Герасим фейгин. Фейгин герасим григорьевич - покров - история - каталог статей - любовь безусловная

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Герасим Григорьевич Фейгин ( , Покров Владимирской губернии - , Кронштадт , Петроградская губерния) - деятель молодёжного коммунистического движения, один из основателей комсомола , поэт.

Биография

Напишите отзыв о статье "Фейгин, Герасим Григорьевич"

Примечания

Литература

  • Томсен В. Так жить. - Ярославль, 1968.
  • Лященко А. Сколько счастья в Красном стане! // Молодой коммунист. - 1968. - № 2.
  • Дмитриев Ю. И., Дятлов Н. И., Савинов Р. Ф. Улицы Владимира. - 1989.

Ссылки

  • Фейгин, Герасим Григорьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • на Google Books

Отрывок, характеризующий Фейгин, Герасим Григорьевич

– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.

В еврейском благотворительном центре во Владимире состоялась презентация второй книги исторических очерков «Евреи на владимирской земле». Автор книги - владимирский краевед, сотрудник Владимирского политехнического колледжа Галина Мозгова, уже более 10 лет занимающаяся историей еврейских родов во Владимирской области.

Первый том вышел в 2013 году и был посвящен еврейской общине города Владимира до 1917 года. Например, вопросу, когда и почему представители этой нации оказались на территории Владимирской губернии. Мозгова пишет, что, скорее всего, это случилось в конце 18 - начале 19 веков, после разделов Польши и «Положения об устройстве евреев» 1804 года. В архиве Владимирской области (ГАВО) исследователь нашла документ 1807 года о неком Хаиме Биндере, который мог быть «первым евреем», побывавшим в наших краях.

Там же в ГАВО Мозгова разыскала сведения о первом постоянно проживающем в начале 18 века во Владимирской губернии еврее-ремесленнике Насоне Перцевече Свердлове. Приток представителей еврейской нации во внутренние губернии России увеличился после указа 1827 года о распространении на них рекрутской повинности. Правительство преследовало две цели: сократить число евреев, не занимавшихся производственным трудом, и приобщить их к «общегосударственному порядку жизни». Отданные в рекруты, еврейские мальчики, вырванные из родной среды, 25 лет служившие вдалеке от черты оседлости, плохо помнившие язык и родных, в основном оставались жить там, где их застало окончание службы.

Вышедшие в отставку еврейские солдаты и бессрочные отпускные рядовые стали основой для формирования еврейской общины во Владимире. Также в городе оседали и скитающиеся «транзитные» евреи. На время проведения очередной ревизии в 1857 году во Владимире проживало около 100 евреев, на территории всей Владимирской губернии - больше 200.

В 1879 году во Владимире проживало 24 семьи оседлых евреев - 121 человек, без учета военных той же национальности. В том же году владимирские евреи подали прошение об открытии в городе молитвенной школы. Где во Владимире в конце 19 века находился еврейский молитвенный дом - неизвестно. В начале 20 века он располагался на улице Малые Ременники, около современной областной библиотеки. Синагога на этом месте была и в первые годы советской власти. В июле 1932 года городские власти подняли вопрос о передаче здания под детские ясли и расторгли договор с еврейской общиной. Впоследствии в бывшей синагоге находилось общежитие артели «Красный швейкуст» и теротделение ОАО «Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона».


В первом томе книги Мозговой затронуты вопросы меценатства владимирских евреев и волны антисемитизма во время первой русской революции. Исследователь пишет, что еврейских погромов, таких, какие прокатились по Москве и другим городам, во Владимире удалось избежать. Тем не менее, слухи о назначении злоумышленниками погромов евреев и интеллигентов о том, что их скоро «всех выгонят из Владимира», периодически возникали. В 1906 году в день проводов иконы Боголюбивой Божьей Матери в Боголюбово полицмейстер просил губернатора выделить роту солдат для того, чтобы она «была готова выступить по первому требованию без малейшего промедления».

Отдельно останавливается Галина Мозгова на еврейских музыкантах и еврейских оркестрах, развлекавших владимирскую публику до революции, а также на истории еврейских захоронений. Из-за малочисленности общины специального еврейского кладбища во Владимире никогда не было, поэтому хоронили представителей этой национальности на отдельном участке Князь-Владимирского кладбища - к Западу от Северных ворот до тюремной стены. Переведя эпитафии на надгробьях, сделанные на иврите, исследователи установили, что самые ранние захоронения относятся к 1860-м годам.

