Гитары по стилям музыки: гитара для блюза, джаза, кантри и других стилей. Испанская гитара

Гитара - один из самых популярных музыкальных инструментов, что неудивительно: она проста в базовом обучении, и целый пласт культуры завязан именно на этот инструмент. Даже овладев всего тремя аккордами, Вы уже не будете испытывать затруднений в вопросе «что бы спеть?». По мере роста умения откроется множество техник и стилей исполнения, раскрывающих все новые и новые возможности простой, на первый взгляд, гитары.

Но для этого и инструмент нужно выбрать соответствующий. Для низкокачественной акустики в среде гитаристов уже давно припасен термин «бобровка» - увы, изделия завода мебели и музыкальных инструментов (да, именно так!) из города Бобров уже настолько прославились отвратительным качеством изготовления и звучания, что стали именем нарицательным. Так что стоит сразу сориентироваться, гитары какой фирмы — лучшие, чьего производства гитару можно покупать с уверенностью, а уже потом выбирать понравившийся и доступный по деньгам инструмент из модельного ряда.

Какая гитара лучше — акустическая или классическая?

Бренд брендом, но выбираете Вы для себя конкретный инструмент. Для начала определимся с конструкцией:

  • Классические гитары — лучший выбор для новичков. Широкие и тонкие грифы удобны для отработки аппликатур, на более узких грифах акустических и тем более электрогитар пальцы будут мешать друг другу и струнам гораздо дольше. Мягкие нейлоновые струны, которые используются на «классике», не вызывают боли в пальцах до наработки мозолей, легко зажимаются и подтягиваются бендами. Но и перейти на сталь впоследствии не получится - мала прочность для струн с высоким натяжением, выдержать стальные струны может далеко не каждая классическая гитара, так что лучше не экспериментировать.
  • Акустические гитары за счет жестких пружин (набора деревянных реек-усилителей) под верхней декой и наличия анкера в грифе могут использовать стальные струны, поэтому богаче в звучании и громче, особенно дредноуты (вестерн-гитары). Стальные струны позволяют легко использовать звукосниматели, поэтому многие модели акустических гитар изначально оснащаются ими, возможно и в комплекте со встроенным эквалайзером-преампом, что удобнее для выступлений, чем снятие звука микрофоном.

Лучшие фирмы-производители акустических и классических гитар

Составляя рейтинг лучших производителей акустических и классических гитар, мы столкнулись с понятным затруднением: многие фирмы производят широкий спектр инструментов самого разного класса. Поэтому нам специально пришлось создать категорию для «универсалов» - это те марки, в ассортименте которых есть инструменты для музыкантов любого уровня, и при этом все эти инструменты можно купить у нас в стране. Остальные же категории наполнялись также исходя из тех гитар этих фирм, что больше всего распространены у нас в продаже.

Приветствую вас, читатели блога сайт. Я уже начал знакомить вас с основами игры на гитаре в моих . Теперь же хочу уделить внимание тому, как осваивали мастерство величайшие гитаристы, для которых искусство игры на гитаре было делом жизни. Выше уже говорилось , теперь же хочу упомянуть имена десяти классических музыкантов, без которых не существовало бы современной гитарной музыки.

1. Фердинандо Карулли (Ferdinando Carulli), 1770—1841. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. Первоначально учился играть на виолончели. Изучив игру на гитаре самостоятельно, стал одним из первых профессиональных исполнителей на этом инструменте. Красивое звучание гитары, чистота и скорость исполнения гитарных пассажей обеспечили ему успех сначала в Неаполе, а затем в Париже, где он стал любимцем салонов. Творческое наследие Карулли велико, особое значение имеет его «Полная школа игры на гитаре» считающаяся первым учебным пособием для этого инструмента. Отдельного внимания заслуживает его труд «Гармония применительно к гитаре», посвященная правильному переложению музыки для гитары

2. Маттео Каркасси (Matteo Carcassi) 1792—1853. Итальянский классический гитарист и композитор. Каркасси учился играть на фортепиано, а затем на гитаре. К 20 годам заслужил славу первоклассного гитариста, успешно концертировал в Париже, Лондоне и некоторых городах Германии, хотя и не достиг по популярности уровня Карулли. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей. Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды (№. 26 и №. 60) и трёхчастная «Школа игры на гитаре»

3. Мауро Джулиани (Mauro Giuliani) 1781—1829. Итальянский классический гитарист, композитор и педагог. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно сам овладел гитарой. Поскольку сделать карьеру концертирующего гитариста в Италии было затруднительно из-за малого интереса публики к этому инструменту и из-за наличия большого количества первоклассных гитаристов (в том числе Фердинандо Карулли), Джулиани в 1806 году перебрался в Вену, где быстро завоевал репутацию одного из лучших гитаристов Европы. В Вене он начинает публиковать свои композиции, активно выступать, играя в ансамблях и даже в оркестре. Концерты с его участием слушали величайшие композиторы столетия. Сохранились сведения, что Бетховен был поражён его выступлением, назвав гитару «маленьким оркестром». Композиторское наследие Джулиани очень велико - это пьесы, этюды, сонаты, концерты для гитары с камерным оркестром.

