Герой самой известной драмы шекспира. Произведения Шекспира: список

Представленные материалы могут быть использованы при проведении урока, конференции или практикума по решению задач на тему “Закон всемирного тяготения”.

ЦЕЛЬ УРОКА: показать универсальный характер закона всемирного тяготения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • изучить закон всемирного тяготения и границы его применения;
  • рассмотреть историю открытия закона;
  • показать причинно-следственные связи законов Кеплера и закона всемирного тяготения;
  • показать практическое значение закона;
  • закрепить изученную тему при решении качественных и расчетных задач.

ОБОРУДОВАНИЕ: проекционная аппаратура, телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы “О всемирном тяготении”, “О силе, что правит мирами”.

Начнем урок с повторения основных понятий курса механики.

Какой раздел физики называется механикой?

Что мы называем кинематикой? (Раздел механики, описывающий геометрические свойства движения без учета масс тел и действующих сил.) Какие виды движения вам известны?

Какой вопрос решает динамика? Почему, по какой причине, так или иначе, движутся тела? Почему возникает ускорение?

Перечислите основные физические величины кинематики? (Перемещение, скорость, ускорение.)

Перечислите основные физические величины динамики? (Масса, сила.)

Что такое масса тела? (Физическая величина, количественно характеризующая свойства тел, приобретать разные скорости при взаимодействии, то есть характеризующая инертные свойства тела.)

Какую физическую величину называют силой? (Сила – физическая величина, количественно характеризующая внешнее воздействие на тело, в результате которого оно приобретает ускорение.)

Когда тело движется равномерно и прямолинейно?

В каком случае тело движется с ускорением?

Сформулируйте III закон Ньютона – закон взаимодействия. (Тела действуют друг на друга с силами, равными по величине и противоположными по направлению.)

Мы повторили основные понятия и главные законы механики, которые помогут нам изучить тему занятия.

(На доске или экране вопросы и рисунок.)

Сегодня мы должны ответить на вопросы:

  • почему наблюдается падение тел на Земле?
  • почему планеты движутся вокруг Солнца?
  • почему Луна движется вокруг Земли?
  • чем объяснить существование на Земле приливов и отливов морей и океанов?

Согласно II закону Ньютона, тело движется с ускорением только под действием силы. Сила и ускорение направлены в одну сторону.

ОПЫТ . Шарик поднять на высоту и выпустить. Тело падает вниз. Мы знаем, что его притягивает к себе Земля, то есть на шарик действует сила тяжести.

А только ли Земля обладает способностью действовать на все тела с силой, которую называют силой тяжести?

Исаак Ньютон

В 1667 году английский физик Исаак Ньютон высказал предположение о том, что вообще между всеми телами действуют силы взаимного притяжения.

Их называют теперь силами всемирного тяготения или гравитационными силами.

И так: между телом и Землей, между планетами и Солнцем, между Луной и Землей действуют силы всемирного тяготения , обобщенные в закон.

ТЕМА. ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ.

В ходе занятия мы будем использовать знания истории физики, астрономии, математики, законы философии и сведения из научно-популярной литературы.

Познакомимся с историей открытия закона всемирного тяготения. Несколько учеников выступят с небольшими сообщениями.

Сообщение 1. Если верить легенде, то в открытии закона всемирного тяготения “виновато” яблоко, падение которого с дерева наблюдал Ньютон. Есть свидетельство современника Ньютона, его биографа, на этот счет:

“После обеда… мы перешли в сад, и пили чай под тенью нескольких яблонь. Сэр Исаак сказал мне, что точно в такой обстановке он находился, когда ему впервые пришла мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя. Должна существовать притягательная сила материи, сосредоточенная в центре Земли, пропорциональная ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной”.

Эти мысли занимали Ньютона уже в 1665-1666 годах, когда он, начинающий ученый, находился в своем деревенском доме, куда он уехал из Кембриджа в связи с эпидемией чумы, охватившей большие города Англии.

Опубликовано было это великое открытие спустя 20 лет (1687 г). Не все сходилось у Ньютона с его догадками и расчетами, а будучи человеком высочайшей требовательности к себе, не доведенных до конца результатов он публиковать не мог. (Биография И. Ньютона.) (Приложение № 1.)

Спасибо за сообщение. Мы не можем проследить подробно ход мыслей Ньютона, но всё же постараемся в общих чертах воспроизвести их.

ТЕКСТ НА ДОСКЕ ИЛИ ЭКРАНЕ. Ньютон в своей работе использовал научный метод:

  • от данных практики,
  • путем их математической обработки,
  • к общему закону, а от него
  • к следствиям, которые и проверяются вновь на практике.

Какие же данные практики были известны Исааку Ньютону, что было открыто в науке к 1667 году?

Сообщение 2. Еще тысячи лет назад было замечено, что по расположению небесных светил можно предсказать разливы рек, а значит, и урожаи, составлять календари. По звездам – находить правильный путь для морских кораблей. Люди научились вычислять сроки затмений Солнца и Луны.

Так родилась наука астрономия. Название ее произошло от двух греческих слов: “астрон”, что значит звезда, и “номос”, что по-русски значит закон. То есть наука о звездных законах.

