Гедике композитор краткая биография. Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике — основатель русской органной школы

Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже "Тарантеллу"?
...Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.
Помню день, – он надолго остался у меня в памяти, – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.
Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке.
Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, известный композитор, органист и пианист.
Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.
"Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".
На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.
Мне посчастливилось на протяжении двадцати пяти лет часто видеться с этим замечательным человеком. Сначала я у него учился, а затем преподавал в той же Московской консерватории.
Александр Федорович был очень разносторонний музыкант.
Прежде всего он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании.
Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей.
Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано.
В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки.
В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.
Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения".
Он очень много успевал сделать за день.
У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.
С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.
Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.
С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.
– Смотри, – обращался ко мне Гедике, – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других...
Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.
Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай.
Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.
– Шарко, Шарко, перестань!
Шарко не унимается.
– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!
Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".
– Шарко! Неудобно, ведь Мильман доцент!
Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.
Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!".
Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.
Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза...
После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.
Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг.
Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".

Органист, пианист, композитор, педагог. Сверхштатный профессор II ст. (1909).

Происходил из семьи потомственных музыкантов. Сын Ф. К. Гедике и француженки родом из Нормандии Александры Федоровны (настоящее имя Жюстина-Адель-Августина) Лекампион (Le Campion). Прадед Гедике — Генрих Георг (Андрей Иванович) был преподавателем и инспектором фортепианных классов Смольного института, сочинял музыку. Дед — Карл Гёнрихович (Андреевич) — служил органистом французской католической церкви Св. Людовика, преподавал музыку в московском Сиротском институте императора Николая I.

Начальное обучение игре на фортепиано и органе Гедике прошел у отца, с 12 лет заменял его как органист в церкви Св. Людовика. В 1890-92 гг. участвовал в Детском оркестре А. А. Эрарского. В 1892 г. поступил в младшие классы Московской консерватории, к А.И. Галли, затем перешел в класс П. А. Пабста, после его смерти — в класс В.И. Сафонова (фортепиано). Гармонию и инструментовку изучал у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса, энциклопедию у Н. С Морозова, элементарную теорию музыки — у Н. Д. Кашкина. Окончил консерваторию в 1898 г. с малой золотой медалью. За сочинение Концерт-штюка для фортепиано с оркестром, Сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию как композитор и пианист на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна (Вена, 1890).

С 1898 г. работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в 1898/99 учебном году преподавал также в Московском лицее памяти цесаревича Николая. С 1904 г. работал в московском Елисаветинском институте, сменив в 1906 г. на посту инспектора музыки С. В. Рахманинова. В том же году взял на себя обязанности наблюдателя по музыкальной части Сиротского института взамен ушедшего с поста А. Б. Гольденвейзера. С 1907 г. помимо уроков музыки вел методику игры на фортепиано и гармонию. С января 1907 преподавал игру на фортепиано также в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени Александра III, основанного в память Екатерины II. Работа в этих учебных заведениях во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.

Крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты. Известен как исполнитель всех органных произведений И. С. Баха. Автор многих музыкальных произведений, в том числе опер на собственное либретто («Виринея», 1913-15; «У перевоза», 1933; «Жакерия», 1933; «Макбет»; в 1944 исполнены оркестровые номера), кантат, оркестровых сочинений, в том числе для духового оркестра, для органа, для фортепиано, (Концертштюк для фортепиано с оркестром), для скрипки и виолончели, для кларнета, романсов и др., а также транскрипций и обработок русских народных песен.

В 1909 по вольному найму поступил на службу в Московскую консерватоорию, в качестве сверхштатного профессора II степени, в 1913 г. перешел на действительную службу. С 1919 г. вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. В 1923 г. заведовал этими кафедрами, разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — К. Аджемов, М. Брук (фортепиано), А. Васильева, И. Вейсс, Н. Выгодский, Т. Гайдамович, Г. Гродберг, С Дижур. Я. Каабак, С. Кнушевицкий, И. Козолупова, В. Мержанов, М. Мильман, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, И. Рыжкин, Б. Смоляков, М. Старокадомский, Б. Тевлин, Б. Хайкин. Некоторое время преподавал игру на фортепиано в московской Народной консерватории. В 1920-50-е гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории (композиция и камерный ансамбль).