4. Фернандо Сор (Fernando Sor) 1778—1839. Испанский классический гитарист-виртуоз и композитор, один из крупнейших исполнителей на этом инструменте в XIX веке. С детства обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при католическом монастыре, рано проявил композиторские способности. В 1799 году переселился в Мадрид, занимал различные административные должности в Барселоне и Малаге. С вторжением французских войск в Испанию Сор занимает патриотическую позицию, однако затем композитор, как и большая часть испанской интеллигенции, вынужден уступить и занять административный пост при французах. В 1813 Сор уезжает в Париж, а затем в Лондон, где его игра на гитаре произвела настоящую сенсацию. Осенью 1823 Сор со своей женой, французской балериной, отправляется в Россию, где его выступления также имели большой успех. Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России». Во Франции Сор знакомится со своим соотечественником гитаристом Дионисио Агуадо, с которым впоследствии часто выступает в дуэте. Гитарные пьесы Сора не рассчитаны на внешний эффект, в отличие от произведений Джулиани и Какасси, они написаны в манере венских классиков - Моцарта, Бетховена. Сор трактует гитару как полифонический инструмент, не ограничиваясь только изложением мелодии и аккомпанемента. Сор является также автором трактата о гитаре известного как «Гитарная школа Сора» и множества этюдов.

5. Франсиско Таррега (Francisco Tárrega) 1852—1909. Испанский классический гитарист и композитор, один из основоположников современного исполнительства на этом инструменте. Игрой на гитаре занимался с раннего детства. На его музыкальные способности обратило внимание одно состоятельное семейство, при поддержке которого он поступил в Мадридскую консерваторию по классу фортепиано и композиции (гитара в консерватории не преподавалась). Несмотря на успехи в фортепиано, Таррега предпочёл гитару и после упорных занятий дал концерт в мадридском театре «Альгамбра», прошедший с огромным успехом. После женитьбы Таррега поселяется в Барселоне, где занимается педагогической и композиторской деятельностью. Там сформировались творческие союзы Тарреги с Энрике Гранадосом и Исааком Альбенисом, многие сочинения которых он переложил для гитары. Собственных сочинений у Тарреги всего 78 и около 120 переложений, наиболее известны «Воспоминание об Альгамбре» и «Арабское каприччио». Таррега воспитал много учеников, наиболее выдающийся из которых Эмилио Пухоль. Андрес Сеговия высоко ценил мастерство Тарреги и часто исполнял его произведения.

6. Эмилио Пухоль (Emíli Pujol) 1886―1980. Испанский (каталонский) классический гитарист, исполнитель на виуэле, композитор и педагог. Заинтересовался классической гитарой, услышав исполнение Франсиско Тарреги, и в течение семи лет брал у него уроки. Школа Тарреги сделала из Пухоля блестящего гитариста, и в 1912 он с большим успехом выступил в Лондоне и Мадриде. В противоположность Андресу Сеговии, игравшему ногтями, Пухоль придерживался техники Тарреги, предпочитавшего извлекать звук подушечками пальцев, достигая более мягкого, но и более ограниченного по тембру звучания. В возрасте 60 лет он стал профессором гитары и виуэлы в консерваториях Барселоны и Лиссабона. Наследие Пухоля включает в себя более сотни оригинальных сочинений для гитары и более трёхсот переложений для гитары лютневой и виуэльной музыки. Пухоль автор четырёхтомной «Школы игры на гитаре», в первых двух частях которой излагаются принципы Тарреги, а в третьей и четвёртой ― его собственные педагогические соображения.

7. Агустин Барриос Мангоре (Agustín Barrios Mangoré) 1885―1944. Парагвайский классический гитарист и композитор. Барриос ― первый крупный латиноамериканский гитарист, получивший известность у европейской публики. Он родился в семье, где было 8 детей. Уже в семь лет он играл аккорды и небольшие произведения в семейном ансамбле. В 13 лет его замечает преподаватель музыки из музыкального института в Асуньсьоне, куда в последствии он его устраивает. В 23 года Барриос становиться известным исполнителем и автором произведений для гитары. Он покидает Парагвай и отправляется путешествовать. В Уругвае он знакомится с адвокатом, поклонником гитары который принимает у себя в доме Барриоса. В этот период он пишет свои самые известные произведения в т.ч. сюиту «La Cathedral». В 1921 году в Аргентине Барриос встречается с Сеговией, между ними сразу устанавливаются дружеские отношения. Они исполняют друг другу свои произведения, обмениваются нотами. Далее Барриос перемещается в Бразилию, где знакомится с бразильским композитором Эйтором Вилла-Лобосом. В Бразилии он даёт концерты в каждом штате на протяжении 15 лет, выступая не только в больших городах, но также в маленьких деревушках, никогда не видевших гитарные концерты до его приезда. Умер он в Сальвадоре в возрасте 59 лет. Композиторское наследие Барриоса включает более трёхсот сочинений для гитары, многие из которых до нашего времени не изданы. Самое известное произведение - сюита «La Cathedral» (Собор) в 3-х частях, входит репертуар практически каждого гитариста. Другие произведения - вальсы, прелюдии, вариации на классические темы.

