Гендель произведения. Краткая биография генделя

Инки, а точнее сказать, инка – это индейское племя, относящееся к языковой семье кечуа. Появилось племя в XI в., закрепившись на территории современного Перу. В XV в. инки создали государство Тауантинсуйу и стали занимать в нем господствующее положение. Так возникла одна из древних цивилизаций Южной Америки. Цивилизация инков была одной из самых высокоразвитых; предметы их быта и украшения поражают непревзойденной красотой, а сам народ – своим трудолюбием, талантом, мужеством и энергией.

Владения инков охватывали более 4000 км 2 . Империя простиралась по Андским горам, а ее центральная часть располагалась на втором по высоте (после Гималаев) горном пике Анд. Территории современных Эквадора и Перу, Северо-Западной Аргентины и часть Боливии в то далекое время входили в состав одной из великих империй мира – империи инков. Численность народов, населявших Тауантинсуйу, доходила до 10 млн человек – это почти 100 этнических групп.

Из археологических исследований известно, что и на Тихоокеанском побережье современного Перу, и в горных местностях (от Эквадора до озера Титикака в Южной Америке) появились, развивались и угасали разнообразные культуры. Сами инки первоначально представляли собой пастушеское племя, которое кочевало, продвигаясь от озера Титикака на север. На своем пути (недалеко от северных границ Боливии) они нашли монументальные сооружения и небольшую группу обнищавших людей.

Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что до VI в. н. э. в Тиауанако появилась новая культура, которая достигла своего расцвета в VII в. По-видимому, свою лепту в ее развитие внесли и приморские культуры Перу. Около 3 веков культура Тиауанако была самой высокоразвитой из всех существовавших в то время на американском континенте. Но затем произошел ее закат, причины которого до сих пор не выяснены. По этому поводу выдвигаются различные гипотезы: сильное землетрясение, эпидемия, экспансия других племен и т. д.

Инки восприняли значительную часть культурного наследия Тиауанако, в частности великолепное зодчество. Так, примерно в 20 км к северу от озера Титикака находится высокая отвесная скала, а под ней – монументальное подобие пирамиды. Кроме того, древние скульпторы воссоздали в камне практически весь животный мир Анд и долины Амазонки. Археологи нашли скульптурную фигуру шамана, который держит в руке отрезанную голову дикого зверя; статуи ягуаров и фантастических зверей, например ящерицы с головой пумы.

Рождение империи

Остановившись в долине Куско, инки заложили здесь поселение, которое впоследствии стало столицей их империи. Основал поселение вождь инков Манко Капак. Он же стал и первым правителем. Его титул носил название «сапа инка», и все жители этой территории стали называть себя инками.

По верованиям инков, бог солнца Инти предначертал им, своим детям, великую миссию сделать из представителей полудиких племен культурных (для своего времени) людей. Особенно это удалось правителю Пачакути. Это был достаточно честолюбивый человек, и удача сопутствовала ему. Пачакути, помимо того что присоединил к империи множество племен, еще и распространил среди них религию и культуру инков.

Древняя индейская легенда рассказывает о том, что на двух островах – Копти и Титикака – родились сын солнца, Инка Манка Капак, и дочь луны, его сестра Мама Окльо. Состоялись их крестины, и на них бог солнца дал брату и сестре по золотому посоху и отправил их на север. Дойдя до первой долины, Инка попробовал посохом землю, но наткнулся на камень. Он пошел дальше и продолжал втыкать посох в почву до тех пор, пока он не ушел в нее на большую глубину. Это произошло в долине Куско. Тогда Инка призвал к себе пастухов из северных окрестностей, а его сестра пошла на юг и привела остальных. Общими силами они построили главный город империи, а в самом его центре возвели храм Солнца.

Следующий правитель – Тона Инка Юпанка – продолжил дело, начатое Пачакути, и в результате появилась одна из великих цивилизаций – империя инков. Каждый новый ее правитель придерживался хорошо продуманной и эффективной системы управления. Когда к империи присоединялись новые земли, правители оставляли завоеванным народам их вождей, местные языки и возможность поклоняться своим богам. Предъявлялось только одно-единственное требование: необходимо было знать официальный язык кечуа, на котором разговаривали лишь в Куско. Империя инков была, пожалуй, единственной, в которой отношения между народами, населявшими ее, строились не на страхе и насилии, а на доверии и сотрудничестве.