В настоящее время, заключает Мозгова, дореволюционное кладбище, практически не сохранилось. Утрачены, в том числе, могилы известных владимирских евреев: Нахима Фриндляндера и Берка Левитана (отца диктора Юрия Левитана). Сейчас на этом участке некрополя около 72 захоронений евреев, умерших в середине 20 века.

Во второй книге Галины Мозговой «Евреи на Владимирской земле» приведены исследования, посвященные четырем известным владимирским евреям, чьими именами названы улицы столицы Владимирской области.

Александр Безыменский

Например, Мозгова приводит ранние стихи пламенного комсомольского поэта Безыменского, на которые она наткнулась в девичьем альбоме одной из владимирских гимназисток Кати Жинкиной. Есть рассказ о том, чем прославился революционер Иван Абрамович Завадский в должности председателя Владимирского губисполкома. Примечательно, что его предшественника звали Самуил Иосифович Типограф, а преемника - Гецель Шмульевич Берлин.

Иван Завадский

Две большие главы книги посвящены детским годам жизни во Владимире диктора Юрия Борисовича Левитана и детству поэта-революционера и одного из основателей комсомола Герасима Фейгина в Покрове, семья которого эмигрировала во Владимирскую губернию из Польши во время Первой мировой войны. Подробно рассказывается о том, как Герасим Фейгин погиб на льду Финского залива при подавлении восстания матросов в Кронштадте в 1921 году и как в 1937 году был расстрелян его родной брат Владимир.

Герасим Фейгин

Издатель книг о владимирских евреях Евгений Зарецкий предполагает, что будет еще и третий, и четвертый выпуск. В частности, уже готовы материалы о писателе Эммануиле Казакевиче и директоре Кольчугинского завода по обработке цветных металлов Михаиле Темкине. Зарецкий хочет, чтобы в будущих книгах появились заметки о директоре ОДРИ Юрии Тумаркине, урологе Эле Сульмане и других выдающихся евреях Владимира и Владимирской области советской эпохи. Исследования этого периода не входят в круг интересов Галины Мозговой, поэтому Зарецкий приглашает к сотрудничеству всех, кто хочет рассказать об известных владимирских евреях.

Герасим Григорьевич Фейгин (1901, Покров Владимирской губернии - 1921, Кронштадт, Петроградская губерния) - деятель молодёжного коммунистического движения, один из основателей комсомола, поэт.

Биография

Родился в 1901 году в Покрове Владимирской губернии в семье служащего. Окончил Покровскую гимназию.

В ноябре 1917 года вступил в ряды РСДРП(б). С декабря 1917 года являлся членом Союза рабочей молодёжи в городе Владимире. Обладая литературными способностями, занимался редактированием местного журнала «Юность», писал стихи.

По его инициативе в Покрове начала создаваться ячейка Коммунистического союза молодёжи. В июне 1918 года он был избран членом, а затем председателем Владимирского губкома Союза молодёжи. В 1919 году с отрядом комсомольцев добровольно ушёл на фронт. Был помощником военкома, а затем военкомом стрелкового полка на Южном и Западном фронтах, демобилизован по ранению.

В 1920 году был членом Покровского укома РКСМ, членом ЦК КСМ Белоруссии, Западного бюро ЦК РКСМ, комиссаром территориального округа Белоруссии. Был делегатом II и III съездов РКСМ. С 1920 года секретарь Иваново-Вознесенского губкома РКСМ. Редактор газеты «Юный текстильщик», член губкома РКП(б). Делегат X съезда РКП(б).

Погиб в 1921 году при подавлении антибольшевистского восстания в Кронштадте.

Его именем названы улицы в Покрове, Владимире, Иванове, Кронштадте, Санкт-Петербурге. Поэт Эдуард Багрицкий посвятил ему строки: «Нас водила молодость в сабельный поход, Нас бросала молодость на кронштадтский лёд». По мнению некоторых источников, Герасим Фейгин послужил прообразом героя песни «Орлёнок».

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Герасим Григорьевич Фейгин
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

активист молодёжного движения, поэт

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Герасим Григорьевич Фейгин ( , Покров Владимирской губернии - , Кронштадт , Петроградская губерния) - деятель молодёжного коммунистического движения, один из основателей комсомола , поэт.

