Где снимался фильм сталинград бондарчука. Съемочная площадка фильма "сталинград"

Киноэпопея "Сталинград" 1989 года и Федор Бондарчук October 5th, 2013

Решил в предверии самизнаетечего пересмотреть "Сталинград" Ю. Озерова, чтобы сравнить потом со "Сталинградом" Ф.Бондарчука. И что вы думаете? К превеликому удивлению, обнаружил в старом "Сталинграде".. молодого Федора Бондарчука...

Оказывается, в фильме Озерова , Бондарчук снимался в роли бойца Красной Армии, по имени Иван. В самом начале фильма его расстреливают за трусость. Но, к его счастью, мимо проезжает генерал Чуйков и жалеет Ивана - дает шанс исправиться. Боец Иван просит его: "Не убивайте, я искуплю...". Далее герой Бондарчука постоянно появляется в фильме то тут, то там, подтверждая правильное решение Чуйкова.


В осажденном Сталинграде, храбо уничтожает вражескую пехоту и бронетехнику

Его меткость замечают и назначают то ли командиром взвода снайперов, то ли инструктором...

Во взводе служит девушка

Боец Иван, в паре с девушкой, уничтожает фрицев. Девушка расстраивается, что ей приходится убивать людей. Иван (Федор) говорит, что они враги и не стоит переживать

В момент опасности, девушка признается, что любит Ивана (Федора).

Он тоже любит ее. Любовь торжествует над ужасами войны

Рефлексия девушка прогрессирует, вместо того чтобы стать безжалостным оружием против немцев, она переживает по поводу всего - и по поводу убитых ею немцев, и по поводу убитых немцами мирных жителей

Она впадает в истерику и бежит под огонь немецкого снайпера в безнадежной попытке помочь ребенку, у которого была убита мать

Немецкий снайпер ее тут же убивает

Федор тут же убивает немецкого снайпера

Сцена прощания с убитой девушкой

Что-то переворачивается в душе Ивана (Федора)

Боль потери

Но война продолжается! Иван (Федор) продолжает храбро воевать уже в другом подразделении

Отбивает налет немецкой авиации

Из всего отряда остается один в живых

Поняв, что не сможет в одиночку удержать плацдарм, белой ракетой вызывает на себя огонь нашей артиллерии...

По логике фильма - погибает как герой, хотя сама гибель остается за кадром...

Что можно сказать в целом? "Сталинград" (1989) снят будто продолжение киноэпопеи "Освобождение" того же Озерова. Несмотря на то, что "Освобождение" является действительно выдающимся произведением советского киноискусства, в художественном плане "Сталинград 1989" является калькой с предыдущего творения Озерова - и по концепции, и по работе оператора, и по сценарию, и по основным приемам игры актеров. Единственное отличие от съемок эпохи развитого социализма - туманные намеки, что Сталин был не так уж и хорош. Но намеки столь туманные, что даже непонятно, что это - дань времени (напомню - это годы Перестройки) или какие-то попытки осмыслить режиссером события истории.

Честно скажу, слабоват тот старый фильм. Выглядит, как последний выдох старого советского кинематографа: вроде и качественно, но вторично. За глобальностью событий - характеры героев уходят на 125 план. На фоне картонности характеров персонажей, многие сцены смотрятся крайне фальшиво. Но характеров и частных историй так много, что они забивают и эпохальное значение Сталинградской битвы и ее реальное течение. Т.е. непонятно становится, че же нас все били-били и вдруг РАЗ! и мы победили. Реально, той части истории, где Красная Армия имеет решающее преимущество и диктует свои условия немцам, посвящено буквально 10 последних минут из 3 часового фильма.

Ход мысли режиссера - показать страдания защитников. Показали. Как обычно в наших фильмах - буквально всех положительных героев тут же убивают. Но триумф окончания скомкан, плюс тут же сдобрен перестроечными нравоучениями про культ личности Сталина. А триумф был! И в историю Сталинград вошел именно, как ТРИУМФ Красной Армии. Из фильма понять это практически невозможно, если не знать историю. Впрочем, для того времени (1989 г) это объяснимо. Раньше все историю знали. Теперь - нет...

В этой связи, я хоть и опасаюсь Федора Бондарчука , как толкователя истории... безусловно пойду на премьеру фильма "Сталинград", в котором уже Федор уже не актер, играющий маленькую роль, а который сделал сам, как режиссер и продюсер. Посмотрим, что он там наваял... Априори уверен, что фильм будет снова не про Сталинградскую битву, а про какие-то душевные терзания в Сталинграде. Это тоже конечно метод... Более того, метод киноэпопей не столь уж и безупречен и чреват ненужной помпезностью и поверхностью, но блин, опасаюсь я, что все низведется до каких-то историй, которые могли произойти где угодно, где великое переломное событие Второй мировой войны - Сталинградская битва, лишь фон для душевных терзаний... Посмотрим, короче. Будем спорить о вкусе устриц, предварительно их попробовав:)

June 1st, 2013 , 03:00 pm

Съемочные площадки фильмов часто становятся популярными. Так же случилось и с этими подмосковными декорациями к фильму Фёдора Бондарчука «Сталинград», который впервые в России снимается по технологии IMAX 3D.

Охрана «Сталинграда» взимает сумму за вход, которая примерно соответствует билету в кино. Купив «билетики» на одну сцену 3D-фильма мы отправились гулять по съемочной площадке, где снимали фильм «Сталинград».

Под одну из главных батальных сцен фильма были выбраны руины завода «Ленспиртстрой», разрушенного в годы Второй мировой войны и используемые для съемок не одного фильма:

Декораторы квартала Сталинграда подошли к своей работе масштабно. Если верить Википедии, то декорации строили 6 месяцев более 400 человек и потрачено было на все это около 5 млн. долларов.

Так как фильм художественный, то на съемочной площадке много деталей, которые должны подчеркнуть драматизм ленты. Например, немецкое кладбище с оградой, сделанной из спинок кроватей:

Это кладбище действительно было в Сталинграде и примерно в том же месте, что на съемочной площадке, но выглядело несколько иначе:

Оградка же не является фантазией декораторов фильма. Точно так была огорожена братская могила советских солдат на берегу Волги в Сталинграде.

На съемочной площадке были воссозданы самые примечательные здания Сталинграда того времени. Мельница Гергардта построенная в 1903 году и разрушенная в 1942 году:

Одно из самых впечатляющих зданий на съемочной площадке — первая царицынская пожарная часть (первоначальное названия города было Царицын (1589-1925), потом Сталинград (1925-1961) ну и наконец современное название — Волгоград):

Реальное здание было построено в 1897 году. В 30-х годах прошлого века власти города решили демонтировать каланчу, так как опасались покушений на членов исполкома:

Таким образом красиво разрушенной каланчи, как в будущем фильме, просто не могло быть в Сталинграде:

Некоторые здания на съемочной площадке имеют не только фасады, но и внутренние помещения. Одним из таких строений является декорация универсального магазина, который зачем то переименовали в «продовольственный магазин»:

В то время, когда немцы контролировали Сталинград, в универсальном магазине располагался штаб генерала-фельдмаршала (высшее воинское звание в немецкой армии, за годы Второй мировой войны это звание имели 26 военачальников) Фридриха Вильгельма Эрнста Паулюса, в нем же он и сдался в плен.

Зайдем внутрь:

Первым делом в глаза бросается люстра, выполненная в духе сталинского ампира, которая покачивается от сквозняка:

Внутреннее убранство выглядит так, как будто будущий фильм рассчитан на американцев, а не на русских. Каждый элемент декора подчеркивает принадлежность к Советскому Союзу.

Помимо названия магазина, вышел небольшой косяк и с фонарем:

Судя по фотографии первых бомбардировок площади Павших борцов, у фонарей было 3 плафона, а не два, но это, конечно, мелочи.

Немцы видимо были настолько в панике, что делали орфографические ошибки в надписях. Если верить Яндекс.Переводчику, то правильно писать — «schützengraben verlassen»:

Драматический театр им. М. Горького, точнее, его копия:

Ощущение, что декорацию делали по этой фотографии. Здание это было построено в 1915 году (речь идет не о декорации, а о том, что на фотографии) и являлось оно не театром, а Домом науки и искусств. Позже власть сменилась и здание сделали театром. Во время Второй мировой войны его разрушили. В 1952 году восстановленный театр открылся вновь. Сейчас это «Новый экспериментальный театр»:

У настоящего двойника театра, после восстановления, львы были перенесены. Теперь они находятся возле другого входа в театр:

Как я говорил вначале, для части декораций использовались руины старого завода. Основа этой комнаты - как раз и есть старые перегородки завода:

Если зайти за стену комнаты из прошлого кадра, то можно посмотреть как сделана декорация:

Вот эти стены были свидетелями настоящей войны, а не игрушечной:

Естественно, его тоже воссоздали оформители съемочной площадки:

В настоящем Волгограде этого фонтана уже нет, вместо него сейчас парковка. Хотя после войны его очень быстро восстановили, о чем свидетельствуют фотографии с первого физкультурного парада в Сталинграде, но потом посчитали, что он не соответствует облику восстанавливаемому городу и его демонтировали:

Много внимания декораторы уделили мелочам на съемочной площадке:

МЗМА-400 или 401. Эта машина была точной копией автомобиля Opel Kadett, но в годы сталинградской битвы этого москвича еще не существовало, так что тут он притворяется Опелем:

Сомневаюсь, что такого плана панно было в Сталинграде. Оно мне напоминает третьесортные кадры из американских фильмов, связанных с Советским Союзом, либо скриншот из компьютерной игры:

В большинстве своем декорации выполнены из пенопласта и фанеры, а потом раскрашены. Вроде как единственный взорванный дом во время съемок. В глаза бросаются пенопластовые кирпичи:

Если не обращать внимание на исторические неточности, то работа декораторов очень хорошая. Видно, что люди старались.