Чтобы объяснить движение планет, высказывались различные предположения. Знаменитый греческий астроном Птолемей во II веке до нашей эры считал, что центром Вселенной является Земля, вокруг которой вращаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

Развитие торговли между Западом и Востоком в XV веке предъявило повышенные требования к мореплаванию, дало толчок к дальнейшему изучению движения небесных тел, астрономии.

В 1515 году великий польский ученый Николай Коперник (1473 – 1543), очень смелый человек, опровергнул учение о неподвижности Земли. По учению Коперника, в центре мира находится Солнце. Вокруг Солнца обращается пять известных к тому времени планет и Земля, которая также является планетой, и ничем не отличается от других планет. Коперник утверждал, что вращение Земли вокруг Солнца совершается за год, а вращение Земли вокруг своей оси происходит за сутки.

Идеи Николая Коперника продолжали развивать итальянский мыслитель Джордано Бруно, великий ученый Галилео Галилей, датский астроном Тихо Браге, немецкий астроном Иоганн Кеплер. Высказаны первые догадки, что не только Земля притягивает к себе тела, но и Солнце притягивает к себе планеты.

Первыми количественными законами, открывшими путь к идее всемирного тяготения, были законы Иоганна Кеплера. О чем же говорят выводы Кеплера?

Сообщение 3. Иоганн Кеплер, выдающийся немецкий ученый, один из творцов небесной механики, в течение 25 лет в условиях жесточайшей нужды и невзгод обобщал данные астрономических наблюдений за движением планет. Три закона, говорящие о том, как движутся планеты, были им получены.

Согласно, первого закона Кеплера, планеты движутся по замкнутым кривым, которые называются эллипсами, в одном из фокусов которых находится Солнце. (Образец оформления материала для проецирования на экран представлен в приложении.) (Приложение № 2.)

Движутся планеты с изменяющейся скоростью.

Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы их больших полуосей.

Эти законы – результат математического обобщения данных астрономических наблюдений. Но совершенно непонятно было, почему так “умно” движутся планеты. Законы Кеплера надо было объяснить, то есть вывести из какого-то другого, более общего закона.

Ньютон решил эту сложную задачу. Он доказал, что если планеты движутся вокруг Солнца в соответствии с законами Кеплера, то на них должна действовать со стороны Солнца сила тяготения.

Сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния между планетой и Солнцем.

Спасибо за выступление. Ньютон доказал, что существует притяжение между планетами и Солнцем. Сила тяготения обратно пропорциональна квадрату расстояния между телами.

Но сразу возникает вопрос: только ли для тяготения планет и Солнца справедлив этот закон или же и притяжение тел к Земле подчиняется ему?

Сообщение 4. Луна движется вокруг Земли приблизительно по круговой орбите. Значит, на Луну со стороны Земли действует сила, сообщающая Луне центростремительное ускорение.

Центростремительное ускорение Луны при её движении вокруг Земли можно подсчитать по формуле: , где v - скорость Луны при её движении по орбите, R - радиус орбиты. Расчет дает а = 0,0027 м/с 2 .

Это ускорение вызвано силой взаимодействия между Землей и Луной. Что это за сила? Ньютон сделал вывод, что это сила подчиняется одному и тому же закону, что и притяжение планет к Солнцу.

Ускорение падающих тел на Землю g = 9,81 м/с 2 . Ускорение при движении Луны вокруг Земли а = 0,0027 м/с 2 .

Ньютон знал, что расстояние от центра Земли до орбиты Луны примерно в 60 раз больше радиуса Земли. Исходя из этого, Ньютон решил, что отношение ускорений, а значит и соответствующих сил равно: , где r – радиус Земли.

Из этого следует вывод, что сила, которая действует на Луну, есть та же самая, которую мы называем силой тяжести.

Эта сила убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли, то есть , где r – есть расстояние от центра Земли.

Спасибо за сообщение. Следующий шаг Ньютона ещё более грандиозен. Ньютон делает вывод, что тяготеют не только тела к Земле, планеты к Солнцу, но и все тела в природе притягиваются друг к другу с силами, подчиняющимися закону обратного квадрата, то есть тяготение, гравитация есть всемирное, универсальное явление.

Гравитационные силы – силы фундаментальные.

Вдумайтесь только: всемирное тяготение. Всемирное!

Какое величественное слово! Все, все тела во Вселенной связаны какими-то нитями. Откуда это всепроникающее, не знающее границ действие тел друг на друга? Как тела чувствуют друг друга на гигантских расстояниях через пустоту?

Только ли от расстояния между телами зависит сила всемирного тяготения?

Сила тяжести, как и любая сила, подчиняется II закону Ньютона. F = ma .

Галилей установил, что сила тяжести F тяж = mg . Сила тяжести пропорциональна массе тела, на которое она действует.

Но сила тяжести – частный случай силы тяготения. Поэтому можно считать, что сила тяготения пропорциональна массе тела, на которое она действует.

Пусть имеются два притягивающихся шара массами m 1 и m 2 . На первый со стороны второго действует сила тяготения. Но и на второй со стороны первого.

По III закону Ньютона

Если увеличить массу первого тела, тогда и действующая на него сила увеличится.

И так. Сила тяготения пропорциональна массам взаимодействующих тел.

В окончательном виде закон всемирного тяготения сформулирован Ньютоном в 1687 году в работе “Математические начала натуральной философии”: “Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведениям масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними”. Сила направлена вдоль прямой, соединяющей материальные точки.

