моделью стать я не мечтала. Когда я была маленькая, все мечтали стать космонавтами и лётчиками, а про моделей как-то речи не было. Это не самая была популярная профессия в СССР. Моделью и фотомоделью я стала в прошлом году, в 47 лет. И для меня это - ещё одна высота, ещё одна вершина, которую я покорила. Это очень прикольно, хотя, скажу вам честно - выйти на подиум - на коляске, когда тебе давно не 20, когда ты несколько толще принятых стандартов и когда тебе не очень нравится то, что на тебя надели перед самым выходом - это нелёгкое испытание. Но я вышла и прошла. И рада, что я это сделала - преодолела себя.
Лётчиком и космонавтом я мечтала стать до 5 лет. Но ведь не стала же! Иллюстратором я очень хотела стать - много училась, много трудилась в художественной школе. Во взрослом возрасте работала в газете художником. Но я не могу сказать, что я классный художник. Всё-таки я в первую очередь писатель и преподаватель. Не хватает на всё сил и времени. Так что рисую я по остаточному принципу.
Мне не кажется, что так много детей мечтают стать иллюстраторами. А кто мечтает, тот, думаю, добивается. Всё-таки это хоть и трудно, но реально.
А вот политиками и спортсменами становятся те, кто именно к этому и стремится. Стать профессиональным спортсменом - это всё детство провести в спортзале и на сборах. Когда ни сил, ни времени нет ни на что другое. Чтобы стать политиком, тоже нужно головой стену прошибать. Инженером и юристом сделаться тоже не так-то просто. Даже поступить в институт. Я это точно знаю. Так что не думаю, что все вокруг отказываются от детской мечты.
А у меня это были не малышовые фантазии. Это была уверенность и решимость. Кто помог не сбиться с пути? Внутренний компас и Господь Бог, который провёл к моей мечте кратчайшей дорогой. Училась-то я на учителя русского языка и литературы. Кстати, об этом не мечтала, но всю жизнь этим занимаюсь. Ну и книги пишу тоже. Образования мне хватает, к счастью.

— Во время учебы в школе обычной вы посещали ещё и художественную школу. Как по вашему, пригодились ли вам какие-то знания и навыки, полученные там?

ТР — Ну конечно! А как бы я без этого книги иллюстрировала? Кстати, не только свои, но и несколько чужих.

— Куда и чему вы посоветовали бы пойти учиться современным детям, мечтающим о карьере художника? Сейчас очень много школ, кружков, секций и, не совсем понятно, где можно научиться рисовать и – что же такое хорошо на самом деле.

ТР - Я поступила в Московскую детскую художественную школу №1 на Пречистенке (тогда эта улица называлась Кропоткинская). Готовилась, ездила на просмотры, сдавала экзамены. Училась там с огромным удовольствием. А до того - ездила в ИЗО-студию в дом пионеров нашего района. Хороший путь, по-моему.

– Вы иллюстрируете книги. Можете раскрыть несколько секретов настоящих иллюстраторов? Что должен знать и уметь настоящий иллюстратор, чтобы его работы попали в настоящие книги?

ТР - Как-то я на этом месте задумалась, настоящий ли я иллюстратор. Я ведь не получила высшего художественного образования. Я делаю авторскую книгу. Это когда автор и пишет и рисует сам. В таких случаях к иллюстрациям требования не такие высокие. А секреты? Уметь работать с текстом, проникнуть в дух книги, в то, какими героев представлял себе автор. Есть ещё представление о ритме книги, о «воздухе» в ней, об уместности того или иного стиля… Но этим нужно заниматься профессионально, учиться этому специально. Просто так - взял и нарисовал - это не совсем то, что нужно.

– В самом популярном интернет-источнике информации обо всём и обо всех написано, что параллельно с поступлением в институт МПГУ сразу после школы вы параллельно получили право преподавания этики и психологии семейных отношений и рисования. К тому же вы преподавали русский язык и литературу. Как такое возможно, поделитесь, пожалуйста? Разве для преподавания не нужно специальное образование?

Это я работала в школе в 19 лет, будучи студенткой

ТР - Нужно, разумеется, я его и получила. Всё в том же нашем институте (тогда он назывался МГПИ им. Ленина). Я проучилась 6 лет на филологическом факультете (переводилась с вечернего отделения на дневное с потерей года, поэтому 6 лет, а не 5, но об этом ни минуты не жалею). Право преподавания рисования у нас в вузе можно было получить, закончив ФОП - факультет общественных профессий. Там 3 или 4 года - не помню - нужно было заниматься рисунком, живописью, композицией и историей искусств - после основных занятий, несколько раз в неделю. И с этикой и психологией - примерно так же. Это тоже был ФОП, только часов обучения там было поменьше. В то время ввели в школах такой предмет - «этика и психология семейных отношений». Не было факультетов, где готовили преподавателей, но организовали лекции для желающих. Я ходила. Вообще всю жизнь очень интересуюсь психологией. Много знаю. Но предмет этот так и не преподавала. А потом его отменили.

— Одновременно с учебой в институте вы много ещё чем занимались: работали ночной няней, вожатой, вели кружок ИЗО. Какие мотивы у вас были для столь бурной деятельности? Необходимость заработать или что-нибудь ещё?

ТР - Необходимость заработать тоже была делом не последним. У нас в семье было трое детей (считая меня). Я была старшая. Я два года училась на вечернем отделении, работала лаборанткой и зарабатывала 80 рублей (это были не очень большие, но вполне сносные деньги). А когда переводилась на дневное отделение, не могла никак сдать латынь, поскольку у нас на вечернем её не преподавали, и я не знала, как подступиться к этому незнакомому сложному предмету. И осталась я поэтому без стипендии. И - вообще без денег. А родители уже привыкли к моей финансовой независимости, они, по-моему, не заметили, что у меня денег совсем больше нет. Давали мне понемножку на обеды, но обычно этого надолго не хватало, даже если экономить. И бывало очень голодно. А просить чаще и больше я не хотела.
Но, конечно, это была не единственная причина того, что я постоянно работала. Мне хотелось яркой и интересной жизни. И я её себе организовывала. Получала бесценный опыт и внутреннюю социальную зрелость.

