Герой нашего времени изучение в школе. «Герой нашего времени» (1) - Урок

Конспект урока по русской литературе на тему:

«Герой нашего времени». История создания

Тема: «Герой нашего времени». История создания.

Цели:

1) Образовательная: познакомить учащихся с историей создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; проанализировать «Предисловие» к роману;

2) Развивающая: развить навыки конспектирования и навыки анализа текста;

3 ) Воспитательная: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.

Форма урока: урок-лекция.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг.

Ход урока

I . Организационный момент. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению прозы М.Ю. Лермонтова, а именно к роману «Герой нашего времени».

II. Лекция учителя.

1. История создания романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» .

Работу над романом М. Ю. Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г., позже увидела свет повесть «Тамань». В 1840 г. вышел роман М» Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», именно под этим заглавием бы ли объединены пять повестей. Общим идейным и сюжетообразующим центром романа «Герой нашего времени» стал образ главного героя Печорина. Первые читатели увидели карикатуру на современного челове ка, поэтому в 1841 г. М. Ю. Лермонтов создал «Пре дисловие» к роману, в котором объяснил особенности авторского замысла.

2. Особенности композиции.

1. Нарушение хронологической последовательности

2. Самостоятельность каждой из повестей (сюжетная, смысловая и жанровая законченность) и одновре менная их связь, цикличность.

3. Смена субъекта повествования (Максим Максимыч, повествователь, сам герой).

Автор видел свою задачу в том, чтобы раскрыть «ис торию души человека». Для этого необходимо было не столько рассказать о поступках героя, сколько вскрыть причины, которые к ним привели. Нарушение хроноло гической последовательности событий определяется идей ным замыслом автора и подчинено движению от внешне го к внутреннему, от действий и поступков героя к моти вам, побудившим его к этим поступкам, от загадки - к разгадке. Ту же роль играет и смена субъекта повествова ния (выскажем эту мысль априори па вступительном за нятии и будем возвращаться к ней в ходе изучения каж дой из повестей).

(Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

3.Знакомство учащихся с хронологической последовательностью романа.

Около 1830 г. Печорин выслан из Петербурга на Кав каз в действующий отряд. По дороге к месту его повой службы он задержался в Тамани, где происходит его стол кновение с контрабандистами (повесть «Тамань»). После военной экспедиции в мае - июне 1832 г. ему разреша ется пользоваться водами в Пятигорске. Затем за дуэль с Грушницким (повесть «Княжна Мэри») его отправляют служить в дальнюю крепость под начало Максима Максимыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, в декабре 1832 г. Печорин становится участником исто рии с Вуличем (повесть «Фаталист») и возвращается в крепость. Весной 1833 г. состоится похищение Бэлы, которая погибает через 4 месяца от руки Казбича (по весть «Бэла»). Из крепости Печорина переводят в Гру зию, затем он возвращается в Петербург. Спустя некото рое время, снова очутившись на Кавказе по дороге в Персию, предположительно осенью 1837 г., Печорин встречается с Максимом Максимычем и рассказчиком (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие к «Жур налу Печорина»)

III. Комментированное чтение «Предисловия» к ро ману М. Ю. Лермонтова.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Выразительно прочитайте «Предисловие» к ро ману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Как сам М. Ю. Лермонтов объясняет роль своего «Предисловия» к роману? (Это своеобразный ответ на современную критику.)

3. В чем видит писатель особенности образа глав ного героя? («Герой Нашего Времени, милостивые го судари мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поко ления, в полном их развитии».)

5. Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить без нравственное, порочное общество? («Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог зна ет! »)

IV. Домашнее задание.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин - герой своего времени?»

1. Дать нравственно-психологическую характеристику (портрет) главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Проследить, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина.

2. Определить нравственно-психологические особенности поколения 30-х годов XIX века в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

3. Акцентировать внимание на сюжете произведения (поиск экспозиции, завязки, развития событий, кульминации и развязки).

4. Продолжить развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания

Метапредметные:

Смысловое чтение

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение

Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог;

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

Актуализация проблемы: «Трагедия жизни Печорина и его поколения»

Личностные:

Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств;

Формирование понятия об образе жизни как системе деятельности и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни?», «что считаю главным в жизни?»;

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Ход урока

1.Организационный момент.