G – постоянная всемирного тяготения, гравитационная постоянная.

Почему же шарик падает на стол (взаимодействует шар с Землей), а два шарика, лежащие на столе не притягиваются друг к другу сколь-нибудь заметно?

Выясним смысл и единицы измерения гравитационной постоянной.

Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются два тела с массой по 1 кг каждое, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга. Величина этой силы равна 6,67 · 10 –11 Н.

; ;

В 1798 году численное значение гравитационной постоянной впервые определил английский ученый Генри Кавендиш с помощью крутильных весов.

G – очень мала, поэтому два тела на Земле притягиваются друг к другу с очень малой силой. Она незаметно видимым глазом.

Фрагмент кинофильма “О всемирном тяготении”. (Об опыте Кавендиша.)

Границы применимости закона:

  • для материальных точек (тел, размерами которых можно пренебречь по сравнению с расстоянием, на котором взаимодействуют тела);
  • для тел шарообразной формы.

Если тела не материальные точки, то законы выполняются, но усложняются расчеты.

Из закона всемирного тяготения следует, что все тела обладают свойством притягиваться друг к другу – свойством тяготения (гравитации).

Из II закона Ньютона мы знаем, что масса – мера инертности тел. Теперь мы можем сказать, что масса есть мера двух всеобщих свойств тел – инертности и тяготения (гравитации).

Вернемся к понятию научного метода: Ньютон обобщил данные практики путем математической обработки (что было известно до него в науке), вывел закон всемирного тяготения, а из него получил следствия.

Всемирное тяготение является универсальным:

  • На основе теории тяготения Ньютона удалось описать движение естественных и искусственных тел в Солнечной системе, рассчитать орбиты планет и комет.
  • На основе этой теории было предсказано существование планет: Урана, Нептуна, Плутона и спутника Сириуса. (Приложение № 3.)
  • В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы.
  • Предсказываются наступления приливов и отливов морей и океанов.
  • Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд.

Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения – пример решения основной задачи механики (определить положение тела в любой момент времени).

Фрагмент видеофильма “О силе, что правит мирами”.

Вы увидите, как закон всемирного тяготения используется на практике при объяснении явлений природы.

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

1. Четыре шара имеют одинаковые массы, но разные размеры. Какая пара шаров будет притягиваться с большей силой?

2. Что притягивает к себе с большей силой: Земля – Луну или Луна – Землю?

3. Как будет изменяться сила взаимодействия между телами при увеличении расстояния между ними?

4. Где с большей силой будет притягиваться к Земле тело: на ее поверхности или на дне колодца?

5. Как изменится сила взаимодействия двух тел массами m и m , если массу одного из них увеличить в 2 раза, а массу другого уменьшить в 2 раза, не меняя расстояния между ними?

6. Что произойдет с силой гравитационного взаимодействия двух тел, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?

7. Что произойдет с силой взаимодействия двух тел, если массу одного из них и расстояние между ними увеличить в 2 раза?

8. Почему мы не замечаем притяжения окружающих тел друг к другу, хотя притяжение этих тел к Земле наблюдать легко?

9. Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на землю, ведь она находится значительно ближе к человеку и притягивается к нему?

10. Планеты движутся по своим орбитам вокруг Солнца. Куда направлена сила тяготения, действующая на планеты со стороны Солнца? Куда направлено ускорение планеты в любой точке на орбите? Как направлена скорость?

11. Чем объясняется наличие и периодичность морских приливов и отливов на Земле?

ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

  1. Вычислите силу притяжения Луны к Земле. Масса Луны примерно равна 7·10 22 кг, масса Земли – 6·10 24 кг. Расстояние между Луной и Землей считать равным 384000 км.
  2. Земля движется вокруг Солнца по орбите, которую можно считать круговой, радиусом 150 млн. км. Найдите скорость Земли по орбите, если масса Солнца 2·10 30 кг.
  3. Два корабля массой 50000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км один от другого. Какова сила притяжения между ними?

РЕШИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

  1. С какой силой притягиваются друг к другу два тела массой по 20 т, если расстояние между их центрами масс равно 10 м?
  2. С какой силой притягивается Луной гиря массой 1 кг, находящаяся на поверхности Луны. Масса Луны равна 7,3 · 10 22 кг, а ее радиус 1,7·10 8 см?
  3. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1 т каждое будет равна 6,67 · 10 -9 Н.
  4. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 · 10 -15 Н. Какова масса каждого шарика?
  5. Массы Земли и планеты Плутон почти одинаковы, а расстояния их до Солнца относятся примерно как 1: 40. Найдите соотношение их сил тяготения к Солнцу.

CПИCOK ЛИTEPATУPЫ:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Гонтарук Т.И. Я познаю мир. Космос. – М.: АСТ, 1995.
  3. Громов С.В. Физика – 9. М.: Просвещение, 2002.
  4. Громов С.В. Физика – 9. Механика. М.: Просвещение, 1997.
  5. Кирин Л.А., Дик Ю.И. Физика – 10. сборник заданий и самостоятельных работ. М.: ИЛЕКСА, 2005.
  6. Климишин И.А. Элементарная астрономия. – М.: Наука, 1991.
  7. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  8. Левитан Е.П. Астрономия. – М.: Просвещение, 1999.
  9. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика – 10. М.: Просвещение, 2003.
  10. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. – М.: “Аквариум”, 1997.
  11. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. – М.: “Аванта +”, 1997.
  12. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Космонавтика. – М.: “Аванта +”, 2004.
  13. Юркина Г.А. (составитель). Из школы во вселенную. М.: “Молодая гвардия”, 1976.