ТР - Мою методику хорошо представляют себе те, кто читал мои весёлые учебники по русскому языку «Здравствуйте, Имя Существительное!», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол», «Привет, Причастие!», «Как живёшь, Наречие?», «Как дела, Деепричастие?», «Чудеса в 5 «А». Русский язык в играх» и методичку для учителя «Игры на уроках русского языка. 5 класс». Если в двух словах, то русский язык подаётся там через игру, дидактическую сказку, придумку, с учётом возрастной психологии ребёнка, а потом и младшего подростка. Части речи - это персонажи. Существительное - волшебник, который превращается в разные ПРЕДМЕТЫ, художница Имя Прилагательное их раскрашивает, и у них появляются ПРИЗНАКИ. Дядюшка Глагол всё время что-то ДЕЛАЕТ, поэтому у него несколько рук и ног - чтобы всё успеть. (Я сегодня сама себя чувствую таким Глаголом! 🙂) Про другие части речи - тоже есть, сейчас рассказывать не буду - хранюю интригу. Найдите эти книжки и прочитайте сами. В них много объяснений сложных правил через сказку, через диалоги, есть мнемонические приёмы для запоминания трудных правил. Много картинок - здесь мне было важно, чтобы картинка служила запоминанию, усвоению материала, поэтому я сама всё это рисовала. Может, это и не суперское рисование, зато я вложила в него то, что мне было нужно методически. Первые из этих книг были написаны в 1993 году, уже выросло поколение детей, читавших их в детстве. Ко мне иногда подходят мужчины с бородой и говорят: «Я в детстве так любил ваши книги!» Очень много писем приходит с благодарностями. От родителей, учителей, от детей, сегодняшних и выросших. Так что эта методика себя оправдала. Она даёт ребёнку возможность понять и полюбить русский язык как школьный предмет.

Есть ещё книжки по арифметике. «Задачник для Зюмзюмки» (первый раз эта книжка вышла под названием «Сказочный задачник») и «Устный счёт в страшилках и смешилках» (эта книга должна была называться «Красная рука - великий педагог»). Моё ноу-хау в том, что там сюжет состоит из задачек. Обе весёлые и милые.
И была ещё серия «Детская Вселенная» — для малышей. Развитие речи и сведения об окружающем мире. Там было строгое ограничение от издательства по объему, поэтому там совсем мало сюжета, так что некоторым родителям эти книги показались скучноватыми. Но они были адресованы детям от 2 лет, и задача была - написать максимально просто. И у этих книг, которых давно нет в продаже, есть свои почитатели, которые звонят и пишут и спрашивают, где найти. Приезжают подросшие дети, которые тоже говорят, что в раннем детстве эти книги были любимыми. Рисовала их не я, а прекрасная художница Диана Лапшина.

— Я знаю, вы даёте уроки по скайпу. Уточните, пожалуйста, чему и кого вы учите?

ТР- Я много лет преподавала русский язык, в том числе и как репетитор. Сейчас я решила отойти от узкого преподавания именно русского, даже и в занимательной форме. Я объявила об открытии своей школы «Творческий огонь». Я беру детей от 7 лет и до бесконечности.
Рассказываю ученикам о самых разных областях нашей жизни: о писателях, о художниках, о природе. Маленькие любят - о животных. Знаете, сколько, оказывается, интересных животных, о которых мы никогда не слышали?! Это страшно интересно!
Мне самой интересно, поэтому и детям интересно со мной. Мы говорим и об отношениях в детском коллективе и вообще - между людьми, обсуждаем книжки. Я рассказываю что-то из истории СССР. Сейчас многие дети не знают, кто такие были Ленин или Сталин, что такое революция и гражданская война. И про Великую Отечественную тоже рассказываю. Иногда рассказываю о том, что ребёнку нужно по программе, если просят. Например, у меня есть девочка, она на семейном обучении. Ей по программе было нужно круговорот воды в природе - изучили. Ещё и мультики классные об этом в сети нашли. Сейчас она самоцветными камнями увлеклась. Я в них тоже разбираюсь. Заодно и Бажова почитали.
В моих уроках много импровизации, полёта, заинтересованного общения, которое я стараюсь подобрать своё для каждого ребёнка в зависимости от возраста и интересов. Со старшими говорим о том, как писать стихи и прозу, если это нужно. Много детей - из-за границы. Люди живут в других странах, но хотят сохранить язык у детей.

– Как попасть на ваши уроки?

– Вашему перу принадлежит множество книг. Насколько я понимаю, самые популярные их них, это книги, обучающие русскому языку, литературе, арифметике, окружающему миру… Мы же вас хорошо знаем по вашим сказкам. Они настолько волшебные, что невозможно остаться взрослым, когда их читаешь. На все ваши изданные книги имеется множество прекрасных отзывов от благодарных читателей. Все, кому удалось прочесть ваши художественные произведения, довольны. А вот найти все эти книжки в продаже, к сожалению, трудновато. Можете ли вы это как-то объяснить или, быть может, дать совет своим читателям, где можно найти ваши сказки, рассказы и стихи для детей в бумажной книге?

ТР - Обращайтесь ко мне, у меня есть ещё остатки старого тиража книги «Сказки и пьесы для семьи и детского сада». Вообще некоторые мои сказки выходили ещё книжками «Летающий ботинок», «Бал для Вьюжки и Метельки» и в сборниках.
Издатели почему-то не очень охотно издают мои сказки, хотя они сейчас вошли в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» (это десять лучших рукописей из трёх тысяч конкурсантов) и сказочную повесть, в которую я свои отдельные сказки объединила, вошла в лонг-лист конкурса «Новая детская сказка».

Сказка «У меня в голове ромашки». Читает автор Татьяна Рик. Канал «Читалкин»

В общем, ваши, Ирина, слова да издателям в уши!