Настрой. Деление класса на 5 групп. Знакомство с правилами работы в группе и распределение ролей.

Целеполагание (каждый учащийся ставит перед собой цель - запись в тетради и смайлик - настроение сегодня на уроке).

2.Формулировка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя

Итак, изучение романа «Герой нашего времени» завершено. Мне хотелось, чтобы вы сами подвели итоги знакомства с этим произведением, показали глубину понимания смысла, который М.Ю.Лермонтов вложил в свое произведение. (слайд 1)

В стихотворении «Дума» М.Ю. Лермонтов с грустью говорит:

Печально я гляжу на наше поколенье.

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно….

Как вы понимаете смысл этих строк.

(выслушиваются ответы учащихся) (слайд 2)

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» важна и интересна для изучения проблема потерянного поколения. У каждого поколения свои особые черты и своя судьба. Сегодня мы попробуем вместе с вами нарисовать портрет поколения 30-х годов XIX века, опираясь на материал романа, романа «о времени и о себе».

Попытаемся ответить на вопрос: Печорин герой своего времени?

Проследим, как на фоне жизни других людей выступает противоречивость Печорина, выявим авторское отношение к своему герою.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Что вы можете сказать о сюжете и фабуле романа? (слайд 3,4)

Выстраивание композиции романа по

Фабуле - (события в литературном произведении в их последовательной связи).

«Тамань». (Печорин полон жизни, энергии, способен на сочувствие).

«Княжна Мери». (Активно добивается цели).

«Фаталист».(Не способен на элементарное движение к человеку).

«Бэла».(Ищет спасение в любви, добивается, но судьба распоряжается иначе…)

«Максим Максимыч». (Прошлое ему неприятно).

Предисловие к журналу Печорина. (Умер где-то в Персии).

Такое выстраивание композиции для создания психологического романа.

Эволюция героя не происходит, так как повествование о герое заканчивается смертью.

3. Работа над новым материалом.

Дети работают в группе. Каждая группа работает над отдельной повестью из романа «Герой нашего времени». На исследование текста повести отводится 10 минут. Группа должна на листах бумаги схематично изобразить ответы на поставленные вопросы, сделать вывод, каждый вывод подкрепляется цитатами из текста.

Задача для групп. (слайд 5)

1) Из текста повести выберите цитаты для характеристики Печорина или деталей его поведения.

2) Найдите объяснение мотивам его поведения (если возможно, процитируйте).

3) Проанализируйте его взаимоотношения с другими героями повести. Объясните мотивы или причины, которые им руководят.

4) Проследите, изменяется ли характер героя на протяжении повести. Если да, найдите объяснения или причины этих изменений.

5) Сделайте вывод: какая черта характера Печорина доминирует в этой повести; что повлияло на формирование именно такой черты.

«БЭЛА» (слайд 6)

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?

В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?

За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?

Любовь к Бэле для Печорина не прихоть распущенного сердца, а попытка вернуться к миру искренних чувств «детей природы». Доминирующими чертами характера Печорина являются «глубокая, постоянная печаль», постоянная усталость и холодность. Мы видим, что он доверяет Максиму Максимовичу, но невольно служит причиной смерти Бэлы. Герой очень болезненно переживает гибель черкески, хотя и не хочет этого показать. Бодрая душа Печорина стремится к деятельности, требует непосредственного, живого движения, воли, энергичного проявления жизни - он натыкается на чеченские пули, ищет забвение в любви, рискованных приключениях, смене мест. Но все это лишь поиски выхода, попытки развеяться, забыть о гнетущей «большой пустоте».

«Максим Максимыч» (слайд 7)

Кто описывает портрет Печорина? Почему?

Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу?

Какова роль портрета в раскрытии характера Печорина?

Какими изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина?

Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

Внешне Печорин кажется равнодушным ко всему на свете, но в душе не может простить себе, не может спокойно вспоминать историю с Бэлой. Не надеясь на понимание Максима Максимовича, убегая от душевной боли, Печорина преследует пустота и осознание того, что жить так вряд или нужно, примирение он получает разве что в горькой иронии над самим собой: «...а все живешь - из любопытства: ждешь чего-то нового... Смешно и досадно!».