Правда за все время присутствия на этой площадке, меня не покидало ощущения, как будто я в компьютерной игре, а не на площадке с декорациями к фильму, премьера которого, предположительно, состоится в октябре 2013 года…

В октябре 2013 года в прокат вышла кинолента режиссера Федора Бондарчука «Сталинград», большая часть которой была отснята в поселке Саперный под Петербургом. Съемочная площадка фильма «Сталинград» стала популярной достопримечательностью жителей города и гостей Северной столицы.

Внимание! На 2017 год территория заброшена, декорации снесены или вывезены.

Съемочная площадка фильма «Сталинград» - как добраться

Поселок Саперный расположен в Колпинском районе Санкт-Петербурга, добраться до него можно на автобусе, электричке или на личном автотранспорте.

  • На электричке ехать от Московского вокзала Санкт-Петербурга в направлении станции Волховстрой до остановки Саперный
  • Городским автобусом №189, отправляется от улицы Грибакиных, проходит через остановку метро Рыбацкое и следует до поселка Саперный
  • Маршрутным такси № К268 от станции метро Рыбацкая до поселка Саперный.

Съемки фильма «Сталинград»

Киноленту снимали на нескольких площадках:

  • Большая часть материала была отснята на территории бывшего завода Ленспиртстрой в поселке Саперный Колпинского района Санкт-Петербурга. Завод Ленспиртстрой был построен весной 1941 года и во время Великой Отечественной войны оказался на линии фронта. В подвалах его помещений находился штаб 55-й армии. В 1941-1942 годах все здания завода были сильно разрушены и с тех пор не восстанавливались. Эта территория является площадкой Ленфильма, на которой снимались многие ленты о Великой Отечественной войне
  • Некоторые сцены киноленты снимались в Санкт-Петербурге, на заводе «Красный треугольник»
  • Все события, происходящие по сюжету на Волге , были отсняты на берегу Финского залива на Третьем Северном форте Кронштадта
  • Часть съемок проводилась рядом с деревней Выстав в Кировском районе Ленинградской области, где специально для съемок были построены декорации
  • Павильонные съёмки проходили на студиях Ленфильм и Всемирных Русских Студиях (RWS - Russian World Studios).

Этапы создания фильма

  • Создание киноленты началось с большой подготовительной работы, длившейся почти два с половиной года. В это время шла работа с архивом, подбирались актеры и проходили встречи с участниками событий 1942-1943 годов. Как отмечал режиссер киноленты Федор Бондарчук, подбор актеров на главные роли, а также участников массовых сцен выполнялся тщательно и с особым вниманием
  • Первые эпизоды были отсняты 25 августа 2011 года на двух площадках в Кронштадте , это были сцены переправы через Волгу и налеты немецкой авиации на наши береговые укрепления. За 17 дней здесь были сняты два ключевых эпизода битвы, в которых приняли участие 900 актёров
  • Основная часть съёмок проходила с конца мая 2012 до 31 июля 2012 года на развалинах завода «Ленспиртстрой» в посёлке Саперный под Санкт-Петербургом.

Описание съемочной площадки

Кинолента была отснята в трёх форматах: IMAX 3D, 3D и в обычном 2D формате. На создание декораций ушло около 5 миллионов долларов, они были построены из пенобетона и металлических конструкций, а сверху обшиты фанерой и декорированным гипсом. Такой ответственной работой занимались 400 человек, а подготовить съемочную площадку фильма «Сталинград» надо было за 6-7 месяцев.

В соответствии с задачей, поставленной Федором Бондарчуком, необходимо было создать безупречные объекты, чтобы зрителю и в голову не могло прийти, что им показывают декорации. Поэтому художники воссоздали все мелочи – обрывки газет и тумбы с афишами, книги и даже сигаретные окурки, - все должно было соответствовать тому времени, чтоб режиссер мог снимать сцены крупным планом.

Здания

Дом Громова - прообраз дома Павлова, соорудили из пенобетонных блоков, а другие здания – из металлических конструкций, которые обшили фанерой и гипсом.

Многие строения были легко узнаваемы, но расположение их изменено. Так, в реальном Сталинграде универмаг и театр, дом Павлова и площадь Борьбы находятся в разных частях города, а по сценарию они расположены рядом друг с другом.

Фонтан

Среди самых знакомых созданных скульптур - легендарный фонтан «Детский хоровод», который также известен как «Дети и крокодил» , изображающий детей в хороводе, он также был включен в композицию городской площади. При его отливке и лепке художник Алексей Иванов использовал пенопласт и гипс.

Военная техника

В фильме Вы увидите танки Т-34, немецкую самоходную установку Marder и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4), - вся эта техника представляет собой копии:

  • PZ-IV создан на основе советского танка T-44
  • Самоходная установка выполнена на базе вездехода
  • Т-34(76) представляет собой макет из пластика и фанеры.

Созданием макетов военной техники занимались мастера из Витебска, они же выполнили макет подбитого самолета.

Оружие

Оружие также в точности соответствовало тому, что использовалось в военные годы, оно предназначалось для ношения и боевых сцен. Чтобы актеры не нанесли друг другу сильных ударов, орудие для боевых сцен изготавливали из дерева и резины.

Мебель и стекло

Во всех трюковых сценах в целях безопасности использовалась мебель из бальзы - мягкого и легкого дерева, а стекло, которое разбивалось, изготавливали из сахара или использовали жидкое стекло, осколки которого не могли повредить актеров.

Люди

Все актеры на массовку утверждались самим режиссером, также индивидуально прорабатывался костюм для каждого человека. Все участники съемочной группы были одеты в военную форму, чтобы не испортить отснятый материал, если кто-то случайно попадет в кадр.

Известные каскадеры Сергей Головкин и Виктор Иванов занимались постановкой трюков, многие их товарищи, талантливые мастера, не только выполнили сложнейшие элементы, но и выступили в качестве актеров.

Сцены взрывов и пожаров

По словам создателей фильма, за три съемочных дня было произведено 96 горений, в одной из сцен на площадке одновременно горели 14 каскадеров. Даже в безопасной зоне было невыносимо жарко, а такого количества одновременно горящих людей в кадре, не было ни в российском, ни, пожалуй, в мировом кино.

Некоторые сцены были воссозданы по архивным фотографиям при помощи интерфейса CGI, кроме того, использовался графический редактор Autodesk Maya,

Авторы фильма сделали все возможное, чтобы созданные декорации Сталинграда соответствовали архивным фотографиям, фильмам и были хорошо узнаваемы зрителями. Такая масштабная работа была выполнена впервые в российском кинематографе.

Федор Бондарчук признавался, что хотел «погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942-го года, добиться эффекта присутствия» и «попробовать стереть границу между экраном и аудиторией».

На создание киноленты было затрачено 30 миллионов долларов, в том числе 20 миллионов долларов было выделено банком ВТБ Капитал по инвестиционному соглашению.

Съемочная площадка фильма "Сталинград", а также используемые спецэффекты позволили зрителю почувствовать атмосферу разрушенного города и военного времени, наполненную страхом и гневом, ненавистью и любовью.

При подготовке раздела использованы фото блога saoirse-2010.livejournal.com

CИНОПСИС ФИЛЬМА

1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, оккупировавшие левобережье Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу - 19-летнюю Катю.

Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан.

На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.

« » будет выпущен в широкий прокат на 2000+ экранах киностудией Sony Pictures в 2013 году

« » - первая картина российского производства, которая будет выпущена на экраны в формате IMAX® 3D.

Режиссёр фильма: «Мы хотели сделать фильм, который сами никогда не видели. Признаюсь, я не думал, что моим следующим проектом станет масштабная военная драма. Для чего сейчас еще одно высказывание о войне? И я сам себе ответил на этот вопрос. IMAX 3D технологии сегодня позволяют добиться ощущения невероятно подробного и убедительного да еще и объемного мира. Мне захотелось погрузить современного зрителя в осажденный, выжженный город ноября 1942-го года, добиться эффекта присутствия. Это вечное стремление кинематографистов попробовать стереть границу между экраном и аудиторией. С одной стороны, мы говорим о новых технологиях и о нашем желании разными способами сделать стереоэффект максимально впечатляющим. С другой - помимо этого сознательно выбранного курса, мы вернулись к классическому киноповествованию, к первоисточнику - к внутрикадровому монтажу, к длинным сценам и длинным планам. Когда ты решаешь всю сцену внутри двух длинных склеек, например».

Продюсер фильма: «Сталинград» - это не только история о битве, изменившей ход войны, это история о людях, сумевших сохранить свои человеческие качества в бесчеловечных условиях и не потерявших способность любить. Современные технологии позволят полнее передать масштаб сражения и драму человеческих отношений, а зрители смогут максимально погрузиться в атмосферу, стать соучастниками и испытать всю гамму эмоций, от слез до радости, сопереживая героям. «Сталинград» станет первым российским фильмом о войне, снятым в формате 3D, который будет демонстрироваться в формате IMAX 3D”.