Александр Гедике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов ― Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике ― наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).

Александр Фёдорович Гедике умер 9 июля 1957 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награды и премии

  • народный артист РСФСР (1946)
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за концертно-исполнительскую деятельность

Алевтина Двоскина
Внеклассное мероприятие в ДШИ «Александр Гедике - основатель русской органной школы. Любимые фортепианные пьесы»

Преподаватель :

Двоскина Алевтина Евгеньевна

Р. п. Кузоватово

Предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия «Александр Гедике - основатель русской органной школы . Любимые фортепианные пьесы » (к 140-летию со дня рождения) -предназначен для учащихся музыкального отделения ДШИ, а также для учащихся общеобразовательных школ .

Цель – развитие интереса детей к музыке как основе творческого воображения.

Задачи :

1. Образовательные : развитие музыкальных и творческих способностей;

содействие первоначальному развитию музыкального вкуса;

заложение основы для будущего профессионального обучения.

2. Развивающие – развитие творческой активности, интеллекта, памяти, внимания, мышления,воображения, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

3. Воспитательные – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни, развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Методы : Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравстенно-эстетического познания.

Ожидаемый результат : расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей, развитие вкуса и эстетического восприятия, приток и увеличение количества детей в музыкальную школу , повышение престижа музыкальной школы в культурном пространстве поселка и района.

Оборудование : рояль, ноты, портреты, слайды, колонки.

Форма мероприятия - классный тематический час.

Двое ведущих- преподаватель Двоскина А. Е. и выпускница музыкального отделения - Исаева Наталья.

Участники- ученики музыкального отделения по классу фортепиано преподавателя Двоскиной А. Е. Зрители- учащиеся музыкального отделения ДШИ, родители, учащиеся 5-6 классов общеобразовательной школы №3 .

Участники-артисты вечера, посвященного творчеству А. Ф. Гедике .

Ведущие вечера

Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня наша встреча посвящена творчеству замечательного русского композитора , пианиста, ученого, органиста , педагога Александра Федоровича Гедике . Для многих музыкантов, гостей нашего сегодняшнего праздника, будет откровением узнать, что Гедике вообще-то не только «известный детский композитор» , а крупнейший органист -композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России , ее самый бескорыстный и истовый подвижник. Бурные пиаровские акции музыкальных изданий и СМИ миновали скромное имя Гедике…

Может быть и к лучшему? Ведь необычайная скромность Александра Федоровича и при жизни не позволяла ему выпячивать себя, «пробивать» публикации своих многочисленных сочинений (большинство которых остается неизданными и по сей день) и, как говорят сегодня, «раскручиваться» . Он, с его природным аристократизмом, натурой подлинного музыканта и интеллигента считал, что «быть знаменитым некрасиво» . Жаль, что самобытный композиторский и исполнительский талант Гедике , его вклад в историю органной культуры России , благодаря которым орган получил в нашей стране статус самостоятельного инструмента и заставил считаться с фактом своего существования, пребывают в совершенно незаслуженном забвении. Кстати говоря, именно учащиеся детских школ искусств по достоинству оценивают творчество композитора. И сегодня мы посвящаем наш вечер жизни и творчеству Александра Федоровича Гедике ,а учащиеся класса фортепиано подготовили концерт из камерных произведений композитора.

1-ый ведущий : Александр Гёдике (сейчас мы часто произносим –Гедике ) родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович, был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике - Фридрих -Александр- Пауль Гёдике , работал органистом в той же церкви , был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано . Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе . Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом . Благодаря Гедике в нашей стране стала регулярной и очень популярной и в наши дни практика органных вечеров и органных абонементов .

