Гитарные минусовки. Аккомпанемент игры на гитаре

Часто под выражением "гитарный аккомпанемент " подразумевается нечто очень простое. Глупая шутка, ставшая притчей во языцех – "а мурку могёшь?", – настолько избита, что напоминает один из сальных анекдотов про промывание желудка и извлечение аккорда ля-минор… когда обычного резерва организма не хватает.

Что такое на самом деле ? Три-четыре аккорда, которые получили в простонародье названия: Am (первый "блатной" аккорд), Dm (второй "блатной" аккорд), E7 (третий "блатной" аккорд) и конечно же C (он же "лесенка")? – Сейчас такой подход уже не актуален.

Годы идут, эпохи сменяются, исполнительство развивается. Большую роль в данном контексте играет исполняемый репертуар. Если 20-30 лет назад популярные мелодии легко укладывались в примитивные четырех- или пятиаккордовые схемы, сейчас палитра музыкальных средств значительно расширилась.

Проявилось влияние джазовой и популярной зарубежной музыки. А вместе с этим усложнение гармонических средств, т.е. – аккомпанемента. Так что же такое этот самый аккомпанемент с точки зрения гитарного исполнительства ?

Рассмотрим музыку с архитектурной точки зрения. Вся палитра делится на: бас, мелодию, гармоническое заполнение, контрапункт (вторая мелодия) и ритм, которые в свою очередь дробятся на более мелкие элементы. Если убрать из этой архитектуры мелодию – мы получим тот самый аккомпанемент для мелодии, которая будет исполнятся другим инструментом. Другими словами, музыкальная ткань аккомпанемента может быть достаточно сложна и изыскана.

Профессиональный включает в себя владение различными ритмическими рисунками, умение одновременно сочетать басовую линию с аккордами. Часто используемый приём – вплетение в музыкальную ткань самостоятельных мелодических подголосков. Романсы Малинина и Рахманинова немного отличаются по фактуре... Хотя, если убрать партию вокала, и то и другое будет аккомпанементом .

В процессе , аккомпанемент рассматривается как начальная ступень развития . Постепенно добавляются новые аккордовые связки, вводится понятие тональности и организации гармонических средств внутри тональности. Сложные термины скрывают за собой очень логичную и легко применимую на практике систему.

Если исполнитель разбирается в теории, не обязательно до уровня высшей математики, – его игра становится более яркой, более непредсказуемой, а следовательно, интересной.

Но вернемся к "блатным аккордам" – и здесь ничего не стоит на месте. Давно запущен процесс синтеза. В шансоне начинают использовать средства народной и рок-музыки, в популярной музыке широко пользуются принципами классической гармонии и джаза и т.д.

Главное, что продолжает отделять хорошую музыку от плохой – это наличие вкуса и навыков у того, кто эту музыку создает.

Важно в процессе изучения аккомпанемента на гитаре добиться физического удобства при исполнении тех или иных аккордов и их сочетаний. А это напрямую зависит от технической стороны исполнительства и также подчиняется простым физическим законам (строение мышц, углы соприкосновения пальцев и струн, рациональные результативные движения, концентрация на нужных вещах).

Начнем с того, что начинающие гитаристы, которые читают этот урок уже знакомы с аккордами в открытой позиции.

Из них нам потребуются аккорды Ля (А), Ре (D), Ми (Е). Здесь мы будем использовать стандартную двенадцати тактовую последовательность (блюзовый квадрат).

Но играть мы будем не аккордами, а риффами. Такой типа аккомпанемента используется не только в блюзе, но и в рок-н-ролле.

Аккорд Ля (А)

Аккорд Ре (D)

Аккорд Ми (Е)

Для того чтобы сделать из аккорда Ля (А) рифф нужно заглушить первую, вторую и третью струну. Для этого мы зажимаем первым пальцем на втором ладу четвертую струну. Дальше мы кладем первый палец как барре на третью, вторую и первую струну, но не зажимаем а глушим. В итоге после удар медиатором по этим струнам возникает глухой звук, больше похожий на звук перкуссии. Аналогично делаются риффы из аккордов Ре (D) и Ми (Е). Таким же образом от каждого аккорда мы получаем квинты.