Грег Фостер, председатель совета директоров и президент компании IMAX Entertainment: «Мы очень рады, что совместно с Федором Бондарчуком, Александром Роднянским и Sony Pictures Entertainment, мы выпускаем в прокат первый в истории российский фильм в формате IMAX. Эффект «погружения» IMAX Experience® разработан специально для того, чтобы зрители могли совершить путешествие туда, где они и не мечтали побывать. Мы уверены, что создатели фильма «Сталинград» благодаря своему таланту сумели создать невероятную историю с потрясающим спецэффектами, а с помощью формата IMAX® 3D вы сможете фактически своими глазами увидеть эту историческую битву и ее героев, которые отдают свою жизнь за свободу».

Продюсер фильма: « » - это не совсем военное кино в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это выражение в последнее время. Это не историческое полотно, не сага о судьбах страны. Наш фильм - эмоциональный человеческий рассказ о людях, оказавшихся в несовместимой с жизнью ситуации, выполняющих свой долг и пытающихся выжить. Это универсальная история, понятная «без перевода» зрителям в других странах. Уверен, это обстоятельство поможет нашим партнерам из Sony Pictures работать с картиной на международных рынках - фильм не требует дополнительных объяснений и специального погружения в наш контекст.

Мы очень рады, что выпускаем «Сталинград» вместе с IMAX, где, к слову, обычно говорят не «посмотри фильм», а «испытай фильм».

« » - это абсолютно зрительский фильм и нашей прямой обязанностью было использовать весь доступный сегодня технологический арсенал так, чтобы просмотр нашей картины стал для зрителей настоящим эмоциональным путешествием.

Продюсер фильма: «Фильм снят в 3D, большая часть всего того, что вы увидите на экране - это настоящие боевые сцены, снятые на натуре с массовкой. Компьютерная графика добавляет масштаб, но не симулирует его. Высокотехнологичным было не только оборудование, которое мы использовали, но и сама организация процесса - в противном случае вряд ли нам удалось бы уложить съемки такого уровня сложности в 79 дней. Сталинград» - это современное высказывание, снятое и рассказанное современным языком для современных зрителей. Фильм снимался в 3D и выйдет и в формате IMAX 3D - это, как мы надеемся, поможет зрителям острее сопереживать нашим героям, точнее чувствовать атмосферу и погружаться в происходящие события более эмоционально».

СЪЁМОЧНАЯ ГРУППА И АКТЕРСКИЙ СОСТАВ

Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл известный американский актер Томас Кречманн, снявшийся в «Кинг-Конге», «Пианисте», «Операции Валькирия», и т.д. Любопытно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме «Сталинград» режиссера Йозефа Вильсмайера.

Федор Бондарчук: «Удивительное совпадение. Дело в том, что мы с Томасом Кречманном - два человека, которые снялись сразу в трех «Сталинградах». Как-то в перерыве между съемками, на площадке, я спросил Томаса:

Помнишь, ты играл в фильме «Сталинград»?

Конечно. Это была моя дебютная роль в кино, сразу после того, как я бежал из ГДР.

Это был немецкий фильм «Сталинград» - о том, как группа немцев замерзла насмерть под Сталинградом. В том же году, что и Кречманн, я снялся в «Сталинграде», режиссером которого был мой учитель Юрий Озеров. Я сыграл снайпера Зайцева. Это был 1989-й год, мы с Ваней Охлобыстиным и Тиграном Кеосаяном, будучи студентами режиссерского факультета, проходили у Озерова практику.

И вот, спустя много лет, мы, два артиста двух разных «Сталинградов» (немецкого и советского), встретились на площадке третьего фильма. Томас говорит, он никогда не думал, что будет сниматься еще раз в военной картине. И уж тем более в «Сталинграде». Но я его убедил».

Места съёмки:

Под Петербургом (поселок Саперный, Ленинградская область), на бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод», который еще называют «Дети и крокодил». Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после снимка последствий авианалета 23 августа 1942-го года, сделанного фотографом Э.Н. Евзерихиным.

Съемки «Сталинграда» начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012-й год - с мая по август 2012-го. В общей сложности съемочный период составил 79 дней.

: «По сравнению с 222 съемочными днями «Обитаемого острова», 79 съемочных дня «Сталинграда» мне показались просто прогулкой. Но это был тот случай, когда мне страшно не хотелось, чтобы съемки заканчивались…»

В отличие от огромного количества конвертированных фильмов, «Сталинград», от первого кадра и до последнего, снимался в 3D. Вместе с оператором Максимом Осадчим на площадке работала команда американских 3D-супервайзеров и стереографов, принимавших участие в съемках «Нового Человека-Паука» и «Хоббита».

Дом, который защищают герои фильма - это не традиционная для кино «плоская фанерная декорация», а полноценное пространство обитания героев. С квартирами, лестницами, коридорами. Каждая квартира уникальна, они обставлены в соответствии с характерами людей, живших здесь до войны и с вниманием к мельчайшим деталям интерьера.

Федор Бондарчук: «Нам важно, чтобы зритель очутился в этом городе и прочувствовал каждой клеточкой кожи страх, любовь и ненависть. Хотим, чтобы зритель отправился в эмоциональное путешествие, чтобы он смог сопереживать: где-то плакать, а где-то смеяться».

Основной состав съемочной группы - 250 человек.

Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки - все соответствует той эпохе.

: «Сценарий «Сталинграда» оригинальный, но мы, следуя давней традиции, отправились в командировку для сбора документального материала. Было записано множество интервью с теми немногими из оставшихся в живых очевидцев. Я думаю, из этого можно впоследствии сделать отдельный проект, потому что рассказанные ими истории - это действительно что-то невероятное по силе воздействия».

: «Мы сделали современное кино для современных людей. И 3D, и масштаб производства, и внимание к деталям - все это лишь инструментарий, позволяющий нам рассказать эмоциональную историю, способную тронуть современную молодую аудиторию. И, полагаю, не стоит недооценивать силу этого инструментария современного аттракционного кино. 3D - это не обязательно атрибут, присущий только большим семейным фильмам-аттракционам, фантастике или приключенческому кино. Это просто инструмент, и все зависит от рук, в которых он оказывается. Для нас это элемент погружения зрителя в события фильма, то, что может максимально приблизить его к происходящему на экране. У нас же речь идет о войне, в которой между враждующими сторонами всего несколько десятков метров, в которой враги знают друг друга в лицо. Сталинград в 1943-м году - место, где средняя продолжительность жизни не превышала суток, а люди, продержавшиеся неделю, считались ветеранами. И мы хотим создать впечатление неизбежной опасности и угрозы...»

Музыка в фильме

Музыку к фильму написал знаменитый американский пианист и композитор, Анджело Бадаламенти, наиболее известный как автор музыки к фильмам Дэвида Линча, а также к его сериалу «Твин Пикс» и фильму «Пляж» Дэнни Бойла.

Анджело Бадаламенти: «Конечно, я слышал о Сталинградской битве, когда еще учился в школе. Но, признаюсь, о ней нам говорили не так уж много - в Америке, как вы вероятно знаете, в основном все разговоры о Второй мировой войне концентрируются вокруг открытия Второго фронта и высадки союзных войск в Нормандии. Но, тем не менее, я все равно слышал о Сталинграде, я читал документальную литературу, о доме Павлова, который героически защищали люди, и куда не смогла проникнуть армия Гитлера.

Режиссер Федор Бондарчук написал мне письмо еще в феврале 2010-го года. И мне сразу захотелось написать музыку к его фильму. Я сразу же попросил сценарий и молниеносно прочел его, потому как очень хотел погрузиться в материал будущей картины, прежде чем начать думать о музыке.

Если бы это был сценарий фильма только о войне и битве, то, поверьте, мне бы было не интересно, я бы не согласился писать музыку к такому фильму. Но то, что я прочел - это предельно простая человеческая история про любовь, на фоне грандиозной и парадоксальной битвы, причем история, лишенная намека на мифологию и пустой пафос. Я был невероятно тронут этой историей, как пятеро мужчин, словно пятеро «отцов», оберегали эту юную девушку, которая единственная осталась в осажденном доме. А немецкий актер Томас Кречманн сыграл просто выдающимся образом. Что мне как раз понравилось в сценарии, так это то, что герой Кречманна не воплощение зла фашистского режима. Он офицер, безусловно, но он не нацист, в том смысле, в котором мы привыкли рассуждать. Он мужчина, который не хочет быть на этом поле битвы, он не хочет сражаться. Он бы точно предпочел ужин со шнапсом в семейном кругу. В нем есть понятие доброты, но он выполняет свою чудовищную работу. Вот, что очень привлекло меня в сценарии. Это абсолютно новая идея, не только о битве, о войне в прямом смысле. И я понял, что написать музыку к этому фильму будет для меня очень интересной задачей.

Еще до того, как я начал писать музыку к «Сталинграду», я прослушал огромное количество русских песен (и народных, и композиторских) и почувствовал интонацию, которая была в каждой из них - мелодический минор. Это меня вдохновляло, когда я сочинял музыку к фильму.

Музыку к фильму мы записывали в Москве, на протяжении двух недель я работал с симфоническим оркестром. Она разная, в соответствии с разными линиями героев. Основная музыкальная тема - универсальная - ее нельзя назвать русской, немецкой или японской - как и универсальна сама идея фильма. Универсальная потому, что она будет понятна и близка всем зрителям за пределами России, где также будет показываться «Сталинград».

СТАЛИНГРАД ПОД ПИТЕРОМ

Основные съемки военной драмы « » прошли под Санкт-Петербургом, где производственный отдел под руководством художника-постановщика Сергея Иванова выстроил декорации подвергшихся бомбежке зданий и площади, оккупированного фашистами города. Сергей Иванов участвовал в создании большой исторической драмы "Царь" Павла Лунгина, но «Сталинград» оказался проектом иного уровня сложности из-за поставленных режиссером творческих задач и предполагаемого объема работы.

