Геоглифы наска. А.Белоконь

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Рисунки Наска находятся на Плато Наска - одно из самых таинственных мест на Земле. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу , между городами Наска и Пальпа . Здесь вся территория в 500 кв.км. покрыта линиями и рисунками непонятного происхождения. Они ничего особенного не представляют, если смотреть на них, стоя рядом.

Карта рисунков Наска


В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о рисунках Наска. Из его слов: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»

О безьяна, рисунок Наска

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок . Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

В 1994 г. Геоглифы Наска, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дерево и руки, рисунок Наска



Плато Наска занимает 60 километров и примерно 500 кв м его территории покрыто вязью странных линий, складывающихся в причудливые фигуры. Главная загадка Наски – геометрические фигуры в виде треугольников и более тридцати огромных рисунков животных, птиц, рыб, насекомых и людей необычного вида. Все изображения на поверхности Наски вырыты в песчаном грунте, глубина линий варьируется от 10 до 30 сантиметров, а ширина полос может достигать целых 100 метров. Линии рисунков тянутся на протяжении километров, при этом совершенно не меняясь под влиянием рельефа – линии поднимаются на холмы и спускаются с них оставаясь при этом почти идеально ровными и непрерывными. Кто и для чего создал эти рисунки – неведомые племена или пришельцы из космоса – на этот вопрос до сих пор нет ответа. На сегодняшний день существует множество гипотез, но ни одна из них не может быть разгадкой.

Собака, рисунок Наска

Кит, рисунок Наска

Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а цапля имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса). Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Колибри, рисунок Наска

Паук, рисунок Наска

Кондор, рисунок Наска

Цапля, рисунок Наска

Что более менее точно удалось установить ученым, так это возраст изображений. Основываясь на найденных здесь же керамических осколках и данных анализов органических остатков они установили, что в период между 350 г. до н.э. и 600 г. н.э здесь существовала цивилизация. Однако и эта теория не может быть точной, так как предметы цивилизации могли быть принесены сюда гораздо позже появления изображений. Одна из теорий гласит, что это произведения индейцев наска, населявших районы Перу до образования империи инков. Наска не оставили после себя ничего, кроме мест захоронений, поэтому неизвестно – была ли у них письменность и они ли это «разрисовали» пустыню.

«Астронавт», рисунок Наска


Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Взлетные полосы инопланетян свое уже отслужили. Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска. Им открылась неизвестная культура древности.

Фигуры публичной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит неколебимый покой.

Известность к этой захолустной окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась первая научная публикация, посвященная «линиям пустыни Наска». Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в своей книге «Воспоминания о будущем» объявил загадочные рисунки «взлетно-посадочными полосами инопланетян», эта идея прочно засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пытаются объяснить загадку этих геометрических узоров, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных километров. В общих чертах история их возникновения понятна. На протяжении нескольких столетий жители Южного Перу украшали пустынные районы близ побережья таинственными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Именно этот резкий цветовой контраст использовали древние индейцы, чтобы создавать свои рисунки - геоглифы. Темный грунт служил фоном для громадных фигур, образов животных, и прежде всего трапеций, спиралей, прямых линий.

Но для чего они здесь?

Эти знаки так велики, что, считается, понять, что они изображают, можно, лишь поднявшись в небо на самолете. Загадочные линии пустыни Наска, включенные в 1994 году в список памятников Всемирного культурного наследия, давно привлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта таинственная галерея? Для богов, привыкших, пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой далекой стране? Или доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в день какого-нибудь равноденствия, непременно освещали одну из линий на радость жрецам и их соплеменникам? Или это был настоящий учебник астрономии, где крыло какой-нибудь птицы олицетворяло ход планеты Венера? А может, это «фамильные знаки», с помощью которых тот или иной клан отмечал занятые им земли? Или, вычерчивая линии на грунте, дикарииндейцы думали не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие в даль пустыни, на самом деле отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с такой дерзкой открытостью, что научные умы и теперь не могут догадаться о смысле начертанного.

Гипотез было множество, но к ним не торопились подбирать факты. Едва ли не вся история научного исследования загадочных рисунков сводилась к работе немецкого математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года практически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот древний памятник, когда в 1955 году плато Наска было решено превратить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это погубило бы удивительную галерею под открытым небом (впрочем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке автомобильных дорог).

