Герои произведений гоголя в наше время. Герои времени в русской литературе

июня 15 2011

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в Грибоедова «Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, церковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя высоких интересов, ценностей и идеалов.

Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не выходило. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение русской жизни. «Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность…» - писал Гоголь.

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но будем надеяться, что все же их стало меньше.

Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, нежлив, но все это приняло у него смешные и даже уродливые формы. Он не принес окружающим никакой реальной пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя.

Гоголь разоблачил явление маниловщины, характерное для значительной части дворянской России. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться ¦=- они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика - организовать своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна помещичьему и чиновничье-бюрократическому слоям России. Провинциальный помещик Манилов подражал «первому помещику России» - Николаю I и его окружению. Гоголь изобразил «маниловщину» верхов через ее отражение в провинциальной среде. «”Маниловщина” Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью», - писал академик Лихачев.

А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову! Именно поэтому, читая «Мертвые души», мы ощущаем, что этот герой нам знаком.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не претендует на высокий уровень культуры, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания связаны с хозяйством. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что и в нашей сегодняшней жизни подобные Коробочки встречаются. Только сейчас в людях, возможно, больше жестокосердия, стремления к накопительству.

Типичен для нашего времени и Ноздрева. Любит он пьяный разгул, буйное веселье, карточную игру - это его стихия. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью не только на словах. Это хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограниченны. Цель его жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности? !

Еще одним героем «Мертвых душ» является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. «Прореха на человечестве» - так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному нравственному уродству. В людях он видел только расхитителей своего имущества. Сам Плюшкин никогда не покидал поместья и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. Люди у него мрут как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение, но это движение распада, тления. Как же страшен этот ! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличье. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам «знакомым незнакомцем».

«”Мертвые души” потрясли всю Россию», - отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в новом произведении Гоголя, а вслед за ними и реакционная злобно осудили автора, обвиняя его в том, что он не любит Россию, что поэма - насмешка над русским обществом. Гоголь предвидел, как отнесутся к его труду представители правящих кругов, но считал своим долгом перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина в период его работы над поэмой.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя - новый тип в русской . Гоголь показывает, как возникло умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений.

Павел Иванович прилагает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философией многих современных «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай». Многие считают, если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик».

В произведениях Гоголя предстает галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени…Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», - писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения читают до сих пор. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день.

07.12.2015 00:00

Стоит только вглядеться в настоящее,
будущее вдруг выступит само собою.
Дурак тот, кто думает о будущем мимо настоящего.
Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями.

Тема нашей выставки говорит сама за себя. Актуален ли Гоголь сегодня? Конечно — да. Он не может быть не актуален, так как проблемы, поднимаемые в его произведениях, были характерны для русского общества на протяжении всей его истории. Конечно же это, во-первых, произвол чиновников, которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, как то выбивающиеся в люди. Все они знакомы современной России.

Гоголь, несомненно, актуален

Он тонко понял те проблемы, которые являются основными в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть... Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.

Перед Николаем Васильевичем должно благоговеть.... Время! Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искрометному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он не просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном. И порой кажется, что герой его произведения - это отголосок того времени, докатившейся до XXI века.

День сегодняшний вызывает горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире. Только острое чувство гражданственности, самосознания поможет переменить жизнь, как этого хотел Гоголь. А сегодня это необходимо как никогда.

Николай Васильевич Гоголь – литературный талант России 19 века. Первое произведение – стихотворение «Италия» – увидело свет в 1829 году. Писательством занимался практически до последних дней жизни.

Его творения очень самобытны, здесь мистика тесно переплетается с реальной действительностью. Визитной карточкой писателя стали зарисовки «натуральности» обычной жизни, отражение голой российской действительности без прикрас и сглаживания. Он впервые создал социальные типажи, наделяя своих героев общими чертами людей определенного социального слоя, удивительно точно обобщил все характерное для русских городов, создавая единый образ провинции и большого города. Каждый персонаж Гоголя – не некая известная личность, но собирательный образ, воплощающий в себе характеры и нравы целого поколения или социального пласта.

Лучшие работы

Без учета уничтоженного 2-го тома «Мертвых душ» всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  • «Вий»,
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
  • «Нос»,
  • «Шинель»,
  • «Записки сумасшедшего»,
  • «Выбранные места из переписки с друзьями».

Список далеко не полный, но данные сочинения способны максимально представить творчество автора.

