Герой с тысячью лицами. Текст песни павел пламенев - герой с тысячью лиц Джозеф кемпбелл герой с тысячей лиц

У разных народов существуют свои мифы, в которых затрагиваются важные жизненные вопросы, темы добра и зла. Мифологических героев великое множество, но есть ли между ними что-то общее? В первой половине 20 века Джозеф Кэмбелл провел исследование большого числа мифов, а затем написал объемный труд «Тысячеликий герой», в котором отразил все, что ему удалось выявить. Книга не сразу была воспринята, но впоследствии она оказала большое влияние на сюжеты фильмов, сейчас идеи Кэмпбелла учитываются при создании всех фильмов, где есть мифологическая составляющая.

Автор книги считает, что все мифы имеют общую структуру, а их героев можно объединить в один архетипичный образ. Это объясняет название книги, в котором одному герою словно присваивается множество лиц. Книга представляет собой необычное сочетание мифологии и психологии. Джозеф Кэмпбелл в своих исследованиях опирается на учения известных психологов, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг.

Первая часть книги посвящается главному герою мифов, рассказывает о его образе и пути. Автор считает, что в жизни каждого героя можно выделить три этапа, когда он осознает свою сущность, доказывает ее героическими поступками, а затем возвращается в мир обычных людей, однако на финальной стадии могут возникнуть сложности. Во второй части Кэмбелл через этот образ говорит не только о пути героя, но и о существовании всего в мире.

Книга позволяет сформировать общее представлении как о мифологии, так и об мире в целом, о восприятии людей и их отношении к образам героев. Вместе с тем она дает возможность взять какую-то ее часть и изучить более подробно, поскольку материал исследования очень обширен.

Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2008 году издательством ACT, Рефл-бук, Ваклер. Книга входит в серию "Мастера психологии (Питер)". На нашем сайте можно скачать книгу "Тысячеликий герой" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.63 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

По фантастическим книгам, фильмам и играм, хорошим и плохим, шествует один и тот же главный герой - «избранный». Откуда возник этот образ, какую функцию в мировой культуре он призван выполнять, может ли избранный потерпеть поражение или встать на сторону зла? Ответить на эти вопросы нам поможет книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой».

Наш герой

Кто такой избранный, знают все. Для многих это выцветший штамп, ныне беспощадно осмеянный. Конечно, грубая эксплуатация персонажа, который, выйдя из деревни, спасает мир, получает полцарства с принцессой и лично свергает главного злодея, заслуживает насмешки. Но лучшие воплощения избранного, будь то Нео из Матрицы, Фродо из «Властелина колец» или Люк Скайуокер из «Звёздных войн», становятся культовыми. Почему? «Классикам
можно»? Но ведь многие из этих классиков живут в настоящем.

Чтобы понять избранного, обратимся к исследованию Джозефа Кэмпбелла в области мифа и сказок - книге «Тысячеликий герой».

Джозеф Кэмпбелл

Американский исследователь мифологии и религии. Разработал теорию мономифа, выявляющую общие черты мифологически-религиозного и сказочного мирового наследия. Получил широкую известность благодаря изданной в 1949 году книге The Hero with a Thousand Faces («Герой с тысячей лиц», или «Тысячеликий герой»). Именно ей руководствовался Джордж Лукас при создании «Звёздных войн».

Пришедший из вечности

«Штамп» про избранного возник в энном тысячелетии до нашей эры, почти одновременно с появлением мифов как таковых. Даже Кэмпбелл не берётся рассуждать, откуда взялись мифы о становлении Героя. Но такие предания есть у всех народов и племён, в том числе у изолированных от всего мира островитян.

Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга, Кэмпбелл приходит к выводу, что истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека под влиянием образов общечеловеческой символики - архетипов.

Упрощённая (и забавная) модель «пути героя». Художник Эсбьорн Йорсатер (Викисклад)

Избранные обитают и в научной фантастике, но истинная их родина - даже не фэнтези, а легенды и сказки. Владимир Пропп, посвятивший жизнь изучению сказочного наследия, утверждал, что сказка - деградировавший миф. Мифы же, в свою очередь, - остатки древних религий, не доживших до наших дней. Когда-то их задачей было дать человеку инструкцию, приводящую к духовному развитию. Джордж Лукас говорил об этом так:

Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они - воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять.

Назидания, о которых идёт речь, не обязательно религиозные. Послания мифов и сказок часто направлены на помощь в преодолении кризиса, связанного с взрослением или моральным ростом. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. А урок на пальцах не объяснить - нужны примеры. Тут и приходит черёд нашего героя.

Джордж Лукас: самый известный поклонник Кэмпбелла. Он даже устроил любимому культурологу персональный показ «Звёздных войн»

Истинный избранный - тот, кому пришло время взрослеть и развиваться. Если перед нами сказка, он должен расстаться с детством и вступить во взрослую жизнь, полную трудностей (они же чудища и подвиги). Если миф или религиозный текст - подняться над обыденностью, вырасти духовно и морально. А если фэнтези… идейная нагрузка остаётся на совести автора. Как и миссия по-новому рассказать вечную историю своим современникам. По этому поводу всё тот же Лукас отметил:

Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована.

Кэмпбелл выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий вечного героя и обозначил смысл каждого из них. На примерах современных историй мы видим, что древний механизм работает и сегодня.

Этап 1: Исход

Герой не обязан быть крестьянином или подростком-интровертом, чем злоупотребляют писатели и сценаристы, ориентируясь на усреднённого представителя целевой аудитории. Чтобы вписаться в обозначенные Кэмпбеллом рамки, можно быть кем угодно - от одушевлённой плюшевой игрушки до великого короля или бога средней величины. «Уровень» значения не имеет, встать на путь избранного может и «прокачанный» персонаж. Всё равно по законам жанра ему придётся туго.