Со временем - благодаря всевозможным искателям следов «космических пришельцев» - к этой пустыне пришла мировая известность. Однако, как ни странно, комплексный научный анализ самих рисунков и истории их возникновения не проводился. Не исследовалось и как менялся климат пустыни за последние тысячелетия. Удивительно, но почти все догадки о происхождении тайных знаков, разукрасивших далекое плато, строились умозрительно. Мало кто спешил приехать в эту несусветную даль, чтобы спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверное, многое прояснить в истории так называемой культуры Наска (200 г. до н. э. -600 г. н. э.) - по признанию специалистов, «одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки».

Непонятно даже, что таит больше загадок - люди или громадные рисунки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих древних индейцев, населявших эту область Перу, имеются лишь мумии, остатки поселений, образцы керамики и тканей. Кроме того, неподалеку от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины крупного поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца (см. «З-С», 10/90). Как полагают исследователи, именно здесь находилась столица культуры Наска. Оставленные ею образцы керамики отличаются особым изяществом. Для них характерна разнообразная цветовая гамма: сосуды окрашены в красные, черные, коричневые и белые цвета. Эти расписные сосуды считались самыми красивыми во всем Древнем Перу. Их блестящие стенки покрыты изображениями отрубленных человеческих голов, демонических существ, диких кошек, хищных рыб, многоножек и птиц. Очевидно, эти росписи отражают мифические представления древних жителей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тысячи лет Наска

Тем больше поводов говорить о кропотливом исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 - 2006 годах специалистами самых разных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают популярные объяснения эзотериков. Никаких космических тайн! Геоглифы Наска - это земное, слишком земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований, приступила к изучению геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от городка Наска. Место было выбрано не случайно, ведь здесь знаки, начертанные древними индейцами, находились в непосредственной близости от их поселений. Руководитель группы, немецкий историк Маркус Райндель, был убежден: «Если мы хотим понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».

Близ Пальпы археологи нашли многочисленные остатки поселений, относящиеся к различным эпохам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, впрочем, давно разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Изящная керамика и золотые цепочки с фигурками рыб и китов, найденные в захоронениях, опровергали привычное представление о крестьянском характере этой культуры. Здесь уже сложилась своя элита, аристократия. Без ее участия не были бы сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский коллега Джони Исла постоянно встречали памятники так называемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новой эры. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, прекрасно сохранившиеся в здешнем климате.

Считалось, что на территории Наска была представлена лишь поздняя фаза данной культуры. Однако это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ однозначно доказывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким образом, цивилизация на юге Перу возникла на много столетий раньше, чем принято было считать. Возможно, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Поблизости, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки Рио-Гранде, немецкий археолог нашел памятники «раннего Паракаса» и наряду с этим керамику, «которую мы пока еще не могли отнести к какойто эпохе». По-видимому, эта керамическая традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень приблизительно - 1800 - 800 годами до новой эры (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 - 860 годы до новой эры).

Это - самые ранние образцы обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неизвестной цивилизацией, которая существовала на юге Перу во II тысячелетии до новой эры. Именно к ней восходит искусство создания геоглифов.

«Среда заела»

В рамках этого проекта была впервые исследована история здешнего ландшафта. Это внесло ясность в происхождение «знаков пустыни Наска». Здесь, в отличие от других прибрежных районов Перу, между западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной40 километров, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эпоху плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровный степной участок - идеальный «холст» для нанесения различных рисунков.

Несколько тысячелетий назад у подножия Анд, на плато Наска, росла трава, паслись ламы. В этом климате люди жили, как «в райском саду» (М. Райндель). Археолог обнаружил даже следы потопа поблизости. Там, где сегодня простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Однако около 1800 года до новой эры климат стал заметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были вынуждены расселиться в естественных оазисах - долинах рек. Кстати, почти в одно время с этим в пустыне Наска появляются первые образцы керамики.