Пожалуй, самое известное произведение писателя – пьеса-комедия «Ревизор» в 5-ти действиях. Работу над ней автор начал осенью 1835 года, и всего через полгода – в январе 1836 – закончил писать. Главный персонаж – мелкий питерский чиновник Хлестаков, которого все приняли за важного проверяющего. Пронырливый чиновничек быстро смекнул, что к чему, и стал вовсю пользоваться положением дел, принимая взятки, подарки и бесплатно угощаясь на светских обедах. Все лебезили перед ним, стараясь задобрить и угодить.

Когда он уезжает из города, всем случайно становится известно, что Хлестаков – пройдоха, и тут в городок приезжает настоящий ревизор. Немая сцена.

Пьеса не раз ставилась на подмостках театров, в том числе и европейских. И хотя первая постановка в Санкт-Петербурге не получила успеха, все последующие были очень тепло встречены публикой.

В дневниках Гоголя найдено упоминание о том, что идею «Ревизора» ему подал Пушкин, который был одним из первых слушателей пьесы и принял ее с большим восторгом.

Гениальное произведение. Глубокое по сути и полноценное по художественному оформлению. Одна из самых значимых работ автора, которая, согласно записям самого Гоголя, изначально задумывалась как трехтомник. Первый том увидел свет в 1842 году. Второй так и не был издан. По общепринятой версии, основанной на свидетельстве слуги писателя, «будучи в состоянии физической слабости и душевного расстройства», Николай Васильевич сжег уже готовую рукопись второго тома. После смерти Гоголя в его черновиках были найдены рукописные первые 5 глав. Сегодня они хранятся в личной коллекции американского бизнесмена русского происхождения Тимура Абдуллаева. О третьем томе известно только то, что задумывался он как описание исправившихся после «чистилища» героев поэмы.

Сюжет произведения также подсказал Пушкин. В результате родился литературный шедевр, повествующий о похождениях главного героя – коллежского советника Чичикова, который в городе N скупал у помещиков «мертвые души», то есть умерших крепостных. Зачем ему это понадобилось? Он планировал в дальнейшем заложить их в банке и на полученный кредит купить какое-нибудь имение для обустройства своего будущего. События развивались таким образом, что афера провалилась, и Чичиков попал в жандармерию, откуда его с трудом выручил миллионер Муразов. На этом первый том заканчивается.

Самые колоритные персонажи:

  • «сладкий до приторности» помещик Манилов, бесполезный для общества человек, пустой мечтатель;
  • Коробочка – известная всем своим корыстолюбием и мелочностью помещица;
  • Собакевич, все усилия которого направлены только на обустройство быта и укрепление материального благополучия;
  • Плюшкин – самый карикатурный персонаж. До чрезвычайности скуп, жалеет выкинуть даже оторвавшуюся от сапога подошву. Невероятно подозрителен, отказался не только от общества, но даже от родных детей, считая, что каждый желает его обобрать и пустить по миру.

Эти и многие другие герои отражают мир перевернутых ценностей, утраченных идеалов. Их души пусты, мертвы… Такой взгляд позволяет иносказательно интерпретировать название «Мертвые души».

Поэма выдержала множество театральных постановок, экранизаций. Была переведена на разные языки.

Эта повесть – очень серьезная работа. Освещает героизм украинского народа в борьбе с турками и татарами. Она масштабна по содержанию и охваченным ею событиям, образы ее героев эпичны, основой для их создания послужили былинные богатыри.

Главные сцены повести – бои запорожских казаков с чужеземными захватчиками. Они выписаны крупным планом, внимание уделено деталям. Ход боя, действия отдельных воинов, их внешний вид описаны подробно, яркими штрихами.

Каждый выдуманный персонаж в повести гиперболичен. Образы отражают не отдельные исторические личности, но целые социальные пласты того времени.

Для написания «Тараса Бульбы» Николай Васильевич изучил множество исторических источников, летописей, былин, народных песен и сказаний.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Этот двухтомник вышел в 1832 году. Каждый том содержит 4 повести, действие которых охватывает 17-19 века. Гоголь очень тонко окольцовывает прошлое и настоящее, сплетает быль и сказку, придавая своему произведению историческую и духовную слитность.

«Вечера…» получили очень высокие оценки литературных критиков – современников автора, а также таких метров, как Пушкин, Баратынский. Сборник завораживает читателя не только сказочностью сюжетов, но и высокой поэтичностью слога.

По сути, «Вечера…» – это фантастика, мастерски обработанный народный фольклор. На страницах произведения рядом с людьми поселились ведьмы, колдуны, русалки, лешии, черти и прочая нечистая сила.