Первые звонки

Если в одиннадцать лет вам не прислали письмо из Хогвартса…

До ушей героя доносится «зов к странствиям». Это может быть вкрадчивый голос Морфеуса: «Проснись, Нео», или Гэндальф, явившийся на порог к Бильбо, или письмо из Хогвартса. Способы разные, но суть одна: нечто подталкивает героя к уходу с проторённых дорог жизни. Центр тяготения переносится из обыденности в область неизвестного.

Тяготение подразумевается именно духовное, ведь все последующие события и чудеса станут символическим отображением духовного пути героя. Во всяком случае, так было во времена, когда дракон, например, считался хранителем тайных знаний, а не просто огнедышащим динозавром на куче золота.

Пусть кто-нибудь другой

…подождите лет до пятидесяти, вдруг за вами лично явится Гэндальф

Будущий герой отмахивается от призыва. Это закономерно, ведь всё новое пугает и отталкивает. Странствия символизируют взросление или серьёзные перемены в жизни и мировоззрении. Непросто бывает даже встать с дивана, не то что сойти с проторённой дороги жизни. Да и кто поверит первому встречному старику, что он джедай, волшебник и маг, пришедший проводить тебя в волшебный мир, который надо спасти?

Судьба ломится в дверь

Несмотря на заминку, отверженный зов по закону мифа нарастает. Его усиление может быть выражено прямолинейно, «в лоб», - например, когда в каминную трубу семейства Дурслей врывается поток писем, сшибая дядю Вернона на радость Гарри, а гномы неистово колотят в дверь Бильбо. Или герою даётся откровение, он узнает что-то о себе или о мире и принимает-таки решение встать на путь странствий.

Герою также могут «помочь» в освобождении от обыденной жизни. Но не всегда это бывает приятно - вспомните сожжённый дом Люка в «Новой надежде».

Вызов принят!

Итак, герой принимает зов и собирается в путь.

Есть и вариант, когда он всё-таки отвергает приглашение к саморазвитию. В этом случае герой получает проклятие и становится пассивным антигероем. Участь таких незавидна, они прозябают в обыденности и зарывают свой потенциал в землю - если силы судьбы не уничтожают их сразу.

Но если всё по правилам, то герой получает благословение избравших его сил, обретает компаньона-учителя (старца, мага, проводника, наставника) и некий амулет для решения проблем (меч, кольцо, клубок Ариадны - в зависимости от предстоящего квеста).

Посторонним вход воспрещён

Однако это ещё не начало большого приключения. Просто так вырваться из повседневного мира никому не удавалось. Герой должен сразиться со стражем сокрытого мира, он же хранитель границ мира обыденного.

Очень иронично этот эпизод передал Нил Гейман в «Звёздной пыли», где Тристан подходит к калитке в волшебный мир, и дядька-сторож даёт ему пинка

Страж побуждает отказаться от затеи с приключением. Он может представать в разных ипостасях. Это может быть искушение женщиной-пустышкой, уводящей в сторону, или обещанный ужас, который окажется выдумкой. Злые силы могут обмануть героя, указав не то направление, или попробовать подкупить его, предложив за амулет огромные деньги. Да и пинки никто не отменял - Нео пришлось немало вытерпеть, прежде чем отключиться от Матрицы.

Так, преодолевая тяготение привычного мира (наслаждения) и отторжение мира нового (страдания), герой проявляет комбинацию отваги, упорства, ума и благородства. И происходит прорыв в скрытый мир приключений.

Обычно это сопровождается сменой декораций (полет на другую планету, выход за границы родных земель, погружение в пучину), а иногда и образным перерождением. Совершая переход, герой остаётся обнажённым, отказываясь от своего эго. Вспомните Нео, очнувшегося в капсуле, - голого, лысого и в слизи. Начинаются великие приключения!

Этап 2: Инициация

Инициация Нео в «Матрице» напоминает второе рождение

Это основная часть, где герой выполнит свою миссию или потерпит крах, а его победа или поражение станут назиданием для будущих поколений. Впереди череда приключений и таинственных событий. Это самый вариативный этап, он меняется в соответствии с идеей и миром произведения. Здесь могут быть сомнительные победы, тайные помощники, мистические наития героя.

Ближе к свету - чернее тень

Важный устойчивый мотив, живущий и в современных произведениях, - столкновение героя с собственной «тёмной стороной» или её олицетворением. Карл Юнг назвал этот архетип Тенью. Это внутреннее воплощение зла, вобравшее все постыдные, гадкие и отвратительные черты самого героя. Игнорирование и непонимание своей Тени, по мнению Юнга, ведёт к рассогласованию личности и возможным психозам.

Герою предстоит встретиться со своей Тенью лицом к лицу. Но прямолинейная победа над Тенью - это собственное поражение, даже когда Тень представлена отдельным персонажем. Ведь во внутреннем конфликте вы играете за обе стороны. Гражданскую войну не решить атомной бомбардировкой.

Герой должен осознать своё единство с Тенью и принять, что сам он не лишён тёмной стороны. Наглядный пример такого единства - видение Люка Скайуокера после уроков Йоды, когда в пещере он встречает Дарта Вейдера, сносит ему мечом голову и видит у того собственное лицо.

Видение Люка в пещере Йоды - пример единства героя с Тенью

Далее герой поглощает свою Тень либо даёт ей поглотить себя. Во втором случае он становится активным антагонистом, выбирает путь зла. Этот вариант хорошо показан Энакином Скайуокером, когда он становится Дартом Вейдером. Но если Тень поглощена, герой движется дальше - духовно более опытный, морально выросший.