В дальнейшем пустыня продолжила свое наступление, подобравшись вплотную к горным хребтам. Ее восточный край сдвинулся на20 километров в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные долины, лежавшие на высоте от 400 до800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новой эры климат вновь изменился и стал еще засушливее, культура Наска вообще исчезла. От нее остались лишь таинственные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некому было уничтожить. В чрезвычайно сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска лишний раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в своем вековечном противоборстве с человеком. Достаточно некоторого изменения климата, небольшого сокращения нормы осадков, которое останется незамеченным для жителей умеренных зон, и тогда в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, «произойдут разительные изменения экосистемы, которые окажут огромное влияние на жизнь населяющих ее людей».

Культура Наска погибла не в результате мгновенной катастрофы, например войны, а была - подобно культуре майя (см. «З-С», 1/07) - постепенно «задушена» ввиду изменившихся экологических условий. Ее убила длительная засуха.

Счастье - это когда возвращается спондилус

Теперь же, изучив саму среду, в которой жили творцы загадочных геоглифов, исследователи могли приступить к их истолкованию.

Самые ранние линии и рисунки появились около 3800 лет назад, когда в окрестности Пальпы возникли первые поселения. Эту галерею на открытом воздухе жители Южного Перу создали среди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали различные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических существ. Археологи отыскали в этом районе тысячи наскальных рисунков размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Эту грандиозную выставку петроглифов начали исследовать лишь в последние десять лет. Предположительно все они созданы во II тысячелетии до новой эры, «но с достоверной точностью утверждать этого нельзя» (М. Райндель).

Не позднее 700 года до новой эры совершается важное событие. На смену петроглифам приходят рисунки, нанесенные уже не на скалах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неизвестные художники культуры Паракас создают на склонах речных долин «граффити» размером от 10 до30 метров - главным образом, изображения людей и животных, иногда звезд. Для того времени эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще немало веков, прежде чем появятся знаменитые «взлетные полосы инопланетян».

Предположительно около 200 года до новой эры в пустыне Наска происходит настоящая «революция в искусстве». Художники, прежде покрывавшие картинами лишь скалы и склоны, берутся разукрашивать самое большое «полотно», дарованное им природой, - простертое перед ними плато. «Некий творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его помощники удаляли камни с поверхности» - так представляет себе ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, тут было где развернуться. Правда, теперь вместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те достигают гигантских размеров, но, в сущности, в них нет ничего экстравагантного, «космического». Пара прямых линий, как ни продлевай их, останется лишь парой прямых линий, и для того чтобы понять это, не нужно садиться в кабину спортивного самолета. Конечно, в пустыне Наска встречаются и громадные изображения животных (обезьяна, паук, кит), любоваться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти рисунки редки.

«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - говорит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».

Примерно две трети геоглифов отчетливо различимы из любой точки окружающей местности. «Вообще же они создавались не для того, чтобы их рассматривать», - подчеркивает Райндель. Скорее, они были частью «святилища» под открытым небом. Их можно назвать «церемониальными фигурами». Археологические исследования показали, что эти линии имеют сугубо практическое (точнее уж, мистическое) назначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи насчитали около сотни подобных руин). В них обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари или миниатюрные храмы, которые использовались в определенных ритуалах. Каких?

Особое внимание привлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти красивые раковины считались символами воды и плодородия. Однако данный моллюск обитает в тропических водах - почти в2000 километрах к северу от пустыни Наска - и проникает к ее берегам, лишь когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далеко на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Очевидно, с древнейших времен люди связывали появление спондилуса с приближающимися ливнями. Необычная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее на алтарь, жители пустыни надеялись вымолить у неба дождь.

Рядом с рисунками исследователи нашли множество сосудов, зарытых в землю, очевидно, при выполнении каких-то обрядов. Замечены были и отверстия, в которые - судя по их диаметру и глубине - водружали мачты высотой до десяти метров; на них, должно быть, развевались полотнища (на керамических сосудах уже встречали изображения подобных мачт, украшенных флажками).

По данным геофизических исследований, почва вдоль линий (их глубина достигает почти30 сантиметров) очень сильно уплотнена. Особенно вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и неких существ (они составляют примерно десятую часть всех наземных «граффити»). Похоже, здесь веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения различных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. «Здесь устраивались какие-то процессии, возможно, с музыкой и танцами, как свидетельствуют рисунки, оставленные на керамических сосудах», - полагает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (или «разговоры с богами»?). Мы видим на них людей, которые пьют маисовое пиво или играют на дудочке, маршируют или танцуют, приносят жертвы и молят богов о том, чтобы те даровали им дождь. Такие процессии и теперь еще можно увидеть в Андах.