Для того, чтобы разнообразить риффы, зажатую струну на втором ладу первым пальцем чередуют нотой на четвертом ладу третьим пальцем. Этот рок-н-рольный рифф в начале можно проиграть с ударом медиатора сверху на сильную долю. В дальнейшем добавляем удар медиатора снизу на слабую долю. Некоторые гитаристы слабую долю играют ударом медиатора сверху. Здесь все зависит от личных предпочтений и концепции самого блюза. Где то лучше играть ударяя по струнам сверху, а где то снизу. Этот рифф и есть классический блюзовый аккомпанемент.

Теперь зная как играется классический блюзовый рифф, сыграем все двенадцать тактов блюзового квадрата с использованием этого риффа.

Для того, чтобы разнообразить эту последовательность блюзовые гитаристы добавляют различные басовые и мелодические ходы, дабл-стопы, аккорды, переходы. Ниже один из простых примеров перехода, который можно использовать переходя от риффа Ля (А) к Ре (D), или использовать в качестве концовки тернэраунда.

Продолжительность урока 3 часа; самостоятельная работа 6 часов.

Как обычно аккомпанируют на гитаре?

Гитарист ставит рисунок нужного аккорда и берет его теми ударами, которые подходят для данной музыки. При этом басовые струны тоже входят в аккорд. Если гитарист играет аккорд Соль минор, то и в басах он берет ноты трезвучия Соль минор. Но в трезвучии всего три звука. Перебирать их долго - тоска зеленая. Аккомпанемент получается бедным. Что делать?

Этой маленькой прелюдией Александр Михайлович Иванов-Крамской сделал начинающим гитаристам великолепный подарок. Он развязал им руки.

Первые два звука надо взять на 4-й струне, чтобы громко, единым тембром провести мелодию. Других трудностей нет, тем более, что к Вашим услугам звук и анимашка. После баса звучит не четыре аккорда, как может показаться на первый взгляд, а три. Четвертый слигован, он не берется отдельно, вместо этого продолжает звучать третий. Не пугайтесь, так часто пишут. В начале строки диез на верхней, пятой линеечке. Значит все фа в строке берутся с диезом. Это - чтобы каждый раз не писать. Ну, и понятно, что тональность, в которой вместо фа всегда стоит фа-диез , может быть либо Соль мажор, либо Ми минор. Здесь - Ми минор. (Чтобы понять, в какой тональности пьеса, обычно достаточно посмотреть на последнюю ноту).

Надо не только разобрать, заучить и играть хорошим звуком, надо вести в басу широкую, плавную мелодию. Вперед. Даже и не мечтайте перепрыгнуть через эту прелюдию, иначе всю жизнь будете аккомпанировать методом тумба-тумба.

Теперь (а это только для тех, кто работал и сделал) посмотрим, что произошло. Вся первая строчка идет в Ми миноре. Но басы-то здесь не только из трезвучия! Басы на фоне Ми-минора проходят почти всю гамму, весь набор звуков, входящих в Ми минор. Вывод: с аккордом может звучать любой звук из гаммы этого аккорда . Когда нужно, конечно. Нужно не очень часто. Но теперь Вы не будете цепляться за трезвучие, как за неподвижный костыль. Ваша гитара сможет не только точно расставить аккорды, но и петь вместе с этими аккордами. И будет петь. Уроков через пять-шесть.

Внимание! Это упражнение для тех, кто хочет не только тупо играть чужое!

Этот сайт недаром называется "самоучитель". Сейчас Вы будете учить себя сами.

Возьмите снова гитару, пробегите несколько раз в басах все звуки Ми минора, и после каждого звука берите аккорд из трех открытых верхних струн. Постарайтесь сделать это на слух.

Теперь дело посерьезней. Поставьте полный аккорд Ми минора, Вы его хорошо знаете, и пройдите все звуки Ми минора не только в басах, но и на верхних струнах. Остальная часть аккорда годится для аккомпанемента. Например, если Вы прижали помимо аккорда еще и фа-диез на II ладу первой струны, то в качестве аккомпанемента используйте любые струны, кроме первой. Прижали ре на III ладу второй струны - аккомпанируйте этой ноте струнами с 6-й по 3-ю, или, например, струнами 4, 3 и 1.