«Тамань» (слайд 8)

Кто выступает в качестве рассказчика в этой повести? Почему?

На какую особенность характера Печорина указывают его слова: «Что сталось с старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»?

Предполагаемые ответы учащихся.

Герой в повести еще молодой и неопытный, чувства его живые, пылкие и внезапные, он под влиянием каких-то мыслей или событий может не спать. Люди для Печорина являются интересными, жизнь зовет его навстречу опасности и неизвестному. Из-за своей доверчивости он попадает в ловушку, устроенную ундиной. Попытка сблизиться с контрабандистами становится безрезультатной не только потому, что они не могут признать Печорина своим человеком, но и потому, что разгадка тайны вызывает у него разочарование. Пылкий интерес к жизни сменяется отчуждением и равнодушием.

«Княжна Мери» (слайд 9)

Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»?

Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

Докажите, что эгоизм и индивидуализм Печорина - это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.

Предполагаемые ответы учащихся.

В обычном для себя окружении, в кругу социально близких людей, герой демонстрирует всю силу своих умений. Здесь он - хозяин жизни, здесь ему является понятным и доступным любое желание, он легко предусматривает события и последовательно осуществляет свои планы. Ему все удается, сама судьба помогает ему. Печорин заставляет кого угодно «снять маску», оголить душу. Вместе с тем он приходит к поискам новых стимулов жизненного поведения, новых моральных норм, так как старые, принятые им добровольно, уже не удовлетворяют его. В повести автор ярко демонстрирует путь падения и подъем своего героя, в конце которого Печорин остается одиноким. Его все, каждый по-своему, ненавидят, он сам собой пренебрегает. Однако повесть заканчивается на светлой лирической ноте: духовные поиски Печорина, процессы его внутреннего развития длятся.

«Фаталист» (слайд 10)

Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение?

Как Печорин испытывал судьбу?

О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?

Предполагаемые ответы учащихся.

В повести у Печорина нет ни друзей, ни врагов. Мысли о судьбе человека так захватывают Печорина, что ему не до Насти, «хорошенькой дочери» урядника, у которого он живет. Печорин освобождается от увлечений и человеческих взаимоотношений, речь идет лишь о том, что решает жизнь человека: его воля или судьба. Все персонажи делятся на тех, кто верит в судьбу, и тех, кто в нее не верит. Печорин сам решил подвергнуть испытанию судьбу и понял: его победа над казаком - это не случай, а точный расчет, сила, ловкость, ум. И хотя все внешне выглядело фатальным, Печорин фаталистом так и не стал.

4. Слово учителя. Выводы.

Прочитав роман, мы с уверенностью можем сказать, что Лермонтов ставил перед собой цель не просто показать судьбу героя, а нарисовать портрет целого поколения.Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. В эпилогеглавный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. То есть автор , через размышления главного героя выражает свое восприятие героя и ситуации, точка зрения автора не совпадает полностью с точкой зрения героя……

5. Самостоятельная работа учащихся.

«Печорин - герой своего времени» (слайд 11)

Печорин - герой своего времени.

Печорин - не герой.

Мог ли быть Печорин героем нашего времени?

Обсуждение 5 минут.

Выступления учащихся, отстаивание своего мнения.

Запись выводов в тетрадь. (слайд 12)

Лермонтовский герой - сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, от того, что не может найти применение своим способностям и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Вместо мрачного и пессимистического вывода, автор приводит читателя к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

Проблема «потерянного поколения» впервые в русской литературе глубоко осмыслена именно Лермонтовым. Писатель вскрыл трагическую двойственность человека последекабристской мертвой поры, его силу и слабость. Гордое и пассивное неприятие «преобразований» общества порождало горькое одиночество, а в результате - душевное ожесточение. Основная идея произведения - проблема потерянного, поколения 30-х годов XIX века, но, несмотря на то, что фразе уже почти 200 лет, она часто используется как критика молодежи.

6. Рефлексия. Выставление оценок. (слайд 13)

Я оказывается не знал… - теперь знаю…

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что тебе понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

7. Домашнее задание.

Написать эссе. (слайд 14)

1. «Что было бы, если бы Печорин не знал о заговоре против него?»

