Гдз по музыкальной литературе тесты. Людвиг ван Бетховен

Герасимова Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: Нижегородская область г.Саров
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тесты по слушанию музыки и музыкальной литературе"
Дата публикации: 03.02.2018
Раздел: дополнительное образование

слушанию

музыкальной

литературе

Методическая

разработка

Герасимова Ирина Алексеевна

Введение………………………………………………………………………… 3 стр.

Контрольный тест по слушанию музыки для учащихся 3 класса…………...

Контрольный тест по музыкальной литературе для учащихся 4 класса…… 6 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 5класса

4.1.И.С. Бах………………………………………………………………………...

4.2. Венские классики (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)…………………

4.3. Ф. Шуберт, Ф. Шопен………………………………………………………..

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 6 класса

5.1. А. Бородин…………………………………………………………………… 14стр.

5.2. М.Глинка, А.Даргомыжский………………………………………………… 16 стр.

Контрольные тесты по музыкальной литературе для учащихся 7класса

6.1. П. Чайковский………………………………………………………………..

6.2. С. Рахманинов………………………………………………………………..

6.3. С. Прокофьев………………………………………………………………… 22 стр.

6.3. Д. Шостакович………………………………………………………………..

Ответы…………………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………..

1. Введение.

«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие». Сухомлинский В.

Предметы «Музыкальная литература» и «Слушание музыки» всегда были и

остаются

важнейшими

теоретическими

дисциплинами,

преподаются в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств.

Роль их - в воспитании разносторонне - эрудированной личности, которая

может самостоятельно накапливать и

применять на практике полученные

знания и музыкальные впечатления.

современном

искусством.

выражения «музыка должна приносить эстетическое удовольствие» выпало

слово «эстетическое»

основной

функцией

развлекательность.

Исследования

показали,

«ограниченность»

современной

музыки, отсутствие мелодизма и чрезмерная активность ритма влияет

психоэмоциональный

вызывает

депрессивные состояния и настроения.

Именно поэтому особенно важно познакомить детей с лучшими образцами из

классического репертуара, приобщить их к различным видам творческого

труда, совершенствовать их художественный вкус. Это и является главной

задачей предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки». Они

помогают учащимся овладевать исполнительскими и слуховыми умениями, а

также подготавливают к дальнейшему профессиональному обучению.

Важным элементом процесса обучения является контроль знаний и умений

учащихся,

естественно,

привлекают

постоянное

внимание специалистов и учителей.

контроля

учащихся

существует

достаточно

деятельности

учащихся

выполнении

контрольных заданий - разнообразны. И каждый педагог может использовать

в своей работе те формы, которые кажутся ему наиболее эффективными и

продуктивными.

современной

образования

проверки

является тестирование. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,

варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма

контроля

преимущества.

Учащиеся

формулировку

позволяет

охватить

количество материала за то же время.

Несмотря

очевидные

достоинства,

учитывать

некоторые

особенности

составлении

тестовых

Например,

подобраны

учителем

достаточного

логического

обоснования,

большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из

имеющихся

простейших

логических

умозаключений

жизненного

составить

теоретической

подготовки.

отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную

область знаний учащихся, поэтому они никак не могут быть единственным

способом проверки знания, а должны дополняться и иными формами, такими

как викторина, устный опрос, сочинения о произведении, доклады и другие

творческие работы.

Самым приемлемым вариантом теста можно назвать Комбинированный тест,

составленный таким образом, чтобы сочетать задания с выбором одного из

вариантов с заданиями, которые требуют развернутого письменного ответа

учащегося, а также с включением элементов викторины.

Применение

позволяет

получить

сведения

усвоении

материала,

затрачивая

учащимися или на проверку объемных письменных работ. Возможность за

10-20 мин проверить и оценить знания всей

группы улучшает обратную

связь, делает ее регулярной.

Систематическая

проверка

способствует

прочному

усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к

формирует

аккуратность,

трудолюбие,

целеустремленность,

активизирует

внимание,

развивает

способность

тестовом

контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки,

таким образом, повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот

метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Варианты

индивидуальны

психологически неустойчивых учащихся.

В этом дидактическом пособии даны лишь некоторые разработки тестов по

ключевым темам Музыкальной литературы и Слушания музыки. Каждый

преподаватель может дополнять или упрощать эти тесты, ориентируясь на

уровень своих групп учащихся.

1.Что означает слово «балет»?______________________________________________

2.Какая страна стала родиной классического балета?

а) Россия; б) Франция; в) Италия

3.В каком году и где была основана «Королевская академия музыки»?____________

4.Кто из композиторов XVII- XVIII веков писал оперы - балеты?

5.Когда открылась первая балетная школа в России? Как она называется теперь?

6. Как называется в балете танец двоих? троих? четверых?

________________________________________________________________________

7.Назовите все балеты П. И. Чайковского.

________________________________________________________________________

а) Братья Гримм; б) Э.Гофман; в) Шарль Перро

9.Сколько актов в балете «Щелкунчик»?_____________________________________

10.Как называется инструментальное вступление к балету?

а) антракт; б) увертюра; в) интродукция

11.Соедините танцы сказочных персонажей из второго акта балета «Щелкунчик» с

теми странами, которые они представляют?

Шоколад датский танец

Кофе китайский танец

Чай русский танец

Трепак (карамельная трость) испанский танец

Танец пастушков (марципан) арабский танец

12.Какой инструмент использовал Чайковский в «Танце феи Драже»?_____________

13.Какие русские композиторы обращались к жанру балета?____________________

1.Какой из этих балетов не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) «Щелкунчик»;

б) «Золушка»;

в) «Спящая красавица»;

г) «Лебединое озеро»

2.Назовите фамилию художника, под впечатлением выставки которого был написан

фортепианный цикл «Картинки с выставки»?_________________________________

3.Назовите жанр цикла «Карнавал животных»?_______________________________

4.Композитор, написавший «Карнавал животных»:

а) П.Чайковский;

б) К.Сен-Санс;

в) М.Мусоргский;

г) Э.Григ.

5.Как переводится слово «опера»?___________________________________________

6.Страна, родина оперы это:

а) Россия;

б) Греция;

в) Италия;

г) Франция.

7.Вокальный монолог героя в опере это:

а) вокализ;

в) припев

8.Как называется полная нотная запись балета или оперы:

а) клавир;

б) партитура;

в) либретто

9.Как называется танец троих в балете?_______________________________________

10.Какой танец танцует Слон в «Карнавале животных»?

а) полька;

б) полонез;

в) трепак;

11.Как переводится «скерцо»?

а) вступление;

12.Как называется танцевальная сюита, не связанная с основным действием в балете

или в опере?

а) кордебалет;

б) адажио;

в) дивертисмент

13.Как называется текст оперы, основанный на литературном сюжете?

________________________________________________________________

Черномор

Контральто

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе

для 5 класса.

Жизни И.С.Баха.

2.Как переводится с немецкого «Бах»?

_______________________________________________

3.Город, где родился Иоганн Бах.

а) Эйзенах;

б) Гамбург;

4. Найти и подписать любимый инструмент композитора.

5. Перечислите города, в которых жил и работал Бах:

________________________________________________________________________

6.Сколько прелюдий и фуг в «Хорошо темперированном клавире»?_______________

7. Какие сюиты были написаны Иоганном Бахом?

а) итальянские;

б) французские;

в) немецкие

8. Перечислите танцы, входящие в состав старинной сюиты:

________________________________________________________________________

9.Как переводится слово «Полифония»:

в) ряд, последовательность.

10. Музыкальное построение в инвенции, где тема не звучит ни в одном из голосов

________________________________________________________________________

11. Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса.

_________________ _________________

__________________

1. Напишите под портретами годы жизни и композиторов:

2.Как называли маленького В.Моцарта?_______________________________

3.В каком возрасте Моцарт написал свою первую оперу?

а) в 5 лет;

б) в 7 лет;

4. Сколько опер написал В.Моцарт?___________________________________

опера В.Моцарта «Свадьба Фигаро»___________________________________

6.Последнее произведение В.Моцарта._________________________________

7. Педагог, композитор и органист, занимавшийся с маленьким Л.Бетховеном

А. Сальери

8. Главный жанр в творчестве Л.Бетховена

а) симфония;

9.Как называется единственная опера Л.Бетховена?__________________________

10.Название увертюры Л.Бетховена к одноименной трагедии В. И. Гёте?