«Предложение принять участие в создании «Сталинграда», - вспоминает художник-постановщик Сергей Иванов, - мне сделал Федор Бондарчук после показа одной из конкурсных картин Московского международного кинофестиваля. Как сейчас помню, я выходил из кинотеатра «Октябрь», Федор меня окликнул, мы разговорились, и он рассказал мне о своей новой картине. Проект меня заинтересовал, и через какое-то время я встретился с продюсером Сергеем Мелькумовым. Так все и началось».

Прочитав сценарий и собрав команду единомышленников, Иванов приступил к созданию эскизов и макета, претерпевшего в ходе работы множество изменений, поскольку продюсеры и режиссер хотели видеть объекты с разных углов обзора. Процесс выстраивания мизансцен начался уже на этом этапе.

«Макет размером 2,5 на 1,5 метра был сделан из пенокартона и бумаги с учетом места съемок, - рассказывает Сергей Иванов. - Выбирали по большому счету между Волгоградом и Петербургом, но от города на Волге пришлось в итоге отказаться из экономических соображений. На одном из этапов рассматривалась Москва, но и этот вариант не подошел, потому что пришлось бы строить все декорации с нуля в чистом поле. С учетом всего этого район села Саперное под Питером, где сохранились несколько полуразрушенных зданий со времен Великой отечественной, оказался наиболее подходящим для наших задач. К этим зданиям мы пристроили свои, в одном из которых располагался магазин и штаб немцев, а другой был домом Громова. Мне доставило удовольствие решение снимать под Петербургом еще и потому, что в экспедиции работать получается плодотворней, чем дома, где многое может отвлекать».

Помимо основного макета художественный отдел изготовил модели упавшего самолета и фасадов всех основных зданий. Работа над эскизами продолжалась длительное время, потому что художники стремились зафиксировать и передать характер всех съемочных мест. Например, если это была комната, то иллюстрации передавали ее обстановку со всеми подробностями быта, чтобы было понятно, кто в ней жил.

НАСТОЯЩАЯ СТРОЙКА

Съемочная площадка фильма " " поражала объемом и характером проделанной работы. Кинематографисты развернули самую настоящую стройку, поскольку стандартными декоративными приемами и способами, поставленные Бондарчуком задачи, решить не представлялось возможным. Возведением и оформлением декораций, стоившим продюсерам около $4 млн, занималась команда из 400 специалистов.

«Вопросов строительства мы начали касаться во время первого блока съемок, которые прошли летом 2011-го года, - вспоминает Иванов. - В тот период мы работали над сценами переправы через Волгу и кадрами Японии. Очень сложные съемки прошли в Кронштадте на берегу Финского залива. Сложные потому, что пришлось снимать кадры переправы по горящей из-за разлива и поджога нефти Волге. Декорации же, нескольких зданий «Сталинграда», начали возводить в сентябре. Под Питером развернули настоящую стройку с тремя кранами, парой бульдозеров, экскаваторов и бурильными машинами. Часть строительных работ прошла зимой, поэтому пришлось вбивать сваи в мерзлую землю, а потом заливать фундамент.

Предварительно была подготовлена проектная документация, составлены все необходимые сметы. При этом времени было в обрез, с учетом поставленных творческих задач. Требовалось все построить за шесть-семь месяцев. Дом Громова возвели из пенобетонных блоков, современного, достаточно мягкого материала, который после декорирования выглядит как кирпич. Остальные дома представляли собой металлические конструкции, обшитые фанерой и декорированные гипсом.

При постройке декораций художественный отдел соблюдал пропорции и характер зданий Сталинграда того времени, но внес изменения в географию кинематографического города. Прототипы всех зданий и объектов - универмаг, театр, дом Павлова (прообраз дома Громова) и площадь Борьбы - находились в разных концах реального Сталинграда, по сценарию же рядом друг с другом. Кинематографисты также включили в композицию городской площади знаменитый фонтан со скульптурой крокодила и детей. Отливкой и лепкой занимался художник Алексей Иванов. В работе он использовал пенопласт и гипс.

«Фактурой и декорированием занялись в марте, чтобы успеть к майским съемкам, - рассказывает Сергей Иванов. - Наверное, я собрал абсолютно всех художников-декораторов и скульпторов, доступных в Петербурге. Федор Бондарчук поставил задачу изготовить максимально реалистично выглядящие объекты, чтобы зрителю даже в голову не пришло, что ему показывают декорацию. К тому же мы снимали в стереоформате, который предъявляет самые высокие требования к детализации. Поэтому мы воссоздавали все, вплоть до барельефа на фасаде, и режиссер мог снимать планы любой крупности».

Военно-историческая драма без танков сродни футбольному матчу без голов. В фильме Федора Бондарчука военная техника присутствует. На съемочной площадке были танки Т-34, немецкая самоходная установка Marder («Куница») и тяжелый фашистский танк PZ-IV (T-4).

«Разумеется, все эта техника - копии, - комментирует художник-постановщик. - PZ-IV построен на базе советского танка T-44, которому мы перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Что касается Т-34(76), то это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу блестяще выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолета».

«Сталинград» - военное кино, поэтому оружие фигурирует во многих сценах. Винтовки и автоматы для фильма изготавливались трех видов - для ношения, съемок обычных и боевых сцен. В военных эпизодах, когда советские бойцы сходятся в рукопашную с немцами, актеры дрались с резиновым или деревянным оружием в руках, чтобы наносить не столь болезненные удары друг другу.

«Все оружие в точности соответствует использованному во время войны, - комментирует Сергей Иванов, - но не хватило времени на реализацию всех задумок. Например, защитники Сталинграда применяли ампулометы - стеклянные трубки со спусковым механизмом, который выбрасывал коктейль Молотова. К винтовкам цеплялись самодельные гранатометы, но мы ограничились только хорошо всем знакомым оружием».

В трюковых сценах ломалась мебель из бальзы. Стекла для битья изготавливались из сахара, также применялось так называемое жидкое стекло, осколки которого безопасны.

«Перед нами поставили творческие и трудоемкие задачи, - подытоживает Сергей Иванов, - но Федор создал настолько отличные условия, что все работали с удовольствием и большим интересом».

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

" " — одна из первых военных драм в 3D и первая картина жанра, адаптированная к широкоэкранному IMAX-формату. На начальном этапе работы над проектом режиссер картины Федор Бондарчук настоял на съемке в стерео, поскольку чувствовал и понимал, что видеоряд получит большую выразительность, а зритель сильнее сумеет погрузиться в пространство кинофильма.

"У тебя, как у художника, действительно есть абсолютная свобода размыть эти границы — право, лево, верх, низ этого экрана, - делится своим мнением Федор Бондарчук. - Действительно, ты можешь сидеть перед дырой в пространстве".

"Сталинград" стал первым опытом работы со стереоматериалом не только для Федора Бондарчука и оператора-постановщика картины Максима Осадчего, но и специалистов по физическим и визуальным эффектам, занятым на этом проекте. Чтобы творческий эксперимент увенчался успехом, из США вместе с оборудованием прибыла опытная команда инженеров и стереограферов. Создатели сделали свой выбор в пользу оборудования компании 3Ality, которая построила стереориг (механическое приспособление c возможностью программирования) на базе двух камер Red Epic, применив компоновку с зеркалом. То есть это было устройство, на которое крепились две камеры, осуществлявшие съемку через зеркало, наклоненное под 45°. При этом одна камера снимала напрямую, другая - через зеркальное отражение. В общей сложности у команды было семь камер Red Epic и три вида ригов, способные перекрыть все творческие задачи. В случае необходимости оператор-постановщик мог снимать с плеча, например, рукопашные схватки, со стедикама - кадры с плавным движением, а с крана - захватывающие дух панорамы. Общие планы с пролетами фиксировались с канатной дороги, благодаря установки камер на "спайдер".

Возможность выбирать между ригами играла ключевую роль, поскольку скромная по размерам установка для съёмки с плеча позволяла снимать только с дискретной оптикой. Зум-объективы с переменным фокусным расстоянием ставились на риги большего размера. Аналогичное оборудование было использовано для съёмок "Нового Человека-паука" и "Хоббита: Нежданное путешествие". В состав американской группы вошли специалисты, которые также участвовали в создании упомянутых голливудских блокбастеров. Все ключевые технологические и творческие вопросы, связанные со стерео, решались совместно с супервайзером Мэттью Блю ("Восстание планеты обезьян"), у которого сложились великолепные профессиональные отношения с российской группой. Съемочному периоду предшествовал подготовительный этап, в ходе которого кинематографисты настроили камеры и обсудили стереоэффекты.

"Во время препродакшна мы с Федором и Максимом, - рассказывает стереографер Мэттью Блю, - подробно обсуждали сюжет, придумывая, как нам за счет 3D обогатить историю. Мы хотели быть предельно конкретными с выбором стереоэффектов, поэтому проработали эпизоды в сценарии с точки зрения их "визуальной" глубины. Перед съемкой определились, в каких сценах стереоэффект будет большим, а в каких малым".

Оператор-постановщик Максим Осадчий провел все необходимые пробные съемки, и творческая группа приступила к обсуждению стилистических и художественных решений в работе со стереоформатом.