Подобные церемонии имели важное символическое значение. Когда какой-нибудь клан создавал или изменял геоглифы, он открыто демонстрировал соседям: здесь живем мы! Это действо было поистине религиозным актом. «Вот почему мы не находим в поселениях индейцев никаких святилищ - даже в Кауачи. Для них вся природа была храмом», - полагает Райндель.

Создание громадных рисунков, как и, например, строительство пирамид в других частях Америки, требовало совместных усилий большого числа людей. Опять же недавние исследования показали, что эти рисунки не возникли раз и навсегда в том виде, в каком их обнаружили ученые и энтузиасты «космических посланий». Геоглифы неоднократно переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат превратил жителей пустыни Наска в великолепных художников и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая рисунки, найденные в пустыне, отмечала: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка».

Уже в первом тысячелетии до новой эры древние перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая запасы живительной влаги. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, используется местными жителями и сегодня.

Когда-то с помощью этой сети каналов древние индейцы орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали яркими, красочными сценками.

Идеалом красоты у местных жителей, кстати, считалась продолговатая голова, а потому младенцам привязывали ко лбу доски, чтобы деформировать череп, пока тот растет. Практиковали они и трепанацию черепа, причем некоторые из оперированных прожили после этой процедуры достаточно долго.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже истекал.

Чем суше становилось на плато, тем чаще жрецам приходилось совершать магические церемонии, чтобы призвать дождь. Девять из десяти линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили спасительные дожди. Долгое время волшебство помогало, и тучи, приносившие влагу, возвращались, пока около 600 года новой эры боги окончательно не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Самые большие рисунки, появившиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дожди здесь практически прекратились. В воображении так и рисуется следующая картина. Люди буквально умоляют сурового бога дождя внять их страданиям. Они надеются, что хоть эти сигналы, поданные ему, он заметит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красный цвет, чтобы кто-то, летящий по небу, увидел знак их беды. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют современные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дожди не шли. Вера была бессильна.

В конце концов индейцы покинули свой родной, но суровый край и отправились на поиски цветущей страны. Когда же через несколько столетий климат стал более мягким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил здесь. Лишь линии на земле, уходившие вдаль или пересекавшиеся, напоминали о том, что либо боги спускались здесь на землю, либо люди пытались говорить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Лишь теперь ученые начинают понимать, почему появились эти письмена - эти громадные «иероглифы», кажется, готовые пережить вечность.

Впрочем, называть единственными зрителями этих рисунков каких-то богов, погруженных то ли в нирвану, то ли во вселенскую лень, было бы неверно. Эти линии скорее «сцена, а не картина», полагает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему линии расположены так, а не иначе, почему они образуют тот или иной рисунок.

Очевидно, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недостатка собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска на протяжении двух тысячелетий, спорить о характере их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще немало загадок. Но решать их придется без участия эзотериков. Уж слишком много земного, повседневного, суетного в этих «тайнах пустыни Наска».

В мире художников не жилось без рудокопов

В 2007 году американские и перуанские археологи обнаружили в районе пустыни Наска рудник, в котором почти две тысячи лет назад, задолго до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Потом этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, полагает американский
исследователь Кевин Воэн.

«Археологи знают, что народы Нового и Старого Света еще тысячи лет назад добывали железную руду, - поясняет Воэн. - В Старом Свете, а именно в Африке, этим начали заниматься около 40 тысяч лет назад. Известно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо». Однако археологам долго не удавалось найти ни одного древнего рудника, пока несколько лет назад их внимание
не привлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках здесь отыскали каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за это время из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтобы добыть желанную охру, в которой нуждались жители окрестных районов. Ее использовали для раскрашивания керамических сосудов и тканей; индейцы разрисовывали ею свои тела и глиняные стены домов. Железный же век в этом краю художников так и не начался.