На пике могущества

Когда империя инков достигла своего расцвета и могущества, население ее главного города Куско насчитывало около 20 000 человек. Священным местом Куско была главная площадь, точнее, ее центр. Инки привезли землю со всех концов империи, символически перемешали ее и поместили в центр площади. Этим актом подтверждалось равноправие и единство всех жителей громадной империи. Высшим достижением и инкской архитектуры, и изобразительного искусства явился храм Солнца. Выстроенный из камня, он имел позолоченные стены и покрытую золотыми плитами крышу, и просторный двор, в который выходили пять основных часовен. Первой была часовня бога солнца. Фасадная сторона ее была украшена огромным золотым диском, олицетворявшим высшее божество и его наместников на земле – правителей инков. Чистым золотом были выложены потолок и стены. Находившаяся рядом часовня посвящалась луне, соответственно все ее убранство было выполнено из серебра. Из серебра была сделана и часовня, предназначенная для поклонения звездам, только металл здесь дополнялся драгоценными камнями. И наконец четвертая и пятая часовни посвящались радуге и молнии и украшались соответствующими символами.

Инки были очень искусными строителями. До сих пор технология их каменщиков остается тайной за семью печатями. В том же самом храме Солнца, например плиты, не скрепленные известью и положенные одна на другую, образуют высокие наклонные стены. Во дворе храма найден камень с очень гладкими стенками и просверленными в нем отверстиями цилиндрической формы диаметром около 6 см. Это тем более удивительно, если учесть, что инкам не были знакомы ни сталь, ни железо, т. е. те металлы, без которых невозможна профессия современного каменщика.

Между камнями, из которых построены храмы, практически отсутствуют щели. Ни иголка, ни самый тонкий бумажный лист не смогут пройти между ними. Поражает также умение инков придавать камням сложную геометрическую форму. Так, отдельные камни (их лицевая часть) образовывали многоугольники с двенадцатью сторонами.

Такими же совершенными, как и храм Солнца, были и другие здания в Куско. Однако существует версия, подкрепленная археологическими изысканиями, что строительное мастерство было позаимствовано инками у своих предшественников. Например, ритуальные и общественные здания в городе Тиауанако, возведенные (как показал химический анализ) в I в. н. э., отличаются монолитной каменной кладкой. Несмотря на то что отдельные блоки весили около 100 т, они были разрезаны и подогнаны с удивительной точностью.

Одна из легенд повествует о том, что Тиауанако построили или боги, или великаны. Наиболее впечатляют Ворота солнца, изготовленные из одного каменного блока. Перемычка ворот украшена фигурой неизвестного божества (которое, впрочем, можно встретить и в других районах Анд) с большими круглыми и вытаращенными глазами и нимбом из змей и кошачьих голов. Божество держит в руках жезлы, на верхушке одного из них – голова кондора.

Кроме каменотесов Тиауанако, непревзойденными мастерами своего дела были и строители, проживавшие на территории Уари. Возможно, они были ближайшими предшественниками инков в плане градостроительства. Имея в своем арсенале только булыжник и бронзовый ломик, они возвели здания, которые сохранились и до наших дней, не раз выдержав землетрясения.

В Уари изготавливали камни одинакового размера, но их верхняя и нижняя поверхности были различными. Так, верхняя поверхность была немного вогнутой, а нижняя, наоборот, выпуклой. И когда камни укладывали друг на друга, они очень прочно держались благодаря тому, что верхний камень входил во впадину нижнего своей выпуклой тыльной поверхностью. Таким образом по приказу Пачакути были построены дворцы и храмы в Куско. Их возвели на месте снесенных хибар прежнего поселения.

Общественное устройство

В основу общественного устройства империи инков был положен принцип иерархии. Каждый новый правитель декларировал, что он царствует по божественному праву, поскольку является потомком бога солнца. Власть у инков была наследственной. У правителя инков, или императора, был гарем, включавший около сотни наложниц, но императрица – койя – выбиралась из числа родных сестер правителя. В свою очередь, своего наследника император выбирал из детей и внуков койи.

В ряде случаев с наследованием возникали проблемы. Так, внук Пачакути – Уайна Капак – умер от оспы, официально даже еще не став наследником. Его собственный наследник – Нинан Куйючи – тоже не смог выжить во время эпидемии. Оставшиеся в живых Уаскар и Атауальпа ввергли страну в пучину гражданской войны, которая стала началом заката империи. Что же касается передачи наследства в быту, то мужчина наследовал от своего отца, а женщина – от матери. Интересно, что наследование трона не включало в себя автоматическое наследование богатства. В связи с этим новый император почти сразу же отправлялся в поход с целью завоевания новых земель и получения богатств.

Для большей эффективности управления государством все семьи в империи инков были разделены на группы, состоявшие из десяти семей. Каждая из них выбирала себе главу, который отчитывался перед главами групп, состоявших уже из пятидесяти семей. Так появлялись группы, включавшие в себя сто, пятьсот и более семей (их число могло доходить до десяти тысяч). Такая система позволяла эффективно собирать налоги, причем в натуральном виде. Это были продовольствие, различные инструменты, оружие, одежда и обувь и многое другое. Все это отправлялось на склады (камкас), и каждый день вдовы, сироты, больные и нетрудоспособные граждане получали для себя все необходимое. Такой обмен (не только знаниями и культурой, но и ресурсами) позволял жителям чувствовать себя защищенными и не бояться стихийных бедствий.