Под маской Шекспира


Анатолий Чигалейчик

Шекспироведы утверждают,
Что был он сыном мясника,
Купившего себе дворянство,
А умер смертью босяка.

Под дубом в пьянстве состязался,
Простыл средь жаркого он дня,
И от холодного вина,
Под’этим дубом он скончался,

Шекспир в английском диалекте,
«Копьё трясатель» означает,
Под этим именем лорд Рэтленд,
Дар поэтический скрывает.

Сей лорд, в Италии учился,
И там он с музами сдружился
За пьесы все над ним смеялись,
В героев пьес тех превращались,

Студент из Дании стал Гамлет
Быть иль не быть под нос он мямлит
А итальянец стал Ромео,
Макбет- обидчик из Женевы.

У лорда был в друзьях актер
Его Шекспиром обзывали
Частенько виски наливали,
Шекспир драчун и бузитёр

А вот сэр Рэтленд был поэтом.
Родня не делится секретом,
Хранит заветный сундучок,
Открыть его ещё не срок.

Британцы головы ломают,
Шекспир покоя не даёт,
Быть может, есть ещё там драмы?
В надеждах Англия живёт.

Отелло

Антонов Валерий

Как Яго врал нахально, смело,
тая в душе коварный план!
Увы, доверчивый Отелло
не разгадал его обман.

Отелло -2

Антонов Валерий

Шекспир списал сюжет "Отелло"
у итальянца Чинтио,
но поступил с героем смело
и изменил значительно.

Он превратил случайно в мавра
Отелло Маурицио.
Потом и вовсе этот Мауро
негроидным ревнивцем стал.

Шекспир

Антонов Валерий

Пьесы Вильяма Шекспира,
вызвав слёзы или смех,
обошли все сцены мира.
И везде их ждал успех.

О Шекспире!

Валентина Глазунова

А что мы знаем о Шекспире!
Только одно, что он - раб красоты!
Без этого, скажите мне, кто в мире,
Достиг вершин редчайшей высоты?!

Какой его сонет - без воспеванья,
Крова любви - заветной простоты!
В этом - секреты тайны созерцанья,
Страстей поэта, в мире... суеты!

В правде художника, что пишет и... портрет -
Любовь и красота! Они родят сонет!
О Шекспире


Валентина Глазунова

Вильям был добрый человек,
Любил жизнь, красоту,
Хоть и не прожил полный век,
Но... одарил... сестру!

Он с детства шалунишкой слыл,
А в юности мог... красть,
Театр сразу полюбил,
Тот разбудил в нём страсть!

Женился в восемнадцать лет,
Он не искал, покраше,
Сто сорок пятый ей сонет
Подарит муж, став, старше!

В девятнадцать в Лондоне поэт
Без денег и... друзей,
Жизнь начал геий с конюха,
Став... мастером... идей!

Он скромно дебютировал,
В театре стал актёром,
А, между тем стихи писал
И... превзошёл всех СЛОВОМ!
---
Ключ к сердцу поэта -
Скрыт в слове "Сонета",
Здесь - искренность чувства
В лучах... боли... света!

Ромео и Джульетта


Геннадий Сивак

Мерцает в небе их Комета,
Да сохраняет всех любовь,
На Свете нет сильней сюжета,
Где чувства будоражат кровь...

Ведь было в жизни бренной это...
Да уплывают времена.
Но в памяти хранят поэты,
Эти святые имена.

Витают чувства над Планетой,
Другой теперь менталитет,
Жаль, для Ромео и Джульетты,
В уставшем мире места нет...

Уильям Шекспир

Марк Горбовец

Прошло почти пол тысчи лет,
Пыл восхищения потомков не смолкает,
Бессмертья творчества секрет,
Кумир не раскрывает.

Отелло, Гамлет, Король Лир, Макбет
Со сцен не сходят мира,
На жизни смысл дают ответ,
И славят, славят без конца великого Шекспира!

Поэмы, драмы и сонеты
Его в культуру мира мощный вклад,
Божественным огнем они согреты,
В них гениальной мудрости парад!

Шекспир знает

Натико

Пройдет любая ночь...
Но Летняя - в награду
Останется, как память, стихотворцу.
Не надо больше слов,
И плача нам не надо -
Пусть счастье ждет прекрасных двух веронцев!

Пусть будет счастлив мавр
И дышит Дездемона,
И призраки к отмщенью не взывают...
Двенадцатый удар...
СебАстьян и Виола...
Кто брат, а кто сестра?
Шекспир их знает)

Вильям Шекспир


Сергей Дон

Еще подняться сделана попытка -
И вновь щекою в стол, и мокрый рот:
Чертовски все же крепкие напитки
У этих странных молодых господ…

Возникли руки в кружевных манжетах,
Стола поверхность сделалась чиста,
И под руку уснувшего поэта
Кладутся два исписанных листа…

«Опять! Сонеты… Как же прихотливо
Явит свое благоволенье Бог!
А почерк у меня во сне красивый,
Я наяву едва ли так бы смог...»

…И, унося шедевр очередной,
Поэт и драматург бредет домой…

Чем близок нам Шекспир сегодня?