Заключительный аккорд

Гоголь – писатель с большой буквы. Сложно однозначно выделить самое известное произведение этого автора. Сложно словами передать всю глубину, поэтичность и содержательность его работ. Только непосредственно ознакомившись с каждым произведением, можно не столько понять, сколько прочувствовать живой, богатый и самобытный талант Гоголя. Читатель обязательно получит большое удовольствие от прочтения его сочинений.

Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя были предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в комедии Грибоедова «Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, церковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя высоких интересов, ценностей и идеалов.

Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не выходило. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. «Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность...» - писал Гоголь.

Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наше время. Не перевелись до конца Чичиковы, маниловы, коробочки, ноздревы, Хлестаковы. Но будем надеяться, что все же их стало меньше.

Герои поэмы «Мертвые души», созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приня-

ло у него смешные и даже уродливые формы. Он не принес окружающим никакой реальной пользы. Ни великих, ни малых дел от Манилова и ему подобных ждать нельзя.

Гоголь разоблачил явление маниловщины, характерное для значительной части дворянской России. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться - они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика - организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. «Маниловщина», если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна помещичьему и чиновничье-бю-рократическому слоям России. Провинциальный помещик Манилов подражал «первому помещику России» - Николаю I и его окружению. Гоголь изобразил «маниловщину» верхов через ее отражение в провинциальной среде. «"Маниловщина" Николая I и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью», - писал академик Лихачев.

А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову! Именно поэтому, читая «Мертвые души», мы ощущаем, что этот герой нам знаком.

Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка не претендует на высокий уровень культуры, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания связаны с хозяйством. Чичиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это меткое определение вполне освещает психо-■логию помещицы. Согласитесь, что и в нашей сегодняшней жизни подобные Коробочки встречаются. Только сейчас в людях, возможно, больше жестокосердия, стремления к накопительству.

Типичен для нашего времени и образ Но-здрева. Любит он пьяный разгул, буйное ве-

селье, карточную игру - это его стихия. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью не только на словах. Это хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно-разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограниченны. Цель его жизни - это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?!

Еще одним героем «Мертвых душ» является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков, «Прореха на человечестве» - так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному нравственному уродству. В людях он видел только расхитителей своего имущества. Сам Плюшкин никогда не покидал поместья и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. Люди у него мрут как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение, но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличье. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам «знакомым незнакомцем».

«"Мертвые души" потрясли всю Россию», - отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в новом произведении Гоголя, а вслед за ними и реакционная критика злобно осудили автора, обвиняя его в том, что он не любит Россию, что поэма - насмешка над русским обществом. Гоголь предвидел, как отнесутся к его труду представители правящих кругов, но считал своим долгом

перед Россией и народом «показать, хотя с одного боку, всю Русь». Он писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эта мысль не покидала писателя-гражданина в период его работы над поэмой.

Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков. Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя - новый тип в русской литературе. Гоголь показывает, как возникло умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений.

Павел Иванович прилагает громадные усилия и проявляет неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. Чичиков больше других кажется нам «знакомым незнакомцем», ведь и сейчас жизненной философией многих современных «предпринимателей» стал лозунг: «Зацепил - поволок, сорвалось - не спрашивай». Многие считают, если «прямой дорогой не возьмешь», то «косой дорогой больше напрямик».

В произведениях Гоголя предстает галерея «знакомых незнакомцев». Вспомним Хлестакова из комедии «Ревизор». Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? «Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени...Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться», - писал сам Гоголь.

Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам «знакомыми незнакомцами». Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встреча-

емся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения читают до сих пор. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и по сей день.