«В Старом Свете металлы использовали для изготовления различных орудий или оружия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были лишь предметом престижа, украшением знати».

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, полученным из космоса, итальянские исследователи обнаружили в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много столетий назад. Площадь ее основания составляла почти 10 тысяч квадратных метров. Пирамида была возведена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из четырех расположенных друг над другом террас. «На фотографиях, сделанных со спутника, особенно хорошо заметна структура местности, поскольку высушенные на солнце глиняные кирпичи весьма отличаются по своей плотности от соседних участков грунта», - поясняет руководитель исследований Никола Мазини.

Жители Кауачи погребли эти пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в окрестности одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а затем и сильное землетрясение. Очевидно, полагают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в магическую силу пирамиды и… похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Впрочем, эта догадка довольно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда на самом деле.

No related links found



Геоглифы Наска в Перу, созданные за множество столетий до расцвета империи Инков являютсся самым важным доказательством существования загадочной древней культуры на территории Перу. Эти линии и геоглифы,нарисованы одной непрерывной линией, расположены на плато Наска и достигают десятков метров в длину, поэтому видны только из воздуха.

Немецкий ученый Фон Даникен в своей книге «Ответ Богам” утверждает, что эти линии были созданы как сигналы для посадки космических кораблей пришельцев. А немецкий доктор археологии Мария Райхе назвала эти узоры странным подтверждением существования древнейшей Перуанской культры:

«Линии Наска не что иное, как задокументированная история древней перуанской науки. Древние обитатели Перу создали свой собственный алфавит чтобы описывать самые важные астрономические события. Линии Наска – страницы книги, написанной на этом странном алфавите”

С воздуха можно наблюдать за различными фигурами, такими как большие гигантские пауки, ящерицы, ламы, обезьяны, собаки, колибри, и т.д., не говоря уже о зигзагах и геометрических проектах. Есть много оставшихся без ответа вопросов относительно этих линий. Например как они остаются неповрежденными после сотен лет, или как их удалось создать в таких размерах, точно воссоздав все пропорции

В 1927 году Меджиа Хеспе, ученик знаменитого Хулио Тельо, отца перуанской археологии, сообщил о таинственных непонятных геоглифах на территории перуанского плато. Изначально этому не придали никакой важности, ученые занимались исследованиями других более значимых участков, таких как Мачу-Пикчу

В этом же году в Перу прибыл исследователь из США Пол Косок, которого очень привлекла древнейшая история Перу. В одной из его первых поездок на юг страны он остановился наверху плато и увидел обширные линии с обеих сторон дороги. После тщательного исследования он был поражен обнаружив, что на одной из фигур была отображена идеальная форма полета птицы. Косок потратил на исследование линий Наска почти 20 лет, в 1946 году он вернулся домой, предложив изучать рисунки племен Наска немецкому доктору археологии Марии Райхе. Мария посвятила этой работе всю свою жизнь

Мария Райхе изучала линии Наска в течение 50 лет. Она объяснила, как эти линии использовались древними перуанскими астрономами - они были гигантским солнечным и лунным календарем, укрытым в песке, легендах и мифах местных жителей

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Колибри имеет длину 50 метров, паук - 46, кондор распростерся от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Такие громадные размеры рисунков вызывают восхищение, почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются средней величины холмы. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Среди других животных, запечатленных Наска - кит, собака с длинными ногами и хвостом, две ламы, различные птицы, такие как цапли, пеликан, чайка, колибри и попугай. Из рептилий есть аллигатор, игуана и змея.

На карте расположены все геоглифы, с подробными названиями. Для увеличения кликнуть

Так кто же все-таки создал геоглифы Наска ? Местные жители или пришельцы? Это гигантский солнечный и лунный календарь или ориентиры космического корабля? Узнать ответы на эти вопросы невозможно, так как линии Nazca - одна из самых больших тайн в мире.

Знаете ли вы, что такое Наска? Это древняя индейская цивилизация. Свое название она получила от реки, в долине которой и до настоящего времени можно полюбоваться на многочисленные памятники культуры. Расцвет этой цивилизации наблюдался в первом тысячелетии до нашей эры. Позже название Наска носила небольшая индейская деревушка на юге Перу, расположенная за горными хребтами. Для того чтобы добраться до нее из столицы государства Лимы, необходимо было проехать много километров по пыльной расположенной в каменистой и песчаной пустоши.