"В общем и целом "Сталинград" стал для нас 3D раем, - отмечает Мэттью Блю. - Мы снимали крупные планы широкоугольными объективом, перемещали камеру, в кадр попадали различные эффекты, вроде дыма и пепла, наконец, оператор и режиссер выстраивали великолепные композиции. Максим и Федор проделали большую работу, продумывая передний, средний и задние планы во время компоновки кадра. Даже в 2D "Сталинград" будет близок 3D фильму".

До того как прозвучала первая команда "Мотор!" на площадке, режиссер, оператор-постановщик и супервайзер стереографии успели обсудить технические особенности съемки с учетом показа в залах IMAX.

"Преимущественно мы разговаривали о композиции кадра и последующей проекции изображения на экран IMAX размера, - уточняет Мэттью Блю. - Другими словами, мы обсуждали крупность плана, в особенности, когда лицо из-за стерео обретает округлость и "нависает" над зрителями, сидящими в четвертом ряду. При обсуждении же батальных сцен, демонстрировавшихся общим планом, мы затрагивали эффект миниатюризации, округлости и того, что наиболее эмоционально важно для сюжета в этот момент. На площадке, просматривая материал на 42 -х дюймовом стереомониторе, я использовал вырезанные из картона фигурки людей в качестве напоминания режиссеру о размерах аудитории в зале по отношению к экрану".

По словам Мэттью Блю, многие последние голливудские фильмы зрители критиковали за чрезмерно консервативное стерео, никоим образом не служившее художественным средством. Сюжет картины "Сталинград" содержит целый ряд эмоционально сильных сцен, которые кинематографисты обыграли при помощи 3D. Стереоформат служил для режиссера инструментом художественной выразительности, а не технологической "примочкой".

БОИ И РУКОПАШНЫЕ СХВАТКИ

Фильм " " Фёдора Бондарчука - это история любви, которая зарождается в пекле страшной битвы. Боевые действия в картине играют важную роль, зритель переживет страшные минуты ожесточенных схваток, когда солдаты идут в рукопашную, используя в качестве оружия саперные лопаты, клинки и штыки. Все это должно было выглядеть убедительно на большом экране. Постановку трюков доверили Сергею Головкину, в послужном списке которого " " Алексея Учителя и военная российско-американская драма "Ленинград", а также Виктору Иванову, в свое время работавшему над московскими сценами картины "Превосходство Борна". Каскадерская группа принимала участие в двух блоках съемок - в Кронштадте, где художественная группа построила причал на берегу Финского залива, который изобразил полноводную Волгу, и в поселке Саперное, где были выстроены полноразмерные декорации Сталинграда. В Кронштадте работала группа из 50 каскадеров, которая отрабатывала сцены переправы с последующим обстрелом фашистами позиций советских солдат и разливом горящего топлива. В рукопашных сценах в траншеях Сталинграда численность группы была увеличена.

"Федор Сергеевич требовал достоверности при исполнении всех трюков, - отмечает Сергей Головкин. - Поэтому мы провели кастинг среди каскадеров и многих из них пригласили не только для выполнения трюков, но и игры в качестве актеров. Такой подход позволил нам увидеть лица во многих экшн-сценах. В первый год съемок исполнители главных ролей не принимали участие в боях, поэтому им не пришлось проходить подготовку. Но на второй год, когда мы снимали сцены массовых рукопашных схваток и кадры со взрывами, уже требовались репетиции и хорошая физическая подготовка. Для этой цели на съемочной площадке в Саперном, где предполагалась постановка этих сцен, были организованы репетиции.

Исполнители одевали костюмы своих героев, получали на руки оружие и проходили курс молодого бойца. Их опекали ассистенты режиссера трюковых сцен Александра Самохвалова. Под руководством ассистентов актеры ползали в грязи, бегали среди воронок и прыгали через окопы с оружием. Особое внимание уделялось огневой подготовке, чтобы исполнители правильно и умело пользовались своим оружием. То есть не боялись стрелять и корректно отыгрывали выстрелы и эпизоды со взрывами".

Съёмкам предшествовала тщательная подготовка. Предварительно сцены с трюками воплощались в раскадровке. Наиболее сложные, например, рукопашные, не только репетировались, но и превизуализировались. Кинематографисты записывали на видео репетиции, и полученный видеоматик демонстрировался съемочной группе, чтобы все понимали характер сцены и сложность предстоящей работы. Помимо этого практически всегда в постановке принимал участие супервайзер по компьютерной графике Дмитрий Широков, который подсказывал, что будет дорисовано и добавлено в кадр на этапе постпродакшена. Съемка картины в стереоформате также оставила свой отпечаток на работе постановщиков трюков.

"В стереофильме нет второго плана в привычном понимании, - уточняет Сергей Головкин, - все элементы сцены находятся в фокусе и имеют одинаковую важность. Поначалу многим подобное положение вещей было непонятно. При обычных съемках мы можем рассмотреть удары и отыгрыши актеров переднего плана, в то время как движения персонажей, расположенных дальше, расплываются. Поэтому и требования к "копошащимся" людям на дальнем плане не самые высокие, так что зачастую привлекается массовка или реконструкторы для заполнения кадра. В фильме "Сталинград" этого делать было нельзя, так как было видно все и всех. Многочисленные тренировки и репетиции проводились не только для актеров и каскадеров, но и для реконструкторов и массовки. Бондарчук требовал наносить все удары в тело, чтобы зритель чувствовал реальность происходящего в кадре. Поскольку все бои сопровождались взрывами, то вслед за командой: «Стоп…», всегда звучал вопрос: «Все живы?»

Пожалуй, наиболее сложными эпизодами для постановки стала сцена рукопашной схватки, в которой приняли участие все актеры, каскадеры и участники массовки. Если какой-то элемент трюка не получался у одного, то работа всех остальных также шла насмарку. Непросто было снимать и сцены взрывов, гремевших вблизи актеров. Кинематографисты использовали специальные пневматические приспособления для выдергивания исполнителей из эпицентра взрывов. Разумеется, сначала все тщательно репетировалось с привлечением дублеров, но отлететь от пиротехнического взрыва Петру Федорову и Дмитрию Лысенкову предстояло самим. Благодаря пневматике и актерской ловкости акробатические прыжки обретали красоту.

Исключительную сложность для постановки представляла сцена атаки немецких позиций после взрыва баков с горючим. В этом эпизоде наши солдаты не прекращают бой даже после того, как их накрывает огнем и они вспыхивают, как факела. "Съёмка оказалась непростым испытанием для всех, кто принимал в ней участие, не исключая операторскую группу, - рассказывает Сергей Головкин. - Температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Такого количества одновременно горящих людей в кадре в российском кино не было точно, как, наверное, и в мировом. Сцена репетировалась уже перед полностью готовыми камерами. Все участники запомнили каждое свое действие. В этот момент абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы даже в случае попадания в объектив не испортить кадр. Мы произвели 96 горений за три съемочных дня. При этом на площадке одновременно горели 14 каскадеров".

Чтобы не обгореть, каскадеры покрывали костюмы специальным гелем, привезенным Сергеем Ивановым из США, и надевали защитную маску в виде лица. Какие-то трюки не связанные с огнем исполняли сами актеры без привлечения профессиональных дублеров.

"В фильме есть эпизод, когда немецкий офицер прыгает сверху на нашего разведчика, - вспоминает Головкин. - Мы с дублером отработали реальный прыжок с балки этажа декорации дома. Это был настоящий прыжок на человека, стоявшего внизу, и только в последний момент через трос система притормаживала падение. Я, честно говоря, думал, что трюк исполнит дублер, потому что Томас Кречманн просто откажется это делать. Но он посмотрел на дублера и его прыжки и согласился выполнить это сам. Сначала мы спускали его на небольшой скорости, а уже потом он реально прыгал на Петра Федорова несколько дублей к ряду. То же самое было и в сценах боев: он смотрел, что и как делает его дублер, а потом входил в кадр и шел под выстрелы и взрывы". "Сталинград" - большое сложнопостановочное кино, - завершает свой рассказ Сергей Головкин, - работа над таким проектом запоминается на всю жизнь. В старости будет, что вспомнить и рассказать своим внукам".

ФИЗИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ

В "Сталинграде" сцены атаки с воздуха и земли содержат эффектные взрывы. Супервайзером пиротехники на площадке был Михаил Марьянов, сотрудничавший с Федором Бондарчуком на проекте "9 рота". Команда пиротехников насчитывала 16 человек, поскольку перед группой были поставлены комплексные творческие задачи, например, взрыв здания, о котором мы расскажем дальше.

"Взрывали как на суше, так и в воде, - рассказывает Михаил Марьянов. - В заливе заряды крепили на поплавки, при этом приходилось бороться с течением и ветром. Вместо пороха использовали различные имитаторы промышленного производства, предназначенные для съемок. Военные нас, как пиротехников, никак не консультировали, потому что мы работаем совершенно по-разному. Их действия направлены на разрушение и уничтожение, а наши на создание внешнего эффекта".

Съемка фильма в стереоформате имела целый ряд особенностей, которые пиротехникам следовало учитывать в ходе постановки физических эффектов.

"Мы производили взрывы, как и раньше, - рассказывает Михаил Марьянов, - но внесли изменения в их плотность и интенсивность. Чтобы появилась глубина, пиротехнические заряды были разнесены друг от друга на определенное расстояние. При взрыве поток горячего воздуха легко мог сбить тонкие настройки зеркал камеры, поэтому заряды опять же закладывались с учетом этого фактора. Кроме того, у нас ушло какое-то время, чтобы разобраться с пеплом. Если тот падал близко к камере, то выглядел пятном, если далеко, то пропадал стереоэффект. В итоге, сыпали на усредненном расстоянии".