а) «Леонора»;

б) «Эгмонт»;

в) «Кориолан»

11.Сколько симфоний написал Л.Бетховен?

13.У какого князя служил Й. Гайдн?_________________________________________

14.Перечислите симфонии Й. Гайдна имеющие названия:______________________

________________________________________________________________________

12.Какой композитор писал свои произведения фактически глухим?

________________________________________________________________________

16.Почему этих композиторов называют венскими классиками?

________________________________________________________________________

Определите на слух музыкальное произведение (мини викторина):

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Шуберт, Шопен.

1. Даты жизни Ф. Шопена:

в) 1803 – 1869

2. Какой композитор родился в том же году, что и Ф. Шопен?

а) Ф. Шуберт

б) Р. Вагнер

в) Р. Шуман

3. Место рождения Ф. Шопена:

а) Зальцбург

б) Желязова-Воля

в) Цвиккау

4. Жанр, к которому не обращался в своём творчестве Ф. Шопен:

а) соната

б) симфония

5. Педагогом Ф. Шопена был:

а) В. Живный

б) А. Мицкевич

в) А. Сальери

6. Какие произведения Ф.Шопена называют «копилками национальных образов»?

а) ноктюрны

б) мазурки

в) скерцо

7. Представителем какого направления в музыке был Ф. Шуберт?

а) Классицизм;

б) Романтизм;

в) Импрессионизм

8. Сколько лет прожил Ф. Шуберт?

9. В каком городе Ф. Шуберт был певчим Придворной капеллы?

б) в Бонне

в) в Зальцбурге

10. С кем в течение трёх лет Ф. Шуберт занимался композицией?

а) с Й. Гайдном

б) с В. А. Моцартом

в) с А. Сальери

11. Какой жанр является ведущим в творчестве Ф. Шуберта?

в) квартет

12. Какая симфония принадлежит Ф. Шуберту?

а) "Неоконченная"

б) "Прощальная"

в) "Пасторальная"

13. На стихи какого поэта написаны вокальные циклы Ф. Шуберта

"Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"?

а) И. Гёте

б) В. Мюллера

в) Л. Рельштаба

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни А.П.Бородина.

2.Вторая профессия А.П.Бородина

а) офицер;

в) математик

3.Город, где родился композитор:

а) Москва;

б) Тихвин;

в) Санкт-Петербург

4.В каком музыкальном кружке состоял?_____________________________________

5.Назовите оперу А.П.Бородина?__________________________________________

6.Сколько действий в опере?_______________________________________________

7.Какое произведение послужило источником для либретто оперы?

________________________________________________________________________

8.Сколько лет писалась опера?

9.Кто закончил написание оперы А.П.Бородина после его смерти?

_______________________________________________________________________

Князь Игорь Святославич_____________________

Ярославна

_____________________

Хан Кончак

_____________________

Кончаковна

_____________________

Владимир Игоревич

_____________________

11.Как называется вторая симфония композитора?____________________________

12.Какой романс был написан Бородиным на текст Пушкина?

_______________________________________________________________________

13.К каким романсам текст написал сам композитор А.Бородин.

а) «Море»

б) «Спесь»

в) «Чудный сад»

г) «Спящая княжна»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

_______________________

_____________________

Подпишите под портретами годы жизни композиторов.

Где родился и провел детство М.И.Глинка?

а) Москва;

б) Новоспасское;

в) Семеново

3.Как звали сестру и главную помощницу М.И.Глинки?_______________________

4.Педагог Глинки по теории музыки в Германии_____________________________

5.Произведения, написанные М.И.Глинкой под впечатлением поездки в Испанию

_______________________________________________________________________

6.Сколько опер написал композитор._______________________________________

7.Произведение посвященное Екатерине Керн:

а) романс «Я помню чудное мгновенье»

б) симфоническая фантазия «Камаринская»

в) романс «Ночной Зефир»

8. Соедините линией персонаж оперы и его голос:

Черномор

Контральто

Без пения

9.Другое название оперы М.Глинки «Жизнь за царя»?__________________________

10. Какой вид вокальной мелодии впервые стал использовать в музыке

А.С.Даргомыжский?_______________________________________________________

11.Какое произведение было написано А.С.Даргомыжским на слова А.С.Пушкина:

а) «Титулярный советник»;

б) « Мне грустно»;

в) « Я вас любил»

12.Сколько действий в опере «Русалка»?

13.Как звали главную героиню оперы «Русалка»?

б) Людмила

в) Наташа

14.Где были похоронены оба композитора?

________________________________________________________________________

Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни П.И.Чайковского:

Где родился и провел детство П.И.Чайковский?

а) Санкт-Петербург

б) Воткинск

3.Какое учебное заведение П.И.Чайковский закончил с Большой серебряной

медалью?______________________________________________________________

4. Кому был посвящен цикл «Детский альбом?» ____________________________

5. Какой цикл был написан П.И.Чайковским?

а) «Времена года»

б) «Карнавал животных»

в) «Картинки с выставки»

6. Подпишите названия балетов П.И.Чайковского под картинками:

________________________________________________________________________

7.Сколько симфоний написано композитором?________________________________

8. Какое название у первой симфонии?

а) «Прощальная»

б) «Патетическая»

в) «Зимние грезы»

9. В каком году была написана опера «Евгений Онегин»?_______________________

10. Где состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»?_________________________

________________________________________________________________________

11. На какой литературный сюжет написана опера и кто автор произведения?

________________________________________________________________________

Меццо-сопрано

13. Сколько картин в опере «Евгений Онегин»?________________________________

14.В какой картине происходит дуэль между Онегиным и Ленским?______________

15.В какой картине находится сцена письма Татьяны?__________________________

16.Где был похоронен великий композитор?__________________________________

17.В каком городе находится дом-музей П.И.Чайковского?______________________

1. Найди и отметь на «Колесе времени» годы жизни

С.В.Рахманинова:

2. В каком возрасте композитора отдали учиться в Петербургскую

консерваторию?

3. Педагог С.В.Рахманинова в Московской консерватории, о котором позднее

композитор скажет: «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему»

а) А. Зилоти

б) Н. Зверев

в) А. Аренский

4. С.В.Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классу

а) фортепиано

б) композиции

в) дирижирования

5. Знаменитое произведение, написанное С.В.Рахманиновым в 19-летнем

возрасте и ставшее его визитной карточкой

а) Опера «Алеко»

б) Прелюдия до-диез минор

в) Первая симфония

6. На какой сюжет написана опера «Алеко»?

_________________________________________________________________

7. Кому С.В. Рахманинов посвятил трио «Памяти великого художника» для

скрипки, виолончели и фортепиано?

а) П. Чайковский

б) А. Пушкин

в) М.Глинка

8. Меценат, основатель театра под названием «Московская частная русская

опера», пригласивший С.В.Рахманинова работать в своём театре

а) М. Беляев

б) С. Мамонтов

в) С. Зимин

9. Известный певец (бас), с которым у С.Рахманинова была очень крепкая

а) Ф. Шаляпин

б) Л. Собинов

в) О. Петров

10. Жанр произведения С.В.Рахманинова «Весенние воды»:

б) Кантата

в) Романс

11. Романс «Не пой, красавица» С. Рахманинов написал на слова

а) Ф. Тютчева

б) А. Пушкина

в) М. Лермонтова

12 . Опера, которая не принадлежит перу С.Рахманинова

а) «Франческа да Римини»

б) «Иоланта»

в) «Скупой рыцарь»

13. Музыкальный жанр, который не присутствует в творчестве

С.Рахманинова

а) Соната

в) Кантата

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса

Найди и отметь на «Колесе времени» годы

жизни С.С.Прокофьева:

2. Преподаватель С. Прокофьева в Петербургской консерватории

а) А. Лядов

б) П. Чайковский

в) С. Рахманинов

3. С.Прокофьев окончил Петербургскую консерваторию как

а) Дирижёр

б) Пианист

в) Композитор

4. Жанр произведения Прокофьева «Петя и волк»:

б) Вокально-симфоническая сюита

в) Симфоническая сказка

5. Инструментальный состав, для которого написано произведение «Петя и

а) Камерный оркестр и ансамбль духовых инструментов

б) Симфонический оркестр

в) Струнный квартет

6. Название симфонии №1 С. Прокофьева

а) «Классическая»

б) «Неоконченная»

в) «Патетическая»

7. Сколько симфоний написал С.Прокофьев:

8. Кто вдохновил С.Прокофьева на создание музыки к кинофильму

«Александр Невский»

а) С. Дягилев

б) С. Эйзенштейн

в) В. Маяковский

9.Сколько картин в кантате «Александр Невский»?