Апофеоз

Мы подходим к кульминации сюжета и высшей точке испытаний героя. Здесь законы мифа предлагают две символические концепции на выбор (хотя возможно и сочетание). Духовный рост героя выражается в примирении с матерью-богиней или отцом-богом. По крайней мере, именно такие формулировки приводит Кэмпбелл, убеждённый фрейдист.

Примирение с матерью-богиней связано с Эдиповым комплексом. Вот только сексуальная интерпретация образа как раз и станет провалом героя. Так был наказан и превращён в оленя Актеон, который увидел в купающейся Артемиде лишь объект вожделения. Герой должен подняться выше полового влечения и эгоистичного понимания мира. Приходит время отбросить детские представления, согласно которым добром считается всё приятное и интересное, а злом - всё неприятное и тяжёлое, и постичь мировые законы.

Простейшая интерпретация образа матери-богини - природа. Это хорошо показано в фильме «Аватар», где морпех Джейк Салли перестаёт видеть в обожествлённой природе источник ресурсов и принимает новые правила жизни.

В «Аватаре» показано примирение героя с матерью-природой

В случае с отцом-богом герою предстоит стать достойным отцовской силы. Для этого придётся сначала добраться до отца, затем доказать, что ты не самозваный сын (возможно, это решит поединок или загадка). После следует примирение с отцом и обретение его могущества. Это может быть выражено не только в силе как таковой, но и в принятии наследия, опыта, знаний, открытии собственных заблокированных способностей. Могут быть переняты и божественные обязанности вроде вождения солнца по небу в отцовской колеснице - это уж какой родитель достался.

Яркий эпизод примирения с могущественным отцом мы снова наблюдаем в финале «Звёздных войн».

Награда

Великий квест выполнен, герой прошёл испытание и заслужил награду. Это что-то нужное и важное для него лично: полцарства с принцессой, отплытие Фродо в Валинор, новое тело для Салли или суперспособности Нео.

Главное, теперь герой уже не тот, что прежде. Он знает сокрытое, умеет сверхъестественное и обладает волшебным. Как правило, это отражает его духовное преображение и обретённые им знания. Но это ещё не конец - впереди дорога назад.

Этап 3: Возвращение

К сожалению, в экранизацию «Властелина колец» не вошла глава «Разорение Шира». А ведь это целый этап пути героя!

Возвращение вовсе не означает деградацию обратно до обывателя. Вернуться туда, откуда пришёл - значит принести добытые знания людям. В сказках и мифах принесённый предмет часто становится спасением для родины героя - деревни, нации, государства или целого мира.

Иногда сюжет мифа строится на краже искомого артефакта. На уровне символа всё остаётся по-прежнему: противостояние ради добычи вожделенного предмета. В таком случае возвращение превращается в «волшебное бегство», когда обворованные злые силы преследуют героя-грабителя. Иногда герою помогают силы, его направившие - например, орлы уносят Фродо из Мордора. Если же предмет был получен в награду, то силы сами волшебным образом помогают герою вернуться в границы обыденной жизни.

Но иногда герой решает не возвращаться и остаётся в скрытом мире. В духовном плане это означает отшельничество. Обретя знания, герой понимает, что не сможет передать их своему народу. Этот мотив часто повторяется в дальневосточных мифах. При этом герой не становится злодеем - это всё же победа, хоть и не полная. Единственная надежда для мира - что герой когда-нибудь станет наставником нового избранного…

В этом смысле Люк в новой трилогии в точности следует Кэмпбеллу

Если же герой находит силы не только овладеть знанием, но и донести его до людей, он одним махом решает старые бытовые проблемы - долги по кредиту, хулиганы, старая любовь. Принесённые блага приводят его народ к благоденствию. На этом он завершает вояж «туда и обратно», пройдя образные стадии рождения, именования, взросления и умирания. В бесконечную книгу подвигов вписана новая глава.

Этапы странствий героя могут искажаться, сокращаться, обрастать подробностями. А некоторые мифы и сказки из-за краткости могут охватывать лишь несколько эпизодов из приведённой схемы. Но суть остаётся одна. Всегда есть избранный, который решается выйти за рамки обыденной жизни и пойти тяжким путём совершенствования. Он ступает на путь, и высшие силы помогают ему. Он сражается с драконами, тёмными властелинами и самим собой. Он достигает цели, обретает счастье и делится им с людьми.

Только «избранный» - неподходящее название для нашего героя. Ведь избирает он себя сам. А зов к странствиям мы слышим каждый раз, когда читаем или смотрим хорошее фэнтези.


Однажды мир умрёт и погрузится во тьму.
Сожмётся время в точку, ставя точку всему.
Бессмертный дух узнает, что такое "не быть".
Я это знаю - пора уходить!

Моя реальность стала тут меня угнетать.
Мне нужен мир в котором можно что-то менять,
Где каждый шаг мой, жест изменят вектор времён,
Один герой, но так много имён.


Кем родиться - я не выбирал.
Чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл.

Я делал то, что знал и то, что делать умел.
Я видел то, что есть и то, что видеть хотел.
И в прошлом я никто, теперь для многих кумир:
Своей игрою я рушил ваш мир.

Я разрывал реальность светом сотен зарниц.
В своих мирах я был героем с тысячью лиц.
Я стал легендой, мифом, приходящим во снах.
Я буду вечно жить в этих мирах.
Я не знал, как жить и думать не играя.
Кем родиться - я не выбирал.
Но, чтобы быть Им - тем, кого я уважаю -
Я играл. One day the world will die and sink into the darkness .
Time shrinks to a point , putting the whole point .
Immortal spirit finds that such & not to be & quot ;.
I know - it"s time to leave!