Биография

Напишите отзыв о статье "Фейгин, Герасим Григорьевич"

Примечания

Литература

  • Томсен В. Так жить. - Ярославль, 1968.
  • Лященко А. Сколько счастья в Красном стане! // Молодой коммунист. - 1968. - № 2.
  • Дмитриев Ю. И., Дятлов Н. И., Савинов Р. Ф. Улицы Владимира. - 1989.

Ссылки

  • Фейгин, Герасим Григорьевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • на Google Books

Отрывок, характеризующий Фейгин, Герасим Григорьевич

– Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось.
– Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно!
Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание...
– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...
– А если вы не будете убивать в своей новой жизни, вы ведь не вернётесь больше на этот «этаж», правда же?– с надеждой спросила я.
– Так я ведь не помню ничего, милая, когда возвращаюсь туда... Это после смерти мы помним свои жизни и свои ошибки. А, как только возвращаемся жить обратно – то память сразу же закрывается. Потому, видно, и повторяются все старые «деяния», что мы не помним своих старых ошибок... Но, говоря по-честному, даже если бы я знал, что буду снова за это «наказан», я всё равно никогда бы не оставался в стороне, если б страдала моя семья... или моя страна. Странно всё это... Если вдуматься, то тот, кто «распределяет» нашу вину и плату, как будто желает, чтобы на земле росли одни трусы и предатели... Иначе, не наказывал бы одинаково мерзавцев и героев. Или всё-таки есть какая-то разница в наказании?.. По справедливости – должна была бы быть. Ведь есть герои, совершившие нечеловеческие подвиги... О них потом столетиями слагают песни, о них живут легенды... Уж их-то точно нельзя «поселять» среди простых убийц!.. Жаль, не у кого спросить...

Фейгин Герасим Григорьевич

Герасим Григорьевич Фейгин (1901, Покров, Владимирской губернии - 1921, Кронштадт, Петроградская губерния) - деятель молодёжного коммунистического движения, один из основателей комсомола, поэт.
Родился в 1901 году в Владимирской губернии в семье служащего. Окончил Покровскую гимназию.
В книге И.С. Сбитневой «Владимир и Владимирский край 100 лет назад: войны, революции, военный коммунизм» говорится, что его отец «Григорий Давыдович Фейгин, - крещеный еврей родом из Белостока. Семья с запада империи очутилась в Покрове в 1915 г., после выселения евреев из прифронтовой полосы. По впечатлениям тех лет Герасим, ровесник века, сочинил поэму «Беженцы»: после она была им уничтожена. На новом месте семья устроилась неплохо: отец-юрист служил защитником в Покровском суде.
Два сына - близнеца учились в местной гимназии. Герасим был на хорошем счету: один из первых футболистов, поэт, начинающий актер. Но с товарищами отношения как-то не складывались: Герасим считал Покров городком мещанским, писал на одноклассников злые эпиграммы, и позволял себе хулиганские выходки. Как вспоминали соседские девочки, «дома отец строго держал их (матъ умерла), зато по вечерам, вырвавшись покататься... Герасим перерождался: шалил, подкидывал нам под санки палки, а когда мы летели в сугроб, смеялся до слез»».
Есть версия, что «благословение на борьбу во имя революции» будущий комсомольский герой Герасим Фейгин получил от ветерана партии, орехово-зуевского большевика Авдея Хазова, еще до февральской революции. Как совпали пути опытного революционера, и застенчивого, интеллигентного подростка из покровской гимназии?
Совпали они возле казарм 21 запасного полка, расквартированного в тихом городке Покров. Большевистские агитаторы с соседней Орехово-Зуевской фабрики приезжали в Покров по железной дороге, и, проникая в казармы под видом родственников солдат, вели там антивоенную агитацию.
Многих гимназистов как магнитом тянуло в казармы: дома было скучно и все известно, глупые родители, не понимая исторического момента, требовали учебы и подчинения старшим - а на улице бурлила настоящая жизнь... Среди таких гимназистов был и Герасим Фейгин. Это понять легко; труднее понять, отчего рабочий агитатор вообще обратил на подростка буржуйского вида внимание. Профессиональные революционеры часто использовали мальчишек: что-то отнести, принести, передать... Мальчишки, как известно, всегда тяготели к запретным подвигам, а революционерам это позволяло снизить профессиональный риск. По крайней мере, 15-летний Маяковский в 1905 году был арестован и судим в Москве не за какие-то шалости, а за доставку бомб из динамитной мастерской. И отпустили его именно как пацана несмышленого; взрослого повесили бы. Да и в годы Великой Отечественной войны практика использования мальчишек и девчонок не считалась зазорной.
...Ну, в общем, старшие товарищи вовлекали молодежь в свои дела; а февральская революция показалась гимназистам (солдатам, служащим и прочих) сплошным праздником непослушания. Фейгин устроил митинг в своем классе: гимназисты радостно сорвали и растоптали портрет царя, потом понаделали красных бантиков из материи, которую принес тот же Герасим. Прикрепили они эти бантики на свои гимназические тужурки, и отправились знакомой дорогой в казармы; а по пути еще поучаствовали в большом митинге на базарной площади, и сходили, вместе со всеми, освобождать политических заключенных из пересыльной тюрьмы.
Летом 1917 года Герасим Фейгин, начинающий поэт, напечатал в газете «Старый Владимирец» три стиха; в них он, как ни странно, охарактеризовал большевиков как предателей.
Новая жизнь у него наступает в июле-августе 1917 года. Тогда VII съезд партии принимает решение «О союзах молодежи»; Герасим вдруг становится вожаком молодежи: он организует в Покрове культурно-просветительский кружок.
В ноябре (или сентябре) 1917 года вступил в ряды РСДРП(б). С декабря 1917 года являлся членом Союза рабочей молодёжи в городе Владимире. Обладая литературными способностями, занимался редактированием местного журнала «Юность», писал стихи.
В октябре 1918 г. он и Безыменский участвуют в I Всероссийском съезде комсомола.
В июне 1919 года он был избран членом, а затем председателем Владимирского губкома Союза молодёжи. В этой должности ему приходится много ездить, создавая комсомольские ячейки на местах.
Г. Фейгин вновь организует .
В июне 1919 г. в Покрове организуется . Инициатива по организации Союза Молодежи в г. Покрове принадлежит Герасиму Фейгину, впоследствии члену бюро Губкома.
30 июня 1919 г. выходит первый номер под редакцией , Фейгина и Любимова.