2-ой ведущий : «Органные концерты Александра Гедике , были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России, – рассказывает профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Елена Сорокина. – Почему? Думается, что орган хотя никогда и не был у нас культовым инструментом, но своим тембром вызывал определенные ассоциации и в какой-то мере заполнял духовный вакуум, который, конечно же, ощущался в те годы. Именно органные концерты отчасти восполняли недостаток храмового общения. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало 20-го века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России , как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента : концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

В исполнении преподавателя Двоскиной А. Е. прозвучит «Органная прелюдия » ре минор А. Гедике .

1-ый ведущий :. Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.

«Помню день, – он надолго остался у меня в памяти -вспоминает ученик А. Гедике А . Мильман – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.

Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов : Ге-ди-ке.

Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, в которой преподавал почти полвека, известный композитор, органист и пианист ».

Органные концерты Гедике давал часто . Играл он больше всего любимого им Баха .

"Музыка его, – говорил Гедике , – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".

На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.

Сейчас в исполнении Абрамовой Дарьи прозвучит «Органная прелюдия » до минор И. С. Баха.

А сейчас прозвучат старинные танцы-«Сарабанда» и «Ригодон» А. Гедике в исполнении уч-ся 2 класса Ахтямовой Агили.

2-ой ведущий : С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано , с 1919 заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца, а в 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов Н . Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Гарри Гродберг, И. Д. Вейс.

1-ый ведущий : «Многим из Вас, ребята, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже «Танец» , «Тарантеллу»

Об одном впечатлении, связанном с Гедике - композитором , вспоминает ученик А. Гедике , пианист Александр Бахчиев .

«В необычайно торжественной обстановке, в переполненном Большом зале консерватории 19 марта 1957 года шёл концерт, посвященный 80-летию Александра Фёдоровича . Оркестр Филармонии (дирижер Б. Э. Хайкин) играл 3-ю симфонию юбиляра. Солировали в этот вечер К. А. Эрдели, С. Н. Ерёмин, сам Гедике играл на органе - соло и в ансамбле .

«Заинька» - исполняет ученица 1 класса Калиничева Настя.

Во втором отделении - поток поздравлений, бездна адресов; среди массы других - конечно же, от детских музыкальных школ .

И вот в какой-то момент от этой депутации отделился маленький мальчик, не спеша уселся за рояль и в сдержанном темпе заиграл… «Заиньку» . «Заинька» в Большом зале! Представьте себе, что после этого творилось - зал буквально рухнул от аплодисментов : всё выглядело тем более уморительно, что игра ребенка была полна серьезности и достоинства. И, конечно, юбилею Александра Фёдоровича это «происшествие» придало черты абсолютной неповторимости…».

Сейчас прозвучит Р. н. п. «Заинька» в обработке А. Гедике –исполняет ученица 1 класса Калиничева Анастасия.

«Тарантелла» - исполняет ученик 3 класса Ильин Алексей .

Почему же так популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов.? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом.

А. Гедике . «Миниатюра» - исполнит уч-ся 4 класса Гамкрелидзе Милана.

А. Гедике . «Пьеса » ля минор-прозвучит в исполнении Потаповой Насти. (3класс) .

А. Гедике . «Сонатина» до мажор-исполняет Зубова Ксения, 2 класс.

2-ой ведущий : Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял , занимался на органе , рояле ежедневно. Не ждал «подходящего настроения» ,и этого же требовал от своих учеников.

Он очень много успевал сделать за день.

У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе , а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.

Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию ! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.

С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.

– Смотри, – обращался ко мне Гедике ,-(вспоминает его ученик А. Мильман) – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других.

Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.

Со своими любимцами он разговаривал , как с людьми. Помню один забавный случай.

Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу . Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.

– Шарко, Шарко, перестань!Шарко не унимается.

– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!

Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".

– Шарко! Неудобно, ведь Мильман - доцент!

Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.