– Вы пишете, изобретаете, преподаёте, участвуете в огромном количестве общественных мероприятий. Вы заслужили приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Мисс Независимость 2012», обучались в МИТРО…

МИТРО — фотография на празднике с однокурсницами и преподавателем по режиссуре Еленой Дмитриевной Шмальц

Вы – член общественного совета по делам родителей с инвалидностью, призёр многих конкурсов совершенно различных направлений. В частности, сейчас, я знаю, вы участвуете в конкурсе телеведущих.
Когда смотришь на вас и ваши отношения с жизнью, сразу становится ясно, что, вас никак нельзя назвать человеком с ограниченными возможностями. Скорее хочется назвать вас человеком с возможностями безграничными.
Как вам удаётся делать столько всего, что недоступно многим людям с абсолютными физическими возможностями по причине нехватки времени?

ТР - У меня так же точно катастрофически не хватает времени на все мои задумки. Кроме того, что вы перечислили, я занимаюсь кучей вещей, о которых не сообщаю, но которые отнимают массу времени. Это тренинги и курсы разного рода (я всё ещё учусь, работаю над собой - мне интересно!); это активность в соцсетях и даже некоторая реклама (не все знают про мои книги и про мои уроки - надо рассказать!); это написание статей на разные темы; это выступления в школах и библиотеках; это хозяйство, дача (тоже на мне); это путешествия (потому что это мой ресурс); у меня сын-подросток… Но я знаю, что мне всё это нужно, поэтому делаю, делаю, делаю. Просто я много работаю и мало ною. Есть и другие такие же векторные люди, которые идут к своей цели, берут новые вершины.
Мне вот не всё удается так, как хочется. Диссертацию, например, я написала, а защитить не успела по техническим причинам. Но ничего, это не страшно. Может быть, издам её книжкой.
Сейчас должна одну свою книгу нарисовать и две повести дописать - не хватает времени. Я над ними работаю, но медленнее, чем хотелось бы.
Ещё затеяли мы делать детскую передачу «Страшно интересно! С Татьяной Рик» на интернет-канале «Читалкин».

Смешная страшилка «Подушка-десантник». Татьяна Рик. Читает автор

Сняли две программы, но пока не выпустили их в свет. Тоже по техническим причинам. Но надеюсь, что скоро дело сдвинется.
От некоторых проектов приходится отказываться. Так я вышла из совета по делам родителей с инвалидностью, воспитывающих несовершеннолетних детей. Вступала туда, надеясь пробить на государственном уровне структуру, которая помогала бы таким мамам, как я: которые в одиночку воспитывают ребёнка, будучи при этом на коляске. Это ужасно тяжело, и помочь порой совершенно некому. Даже в сад, в школу, в кружки, в поликлинику бывало некому отвести. Слава богу, сын теперь большой и сам справляется.

Это меня награждают как одну из лучших матерей 2015 г. Мероприятие «День матери». Моя номинация — «Мама — имя существительное»

Так вот, я надеялась, что удастся создать структуру, помогающую таким мамам. Но когда я увидела, что всё бесполезно, я вышла из совета - мне это время нужно для других дел.
Я сама себя не считаю человеком с ограниченными возможностями. Я нормальная женщина, и у меня всё в порядке, только с ногами некоторые проблемы, поэтому перемещаюсь я на коляске. Так бывает, но это не край жизни. Я от этого не стала хуже, глупее, слабее, не перестала быть женщиной и нравиться мужчинам. Я люблю жизнь, мне интересно добиваться поставленных задач, вкусно и смачно жить, наполнять свою жизнь чувствами, впечатлениями, свершениями. Быть полезной людям.
В конкурсе красоты я участвовала в 45 лет, в МИТРО на телеведущую пошла учиться в 46,

Это награждение на конкурсе «Книгуру»

Рада!
Так и живу.

– Каковы ваши источники вдохновения? Что или кто вселяет вам любовь к жизни и творчеству, уверенность в себе и в окружающем мире?

ТР — Внутри меня есть какой-то фонтан жизненной силы и энергии. Он бьёт и поддерживает меня на высоте, в тонусе. Не всегда было так, как сейчас. В юности я была очень ранимой, обидчивой, неуверенной в себе. Хотя и активность, и желание творить были и тогда, конечно. Я себя сделала такой, как сейчас. Я люблю жизнь, люблю людей, люблю цветы и солнце. Я влюблена в одного мужчину, очень достойного и прекрасного. И это тоже даёт мне крылья.

– Вы воспитываете сына. Сейчас ему – 14?

ТР - Тринадцать с половиной.

– Можете рассказать, — какой он? Чем он живёт, какие у него увлечения? Удалось ли ему уже определиться с призванием так же, как и вам когда-то в детстве?

ТР — Он интересуется историей, химией, психологией. Временами запоем читает. Он глубокий, мыслящий человек. Пока окончательно профессию не выбрал, конечно. Есть разные идеи. Пока думает стать юристом. Насколько ему удалось определиться с призванием, можно будет судить лет через 20. А пока он просто подросток. И он просто живёт. А я стараюсь не очень мешать.

— Напоследок посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь мамочкам. Тем, которые искренне мечтают сделать своего ребёнка по-настоящему счастливым. И счастливым не только любовью и заботой своих родителей, но и радостью выполнения именно своего предназначения в жизни, своего дела, того, чем хочется заниматься, не отрываясь.

ТР — Наверное, я вас разочарую. У меня нет рецептов счастья. Наверное, нужно уметь любить своего ребёнка. Просто любить. И всё. У меня не всегда это получается. Думаю, я не самая образцовая мать. А вот это всё - про предназначение, про радость от выполнения своего дела - это то, чего дети будут сами добиваться, когда вырастут. Надо понимать, что мы за них жизнь не проживём. Они сами выберут свой путь. Надо, видимо, не вторгаться постоянно в их существование, не допекать гиперопекой, не делать всё за них. Дать им возможность взрослеть. Это когда они становятся подростками. А пока маленькие - наполнить их мир игрой, фантазией, сказкой, придумкой. Ну и опять же - просто любить. Когда надо - поддерживать, когда надо - не мешать. И просто - быть рядом с ними. Просто - быть.