Оскар Хуторянский


Чем близок нам Шекспир сегодня?
Прошло ведь много сотен лет.
В России царь тогда был Грозный,
И нравов тех простыли след.

В науке много изменилось,
Не много, а почти что всё
Но человечество смирилось -
Не всё решает "бытиё."

Вопросы ставил он, что вечны -
Так "быть-не-быть" и не решён,
Любовь вразрез с семьи решением,
Пример Джульетты нам знаком.

Любовь к отцу и благодарность
Как жажда власти в мире том,
Не изменилась здесь с веками,
Сейчас похоже мы живём.

Знакома и слепая ревность
И беззаветная любовь...
То, что зовётся "человечность"
В Шекспире видим вновь и вновь.

Вопрос Шекспира

Анатолий Иванович Третьяков

Вопрос Шекспира: «Быть или не быть?» -
Озвучил Гамлет на подмостках сцены.
Какие б не случились перемены,
Каким бы не был поворот Судьбы,
Вопрос остался: «Быть или не быть?»
И кто же может на него ответить?
Тут может речь идти о всей Планете!
Услышать в небе страшный зов трубы…
Вопрос извечный: «Быть или не быть?» -
Когда-то мудро заданный поэтом,
Но, откровенно говоря, при этом -
Вопроса этого мы всё же не рабы!
А может, всё на свете позабыть?…
И только лишь в одну любовь поверить!
От всех и вся закрыть плотнее двери,
Тем самым на вопрос ответить: «Быть!»

Офелия и Гамлет


Марина Беляева

Помяни его в своих молитвах…
(Пусть погиб не из любви к тебе.)
Грустной песней, прядкою развитой,
Лучшими минутами в судьбе.

Помяни его в своих молитвах
Старый парк дрожит в воде пруда.
Плачет над его судьбой разбитой
В омуте тягучая вода.

В белом платье и венке из лилий -
Не невеста и полувдова.
Шпаги звон и звук трубы визгливой,
И его последний слова -

Твой удел - дорога в монастырь,
А ему - кладбищенский пустырь.

Монолог Короля Лир

Елена Севрюгина 3

Иди сюда, мой верный, добрый Шут!
Поговорим стихами или прозой,
Но лишь о том молчи, тебя прошу,
Что сердце ранит горестной занозой!

Моя душа - огромный, мрачный склеп,
Прекрасная мишень для злобной черни!
Корделия, я может быть ослеп,
Когда не видел свет любви дочерней?

Обречена душа моя теперь
Страдать в оковах немощного тела -
Регана указала мне на дверь
И Гонерилья знать не захотела!

Предавшим раз вовек покоя нет,
Тебя я предал в ярости убогой!
Теперь спешу, лечу к тебе на свет,
И только шут остался мне подмогой!

Ещё чуть-чуть - лишь море переплыть,
Лишь одолеть, все силы собирая,
Угрюмость неприступную скалы -
И тут же отворятся двери Рая!

Ещё чуть-чуть - полшага до мечты,
Я преданность твою возьму в награду!
Но… боже мой.. Корделия….И ты????
Мой верный шут, скорей мне яду, яду!!!

Я не могу дышать…в глазах темно…
Сжигает сердце огненная бездна…
Ужели, дочь, ты с ними заодно
И вера в справедливость бесполезна?

Ужель в конце столь долгого пути
Ты шанса мне не дашь на воскресенье?
Британцы не торопятся идти,
А в них одних сейчас моё спасенье…

Колышутся полотнища знамён
Столь знатного, но прОклятого рода!
Окончен бал! Распалась цепь времён!
Жизнь так горька, но в смерти есть свобода!

Герои Шекспира - Отелло

Григорий Берлин

Пусть чёрен телом я, но сердцем чист и бел
В душе моей гнездились честь и совесть
И потому мой горестный удел -
Аффектом ревности разорванная повесть

Мне ни к чему слова, ничто ведь не вернёшь.
Мук ревности отчаянье больнее.
От чистоты за правду принял ложь,
От чистоты за друга принял змея.

Привык судить о людях по себе:
Не крал, не трусил, не прелюбодЕил.
Доверчив был ко всем в обманчивой судьбе,
Лишь в самое святое не поверил.

Отныне не могу смотреть на этот мир,
Раскаянье - болезнь летального исхода.
Недолги сборы, кончен мрачный пир
С надеждой ухожу под смерти своды.

Моя жена, богиня и Мадонна,
Мой ангел, пусть Господь тебя хранит
Прости меня вовеки Дездемона,
Приняв во искупленье суицид.

Дездемона

Иван Есаулков

В каждом из нас где-то прячется Яго,
Грешные души тревожа тайком:
Только в одном захиреет бедняга
И во всю мощь развернётся в другом.

Остерегись клеветы, Дездемона:
В уши Отелло вползёт эта слизь!
И, если в доме найдётся икона,
Ты у неё каждый вечер молись!

Днём своего ты хватилась платочка -
Яго, конечно, платочек украл!
Долго тянулась бессонная ночка,
Но наконец-то рассвет заиграл.

Ты же печальна, из дому ни шага.
Хочется сразу, сейчас отгадать:
В ком из друзей твоих спрятался Яго,
Кто может мужу платочек отдать?