My reality began to oppress me here .
I want a world in which you can change something ,
Where each step my gesture to change the vector times,
One hero , but so many names.



That they should be - those whom I respect -
I played.

I did what I knew and what could do .
I have seen that there are some things that would like to see .
And in the past I have one now for many idol:
Its a trick I pulled down your world.

I tore the reality of hundreds of lightning light .
In their worlds I was the hero with a thousand faces.
I became a legend , a myth, coming in dreams .
I will forever live in these worlds .
I do not know how to live and think without playing .
Someone born - I did not choose .
But that they should be - those whom I respect -
I played.

Книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» стала одной из самых известных психологических книг современности. О чем же может рассказать данное произведение? Что же, попробуем в этом разобраться.

Основные моменты

Если рассматривать содержание «Тысячеликого героя» (Джозеф Кэмпбелл), то сказать можно следующее: книга рассказывает читателю о тех героях, которые стали персонажами различных сказок, фильмов и рассказов в стиле фантастики. Автор называет этих героев избранными. На самом деле в каждом художественном произведении существует тот самый главный герой, который ищет приключений. Джозеф Кэмпбелл в «Тысячеликом герое» выделяет всего три этапа, пройдя через которые персонаж меняет свою жизнь кардинальным способом.

Первый этап

В книге «Тысячеликий герой» Джозеф Кэмпбелл называет этот этап «Исходом». Начинается он именно тогда, когда главного героя приключения прямо-таки зовут. Отличным примером для этой части этапа можно привести появление старого Гендальфа в повести «Хоббиты». Именно старый маг является своеобразным приглашением в волшебный мир, где главного героя ждут новые приключения. Или же можно посмотреть на Гарри Поттера, которого навстречу новой жизни зовут письма, засыпающие дом семейства Дурслей. В этот раз главного героя тянет в неизвестность.

Следующий шаг

Следующий шаг героя тоже вполне предугадывается: как правило, он просто отмахивается от призыва попробовать что-то новое из-за своего страха перед неизвестностью. Это вполне нормально, такие чувства испытывает абсолютно каждый, кому приходится сталкиваться с чем-то неведомым, необычным. Кроме того, магические приглашения всегда вызывают сомнения у персонажа, ведь невозможно сразу поверить старику, которого видишь впервые, что он - великий маг, который готов проводить тебя в мир необыкновенных странствий.

Отсутствие выбора

Несмотря на то что главный герой отчаянно сопротивляется переменам, приключения все равно его зовут. Они приходят к персонажу в виде различных знаков: куча невоспитанных гномов, которые готовы выломать дверь; сумасшедшие потоки писем, льющиеся из всех щелей в доме. В итоге, для того чтобы, в конце концов, обрести покой, главному герою приходится смириться и отправиться навстречу новым и незабываемым приключениям.

Второй этап

Продолжаем описание. В «Тысячеликом герое» Джозеф Кэмпбелл рассматривает и второй этап, который получил название «Инициация».

Этот этап содержит в себе основную часть всего произведения. Здесь главный герой либо потерпит поражение, либо вступит в сильнейшее противостояние с врагом и выйдет из него победителем. Любой исход этой борьбы станет либо легендой, либо показателем морали для будущих поколений.

Особенностью этого этапа является то, что здесь развитие сюжета целиком и полностью зависит от желания автора книги. В данном случае ведущая роль отдана именно фантазии автора, который сам распоряжается судьбой главного героя. Именно на этом этапе центральный персонаж встречает новых друзей, врагов и просто знакомых, которые будут его сопровождать какое-то определенное время. Очень вероятно, что центральный персонаж попадет под их влияние, что приведет его к новым открытиям или же неприятностям.

На этом же этапе главный герой часто встречается с оборотной стороной своей души - так называемой тенью. Он видит темную сторону своей души, заглядывает в нее, как в зеркало, отчего приходит в полнейший ужас. Справится ли герой со своими недостатками и страхами - известно только автору произведения.

На этом же этапе главный герой доходит до кульминации своего приключения. Именно в этот момент решается, останется ли центральный персонаж на той стороне или все же перейдет на другую. Часто персонажи не могут справиться со своей тенью, которая уводит их на сторону зла. Те же, кто не желает становиться злодеем, должны отказаться от своих эгоистичных целей и действовать во имя всего мира.

Часто перед героем стоит и сексуальный соблазн, однако автору удается направить своего персонажа в нужное русло, заставив его на время отказаться от своих фантазий о наслаждениях, которые могут привести к плачевному концу.

Третий этап

Продолжаем краткое содержание. «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла завершается этапом под названием «Возвращение». На этом этапе главный герой наконец возвращается домой. Но вернуться прежним жителем той местности ему уже вряд ли удастся. Кроме того, если центральный персонаж возвращается в родные края, то возвращается он для того, чтобы поведать своему народу о том ужасе, который может встретиться каждому, с которым он собственноручно боролся, спасая народ от гибели. То есть главный герой возвращается домой уже гораздо более мудрым, серьезным, взрослым.

Иногда случается так, что центральный персонаж решает остаться в этом вымышленном мире, чтобы когда-нибудь встретить следующего искателя приключений и помочь ему с его испытаниями. В таком случае, персонаж меняет роль главного героя на роль учителя, мудреца, способного быть путеводителем по волшебным и мистическим мирам.

На этом же этапе главный герой получает награду за свои заслуги. Часто эта награда выражается в том, чего очень не хватало герою. Или же, что часто случается в мифах или легендах, главный персонаж получает в качестве награды тот артефакт, ради которого и было пройдено столько испытаний.