В 1919 году с отрядом комсомольцев добровольно ушёл на фронт. Был помощником военкома, а затем военкомом стрелкового полка на Южном и Западном фронтах. Затем на Западном фронте был ранен, и, по выздоровлении, выбран в ЦК комсомола Белоруссии и Литвы. В 1920 году был членом ЦК КСМ Белоруссии, Западного бюро ЦК РКСМ, комиссаром территориального округа Белоруссии. Был делегатом II и III съездов РКСМ.

Фейгин Герасим Григорьевич

С 1920 года секретарь Иваново-Вознесенского губкома РКСМ. Редактор газеты «Юный текстильщик», член губкома РКП(б).
В Иваново в 1921 году он выбран делегатом на X съезд партии: во время этого съезда начинается знаменитое Кронштадское восстание. Восстание это ставит под угрозу власть правящей партии: кронштадские моряки (бывшие революционные матросы) насмотревшись на новый порядок, выступают с новым лозунгом: «За Советы, но без коммунистов». В три года как голодном Петрограде, колыбели революции, бастуют рабочие оборонных предприятий. Красная Армия, воюющая уже четвертый год, воевать больше не желает, а красноармейцы хотят идти по домам. Продолжение восстания в Кронштате чревато рабочими бунтами в Петрограде и других городах. Поэтому на подавление Кронштата срочно бросают всех, кто только под руку подвернулся... Подвернулись: делегаты X партийного съезда, юные партийные писатели (тот же Фадеев), курсанты-красноармейцы, войска недавно вернувшегося с польского фронта Тухачевского...
«Находившиеся в те дни рядом с Герасимом рассказывали, что отправляясь в Кронштад, стоя на ступеньках медленно тронувшегося поезда, он декламировал свои стихи:
„Мы пойдем без страха,
Мы пойдем без дрожи,
Мы пойдем навстречу грозному врагу“.
Поскольку стратегию взятия Кронштата красные командиры продумать не успели, то дальше было все просто - наступавшие войска шли по льду под ураганным обстрелом из крепости, держа винтовки наперевес; снаряды крупного калибра делали во льду большие дырки.
„Вперед! За родину! За партию!" - потрясая винтовкой, кричал Фейгин. Мощное „Ура“ катилось по цепи. Цель была уже близка. Бойцы усилили бег. „Товарищи! - крикнул Фейгин и упал, сраженный вражеской пулей..."
«Памяти Герасима Фейгина .
Я не знал его раньше, познакомился только в Ораниенбауме, где все мы, больше стачеловек, ожидали разбивки по частям, за три дня до штурма Кронштадта.
В тесной, нетопленой зале Ораниенбаумовского Совета, после бессонной ночи под артиллерийским обстрелом, толпились мы около стола, за которым сидела распределительная комиссия.
За несколько часов перед этим нас информировали о положении и трудностях штурма, причем вывод был токов, что многим из нас, если не всем, придется погибнуть.
Отдельными группами и кучками велись оживленные беседы. Я подошел к одной из них. Разговаривал юноша, почти мальчик, с черными живыми глазами.
«Многим придется погибнуть. Нужно погибнуть».
Юноша был Герасим Фейгин. И это «нужно» звучало стальной твердостью и спокойствием. И ни один мускул не дрожал на лице этого юноши, почти мальчика. Только в черных, больших глазах его промелькнуло что-то, что говорило, как велик и силен жизненный инстинкт в нем; но это «нужно» было сильнее инстинкта.