Для надзора над действиями местных чиновников была создана служба особых инспекторов. Никто не знал, где и когда они появятся (это были люди из числа знатных инков), чтобы проверить работу местных властей. Они именовались токой-рикок, что в переводе означает «те, которые видят все».

Письменность инков

Инки не имели письменности, заменой ей служили кипу (дословно – «узелок») – система разноцветных шнурков с узелками. В узелках были зафиксированы все необходимые сведения: число жителей империи (работоспособных и пожилых), количество продовольствия (вплоть до каждого амбара с зерном) и многое другое. Шерстяные шнурки разных цветов выражали разные понятия. Например, красный цвет обозначал войну или воина, белый – мир или серебро, зеленый – кукурузу, желтый – золото. Один узелок изображал число десять, два узелка рядом – двадцать. Профессия создателей кипу (эти люди назывались кипукамайоками) была очень важной в империи инков, ведь от правильности записи зависела надежность работы всей государственной машины. Кипукамайоки сочетали в себе качества художника, логиста и бухгалтера. О том, насколько важными для инков были сохранение и интерпретация статистических данных, говорит тот факт, что создатели кипу пользовались привилегиями, в частности они не платили налогов, но в то же время на них лежала огромная ответственность, поскольку допущенная ими ошибка влекла за собой сбой в работе и предусматривала смертную казнь в качестве наказания.

Исследователи доказали, что постепенно цветные узелки развились в сложную систему трехмерной письменности, которая напоминала азбуку Брайля для слепых. Выяснилось, что кипу содержат более полутора тысячи отдельных знаков. Это вдвое больше, чем у египтян и майя, и немногим больше шумеро-вавилонской письменности. Математические изыскания показали, что в кипу использована бинарная система, напоминающая основу компьютерного языка.

Инженерное искусство инков

Инки создали целую сеть дорог общей протяженностью более 240 000 км, которые связали между собой самые отдаленные или труднодоступные области страны. Особенно впечатляет горная дорога через Анды от Куско до нынешней столицы Эквадора – Кито. На широких магистралях через определенные расстояния были расположены станции (тамбо), для того чтобы бегуны-курьеры (часки) могли отдохнуть и подкрепиться. Выносливых людей для этого выбирали еще в молодости. Они должны были уметь быстро бегать в разреженном воздухе высокогорья. Неизменными атрибутами курьеров были головные уборы с развевающимися перьями и витая морская раковина. Часка, приближаясь к тому месту, где его ждал следующий курьер, дул в раковину и некоторое время бежал рядом со своим сменщиком, а тот запоминал содержание сообщения. Так происходила эта своеобразная эстафета.

Сельскохозяйственное производство инков

Инки показали себя непревзойденными мастерами в создании системы оросительных каналов. По протяженности и эффективности ей не было равных. Ирригационные сооружения инков пережили столетия. Следует отметить, что принципы орошения полей инки переняли у завоеванного ими народа чимуор.

Город Чан-Чан, столица королевства Чимуор, был одним из самых красивых в Южной Америке. В нем проживали более 36 000 жителей. Ремесленники Чимуора изготавливали изделия из золота, которые можно признать подлинными произведениями искусства. Когда инки присоединили Чимуор к своей империи, они в значительной степени переняли умение и талант этого народа и до известной степени стали учениками своих подданных.

Поля инков представляли собой террасообразные системы, которые укреплялись на горных склонах каменными бастионами. Земля принадлежала Солнцу, народу и императору. Семейный инка мог претендовать на личный участок (тупу). Участок, принадлежавший богу солнца, мог быть выделен жителю империи, если у него случалось прибавление в семье. Земля не могла продаваться, она завещалась только детям. Жители империи вместе возделывали поля. В первую очередь обработке подлежали земли бога солнца, затем земли бедных, нетрудоспособных, вдов и сирот, далее – свои собственные и в последнюю очередь – княжеские и королевские наделы. В такой же последовательности собирался урожай и ссыпался в общественные амбары, которые разделялись на общие и принадлежавшие богу солнца. Из последних выдавали хлеб войску, чиновникам и людям, выполнявшим общественные работы. Часть урожая, принадлежавшая богу солнца, была связана с расходами на жриц и священнослужителей. Если год был неурожайным, то использовались запасы бога солнца.

Простой народ не имел скота, это было привилегией короля и бога. В качестве вьючных животных инки использовали лам и альпаков. Государство само заботилось о животных. Таким образом, царская династия инков, как и у древних египтян и китайцев, была тесно связана с сельским хозяйством.