2. «Что было бы, если бы Печорин признался в любви Мери?»

3. «Как бы я поступил на месте Печорина при встрече с Максим Максимычем?»

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.

Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

Фабула - хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет - ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении. Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом. Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч. Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю. Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет. Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака». Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик. Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Из этого противоречия не находит выхода и автор.

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .

Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.

О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы

Система уроков по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Система уроков, предложенная для текстуального изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», не нарушает авторскую последовательность частей романа, это связано с тем, что именно такая «разорванная» композиция подчеркнуто значима, смена рассказчиков не только постепенно открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. От внешнего, осуждающего и непроницательного взгляда Максима Максимыча через объективный, хоть и внимательно-сочувственный взгляд странствующего офицера к трагической исповеди героя – такова последовательность развития авторской оценки в романе. Игнорировать ее невозможно, ибо это ведет к смещениям смысла произведения в читательском сознании.

Уроки, посвященные последовательному рассмотрению частей романа, организованы так, чтобы учащиеся могли вслед за автором рассмотреть особенности характера главного героя, постараться понять мотив и причины его поступков, что в конечном итоге приведет к ответу на вопрос: в чем заключается особенность психологического романа.

Урок 1. Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе.

Урок 2.

Урок 3. Журнал Печорина как средство самораскрытия характера главного героя.

Урок 4 . Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Урок 5 . Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Наметив общий план изучения романа, рассмотрим на примерах конкретных уроков особенности изучения психологического романа. Данная система уроков выстроена на основании учебной программы под редакцией В. Я. Коровиной.

Урок 1. Тема урока: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе.

Цель урока: - пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;
  • познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;
  • прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Тип урока – урок усвоение новых знаний.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание

нескольких повестей и рассказов – это роман,

В котором один герой и одна основная идея,

Художнически развитая.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».

Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».

1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.

Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.

Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.

В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

  1. Словарная работа

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

- назовите определяющие характеристики психологического романа.

Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

  • Беседа с классом
  1. Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?
  2. Расскажите о своем отношении к главному герою.
  3. О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?
  4. От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?
  5. Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?
  6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?

III. Особенности композиции романа

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)

5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.

Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.

Вопросы:

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?

3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследит историю его внутренней жизни;

Образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.

IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?

Чтение предисловия.

(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

Домашнее задание

1 . Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.

Урок 2. Тема урока: Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина.

Цель урока: знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, по отношению к окружающим, по авторской оценке;
  • помочь учащимся в ходе анализа произведения увидеть незаурядность характера главного героя;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: умение ориентироваться в содержании текста, отбирать необходимый текстовый материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к духовному миру героев художественной литературы, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

  1. Слово учителя:

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту, потому что именно сам автор может дать самый точный ответ на эти вопросы. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план первой главы. Теперь отберем только те эпизоды, которые являются наиболее важными для понимания характера Григория Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.
  1. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»
  • Работа в творческих группах (индивидуальные задания для каждой группы)

Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика?

2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина?

3. Каково отношение Печорина к Бэле?

4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?

5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?

6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).

  1. Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?
  2. Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи?
  3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?
  4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
  1. группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.
  1. Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?
  2. Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?
  3. Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?
  4. Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).
  5. Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.
  6. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
  1. группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)

2.Как Бэла погибла?

3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?

4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя.

5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.

  1. Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?
  2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?
  3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?
  4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.
  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?

3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

(В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

  1. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки.
  2. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?
  3. Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?

(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»

  1. Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.
  2. От имени кого ведется повествование в этой части романа?
  3. Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?
  4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  5. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  6. Какое впечатление производит Печорин на читателя?
  1. Обобщение учителя

В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.

Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.

  1. Рефлексия

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне.

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Домашнее задание .
  1. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»
  2. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать

Урок 3 . Тема урока : Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя.

Цель урока: определить значимость «Журнала Печорина» для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Задачи:

  • Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.
  • Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся.
  • Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя:

В первых главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан очень противоречивой личностью, человеком, который не умеет сострадать, он привык исполнять только свои желания. Те черты характера, которые мы открыли для себя у Печорина в первых повестях, душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью, делают этот образ малопривлекательным. Однако такая отрицательная оценка этого образа была бы совсем неглубокой и несколько однозначной, если при пристальном внимании не заметить в его образе штрихи грусти, ноты какой-то безысходности. Для того чтобы более полно разобраться в образе Печорина, нужно прежде всего понять его душу, весь его внутренний мир, многие мотивы его поведения и поступков. Разгадать именно эту загадку поможет «Журнал Печорина».