1-ый ведущий : Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если ученики во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал : "Не балуй!". Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.

Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал : "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало : во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза.

После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал : "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.

Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг. В программной пьесе «В лесу ночью» композитор образно рисует картину таинственности, слышатся шорохи ночного леса, «уханье» сов.

А. Гедике . «В лесу ночью» – исполняет уч-ся 2 класса Пожарова Екатерина.

2-ой ведущий : Образ разбушевавшейся стихии создает А. Гедике в пьесе «Гроза» .Быстрый бег шестнадцатых, которые вызывают ассоциации с порывами ветра, сменяются раскатами грома. Контрастная динамика, насыщенная педализация- все эти средства музыкальной выразительности как бы рисуют нам образную картину грозы.

А. Гедике . «Гроза» -исполняет Зубова Ксения 2 класс.

После дождя выглянуло солнышко и на небе повисла веселая радуга-дуга.

А. Гедике . «Радуга» -(этюд соль мажор) .-исполняет Родионова Виктория 2класс.

Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике ".

Прозвучит веселая, задорная «Маленькая пьеса » в исполнении уч-ся 3 класса Потаповой Анастасии.

А сейчас прозвучат «Вариации» на тему всем известной шуточной песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик» - ее исполнит уч-ся 4 класса Нуштаев Никита.

1-ый ведущий : Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике , мало кого так любили в консерватории и в Москве, как Александра Гедике . Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории , вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность и к ученикам, и к себе. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское » высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю.

2-ой ведущий : В фортепианной игре Александр Федорович не переносил резкого, «стучащего» звука. Любимое выражение было «мягче, плавнее!» Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам : "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его очень забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом . Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность . Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он ни пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей. Каждый его день был заполнен занятиями с учениками, экзаменами, концертами, где он играл сам или слушал любимую музыку . И всем казалось, что этот уклад жизни ничто не могло изменить.

Александр Фёдорович умер 9 июля 1957 года, прожив 80 насыщенных музыкой и творчеством полных лет. Похоронен в Москве на Введенском кладбище. Его могилу украшает этот скромный памятник.

Список литературы :

М. Мильман. Воспоминания о А. Гедике .

Гедике А . 60 легких фортепианных пьес для начинающих . М, Советский композитор,1978 г.

Будкеев С. М. Гедике органист . Издательство министерства обрнауки РФ.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Районная школа искусств»

«Художник большой души»

Лекция – концерт об А.Ф.Гедике.

Преподаватель Слободскова О. А.

пгт. Октябрьское

Добрый день , дорогие друзья ! Мы продолжаем серию концертов «Портреты композиторов». Сегодня мы с вами поговорим о творчестве одного из крупнейших музыкантов советского периода - композитора, органиста, профессора Московской консерватории Александра Фёдоровича Гедике.

Родился Александра Федорович в Москве, в 1877 году. В своём дневнике Гедике писал: «Отец мой служил в те годы органистом церкви св. Людовика, служил также пианистом оркестра Большого театра. Давал он в то время немало частных уроков. Женился он уже в 36 лет, в то время как моей матери было 21».Отец композитора, Федор Карлович, родился в Москве, в немецкой семье, но считал себя русским, и не любил, когда к нему обращались на немецком языке. Первоначальное музыкальное образование он получил у своего отца Карла Андреевича Гедике; в дальнейшем учился у Дюбюка. Кроме игры на фортепиано, занимался игрой на скрипке и композиции. Отец начинает свою «музыкальную родословную» от деда Генриха Гедике – педагога – пианиста в Петербурге. Он пользовался огромным уважением многих замечательных деятелей русской культуры.

Мама будущего композитора Жюстен-Адель родилась во Франции, переехав в 1870 году в Россию, она, вместе со своей сестрой, обосновалась в Москве. Гедике пишет: «Музыкальными способностями она не обладала, но очень интересовалась музыкой и мечтала научиться играть на фортепиано, частенько садилась за инструмент и разбирала французские романсы и песни, очевидно, имея в виду, что ей придется заниматься музыкой с нами. Моя мама принадлежала к тем людям, которые живут и делают все для других, никогда не делая ничего для себя».