10. Какое из произведений С.Прокофьева не является оперой:

а) «Игрок»

б) «Война и мир»

в) «Сказ о каменном цветке»

11. Какие из балетов принадлежат С.Прокофьеву:

а) «Ромео и Джульетта»

б) «Спящая красавица»

в) «Золушка»

г) «Весна священная»

12. Первая исполнительница главной роли в балете С.Прокофьева «Ромео и

Джульетта»:

а) М. Плисецкая

б) Г. Уланова

а) К.Гоцци

б) Ш. Перро

в) У. Шекспир

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса

Найди истинные высказывания в тесте. Сопоставь их

соответствующим буквам и расшифруй название одной

из симфоний Д. Шостаковича.

Впиши это название в клеточки в конце теста.

Годы жизни композитора Д.Шостаковича 1906-1975.

Д.Шостакович родился в Москве.

Учителем Д.Шостаковича по композиции в Петербургской консерватории

был М. Штейнберг.

В 1928 году Д.Шостакович работает в качестве пианиста и заведующего

музыкальной частью в Театре В.Э.Мейерхольда в Москве.

Ведущим жанром в творчестве Д.Шостаковича была опера.

Знаменитый дирижёр Е. Мравинский - первый исполнитель большинства

симфоний композитора.

Шостакович был обвинён в «формализме» и профнепригодности, лишён

звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий.

Название симфонии №7 Д.Шостаковича - «1917 год».

Главная партия в симфонии №7 звучит в тональности До мажор.

Ударный инструмент, звучащий в течение всего «Эпизода нашествия»-

Тема главной партии завершает «Эпизод нашествия».

1949 году Д.Шостакович написал кантату «Песнь о лесах», за которую

композитор получил Сталинскую премию.

Композитором было написано 5 балетов.

По образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха

Д.Шостаковичем было написано сочинение для фортепиано «24 прелюдии».

Второе название оперы Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» -

«Екатерина Измайлова».

«Нос»- первая опера Д.Шостаковича, написанная по одноименной повести

Д.Шостакович написал музыку ко всем следующим к/ф: «Гамлет», «Овод»,

«Александр Невский».

Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

Новодевичьем кладбище.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ.

Контрольный тест по слушанию музыки для 3 класса

1.Балет-это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец

и пантомима.

3. В 1661 году в Париже.

4.Ж.-Б.Люлли, Г. Персел, Ж.-Ф. Рамо, К.В.Глюк

5.В 1738 году. Сейчас - Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой.

6.Танец двоих - па- де- дё;

танец троих - па- де - труа;

танец четверых – па – де - катр.

7. «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

11. Шоколад испанский танец

Кофе арабский танец

Чай китайский танец

Трепак (карамельная трость) русский танец

Танец пастушков (марципан) датский танец

12.Челеста

13.А.Глазунов, И.Стравинский, С.Прокофьев, Р.Глиэр

Контрольный тест по музыкальной литературе для 4 класса

Мини-викторина.

1.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Лебедь.

2.М.Мусоргский «Картинки с выставки» Балет невылупившихся птенцов.

3.М.Глинка «Руслан и Людмила» Марш Черномора.

4.К.Сен-Санс «Карнавал животных» Аквариум.

5.Н.Римский-Корсаков «Три чуда» Белочка.

«Золушка»

Виктор Гартман

«Зоологическая фантазия»

Труд, сочинение (итал.)

Па-де-труа

Либретто

14. Руслан

Контральто

Черномор

Без пения

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. И.С.Бах.

2. «Ручей».

5.Люнебург, Веймар, Кетен, Лейпциг.

8.Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига.

10.Интермедия

Мини-викторина.

1. «Токката и фуга ре минор»

2. «Кофейная кантата»

3. «Прелюдия До мажор из 1тома ХТК»

4. «Жига» из «Французской сюиты»

5. «Шутка»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5 класса. Венские

классики.

1. Й. Гайдн 1732-1809 В.А.Моцарт 1756-1791

В.Бетховен 1770-1827

2. Маленький волшебник, чудо-ребенок.

5.П.Бомарше

6.Реквием.

7.Кристиан Нефе.

9. «Фиделио»

12.Бетховен.

13. Эстерхази.

14. «Военная», «Курица», «Часы», «Прощальная», «Утро», «Полдень», «Медведь».

15. Й. Гайдн

16.Жизнь и деятельность этих композиторов подолгу протекала в Вене.

Мини-викторина :

1.В.Моцарт. Симфония №40.1 часть.

2.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Вступление.

3.Л.Бетховен. Симфония №5.1 часть.

4.Й.Гайдн. Соната№7. Ре мажор.1 часть

5.В.Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» Ария Керубино.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 5

класса. Шуберт, Шопен.

1.а; 2.в; 3.б; 4.б; 5.а; 6.б; 7.б; 8.а; 9.а; 10.в; 11.а; 12.а; 13.б.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса.

А.Бородин.

4. «Могучая кучка»

5. «Князь Игорь»

6. 4 действия

Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»

9.А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков

10. Князь Игорь Святославич баритон

Ярославна

Хан Кончак

Кончаковна

контральто

Владимир Игоревич

11. «Богатырская»

12. «Для берегов отчизны дальней»

Контрольный тест по музыкальной литературе для 6 класса. М.Глинка,

А.Даргомыжский.

1.М.И.Глинка 1804-1857 А.С.Даргомыжский 1813-1869

3. Людмила Ивановна Шестакова

4.Зигфрид Ден

5. «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»

Контральто

Черномор

Без пения

9. «Иван Сусанин»

10.Речитатив

14.Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса. П.Чайковский.

3. Петербургская консерватория.

4.Племяннику Володе Давыдову

6. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»

9. В 1878 году

10.В Малом театре в Москве.

11.А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

12. Онегин

Меццо-сопрано

13.7 картин

14.5картина

15.2 картина

16.Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

С.Рахманинов.

1.1873-1943; 2.а; 3.б; 4.а, б; 5.б; 6. А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы»; 7.а; 8.б; 9.а;

10.в; 11.б; 12.б; 13.б

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7класса.

С.Прокофьев

1.1891-1953; 2.а; 3.б, в; 4.в; 5.б; 6.а; 7.в; 8.б; 9.б; 10.в; 11.а, в; 12.б; 13.в.

Контрольный тест по музыкальной литературе для 7 класса.

Д.Шостакович

Список литературы:

1. Л.Михеева. Музыкальный словарь в рассказах - г. Москва, «Советский

композитор»,1988г.

2. М.Шорникова «Музыкальная литература». Музыка, ее формы и жанры.1

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2008 г.

3. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыкальная классика.3

год обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2006 г.

4. М.Шорникова «Музыкальная литература». Русская музыка XX века.4 год

обучения - г. Ростов-на-Дону, «Феникс» , 2011 г.

5. А.Лагутин, В.Владимиров «Музыкальная литература». Учебник для 4

класса ДМШ и ДШИ - г. Москва, «Престо», 2006г.

6.З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова «Музыкальная литература»,1 год обучения-

г. Москва, «Музыка», 2004г.

7.В.Н.Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран», 2 год обучения

Г. Москва, «Музыка», 2007г.

8.И.Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран». Для 5 класса

ДМШ - г. Москва «Музыка», 2005г.

9.Э.Смирнова «Русская музыкальная литература». Для 6-7 класса ДМШ - г.

Москва, «Музыка», 2005г.

10.Д.К.Кирнарская «Классицизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

11.Н.И.Енукидзе «Русская музыка конца XIX начала XX века» - г. Москва,

«РОСМЭН», 2002г.

12.С.С.Белоусова «Романтизм» - г. Москва, «РОСМЭН», 2002г.

«Вече», 2002г.

14. «100 балетных либретто» - г. Москва, «Музыка», 1970г.

15.Б.А.Покровский «Беседы об опере» - г. Москва, «Просвещение», 1981г.

16.Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Г.В.Келдыш - г.