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала

  1. Беседа с классом

Прежде чем мы перейдем к анализу следующих повестей произведения давайте еще раз вспомним особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова.

Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

Случайно ли отказался М.Ю. Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

Объясняя такую особенность авторского повествования, известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».

Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя? (в романе представлены три повествователя: Максим Максимыч в главе «Бэла», странствующий офицер в главе «Максим Максимыч» и сам Печорин.)

Каким предстает Печорин в оценке Максима Максимыча? Приведите примеры из текста.

- Каким мы видим главного героя в оценке второго рассказчика - странствующего офицера? Приведите примеры из текста.

Таким мы видим главного героя глазами Максима Максимыча и странствующего офицера.

Понятен ли до конца нам герой после того, как мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

III. Работа с текстом

  1. Слово учителя

Первые две повести, как отмечает сам повествователь, – это путевые записки, не случайно он по этому поводу пишет: «Я пишу не повесть, а путевые записки». Поэтому главный герой предстает перед читателем со стороны: его представляют нам Максим Максимыч и странствующий офицер. Но следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», как названы эти главы в романе. Именно они дают возможность объяснить многие загадки в характере Печорина.

  1. Словарная работа (работа с термином)

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был совершенно уверен в том, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому он столь открыт в их описаниях.

- Из каких частей состоит «Журнал Печорина»? («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»)

3 . Составление характеристики Печорина

Анализируя повести, составляющие «Журнал Печорина», необходимо рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героя.

  • Анализ повести «Тамань»

Каково содержание этой повести? (краткий пересказ сюжета)

Каким предстает перед читателем Григорий Печорин в этой части?

Почему активность героя приносит окружающим его людям несчастье? С каким чувством лермонтовский герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?»

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Тамань», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Анализ повести «Княжна Мэри»

- Многие литературные критики считают, что именно в этой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина. Каково ваше мнение по этому поводу?

Какое общество на этот раз окружает главного героя? Чем оно отличается от горцев и контрабандистов?

В чем причина того конфликта, который произошел между светским обществом, представленным в повести, и Печориным?

Для чего Печорину было необходимо добиться любви княжны Мери, если он никогда не собирался на ней жениться?

Как это характеризует Печорина?

Можно ли утверждать, что Печорин все-таки способен на любовь? Докажите свою точку зрения, подтверждая текстом.

Особенно ярко это качество проявляется в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. (чтение отрывка)

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина его отношения с Вернером и Грушницким?

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить в этой повести?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Княжна Мери», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Обсуждение повести «Фаталист»

Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Словарная работа

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова. Печорина также волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Какие события, связанные с Печориным, происходят в этой повести?

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Печорина?

Каким предстает главный герой в этой повести?

Какие черты характера особенно ярко подчеркивает Лермонтов в своем герое?

Какие поступки героя подтверждают ваши предположения?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Фаталист», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

IV. Обобщающая беседа

  1. Работа с составленной таблицей

Проанализируйте свои наблюдения, сопоставьте с результатами, записанными в таблице, и сделайте вывод: каким предстает перед нами Григорий Печорин в «Журнале»?

2. Анализ художественного текста

Выразительное чтение отрывка («… зачем я жил? Для какой цели я родился? …»)

- Обратите внимание на то, когда и почему герой произносит эти слова, какую особенность характера героя они подчеркивают?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом и заключается его личная трагедия.)

V. Домашнее задание

1. Составить сообщение по темам:

Максим Максимыч и Печорин

Печорин и Грушницкий

Печорин и Вернер

Вулич и Печорин

Урок 4. Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе мужских образов произведения.

Задачи урока:

Ход урока

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признается.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»


I. Вступительное слово учителя

Сохранилось около пятнадцати прижизненных изображений М.Ю. Лермонтова, но ни одно из них в отдельности не дает возможность полностью представить личность поэта. «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта», - комментировал такое понимание личности Лермонтова исследователь его творчества И. Андроников.