Не так давно (и исключительно благодаря Нарраторике (жж , твиттер , группа ВК)) я наткнулся на простое в своей сути утверждение: «Каждая хорошая история написана по одному алгоритму». Как если бы в ноосфере Земли время от времени запускался процедурный генератор, выдающий шедевры. , ни я, ни мои коллеги не смогли пройти мимо такого подарка судьбы. Поэтому вполне закономерно, что в рамках очередного мы приступили к изучению работы Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами» . Ниже вы найдете краткий конспект прочитанного, перемежающийся личными выводами моих коллег.

Очень краткое содержание книги

Как и многие другие исследователи мифов, легенд, сказок, притч и других литературных творений разных времен и народов, Дж. Кэмпбелл заметил, что в их структуре наблюдается некая общность. И если отрешиться от проявлений специфических литературных форм и национального колорита, то можно наблюдать, что в общем виде все легенды и мифы имеют три схожих по сути структурных элемента — или три ступени развития. А именно:

  1. Уединение (или отчуждение) — когда герой решается отринуть свою повседневность и, оставив привычную обстановку (не важно, родной ли это дом, город, страна или вообще земная твердь), отправляется в ранее неизвестную ему область, где царят другие законы, где привычное становится странным, а жизнь обретает новые смыслы.Так, например, легендарный Прометей восходит на небеса, а Эней, напротив, спускается в преисподнюю.
  2. Инициация — когда герой вовлекается в самую яркую и напряженную часть своего приключения: путешествует по неизведанному миру, решает встающие перед ним задачи, преодолевает серьезные и не слишком препятствия, встречается, борется и побеждает самых невероятных и сильных противников и наконец добивается своей цели — получает то, за чем он отправился в это фантастическое странствие.Так, например, Ясон, хитростью одолев дракона, получает Золотое Руно.
  3. Возвращение — когда герой с победой (получив то, за чем шел или получив нечто иное, но не менее важное) возвращается в свою привычную обстановку, чтобы делиться с окружающими приобретенным благом.

Указанные три ступени, по мнению Дж. Кэмпбелла, являются не чем иным, как проекцией на мифы тех психологических процессов, которые происходят с каждым из нас в ходе роста и развития нашего сознания. В частности, трехактная структура легенд показывает нам типичные фазы, характерные для переходных состояний во время кризисов психологического взросления и самоосознания.

Такой кризис, например, может возникнуть при попытке юноши освободиться от естественной подсознательной сексуальной привязанности к матери. В таком случае начало его пути — решение об отчуждении от матери — будет знаменовать фазу уединения, следующая за этим собственная борьба со страхами, ожидаемыми и реальными последствиями — эта фаза инициации. Завершением же пути будет обретение независимости и возвращение к спокойным и ровным отношениям с близкими, от которых выиграют все, и, в первую очередь, — герой-юноша.

Согласно К. Юнгу, на теоретические изыскания которого опирается автор, существует некое коллективное бессознательное — архетипы, довлеющие над каждым из нас, независимо от нашего желания. Именно поэтому, по мнению Кэмпбелла, независимо от народности, периода истории и религиозного направления, все мифы как проекции этого бессознательного, обладают описанной выше выраженной общей структурой, названной им “мономифом” (этот термин Кэмпбелл заимствовал у Джойса).

Итак, Путь Героя непременно проходит по трехактной схеме, каждая из ступеней развития которой может содержать некие общие, хотя и по-разному выраженные элементы.

Чтение книги породило во мне мощный импульс развернуть память к множеству подзабытых, приятных и сильных вещей вроде профессиональной художественной литературы, в которой сюжет - это всего только один аспект из десятков. Я действительно уже давно об этом не размышлял. И хотя у Кэмпбелла в работе “Герой с тысячью лицами” литературоведческого анализа мифов (который мне гораздо ближе и понятней психоанализа) намного меньше, чем изящного, литературно-витиеватого, прямо скажем - труднодоступного - изложения фактов и предположений, я не мог не почувствовать интеллектуальную силу и значимость этой работы, которая легко может столкнуть с места глыбы и обратить людей к подвигам, о которых они когда-то мечтали. Никита Прохоров

Элементы ступени уединения

Это первая ступень развития сюжета мифа. Она является предшественницей собственно приключения, которое герой переживет на следующей ступени. На этом этапе происходит все то, что так или иначе способствует наступлению следующего.

Когда мы говорим о типичном пути героя мифов, то подразумеваем, что следующий этап наступит обязательно, однако если подразумевать кризисы становления личности, то естественно, что не всегда даже самые сильные предпосылки способны привести к преодолению кризиса или даже к желанию его преодолеть. В таком случае следующий этап просто не наступает: юноша не преодолевает зависимость от матери, Илья Муромец не встает со своей печи — героя не получается.

Какие же предпосылки, принуждающие будущего героя пройти свой путь, чтобы заслужить право носить это гордое звание, различает Кэмпбелл в своем труде.

1. Зов

Началом приключения является зов к нему. Обычно он исходит от предвестника. Образ этого глашатая будущих свершений может быть весьма специфическим — это может быть человек, животное (лягушка, например), неведомый глас свыше или что-то еще, что подает будущему герою некий знак.

Знаки, которые подает предвестник, тот зов и те просьбы, с которыми он обращается к герою, могут быть не менее специфичны, чем сами предвестники, и поэтому герой не всегда будет способен сразу принять или распознать важность зова. Дело в том, что то, к чему призывает предвестник, не всегда похоже на героическое свершение в типичном его понимании (например, призыв жениться на лягушке).