Сегодня и город Наска связывает между собой четырехрядная автострада. Причем та ее часть, которая проходит через голые холмы и пустыню, вымощена дикими камнями. Маленькая и тихая в прошлом деревня сегодня представляет собой небольшой, но очень аккуратный городок. Здесь имеется собственный музей и небольшой парк, различные магазины и даже два банка. Есть в городке отели различных классов, которые принимают туристов, отправившихся в эту местность для того, чтобы ознакомиться с известной на весь мир «Пампой де Наска».

География

Чем же привлекает туристов со всего мира небольшой городок на юге Перу? Путешественники съезжаются сюда для того, чтобы посмотреть на удивительное и загадочное плато Наска. Это равнина, расположенная на некоторой возвышенности. Для нее, как и для всех плато характерен, ровный, а порой и волнистый рельеф. Местами он бывает слегка расчлененным. От других равнин плато отделяют отчетливые уступы.

Где находится Наска? Расположено это плато на юге Перу. От столицы страны Лимы его отделяют 450 км, которые нужно преодолеть в юго-восточном направлении. на карте располагается практически в прибрежной зоне Тихого океана. От плато до его бескрайних вод - не более восьмидесяти километров.

Быстрее найти эту местность на карте помогут координаты Наска. Они составляют 14° 41′ 18″ южной широты и 75° 7′ 22″ западной долготы.

Плато Наска имеет вытянутую с севера на юг форму. Его длина составляет 50 км. А вот ширина местности от западных до восточных границ колеблется от пяти до семи километров.

Природные условия

Координаты Наска таковы, что местность располагается в зоне сухого климата. В связи с этим она малонаселена. Зима здесь длится с июня по сентябрь. Для нас это удивительно, однако в Южном полушарии не совпадает с той, которая характерна для зоны, расположенной севернее экватора.

Что касается температуры воздуха, то она в этой местности практически стабильна. В зимние месяцы ее значение не бывает ниже шестнадцати градусов. В летний период столбик термометра практически постоянно держится на отметке +25.

Плато Наска, как уже говорилось выше, находится в непосредственной близости к водам Тихого океана. Однако, несмотря на это, дожди здесь являются большой редкостью. Отсутствуют на плато и ветра, так как от воздушных масс оно защищено горными хребтами. Нет в этой пустыне также рек и ручьев. Увидеть здесь можно только их высохшие русла.

Линии Наска

Однако многочисленных туристов в этот край привлекает вовсе не его месторасположение. Плато Наска манит к себе загадочными рисунками и линиями, расположенными прямо на земной поверхности. Ученые называют их геоглифами. Это понятие означает геометрическую фигуру, выполненную в земном грунте, длина которой составляет не менее четырех метров.

Геоглифы Наска являются канавками из смеси песка и гальки, прорытыми в почве. Они не глубокие (15-30 см), но длинные (до 10 км), имеющие различную ширину (от 150 до 200 м). Геоглифы, или, как их еще называют, линии Наска, выполнены в очень причудливой форме. Здесь можно увидеть очертания птиц, пауков и животных, а также геометрические фигуры. Всего таких линий на плато порядка 13 тысяч.

Что это? Тайны истории? Загадки прошлого? Однозначного ответа на эти вопросы не существует. Некоторые ученые полагают, что рисунки Наска нанесены на земную поверхность умелыми человеческими руками. Однако подтвердить такое предположение все же не представляется возможным. Существует и другое, довольно устойчивое мнение, согласно которому, полосы и линии наносились не людьми, а представителями инопланетного разума. В этом и заключается величайшая тайна пустыни Наска, над которой бьются десятки ученых. Однако, несмотря на это, загадка перуанского плато так и остается нераскрытой для современного мира.

История открытия

Пустыня Наска (Перу) известна огромными картинами, расположенными на плоскогорье. Эти рисунки, созданные неизвестными творцами, принадлежат к величайшим достижениям мировой культуры и являются несомненным памятником искусства всей нашей планеты.