26
июн
2011

Веселые учебники. Здесь живут части речи. 5 книг (Татьяна Рик)


Серия: Веселые учебники
Формат: DjVu, PDF, Отсканированные страницы
Татьяна Рик
Год выпуска: 1994-1997
Жанр: обучающая литература
Издательство: Самовар
Количество книг: 5
Описание: Веселые учебники. Здесь живут части речи - очень хорошая, красивая и полезная серия. С помощью игр и сказок, незаметно, постигаешь все тонкости русского языка и становишься жутко умным. Аж, как мама. И даже, как папа!
Много рисунков, иллюстраций.

Список книг:
Доброе утро, Имя Прилагательное!
Здравствуй, Дядюшка Глагол!
Здравствуйте, Имя Существительное!
Привет, причастие!
Как дела, Деепричастие?


15
фев
2015

Песнь Льда и Пламени (5 книг из 5) (Джордж Мартин) ]

Формат: аудиокнига, MP3, 128 Кбит/с, моно
Автор: Джордж Мартин
Год выпуска: 2012-2015
Жанр: Фэнтези

Исполнитель: Полонецкий Дмитрий, Полонецкая Елена, Ovuor, BIGBAG
Продолжительность: 195:56:37
Описание: При странных обстоятельствах умирает десница владыки Вестероса. Король Роберт со свитой отправляется на север к давнему другу Эддарду Старку, чтобы предложить тому занять место погибшего… Скрывающиеся в вольных городах потомки свергнутой Робертом династии Таргариенов вынашивают планы возвращения Железного Трона, но для этого им нужно заручиться подд...


21
июл
2018

Хроники Амбера: Пятикнижие Корвина (5 книг из 5) (Роджер Желязны)


Автор: Роджер Желязны
Год выпуска: 2017
Жанр: Фэнтези
Издательство: АСТ
Исполнитель: Николай Федорцов
Продолжительность: 41:58:41
Описание: Амбер - Янтарное королевство - центр Мироздания и причина Мироздания. Всё остальное лишь Тени и проекции Амбера на окружающую Вселенную. Так считают жители Янтарного королевства, так считают наследники трона Амбера. "Пятикнижие Корвина" - история от первого лица. Длинный путь от больничной палаты на Земле, где потерявший память Корвин начинает свою историю, через бескомпромиссную войну, через ослепление и бессрочное заключе...


09
июн
2018

Песнь льда и пламени (5 книг из 5) (Джордж Мартин)

Формат: аудиокнига, M4В, 128kbps
Автор: Джордж Мартин
Год выпуска: 2012-2015
Жанр: Фэнтези
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Елена Полонецкая, Дмитрий Полонецкий, BIGBAG, Ovuor
Продолжительность: 195:18:34
Описание: "Песнь льда и пламени" - сага о борьбе за власть над континентом Вестерос и о борьбе за собственные жизни, которые перемалываются жерновами событий, не щадящими никого. Это сага об отцах и детях, о коварстве и любви, о предательстве и верности. Сага об эпических амбициях и эпических падениях. Но всё это может оказаться людской суетой, канувшей в небытиё, если в ми...


26
ноя
2016

Дорога домой (5 книг из 5) (Виталий Зыков) , Милисента]

Формат: аудиокнига, MP3, 128-192kbps
Автор: Виталий Зыков
Год выпуска: 2013-2016
Жанр: Фэнтези
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Милисента
Продолжительность: 115:07:10
Описание: Стар мир Торна, очень стар. Под безжалостным ветром времени исчезали цивилизации, низвергались в бездну великие расы. Канули в прошлое чудовищные войны, когда достижения магии и науки сеяли смерть и ужас. Больше нет могущественных владык, властвовавших над миром. Новые народы магией и мечом утвердили свой порядок. Установилось Равновесие. В этот период на Торн не по своей воле попадают несколько...


27
фев
2014

Войти в бездну (5 книг из 5) (Андрей Мартьянов)

Формат: аудиокнига, AAC, 64kbps
Автор: Андрей Мартьянов
Год выпуска: 2013-2014
Жанр: Фантастика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: Борис Зуев (zba68)
Продолжительность: 59:20:41
Описание: Автор с помощью своего знаменитого фирменного стиля окунает читателя в мир 23 века, мир, в котором человечество летает в космос, имеет колонии на других планетах, мир, в котором Российская империя является сильным и могучим государством, и ее подданные ни в чем не нуждаются. Но перед Землей замаячил призрак гибели, ведь в Солнечную систему вот-вот должна войти смертоносная блуждающая нейтронн...


01
окт
2015

Звездная месть (5 книг из 5) (Юрий Петухов)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор: Юрий Петухов
Год выпуска: 2015
Жанр: Фантастика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: BIGBAG
Продолжительность: 90:22:31
Описание: ХХV век. Мощь земной цивилизации безгранична. Ее космический флот может уничтожить любую нечеловеческую расу в отдельности и все их вместе взятые. Однако, в своем могуществе Земля не замечает нависшей над ней чудовищной угрозы Вторжения Извне, с которой человечеству еще никогда не приходилось сталкиваться. Надвигающийся апокалипсис может предотвратить космодесантник-смертник, младенцем найденный в анабиозной кап...


23
июн
2013

Мои оригинальные рецепты (Части 1 - 5) (Марат Абдуллаев)

Формат: FB2, eBook (изначально компьютерное)
Автор: Марат Абдуллаев
Год выпуска: 2006
Жанр: Кулинария
Издательство: Большие люди
Количество страниц: 1152 с иллюстрациями
Описание: Прекрасный сборник рецептов, который будет интересен и новичкам и опытным кулинарам. Проиллюстрирован отличными пошаговыми фотографиями. (Часть 1) Супы Части 2 - 4 Основные блюда Часть 5 Закуски и салаты. Десерты и напитки.fb2 ОглавлениеЧасть 1 * Супы * Супы за несколько минут * Суп с клёцками на красном бульоне * Рыбная шурпа * Мампар * Овощной бульон, приготовленный в пароварке * Заправочный рыбный суп...