Перед съемкой боевых сцен специалисты тщательным образом осматривали площадку, убирали камни и вырывали лунки под заряды, которые затем засыпались мягким торфом. Каждый участник, будь он каскадером или актером, знал свой маневр, чтобы не подорваться. Тем не менее, за каждым из исполнителей был закреплен пиротехник, который вел своего человека и дистанционно управлял срабатыванием взрывчатки. Всем следовало быть аккуратными и точными в своих действиях, чтобы сцена получилась зрелищной и такой, какой ее задумал режиссер. Репетиции, безусловно, в этом плане помогли. Если разнообразными взрывами на площадке Михаил Марьянов занимался в прошлом, то разрушать дом ему довелось впервые в карьере.

"На этапе проектирования и строительства необходимость последующего обрушения здания была учтена, - рассказывает Михаил Марьянов. - Мы попросили художника-постановщика и архитектора построить дом из легких материалов, а не кирпичей. Строение было выполнено из пенобетона с деревянными перекрытиями. Специалисты указали нам участки, где следует закладывать заряды, чтобы дом начал рушиться под собственным весом. Но предварительно конструкцию здания максимально ослабили, для этого рабочие строительной компании на протяжении двух дней убирали все перекрытия, оставляя только стены".

Взрыв здания - одна из самых ответственных сцен фильма, потому что у кинематографистов был всего один съемочный дубль. Если бы что-то пошло не так, то заново отстраивать дом не представлялось возможным, но требуемый художественный эффект был достигнут с первой попытки.

"Думаю, что студия Армана Яхина обработала многие взрывы в этом фильме, - продолжает Михаил Марьянов. - Дело в том, что мы не могли в момент детонирования заряда производить осколки, чтобы не поранить актеров и съемочную группу. Такие вещи всегда добавляются при помощи графики".

"В фильме будет несколько планов со взрывами, доработанными на компьютере, - дополняет Арман Яхин. - Например, кадры атаки с воздуха, которая накрывает фашистские соединения и танки. Также в картину войдет эпизод, снятый в рапиде, со снарядом, пробивающим стену дома. Подобное снять вживую невозможно, поэтому сцена целиком создается средствами графики и анимации".

По сюжету фильма Сталинград лежит в руинах, а в воздухе постоянно летает пепел, который через какое-то время оседает толстым слоем на землю. Кинематографисты использовали искусственный пепел из целлюлозы. Каждый день на декорирование уходило несколько мешков этого материала. Тем не менее, компьютерная симуляция атмосферных эффектов все же понадобилась для общих планов, поскольку мортиры полностью не покрывали необходимый участок площадки.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Современный фильм сложно себе представить без компьютерной графики. С переходом на цифровое кинопроизводство и развитием технологий качество визуальных эффектов сильно выросло. В военной драме "Сталинград" более 230 планов с компьютерной графикой. Это небольшая цифра, но следует учитывать характер съемки и монтаж. Поскольку лента снималась в стереоформате Федор Бондарчук делал продолжительные кадры. К примеру, открывающий фильм эпизод с пролетом самолета над Фукусимой длится около двух минут. Этот план, как практически и все остальные визуальные эффекты, целиком создан на компьютере художниками студии Main Road|Post под руководством VFX супервайзера картины Армана Яхина.

"Наша компания познакомилась с проектом на самой ранней стадии в 2009-м году, - вспоминает Арман Яхин, - тогда мы подготовили "настроенческие" эскизы. Два года спустя, когда проект был окончательно запущен, наша команда вплотную занялась концептами и различными вещами в области исследований и разработок. Коллеги поехали делать пробные тесты на камеры Red Epic, а мы в это время симулировали огонь и взрывы".

Студия Main Road|Post впервые имела дело со стереоматериалом, но 3D оказалось не столь пугающе сложным, как изначально всем могло показаться.

"Стереоформат заставляет быть более внимательным и аккуратным с деталями, - рассказывает Арман Яхин, - помимо этого увеличивается продолжительность и объем работы. Если делаешь полностью сгенерирированный компьютерный план, прирост составит 20% - 30%, а простая работа типа чисток кадра от ненужных предметов, ротоскопинг или удаление тросов становятся сложнее в среднем раз в пять".

Прежде чем приниматься за компьютерную обработку сцены художники студии рисовали концепты, брав за основу съемочный кадр. Полученный образец утверждался у режиссера и служил отправной точкой для работы над графикой и цветом. "Сталинград" - фильм, в который мы впервые так глубоко вошли при работе над изображением, - отмечает Арман Яхин. - Исходный материал был превосходного качества. На мой взгляд, Максим Осадчий проделал блестящую, эталонную работу. Но и нам многие кадры по-настоящему удались".

В фильме несколько сцен, которые первоначально были воплощены не только в виде раскадровок, но и превизов, то есть трехмерных аниматиков. К таким эпизодам относится танковая атака и падение самолета. Художники и аниматоры, следуя указаниям режиссера, проработали экшен в черновой графике, после чего эти сцены пошли в финальную работу. Что касается эффектной сцены с горящими красноармейцами, то ее не превизуализировали, но основательную компьютерную обработку она все же прошла. Художники Main Road|Post усилили огонь, смешав настоящее пламя с его цифровой симуляцией. Кроме того, они добавили компьютерные модели людей для нескольких планов и превратили день в ночь за счет цветокоррекции.

"На разработку и доводку технологии симуляции огня в пакете Houdini мы потратили около трех месяцев, - рассказывает Арман Яхин. - Несмотря на превосходную работу пиротехников на площадке, в законченной картине будет много кадров с цифровым пламенем. По большому счету огонь в "Сталинграде" станет для нашей студии визитной карточкой. Объемы его симуляции потребовали обновления и увеличения производительности "железа". В настоящий момент рендер-ферма (совокупность компьютеров для визуализации - прим. ред.) студии насчитывает 240 ядер, плюс в просчете участвуют 30-35 компьютеров художников в ночное время суток. Симуляция одного только кадра занимала от двух до семи терабайт дискового пространства, поэтому нам также пришлось приобрести дополнительный массив данных на 100 терабайт". В сцене с горящими красноармейцами в тех кадрах, где бойцы падают с обрыва, фигурируют компьютерные модели людей. Их строили и анимировали в трехмерном редакторе, опираясь на фотографии актеров. При этом технология анимации носила смешанный характер, какие-то действия анимировались по ключевым кадрам, а какие-то при помощи техники захвата движений.

"Захват движения был осуществлен с использованием безмаркерной технологии Kineсt и программного обеспечения компании IPi Soft, - продолжает Арман Яхин. - Фотографии актеров в костюмах были взяты за основу текстур. Конечно, цифровая массовка в "Сталинграде" не такая многочисленная как во "Властелине колец", зато наши модели солдат исполняют трюки с горением".

В одной из сцен советские самолеты сбивают немецкий бомбардировщик Henkel, который пикирует и с грохотом падает на площадь напротив дома Громова. Этот эпизод целиком создан средствами компьютерной графики и анимации. При работе над компьютерной моделью самолета трехмерщики студии Main Road|Post изучили внешний облик германской машины по фотографиям и взяли во внимание макет самолета, покоившийся на съемочной площадке. Эти несколько планов, находившихся в работе около года, вобрали в себя все технологии, доступные художникам Main Road|Post на сегодняшний день. Компьютерная модель строилась в Autodesk Maya, а вся динамика разрушений имитировалась в программе Houdini. Помимо этого декорации Сталинграда были также воссозданы в графике по многочисленным фотографиям площадки. Стоит отметить, что на съемках от студии постоянно находилось три специалиста, которые выполняли творческие и технические задачи под управлением супервайзера на площадке Дмитрия Широкова.

"Эпизод с самолетом, как и весь экшн в фильме стилизован и подан в гиперреалистичном ключе, - говорит Арман Яхин. - За образец брались картины "300 спартанцев" и "Запрещенный прием" Зака Снайдера, знаменитые рапидными съемками и необычной колористикой. Помимо симуляций огня, дыма и имитации разрушений, наша команда активно дорисовывала задний план. Например, сцену в Фукусиме снимали в тех же декорациях, что и Сталинград, но с других ракурсов. Мы меняли небо и фон. Все постройки в нескольких десятках метров от камеры уже создавались на компьютере. Здания представляли собой трёхмерные модели, иногда, это были проекции двухмерных изображений на низкополигональную геометрию".

Арман Яхин отмечает, что фильм "Сталинград" должен стать прорывом для формирующейся отечественной индустрии кино. Прорыв стал возможен благодаря слаженной работе всех производственных отделов, реалистичным срокам и дружественной атмосфере в коллективе, которую удалось создать режиссеру и продюсерам проекта.


Смотреть фильм «Сталинград (2013)» на русском бесплатно он-лайн

В октябре прошлого года состоялась всероссийская премьера нового фильма о Великой Отечественной войне «Сталинград» режиссёра Ф.С. Бондарчука.

«Элитный» режиссёр и его сообщники: Александр Роднянский, Антон Златопольский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, освоив 30 млн. долларов (около 1 млрд. руб.), решили показать то, чего не было в истории.

Сюжет фильма «Сталинград»

Действие происходит в 1942 году на оккупированном немецкими войсками берегу Волги. Потерпев неудачу при попытке начать контрнаступление на немецкую армию, советские войска вынуждены отступать. Однако нескольким солдатам удалось перебраться на берег противника. Они остаются в меньшинстве и укрываются в прибрежном доме, где встречают девушку. Её дом заняли немцы, а сама она не успела (она и не собиралась – моё примечание) покинуть линию фронта. На фоне самого кровопролитного в истории человечества сражения развивается история любви, и солдатам теперь любой ценой надо защитить эту девушку (что угодно, но только не защищать Родину!) .