Через, полчаса я опять встретился с ним около распределительного стола.
«Герасим Фейгин - в управление связи группы».- Товарищ, я-строевик, и прошу послать меня в пехоту».
- «В пехоту назначено довольно политработников».
- «Я считаю нужным итти в строю рядовым красноармейцем».
И опять сталью прозвучало это «нужным», и уже совсем спокойны были его черные, полные жизни глаза...
А когда мы возвращались после взятия Кронштадта, то Герасима Фейгина не оказалось среди нас...
Без позы, без рисовки, спокойно отдал этот юноша делу пролетарской революции самое большое, что имел - жизнь.
Н. М.» (газета «Призыв» 16 апреля 1921).

Герасим Фейгин вместе в другими погибшими участниками штурма, был похоронен в общей могиле на главной (Флотской) площади Кроншата. До революции главной святыней и всего Кронштата, и Флотской площади был собор Св. Николая Чудотворца. Построенный по образцу Святой Софии в Константинополе, он был памятником всем погибшим в боях морякам. Внутри его было (сейчас снова есть) множество мраморных досок с памятными надписями. У моряков, как известно, в море могил нету; и эти надгробные доски должны были и утешать родных погибших, и служить вечным напоминанием, всем прочим... После 1921 года главной святыней Кронштата стала эта братская могила; собор был закрыт, поделен на этажи и клетушки эти, клетушки использовались как помещения для разных контор.
Но в братской могиле Кронштата тогда были похоронены многие; а революционных героев из них впоследствии вышло, все же, немного... Из Фейгина такой герой вышел, и не последнюю роль в этом сыграл его брат-близнец Владимир Григорьевич. Гораздо менее известный, он, однако, на несколько месяцев раньше брата вступил в партию большевиков. Владимир также был комсомольцем; с 1920 г. делает успешную партийную карьеру, и перечень его должностей занимает целую страницу. Он был делегатом трех партийных съездов, - в том числе, и знаменитого XVII съезда; сначала он назывался «съездом победителей», потом «съездом расстрелянных». В 1937 году он был арестован, и вскоре расстрелян. Владимир Фейгин был кремирован и похоронен в безымянной яме нового Донского монастыря в Москве; в 1953 году, вместе с десятками тысяч других безвинно пострадавших партийцев, реабилитирован.
Отец, Григорий Давидович, вступивший в партию после смерти Герасима, переехавший в Москву и сделавший там хорошую карьеру - умер, не выдержав смерти второго сына. Но запущенная Владимиром Фейгиным легенда о рано погибшем и чертовски талантливом комсомольском поэте-герое, «орленке», Герасиме Фейгине - осталась и пережила создавших ее.

Его именем названы улицы в Покрове, Владимире, Иванове, Кронштадте, Санкт-Петербурге.

Поэт Эдуард Багрицкий посвятил ему строки:
«Нас водила молодость в сабельный поход,
Нас бросала молодость на кронштадтский лёд».
В 1936 году композитор В. Белый и поэт Яков Шведов посвятили ему песню «Орлёнок». «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца...».