8. Андрес Сеговия (Andrés Segovia) 1893—1987. Испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары. Как и многие гитаристы, Сеговия с детства обучался игре на фортепиано и скрипке, но вдохновлённый музыкой фламенко стал самостоятельно осваивать гитару. В 16 лет дал свой первый концерт в Мадриде. Стиль Сеговии отличался от принятого в то время стиля исполнения на гитаре использованием ногтей, что делало звук громче и резче. Вначале публика прохладно относилась к его игре, но, начиная с середины 1910-х, исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало всё большее признание в Испании, а после концерта в Париже он стал знаменит. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, где он познакомился с Агустином Барриосом Мангоре и Эйтором Вилла-Лобосом. Вилла-Лобос впоследствии написал для него целый ряд произведений, в том числе знаменитые «Двенадцати этюдов». Сеговия переложил для гитары много классической музыки — в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Asturia» (Легенда) Исаака Альбениса и Чакона Баха. Он активно способствовал популяризации гитары, среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов Д. Вильямс, Д. Брим (Англия), А. Диас (Венесуэла), К. Паркенинг (США). В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки, а в 1981 году король Испании пожаловал ему титул маркиза за заслуги перед отечеством. Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность до глубокой старости. Он умер в Мадриде в возрасте 94 лет

9. Джон Уильямс (John Williams) род. в 1941. Британский классический гитарист (не путать с Мэйсоном Уильямсом - Американским гитаристом и композитором). Родился в Австралии, начал учиться играть на гитаре в 4 года под руководством отца, который тоже был гитаристом. В 1955 исполнение Уильямса услышал Андрес Сеговия и пригласил его заниматься в летнюю школу в Сиене. Впоследствии Уильямс поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне по классу фортепиано и теории музыки (класса гитары тогда не было). Вскоре состоялось его первое выступление, прошедшее с огромным успехом, а затем гастроли во Франции Испании, СССР, Японии и США. Исполнение Уильямса отличалось высоким профессионализмом (его игра практически безошибочна), виртуозностью, хорошим чувством ритма. В 1973 альбом, записанный им совместно с Джулианом Бримом, получил премию «Грэмми», а в 1978 к нему пришла мировая слава как исполнителю музыки Стенли Майерса в фильме «Охотник на оленей». В настоящее время Уильямс продолжает концертную деятельность, записывает диски (общее количество которых приближается к 100). Уильямс - лауреат многих конкурсов и наград, в том числе Ордена Британской Империи.

10. Ролан Диенс (Roland Dyens) род. в 1955. Французский музыкант, композитор, аранжировщик и исполнитель на классической гитаре. Начал играть на гитаре с 9 лет. В 1976 году закончил частную консерваторию в Париже. Диенс лауреат высших наград многих престижных музыкальных конкурсов. В 1988 году он вошел в число 100 лучших ныне живущих гитаристов всех стилей и направлений. Композиции Диенса пользуются популярностью у многих современных гитаристов. Наиболее известные произведения - «Tango en skaï» и «Valse en skaï»

Двадцатый век воистину был революционным, подумайте только наши бабушки и дедушки в детстве были свидетелями проведения первых, наивно полагали что из деревянного шкафчика с крутилками и надписями вещает голос карлика который спрятался в этот шкафчик, теперь же многие особо продвинутые бабули, да и дедули тоже освоили и интернет и скайп и даже онлайн игры.

В сфере развлечений, к коим музыка вообще и гитарная музыка в частности относится, изменения так же были колоссальные. В этой статье рассмотрим эволюцию гитарных стилей музыки и как следствие эволюцию формы, внешнего вида и начинки электрогитар.

Гитары для джаза

Джаз — вид музыкального искусства, зародившийся в XIX веке в США, возникший из сочетания черт европейской и африканской культур (на базе импровизации, неровного ритма и темпа).


Гениальный джазовый гитарист Django Reinhardt (настоящее имя Жан Бати́ст Рена́рт) и его гитара

Гитары для джаза максимально приближены к классическим. Это как правило обычные акустические вестерн гитары (гитары с металлическими струнами) на которые устанавливаются звукосниматели, либо это так называемые арктоп (Archtop) гитары. Арктоп гитара, это так же пустая внутри (hollowbody) гитара, корпус которой так же составной; обечайка, верхняя и нижняя деки склеены между собой. Арктоп гитара похожа на скрипку благодаря выпуклой форме верхней и нижней деки, есть на верхней деке арктоп гитары и резонаторные отверстия «эфы» которые и есть у скрипки.