Вторая главная сюжетная линия – это похождение немецкого офицера к русской девушке для проведения утех, так сказать, снятия стресса, а еще для того чтоб пожаловаться на своё командование и на русских варваров, которые не щадя себя уничтожают фашистов.

«Поскольку я продолжаю работу над фильмом «Сталинград», я читаю всё по истории Сталинградской битвы. От «Сталинграда» Энтони Бивора и «В окопах Сталинграда» Некрасова до «Железного креста» Вильгельма Хайнриха и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана» - говорит Фёдор Бондарчук.

Увидев фильм своими глазами, можно убедиться в том, что сюжетная линия не соответствует и вообще никак не передаёт характер и настроения участников той знаменательной битвы.

А вместо этого наоборот, показывает фашистов тонкими и ранимыми людьми, несущими культуру нецивилизованным народам. Русских людей – дикими и продажными (кадры, где мальчик при виде немцев постоянно вытягивается по стойке смирно и приветствует их в «гитлеровском приветствии»), русских девушек – “блядями”, солдат Красной Армии жестокими и безчеловечными варварами.

Канву сюжета можно описать так

  1. Пять русских солдат пытаются завладеть молоденькой девушкой.
  2. Фашист «крутит любовь» с “нереально красивой” и чистой белокурой русской девушкой, которая отвечает ему взаимностью!
  3. Русский снайпер убивает эту девушку за «шашни» с фашистом.
  4. Девушку-еврейку и её ребёнка сжигают в автобусе фашисты.
  5. Почти всех убивает русская артиллерия вызванная радистом.
  6. Спасатель МЧС сидит и рассказывает всё это немке, лежащей под завалами в японском городе Фукусима.

Немного истории

В связи с этим необходимо пояснить, чем была Сталинградская битва и что она значила для человечества в целом:

Сталинградская битва

(17 июля 1942 - 2 февраля 1943) - боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны.

Является крупнейшей сухопутной битвой в ходе Второй мировой войны, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. Сражение включало в себя попытку вермахта захватить правобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние Красной армии и вермахта в городе и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого 6-я армия и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.

По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружения и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.

Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинградской битве положила «начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли», за которым последовали освобождение оккупированных территорий Европы и окончательная победа над Третьим рейхом в 1945 году.

Против СССР стояли «цивилизованные» страны Запада: Третий Рейх и союзники (Румыния, Италия, Венгрия, Хорватия, Финляндия (добровольцы) и т.д.).

Силы сторон

СССР – с начала операции 386 тыс.чел., 2.2 тыс. орудий и миномётов, 230 танков, 454 самолёта (+200 сам.ДА и 60 сам.ПВО). Дополнительно с советской стороны было введено 11 армейских управлений, 8 танковых и механизированных корпусов, 56 дивизий и 39 бригад. На 19 ноября 1942 в сухопутных войсках 780 тыс. человек.

Всего 1 млн. 140 тысяч человек.

«Цивилизованный» ЗАПАД (Державы Оси) – к началу операции 430 тыс. человек, 3 тыс. орудий и миномётов, 250 танков и штурмовых орудий 1200 самолётов. На 29 ноября 1942 в сухопутных войсках 877 тыс. человек.

Потери

СССР − 1 129 619 чел. (безвозвратные и санитарные потери), 524 тыс. ед. стрелк. Оружия, 4341 танк и САУ, 2777 самолётов, 15,7 тыс. орудий и минометов.

«Цивилизованный» ЗАПАД (Державы Оси) – 841 000 (безвозвратные и санитарные потери), 237 775 пленных солдат и офицеров, 166 танков и 744 самолёта захвачено.

Из приведенных данных должно быть очевидно, что исход сражения решила не холодная или мокрая погода, не случай, а отвага и смекалка русского солдата, воевавшего под умелым руководством военачальников и лично Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.

Ниже фото, сделанное после Сталинградской битвы в 1943 году. Надпись на деревянной табличке гласит: «Да здравствует Великий организатор героической обороны Сталинграда тов. Сталин!»

По какому поводу сняли фильм?

Хочу обратить внимание на то, что фильм был снят в тесном сотрудничестве с транснациональной корпорацией IMAX, а премьера фильма была приурочена к 10-летию ведения бизнеса в России этой корпорацией.

Здесь хочу подчеркнуть, не к 70-летию победы Красной армии в Сталинграде, а именно к 10-летию IMAX в России (!).

А поскольку прикрытием фильма-диверсии был, якобы, вызванный интерес у международных прокатчиков, то автору сей “нетленки” нельзя было показывать ужасы фашизма и ужасы войны, а уж тем более героизм русских солдат. Ведь согласно последнему тренду «мировое сообщество» не предоставит своей площадки для проката российского «патриотического» фильма. А вот если про легкодоступных диких русских девок, да про хороших чувственных человечных фашистов, это можно! С позиции общего хода вещей, этот фильм продолжение стратегии подготовки к «оцивилизовыванию», и продвижению в глобальных масштабах «нового мирового порядка».

Ниже фото города и таблички с надписью сделанной рукой бойца Красной Армии: «Проклятие и смерть немецко-фашистским захватчикам, и их государству, их армии их НОВОМУ ПОРЯДКУ!»

Вместо эпических и уникальных исторических событий телезритель получил очередную порцию «Санта-Барбары» и с кашей в голове разошелся по домам. На следующий день после просмотра я зашёл на сайт AFISHA.RU, чтоб увидеть реакцию зрителей. И скажу откровенно, она меня порадовала. Предлагаю ознакомиться с первыми отзывами о фильме (орфография исходная), цитирую их в Приложении.

Видеорецензии на фильм Сталинград

А вот как отреагировали создатели фильма на реакцию зрителей посмотревших этот «шедевр»:

Видно явное желание, что называется, накрыть и дискредитировать волну отрицательных отзывов и принизить их значимость, параллельно ввели новые термины для молодых – «хэйтеры» и «говно-твитты».

Заключение

Подводя итог всего вышесказанного:

AlexandrNesterov

Бред сумасшедшего, а не кино. Во время съемок фильма режиссер хвастался точностью воспроизведения исторических событий вплоть до мелочей. Ну пусть тогда Бондарчук объяснит почему на откормленных лицах солдат не видно ни капли пережитого за два года войны? Почему солдаты дерзят офицерам, а офицеры штабу дивизии (приказали взять и удержать, а не рассуждать о приказе)?

Ну, и почему снайпер не убил немца, который весь фильм мелькает перед его прицелом?

Сопли про любовь изрядно надоели за два часа. Отец Бондарчука снял замечательную картину ” Они сражались за Родину” а Федька, видно дурак раз ничему не научился в отца!

denistravin

Когда я прочитал в анонсе фильма о том, что отряд МЧС России(!) находит в развалинах «Фукусимы» (?) группу туристов из Германии(!!), а на радиоактивных развалинах старый офицер (за 70 лет) рассказывает зажатой бетонной плитой немке историю о том, как он был зачат в Сталинграде, и у него было пять (!!!) отцов, я понял – это фильм для меня!

Ожидания меня не обманули. Немного мешали закадровые комментарии самого Бондарчука – они продолжаются все 2 часа 15 мин фильма. Фёдор тоном Левитана как бы подсказывает зрителю-недоумку в каких местах и как следует реагировать.

Монотонность компьютерной игрушки “стреляй-беги” оживляют две любовные линии. В одной девушка Катя, изнасилованная немцами, идёт по рукам простых и душевных советских солдат в перерывах между боями.

В противовес тупой групповухе быдло-ватников в антисанитарных условиях, главная любовная линия разворачивается в отношениях прусского офицера, рыцаря Железного Креста, и девушки Маши, выбеленной гипедролом и с шестимесячной химией, как у болонки, а-ля Сергей Зверев.

У красноармейцев текста нет как такового. Если они и пытаются как-то передать свои мысли, то это выливается в параноидальное мычание. Всё, что им остаётся, так это изображать муки физической боли.

Прусский господин напротив – демонстрирует познания в философии и некую предрасположенность к рефлексии. Но и здесь всё заканчивается банальным совокуплением. Когда тевтонский рыцарь, на манер матросов в Севастополе, идущих в последнюю атаку, рванул на Маше вшивые обноски, и на зрителя вывалилась грудь в бюстгалтере, размер №5, цвет белый (зимняя свежесть), сомнений не осталось – Ф. Бондарчук творец с большой буквы Г.

Сделать продакт-плейсмент бюстгалтеров push-up контрапунктом битвы на Волге – это гениально.

С большим тактом и любовью снята сцена, когда главному герою, капитану Вермахта, удаётся выполнить задание командования и взорвать цистерны с горючим – смешные горящие человечки, защитники Сталинграда, бегают как пьяные и палят во все стороны.

Короче, как сказал Хотиненко: “Фильм чудесный, я даже рукой отмахнулся от дыма после взрыва…” Видимо, того самого.

Помидорка

Трейлер потрясающий, смотришь и мурашки по коже бегают. Фильм отстой. Ни одного характерного героя, ничего общего со сталинградской битвой, дешевые спецэффекты. Ни о чем. Разочарована.