Ивановское городское отделение ЛКСМ РФ носит имя Герасима Фейгина.

Отцы и дети

Много прекрасных страниц записала своей работой молодежь в историю своего движения, но нельзя не отметить и те из них, которые рвали молодую душу, убивали молодые светлые порывы и вызывали на глазах других, сознательных граждан - невольные слезы.
Одной из таких тяжелых страниц является страница, рассказывающая о том взаимоотношении, которое существовало у отцов и детей.
Здесь речь идет не о Коммунистической партии, которая по существу всегда была с молодежью, не о гражданах - старших идет здесь речь,- речь идет о действительных отцах-родителях.
Молодежь устремилась к будущему - светлому, старики не верили и не хотели верить в это будущее и не желали, чтобы их дети верили. Получилась вечно новая и вечно старая история,- произошел конфликт, глубокая драма взаимного непонимания отцами своих детей и наоборот.
Отцы, пользуясь находящимися в их руках материальными средствами семьи, угрожали «непокорным» лишением этих средств, изгнанием из дома.
Дети не уступали, дети украдкой шли туда, куда летели их мысли, где была их радость и счастье.
Все это вызывало крупные семейные сцены, чаще кончавшиеся разрывом между отцом и сыном.
Мне сейчас вспоминается письмо одной девушки ко мне в бытность мою секретарем Уездкома Союза Молодежи, когда я работал в Вязниках. Вот что она пишет:
Дорогой товарищ Васильев!
Я член союза молодежи деревни Зобищи. Я хочу, рвусь к свету, но у меня очень темные родители, они меня постоянно бьют за то, что я хожу в Союз, за то, что я играю на сцене. Но кое-как, украдочкой, я все-таки посещала Союз, пока, наконец, не вышла та глупая сцена, которая переполнила чашу терпения.
Я играла на спектакле, вдруг пришла моя мать, вошла на сцену и при всей публике схватила меня за волосы и, погоняя палкой, притащила домой, где я получила еще побои от отца.
Я решила уйти от них. Жить так нельзя. Где-же выход? Что-же делать?
Посоветуйте, как мне быть.
(Следует подпись).
Вражда отцов и детей росла и росла и, наконец, вылилась в боевую кампанию всего Комсомола против гнета родителей,- дети штурмовали отцовскую закорузлость.
Газета «Красная Молодежь» начала заполняться статьями, стихами, заметками, которые показывали обществу насколько велик разрыв в семье между отцами и детьми, насколько велики страданья и какова должна быть борьба. Для иллюстрации - приводим стихотворение в прозе Фейгина:
«Долой гнет родителей ».
Нежные попечения нежной матушки, любящего наставления седовласого батюшки,- прелесть домашнего очага,- все, что восхваляло буржуазное перо,- гниль!
Долой эту гниль!
Эх, в былые годы жил в семье родной, не звал горюшка-печали.  Долой семью! Долой незнанья горюшка и печали!
Отец старик, за ним жизнь позади, он поучит уму разуму.
Не надо нам устарелого ума. Долой!
Он человек с опытом, он практик, он жизнь прошел.
Не надо нам этой опытности, не надо нам учиться, как жить при капиталистическом строе. Долой!
Долой гнет родителей! Нового! Светлого!
Вот наше стремление! Вот наш путь! Старое, расступись, сгинь!
Наши родители большей частью поклонники старого, или топчущиеся на одном месте бесцветные личности, или скулящие быватели.
Наши родители - это наши цепи, тормозители, палачи нашей мысли.
Наши родители, это преграда, которую надо сдвинуть, чтобы выйти на дорогу борьбы, на дорогу вперед.
Мы эту преграду сдвинули, а кто не сдвинул - сдвигай!
Вперед! Вперед! Вперед!
Трагикомические сцены, угрозы, вопли - это орудие в руках родителей. Не обращай ни на что внимания.
Твой путъ - борьба!
Старое - гнилое. Уничтожай это старое, если оно мешает новому.
К свету, через борьбу!
К розам, через шипы!
Тебе мешает семья,- брось ее!
В наши красные ряды, к борющемуся пролетариату. Вперед!
Фейгин.
Велик, упорен был родительский гнет, но еще упористей был его штурм молодежью. Старики поддались, а где не поддались, там дети кинули отцов. Так боролась молодежь с родительской закорузлостью...