Москва, «Советская энциклопедия», 1990г.

Тест по биографии и творчеству Д. Шостаковича

1. Годы жизни Шостаковича:

А) 1906 – 1985;

Б) 1915 – 1990;

В) 1906 – 1975.

2. В каком возрасте было написано 1-е произведение?

3. В каком году Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию?

4. На каких факультетах учился Д. Шостакович?

А) Фортепиано и скрипка;

Б) Композиция и фортепиано;

В) Скрипка и вокал.

5. Какое произведение стало его дипломной работой?

А) Опера «Леди Макбет Мценского уезда»;

Б) «Ленинградская» симфония;

В) Симфония №1.

6. Симфония №7 называется...

А) Первомайская;

Б) Ленинградская;

В) Петроградская.

7. В каком году была написана Симфония №7?

8. Как называлась критическая статься на оперу «Леди Макбет Мценского уезда»?

А) Балетный сумбур;

Б) Оперная фальшь;

В) Сумбур вместо музыки.

9. В каком годы вышло постановление «Об опере «Вечная дружба» Мурадели»?

10. Какое наказание Шостакович получил за формализм?

А) Его произведения перестали публиковать;

Б) Была издана статья с критикой;

В) Уволили из Консерватории.

Вариант 1

1. Где родился Н.А. Римский-Корсаков?

а) г. Петербург

б) г. Тихвин Новгородской губернии

в) с. Новоспасское Смоленской губернии

2.Оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд (большой оркестр).

а) Медная группа

б) Струнная группа

в) Группа саксофонов и кларнетов

г) Ритм-секция

3.Годы жизни А.П. Бородина.

4.Сколько струн у балалайки?

в) Четыре

5.Жанр симфонического произведения Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

а) Увертюра

в) Симфония

6. Формула формы рондо.

б) А 1 , А 2 , А 3 , А 4

7.Кто написал оперу «Нос»?

а) С.С. Прокофьев

б) Д.Д. Шостакович

в) А.И. Хачатурян

8.Писал ли Н.А. Римский-Корсаков романсы.

а) Да
б) Нет
9.Песня, написанная М.П. Мусоргским?

а) «Попутная»

б) «Сиротка»

в) «Жаворонок»

10.Где родился Л. Бетховен?

а) г. Зальцбург

б) г. Бонн

в) г. Эйзенах

11.Раздел сонаты, в котором происходит развитие тем.

а) Разработка

б) Реприза

в) Экспозиция

12.Историческое событие, оказавшее влияние на творческое мировоззрение Л. Бетховена.

а) Лионское восстание

б) Французская буржуазная революция

в) Война 1812 года

13.Граница между музыкальными построениями называется…

а) цезура

б) каданс

в) реприза
14.Кто сказал о юном Л. Бетховене: «Обратите на него внимание. Он всех заставит говорить о себе!»

а) В.А. Моцарт

б) И.С. Бах

в) Й. Гайдн

15.Полька – это…

а) чешский народный танец

б) венгерский народный танец

в) польский народный танец

16.Кто написал 48 прелюдий и фуг?

а) П.И. Чайковский

б) В.А. Моцарт

в) И.С. Бах

17.И опера, и симфоническая картина.

а) «Садко»

б) «Млада»

в) «Антар»

18.Как называется заключительный танец сюиты?

б) Аллеманда

а) И. Гёте

б) У. Шекспир

в) Д. Байрон

20.Сколько симфоний написал Л. Бетховен?

21. Одночастное симфоническое произведение, часто имеющее свою программу.

а) Увертюра

б) Соната

22.Наименьшее музыкальное построение.

в) Предложение

23.В какой симфонии Л. Бетховена участвует хор, исполняющий «Оду радости» Ф. Шиллера?

24.Повторяющаяся тема в форме рондо.

а) Эпизод

б) Рефрен

25.Жанр симфонического произведения Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».

а) Увертюра

в) Симфония

26.С 1856 по 1862 год Н.А. Римский-Корсаков учился…

а) в консерватории

б) в морском кадетском корпусе

в) в училище правоведения

27.В каком веке жил А.И. Хачатурян?

28.Жанр музыки в переводе с французского означает «ходьба».

29.Какой оркестр обычно исполняет военные марши?

а) Духовой

б) Симфонический

в) Эстрадный

30.Кто был первым серьезным учителем музыки для Н.А. Римского-Корсакова?

а) М.А. Балакирев

б) Ф.А. Канилле

в) Его мать

Вариант 2

1.«Эпизод нашествия» из симфонии № 7 Д.Д. Шостаковича написан в форме…

б) трехчастной

в) вариаций

2.Действующие лица оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

а) Кончак

б) Галицкий

в) Юродивый

3.Композитор, написавший гимн Республики Калмыкия.

а) П.О. Чонкушов

б) В.А. Чернявский

в) А.Н. Манджиев

4.Народное творчество – песни, танцы, былины одним словом называются…

а) музыка

б) симфония

в) фольклор

5.Хобби Д.Д. Шостаковича.

б) Фотография

в) Футбол

6.Жанр оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

а) Сказочно-эпическая

б) Героическая

в) Комическая

7.Основная тональность симфонии № 5 Л. Бетховена?

а) фа минор

б) до минор

в) соль минор

8.Работал ли Л. Бетховен в оперном жанре?

9.Опера Н.А. Римского-Корсакова, премьера которой состоялась в 1882 году.

а) «Снегурочка»

б) «Царская невеста»

в) «Сказка о царе Салтане»

10.Согласны ли Вы с тем, что Л. Бетховен написал знаменитую пьесу для фортепиано «К Элизе»?

11.В столице какого государства родился А.И. Хачатурян?

а) России

б) Грузии

в) Армении

12.По мотивам какого произведения написана опера А.П. Бородина «Князь Игорь»?

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Повесть огненных лет»

в) «Летопись»

13.Согласны ли Вы, что Микаэл Таривердиев был учеником Арама Хачатуряна?

14.Балеты, написанные А.И. Хачатуряном.

а) «Гаянэ»

б) «Ромео и Джульетта»

в) «Спартак»

15.Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»?

а) Мизгирь

б) Берендей

в) Галицкий

16.«Улетай на крыльях ветра…» - в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» - это…

а) хор народа

б) хор крестьян

в) хор невольниц

17.Назовите жанр произведения А.К. Лядова «Кикимора»

б) Сказочно-симфоническая картина

в) Симфония

18.В каком жанре написана опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»?

а) Лирическая

б) Психологическая

в) Народная музыкальная драма

19. Танцы, появившиеся в XX веке.

б) Рок-н-ролл

20. На чьи стихи написан романс А.П. Бородина «Спящая княжна»?

а) А.П. Бородин

б) И. Гёте

в) А.С. Пушкин

21. «Танец феи Драже» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» исполняет…

а) клавесин

б) ксилофон

в) челеста

22. Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро»?

а) Папагено

б) Керубино

в) граф Альмавива

23.Какой персонаж оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

24. Первая опера Н.А. Римского-Корсакова

а) «Снегурочка»

б) «Псковитянка»

в) «Садко»

25. Слово, перевод которого с греческого языка означает «созвучие».

а) Симфония

б) Соната

26.Верите ли вы, что Н.А. Римский-Корсаков после окончания Морского корпуса отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз», которое длилось 3 года?

27.Балет А.И. Хачатуряна, в котором звучит знаменитый «Танец с саблями».

а) «Спартак»

б) «Гаянэ»

в) «Счастье»

28.Симфоническое произведение Н.А. Римского-Корсакова, вторая часть которого имеет название «Рассказ царевича Календера».

а) «Испанское каприччио»
б) «Сказка»
в) «Шехеразада»
29.Сколько частей в классической сонате?

30.На сюжеты произведений какого писателя написаны оперы Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».

а) А.С. Пушкина

б) М.Ю. Лермонтова

в) Н.В. Гоголя

Вариант 3

1. Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича, написанная в годы Великой Отечественной войны называется…

а) «Ленинградская»

б) «Военная»

в) «Блокадная»

2. Какой персонаж оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» не имеет вокальной партии?

а) Руслан

б) Фарлаф

в) Черномор

3. Ф. Шопен – основоположник жанра…

а) фортепианного концерта

б) вокального цикла

в) инструментальной баллады

4. Знаки для записи церковной музыки на Руси.

5. Небольшая ария свободного построения.