Затем научитесь при любом простом аккорде проходить все звуки его гаммы. Поставьте Ля минор, Ми мажор и потренируйтесь с ними. Сначала несколько раз берете аккорд, мысленно "въезжаете" в тональность, а потом играете на слух гамму этой тональности. Кое-где будет трудно, придется менять пальцы на аккорде. Где-то вы наврете. Не бойтесь ошибиться. Это Вам не механическое перебирание готового трезвучия.

Теперь возьмите простой аккорд на барре и попытайтесь проделать то же самое. Это еще труднее. Но эта задача - не на один день и не на одну неделю. Удачи.

Некоторые спросят: - получается, что бас из трезвучия - это низкий уровень, а бас не из трезвучия - более высокий? Нет, нет и нет. В большинстве случаев Вы будете использовать басы того аккорда, который поставили. Но иногда вместе с аккомпанементом гитара сможет петь то, что требует музыка. А захотите - будете петь со своей гитарой на два голоса. Это очень трудно. Но это будет другой уровень.

Рискну сказать больше: если Вам удастся, аккомпанируя себе на гитаре, спеть с ней две-три ноты на два голоса и не наврать, Вы можете считать себя хорошим певцом и хорошим гитаристом. Может, даже лучшим, чем иные раскрученные. После этого Вы будете добирать технику, которой Вам не хватает, но уже не как ученик.

Еще несколько слов о прелюдии. Если нарисовать кусок гитарного грифа с аккордом Ми минор, и на этом же рисунке нарисовать все ноты, которые можно безболезненно взять с Ми минором, и не только на басах, получится картинка вроде этой. Глядя на эту картинку, можно побегать пальцами по звукам Ми минора. Красные точки - тоника, в данном случае - нота ми .

Эта картинка называется бокс. Боксами завален весь Интернет. В том числе их строит программа, которую я Вам рекомендовал. Большого прока от них не приключается, потому что композитор не смотрит на боксы, когда пишет музыку, и всегда найдется нота, которой в боксе нет. Но для ознакомления с незнакомым ладом бокс вполне подойдет, например, с ладом блюза или кантри. Для начала, чтобы пощупать. Да и выглядит красиво. Это я намешал разные боксы на картинке, чтобы много места не тратить.

Так вот, теперь те, кто прелюдию играл, упражнения делал и в вопросе разобрался, будут смотреть на боксы со сдержанной улыбкой эксперта. И даже смогут эти боксы на свой вкус дополнять или изменять.

А те, кто прелюдию не играл, упражнений не делал и разбираться не захотел, будут смотреть на боксы, как баран на новые ворота.

Со следующего урока начнутся песни.

Было время, когда шестиструнная гитара считалась вредной для советских людей, ведь на ней можно было играть пьесы зарубежных композиторов. А эти пьесы могли принести советским людям чуждое, тлетворное влияние Запада. Советские люди могли попасть под это влияние и морально разложиться, что могло в итоге привести к низкопоклонству и преклонению перед Западом, а в конечном счете - к измене Родине. Сами понимаете, допустить такое было нельзя. Немногие музыканты тогда осмеливались защищать шестиструнную гитару. Если бы не Иванов-Крамской, неизвестно, как повернулось бы дело.

Сейчас идет тот же процесс, но в другую сторону. Музыкальный бизнес перестал отличаться от торговли подгузниками. Настоящую гитару услышать удается редко. Это пройдет. Если Вы будете уважать себя, слушать и играть то, что Вам нравится, а не то, что Вам впаривают, это пройдет быстрее. И обратите внимание: все хорошие музыканты - разные, а все плохие - похожи, как две капли воды.