Арктоп фирмы Epiphone

Изначально джазовые арктопы изготавливались с одним звукоснимателем, который устанавливался ближе к грифу (нэковый звукосниматель от англ. neckгриф). Потом, чтобы разнообразить звуковую палитру производители стали устанавливать и второй звукосниматель (бриджевый), появился на арктопах и тембр блок. Арктоп с 2-мя хамбакерами на сегодняшний день это стандарт, однако и по сей день многие джазовые гитаристы предпочитают канонические конструкции арктопов.

Пэт Мэтью и его именной арктоп (ibanez pm35)

Еще один момент роднящий арктоп и скрипку это конструкция бриджа. У таких гитар не фиксированный бридж (он выполнен как правило из твердых сортов дерева: палисандра, черного дерева), на месте такой бридж держится благодаря прижимающему действию струн.


Бридж от арктоп-гитары

Еще часто можно заметить на верхней деке под звукоснимателями пластинку из пластика или дерева – это пикгард, его функция защитить деку от царапин медиатором во время игры.

Благодаря указанным выше особенностям конструкции этих гитар, звук их максимально подходит для исполнения джаза. У этих гитар мягкий, живой звук с уклоном в средние и нижние частоты звукового спектра. Сустейн (время звучания струны) у hollowbody гитар не такой большой как у цельно деревянных гитар, но зато атака не такая резкая, а с учетом того, что играя джазовые последовательности аккордов или импровизации идет постоянная смена нот, здесь просто по определению не требуется длительный сустейн.


Пикгард

Гитара для блюза

Блюз (от англ. Blues или Blue Devils - тоска, печаль) – музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «хлопкового пояса». Является одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру.

Ущемленные в те времена чернокожие жители Северной Америки, постоянно искали способы борьбы со своими «белыми» угнетателями. Блюз стал своего рода протестом, борьбой с системой.

Коробка из под сигар или гитары для бедных

Вообще блюз это олицетворение безысходности, печали и тоски. Но нас больше интересует какие гитары больше всего полюбились блюз-менам. Изначально музыканты игравшие блюз были очень бедные ребята играющие на чем попало и где попало, иногда даже за еду.

Для блюза подходил любой инструмент и как правило это была сломанная, но отремонтированная самим же музыкантом гитара, так же в ход шли гитары самых дешевых фирм (на другие инструменты у темнокожих бедняков просто не было денег). Речь о том, какого сорта дерево применялось в гитарах речи быть и не могло. (кстати, у нас есть статья о ) Тогда же появились и так называемые сигар-боксгитары.


Сигар-бокс гитара

Самодельные, трехструнные гитары изготавливали из найденной на свалке пустой коробки из под сигар. Сигар-бокс гитары как правило 3х струнные (иногда больше) с открытым строем (например соль ре соль GDG). Играют на такой гитаре при помощи слайда медиатора и пальцев (раскрываем тему подробнее в статье по ). С появлением возможности подключать гитару к усилителю звукосниматели стали устанавливать и на сигар-бокс гитары.


Обычно блюз играется на чистом звуке или слегка подгруженном (овердрайв) звуке. Для этих целей подходили гитары с не самыми мощными датчиками (синглами). Яркими представителями таких гитар были FenderStratocaster и FenderTelecaster.



Для блюза очень подходят:

  • пустотелые (hollowbody) гитары;
  • гитары с центральным блоком дерева и пустотами по бокам (semi-hollow);
  • электрогитары с полостями (chamberedbodyguitar).

БиБи Кинг со своей Люсиль


Примечательна модель короля блюза (Би Би Кинга) Gibson Lucille, она имеет полости, но в верхней деке нет резонаторных отверстий. Гитары такой формы в народе называют «банка».

Пустоты в корпусе гитар влияют на тон, делая его особенным и узнаваемым. Но как было сказано выше блюз можно сыграть на чем угодно, яркий пример гитара Джека Вайта Eastwood Airline 59 (корпус которой изготовлен из пластмассы)

Гитара для музыки кантри

Немного о кольтах, парнях в шляпах и гитарах.

С угнетаемыми работниками плантаций разобрались, а что же их белые угнетатели?

В сводном кантри-ансамбле, звучали скрипка и губная гармоника, банджо и добро, стиральная доска и кольт 45 калибра. «Добро» кстати это музыкальный инструмент очень похожий на гитару.

Приблизительно в это же время в среде белого населения Северной Америки зародился стиль кантри. Кантри музыканты изначально были простыми деревенскими парнями, любителями съесть отбивную и выпить забористого самогона, как результат подобного времяпровождения: совместное пение песен о нелегкой судьбе ковбоя потерявшего стадо буйволов в прериях.