Предвестники могут звать к жизни, или, в более поздний момент жизненного пути, к смерти, к религиозному смирению, к битвам… Тем не менее, если смотреть на это с точки зрения психологии и принимать путь героя как преодоление себя, расширение своего сознания и раскрытие своей самости, то жениться на лягушке и убить дракона — суть одно и то же: преодоление своих внутренних подсознательных страхов.

Зов может быть принят или не принят героем. Во втором случае героическое приключение не только не состоится, а превратится в его противоположность. Жизнь несостоявшегося героя становится “…бессмысленной — даже несмотря на то, что, подобно Царю Миносу, благодаря титаническим усилиям, он может преуспеть в создании прославленной империи. Какой бы дом он ни построил, это будет дом смерти: лабиринт с исполинскими стенами, предназначенный для того, чтобы скрыть от него его Минотавра.”

С точки зрения психологии это значит, что человек, который не позволил себе вступить в борьбу со своими страхами и не преодолел внутренний кризис, несмотря на любое внешнее благополучие, не сможет быть счастлив и в конечном счете потерпит поражение от самой жизни, став жертвой этого своего перманентного подсознательного кризиса.

Книга Кэмпбелла вызывает противоречивые чувства. С одной стороны это довольно качественный разбор большого количества мифов с выделением общей для них структуры, которую можно считать “золотым сечением” для любых произведений в жанре “героический эпос”. А с другой — притянутый за уши психологический анализ по Фрейду, который даже в психологии не является однозначным авторитетом. Книга является однозначно полезной в сценарном деле, однако, учение Фрейда, по моему мнению, в анализе является лишним, раздражающим фактором. С тем же успехом можно было бы “доказывать” общий для мифов сценарий с точки зрения литературы, археологии, математики и физики — результат был бы таким же, а деление на фазы не изменится. Андрей Муренко

2. Защитник

Если герой не отверг зов, то теперь самое время ему встретиться со своим защитником. Чаще всего это будут древняя старуха или старик, хотя нередко фигуры покровителей в мифах и сказках предстают перед нами в не менее причудливых образах, чем образы зовущих. Покровителями героя могут быть великие боги и богини, животные, родители, мудрые наставники и духи… К слову сказать, защитниками могут выступать и те же, кто на предыдущем этапе взывал к нам, предлагая пуститься в героическое приключение.

Покровители, как правило, занимаются снабжением героя амулетами, волшебными дудочками, магическими инструментами или, на худой конец, ценными советами, которыми герой сможет воспользоваться при преодолении препятствий на следующей ступени.

Иногда защитники не ограничиваются магическими подарками, а и сами сопровождают героя в его путешествии, лично помогая ему при необходимости.

Таким образом, в личном или опосредованном сопровождении своими защитниками герой продвигается дальше по своему героическому пути и доходит до некого “порога”, преодоление которого сулит ему переход на следующую ступень.

Огромное количество воды и красивых литературных оборотов. В ходе чтения можно легко потерять нить повествования и смысл, который пытался вложить автор. Полезную информацию приходится выискивать и вычленять в бесконечных примерах из психологии и самоанализа. Сам прием о “жизни” героя действительно может быть полезен при написании сюжета, а если рассмотреть современный кинематограф и книги через призму этого приема — то выходит, что им уже давно пользуются.Вячеслав Золотовский

3. Преодоление порога или чрево кита

Порог в психологии — эта некая грань, переступив которую ты уже не сможешь вернуться назад в свой обыденный и привычный мирок прежним, независимо от того, победишь ты в своем героическом приключении или проиграешь его. Преодоление этой психологической границы всегда означает выход за некую линию комфорта и потому порой требует высокой решимости.

В мифах порог между старым и новым обычно представлен материально: закрытыми вратами, темной пещерой, развернутой пастью… Ассоциативно порог этот часто вызывает чувство опасности — никогда неизвестно, что же ждет героя за границами его сознания. “Всегда и повсюду приключение — это переход за завесу, отделяющую известное от неизвестного; силы, которые стоят на границе, опасны; иметь с ними дело — рискованно; однако перед всяким, кто обладает уверенностью и отвагой, эта опасность отступает”.

Ворота в новый мир нередко охраняются неведомыми существами, они определяют существующий горизонт жизни героя и именно с этими существами герою придется сразиться, чтобы открыть для себя новые — иные горизонты. Сражения могут носить разный характер: иногда победить привратника нужно хитростью, иногда — силой, добротой или храбростью. Если герой с честью преодолеет это испытание, он окажется там, где и будет совершать все свои героические деяния.

Часто легендарным символом порога или границы между мирами является чрево кита или какого-то иного мифического существа. Герой бывает проглочен этим существом, что символизирует крайнюю степень выраженности неизвестности, которая ожидает героя — такая неизвестность граничит с неизвестностью самой смерти, что подчеркивает важность этого этапа на пути героя и символизирует окончательный разрыв с прошлым героя.

Порог — эта еще одна точка, не выйдя за которую герой не совершит своих героических поступков, а человек не выйдет за рамки своего нынешнего состояния. “Обычный человек более чем удовлетворен тем, что остается в пределах указанных границ, он даже гордится этим, и общественное мнение дает ему все основания опасаться малейшего шага в неизвестное”. Но также как ребенок, ни разу не сделавший самостоятельного шага, никогда не научится самостоятельно ходить, также как член племени, не оторвавшийся от него и не ушедший в дальнее путешествие, не сможет открыть для соплеменников новые земли, так и герой не сможет совершить свои героические поступки, если не выйдет за пределы знакомых образов и состояний.

Книга учит привлекать читателя/зрителя/игрока. Учит писать сюжет таким образом, чтобы каждый человек нашел для себя что-то близкое в герое, который проходит определенные этапы жизни, не чуждые любому из нас.