а) Каватина

б) Ариозо

6.Был ли жив А.С. Пушкин, когда родился П.И. Чайковский?

7. «Есть пустынный край» - начальные строчки…

а) 1-й песни баяна

б) арии Руслана

в) 2-й песни Баяна

8. Бродячие музыканты, певцы, танцоры, актеры на Руси.

б) Миннезингеры

в) Скоморохи

9.Город, в котором родился П.И. Чайковский?

б) Москва

в) Воткинск

10.Где родился Л. Бетховен?

а) г. Зальцбург

б) г. Бонн

в) г. Эйзенах

11.Слово, которое в переводе с итальянского языка означает «танец».

12.Назовите фортепианный цикл, созданный П.И. Чайковским.

а) «Картинки с выставки»

б) «Времена года»

в) «Карнавал животных»

13.Основной прием в полифонической музыке (повторение мелодии).

а) Вариации

б) Разработка

в) Имитация

14.Художественное направление, к которому относится творчество Ф. Шуберта.

а) Классицизм

б) Романтизм

в) Импрессионизм
15.Игра актеров, основанная на выразительных жестах героев.

а) Пантомима

б) Увертюра

16.Друг Ф. Шуберта, прекрасный исполнитель его песен.

а) М. Швинд

б) И. Фогль

в) И. Зенн

17.М.И. Глинка написал…

а) одну оперу

б) две оперы

в) три оперы

18.Заблаговременный жест дирижера для вступления оркестру.

а) Затакт

б) Ауфтакт

19.Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» написана на сюжет сказки…

а) Ш. Перро

б) А.С. Пушкина

в) П.П. Бажова

20.Инструментальная музыка, которая имеет какой-то конкретный сюжет или образ, раскрывающий ее содержание.

а) Программная

б) Симфоническая

в) Маршевая

21.Музыкальная форма, в которой написана симфоническая фантазия «Камаринская» М. И. Глинки.

б) Двойные вариации

б) Баритон

23.Й. Гайдн – основоположник жанра…

а) симфонии

б) Дискант

26.Кто не является героем оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»?

а) Владимир

б) Евгений

в) Герман

27.Где родился Й. Гайдн?

а) Зальцбург

28.Инструмент, являющийся эмблемой музыкального искусства.

в) Скрипка

29.Кто изобрел фортепиано?

а) В.А. Моцарт

б) Б. Кристофори

в) Л. Бетховен

30.Название этого инструмента переводится как «лесной рог».

б) Флейта

в) Валторна

Вариант 4

1. Прием игры «пиццикато».

а) Смычком

б) Пальцем

в) Медиатором

2. «Что день грядущий мне готовит?» Кому принадлежит текст из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»?

а) Гремину

б) Ленскому

в) Онегину

3. Назвать клавишно–духовой инструмент.

а) Фортепиано

б) Клавесин

4. Был ли П.И. Чайковский в гастрольной поездке в США?

5. В какой форме написана 2 часть симфонии № 103 Й. Гайдна?

а) В сонатной форме

б) В форме двойных вариаций

в) В сложной 3-х частной форме

6. Окраска звука.

7.Как называется средний раздел менуэта в сонатно-симфоническом цикле?

а) Разработка

в) Интермедия
8. Как называется первая опера С.С. Прокофьева?

а) «Гигант»

б) «Великан»

в) «Дядя Степа»

9. Сочинение для фортепиано, написанное Д.Д. Шостаковичем по образцу «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха.

а) 24 прелюдии

б) 24 прелюдии и фуги

в) «Детская тетрадь»

10. Скорость исполнения мелодии.

в) Регистр

11.Сколько частей в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский»?

а) Гармония

в) Мелодия

13.Кому посвящен фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусорского?

а) В.А. Гартману

б) Н.В. Кукольнику

в) Ц.А. Кюи

14. Й. Гайдн, наряду с В.А. Моцартом и Л. Бетховеном является представителем Венского…

а) романтизма

б) классицизма

а) А.П. Бородин

б) А.С. Даргомыжский

в) М.И. Глинка

16.Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну.

а) «Прощальная»

б) «С тремоло литавр»

в) «Героическая»

17. Первая симфония С.С. Прокофьева называется…

а) «Романтическая»

б) «Юношеская»

в) «Классическая»

18.А.П. Бородин – основоположник-----------------симфонизма. Какого?

а) жанрово-бытового

б) эпического

в) лирико-психологического

б) Сопрано

в) Тенор
21.Количество симфоний в творческом наследии В.А. Моцарта.

б) Более 40

22.Назовите хобби С.С. Прокофьева.

б) Шахматы

в) Автомобили

23.Сколько групп музыкальных инструментов насчитывается в симфоническом оркестре?

24.Сколько сонат написано Л. Бетховеном?

25.В оркестровой яме находится…

а) оперный оркестр

б) концертный

26.Когда начался период развития русской музыки, именуемый советским или отечественным? Позже…

а) 1941 года

б) 1905 года

в) 1917 года

27.В каком жанре не работал А.С. Даргомыжский?

б) Симфония

в) Романс
28.Сколько опер написал В.А. Моцарт?

29.Исполнитель партии Вани в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» поет…

б) контральто

в) тенором

30.Сколько струн у струнно-смычковых инструментов (скрипки, альта).

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств им. В. С. Серовой

Отделение эстрадно – театрального искусства

Дисциплина музыкальная литература

Итоговое тестирование в 5 классе по музыкальной литературе

преподавателя хоровых дисциплин и

музыкального искусства эстрады

Королевой Галины Владимировны


г.Чудово, Новгородская область

2016 г.

Часть 1

  1. К какой группе инструментов оркестра относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас?

А) группа струнных инструментов

Б) группа медно-духовых инструментов

В) группа деревянно-духовых инструментов

Г) группа ударных инструментов

2. Высшая точка развития мелодии – это….?

А) Увертюра.

Б) Кантилена.

В) Кульминация.

3. Назовите музыкальную форму, в которой основная тема повторяется много раз, но в изменённом виде.

А) Соната

Б) Рондо

В) Вариация

4. Назовите французского композитора XIX – начала XX в., автора цикла «Карнавал животных»

А) Жорж Бизе

Б) Камиль Сен-Санс

В) Морис Равель

5. В каком веке возникла опера?

А) в 16 веке

Б) в 15 веке

В) в 20 веке

Г) в 21 веке

6. Либретто – это…

А) часть оперного спектакля

Б) вокальный сольный номер

В) литературный текст оперы

Г) хоровой номер

7. Увертюра – это…

А) литературный текст оперы

Б) сольный вокальный номер

В) оркестровое вступление к опере

Г) танцы и марши в опере

8. Композитор для оперы «Руслан и Людмила»

А) П.И. Чайковский

Б) М.И. Глинка

В) Н.А. Римский-Корсаков

Г) Ж. Бизе

9. Соотнеси композиторов с их балетами:

А) П.И. Чайковский 1. «Золушка»

Б) А.И. Хачатурян 2. «Лебединое озеро»

В) С.С. Прокофьев 3. «Спящая красавица»

Г) П.И. Чайковский 4. «Гаянэ»

10. Последняя сцена балета, в которой участвуют все исполнители – это…

А) Увертюра

Б) Антракт

В) Апофеоз

Г) Па-де-де

Часть 2

  1. В каком веке возник мюзикл?

А) в 18 веке

Б) в 19 веке

В) в 20 веке

2. Кто такой менестрель?

А) Тот, кто рисует декорации.

Б) Средневековый певец.

В) Сценарист.

3. Экстраваганцу произошёл в (во):

А) Германии

Б) России

В) Франции

Г) США

4. Создателем какого (каких) мюзикла (мюзиклов) из списка является Эндрю Ллоид Уэбэр?

А) «Синяя птица» (Русский мюзикл)

Б) «Кошки»

В) «Призрак оперы»

Г) «Чикаго»

Д) «Нью Йорк»

Е) «Моя прекрасная леди»

Ж) « Иисус Христос – Суперзвезда»

5. Какое из кратких описаний подходит под истинное содержание мюзикла? (выбери)

(Из какого это мюзикла? (Название))

А) Франческа Голитл торговала фруктами, в неё влюбился прохожий профессор (Хиггинс), научил её хорошим манерам, они решили пожениться.