Музыкальный инструмент добро
Строение добро

Если не вдаваться в подробности, добро это акустическая гитара, в которую встроен металлический резонатор. Обычно,играют на нем положаинструмент не колени, используя специальную технику (слайд технику), и надевая специальные металлические коготки на пальцы.

И конечно, в кантри музыке широко применяется электрогитара. Тут однозначно сказать, что предпочитают кантри-музыканты,но, как правило, это классические американские электрогитары типа фендер телекастер и фендер стратокастер.

Примечательно, что именно для телекастера было изготовлено устройство называемое G-bender, сказалась идеально подходящая для этих целей конструкция деки гитары.

G-bender позволяет делать подтяжку (бэнд) 6-й струны во время игры, для этого висящую на ремне гитару немного потянуть вниз.

Анархия в Соединенном Королевстве и гитары для панка

Если вы новичок желающий играть панк рок, вот на что в первую очередь стоит обратить внимание при выборе гитары:

  • Забудьте миф про плохое качество панк-гитар. Всё это давно в прошлом. Всегда стремитесь получить максимально качественный звук;
  • Выбирайте лаконичность. Панк относительно простая музыка, в первое время вам не понадобятся штуки вроде микро-подстройки или флойд роуз (floyd rose). Обратите внимание на подборку гитар знаменитых панк-рокеров. Простота и стиль.

Gibson Les Paul с датчиками P90 (Mike Ness – Social Distortion)
Именной Fender Stratocaster (Tom Delonge – Blink182, Angels and Airwaves, Boxcar Racer) с одним хамбакером

  • Если у вас уже есть опыт выступлений, обращайте внимание на вес гитары. Для скачек на сцене Les Paul будет явно неподходящей гитарой. Кроме того, его гриф достаточно хрупкий (в районе головы), а значит это большой риск поломки дорогостоящего инструмента. Другое дело гитары формы SG или, например, Stratosacter. Лёгкость и манёвренность несомненный плюс этих инструментов.
  • Не борщите с ценником. Но и не покупайте дешевый ширпотреб. Подкопите денег. Возьмите в качестве первой гитары самую дешевую Gibson Junior вместо китайского инструмента. Вы увидите как гитара раскрывает всё новые грани звука вместе с вашим развитием. А если решите с ней расстаться — покупатель не заставит себя ждать.

Гитары для метала

Отметим что на сегодняшний день их великое множество, да и в каждом ответвлении метала много своих вариантов. Метал зародился в 70-х годах в Северной Америке и Великобритании. Основой для метала стал психоделический рок с длительными импровизациями и сменами ритма.

Музыка характеризуется тяжелым звучанием, повторяющимися музыкальными фразами (риффами), относительно прямым ритмическим рисунком, разбавленным периодическими барабанными сбивками (синкопами), и пронизывающими гитарными соло (наследие психоделических гитарных импровизаций уходящее своими корнями глубоко в джаз).

Подписная модель Алекси Лайхо гитариста Children of Bodom

Метал предполагает известную степень умения игры на гитаре. Металлисты как правило имеют не плохую музыкальную теоретическую музыкальную подготовку, да и навык практической игры на электрогитаре у них очень высок. Так какие гитары предпочитают металлисты? Черные. И хотя это безусловно шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Гитары металлистов как правильно строгих расцветок, агрессивных форм, брутальные одним словом.

Звукосниматели для метала: мощь и агрессия

Одно из непременных условий это наличие мощных звукоснимателей (с высоким уровнем выходного сигнала — хамбакеры). На многие гитары для экстремально тяжелых стилей ставятся активные звукосниматели (конструктивно такой звукосниматель связан с электроникой благодаря чему уровень сигнала поднимается до определенного уровня, происходит частотная коррекция снимаемого со струн звука).


Активные звукосниматели фирмы EMG - так называемые ежи

Гитара с активными звукоснимателями комплектуется батарейкой (без которой звука от этой гитары не добиться).

Еще очень часто на гитарах для металла устанавливаются подвижные бриджи, что позволяет разнообразить игру во время соло.

Подвижный бридж флойд — роуз

Агрессивная форма гитар для метала это не только часть шоу, но и определенная эргономика. Ставшие каноническими для метала формы гитар типа Jackson Kelly при определенных условиях очень удобны для игры: например, играть на Gibson Flying-V сидя практически невозможно, но все разительно меняется при игре на ней же стоя.

Копия джексон келли от фирмы зомби
Gibson Flying-V

Так же для тяжелых стилей гитаристы применяют гитары классических форм: лес пол, стратокастер, телекастер, однако страты и телеки оснащаются мощынми звукоснимателями (хамбакерами).