А.Ф.Гедике «Пьеса».

«Музыка занимала в нашей жизни большое место. К отцу, служившему в Большом театре, постоянно приходили музыканты, готовившиеся к конкурсу, и мы внимательно их слушали. Тут бывали скрипачи, виолончелисты, духовики. Невольно мы изучали звучание, и свойства того или иного инструмента. Отец был хорошим пианистом…., мы всегда с интересом слушали его игру, особенно любили мы Шопена».

В 1887 году Гедике поступил в гимназию, с большим удовольствием занимался там хоровым пением и рисованием. «Начиная с 12 лет, я заменял отца во французской церкви в качестве органиста, и делал это неплохо, а главное с удовольствием. Я умел недурно импровизировать». Дома у Гедике часто звучала музыка П.И.Чайковского, И.С.Баха, в исполнении семейного ансамбля, который состоял из двоюродных братьев Александра Фёдоровича. Переложение для этого ансамбля делал сам Александр.

А.Ф.Гедике: «Вальс», «Танец».

В 1891 году Гедике перешёл в четвёртый класс гимназии, но музыка поглощает все его силы и внимание. И тогда он решает готовиться к поступлению в консерваторию. Подготовив программу по специальности, сдав сольфеджио, Александра принимают в консерваторию. «Поступив в консерваторию, я ясно увидел, что не ошибся в своих мечтах, и, что воздух, которым я стал дышать, совсем не похож на воздух гимназии. В те годы в атмосфере консерватории чувствовался артистический дух, привнесённый Николаем Рубинштейном. Я впитывал этот дух полной грудью, и эта пора, несомненно, была самой счастливой в моей жизни» - писал Гедике. Сестра композитора О.Ф.Метнер (Гедике) писала: «Как он горячо принялся за дело! Каждый день в 8 часов утра садился за рояль, играл гаммы, этюды, пьесы и своего любимого И.С.Баха. Он был рассеян и, кроме музыки, казалось, ни о чем не думал».

А.Ф.Гедике «Мотыльки»

Мальчик делал большие успехи, интересовался всем, посещал театры, концерты симфонической музыки. В этот период он начал давать частные уроки музыки, чему был несказанно рад, а также начал сочинять. «В консерватории в 1894 году я закончил скрипичную сонату. Написал марш, элегию и фугу для большого оркестра». Специального композиторского образования Гедике не получил, композиторский опыт приобрел в самостоятельном, упорном, каждодневном, напряженном труде и изучении творчества величайших композиторов разных эпох. Часто выступал на вечерах в консерватории: играл Ф.Листа, Ф.Шуберта, Л.Бетховена, а продолжал заниматься на органе, а также пишет ряд танцевальных произведений для разных инструментов. Послушаем некоторые из них:

Гедике «Сарабанда»

Гедике «Вальс»

Гедике «Вальс»

Огромное значение для Гедике имело знакомство с Сергеем Васильевичем Рахманиновым. «Каждый вечер, проведённый у Сергея Васильевича, бывал для меня праздником, а если приходилось поиграть в четыре руки, праздник это делался двунадесятым» - писал Гедике.

В 1898 году Александр Фёдорович оканчивает консерваторию с золотой медалью, а в 1900 году едет на конкурс в Вену. Как композитор, он получает первую и единственную на конкурсе премию, и удостоился почетного отзыва как пианист. Известный музыкант - педагог А.Б.Гольденвейзер писал: «Александра Федорович был большим композитором, с очень здоровым оптимистическим мировоззрением. Он обладал первоклассным техническим мастерством. Сочинения Александра Фёдоровича выявили большую многогранность таланта. Ему была чужда погоня за внешними эффектами, за «новизною», как за самодовлеющею ценностью. Будучи превосходным пианистом, он сохранил своё пианистическое мастерство до конца жизни, несмотря на то, что в зрелые годы выступал, главным образом как органист. Игра Александра Фёдоровича отличалась мужественностью, полным, красивым звуком, безукоризненным техническим мастерством и непогрешимым ритмом».