Посмотрите внимательно на два портрета М.Ю. Лермонтова. Авторами этих работ являются художники К. Горбунов и П. Заболотский. Всмотритесь внимательно в каждый портрет. Говорят, что «глаза – это зеркало души человека».

1. Беседа с учащимися

О чем говорят глаза Лермонтова?

А как вы думаете, могут ли у такого человека быть друзья? Легко ли с ним общаться?

С таким человеком общаться не всегда легко. Не поэтому ли сам Лермонтов устами своего героя Печорина говорит: « Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого …». Именно о том, имела ли место дружба в жизни Печорина, мы и поговорим сегодня на уроке.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа в группах
  • 1 группа - Печорин и Максим Максимыч
  1. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой.
  2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

(перечитайте внимательно сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из главы «Максим Максимыч».)

  1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча?
  2. Сделайте выводы об отношениях, которые сложились между Печориным и Максимом Максимычем.
  • 2 группа – Печорин и Грушницкий
  1. Внимательно перечитайте запись, сделанную в журнале Печорина от 5 июня. Что стало основной причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину, и почему это отношение не замечали окружающие?
  2. Прокомментируйте поведение Григория Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать об их характерах: благородство и низость их поступков?
  3. Каков композиционный смысл образа Грушницкого в романе?
  • 3 группа – Печорин и Вернер
  1. Перечитайте отрывок разговора Печорина и Вернера в Дневнике от 13 мая. Что общего в интеллектуальном развитии и в отношении к жизни у обоих героев?
  2. Как дуэль Печорина с Грушницким повлияла на отношения между героями?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
  • 4 группа – Печорин и Вулич
  1. Какова роль образа Вулича в романе?
  2. Сравните поведение Печорина и Вулича в разных ситуациях и сделайте вывод: что объединяет героев?
  3. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой необычной авторской позиции?
  1. Обобщающая беседа
  1. Слово учителя

Мужские образы романа, которые появляются в ходе повествования рядом с Печориным, – это его двойники и антиподы. Но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу, что всегда было свойственно Печорину.

Проанализировав отношения, которые складываются у главного героя с мужскими образами романа, возникает вопрос: «Почему ни с кем из них у Печорина не сложились дружеские отношения?» Откуда мог сложиться у Печорина жизненный принцип «В дружбе один раб другого».

  1. Чтение и обсуждение отрывка из повести «Княжна Мери»

«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».

Что пытается объяснить Печорин своими словами?

В какой момент он произносит эти слова?

Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?

  1. Итоги урока
  2. Домашнее задание
  1. Подготовить материал к теме «Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина».

1-я группа. Печорин и Бэла

2-я группа. Печорин и девушка-ундина

3-я группа. Печорин и Мери

4-я группа. Печорин и Вера


Урок 5. Тема урока: Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов произведения.

Задачи урока:

  • обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя произведения М.Ю. Лермонтова и раскрыть ее главные черты характера;
  • привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.

Я ни разу не делался рабом любимой женщины.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»


Ход урока

  1. Актуализация знаний
  1. Беседа с учащимися

Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»

В чем заключается уникальность этого произведения? (это первый психологический роман в русской литературе)

Что является основным объектом изучения в психологическом романе?

Психологический роман – это разновидность романа, в котором главная цель – изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении объектом изучения является Печорин, потому что именно он представляет собой, как сказал сам автор, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

  1. Определение темы урока и постановка целей
  1. Слово учителя

Печорин – это сложный психологический образ. Автор раскрывает этот образ по-разному: одним из приемов раскрытия образа является анализ отношений героя к окружающим людям. На прошлом уроке мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким и пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Возможно не случайно в своем Дневнике он пишет: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти».

Лермонтов также проводит своего героя через испытание любовью, так как, по мнению самого писателя, это высшая человеческая ценность.

Что помогают понять в Печорине женские образы? Именно этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке.

«Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу», – так охарактеризовал эту особенность лермонтовского романа знаменитый литературный критик того времени В.Г. Белинский.

Действительно в этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это, прежде всего, Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это также и княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя.

Это и дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань».