25
окт
2018

Каталоги спичечных этикеток фабрики Красная звезда. Части 1-5 (Байкович Э.М., Логинов Н.Н.)

Формат: PDF, Отсканированные страницы
Автор: Байкович Э.М., Логинов Н.Н.
Год выпуска: 1971-1978
Жанр: Филумения, каталог
Издательство: Всесоюзное общество филателистов Кировское областное отделение ВОФ
Язык: Русский
Количество страниц: 10 с. (ч.1), 22 с. (ч.2), 53 с. (ч.3-1), 49 с. (ч.3-2), 83 с. (ч.3-3), 41 с. (ч.4), 26 с. (ч.5)
Описание: Каталоги выпусков в хронологическом порядке спичечных этикеток фабрики "Красная звезда" (1945-1971 гг.) Список книг Каталог спичечных этикеток фабрики Красная звезда. Часть 1. 1945-1957 гг Каталог спичечных этикеток фабрики Красная звезда. Часть 2. ...


01
янв
2011

Декстер (5 книг) (Джеффри Линдсей)

Формат: FB2 (изначально компьютерное), PDF (отсканированные страницы)
Автор: Джеффри Линдсей
Год выпуска: 2007-2011
Жанр: Детектив
Издательство: АСТ, Астрель, ВКТ, Харвест
Количество книг: 5
Описание: Я - Декстер. Декстер Морган. Я работаю судмедэкспертом в полиции Майами. Я не понимаю любви, мне безразличен секс, и у меня нет чувств. А еще я серийный убийца. Мой отец был полицейским, и прекрасно обучил меня прятать улики. Обычным гражданам не стоит меня бояться, я убиваю только преступников, подонков, до которых почему-либо не смогла или не захотела добраться полиция. Я убиваю их, аккуратно...


16
апр
2009

Шопоголик (5 книг)

Формат: DOC, eBook (изначально компьютерное)
Год выпуска: 2007
Автор: Софи Кинселла
Жанр: Роман
Издательство: Эксмо
Количество страниц: 416-544
Описание: Популярные книги британской писательницы Кинселла С., которые легли в основу одноименного американского фильма. Пять книг из серии о женщине и магазине. Тайный мир шопоголика: Все женщины делают это - ходят по магазинам и покупают, покупают, покупают… Некоторые, особо сильные духом дамы, могут вовремя схватить себя за шкирку и вытащить из торговой точки. Но есть и другие - те, что способны провести в магазинах всю свою жизнь (и надо замети...


02
фев
2008

Издательство: нигде не купишьЖанр: Детская литература, сказки, фантастика
Издательство: Азбука
Язык: русский
Количество страниц: ~1500
Описание:
Об авторе:--Майкл Бакли родился в 1969 года в городе Акрон (шт. Огайо). В время учебы в Университете штата Огайо работал в газете колледжа, создавал собственные телевизионные ток-шоу и играл в комедийной труппе. Окончил университет с отличием и переехал в Нью-Йорк, где сменил множество профессий, работал в пиццерии, продавал гамбургеры, сочинял комиксы для иллюстрированных изданий, даже пел в панк-группе. В конце ко...

21
июн
2018

Песни Гипериона (5 книг) (Дэн Симмонс)

Формат: аудиокнига, MP3, 64kbps
Автор: Дэн Симмонс
Год выпуска: 2008-2014
Жанр: Фантастика
Издательства: Аудиокнига (АСТ), Аудиокнига своими руками, Аудиопортал Андрея Кравеца
Исполнители: Петр Маркин, Анатолий Петров, Станислав Войнич, @kris@to
Продолжительность: 96:33:02
Описание: Смогут ли люди жестко порвать с Искусственными Интеллектами, обеспечивающими им возможность связи и мгновенного перемещения между планетами? Ключ к причинам и последствиям начинающейся межзвездной войны человечества с ИскИнами и мутантами - Гробницы Времени на планете Гиперион, движущиеся из будущего в настоящее. И...


23
дек
2014

Стратегия (5 книг) (Вадим Денисов) , zba68]

Формат: аудиокнига, MP3, 96-192kbps
Автор: Вадим Денисов
Год выпуска: 2013
Жанр: Фантастика
Издательство: Аудиокнига своими руками
Исполнитель: zba68
Продолжительность: 85:10:17
Описание: Цикл книг "Стратегия" ощутимо отличается от книг этого же жанра. Стиль написания, детальность и логичность происходящего даёт Вам возможность полностью раствориться в новом мире и понять для себя на сколько полезными можете быть лично Вы. Чувствуется, что книгу писал толковый мужик, знающий о чём ведёт речь. Идея самой книги довольно проста: большая группа людей просыпается в незнакомом месте с конкретн...


ЧИТАТЕЛИ ВИДЕЛИ ЗОРЧЕ

Мою статью напечатали многие газеты - от «Правды Севера» (Архангельск) до «Новороссийского рабочего», от «Орловской правды» до «Правды Бурятии». И я опять получил несколько несогласных и даже протестующих писем. Вот одно из них с некоторыми сокращениями:

«МОСКВА, Информационное агентство АПН, литературному критику ВЛ. БУШИНУ.

Уважаемый товарищ Бушин!

Не знаем Вашего точного адреса и пишем это письмо в агентство АПН - в надежде, что московские связисты доставят письмо и оно попадет лично Вам.

Лично я и мои товарищи, любители русской литературы, уважающие ее за боевой и воспитательный характер, за персонажей и героев произведений, у которых можно поучиться нам, простым читателям, - не можем согласиться с такой высокой оценкой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», включенной в число лучших произведений советской литературы 1963 года.