Б) Профессор Хиггинс полюбил одну красивую девушку. Она прекрасно вледела английским, немецким, французским языками… Они поехали путешествовать и долго и счастливо жили вдвоем.

В) Элиза Дулитл – простая торговка цветами. Случайно познакомилась она с профессором Хиггинсом, который в дальнейшем научил её правильному произношению и светским манерам…. Хиггинс настолько сблизился со своей «ученицей», что в итоге влюбился.

6. Пародией на серьезные театральные представления называется:

А) Водевиль

Б) Менестрель-шоу

В) Бурлеск

Г) Экстраваганца

7. Ряд разнообразных номеров – танцевальных, песенных и даже цирковых, практически не связанных между собой каким-либо сюжетом – это:

А) Бурлеск

Б) Водевиль

В) Экстраваганца

8. Как называется пьеса, которая лежит в основе мюзикла «Моя прекрасная леди»?

А) «Армагеддон»

Б) «Пигмалион»

В) «Оливер Твист»

9. Красивая и трагичная история, повествующая нам о красивой девушке, Эсмеральде – это мюзикл:

А) «Призрак оперы»

Б) «Собор Парижской Богоматери»

В) «Моя прекрасная леди»

10. Генгуар, Квазимодо, Фролло, Клопен, Феб – это герои из мюзикла:

А) «Моя прекрасная леди»

Б) «Призрак оперы»

В) «Собор Парижской Богоматери»

Часть 3

1) В каком веке возник джаз?

А) в 21 веке

Б) в 18 веке

В) в 20 веке

Г) в 19 веке

2) Выберите из списка предшественников джаза?

А) Рок-музыка

Б) Спиричуэл (музыка черных невольников)

В) Театр менестрелей

Г) Европейский фольклор

3) В какой стране возник джаз?

А) Англия

Б) Российская Империя

В) США

Г) Франция

4) Что из перечисленного связано с джазом?

А) Блюз

Б) 18 век

В) Свинг

Г) Кантри

5) На каком инструменте НЕ играл Луи Армстронг?

А) Труба

Б) Тромбон

В) Скрипка

6) Какой джазовый исполнитель носил прозвище «СЭЧМО»?

А) Дюк Эллингтон

Б) Бейси Смит

В) Луи Армстронг

Г) Элла Фитцджеральд

7) Удостоена у поклонников титула «Королева джаза»

А) Билли Холидэй

Б) Бейси Смитт

В) Элла Фитцджеральд

8) Кто из перечисленных зарубежных джазистов посетил с концертом в 1971 году нашу страну (СССР)?

А) Луи Армстронг

Б) Элла Фитцджеральд

В) Дюк Эллингтон

Г) Скотт Джоплин

9) Кто является композитором оперы «Порги и Бесс»:

А) Скотт Джоплин

Б) Луи Армстронг

В) Джон Леннон

Г) Джордж Гершвин

10) Как называется знакомая тебе песня из оперы «Порги и Бесс», кто её исполнил(и)?

А) Wintertime 1. Билли Холидэй и Дюк Эллингтон

Б) Summertime 2. Элла Фитцджеральд и Дюк Эллингтон

В) Everytime 3. Элла Фитцдеральд и Билли Холидэй

Г) Forever 4. Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг

ЧАСТЬ 4

Музыкальная викторина

Название

Композитор

Подготовка к итоговому тесту

5 класс

эстрадное отделение

Дополнительные образовательные программы

Часть 1

  1. Группы инструментов симфонического оркестра:

А) группа струнных инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас

Б) группа медно-духовых инструментов: труба, туба, валторна, тромбон

В) группа деревянно-духовых инструментов: гобой, кларнет, флейта, фагот

Г) группа ударных инструментов: барабан, бубен, тарелки, литавры

2. Музыкальные термины.

А) Увертюра – оркестровое вступление к опере .

Б) Кантилена – связанное, напевное движение мелодии .

В) Кульминация - высшая точка развития мелодии .

Г) Либретто – литературный текст оперы

Д) Опера – возникла в 16 веке!

Е) Апофеоз - последняя сцена балета, в которой участвуют все исполнители.

3. Музыкальные формы

А) Соната – муз. форма, состоящая из трёх частей А+В+А1

Б) Рондо – муз. форма, движение по кругу А+В+С, А1+В1+С1 и т.д.

В) Вариация , муз. форма, в которой основная тема повторяется много раз, но в изменённом виде.

А) Жорж Бизе – французский композитор XIX века

Б) Камиль Сен-Санс - французский композитор XIX – начала XX в., автора цикла «Карнавал животных»

В) Морис Равель - французский композитор XIX – начала XX в., автора цикла «Моя матушка – гусыня»

5. Композиторы и их произведения:

А) П.И. Чайковский «Лебединое озеро», «Спящая красавица»

Б) М.И. Глинка «Руслан и Людмила»

В) А.И. Хачатурян «Гаянэ»

Г) С.С. Прокофьев «Золушка »

Часть 2

  1. Мюзикл возник в 20 веке.
  2. Термины:
  • Менестрель - средневековый певец.
  • Экстраваганцу произошёл во Франции
  • Бурлеск - пародия на серьезные театральные представления
  • Водевиль - ряд разнообразных номеров – танцевальных, песенных и даже цирковых, практически не связанных между собой каким-либо сюжетом

3. Эндрю Ллоид Уэбэр является создателем мюзиклов:

  • «Кошки»
  • «Призрак оперы»
  • « Иисус Христос – Суперзвезда»

4. Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», лежит в основе мюзикла Ф. Лёве и А.Дж. Лернера «Моя прекрасная леди» .

5. Красивая и трагичная история, повествующая нам о красивой девушке, Эсмеральде – это мюзикл Л. Пламодона и Р. Коччианте «Собор Парижской Богоматери» , где участвуют и такие персонажи, как Генгуар, Квазимодо, Фролло, Клопен, Феб.

Часть 3

1) Джаз возник в 20 веке в США. Одним из предшественником джаза являлась музыка чёрных невольников – спиричуэл, светское музицирование американских негров – блюз.

Свинг – стиль джазовой музыки, в котором главным является импровизация солиста на фоне подготовленного и достаточно сложного аккомпанемента.

2) Джазовые исполнители и композиторы:

  • Луи Армстронг – играл на трубе и тромбоне, пел . Прозвище «СЭЧМО».
  • Элла Фитцджеральд – певица, удостоена у поклонников титула «Королева джаза»
  • Дюк Эллингтон - посетил с концертом в 1971 году нашу страну (СССР)
  • Джордж Гершвин – композитор оперы «Порги и Бесс», где самой популярной является композиция «Summertime» исполняемая Эллой Фитцджеральд и Луи Армстронгом.

ЧАСТЬ 4

Музыкальная викторина

  1. «Баллада» Metallica
  2. «Yesterday», «Битлз»
  3. «Рок-н-ролл» Элвис Пресли

Ответы к итоговому тесту

по предмету «музыкальная литература»

5 класс

Отделения эстрадно – театрального искусства

Группа общеразвивающей музыкальной образовательной программы.

Учащегося(ейся)___________________________

Часть 1

Часть 2

Часть 3

ЧАСТЬ 4

Музыкальная викторина

а, в

б 4

ЧАСТЬ 4

Музыкальная викторина

  1. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», Джордж Гершвин, США, 20 век.
  2. «Баллада» Metallica
  3. «Призрак оперы» из мюзикла «Призрак оперы» Э.Л. Уэббер.
  4. «Лебедь», Камиль Сен-Санс (Франция 19-начало 20 века)
  5. «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский, Россия.
  6. «Каватина Фигаро» из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини
  7. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Эдвард Григ, Норвегия.
  8. «Рок-н-ролл» Элвис Пресли
  9. «Yesterday», «Битлз»
  10. «Хорал», И. С. Бах, Германия, кон.17- нач. 18 веков.

Список литературы

  1. Т.Первозванская. Учебное пособие по музыкальной литературе. 4 класс. «Мир музыки» - СПб.: «Композитор», 2004
  2. Т. Первозванская. Учебное пособие «Слушаем музыку». 1 класс, «Мир музыки» - СПб.: «Композитор», 2004
  3. Т. Первозванская. Учебное пособие «Слушаем музыку». 2 класс, «Мир музыки» - СПб.: «Композитор», 2004
  4. Т. Первозванская. Учебное пособие «Слушаем музыку». 3 класс, «Мир музыки» - СПб.: «Композитор», 2004
  5. Уткина Л.А. «В мире музыки». Учебное пособие по музыкальной литературе. Первый год обучения. – 2000г.
  6. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. – М.: «РОСМЭН», 2004

Контрольная работа по музыкальной литературе для 4 класса

1) Слово «Музыка» в Древней Греции означало:

А) Искусства муз Б) Творения муз В) Старания муз

2) Кем был легендарный Орфей?