ПОЧЕМУ ГЕРОИ Н.В. ГОГОЛЯ КАЖУТСЯ НАМ "ЗНАКОМЫМИ НЕЗНАКОМЦАМИ"?
Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин.
Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Он смеялся не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Мы знаем, что в произведениях Гоголя нет положительных героев. Писатель искренне стремился создать таких персонажей, но у него ничего не получилось. Для Гоголя самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. "Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность..," _ писал Гоголь.. Прошло много лет после смерти Гоголя, но имя этого замечательного писателя помнят и знают все. Почему? Да потому, что герои его произведений существуют и в наши времена. Не вывелись до конца Чичиковы, Маниловы, Коробочки, Ноздревы, Хлестаковы. Но все же их стало меньше.
Герои поэмы "Мертвые души", созданной под непосредственным влиянием Пушкина, поистине кажутся нам "знакомыми незнакомцами". Портретную галерею этого произведения открывает Манилов. Он по натуре обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы. Ни великих, ни малых дел от Мани-лова и ему подобных ждать нельзя. Гоголь разоблачил явление маниловщины, характеризующее чиновничество России. Слова "маниловщина" стало нарицательным. Манилов страшен Гоголю. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться _ они пьянствуют, разгильдяйничают. Долг помещика _ организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться. "Маниловщина" больше самого Манилова. "Маниловщина", если ее рассматривать не только как общечеловеческое явление, а как явление определенной эпохи и определенной среды, была в высшей степени свойственна высшему чиновничье-бюрократическому строю России. Провинциальный помещик Манилов подражал "первому помещику России" _ Николаю 1 и его окружению. Гоголь изобразил "маниловщину" верхов через ее отражение в провинциальной среде. "Маниловщина" Николая 1 и его окружения предстала перед читателем окарикатуренной не столько Гоголем, сколько самой провинциальной жизнью", _ писал Лихачев. А как часто в нашей жизни мы встречаем людей, подобных Манилову, именно поэтому, читая "Мертвые души", этот герой кажется нам "знакомым незнакомцем".
Следом за Маниловым Гоголь показывает Коробочку, одну из "тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым фантазиям, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Чичиков называет Коробочку "дубиноголовой". Это меткое определение вполне освещает психологию помещицы. Согласитесь, что в нашей жизни такие Коробочки очень распространены. Только в наше время эти люди превратились в жестокосердных и жадных, стремящихся к накопительству и жалеющих пожертвовать несколько грошей нищему. Типичен в наше время и образ Ноздрева. Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева- "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье _ самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев _ "человек-дрянь". Он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого "омедведила" система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни _ это материальное обогащение и вкусная еда. А сколько людей, живущих по такому же принципу, встречается в нашей действительности?
Другим героем "Мертвых душ" является Плюшкин, как бы венчающий галерею губернских помещиков. "Прореха на человечестве", _ так называет его Гоголь. Именно в этом человеке мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхитителей его имущества. Сам Плюшкин никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. В самом Плюшкине и в его доме чувствуется движение _ но это движение распада, тления. Как же страшен этот человек! И как страшно то, что в современной действительности есть такие люди, только, без сомнения, предстающие перед нами в несколько другом обличий. Таким образом, Плюшкин тоже кажется нам "знакомым незнакомцем".
"Мертвые души" потрясли всю Россию", _ отмечал Герцен. Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Гоголь знал, как отнесутся к его труду представители правящих сословий, но он считал своим долгом перед Россией и народом "показать, хотя с одного боку, всю Русь". Он писал: "Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". Эта мысль не покидала писателя-гражданина во время всей его работы над поэмой "Мертвые души".
Центральным героем поэмы является Павел Иванович Чичиков.
Прежде всего, Чичиков выделяется на общем фоне деятельностью, активностью. Это фигура предпринимателя _ новая в русской литературе. Гоголь показывает, как сложилось умение Чичикова приспосабливаться к любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Павел Иванович проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех, обещают заветную копейку. Чичиков быстро ориентируется в любой ситуации, везде очаровывает, у некоторых даже вызывает восхищение. На мой взгляд, Чичиков больше других кажется нам "знакомым незнакомцем", ведь и сейчас жизненной философией многих наших "предпринимателей" стал лозунг: "Зацепил _ поволок, сорвалось _ не спрашивай". Многие считают, если "прямой дорогой не возьмешь", то "косой дорогой больше напрямик". Да и вообще, творчество Гоголя представляется нам как галерея "знакомых незнакомцев". Вспомним Хлестакова из комедии "Ревизор". Разве мы не можем утверждать, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени? "Пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг, без боязни и страха, чтобы не указал ктонибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться", _ писал сам Гоголь.
Таким образом, все герои гоголевских произведений кажутся нам "знакомыми незнакомцами". Это происходит потому, что в нашей реальной жизни мы часто встречаемся с людьми, в которых замечаем пороки тех или иных гоголевских персонажей. Именно поэтому его произведения живы, их любят, по ним воспитывают. Сейчас в нашей стране происходят большие перемены, заново переосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-пророка современны и сейчас. Гоголь дорог нам, ведь он, как никто другой из его предшественников, изобразил нравственную сущность и моральные качества людей, которые, бесспорно, присущи нам всем и посей день.




Top