По простоте душевной нам думалось, что присуждение высшей награды - Ленинской премии - дается за действительно идейно и художественно самые зрелые и совершенные произведения, за такие, которые имеют большое воспитательное значение для нашего поколения - для молодежи, для которой и пишутся и печатаются все книги. Но разве повесть А. Солженицына является действительно таким произведением? Разве повесть эта обогащает нашу советскую литературу?.. Словом, у нас возникло много вопросов, связанных с неправомерным выдвижением повести А. Солженицына на высшую награду.

Мы никак не можем согласиться с таким «перехваливанием» этой повести, имевшей разовое значение, нашумевшей именно в период увлечения нашей интеллигенции критикой «культа Сталина».

В момент появления повести известный поэт А. Твардовский расценил ее новым «шедевром» советской прозы, а за ним начали так перехваливать эту повесть, сделали из нее «сенсацию», что многие читатели хотели сами в ней разобраться и расхватывали журнал «Новый мир» и «Роман-газету». А люди, так или иначе обиженные и пострадавшие, кричали истошно: «Мы же говорили, что правды не было и теперь нет!» Повесть оживила антисоветские элементы и давала оправдание чуждых нам взглядов. Это было вначале именно так!

Но советские читатели самостоятельно разобрались в содержании этой «сенсационной» повести и не нашли в ней положительного и воспитательного значения, а теперь ее уже перестали читать, а перечитывать едва ли кто будет. Теперь в библиотеках уже повесть почти не спрашивают. Время «сенсации» на критику Сталина прошло или почти проходит. Ведь люди убедились, что нельзя же до без конца сваливать все наши непорядки на «культ Сталина». Надо же и самим отвечать. Вот почему никакое новое «восхваление» этой повести не возродит ее незаслуженную славу. Успех повести носит случайный характер, она не обогащает нашу литературу. Таково соображение и ряда писем (так в тексте. - В.Б.) от рабочих читателей этой повести. Рабочий Виктор Иванов из Мелитополя в письме, опубликованном 29 декабря (1963 года. - В.Б.) в «Известиях», развенчал досужих критиков, которые возвели героя повести Ивана Денисовича в ранг «народных героев», и показал, что этот «герой» не олицетворяет советского человека. Другая заметка рабочего из Таллина товарища Молчанова (напечатана в «Литгазете») тоже утверждает, что главный герой и вся повесть не имеют того значения, какое критики приписывают этому произведению.

Эти мысли читателей правильные, но ведь попали в печать пока только единицы таких отрицательных отзывов: печатаются только положительные отзывы (вроде Вашего расхваливания повести). Мы от группы десятка читателей писали отзывы в несколько газет, но нам даже не отвечают. Почему?

…А между тем теперь журнал «Новый мир», чтобы оправдать печатание повести, и особенно его редактор А. Твардовский снова непомерно расхваливают повесть. Даже на симпозиуме в Ленинграде (судим по печати) непомерно расхваливал повесть и ставил ее в один ряд с трудами Льва Толстого. А критики тоже продолжают такое перехваливание и не хотят считаться с большинством читателей, особенно из среды трудовой и рабочей. Прямо для нас это удивительно! «Анна Каренина» и «Матрёнин двор» А. Солженицына! Нас все это не только удивляет, но и приводит к мысли, что среди нашей интеллигенции продолжает царить «корпоративный дух». Это весьма печально, что голоса читателей публикуются только те, в которых выражены похвальные отзывы, и не печатаются такие, которые идут вразрез с «авторитетами», например, с перехвалившим повесть поэтом Твардовским. Даже агентство АПН (Вы выступаете от его имени) не хочет дать нелицеприятную критику и оценку и без всякого учета настроений и оценок читателей - непомерно хвалит повесть!.. Уму непостижимо!!!

Может быть, Вы ответите нам? С уважением к Вам И. Чебунин.

Архангельск, ул. Карла Либкнехта, дом 19, кв. 9» .

Как нетрудно видеть, главное в письме - протест против односторонней перехваливающей оценки повести и против невозможности высказать публично, в печати, иной взгляд на нее. В этом мой корреспондент был совершенно прав. Странно допустить, что из критиков и писателей, хваливших повесть, я лишь один получал подобные письма. Конечно же, наверняка получали и другие, но выхода в печать они долго не имели почти никакого.

  • Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» новую вещь никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: «У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман». М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое это болезненное бесстыдство…» То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова… Прочитав эту книгу, вы поймете, чем объяснить такую дружную и резкую перемену отношения к Солженицыну столь авторитетных писателей, да и многих читателей, конечно.
  • | | (2)
    • Жанр:
    • Владимир Сергеевич Бушин защищал социалистическое Отечество в роковые сороковые, когда враг стоял под Москвой, и продолжает сражаться за него до сих пор, когда измена бывших партийных и советских функционеров и карьеристов стала очевидной для всех.Теперь большинство из них перекрасилось и составило ядро нового российского политического бомонда. Внимательно рассматривая их поименно, автор рисует коллективный портрет нашей современной политической элиты: без приукрашивания, без лжи и без пощады.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Из главной, всеохватной ненависти «демократов» к коммунистам и Советской власти вытекает их субненависть к советской истории, в том числе к истории Великой Отечественной, т. е. к тому, как они написаны и известны. Почему? А потому, говорят, что писали историю чекисты «и выдали нам такую историю, в которой нет ни капли правды».Мы всегда знали, что это была война за свободу и независимость нашей родины или, как сказал поэт, «ради жизни на земле». Ничего подобного, заявляют нам: «Война была, прежде всего, классовой войной двух идеологий, в которую коммунисты ввергли наш народ». Красная Армия, объявляют нам, начала войну под знаменами с девизом «Коммунистического манифеста»: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»Это безграмотное вранье людей, которые никогда в жизни не только не ходили под боевыми знаменами своей родины, но и не видели их. Тогда кто же это им внушил - не литературный ли ефрейтор Радзинский? Идеологии, наша и фашистская, были, разумеется, прямо противоположны, но ефрейтор наврал: не было на наших знаменах цитаты из «Манифеста».Война, говорят они, была до такой степени идеологической, что «перед идеологией военная целесообразность не имела никакого значения». А Ленинград мы защищали так упорно только потому, что это «колыбель революции», да? Сталинград немцы так бешено стремились захватить лишь по той причине, конечно, что он носил имя нашего вождя и т. д. Боже милосердный, какой вместительный сосуд - человеческая голова! Сколько вздора может в ней поместиться и долгие годы оставаться там в состоянии, всегда готовом после взбалтывания к употреблению.Эти блаженные просто не имеют никакого представления, что такое была война…
    • | | (0)
    • Жанр:
    • В своей новой книге Владимир Сергеевич Бушин прошелся своим острым пером по творчеству классиков советской и постсоветской литературы. Звание «мэтров» не уберегло Вадима Кожинова и Григория Бакланова, Александра Солженицына и Булата Окуджаву, Александра Проханова и Эльдара Рязанова от критики «в стиле Бушина», беспощадной и остроумной, от которой, по выражению Сергея Михалкова, никакие «адвокаты не спасут».
    • | | (0)
    • Жанр:
    • В новой книге Владимира Сергеевича Бушина, популярного пламенного критика и публициста, известного своей бескомпромиссностью и аргументированностью, собраны статьи из периодики 2011 года. «Герои» все те же: прохиндеи, клеветники, очернители прошлого и настоящего великой Родины писателя.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Очередная книга В. Бушина, написанная с присущей автору блестящей иронией, посвящена творческой «элите» России при президентах Ельцине и Путине. Причём, по мнению автора, во многом эта «элита» состоит из людей, занимающих чётко выраженные русофобские позиции (В. Бушин называет их «иудами»).Заняв господствующие позиции на телевидении и в других средствах массовой информации, «иуды» манипулируют простаками, которые принимают на веру их лживые измышления.В книге В. Бушин приводит конкретные примеры клеветы на русское и советское прошлое нашей страны, называя при этом всем знакомые имена Л. Млечина, А. Минкина, Э. Радзинского и других «властителей дум» современной России.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Мне из Кремля пишут» - новая книга Владимира Сергеевича Бушина. Как и все предыдущие, она никого не оставит равнодушным. Она будет интересна всякому, кому интересны история, литература, современная жизнь. Читатель Бушина - тот, кто способен, даже не соглашаясь, получать удовольствие от чтения. Главное в Бушине - артистизм и занимательность. И, конечно, воинственный дух бойца, сарказм, вечная весна в одиночной камере…
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: «У вас нет ничего святого…» М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое-то болезненное бесстыдство…» То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова… Прочитав книгу одного из самых авторитетных публицистов нашего времени Владимира Бушина, лично знавшего писателя, вы поймете, чем пожертвовал Солженицын ради славы.

    В. С. Бушин

    АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

    Гений первого плевка

    Отмываться всегда трудней, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым.

    АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН, академик, нобелевский лауреат

    НАПУТСТВИЕ

    Есть в русском языке слова, термины, выражения, которые, казалось бы, всегда несут в себе только добрый смысл, только положительный заряд. Во всяком случае, именно так многие воспринимают, например, слово «писатель» или выражение «властитель дум». Это обнаруживается, в частности, в тех случаях, когда тот или иной автор осуждает за что-то того или иного писателя и берет слово «писатель» в кавычки, желая этим сказать, что никакой, мол, он не писатель. Но это неверно. Нравится он нам или нет, хороший или плохой, талантливый или бесталанный, но если человек занимается литературным трудом, пишет книги, то он писатель, - хоть ты тресни! Это просто род занятий, профессия.

    То же самое можно сказать о выражении «властитель дум». В сборнике Н. Ашукина и М. Ашукиной «Крылатые слова» (М., 1966) о нем сказано: «В литературной речи оно применяется вообще к великим людям, деятельность которых оказала сильное влияние на умы их современников». Слово «великим» как бы содержит намек на положительный смысл выражения. Но ведь и само понятие «великий» неоднозначно.

    Более четкое, т.е. «нейтральное», «чистое», определение дано в 17-томном академическом Словаре русского литературного языка (М., 1951): «Властитель дум, сердец, настроений и т.п. - человек, привлекший к себе исключительное внимание современников, политический деятель, писатель, философ и т.п., оказавший большое влияние на общество». Тут ни о каком величии властителя не говорится, и правильно.

    В упомянутом словаре «Крылатые слова» утверждается, что выражение «властитель дум» восходит к строкам пушкинского стихотворения «К морю»:

    О чем жалеть? Куда бы ныне
    Я путь беспечный устремил?
    Один предмет в морской пустыне
    Мою бы душу поразил.

    Одна скала, гробница славы
    Там погружались в хладный сон
    Воспоминанья величавы:
    Там угасал Наполеон.

    Там он почил среди мучений.
    И вслед за ним, как бури шум,
    Другой от нас умчался гений.
    Другой властитель наших дум…

    Другой, как известно, Байрон. И если великий поэт, как властитель дум современников, вне сомнения, то можно ли так назвать и Наполеона? Ведь он вызывал не только восторги и похвалы, но и проклятия, презрение, насмешки. Чего стоит хотя бы один только его иронический образ в «Войне и мире» Толстого. Но даже ирония Толстого тут ничего не может изменить: бесспорно, Наполеон был властителем дум современников.

    Во время войны или вскоре после нее кто-то написал такую вот затейливо-каламбурную по рифме, но справедливую по сути эпиграмму на Пастернака:

    Хоть ваш словарь невыносимо нов,
    Властитель дум не вы, но Симонов.

    Да, именно Симонов во время войны был самым популярным поэтом, самым сильным властителем дум современников, особенно русской молодежи, несмотря на то что покойный Леонов считал, будто «у него нет языка», а здравствующий Николай Дорошенко объявил его бесталанным евреем.