Выводы: краткие тезисы статьи

  • Гитара для джаза не требует высокого сустейна, поэтому можно выбирать из полых (арктоп) с одиночным датчиком (сингл). Здесь важна мягкость звука.
  • Для блюза подойдут почти любые гитары. Но для узнаваемого и неповторимости тона подойдут гитары с полостями (chamberedbodyguitar) или с пустотами по бокам (semi-hollow). Гитары «банки» внешне будут подчёркивать ваш неторопливый, вальяжный блюзовый стиль.
  • Для панк рока подойдут лаконичные гитары средней ценовой категории. Минимум опций, максимум драйва. Желательно полегче.
  • Для метала выбирайте яркий и злой инструмент. Форма не главное, но выгодно подчеркнёт ваш экстримальный стиль.
  • Не покупайте китайский ширпотреб!

48 5

Просмотрев все свои предыдущие «десятки», я пришел к выводу, что чего-то явно не хватает. И вот, проснувшись одним утром понял, что в некоторых песнях есть крайне важная часть, важнее риффа или даже текста — соло. Поэтому вот, ориентируясь на списки журналов Classic Rock и Guitar World, внося кое-какие свои изменения, представляю вам топовые соляки последних 50-ти лет.

1. Stairway to Heaven (Джимми Пейдж, Led Zeppelin)

«Лестница в небо» стала одной из самых знаменитых песен Led Zeppelin и рок-музыки вообще, а также самой часто проигрываемой композицией на американских радиостанциях. Такому успеху в немалой степени способствовало яркое соло гитариста Джимми Пейджа, по мнению которого, «…в песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску…» Если Вы решите стать гитаристом, то вот ваш to-do-list на ближайший год — купить гитару, начать отращивать волосы и разучить соло на 06:15 минуте.

2. Highway Star (Ричи Блэкмор, Deep Purple)

Одна из самых громких, быстрых и известных вещей Deep Purple, раскрашенная незабываемым гитарным соло Ричи Блэкмора на пятой минуте композиции. Песня получила массовое признание после того, как попала на 19 место в списке «100 величайших гитарных соло», составленном авторитетным журналом Guitar World(на него ориентир я и взял). Хотя глупо говорить, что это было первое признание песни — это скорее ее «воскрешение» после давнего релиза.

3. Comfortably Numb (Дэвид Гилмор, Pink Floyd)

Шикарное соло Дэвида Гилмора в песне « Comfortably Numb » . Соло делится на две части — на 02:35 минуте и на 04:32 минуте. Эти две части можно назвать « светлая » и « мрачная » , ибо по характеру исполнения они именно такими и являются. У Дэвида всегда получалось передать необходимое настроение своей гитарой. У него всегда был самый уникальный звук и самые мелодичные соло.

4. All Along The Watchtower, Little Wing (Джимми Хендрикс, The Jimi Hendrix Experience)

Сколько раз я упоминал Джимми, сколько его песен и альбомов было затронуто, сколько о его личности я рассказывал — и опять я попал в этот круг. Так или иначе, одну песню выбрать мне нереально, да и журналы делят эти песни по разному. Поэтому просто скажу, что столь необычных песен в психоделическом роке, возможно, и нету. «All Along» — эталонный кавер, о котором даже автор Боб Дилан с детской восхищенностью отзывался, соло в песне разделено на 4 или 5 частей(кто как выделяет), каждая из которых полностью независима; «Little Wing» — это вообще что-то невообразимое. И без того красивая песня становится еще краше на 01:40 минуте, когда Джимми начинает солировать. Отголоски соло доносятся из 1960-х, когда многотысячная толпа хиппи, закатывая глаза, билась в экстазе под открытым небом на фестивале «Вудсток». Сюда можно было бы добавить еще и «Purple Haze», но три песне на одно место, даже как по мне, слишком жирно.

5. Hotel California (Дон Фелдер, Джо Уолш, The Eagles)

Самая популярная группа Штатов стала еще популярнее в 1976 году, когда вышел альбом «Hotel California», одноименный трек которого просто сносил всем башни. Ей-богу, по сей день слушаю и играю регулярно. Сама песня рассказывает нам о неком отеле, который носит название Калифорния. И если с текстом миллионы заморочек и версий происхождения, то с соло все крайне просто — сыгранное в два «ствола» Уолшем и Фелдером, оно полностью передает настроение песни и не надоедает. Длится две минуты и исполняется по канону только гитарой Gibson EDS-1275(точно так же, как это делает Пейдж в композиции №1 в списке)

6. Freebird (Аллен Коллинз, Гари Россингтон, Lynyrd Skynyrd)

«Свободная птица» заняла 3 строчку в списке «100 лучших гитарных соло» по версии журнала Guitar World, а журналист Amazon.com Лорри Флеминг назвал её «наиболее востребованной песней в истории рок-музыки». Гари Россингтон играл слайд-соло на Gibson SG, используя стеклянную бутылку в качестве в подражание своему кумиру – американскому гитаристу Дуэйну Оллману.