Медицина

Инки были хорошими врачами. Особенно больших успехов они достигли в хирургии, в частности в такой ее области, как нейрохирургия. Во время археологических раскопок на территории Перу были найдены хирургические инструменты, которые предназначались для трепанации, т. е. для вскрытия черепа.

Быт инков

Для того чтобы жители империи чувствовали себя защищенными от стихийных бедствий, голода и других экстремальных ситуаций, правители предписывали им вести регламентированный образ жизни. Это в первую очередь означало то, что никто не проводил время в праздности, все трудились на благо империи. Лишь пожилые люди, достигшие 50 лет, освобождались от налогообложения и трудовой повинности. Тем не менее они тоже участвовали в общественных работах по мере своих сил. Например, присматривали за детьми, готовили пищу, заготавливали хворост или выполняли еще какую-нибудь нетрудную работу.

Инки были исключительно чистоплотными людьми. Эта их черта проявлялась во всем, начиная с чистоты самих городов и заканчивая жилищем каждого жителя империи.

У инков существовала специальная инспекция, которая проверяла, соблюдает ли хозяйка дома установленный стандарт чистоты. В определенный день назначалась инспекция, и в это время тростниковая циновка над входной дверью должна была быть приподнята. Инспектор наблюдал за тем, как женщина готовит пищу, убирает в доме, стирает и выполняет какую-либо еще работу. Хозяйку дома, не справлявшуюся (по мнению инспектора) со своими обязанностями, подвергали наказанию. Она должна была на глазах у всех наблюдавших съесть всю грязь, выметенную из дома, а хозяин – выпить грязную воду, оставшуюся после купания всех членов семьи.

У инков не было разводов, все заключенные ими браки считались пожизненными. Это касалось и знати, и простого народа. Не было у инков и тюрем, так как любое преступление (насилие, воровство, грабеж и другое серьезное отступление от общественных норм) немедленно каралось смертью.

Аристократическая часть общества носила туники: у женщин они были до пят, у мужчин – до колен. В талии тунику перехватывали поясом с геральдическим знаком. Иногда пояс заменяла мантия, прикрепленная булавками. Одними из главных украшений инков были большие серебряные или золотые диски, которые носили в мочках ушей. Их немалый вес значительно оттягивал уши.

Образование

У инков была школа, в которой обучались не только сыновья знати, но и юноши-дети правителей завоеванных королевств. Она находилась в Куско. Студенты постигали ораторское искусство, военное дело, религию, некоторые науки (например, историю, геометрию). Обучение оканчивалось экзаменами, на которых шестнадцатилетние молодые люди подвергались достаточно трудным испытаниям, демонстрируя свои знания, силу, ловкость и мужество.

Экзамены длились около тридцати дней. Они проходили на открытой местности, и все желающие могли наблюдать за их ходом. Испытания предусматривали шестидневный пост (постившимся разрешалось употреблять только воду и травы), после него проходил забег на 7,2 км. Следующее испытание состояло в умении стоять не шелохнувшись, пока фехтовальщик наносил уколы и порезы испытуемым. Кроме того, существовала и более жестокая проверка на прочность, когда сильные удары наносились им по рукам и ногам плетками из лозы. Этими действиями проверялась способность выпускников выдерживать любую боль. Того, кто не выдерживал ее, проявляя признаки страдания мимикой или жестами, тут же изгоняли. Часто на экзаменах были случаи серьезных ранений и даже смертей.

Венцом испытаний было посвящение бывших студентов в рыцари. Правитель инков собственноручно протыкал юношам, которые опускались перед ним на колени, мочки ушей золотой иглой. Получив золотые диски в качестве знаков касты, молодые люди (и сыновья инков, и сыновья вассалов – кураки) становились представителями правящего класса.

Девушки обучались отдельно, это происходило в монастырях. Специальные люди следили за тем, чтобы количество таких девушек в империи достигло определенной цифры – не ниже 15 000. Агенты ездили по всем областям страны и, обращая внимание на происхождение девушки, ее способности и красоту, отбирали подходящих для обучения. С воспитанницами занимались пожилые наставницы (мамакона). Особое внимание в процессе обучения уделялось умению красить ткани и ткачеству, поскольку именно девушки изготавливали тонкие ткани (кумби) из шерсти альпака. Эти ткани шли на пошив одежды для императора и его койи.

Обучение в монастыре длилось 3 года, после чего сам император выбирал среди воспитанниц жен для себя и своих вельмож. Те из девушек, которых не выбрали, становились жрицами. Они жили как знатные дамы в домах на главной площади около храма Кораксанга в Куско и пользовались всеобщим уважением.

Праздники

Инки придавали очень большое значение праздникам. Прежде всего в эти дни укреплялась связь между народом и императором. Кроме того, во время подобных мероприятий люди избавлялись от накопившихся эмоций, и наконец праздник преподносился народу как подарок за его трудолюбие и лояльность к императору.