    Эта книга вышла в серии «Властители дум», и речь в ней идет об Александре Солженицыне. Автор относится к своему герою гораздо менее ласково, чем Толстой - к Наполеону, чем Дорошенко - к Симонову, но он признает, что Солженицына вполне можно считать властителем дум своего времени, ибо его сочинения были изданы огромными тиражами в России и во многих странах мира, о нем возникла целая литература, над созданием которой трудились и француз Жорж Нива, и русский Виктор Чалмаев, и английский еврей Михаил Геллер, и другие авторы. «Литературная газета» установила «Год Солженицына», в течение которого напечатала огромное количество хвалебных статей о нем, театры (даже. Малый!) ставили инсценировки по его сочинениям, его избрали в Академию, наградили высшим орденом страны и т.д. В результате всего этого, как сказано в упомянутом словаре, он «оказал большое влияние на общество». Более того, Солженицын явился родоначальником, толчком того нравственного обвала и разложения, той деградации общества, что ныне мы видим на родной земле. Если у читателя хватит терпения и мужества осилить эту книгу, то, думаю, он убедится в справедливости такой оценки.

    Сентябрь 2003 г.

    Москва широко отметила восьмидесятилетие А. И. Солженицына. По телевидению было показано несколько фильмов-сериалов о юбиляре, в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля по роману «В круге первом», в Большом зале консерватории и в Зале Чайковского прошли концерты-подарки живому классику, президент наловчился было повесить на шею писателю самый великий орден ельцинской эпохи, пронзительный спич об Александре Исаевиче произнес по тому же телевидению Эдвард Радзинский, всех россиян призвали читать и перечитывать его Альфред Кох и Борис Немцов, теплое слово сказал Григорий Явлинский, в газетах появилось множество глубочайших статей и т.д.

    Однако нам представляется, что в этих многочисленных акциях некоторые особенности уникальной личности и необыкновенного писателя, к сожалению, не были освещены с необходимой ясностью и полнотой. Движимые желанием восполнить досадный пробел, мы предлагаем вниманию читателей сей труд, посвященный знаменитому соотечественнику.

    Январь 1999 г.

    I. ПИСЬМО ИЗ РЯЗАНИ, ОТПРАВЛЕННОЕ В МОСКВЕ

    Утром 19 мая 1967 года, в пятницу, я получил по почте письмо - невзрачный бледно-желтенький конверт. Мой адрес сиял на нем великолепной точностью и исчерпывающей полнотой, как жемчужная нить на шее простушки: тут и буквенно-циферное обозначение почтового отделения (шестизначные индексы еще не были введены); и «ул.», поставленное, как полагается, перед названием улицы, а не после; и мое имя-отчество - целиком, безо всяких усечений. Адрес был напечатан на машинке, и выразительные возможности машинки использованы до конца: слово «Москва» отстукано большими буквами и вразрядку, моя фамилия - тоже вразрядку, но обычными буквами, а два слова, составляющие имя-отчество, размещены немного ниже так точно, что левее фамилии выступало пять букв (Влади…) и правее - тоже ровно пять букв (…евичу).

    Эта тщательная обдуманность, дотошность, педантичность даже в написании адреса были мне хорошо знакомы, я уже знал, от кого письмо. Можно было и не смотреть на обратный адрес (он, конечно же, тут имелся, аккуратно отделенный от моего адреса темной чертой-отбивочкой), но я все-таки взглянул: «Рязань, 12, проезд Яблочкова, 1, кв. 11». Конечно, именно «проезд», а не «пр.», которое, чего доброго, кто-то примет за «переулок».

    Да, адрес именно тот, что я и ожидал. Он был мне известен уже несколько лет, еще с тех пор, когда проезд Яблочкова назывался Первым Касимовским переулком. Зачем уничтожили хорошее и, видимо, географически целесообразное название (должно быть, по переулку пролегал путь в город Касимов), почему дали переулку имя не кого-то другого, а П. Н. Яблочкова, это, как нередко у нас, никому не известно. В самом деле, Яблочков вроде бы к Рязани и отношения никакого не имел: родился в Саратовской губернии, учился в Николаеве, в Петербурге, работал в том же Петербурге, в Москве, в Париже, умер в Саратове. Ну, правда, электрический свет, для усовершенствования которого Павел Николаевич так много сделал, в Рязани действительно наличествует.

    Тогда в ответ на мое негодующее сочувствие по поводу переименования мой рязанский корреспондент писал мне: «Да, переименование улицы и меня не порадовало, но есть надежда переехать в другую квартиру: три года просил в Рязани - не давали, тогда попросил в Москве - и кинулись давать в Рязани». Кинулись-то, может, и кинулись, да, видно, на пути что-то задержало: прошло уже больше года, а адрес - я видел теперь - оставался прежним. Это, естественно, вызвало сочувствие. Еще бы, человек прошел всю войну, за справедливую критику Сталина отсидел восемь лет в лагерях, стал известным писателем, а у него нет достойной квартиры!

    Были и другие причины для сочувствия: я считал в то время, что наши взгляды совпадают не только по вопросам топонимики. Правда, меня тогда несколько смутило, как неожиданно он отозвался на переименование Касимовского переулка: мол, не обрадовало, но я переезжаю на другую улицу. Выходит, лишь бы не жить мне на улице с неудачным названием, а что там в городе, что там на карте страны - не мое дело…

    Я хотел было уже взрезать конверт, как вдруг заметил странную вещь: в обратном адресе имя адресата отсутствовало. Разве так случалось прежде? Никогда! Может, просто забыл? Ну! При его-то дотошности? Я пригляделся к почтовым штемпелям. Письмо отправлено вчера, 18 мая, в девять часов вечера, то есть чуть больше полусуток тому назад. И за это время оно пришло из Рязани? Темпы для нашей почты немыслимые. Да, но вот факт же… Впрочем, нет. Письмо, оказывается, опущено здесь, в Москве, на Центральном почтамте - там, надо думать, письма сортируются быстрей, чем где-либо. Словом, как видно, все сделано для того, чтобы письмо я получил возможно скорее. Зачем? И почему же все-таки не стоит там, где ему положено стоять, имя? Для конспирации? С какой целью?..



    
    Top