Так целый день у окна просидела,
Не шевелясь, словно ты из стекла.
Ну, а когда возвратился Отелло,
Слова сказать ты ему не смогла.

Муж же тебе рассказал о работе,
Плотно поел, даже выпил вина.
Тщетно искала ты в нём тень заботы,
Сколь ни искала - она не видна.

Видно, судьба, эта жалкая скряга,
Сентиментальной бывает порой!
Но повстречался тебе первый Яго
И пожалел... только будет второй!

Под небом золотым. Ромео и Джульетта

Нина Шепелева

Под небом золотым красавицы Вероны,
Где трепетом любви пронизан каждый вдох,
Прервали пенье птиц рыдания и стоны,
И мир оцепенел в отчаяньи. Оглох.

Как мог он просмотреть, расслабиться, любуясь
Идилией забав неопытных сердец,
А блеск счастливых глаз затмил тревогу улиц.
Растаял старый мир, растрогался. Глупец!

Он вспоминал про пыл и преданность их чувства,
Пред силой их любви он устоять не смог,
Благословив их брак и не назвав распутством
Влеченье юных тел. Но этот эпилог!?

Достойна ли его нежнейшая из верных,
Заслужен ли он им, храбрейшим из юнцов?!
Укором стал для всех итог страстей их бренных,
Трагедией назвав печальный из концов.

И мир перевернул, вздохнув, страницу эту,
Где властвует любовь, но побеждает смерть,
Оставив сей сюжет восторженным поэтам,
Чтоб волновать сердца и трогать души впредь.

И... повесть о Ромео и Джульетте

Ольга Семенова 21

Передо мною томик малый...
...Шекспир "Ромео и Джульетта".
Воспоминания всплывают давние -
Ну почему, ... зачем им это?

Писали в классах сочинения,
искали на вопрос ответы
и все, почти без исключения,
в душе мечтали быть Джульеттой.

Любовь веков обожествляли,
хотели мы.... быть на неё похожи,
но нас иначе воспитали,
к нам наши мамы относились строже.

С "Ромео" встречи пресекались,
Любовь и Секс - всё под запретом, ...
Но мы неистово влюблялись,
стыда не чувствуя при этом.

Не на балконах были встречи,
а во дворах и переулках.
Мы под гитары пели песни,
что разносились звуком гулким.

А бабки старые шуршали
и обсуждали нас при этом,
как будто сами не бывали
такими же "Ромео" и " Джульеттой".

Всё повторяется на свете -
Бессмертный дух Любви витает....
И повесть о Ромео и Джульетте
теперь уж... дочь моя... взахлёб читает.

Читая Шекспира

Юрий Краснокутский 2

Деревьев могучие кроны
Под ветром тихонько шумели,
А двое безумцев Вероны
В тот вечер влюбиться посмели.

До утра продлилось свиданье,
Звучали безумные речи,
Как будто бесценною данью
Судьба им платила за встречу.

Мгновенья любви пролетели,
Как робкое пламя, несмело.
Джульетту оставил в постели
Надолго влюблённый Ромео.

Тибальта убив на дуэли,
Он многих обрёк на страданья.
Не будет желаемой цели,
Лишь Мантуя – адрес изгнанья.

В безумной любви есть потери,
Как холод печального склепа.
Шекспиру я снова поверил,
Что смерть так трагична, нелепа…

Письмо Джульетты

Роза Нарышкина

Ромео, милый, спать я не могу.
Твой поцелуй, вечерний разговор…
Меня как подменили с этих пор
и я в душе надежду берегу -

Пойдем по жизни вместе до конца.
Связала нас невидимая нить,
и я женой твоей согласно быть.
Как от любви стучат наши сердца!

И пусть пока не утихает спор
наших домов. С тобою мы должны
их примерить отныне навсегда.

Не нужен никому уже раздор.
Объявим всем о том, что влюблены.
Родители должны понять всегда.

Ромео жив, жива Джульетта

Александр Игнатов 3

С тех пор прошло не мало лет
И в Мире много изменилось.
Той юной пары больше нет,
Но их любовь не позабылась.
Пускай придумал всё Шекспир,
Что быль, что правда нет ответа.
Им подарил бессмертье Мир,
Ромео жив, жива Джульетта…

В ночной Вероне

Суламифь7

Вздыхают звуки-чисты, горячи,
смычок безумно прижимает струны.
Рыдания разносит ветер южный,
пытая скрипку в пламенной ночи.

Ведунья, брату вольному скажи,
о чём грустишь в безжалостной Вероне?
-Душа, когда ломают крылья, стонет,
как трепетный полёт - у счастья жизнь.

И, возрастая до небесных риз,
мелодия пылала с новой силой:
-Ромео, погоди ещё! - молила…
-Джульетта, ну, пожалуйста, проснись!

Спит город, страшной местью упоён,
любовь отвергнув, словно иноверца.
Но плавит горе мраморное сердце -
блестит слезой готический балкон.

*Как вечнозеленое растение плющ во многих культурах олицетворяет бессмертие.

Шекспир

Юрий Михайлович Агеев

Навсегда открыт театр "Глобус",
неуютен, мрачен - не ампир,
но сюда принес какой-то опус
сочинитель Уильям Шекспир.

И идёт трагедия на сцене,
открывая что есть что толпе.
Наплевать, как критики оценят
и какая выгода себе.