Мифы — не выдумка, они в любом случае основаны на каких-то событиях, судьбах представителей определенного народа. А судьбы людей, живших тысячу и более лет назад на каком бы то ни было континенте, мало чем отличаются от перипетий судьбы современного человека. И герой, переживающий то или иное событие из набора, перечисленного автором, вызовет симпатию, сочувствие, понимание со стороны игрока (в нашем случае).

Хотелось бы сказать о стиле автора: он, на мой взгляд, несколько сложноват для восприятия — множество ссылок и отсылок, длинных цитат. Тем не менее, некоторые главы книги прочитаны с неподдельным интересом, несмотря на сложность языка изложения. В частности, глава “Миф и сновидение”. На мой взгляд, автор не случайно начал именно с этой главы — она заинтересовала, “зацепила” меня, читателя, именно тем, что большинство людей видит сновидения. Они волнуют нас, мы ищем в них глубинный смысл, пытаемся разгадать. Эта глава как раз и играет на этом . Татьяна Шкуро

Элементы ступени инициации (приключения)

Эта часть пути героя (любимая для большинства читателей) наполнена самыми яркими и значимыми событиями — именно здесь он совершает свои героические поступки: побеждает драконов, сражается с полчищами врагов, выполняет самые немыслимые поручения и вступает в спор с самими богами. И хотя нам как читателям нравится наблюдать за путешествием героя, мы понимаем, что интерес вызван именно тем, что сейчас герою грозит реальная опасность: каждое приключение бросает его на грань жизни и смерти — силы, которые отправлены ему в противовес, могут раздавить его, как букашку. Преодолеть их сопротивление — поступок, действительно достойный героя. На этом этапе герой может неоднократно низвергаться в пучину несчастий — терять любимых, друзей, но, скрепя сердце, двигаться вперед по своему пути.

С точки зрения психологии, именно в этой части преодоления кризиса роста мы встречаемся с самыми серьезными потаенными страхами из своего подсознания. Сделав шаг за границы своего комфорта, мы разбередили осиное гнездо — и не где-то, а в своей душе. Опасность не выдержать, не пройти свой путь до конца действительно велика.

Таким образом, главной составляющей этого этапа мономифа являются испытания.

В преодолении испытаний герою помогают те самые волшебные предметы или советы, данные покровителями, либо же герой оказывается под защитой самих покровителей.

Испытания могут быть очень разными, их может быть очень много — или совсем мало, они могут быть сложнее в преодолении — или проще, они могут отличаться или не отличаться разнообразием… Но, так или иначе, в каждом из этих испытаний, по мнению Кэмпбелла, воплощен какой-либо подсознательный страх.

То, насколько успешно и какими способами герой преодолевает испытания, показывает его сильные и, наоборот, слабые стороны.

В своем труде Кэмпбелл исследовал просто огромное количество материалов. Ему удалось выявить общие черты в мифах различных народов, развивавшихся в разных уголках мира и никогда не общавшихся друг с другом, объяснить почему людей так волнуют подобные вещи. Это действительно полезная информация, которую можно успешно применять в написании игровых сюжетов, однако большая часть книжного пространства — просто примеры, доказывающие мысли автора, из-за чего книга читается довольно тяжело. Александр Мальков

Среди видов испытаний, которые описывает Дж.Кэмпбелл в своем труде, можно выделить следующее:

  • женщина-искусительница (эти испытания, апеллирующие тайным желаниям, которые по тем или иным причинам не были реализованы ранее; как правило, это низменные страсти, которые мешают преодолению препятствий; в подавляющем большинстве случаев такие желания связаны с сексом и женщинами и поэтому в мифах также представлены женскими образами);
  • отец-соперник (испытания, как правило, связаны преодолением эдипова комплекса — успешное преодоление символизирует моральное и психологическое взросление, повышение собственной самооценки и установление ровных и независимых отношений между отцом и сыном);
  • богиня (как правило, завершает череду испытаний проверкой на то, способен ли герой заслужить самое великое благо — любовь; священный союз с женщиной является символом самой жизни и продолжения рода: “…триумф может быть представлен как брачный союз с матерью — богиней мира (священный брак) воплощение жизни”);

Хотя, как указывает Дж. Кэмпбелл, трактовки испытаний на самом деле могут быть самыми разными. Главное, что следует себе уяснить — каждое испытание связано с тем или иным страхом или слабостью героя, которые могут быть воплощены в самых разных персоналиях.

Последним этапом ступени инициации является получение желаемого — это могут быть уже перечисленные выше блага, связанные с воссоединением с отцом или заключением священного брака, это может быть получение магического предмета или символа, за которым герой и отправился за “порог”, это может быть религиозное просветление или апофеоз, связанный с признанием героя божественной сущностью.

Так или иначе в конце испытаний героя, преодолевшего все препятствия, ждет заслуженное вознаграждение.

Всю суть книги можно уместить на паре страниц, если вычленить из нее прослеживающуюся в ней методику (приключение героя по степам). Эта методика применима и в гейм дизайне, ее можно использовать для написания сюжетов в стиле “эпическое приключение” или использовать определенные степы в других сценариях (хотя эта методика и так давно уже используется).Денис Гурбик

Элементы ступени возвращения

Дж. Кэмпбелл отмечает, что даже несмотря на триумфальное преодоление испытаний, их конец вовсе не означает конца пути героя. И это может быть связано с самыми разными факторами.

Первое, что заставляет героя продолжить его путь — необходимость возвратиться и принести то благо, за которым он шел, тем, кто в нем нуждался.