Руководил праздником сам правитель. Во-первых, в его обязанности входило обеспечение всех участников едой, напитками; во-вторых, программа включала музыкальные представления, танцы, показательные бои, религиозные действия – все это происходило под его патронатом.

Одной из непременных составляющих праздника являлось чтение поэм в разных жанрах. Это были и религиозная поэзия, и любовные баллады (чаще о неразделенной любви), и героические сказания (о подвигах). Передавалось все это из уст в уста, дополняясь ярким описанием долин, горных вершин и ущелий. Не менее интересным было и музыкальное представление, состоявшее из танцев (как правило, ритуального характера), которые сопровождались заунывными монотонными песнопениями.

По некоторым данным, у инков существовало около сорока различных танцев. Одним из наиболее зрелищных был так называемый прыгающий танец. Его исполняли мужчины в масках, в руках они держали шкуры животных.

Музыка инков выделялась прежде всего своим ритмическим разнообразием и богатством. Отсюда немалое количество у них различных ударных инструментов. Это большие и малые барабаны, а также множество флейт, представлявших группу духовых инструментов. Флейты изготавливались из костей животных или из тростника, некоторые были сделаны из глины или перьев кондора.

Особенно популярной была флейта кена, вырезанная из тростника, которая имела восемь отверстий для пальцев. Музыкант во время исполнения поочередно открывал и закрывал их. Кроме того, инки нередко играли на флейтах, связанных вместе.

Кроме флейт, излюбленным инструментом инков являлись трубы. Их было еще больше, чем флейт, и изготавливали их из дерева, выдолбленных тыкв и морских раковин.

Каждый месяц инки устраивали по три праздника. Самый главный из них происходил в декабре – в первом месяце сезона дождей. Он назывался копак райми, т. е. «большой праздник». Во время него (он отмечался в Куско) проходил обряд посвящения юношей в мужчин. Праздник был настолько серьезно и строго почитаем, что в Куско оставались только инки, а все остальные (не инки) на это время покидали столицу. По окончании обряда они вновь возвращались в город и подтверждали свою верность престолу через обряд причащения.

Чтобы задобрить богов, инки приносили человеческие жертвы. Как правило, это были дети. Жертву затем мумифицировали; исследователям удалось найти более четырехсот подобнях ритуальных захоронений.

В 1995 г. археологи обнаружили хорошо сохранившуюся ритуальную жертву, ее исторический возраст составлял около 500 лет. Это была девочка лет 12–14. Антропологи провели над ней немало исследований, в результате которых удалось выяснить состояние здоровья, рацион инков и ряд других подробностей. Эти данные были получены впервые, поскольку жертва была замороженной, с сохранившимися внутренними органами, а не высохшей мумией, каковыми были предыдущие находки. Интересно, что ритуальные статуэтки и несколько ярких перьев находились на вершине вулкана Невада-Сабанкая около Кабанаконде (перуанское селение), а само тело – в кратере вулкана. Другим интригующим фактом оказалось то, что, прежде чем отправиться в сложную экспедицию, американский ученый Йохан Рейнхард и его проводник Мигель Зарата предложили духам гор кукурузное пиво. Древний обряд сработал и принес антропологу удачу.

Инки мумифицировали усопших правителей и их койя. До сих пор не выяснен состав, который использовался ими для бальзамирования. После мумифицирования (обертывания в ткани из самого качественного хлопка, пропитанные соответствующим составом) мумий одевали в нарядные одежды.

Существовали специальные слуги, которые ухаживали за мумиями, кормили и поили их. Мумии даже «ходили» в гости друг к другу (слуги носили их на носилках) и к императору, присутствовали на праздниках и первыми «произносили» тосты. Уход за мумиями осуществлялся за счет государства и был достаточно разорительным. Постепенно этот обычай перестал существовать.

Закат империи

Научными исследованиями доказано, что в Андах не имелось золота, следовательно, инки должны были получать его из других областей империи. И одной из таких провинций являлась Амазония. Еще до прихода инков жители местных племен проложили тропы на Амазонской низменности. Инки же соединили их, построив сеть дорог, которая связала обособленные и труднодоступные участки.

Особенностью транспортной сети инков было наличие в ней висячих мостов. Они изготавливались из веревок и плетеных матов и навешивались через реки, ущелья и пропасти, некоторые из которых были шириной до 30 м. До сих пор используются некоторые дороги, построенные инками. Их реставрируют и достраивают.

Помимо разнообразных товаров (тропических фруктов, меда, разноцветных перьев попугаев и др.), которые везли в столицу инков караваны, состоявшие из многочисленных лам, главным товаром было золото. Именно оно явилось основной причиной, по которой главное лицо испанских завоевательских походов – Франсиско Писарро – решил лично предпринять экспедицию в Южную Америку, чтобы убедиться в его существовании.