7. Master of Puppets (Кирк Хэммет, Metallica)

Люди, показавшие всему миру, как с помощью «митолла» можно стать мультимиллионерами, всегда умели делать хорошую музыку. А играть божественные соло у них умели все – от гитаристов до басистов. А то, что вытворял господин Бёртон, вообще достойно отдельного описания. Ты скажешь, что всё, что было написано после после 86-го, позорит «металл». Ну, или что они скатились после 91-го. Или даже 96-го. Одна из лучших хеви-метал песен в истории человечества начинается, как и подобает подобным песням, бодро, резко и цепляюще, но мы ведь говорим про соло. А какая хеви-метал песня без славного соло? Тем более, безбожно лажающий нынче Кирк Хеммет тогда на живых выступлениях грешил поменьше. Тем, кто не переносит 8 минут тяжёлой музыки, советуем перемотать на 3:32, когда начинается инструментальная партия, а там уже и соло. Хотя как можно не любить мелодичную, несмотря на свою «тяжесть», основную часть? Если тебе не нравится, то у тебя явно проблемы со слухом.

8. Eruption (Эдди Ван Хален, Van Halen)

Инструментал с дебютного студийного альбома стадионных рокеров Van Halen заложил новые стандарты игры на электрогитаре и положил начало целому поколению гитаристов, использующих уникальный стиль и подход виртуозного Эдди Ван Халена. «Eruption» отлично иллюстрирует мастерство гитариста в тэппинге (техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе с использованием правой руки).

9. November Rain (Слэш, Guns N’ Roses)

Цилиндр, солнцезащитные очки, закрывающие лицо волосы, резкая, мелодичная и раскрепощённая манера игры – речь идёт, конечно же, о Слэше, соло которого стало одной из главных изюминок всем известного хита Guns N’Roses. Соло в сей композиции, скорее, дополнение к основной части — это больше пиано-баллада от Эксла.

10. Bohemian Rhapsody (Брайан Мэй, Queen)

Сэр Брайан Мэй и его легендарное соло на 02:35 минуте, служащее своеобразным мостом между «балладной» и «оперной» частями песни. Через два года после выпуска, в 1977 году, песня получила титул «Лучший сингл за последние 25 лет». В 2000 году,по результатам опроса 190 тысяч человек, «Bohemian Rhapsody» была признана лучшей песней тысячелетия.

1. Введение

Предлагаем вашему вниманию обзор, посвященный выбору гитарного сетапа. На сегодняшний день ассортимент представленных на рынке гитар и гитарных усилителей весьма широк. Соответственно палитра звуков, которые можно получить, практически не ограничена. Однако можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны - для того чтобы найти нужное звучание, надо знать, что именно выбрать, какое оборудование справится с поставленной задачей наилучшим образом.

2. Блюзовый сетап

Хотя играть блюз можно практически на любой гитаре, при выборе все равно есть очевидные фавориты. Прежде всего, это касается полуакустических гитар с цельным центральным блоком. Подобный тип корпуса впервые был использован в конструкции гитары Gibson ES-335, которую многие до сих пор считают лучшим вариантом из возможных. На такие гитары обычно ставят датчики типа "хамбакер" с теплым и жирным звуком (нэковый датчик) или с "кусачим" сольным звуком (бридж). Однако, блюз и разные его подстили - своего рода квинтэссенция истории электрогитары, поэтому у разных исполнителей можно увидеть самые разные инструменты: и Fender Stratocaster ( , ), и Telecaster (), и Gibson Les Paul ( , ).

Усилитель

Большинство исполнителей блюза предпочитают усилители, максимально бережно воспроизводящие тончайшие детали естественного звука гитары. Многие классические типы блюзового звука относятся к той области, которую музыканты называют "кранч" - то есть звук уже не чистый, но еще и не перегруженный. Полный перегруз обладает свойством сужать динамический диапазон гитары за счет естественной компрессии. Кранч, напротив, динамически очень богат, поскольку тихие ноты звучат на практически чистом звуке, в то время как ноты, сыгранные "форте", довольно сильно перегружаются.

Среди исполнителей в стиле блюз очень популярны ламповые усилители, обладающие мягким ламповым перегрузом, обычно не требующим большой громкости и плотных "низов". Хороший ламповый комбоусилитель с одним 12-дюймовым динамиком на максимальной громкости обладает одновременно очень широким динамическим диапазоном и богатыми тембральными возможностями.

Блюз - это не тот стиль, в котором эффекты играют определяющую роль. При обработке звука столь популярными среди рок-музыкантов эффектами хоруса или задержки тонкие детали звучания и глубина динамики "замыливаются". Большинство знаменитых блюзовых гитаристов мира вообще не используют ничего, кроме гитары, усилителя и кабеля.