(Только не думайте, что я совсем спятил). Последнее упражнение этого урока. Гитара не нужна. Представьте себе, что эта прелюдия - аккомпанемент. Попробуйте услышать мелодию, которая могла бы звучать с этим аккомпанементом. Сначала Ваша мелодия будет очень близка к прелюдии, но потом что-то произойдет, и Вы услышите кусочек музыки, совсем другой, а аккомпанемент к ней подходит. Это получится не сразу, а через несколько дней, без всяких усилий с Вашей стороны. Если это покажется Вам слишком легко - попробуйте услышать свою мелодию в другом ритме, не меняя ритма прелюдии.

Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов .
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль – это квинта

Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.

Выглядеть это должно примерно так:

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

Вот пример, как это должно выглядеть:

А теперь попробуйте самостоятельно сыграть , используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:

  • В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
  • В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
  • В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
  • ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G
  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  • большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)

Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,

на каких ступенях строятся аккорды:

Аккомпанемент

Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?

До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».

Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами – кардинально.

Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает

– в быстром темпе – напряжение, ожидание какой-то развязки или – реже – воодушевление, приподнятость

– а в медленном темпе – либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца

– полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения – прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.

Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:

– когда берется бас и оставшаяся часть аккорда

– бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)

– ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.

Итальянское слово «арпеджио » означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.

Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.

Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:

  • выучите только мелодию в верхнем голосе;
  • выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
  • поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
  • соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
  • добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.

АККОМПАНЕМЕНТ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с гитарным аккомпанементом, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице. Не исключено, после прочтения вам захочется овладеть всем миром под названием "Гитара", вместо того, чтобы довольствоваться его крохами, представленными на этой странице.

Мысли по поводу…

Тот материал, с которым вы могли ознакомиться на данной странице, безусловно, принесёт большую пользу гитаристам, заинтересованным в повышении качества аккомпанемента. Но он не предназначен для обучения игре на гитаре в высоком смысле этого слова. Не предназначен потому, что в нём не содержится сведений о правильном приложении рук к инструменту; нет упражнений, развивающих силу пальцев рук, их выносливость и скоростные характеристики. В общем, нет азов.

Поэтому, если вы намерены с помощью этого материала (или любого другого, связанного с аккомпанементом "боем" или "перебором") учиться гитаре играя песни, советую одуматься. Знаю-знаю, сами умные и так далее… Но вдумайтесь, вы ещё ничего не знаете о гитаре. Не знаете как обустроить её для комфортных занятий; как избежать болевых ощущений на начальном этапе; как заставить слушаться собственные пальцы, упорно не желающие занимать нужное место на струнах; как освоить гитарные приёмы "баррэ" и "арпеджио" – сколь основные, столь и по своему трудные, – без которых не обходится ни одна мало-мальски продвинутая песня. Значит, если вам и удастся начать занятия, то на освоение каждой песни будете тратить гигантское время, и за годы труда наберёте весьма скудный репертуар сомнительного качества. И главное, привычка располагать руки не так, как нужно, а так, как хочется, не позволит совершенствовать свою игру. Совершенствовать не в плане развития аккордовой техники или действий правой руки, отвечающей, при условии стандартного расположения гитары, за извлечение звука, а в развитии навыков сольной игры. Спросите, зачем нужен этот навык? Во-первых, затем, что, если вы человек молодой, не ясно ещё, что вам захочется в дальнейшем больше: петь под гитару или просто играть на ней. Во-вторых, у вас может попросту не оказаться голоса, а расстаться с гитарой будете не в силах. В-третьих, чтобы суметь сыграть вступление, проигрыш или окончание к любимой песне, присутствующей, не исключено, в оригинале.

Теперь рассмотрим другую сторону медали. Пройдя обучение в моей гитарной Школе, или любом другом квалифицированном месте, вы научитесь играть на гитаре музыку разных жанров и направлений, в том числе по нотам. Причём, играть соло, выдавая качественную музыку без поддержки других музыкальных инструментов или голоса (качественной музыкой, применительно к сольной игре на гитаре, я называю одновременное воспроизведение не менее трёх звуковых потоков). Освоите все известные гитарные приёмы (у меня они все). Приобретёте навыки, способствующие будущему прогрессу и творческому росту. А уже песни-то будут покоряться с потрясающей лёгкостью. И всё это, заметьте, за то время, которое вы потратили бы на освоение пары десятков песен при самодеятельном их разучивании. Есть разница?
Как поступить, решать, безусловно, вам. Но, если надумаете – милости прошу в раздел "Уроки". 5 первых уроков даны для бесплатного ознакомления, а стоимость каждого последующего равна 40 рублям, что, как вы понимаете, не может служить препятствием к их покупке.