Впервые наземные гигантские картины заметили летчики в 1927 году. А вот научной общественности геоглифы Наска стали известны только спустя двадцать лет. Именно тогда американский историк Поль Косок опубликовал целую серию фотографий удивительных и загадочных рисунков, которые были сделаны с воздуха.

Технология создания

Рисунки Наска созданы при снятии обломков, бурых камней и вулканической гальки, покрытой тонким налетом черного цвета, со светлой подпочвы, состоящей из смеси кальцита, глины и песка. Именно поэтому контуры гигантских фигур четко просматриваются с борта вертолета или самолета.

С воздуха все линии на фоне почвы выглядят более светлыми, хотя с земли или с невысоких гор такие рисунки сливаются с землей, и различить их нельзя.

Линии и геометрические фигуры

Все изображения, которые можно наблюдать в пустыне Наска, имеют различную форму. Одни из них представляют собой полосы или линии, ширина которых находится в пределах от пятнадцати сантиметров до десяти и более метров. Такие углубления грунта довольно длинные. Они могут тянуться от одного до трех и даже более километров. Полосы также могут плавно расширяться по своей длине.

Некоторые линии Наска представляют собой вытянутые или усеченные треугольники. Это самый распространенный вид на плато. Причем размеры их самые разнообразные и находятся в пределах от одного до трех километров. Такие треугольники часто называют трапецоидами. Некоторые рисунки Наска представляют собой большие площадки, имеющие прямоугольную или неправильную форму.
Увидеть на плато можно и такие знакомые нам из геометрии четырехугольники, как трапеции (с двумя параллельными сторонами). Таких творений с четкими формами в пустыне находится порядка семисот.

Многие линии и площадки имеют некоторое заглубление дугообразного профиля до тридцати или более сантиметров. Причем у всех этих бороздок есть четкие границы, напоминающие собой бордюр.

Особенность линий Наска

Геоглифы перуанской пустыни получили широкую известность из-за своей прямолинейности. Воображение путешественников буквально поражают линии, тянущиеся на много километров по плато, без труда преодолевая все особенности рельефа. Кроме того, фигуры Наска имеют своеобразные центры, располагаемые, как правило, на возвышенностях. В этих точках сходятся и расходятся различные виды линий. Часто углубления в грунте соединяются друг с другом, объединяясь при этом в различные комбинации. Бывает, что фигуры и линии накрывают друг друга.

Интересным оказывается и расположение трапецоидов. Их основания, как правило, повернуты в стороны речных долин и располагаются ниже узкой части.

Удивительно и то, что:

  • края всех линий обладают высочайшей точностью, разброс которой находится в пределах всего пяти сантиметров на длину нескольких километров;
  • сохраняется видимость контуров даже при наложении фигур друг на друга;
  • имеется строгое ограничение фигур по ширине при значительных длинах полос;
  • сохраняется видимость полос даже при изменениях характеристик грунта;
  • наблюдается схожесть конфигурации и расположения лучеобразных фигур с оптическими схемами;
  • сохраняется геометрия фигур даже при сложном рельефе;
  • присутствуют линии, носящие астрономический характер, указывающие на стороны света или дни равноденствий.

Разнообразные рисунки

Своеобразной декорацией крупномасштабных площадок плато Наска являются зигзаги и кнутообразные фигуры. Среди 13 000 линий, 800 площадок и сотни различных спиралей в удивительной и загадочной перуанской пустыне можно увидеть смысловые рисунки. Это три десятка фигур животных и птиц, в числе которых:

  • ящерица длиной 200 метров, пересеченная лентой американского шоссе, строители которой не заметили рисунка;
  • птица со змеиной шеей, вытянувшаяся на 300 м;
  • стометровый кондор;
  • восьмидесятиметровый паук.

Помимо этих изображений можно увидеть рыб и птиц, обезьяну и цветок, нечто похожее на дерево, а также тридцатиметровую фигуру человека, выполненную вовсе не на плоскогорье, а словно выбитую на одном из крутых склонов горы.

С земли все эти рисунки являются ничем иным, как отдельными штрихами и полосками. Полюбоваться на гигантские изображения можно, только поднявшись в воздух. Эти величайшие тайны истории, загадки прошлого до сих пор не нашли своего разъяснения у ученых. Как древняя цивилизация, не имеющая летательных аппаратов, смогла создать столь сложные рисунки, и каковы их предназначения?