Франсиско Писарро был полуграмотным военным. Он участвовал в подавлении мятежа индейского племени таино на острове Эспаньола (теперь это Доминиканская Республика) и на Гаити. Его первые две попытки попасть на земли инков окончились неудачей. Но в 1527 г. он добрался до города Тулебеса. Увидев храмы, отделанные драгоценными металлами, роскошные сады с живыми цветами и их копиями, сделанными из золота, Писарро понял, что «золотая земля» – это не вымысел, а реальность. Он вернулся в Испанию и рассказал Карлу V о богатейшей земле, простодушии и дружелюбии ее жителей. Король вручил ему титул губернатора и капитан-генерала на всех землях, завоеванных им в будущем.

Писарро набрал около 160 конкистадоров. Карл V снабдил их мушкетами, арбалетами, копьями и пушками. В 1532 г. Писарро со своей командой вновь прибыл на землю инков. Как раз в это время разгорелась гражданская война между Уаскаром и Атауальпой за обладание должностью сапа инки (в переводе – «единственный, уникальный инка»). Испанцы даже таким малым числом сумели разгромить инков, ослабленных междоусобицей и эпидемией оспы.

Еще в 1493 г. Колумб писал о радушии и приветливости жителей Нового Света: «Они не отказывают ни в чем, чего у них ни попроси; напротив, они охотно с каждым делятся и относятся ко всем так любезно, что готовы были бы отдать свои сердца». Какой контраст с этими строками о чертах характера инков представляют намерения испанцев, изложенные в «Реквизиции» 1509 г.: «Мы поведем против вас войну всеми способами и средствами, которые у нас имеются; мы подчиним вас церкви и ее сановникам и принудим вас к послушанию; мы заберем в плен вас, ваших жен и детей и поработим вас!»

Когда Писарро с горсткой авантюристов впервые увидели тридцатитысячное войско инков, испанцы поняли, что в открытом бою они не смогут одолеть их. Поэтому конкистадоры пошли на хитрость. Была достигнута договоренность, что Атауальпа встретит испанцев, как друзей. Но когда Великий инка, облаченный в сверкающую золотом роскошную одежду, в сопровождении своих военачальников, советников и священников вышел навстречу Писарро, то по сигналу монаха Вальверде конкистадоры выскочили из засады, перебили все окружение Атауальпы, а самого Инку взяли в плен.

В этой страшной бойне, которую устроил Писарро, полегли 3000 инков, а остальные в панике разбежались, так как увидели, что тот, который был для них и царем, и богом, взят в плен. Испанцы воспользовались тем, что в свите Атауальпы не было оружия, ведь готовилась торжественная встреча.

Команда Писарро между тем не потеряла ни одного солдата. Плененного Атауальпу содержали в королевских условиях, он за короткое время научился говорить по-испански. Умный Инка понял, что золото – это, возможно, для него единственный выход, чтобы остаться в живых. Он предложил за свою жизнь и свободу невообразимый выкуп – комнату размером 7 на 6 м, которая будет засыпана золотом чуть выше головы взрослого человека.

Инки были равнодушны к золоту в том смысле, что оно в отличие от тканей никогда не представляло для них меновой материальной ценности. Золото они называли «потом солнца», из которого они изготавливали прекрасные вещи, настоящие произведения искусства.

Испанцы были поражены таким несметным богатством. Но этим своим предложением Атауальпа подписал себе смертный приговор: испанцы вновь нарушили слово, и как только был получен выкуп, Писарро приговорил Инку к смертной казни – он должен был быть сожжен. Впоследствии испанец заменил сожжение смертью через повешение.

Выкуп за Атауальпу испанцы переплавили, в итоге получили свыше 6000 кг золота и почти 12 000 кг серебра. Точно так же по приказу Карла V были переплавлены все изделия из драгоценных металлов работы инкских мастеров. Испанцы разрушили храмы и дворцы, а жителей заставили работать в шахтах и рудниках, поднимать высоко в горы тяжести. В результате население страны сократилось с 7 млн человек до 500 000.

Оставшиеся в живых инки под руководством одного из последних королей – Манко – ушли в джунгли и выстроили там город Вилькабамба.

Он состоял из трехсот сравнительно небольших жилых домов и шестидесяти величественных сооружений из камня; в городе были проложены дороги и каналы. Периодически инки нападали на своих поработителей, нанося удары по их сторожевым постам. Так продолжалось до 1572 г. Когда же завоеватели решили расправиться с оставшимися в живых инками и пришли в Вилькабамбу, то увидели вместо города лишь пепелище. Трое сыновей Манко, которые после смерти отца по очереди управляли городом, сожгли его, перед тем как покинуть. Последний вождь инков – Тупак Амару был схвачен испанцами, когда они проводили свои карательные экспедиции, все дальше и дальше углубляясь в джунгли. Тупак Амару был обезглавлен на главной площади в Куско. Так империя инков прекратила свое существование.