Ну, а чтобы подогреть ваш интерес к гитаре, предлагаю посетить раздел "Библиотека гитариста" и послушать, что можно сделать на гитаре (рубрики "Ноты + Табы", "Песни и романсы", "Гитарные ансамбли" состоят исключительно из моих аранжировок).

Буквенно-цифровые обозначения – это способ записи отдельных звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов (подробности здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Буквенно-цифровые обозначения аккордов").

Данная система записи имеет ряд преимуществ и недостатков.

ПЛЮСЫ. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами и не владеющих нотной грамотой.

Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если музыкант хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знаком, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов (большой каталог аккордов для 6-ти струнной гитары доступен для просмотра и скачивания здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Каталог аккордов для гитары").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (независимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что данные символы несут в себе точную информацию о текущей гармонии, что позволяет избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не "заблудиться" в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знание нотации и основ теории музыки. Поэтому, если вы ещё не в теме, можете изучить всё это здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"Уроки игры на гитаре".

В-четвёртых, буквенно-цифровые обозначения, как и ноты, имеют единый стандарт для всего цивилизованного мира, а потому понятны любому музыканту, независимо от того, носителем какого языка он является. Данное качество представляется особенно ценным с наступлением эпохи Интернета и, как следствие, активного слияния культур. Причём не только с точки зрения аккордов, но и всех музыкальных дисциплин, в которых буквенно-цифровые символы находят весьма широкое применение.

МИНУСЫ. Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о взаиморасположении звуков аккордов, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа или клавиатуры их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его протяжённости без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры) или текстов песен (подробности в документе "Буквенно-цифровые обозначения аккордов"/"Применение буквенно-цифровых обозначений аккордов").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда – одновременно (бой на гитаре) или попеременно (перебор на гитаре), и с какой ритмикой.

ВЫВОДЫ. Буквенно-цифровые обозначения, несмотря на некоторые недостатки, будут полезны всем, чья деятельность, так или иначе, связана с музыкой.

Аккорды в моём (Андрея Носова) каталоге записаны нотами, содержат подробную аппликатуру левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу, и сопровождены табулатурой, позволяющей разобраться в аккордах гитаристам, не искушённым в нотации. Аккорды имеют все возможные обозначения, используемые в разных странах мира и в разных музыкальных жанрах. Поэтому вы не будете иметь проблем с расшифровкой аккордовых символов, принятых за рубежом или, скажем, в джазе.

Аккордов в каталоге много, и их, без сомнения, хватит для всех игровых ситуаций, связанных с аккомпанементом, независимо от стиля его ведения – переборы или бой (кстати, именно удобство ведения боя и явилось решающим фактором для подбора аккордов: все они исполняются исключительно на соседних струнах). Но... это лишь малая часть аккордов, которые можно взять на гитаре. Сюда не вошли аккорды, смежные звуки в которых располагаются через струну или несколько струн друг от друга. Равно, как не вошли и аккорды, содержащие открытые струны в середине структуры (за малым исключением). Количество таких аккордов несметно, поэтому ни записать их, ни выучить не реально. Впрочем, квалифицированные гитаристы аккорды и не учат, как не пользуются и шпаргалками типа сборника аккордов. Они используют теоретические и практические схемы построения, дающие возможность составить и воспроизвести нужный аккорд любой сложности. Пополнить ряды квалифицированных гитаристов, выделяющихся не только отменной аккордовой техникой, но и блестящей сольной игрой, я вас и приглашаю, пройдя обучение в моей гитарной школе. Подробности на веб-сайте Гитарная Школа А.Носова, в разделе "Уроки игры на гитаре".

Желаю успешного освоения материала, коллеги!




Top