А) Свирелистом Б) Певцом В) Арфистом

3) Кем был знаменитый Садко?

А) Богатырём Б) Танцором В) Гусляром

4) Мелодия – это…

А) Музыкальная мысль композитора, выраженная одноголосно

Б) Слаженные, законченные музыкальные фразы В) Красивая, вокальная музыка

5) Какое слово относится к понятию «Лад»?

А) Синкопированный Б) Мажорный В) Красочный

6) Какие слова относится к понятию «Ритм»?

А) Минорный Б) Фортиссимо В) Ровный Г) Пунктирный

7) Какие слова относятся к понятию «Темп»?

А) Пиано Б) Sostenuto В) Стаккато В) Форте

8) Какие слова относятся понятию «Динамические оттенки»?

А) Пианиссимо Б) Легато В) Крещендо

9) Меццо-пиано относится к понятию…

А) Штрихи Б) Лад В) Динамические оттенки

10) Слово «Диссонанс» относится к понятию…

А) Тембр Б) Гармония В) Штрихи

11) Понятие «нижний» относится к…

А) Темпу Б) Гармонии В) Регистру

12) Инструмент, предком которого был охотничий рог

А) Валторна Б) Тромбон В) Туба

13) Инструменты, внешне напоминающие медные котлы, верх которых затянут кожей

А) Барабаны Б) Литавры В) Там-там

14) Сколько струн у скрипки?

А) 4 Б) 5 В) 6

15) Какой инструмент не принадлежит к группе струнно-смычковых инструментов?

А) Альт Б) Гитара В) Виолончель

16) Какой инструмент не принадлежит к группе деревянных духовых инструментов?

А) Флейта Б) Контр – фагот В) Тромбон

17) Какой инструмент не принадлежит к группе медных духовых инструментов?

А) Туба Б) Труба В) Кларнет

18) Какой ударный инструмент не имеет определённой высоты звучания?

А) Ксилофон Б) Барабан В) Литавры

19) Как называют человека, который управляет оркестром?

А) Дирижёр Б) Концертмейстер В) Хормейстер

20) Как называется ансамбль из четырёх исполнителей?

А) Квинтет Б) Квартет В) Септет

21) Схема АВА относится к форме…

А) Простой двухчастной Б) Сложной трёхчастной В) Простой трёхчастной

22) А А1 А2 А3 – это форма…..

А) Рондо Б) Вариационная В) Старинная двухчастная

23) Повторяющаяся часть в форме «Рондо»?

А) Рефрен Б) Припев В) Фермата

24) Пунктирный ритм характерен для полонеза, мазурки?

А) Да Б) Нет

25) Камаринская это - ….

А) Украинский танец Б) Белорусский танец В) Русский танец

26) Лезгинка это - …

А) Итальянский танец Б) Испанский танец В) Танец народов Кавказа

27) Полька это - …

А) Польский танец Б) Русский танец В) Чешский танец

28) Укажите слова, которые не относятся к танцам.

А) Румба Б) Вольта В) Рок-н-ролл В) Гавот Г) Цезура

29) Укажите размер марша?

А) 2/4 Б) 3/4 В) 4/4

30) Когда поют колядки?

А) Осенью после сбора урожая Б) Зимой в канун Рождества В) Весной перед посевом

31) Как называли человека, который исполнял былины?

А) Боян Б) Чтец В) Певец

А) К. Сен – Санс Б) Э. Григ В) Ж. Ф Рамо

33) Какой пьесы нет в сюите «Карнавал животных»?

А) «Слон» Б) «Антилопы быстрые животные» В) «Аквариум» Г) «Жираф»

34) Какой инструмент в «Карнавале животных» изображает ископаемых?

А) Контрабас Б) Ксилофон В) Челеста

35) Укажите программное произведение:

А) Соната № 1 Б) Этюд cis-moll В) «Картинки с выставки»

А) П. И. Чайковский Б) М. П. Мусоргский В) Э. Григ

37) Какого номера нет в сюите «Пер Гюнт»?

А) «Утро» Б) « День» В) «Вечер»

38) Какого персонажа нет в сюите «Пер Гюнт»?

А) Сольвейг Б) Розина В) Озе Г) Анитра

39) Представителем, какой страны является Эдвард Григ?

А) Норвегия Б) Франция В) Италия

А) Генрих Юхан Б) Генрих Ибсен В) Берли Ханс

(Зарубежная музыка)

1) Буквальный перевод слова «Барокко»? А) Образцовый, достойный подражание

Б) Причудливый, странный В) Украшение в виде морской раковины

2) Буквальный перевод слова «Классицизм»? А) Идеальный, образцовый, достойный подражания Б) Причудливый, странный В) Архаичный

3) Творчество И. Баха относится к стилю: А) Рококо Б) Барокко В) Классицизм

4) Родина И. Баха – немецкий город: А) Лейпциг Б) Бонн В) Эйзенах

5) В переводе на русский язык слово БАХ означает: А) Море Б) Океан В) Ручей

6) Произведение, которое не принадлежит И. Баху: А) Опера «Орфей и Эвридика»

Б) «Инвенции» В) «Английские сюиты» Г) «ХТК»

7) В творчестве И. Баха преобладал: А) Монодический склад музыки

Б) Полифонический склад музыки В) Гомофонно-гармонический склад музыки

8) Кто из названных композиторов не является венским классиком? А) Й. Гайдн

Б) И. Бах В) В. А. Моцарт г) Л. В. Бетховен

9) Как называется пьеса, которая предваряет каждую фугу в сборниках «Хорошо темперированного клавира» А) Токката Б) Вариации В) Прелюдия

10) Как известно, в старинную сюиту включались четыре обязательных танца. Как называется быстрый танец английских матросов, которым заканчивается такая сюита?

А) Куранта Б) Менуэт В) Жига

11) Й. Гайдн, наряду с Моцартом и Бетховеном является представителем Венского…

А) Романтизма Б) Классицизма В) Романтизма

12) В творчестве Й. Гайдна окончательно сформировался жанр: А) Оратории

Б) Оперы В) Симфонии Г) Струнного квартета

13) Сколько частей имеет классическая симфония: А) 3 Б) 4 В)5

14) Сколько частей имеет классическая соната: А) 3 Б) 4 В) 5

15) Деревня-родина Й. Гайдна: А) Бонн Б) Лейпциг В) Рорау

16) Симфония, которая не принадлежит Й. Гайдну: А) «С тремоло литавр»

Б) «Прощальная» В) «Детская» Г) «Героическая»

17) Третья часть симфонии, «танец королей и король танцев»: А) Менуэт Б) Скерцо

18) Й. Гайдн – А) 6 французских сюит Б) 6 английских сюит

В) 12 Лондонских симфоний Г) 6 русских квартетов

19) Симфония Й. Гайдна, во время исполнения которой уходят музыканты:

А) «С тремоло литавр» А) «Прощальная» В) Симфония с сюрпризом

20) Встречался ли Гайдн с Моцартом: А) Да Б) Нет

21) Место рождения В. А. Моцарта: А) Вена Б) Бонн В) Зальцбург г) Эйзенштадт

22) Количество симфоний в творческом наследии Моцарта: А) 104 Б) 41 В) 9

23) «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал» - эти слова, сказанные отцу Моцарта, принадлежат: А) А. Сальери

Б) Л. В. Бетховену В) Императору В) Й. Гайдну

24) Первая опера Моцарта, написанная в двенадцатилетнем возрасте, называется

А) «Мнимая простушка» Б) «Митридат, царь Понтийский» в) «Свадьба Фигаро»

25) Кто из перечисленных оперных героев не является персонажем оперы «Свадьба Фигаро»? А) Альмавива Б) Лепорелло В) Керубино г) Сюзанна

27) Последняя опера Моцарта ? А) «Волшебная флейта» Б) «Свадьба Фигаро»

В) «Дон Жуан»