На руинах былого величия

Потомки некогда великой империи инков в настоящее время проживают на территории Боливии, Перу и Эквадора. Их численность составляет около 18 млн человек. Большая часть жителей этих государств разговаривает на кечуа. Перуанцы, боливийцы и эквадорцы верят в восстановление былой славы и могущества инков. Учащиеся школ в Перу знают наизусть всех правителей империи инков. Перуанцы также верят в то, что один из сыновей солнца, обезглавленный испанцами Инкарр, согласно легенде вернется к ним и восстановит былую цивилизацию. Даже продукты, которые когда-то были в рационе инков, становятся ныне все более и более популярными. Это амарант, аракса, нюньяс, ока, черимойя и др.

Тауантинсуйя («земля четырех четвертей», как называли свои владения сами инки) продемонстрировала волю и ум своего народа, который менее чем за столетие создал высокоразвитую цивилизацию. И это при том, что инки не знали колесных средств передвижения и письменности. Рождение, развитие, расцвет и падение империи инков были подобно взрыву, отзвук которого дошел и до наших дней.

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

1685 - родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца - пожилого цирюльника-хирурга.

С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,

с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.

В 1702 г . изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.

С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер - «Альмира», «Нерон» . Страсти по Иоанну .

В 1706-1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина» . Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение» .

В 1710-1717 придворный капельмейстер в Ганновере , хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них - «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др .) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы-seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.

В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс» ), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.

После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория : «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».

Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.

Бах и Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха , явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:

  • оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество - это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
  • и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
  • оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.

Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:

  • Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;
  • если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы;
  • уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам;
  • Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества. Показательно, что духовенство при жизни Генделя препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.
  • С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург - город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом - еще одно его отличие от Баха).

Оперное творчество Генделя

Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо » , «Родриго » , «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо» , «Юлий Цезарь» , «Ксеркс» ) Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере-seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» - веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя. И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.

Ораториальное творчество Генделя

Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.

Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством ).

Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика - излюбленная сфера этого композитора. Основные темы - величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.

Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя - Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя - знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу» ; из поздних - только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал - Иисус.

Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей» , которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х - 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» - так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми - Иеремия, Джонатан - Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.

Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?

  • В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
  • Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
  • Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда - и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).

Оратория «Мессия»

Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия» . Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.

«Мессия» - практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) - тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.

В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.

II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.

III часть - наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив» . Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).

Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.

Популярный в начале XVIII века поэт.

Содержание статьи

ГЕНДЕЛЬ, ГЕОРГ ФРИДРИХ (Händel, Georg Friedrich) (1685–1759), немецкий композитор, бóльшую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом – крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah ) – в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия – лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

ЖИЗНЬ

Ранние годы.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes ), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira ). За ней вскоре последовали Нерон (Nero ), Флориндо (Florindo ) и Дафна (Dafne ). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo ), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения , а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music ) – сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст – поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну .

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea ) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai , первая редакция оратории Эсфирь , Esther ).

Оперный композитор.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой – Радамисто (Radamisto ). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер – например, Флориданте (Floridante ), Оттон (Ottone ), Юлий Цезарь (Giulio Cesare ), Роделинда (Rodelinda ). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре «Линкольнс Инн Филдз» в «Ковент-Гардене». Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah ) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория.

1737 – поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию , Deidamia , последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр – английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре «Хеймаркет» программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь , Дебора и Аталия (Athalia ), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul ) и Израиля в Египте (Israel in Egypt , 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория – Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон , Семела , Иосиф и Валтасар . Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio ). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus , 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, «мяснику» Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей – лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748–1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров – Александр Балус (Alexander Balus ), Иисус Навин (Joshua ), Сусанна (Susanna ), Соломон (Solomon ) и Теодора (Theodora ), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music ) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.

Последние годы, слепота и смерть.

Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha ), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth , 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре «Ковент-Гарден». Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

ТВОРЧЕСТВО

Оперы.

Самый ценный вклад Генделя в сокровищницу мирового искусства – это его английские оратории, но тем не менее необходимо прежде всего обратиться к его итальянским операм. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии.

Оперы Генделя – не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. Верно, что в генделевских операх преобладают арии da capo в традиционной трехчастной форме (А–B–А) и многие из подобных арий являются памятниками золотого века итальянской музыки и написаны в стиле А.Скарлатти, прямым преемником которого и являлся Гендель. Но генделевские арии редко бывают «чистой» музыкой: каждая ария рисует индивидуальный характер в той или иной ситуации, и сумма арий создает цельный драматический образ. Гендель обладал удивительным умением создавать драматический характер в пределах одной арии (например, жалоба Поппеи Bel piacere в Агриппине ) и достигал блестящих результатов, нарушая условную форму, например, вводя речитативную сцену Цезаря перед арией da capo Клеопатры V"adoro pupille в Юлии Цезаре . Та же форма арии дает простор для живописной и неординарной оркестровки, включающей как обычный, так и сценический оркестры. Гармоническое письмо Генделя тоже может быть весьма выразительным и оригинальным. Иногда в кульминационных моментах – таких, как сцена смерти Баязета в Тамерлане или сцена сумасшествия в Орландо , – Гендель отходит от простого чередования речитативных диалогов с ариями и сочиняет настоящую драматическую сцену.