И хотя это может восприниматься как нечто вторичное, но на самом деле этот момент очень важен как с точки зрения мифа (герой должен вновь преодолеть порог, но уже в обратном порядке, что нередко сопряжено с особыми сложностями, сопротивлением богов и стихий и т.д.), так и сточки зрения завершающего этапа психологического кризиса (человек должен прекратить ломать копья и войти в привычное русло жизни, но с уже новым — расширенным и измененным сознанием и соответствующим ему пониманием мира и поведением).

Возвращение героя может протекать очень по-разному. “Если герой в своей победе добился благословения богини или бога, а затем был явно уполномочен вернуться в мир с какой-нибудь панацеей для спасения общества, то на конечной стадии приключения его поддерживают все силы его сверхъестественного покровителя. И напротив, если трофей был добыт против воли стражей сокровища, либо желанию героя вернуться в мир противятся боги или демоны, тогда последняя стадия мифологического круга превращается в живую, часто не лишенную комизма погоню. Этот побег обрастает подробностями — всяческими чудесами магических препятствий и уловок…”

“… спасают ли его извне, гоним ли он изнутри или медленно продвигается вперед, направляемый богами, ему предстоит еще вновь войти вместе со своим обретением в давно забытую среду, где люди, будучи частицами, считают себя целым. Ему еще предстоит предстать перед обществом со своим разрушительным для эго и спасительным для жизни эликсиром и принять ответный удар вполне резонных вопросов, непримиримого негодования и неспособности добрых людей понять его…”

Таким образом, главные трудности героя, связанные с возвращением, могут заключаться в следующем:

  • соблазн остаться “за порогом”, если волшебный мир сулит большие блага, чем возвращение назад в прошлую реальность;
  • преследование враждебными силами волшебного мира, которые не желают выпускать полученное героем благо за “порог”;
  • герой не в силах преодолеть порог назад без помощи покровителей, которые на последних этапах испытания покинули его;
  • в повседневности, которая диктует свои законы, герою сложно сохранить или использовать по назначению благо, полученное в испытаниях.

Начну с боли! Книга “Тысячеликий Герой” Джозефа Кэмпбелла оказалась достаточно трудной в освоении. Текст написан сложным языком, наполненным огромным количеством непростых терминов и разных понятий, знать которые можно лишь имея специальное образование — философия, филология, психология, или при ранее самостоятельно освоенном багаже знаний из данных сфер. Поэтому неподготовленный к сложным академическим текстам читатель может просто не продраться через обилие всех этих сложных терминов и формулировок, плюс, еще и завернутых в непростые логические конструкции. Либо же надолго завязнуть в тексте, постоянно обращаясь за пояснениями к разного рода энциклопедиям (как читал книгу я).

Теперь по сути содержания. Данный труд хорош, в первую очередь, тем, что в нем заключен результат проделанной гигантской работы по сбору, прочтению, осмыслению и анализу огромного числа фактического материала, а именно — мифов, сказок и легенд разных стран и народов. Но главное — на основе всего этого материала и с применением психоанализа были выявлены первичные поведенческие модели человека, его бессознательные желания и заложенные природой реакции, которые и лежат в основе действий героев во всех этих мифов. То есть, проведя анализ множества разных источников, автор смог вычленить некую универсальную метафизическую структуру поведения человека на своем жизненном пути в различных обстоятельствах, сформированную на основе архитипного поведения человека и характерное для всех представителей нашего вида. Поэтому данная структура геройского мифа просматривается у многих народов, независимо друг от друга.

Кроме того, книга до краев заполнена пересказом этих увлекательных мифов от разных народов из разных частей нашего света, которые читаются с большим интересом. При этом, все сопровождается анализом, и позволяет увидеть и понять, почему в конкретном мифе или ситуации герой действует именно так, как действует, какой за этим стоит символизм, и как это отражено в психологии человека.

Единственное, что приходится верить автору на слово, ибо трудов, на которые он ссылается, я лично не читал, а проверить то или иное утверждение, основанное на прочтении десятков и сотен мифов не представляется возможным (для этого потребовалось бы самому все эти мифы и книги перечитать). Хотя, если посмотреть почти на любой современный фильм или книгу (в “героическом” жанре), то герой там, так или иначе, но идет по описанному Кэмбеллом пути, что только подтверждает сделанные автором выводы.

Что касается полезности труда в контексте геймдизайна, то конспект на основе данной книги, с кратко выписанной структурой пути героя и его мотиваций на этом пути, вполне может пригодится в качестве шпаргалки, в которой всегда можно посмотреть проверенные временем, а, главное — лежащие в основе глубинной человеческой психологии, сюжетные ходы и повороты. То есть то, что железно работает. Александр Атаманчук

Заключение

Объяснив общую структуру мифа и свою интерпретацию ее внутренних составляющих, Кэмпбелл объясняет, почему, несмотря на сохранение актуальности влияния подсознания на поведенческие мотивы человека, несмотря на то что мифы по-прежнему символически отображают процессы становления, развития и преодоления, почему сегодня миф не является способом отражения существующей действительности.
А все дело в том, что развитие человечества лишь отражение процесса развития каждого индивидума. Оно переживает те же кризисы и те же периоды роста, и каждый из этих периодов характеризуется своим особым “почерком”. Мы превзошли символику мифов и религиозных притч, но еще не научились писать свою жизнь другими красками. Мы вышли за пределы эгоцентричного “Я”, но не доросли до “Ты”, которое может принять, понять и отразить “чудесную в своем многообразии божественную экзистенцию, каковой и есть жизнь в каждом из нас”.

Сегодня мы — новые герои, и задача каждого и всех сегодня найти новые символы, способные “…передать людям, которые настаивают на исключительности свидетельства своих чувств, послание всепорождающей пустоты”.




Top