Виктор Палатник

В общем и целом историческая чушь и драматический фарс…

Федор Бондарчук снял неплохой видеоряд, но из рук вон плохой кинофильм…есть в нем и взрывы, и масштаб (спасибо columbia pictures), и актеры, и декорации, а по сути нет ничего!!!…

Фукусима…МЧС…закадровый голос Бондарчука…переводчик Бондарчук…бесстрашные русские…глупые немцы…ни капли исторических фактов…что это??…такое не может носить название “Сталинград”…это может быть всё, что угодно…от “Пару дне на фронте” до “Однажды у Волги”, но никак не говорящая о почти годовом противостояние, где полегло более миллиона!!! русских солдат, вселяющее страх и вызывающее слезы, прежнее название города Волгоград – “Сталинград”!!!

Если кино разобрать на детали, то некоторые детали хороши, можно даже найти и прекрасные…Катюша получилась на славу, а Петя Федоров настоящий профессионалище и это не может не радовать…что не скажешь про Тютю Бондарчука…он конечно до кино еще не дорос, но фамилия видимо обязывает быть засунутым сразу и в “блокбастер по-русски”, а если еще и учесть, что похоже главного спасителя мчсника играет наш “гениальный режиссер”, то получается полный сюр…Сережа Бондарчук младший отец Феди…

Саундтрэк в фильме вообще отдельная тема, нет, он конечно профессиональный и заслуживает уважения тут никаких вопросов…но тот факт, что единственный русскоязычный кавер на, не побоюсь этого слова, гениальную песню Вити Цоя засунули лишь в титры!!! о многом говорит…патриот биять…фастфудный.

В общем и целом в этой киноленте достойно выгладят только две вещи это матерый Управдом-Громов-Федоров который ни на секунду не дает в себе усомниться и …

“В сети связок в горле комом теснится крик,

Но настала пора, и тут уж кричи, не кричи.

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,

Как, шатаясь, бойцы об траву вытирали мечи…”

RuzgarRuzgar

Сын выказал желание посмотреть фильм после просмотра навязчивой рекламы по телевизору. Ему 12. Сыну, естественно, не телевизору. После просмотра основными вопросами были – по какой стрелялке сняли и где купить саму игрушку….Можно конечно предъявлять как водится претензии школе и родителям, но очередная “духовная скрепа” вышла как то не много боком. Мне не понравилось. И дело не в теме фильма. Просто получился такой красивый, в модном формате и так далее…клип. Впрочем каждый сам решает, какая песенка ему ближе.

Алексей Сайкин

Я шел на этот фильм без ажиотажа, но с желанием посмотреть хороший очередной “ремейк” Федора Бондарчука, слизанного с очередного Американского блокбастера, прошлого десятилетия (а-ля 9 рота – Цельнометаллическая оболочка).

Но НЕТ, фильм оказался для меня прям неожиданностью, нет ни какого ремейка, это действительно уникальная работа. Работа заслуживающая особого внимания.

В первые 10 минут, я даже стал задумываться о том, что я куплю себе диск обязательно, чтобы пересматривать дома. Но оставшиеся 2 часа, меня кардинально переубедили совершенно в ином.

Теперь по порядку:

  1. Начало, вроде как Фукусима, но настолько глобальное ощущение, что я нахожусь в закрытой студии – павильоне, где камера больше чем по горизонту на 10 метров влево и на 10 метров вправо не катается. Есть большое ощущение, что идут съемки кино, я не смотрю кино, а смотрю как его снимают, нет вообще погружения в роли актеров. Ну наверно, я думаю, я еще просто после рабочего дня не до конца расслабился и сейчас начнется глобальное кино с реалистичными спец.эффектами.
  2. Начало интригующее, но что происходит потом, а потом начинается бездарная игра актеров. Как говорил Станиславский – НЕ ВЕРЮ. Ни одному из актеров вообще – нет эмоций. По сюжету – 5 матерых мужиков прожженых войной, после бесчеловечных истязаний собрались в одном доме для последний битвы. Такие откормленные розовощекие актеры, перемазанные гримом, без какой либо попытки донести мне, что такое тяготы прошедшей за их спинами войны. Тупая история с Петром Федоровым, а-лябравым солдатом, который без разбору убивает своих же моряков, стоит им только не согласится, а потом типа – НАХРЕН я это сделал, ну ладно – так вышло? Но тема то бравого солдата не раскрыта – ну побегал как казак-разбойник пострелял – ничего особенного. Потом хороший персонаж был Никифоров, но по логике после сражений он должен был быть типа хмурый молчун – жестокий убийца немцев с доброй любящей душой, а тут такой активный виннипух получился. Немец, это вообще, ходит весь фильм как г. в банке, дом ему не взять, то с Машей полковник застукал, то пол роты потерял, короче типичный уставший неудачник, сел на кровать к Маше- “Я был офицер рейха, а ты из меня зверя сделала, Маша”. Какого мать вашу зверя!?, хомячка если только? Короче можно о каждом персонаже говорить долго и мучительно, но не злости к немцам, не жалости к русским это бездарное коммерческое кино не вызывает. Немцы не злые, русские не страшные.
  3. Реалистичность. Весь фильм, ну 90% фильма проходят в здании, где постоянная заунывная музыка однотипная пытается нам сообщить, что это типа должен быть трогательный момент. Но блин момент какой то не трогательный. В конце сражения ноябрь месяц – мы все прекрасно помним, как холодно в ноябре и какая холодная зима описывалась при битве под Сталинградом. А тут всем нормально, стен нет, а пар из рта не идет. Солдаты греются одной-тремя свечками на всех. И всем тепло и уютно. Можно в кофте ходить, блин мне ща в кофте холодно, а только начало октября и довольно то теплый сезон. Короче – все правдоподобно. Немцы без довольствия, у русских нет так же снабжения, а никому не холодно, и не голодно – бегают такие активные свиноряхи, что с той, что с нашей стороны за водичкой ходят.
  4. Масштабность съемок – ну может в самом начале, где идет высадка, наверно тыщу человек привлекли, а что дальше? Блин СТАЛИНГРАД, одним названием обязывает нашим детям рассказать, что такое ужасы войны. А в этом кинишке второсортном – выбежим 10 человек на 10, потом сидим – наших 2 погибло, немцев 14 – да их и не было 14 всех вместе (сперли бюджет на 14, поэтому в кадре всегда не больше 4 человек). Ну в конце фильма за танками по 10 человек наверно поставили. И ЭТО ЧТО МАСШТАБ???? ЭТО Г_НО А НЕ МАСШТАБ. Этот дигинерат историю не учил видимо, что Сталин весь город не стал эвакуировать, чтоб русские солдаты не отступали, тысячи гибли, в бесчеловечных условиях, без еды и воды, немцы истощенные и измажденные, русские с зверинным взглядом, готовыми идти на что угодно лишь бы закончить все это. Им некуда отступать и мать твою – Катю им тоже некуда эвакуировать. – Вот такое кино нам нужно было

А тут блин типа несколько месяцев сидим в доме, глазеем на немцев, немцы глазеют на нас, и ничего не происходит.

В конечном итоге: сюжет фильма видимо должен был быть интересным, кино можно смело смотреть без 3д, заунывно-затянутый фильм с одним тупым саундтреком, игра актеров на уровне ДК в деревне, масштаба нет, реалистичности нет, спец эффекты правда на уровне европейского кино, но только камедиикакой нибудь, типа Американский пирог – Свадьба (где спецэффект – как Стифлер ест гово, а тамнегоно а шоколадку подложили).

Однозначно нужно 1 раз посмотреть, но денег на такое Гино жалко. Детям показывать нет смысла, это кино не вызовет ни чувство патриотизма, ни ужаса к войне.

Бондарчук, вместо Фукусимы, нужно было использовать тему Зомби апокалипсиса или нападения пришельцев, а то слишком тут завинтил, что немцы в японии, спасенные русскими, рожденными от 5 спермотазойдов…….

Гнуля В Дрёме

Я не хочу спойлить, просто поделюсь своими ощущениями от этого “творения”. Главная проблема Федора Бондарчука – его талант видеть то, чего у него нет. А нет, собственно, таланта. Поэтому на свет появляются такие проекты (язык не поворачивается назвать это фильмом) – как 9 рота, Духлесс и Жара.

И Федору Бондарчуку абсолютно не важно, что за тема, насколько она важна для его аудитории.. нет, Федор не видит всего этого. Он снимает кино исключительно для себя.. как вы думаете, зачем он взялся на телеверсию “Тихого Дона”?

Не будем отвлекаться от “Сталинграда”. Мне сложно было представить, что можно так цинично опошлить групповухой такую важную тему, как Великая Отечественная Война. Или это Федор считает раскрытием темы Любви? Или просто сам Федор Бондарчук считает, что любовь должна быть именно такой. Ежели так, то я не хочу видеть эти эротические фантазии режиссера, особенно в исторических фильмах.

Где смыслы? Где содержание? Где искусство? Федор может породить только дорогое зрелище с пустыми персонажами. Я не представляю, что нормальному, адекватному и вменяемому человеку может этот фильм понравиться.

OlesyaPanova

А король то – голый! После фильма, не покидает липкое чувство обмана… Одна подделка под патриотизм

Алена Сараева

Грандиозно,масштабно,качественно-первое что приходит на ум после выхода из зала.Это успех я считаю,достойный фильм,чтобы быть в списке номинантов на Оскар (на Оскар и номинируют фильмы, которые прославляют ЗАПАД и поносят русских, это накачка авторитета так же как и Нобелевская премия – моё примечание при цитировании).Режиссер и оператор были на одной волне это видно в каждом кадре (картинка хорошая, а смысл? – мой комментарий).




Top