28) Лоренцо да Понте – кто это? А) Учитель Моцарта Б) Певец В) Либреттист опер Моцарта

29 ) Какая опера не принадлежит В. Моцарту? А) «Фиделио» Б) «Похищение из сераля» В) «Идоменей, царь Критский»

30) Произведение В. Моцарта, третьей частью которого является «Рондо в турецком стиле»

А) «Маленькая ночная серенада» Б) Симфония №40 (g-moll) В) Соната №11 (A - dur )

31) Жанр произведения Моцарта «Юпитер» А) Опера Б) Симфония В) Оратория

32) Сочинение Моцарта, написанное на традиционный латинский текст и предназначенное для заупокойной службы: А) Месса Б) Пассионы В) Реквием

33) Историческое событие, оказавшее влияние на мировоззрение Л. Бетховена

А) Лионское восстание Б) Французская буржуазная революция В) Война 1812 года

34) Кому принадлежат слова о юном Бетховене: «Обратите на него внимание! Он всех заставит о себе говорить!». А) Гайдну Б) Гёте В) Моцарту Г) Глюку

35) Сколько фортепианных сонат у Л. Бетховена? А) 40 Б) 32 В) 14

36) Название фортепианной сонаты №8 А) «Аппассионата» Б) «Аврора»

В) «Патетическая»

37) Название фортепианной сонаты №14 А) «Лунная» Б) « Аппассионата»

В) «Аврора»

38) В качестве III части симфоний Бетховен впервые стал использовать А) Марш

Б) Вальс В) Скерцо

39) Какая симфония принадлежит Бетховену? А) «Траурная» Б) «Юпитер»

В) «Фантастическая» Г) «Героическая»

40) В каком городе Бетховен жил с 1792 года до конца жизни ? А) Вена Б) Кёльн

В) Бонн Г) Лейпциг

Контрольная работа по музыкальной литературе.

(Русская музыка)

1) Правда ли, что в основе русского музыкального искусства, лежит народная песня?

А) Да Б) Нет

2) Музыкальный жанр, в котором наиболее полно раскрылся талант русских композиторов А. Алябьева, А. Гурилёва, А. Варламова.

А) Опера Б) Симфоническая музыка В) Романс

3) Знаменитый романс «Соловей» принадлежит:

А) А. Алябьеву Б) А. Е. Варламову В) А. Л Гурилёву

А) А. Гурилёву Б) А. Алябьеву А) А. Варламову

5) Как называется знаменитый романс А. Гурилёва ?

А) «Ландыш серебристый» Б) «Колокольчик» В) «Василёк»

6) Кого из композиторов считают основоположником русской классической музыки?

А) А. Даргомыжского Б) М. Глинку В) П. Чайковского

7) На чьи стихи написаны романсы М. Глинки « Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», « В крови горит огонь желанья»?

А) М. Ю. Лермонтова Б) Н. В Кукольника В) А. С. Пушкина

8) Симфоническое произведение М. Глинки, которое представляет собой вариации на темы двух русских народных песен – свадебную и плясовую?

А) «Камаринская» Б) «Вальс-фантазия» В) «Арагонская хота»

9) Какой романс не принадлежит М. И. Глинке?

А) «Мне грустно» Б) «Жаворонок» В) «Попутная песня»

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

11) Персонаж оперы «Иван Сусанин»?

А) Кончаковна Б) Антонида В) Наташа

12) В каком селе происходит действие первого акта оперы «Иван Сусанин»?

А) Домнино Б) Новоспасском В) Троицком

13) Польский быстрый двудольный танец, из второго акта оперы «Иван Сусанин»:

А) Вальс Б) Полонез В) Краковяк

14) Польский торжественный трёхдольный танец, который звучит в начале второго акта оперы «Иван Сусанин»?

А) Полонез Б) Краковяк В) Мазурка

15) С какой страной связаны образы и темы симфонических произведений М. Глинки «Арагонская хота» И «Ночь в Мадриде»?

А) Италия Б) Испания В) Франция

16) Кто из композиторов называл А. С. Даргомыжского «Великим учителем музыкальной правды»?

А) М. И. Глинка Б) А. П. Бородин В) М. П. Мусоргский

17) Укажите произведения, не принадлежащие А. Даргомыжскому:

А) «Эсмеральда» Б) «Каменный гость» В) «Хованщина» Г) «Русалка» Д) «Руслан и Людмила»

18) А.С. Даргомыжский - являлся представителем «Могучей кучки»?

А) Да Б) Нет

19) Главная героиня оперы «Русалка»:

А) Наташа Б) Татьяна В) Ольга

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

А) Кондратий Рылеев Б) Александр Пушкин В) Николай Некрасов

22) Какие романсы не принадлежат А. Даргомыжскому?

А) «Шестнадцать лет» Б) «Мне грустно» В) «Для берегов отчизны дальной» Г) «Светик Савишна»

23) Кто является руководителем содружества «Могучая кучка»?

А) М.А. Балакирев Б) В. Стасов В) Ц. А. Кюи

24) Александр Порфирьевич Бородин – является не только выдающимся композитором, педагогом, общественным деятелем, но и выдающимся учёным…

А) Физиком Б) Химиком В) Математиком

25) А. Бородин закончил:

А) Военную академию Б) Морской военный корпус В) Медико – хирургическую академию

26) Какого персонажа нет в опере «Князь Игорь»?

А) Варлаама Б) Князя Галицкого В) Владимира

27) Кому принадлежат слова: «Ты одна, голубка лада, ты одна винить не станешь»?

А) Хану Кончаку Б) Князю Игорю В) Боярам

28) Первое сочинение А. Бородина называлось?

А) Вальс «Мари» Б) Полька «Элен» В) Колыбельная «Анет»

29) Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров – это

А) Ученые Б) Писатели В) Музыканты

30) Жена Бородина Екатерина Сергеевна Протопопова была?

А) Поэтессой Б) Пианисткой В) Певицей

31) Литературный источник оперы «Князь Игорь»

А) «Ипатьевская летопись» Б) «Слово о полку Игореве» В) «Повесть временных лет»

А) Сопрано Б) Контральто В) Меццо-сопрано

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

34) Жанр оперы «Князь Игорь»?

А) Историческая Б) Сказочно – эпическая В) Лирико – эпическая

35) Вторая симфония Бородина называется?

А) «Эпическая» Б) «Богатырская» В) «Героическая»

36) М. П. Мусоргский родился?

А) в 1838 году в Санкт-Петербурге Б) В 1839 году в селе Карево В) В 1840 году в селе Новоспасском

37) Мусоргский учился?

А) В Царскосельском лицее Б) В Благородном пансионе В) В Петропавловской школе

38) В 1856 году Мусоргский поступает…

А) В Семеновский полк Б) В гвардейский Преображенский полк В) В гвардейскую пехотную дивизию

39) Был ли Мусоргский членом «Русской пятерки»?

А) ДА Б) Нет

40) Либретто оперы «Борис Годунов» написано по одноименной трагедии?

А) М.Ю. Лермонтова Б) Н. А. Некрасова В) А.С. Пушкина

А) Тенор Б) Баритон В) Бас

А) Бас Б) Баритон В) Тенор

43) А. Н. Плещеев, А. А. Голенищев-Кутузов, А. В. Кольцов, Л. А. Мей, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островский – это современники Мусоргского

А) Художники Б) Писатели и поэты В) Музыканты

44) Какое произведение Мусоргского первоначально называлось «Гартман» ?

А) Вокальный цикл «Детская» Б) Фортепианный цикл «Картинки с выставки» В) Баллада «Забытый»

45) Виктор Александрович Гартман – это…

А) Художник, друг Мусоргского Б) Поэт, знакомый Мусоргского В) Композитор, лично не знакомы.

46) «Картинки с выставки состоят из…

А) 12 пьес Б) 10 пьес В) 18 пьес

47) Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В. Верещагина?

А) «Забытый» Б) «Смиренный» В) «Несчастный»

48) Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти»?

А) Ария Б) Речитатив В) Монолог

49) Название одного из вокальных циклов М. Мусоргского?

А) «Саламбо» Б) «Детская» В) «Хованщина»

50) Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?

А) «Уж как на небе солнцу красному слава»

Б) «Хлеба!»

В) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

Бланк ответов к контрольной работе по музыкальной литературе.

Выполнил: …………………………………………………………..




Top