Обладатель прав на интересе,
точно ноту времени поняв,
под прицелом театральных кресел
независим оттого, что прав.

Движется во власти вдохновений,
волен и молчать, и говорить.
И никто ему не скажет: "Гений!",
и никто не запретит творить.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Юрьевская общеобразовательная основная школа»

Открытый урок

по творчеству У. Шекспира

«А любовь

остается

жить...»

Подготовила

и провела:

литературы

С. Юрьевка

учебный год

Оформление : портрет У. Шекспира, таблица – словарь,

Эпиграфы на доске, иллюстрации к « Ромео и Джульетте»

Для нас Шекспир

не одно лишь громкое имя,

которому поклоняются лишь

изредка и издали;

он сделался нашим достоянием,

он вошел в нашу плоть и кровь.

Кто под звездой счастливою рожден,

Гордится славою, титулом и властью.

А я перед судьбой скромнее награжден,

И для меня любовь – источник счастья.

У. Шекспир

Острова умирают в море,

А любовь остается жить.

А. Островой

Таблица – словарь

Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию , личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Коллизия - столкновение каких – либо противоположных сил, интересов, стремлений.

Францисканцы – католический нищенствующий орден монашенский, основанный в 13 веке итальянцем Франциском Ассизским.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколение в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Патриархальный – верный старине, отжившим обычаям, стародедовский, чуждый новому.

Идеал – представления человек о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в той или иной области.

Склеп – закрытое помещение ниже уровня земли под церковью или на кладбище, в котором ставятся гробы с телами умерших.

Иллюзия – искаженное восприятие действительности, несбыточная надежда, мечта.

Цели урока:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством У Шекспира, эпохой знаменитого драматурга;

Показать жанровые особенности сонета и трагедии;

На примере высоких поэтических образов воспитывать в детях духовность, эстетику чувств;

Развивать у учащихся вкус к хорошей литературе, классике.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Краткие сведения о биографии Шекспира.

3. Рассказ учащегося о театре времен Шекспира.

4. Слово учащегося об особенностях сюжета.

5. Чтение учащимися сонетов Шекспира.

6. Краткий исторический комментарий учителя, работа с таблицей – словарем.

7. Беседа по тексту трагедии.

8. Инсценированные страницы трагедии.

9. Заключительное слово учителя. Чтение стихотворения М. Аллигер «Ромео и Джульетта».

10. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

У поэта Сергея Острового есть стихотворение, название которого стало названием и нашего урока: «А любовь остается жить». И пусть сегодняшний урок станет уроком путешествием в века. Путешествием в прекрасную страну, имя которой Любовь и Счастье.

А тон сегодняшнему разговору пусть задаст это стихотворение.

Океаны ломают сушу.

Ураганы сгибают небо.

Исчезают земные царства.

А любовь остается жить.

Погибают седые звезды.

Серый мамонт вмерзает в скалы.

Острова умирают в море,

А любовь остается жить.

Топчут земли живую зелень,

Пушки бьют по живому солнцу.

Днём и ночью горят дороги.

А любовь остается жить.

Я к этому всё, что, если

Ты увидишь, как плачут звёзды,

Пушки бьют по живому солнцу,

Ураганы ломают твердь,-

Есть на свете сильнее чудо:

Рафаэль написал Мадонну.

Незапятнанный свет зачатья

На прекрасном ее лице.

Значит, день не боится ночи.

Значит, сад не боится ветра.

Горы рушатся. Небо меркнет.

А любовь остается жить.

Учитель. История любви пишется давно. И каждый век, каждое поколение вписывает в неё свои страницы. И порой они бывают так ярки, так незабываемы, что остаются жить в памяти людей навсегда. Бессмертными стали имена Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Лейлы и Меджнуна, Тахира и Зухры, Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры. Вот имена всепобеждающей любви!

А первыми в этом прекрасном списке стоят юные Ромео и Джульетта.

Сегодня мы увидим с дистанции Времени людей давно ушедших, но таких схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях, горе, в своей любви.

2. Краткие сведения о биографии У. Шекспира.

Нам предстоит сегодня встреча с человеком, имя которого - Шекспир. сказал однажды: «Для нас Шекспир не одно лишь громкое. Яркое имя, которому поклоняются лишь издали и изредка; он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь».

Эти слова стали эпиграфом к нашему уроку.

Перу Шекспира принадлежат 37 пьес, 4 поэмы и 154 сонета. За немногим более, чем два десятилетия этот «человек из Стрэттфорда», как он сам себя называл, создал вещи, которые вот уже века и века будоражат умы человечества, заставляют думать, будят совесть, учат мудрости.

Шекспир жил давно. Шекспировская эпоха в России – времена Ивана Грозного и Бориса Годунова. Увидевший свеет в год смерти Микеланджио и скончавшийся одновременно с Сервантесом, в год суда над Галилеем, Шекспир принадлежал к титанам Возрождения. Из уроков истории вы знаете о том, что движение Возрождение привело к перевороту в науке, философии и литературе, в культуре многих стран.

Деятели этой эпохи называли себя гуманистами (лат - человеческий), человеколюбцами. Они защищали право свободного и равного развития человеческой личности вне зависимости от происхождения и социального положения.

Новый прогрессивный социальный уклад и идеология нашли своё выражение в появлении талантливых художников, поэтов и писателей. Вот их имена: Микеланджио, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боккаччо, Франсуа Рабле, Данте, Петрарка, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир.