Особенности рисунков Наска

Контурные изображения птиц и животных обладают различными размерами, находящимися в пределах от 45 до 300 м. Ширина контурной линии рисунков - от 15 см до 3 м. Все смысловые изображения, которые можно увидеть на плато Наска, сосредоточены по его краю, находящемуся над долиной речки Инхенио.

Среди особенностей этих рисунков можно выделить:

  • выполнение одной непрерывной, нигде не пересекающейся и не замыкающейся линии;
  • начало и конец углубления грунта располагаются на площадке;
  • «выход» и «вход» контуров представляют собой две параллельные линии;
  • наблюдается идеальное сопряжение между собой кривых рисунков и прямых, которые, как установлено учеными, выполнены по строгим законам математики, что объясняет их гармонию и красоту;
  • механическое выполнение (кроме изображения обезьяны), которое лишает фигуры зверей какой-либо эмоциональной окраски;
  • наличие асимметрии, которая объясняется несовершенством работ по увеличению эскизов;
  • наличие секущих линий, параллельных одному из контурных отрезков, что объясняется сложным выполнением внутреннего пространства фигуры.

Предположения и версии

Кто же автор удивительных творений, находящихся в пустыне Наска? Пока ученые могут только строить свои версии и выдвигать различные гипотезы. Так, много сторонников у предположения внеземного происхождения геоглифов. Они предполагают, что широкие линии служили для внеземной цивилизации взлетно-посадочными полосами. Однако у такой гипотезы находится немало противников, которые выдвигают свой очень весомый аргумент - характер рисунков. Да, они имеют внушительные и далеко не земные размеры, однако их сюжет говорит о том, что выполнены они людьми, а вовсе не инопланетянами.

Однако и в этом случае остается множество неразрешенных загадок. Каким образом неизвестные нам мастера смогли создать столь гигантские изображения, которые видны только с воздуха? Для чего они это делали? Какими техническими приемами пользовались, чтобы сохранить пропорции гигантских моделей?

Гипотезы о возникновении рисунков на плато Наска разнообразны, а некоторые из них просто фантастичны. Однако есть среди существующих версий и такие, которые достойны особого внимания.

Так, по мнению некоторых ученых, вся система линий Наска является огромным календарем. Одним из первых выдвинул это предположение Поль Косок. Этот американский ученый был первым, кто открыл загадочное нагромождение разнообразных форм и линий. Вся его жизнь после этого была посвящена разгадке тайны перуанской пустыни. Однажды Косок заметил, что заходящее солнце село непосредственно на пересечении горизонта с одной из прямых линий. Им же была обнаружена и полоса, указывающая на зимнее противостояние. Также существует предположение Косока о том, что определенные рисунки соответствуют тем или иным космическим телам. Такая гипотеза существовала на протяжении длительного времени. Причем ее поддерживали многие известные ученые со всего мира. Однако позже было доказано, что процент совпадения рисунков Наска с определенными планетами чрезвычайно мал, чтобы считать эту систему календарем.

Существует и еще одна весьма правдоподобная версия. Согласно ей линии Наска указывают на расположение разветвленной системы находящихся под землей водных каналов. Подтверждением этой гипотезы может служить тот факт, что местонахождение древних колодцев совпадает с вырытыми в грунте полосами. Но возможно, что это лишь простое совпадение.

А может, предназначение линий Наска носит культовый характер? Раскопки археологов обнаружили в местах нанесения рисунков древние людские погребения и жертвенники. Однако все ритуальные объекты всегда возводились таким образом, чтобы могли вызывать определенные эмоции и воздействовать на человека. Рисунки же, просматриваемые только с высоты, никаких чувств у тех, кто находится на земле, не вызывают.

Как бы там ни было, тот, кто создал эти удивительные фигуры, имел возможность каким-то образом перемещаться по воздуху и замечательно ориентировался в пространстве. Может, древние люди умели строить воздушные шары и летали на них?

Все существующие гипотезы пока не приблизили человечество к разгадке тайны пустыни Наска. Может быть, в скором времени ученые ответят на вопрос о происхождении удивительных линий? А может, эта тайна так и останется неразгаданной...




Top