Улица Фейгина в гор. Владимире

Северо-Восток - Октябрьский район, расположена от ул. Каманина до ул. Почаевской.
Прежде она называлась Первым Рабочим поселком, поселок этот возник при и «Тракторном» заводах, потом называлась улицей Кооперативной.
Улица Кооперативная решением исполкома горсовета от 4 октября 1967 г. была переименована и названа именем Фейгина.

В книге «Владимир: история рядом с нами» Натальи Трофимовой есть упоминание о улице Фейгина. «На этой улице я родилась и живу. Остановимся на её истории. Тянется она с юга на север от 3-й городской больницы (ныне городской центр кардиологии) до улицы Почаевской. Часть её, расположенная выше ул. Северной, раньше называлась 1-ым Рабочим посёлком. Он начал застраиваться домами частного сектора с 1938 года. К западу от него находились 2-й и 3-й Рабочие посёлки. Жили здесь в основном рабочие, трудившиеся на заводах Граммзавод и Тракторном. Дома были с печным отоплением. Передняя часть их отапливались небольшими голландскими печками, а задняя - русскими. Как приятно смотреть на пламя, когда топится печь и к ней, тёплой, прижаться спиной! Русская печь - чудесное изобретение наших предков. И до сих пор помню запах горячих кирпичей, когда лежала, греясь на ней и испытывая блаженство. Печь обогревала дом, лечила от простуды, сушила валенки, одежду, варежки в печурках, некоторым служила баней. Какой особый вкус имели приготовленные в печке наваристые щи, каши, пироги! Вертикальные столбы дыма от печей на улице ярко вырисовывались в морозную погоду на фоне ясного неба.
Воду брали из колонок, а чай пили из самоваров. Приходили в посёлок стекольщики и зазывали: «Стёкла вставлять!», а точильщики: «Ножи, поясницы точить». На нашей улице жил тряпичник, собиравший утиль-сырьё. Он обменивал его на кухонную посуду, на сладкие петушки и детские игрушки: бумажные мячики на тонкой резинке, свистки. Ворота его двора, где стояла лошадь, и лежали кучи тряпья, всегда были распахнуты настежь. Пахло разбросанным сеном и конским навозом.
На улице было много детей. Обычно мы играли в прятки, догонялки, классики, прыгалки и в пропавшее звено. Игра состояла в том, что все играющие делились на две группы. Одна из них пряталась, оставляя после себя меловые стрелки, а другая группа должна была по стрелкам найти её.
С севера улицу ограничивала железнодорожная насыпь, за которой был овраг, где протекала река Почайка. На его склонах паслись козы, росла земляника, щавель, грибы-дождевики. В речке просвечивали разноцветные камушки. Мама вспоминала, что раньше здесь полоскали бельё. Овраг был местом детских игр. Большие кочки на его дне служили нам столами и стульями. Зимой в овраге катались на санках и лыжах. На реке обычно были проруби, нередко мы попадали в них и обледенелые возвращались домой.
Позднее улицу назвали Кооперативной, по всей вероятности, потому, что часть улицы была застроена домами жилищной кооперации.
В 1967 году улица вновь была переименована и названа именем Герасима Григорьевича Фейгина, одного из первых организаторов комсомола во Владимирской губернии. Он был поэтом, героем Гражданской войны, делегатом X съезда партии. Погиб Герасим в 20-летнем возрасте при подавлении антисоветского крондштатского мятежа, куда он ушёл добровольцем. Об этом гласит мемориальная доска на одном из домов улицы. Герасим Фейгин был автором песни:
Мы пойдём без страха,
Мы пойдём без дрожи,
Мы пойдём навстречу
Грозному врагу.
В 70-х годах Рабочие посёлки были снесены и на их месте «ВЭМЗ» и «Точмаш» возвели дома кооперативной застройки. Свой первоначальный облик улица потеряла. Остались лишь несколько домов частного сектора бывшего 1-го Рабочего посёлка, в одном из которых родились и мои дети».


Мемориальная доска - «Улица названа в память
о герое гражданской войны
комсомольском вожаке во
Владимирской губернии и поэте
Фейгине
Герасиме Григорьевиче
(1901-1921 гг.)»



Улица Фейгина




Top