3. Рассказ учащегося о театрах времен Шекспира.

4. Слово учителя о сонетах Шекспира.

Кроме больших драматургических произведений, перу Шекспира принадлежат 154 сонета, которые стали жемчужинами мировой любовной поэзии.

Форма сонета - особая. В таком стихотворении всегда 14 строчек (обычно три четверостишия одно двустишие), рифмующихся особым образом

АА – парная рифма.

В последних строках - ввод, квинтэссенция мысли.

Давайте послушаем несколько сонетов Шекспира, которые тоже говорят о самом прекрасном из человеческих чувств.

5. – Чтение учащимися сонетов № 25, № 65, № 84, № 000.

6. Краткий исторический комментарий и работа со словарем таблицей.

Обратите внимание на таблицу.

Запись в тетрадях: «трагедия – это…»

Сам Шекспир порой называл «Ромео и Джульетту» комедией.

Докажите, опираясь на лексическое значение слова «трагедия», что жанр этой пьесы всё – таки трагедия.

Разбор лексического значения слов, помещенных в таблице.

7. Беседа по тексту трагедии.

Одному из вас, ребята, я предварительно дала задание - прочитать текст, составить план и по этому плану пересказать краткое содержание произведения.

Сообщение учащегося.

1) Какой уклад царит в доме Капулетти?

2) Почему враждуют два семейства?

3) «Одна лишь в сердце ненависть была», - скажет Джульетта, полюбив Ромео из враждебного ей рода Монтекки.

4) Почему молодое поколение (Тибальт, Меркуцио, Бенволио) ищет повод для ссоры?

5) Как относятся к вражде двух семейств горожане и сам герцог Веронии - Эскал?

6) Какими Вы представляете себе героев этой пьесы?

8. Послушайте монолог Джульетты (инсценирование сцены гибели)

«Приди, о, ночь,..»

9. Учитель . Любовь … Что она делает с человеком?..

Как меняются наши герои, полюбив?

Как молоды они было?

Как любовь преображает Джульетту? (В начале произведения эта девочка – непоседа, козочка, как зовет её няня. Джульетта взрослеет прямо на глазах. Глубокое чувство пробуждает в ней мысль: «Человек или его имя?»)

Она полюбила человека, не зная его имени, значит, имя – нечто второстепенное. Но девушка вынуждена скрывать свои чувства, она обречена на одиночество в своей семье.

Что дает Джульетте силу?

Как меняется Ромео?

Почему брат Лоренцио соглашается помочь влюбленным? (от этого союза жду, говорит он, - в любовь он может превратить вражду..)

Оправдались ли его ожидания?

Почему они погибли?

Что заставило Джульетту воспользоваться кинжалом Ромео?

Почему Джульетте, в самом деле, и не выйти замуж за Париса, который и красив. И умён. И знатен?

Какова речь героев, как выражают они свои чувства? (Диалог Ромео и Джульетты в саду - акт 2, сцена 2)

Смерть героев – проявление слабости или силы?

Пьеса воспринимается как трагедия любви или как её торжество?

Имена возлюбленных стали нарицательными. Какие качества героев способствовали этому?

Современны ли проблемы, которые поднимает Шекспир?

Как бы Вы повел себя в подобной ситуации?

Каковы нравственные уроки пьесы?

10. Выводы. Подведение итогов.

Как вы думаете, почему вот уже 400 лет во всём мире играют пьесы Шекспира и великие актёры мечтают принимать участие в них?

В чём секрет творчества Шекспира?

11. Заключительное слово учителя.

Есть в искусстве вечные темы. Любовь – одна из них. И сколько бы веков ни прошло, люди всё так же будут влюбляться, страдать, расставаться и вновь обретать друг друга, силой своей любви преодолевать все преграды, которые ставит на их пути судьба, потому что пред Любовью бессильны моря и горы, расстояние и время, силы людские и силы природы. А поэты и писатели всё так же будут воспевать в своих произведениях Любовь, потому что она, чтобы ни случилось, остаётся.

Закончить наш сегодняшний разговор мне хотелось бы словами М. Алигер:

Высокочтимые Капулетти!

Глубокоуважаемые Монтекки!

Мальчик и девочка, ваши дети,

В мире прославили вас навеки.

Не родовитость и не заслуги,

Не звонкое злато, не острые шпаги.

Не славные предки, не славные слуги,

А любовь, исполненная отвагою.

Вас прославила вовсе другая победа,

Другая мера, цена другая.

Или всё – таки тот, кто об этом поведал,-

Безвестный певец из туманного края?

Хотя говорят, что того поэта

Вообще на земле никогда не бывало…

Но ведь был же Ромео, была и Джульетта =

Страсть полная трепета и накала!

Итак, Ромео пылок и нежен.

Так растворилась в любви Джульетта,

Что жил ли на свете Шекспир или не жил,

Честное слово, не важно и это.

Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,

Заметный слезами и лунным светом…

Поэт не ждёт ни богатства, ни славы,

Он просто не может молчать об этом.

Ни о чём с человечеством не условясь,

Ничего не спросив у грядущих столетий,

Он просто живет и живёт, как повесть,

Которой печальнее нет на свете!

11. Домашнее задание.

Выучить сонеты Шекспира (по выбору)




Top