И каждый из этих женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа в группах
  • 1 группа – Печорин и Бэла
  1. Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
  2. Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
  3. Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
  4. Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?
  • 2 группа – Печорин и ундина
  1. Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
  2. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
  3. Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?
  • 3 группа – Печорин и княжна Мери
  1. Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
  2. Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
  3. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина от 3, 12 июня.
  • 4 группа – Печорин и Вера
  1. Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
  2. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
  3. Чем жертвовала Вера ради Печорина?
  4. Можете ли вы сказать, что Вера любила Печорина?
  5. Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
  6. Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.
  7. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
  1. Обобщающая беседа
  1. Беседа с классом

Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера …

Почему столь трагично складываются отношения Печорина с людьми, которых он любил, с которыми был близок? Докажите свое мнение текстом произведения.

Как сам герой пытается объяснить такое положение?

  1. Слово учителя

Итак, все женские образы в романе играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.


V1. Итог урока

1. Слова учителя

Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать.

Кроме этого мы видим, что жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания».

VI1. Домашнее задание

  1. Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.

Программа по литературе для 5-11 классов / авт.-сост. В.Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2013. - 43 с.


Тема урока:

М.Ю.Лермонтов, знакомство с романом «Герой нашего времени»

Цель: актуализировать знания из прошлых лет обучения, а также познакомить детей с композицией романа «Герой нашего времени»

Ход урока.

Актуализация темы. (2-3мин)

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А.С.Пушкин - великий поэт-классик, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта .

Как его имя?

2. Введение в тему (Кроссворд) (5-7 мин)

Сегодняшний урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова

По вертикали:

Любимое место Лермонтова в пансионе (библиотека)

Местность, в котором поэт провел свои детские годы, и где он похоронен. (Пенза)

Как звали отца поэта? (Юрий)

Любимый город М.Ю.Лермонтова. (Москва)

Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года. («Бородино»)

Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве. (пансион)

Здесь находится имение бабушки по материнской линии. (Тарханы)

Бабушка возила его на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него. (Кавказ)

По горизонтали:

Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года. (Лермонтов)

По вертикали:

Любимое место Лермонтова в пансионе

Местность, в котором поэт провел свои детские годы, и где он похоронен.

Как звали отца поэта?

Любимый город М.Ю.Лермонтова.

Первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное по событиям Отечественной войны 1812 года.

Место, где М.Ю.Лермонтов жил и обучался в Москве.

Здесь находится имение бабушки по материнской линии.

Изображение М.Ю.Лермонтова, написанные многими художниками.

Бабушка возила его на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него.

По горизонтали:

Фамилия известного поэта, погибшего в дуэли 1841 года.

Самым последним произведением в творчестве поэта стал роман «Герой нашего времени».

3. Идейный замысел романа (речь учителя) (1 мин)

- Лермонтов задумал свой роман, как художественное исследование внутреннего мира человека, его души.

- «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», это первый

русский психологический роман.

Психологический роман - это эпический роман, в котором главным является внутренний мир героя, чувства в его душе, причины его поступков.

Тестовое задание

Что значит «герой»

1. человек сильный, смелый, с большими заслугами

2. главное действующее лицо произведения

3. человек, который является представителем какой-нибудь эпохи, времени.

4. Особенности композиции (2-3 мин)

Роман состоит из нескольких повестей. Но расположены они очень своеобразно. События произведения происходили вот так:

Но Лермонтов нарушает эту последовательность.

Роман Лермонтова разделен на эпизоды, которые даны не по порядку. Поэтому создается впечатление беспорядка в жизни.

«Бэла» - восточная повесть

«Максим Максимыч» - путевая повесть

«Тамань» - разбойничья повесть

«Княжна Мери» - светская повесть

«Фаталист» - философская повесть

Но эти эпизоды существуют не сами по себе. Они и есть роман, роман о герое времени Лермонтова.

5. Работа с текстом

Что же это за загадочный человек, герой времен Лермонтова?

Обратимся к предисловию

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?»

Каков этот портрет? (портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков)

Кто же главный герой, в котором раскрывается портрет целого поколения? (Печорин)

6. Итог

Что нового вы узнали?

Знать действующих героев этой повести

Составить план событий, описанный в повести.




Top