А.Ф. Гедике «Инвенция»

В сентябре 1909 года началась работа в Московской консерватории, где Гедике вёл класс специального фортепиано и камерного ансамбля. Класс камерного ансамбля пользовался популярностью у студентов, каждому хотелось у него поучиться. Гедике делает много обработок для органа – это камерные и симфонические произведения Ф.Листа, Э.Грига, Р.Вагнера, которые значительно расширили органный репертуар.

А. Ф. Гедике «Миниатюра»

В творчестве Александра Фёдоровича как, композитора, не заметно преобладание каких-то ни было «излюбленных» жанров. Композитор трудился в самых разнообразных областях инструментальной и вокальной музыки. Среди крупных инструментальных произведений композитора выделяются наиболее значительные: три симфонии, фортепианное трио, фортепианные, органные концерты и концерты для духовых инструментов. Всем этим произведениям свойственно высокое профессиональное мастерство, глубокая и органическая связь с классическими традициями. Гедике – автор четырех больших опер: «Виринея», «У перевоза», «Жакерия», «Макбет».

А. Ф. Гедике «Гроза»

Среди многочисленных вокальных произведений Гедике выделяются кантаты: «Слава советским пилотам», «25 лет Октября». Лучшими вокальными сочинениями являются замечательные по мастерству обработки русских народных песен, которые принадлежат к числу наиболее ценных работ в этой области.

А. Ф. Гедике «Заинька».

Один из учеников Гедике пишет: «У Александра Фёдоровича было какое - то исключительное умение использовать время…Он успевал много работать как композитор, постоянно занимался на органе и несколько раз в году давал органные вечера, и вести педагогическую деятельность. При такой насыщенной работой жизни, Александр Фёдорович все-таки успевал общаться с людьми…., посещать своих друзей».

А. Ф. Гедике Обработка русской народной песни «Уж ты, Сема».

Непрестанная забота о росте и развитии обучающейся молодежи побуждала композитора непрерывно работать в области педагогического репертуара, создавая многочисленные циклы этюдов, упражнений и пьес для фортепиано. Пьесы для детей занимают большое место в творчестве А.Ф.Гедике. Они сочетают в себе две главные задачи в развитии юного музыканта – художественную и техническую. Сочинения Гедике для детей способствуют развитию у них художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры, они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми. Это его сборники «60 пьес для начинающих», полифонические произведения, этюды для начинающих музыкантов, пьесы «Осенний дождь», «Иволги в лесу» - эти его программные произведения представляют собой своеобразные музыкальные картины. Учитывая особенности детского восприятия, автор вместе с тем нигде не поступается собственными художественными и стилистическими принципами.

А. Ф. Гедике Этюды

В последние годы жизни А.Ф.Гедике продолжал играть с неослабевающей активностью, преодолевая частое физическое недомогание. Он просто не мог не играть, не мог перестать давать концерты, хотя нередко весь вечер в Большом зале дежурил врач. Верный своему внутреннему долгу, Александр Фёдорович мастерски провёл весь концертный сезон 1956/ 57 г. – свой последний концертный сезон, оставив в памяти своих слушателей много прекрасных и незабываемых впечатлений.

А.Ф.Гедике «Прелюдия»

Список использованной литературы:

    Гедике А.Ф. Воспоминания, (автобиография), статьи, заметки. М., «Советский композитор», 1960.

    Гольденвейзер А.Б. О моем друге. М., «Советский композитор», 1960.

    Ламм О.П. Воспоминания о А.Ф.Гедике. М., «Советский композитор», 1964.

    Левик Б.В. А.Ф.Гедике. М., «Советский композитор», 1960.




Top