Оратории.

Драматургические приемы, выработанные в опере, Гендель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев (например, в Семеле и Геркулесе ) сюжеты вовсе не связаны с христианством.

Мессия на первый взгляд вполне соответствует расхожему представлению о генделевской оратории как о череде речитативов, арий, хоров и т.д., и все же это сочинение стоит особняком, что обусловлено уже сюжетом: Мессия повествует о Рождестве, Страстях и Воскресении Иисуса, но не средствами прямого пересказа евангельских событий, а разного рода аллюзиями. По единогласному мнению, Мессия – один из шедевров мировой музыки, и все же вряд ли стоит, как это часто делается, превозносить данное произведение, забывая о других генделевских ораториях. Израиль в Египте – еще одна выдающаяся оратория: ее особенность – в исключительном преобладании хоров и столь же исключительном числе «заимствований» из музыки других авторов. Вообще генделевские «заимствования» и адаптации чужого материала – от отдельных тем до целых частей – неоднократно становились предметом обсуждения. Иногда Гендель берет чужую тему для того, чтобы дать толчок собственной фантазии, причем он непременно вносит в нее идущие на пользу изменения. Однако случай Израиля в Египте (а он не единичен) требует особого объяснения, поскольку заимствований здесь так много, что дело доходит едва ли не до обвинений в плагиате. Э.Дж.Дент высказал предположение, что усиленное пользование чужим материалов в сочинениях конца 1730-х годов явилось следствием душевного недуга, который преследовал Генделя в эти годы.

Другие хоровые жанры.

Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов (где Гендель наиболее близко соприкасается со стилем И.С.Баха) и английских серенат (жанра, близкого к опере) и од (восхитительная пастораль Ацис и Галатея , блестящее и живописное Празднество Александра , Alexander"s Feast , и прочее) до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио (один-два номера из этой музыки стали впоследствии весьма популярными частями Мессии His yoke is easy и For unto us ). Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю. Первая категория – несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; среди них лучший – псалом 110 Dixit Dominus . Вторая категория – музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий: таковы «деттингенский» Te Deum , четыре великолепных антема на коронацию Георга II и глубоко прочувствованный погребальный антем The ways of Zion do mourn на смерть королевы. Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов (по имени герцога Чандосского) скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.

Инструментальные произведения.

Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора – его сонаты ор. 1 для солирующих инструментов (флейты, гобоя или скрипки с basso continuo) и трио-сонаты (ор. 2), выполненные в итальянском стиле, но несомненно генделевские по духу. Трио-сонаты (ор. 5) более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Равным образом второй цикл органных концертов представляет собой в основном транскрипции; немало транскрипций также в превосходном первом цикле органных концертов и в третьем цикле, которые были напечатаны, соответственно, под опусами 2 и 7. Эти концерты, исполнявшиеся самим автором как интерлюдии во время представления ораторий, вышли под названием Концерты для клавесина или органа , и действительно, играть их на клавесине даже удобнее, чем на органе современной конструкции (т.е. клавесин предпочтительнее, если не доступен барочный орган). Ранние концерты для оркестра (ор. 3) тоже неровны по качеству. Главный шедевр инструментального творчества композитора – монументальный цикл из 12 кончерти гросси для струнных (напечатан в 1740, ор. 6); рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде .

Наиболее слабая часть инструментального наследия Генделя – его клавесинная музыка. Восемь сюит (Suites de pieces pour la Clavecin ), опубликованные в 1720, и Шесть фуг или фантазий для органа или клавесина (Six Fugues or Voluntarys for the Organ or Harpsicord ), появившиеся в 1735, – безусловно, достойны имени их автора, хотя генделевские «вольные», квазиимпровизационные фуги все же уступают чеканным по форме фугам И.С.Баха. Поздние сюиты и многочисленные мелкие пьесы в целом находятся на периферии творчества композитора.

Как и Бах, Гендель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Гендель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, К.Ф.Э.Бах и молодой Гайдн, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния, в то время, как, например, его старший современник К.Граупнер (1683–1760), писавший сначала барочные оперы для гамбургского театра, к середине 18 в. стал автором многочисленных симфоний нового типа. Новое у Генделя, как и у Баха, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория – в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию , и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира .




Top