Блюзовый овердрайв можно получить непосредственно на усилителе, можно использовать отдельную педаль, а можно задействовать и то, и другое. В последнем случае педаль работает в качестве так называемого "бустера", или "грелки" - она не создает собственно перегруза, но поднимает уровень сигнала так, чтобы он легче перегружался на усилителе.

Однако некоторые типы эффектов встречаются в блюзе достаточно часто, особенно если группа исполняет "кроссовер" с уклоном в сторону психоделического рока. В особенности популярна педаль "вау", введенная в арсенал гитаристов в конце 60-х годов стараниями и . Существенный момент для понимания работы педали "вау" - то, что в ее звуке всегда присутствует подъем в области средних частот с переменной добротностью. Поэтому при подключении педали "вау" перед педалью овердрайва общий уровень сигнала усиливается, и общий уровень перегруза также усиливается. В этом случае в звуке появляется своего рода "ворчание", которого не будет, если мы подключим педаль в петлю эффектов - в последнем случае звук будет более "гладким", поскольку глубина перегруза будет определяться только на предусилителе.

Бум психоделического рока в самом конце 60-х годов сделал популярным еще один характерный эффект - кабинет Лесли. В эффекте Лесли динамики не зафиксированы, а установлены на вращающиеся оси, что позволяет создавать легко узнаваемый "булькающий" пульсирующий тембр. Помимо уникального звучания кабинеты Лесли отличаются тяжелым весом, громоздкостью и наличием большого количества подвижных деталей, то есть частыми поломками и необходимостью регулярного технического обслуживания. К счастью, в наше время выпускается очень много педалей, создающих похожие эффекты, такие как тремоло или вибрация, а также имитировать (причем весьма достоверно) настоящие Лесли-кабинеты.

3. Сетап для классического рока

Между блюзом и роком очень много общего, как в стилистическом, так и звуковом плане, поэтому блюзовый и роковый сетапы во многом схожи. Звук классического рока, который мы хорошо знаем и любим, был создан не только благодаря мастерству гитаристов, но и благодаря усилиям создателей первых электрогитар и усилителей. Так что неудивительно, что здесь будут доминировать такие имена, как Fender, Gibson и Marshall.

Очень часто выбор гитары для такого разнопланового стиля, как рок, определяется простым вопросом - звучанию какого музыканта вы хотите подражать, на кого хотите быть похожим? "Монстры рока" семидесятых годов очень легко узнаются по выбору инструмента. Скажем, и Коссофф предпочитали Les Paul, а и - Strat. До изобретения гибридных вариантов конструкции электрогитары, популярных сегодня среди исполнителей в стиле металл, ключевую роль играл выходной уровень датчика - гитары Gibson, оборудованные хамбакерами, обладали более мощным, тяжелым и легко перегружающимся звуком по сравнению с гитарами Fender, особенно пока не была придуман регулятор мастер-громкости на усилителях. В какой-то степени такая тенденция сохранилась и до нашего времени, несмотря на современные предусилители и педали эффектов, способные сильно "разогреть" даже относительно слабый сигнал с датчиков типа "сингл". В классической рок-музыке нашлось место для практически любых успешных вариантов конструкций электрогитар, созданных в 50-х - 70-х годах прошлого века, включая Telecaster (), Rickenbacker, ES-335 и SG. Тюнингованные гитары с мощными хамбакерами лучше оставить для игры в более тяжелых стилях.

Усилитель

Главная задача большинства гитарных усилителей - добиться того или иного, нужного для игры в определенном музыкальном стиле, типа звучания. Снова проблема выбора, прежде всего, решается по принципу "выбирай на вкус", принимая во внимание склонность исполнителя к той или иной "школе рока". Если и существует в природе некий архетип гитарного усилителя для рок-музыки, то, скорее всего, это 100-ваттная ламповая голова с кабинетом на 4 динамика по 12 дюймов. Однако даже при таком подходе можно получать разные варианты звучания. Для классического рока характерен тёплый органичный ламповый перегруз, который не имеет ничего общего с обжигающим лицо брутальным дисторшном, характерным для стиля хэви-метал. Будьте внимательны, многие усилители сконструированы специально под "металлические" стили!

Вы можете остановить свой выбор как на комбо, так и на стэке из головы и одного/нескольких кабинетов. Стэки обычно обладают более плотным низом, который жизненно важен при исполнении ритмических партий. Следующее замечание - как музыканты, так и критики хорошо различают "британский" и "американский" типы звучания; практически все ведущие мировые производители гитарных усилителей располагаются или в Великобритании, или в США, и по разные стороны Атлантики практикуется разный подход к "роковому" гитарному звуку. Для большинства гитаристов главные брэнды в данном контексте - это Marshall, Fender и Mesa-Boogie, однако на самом деле есть много менее известных, но тем не менее выпускающих великолепные усилители, производителей.

В большинстве случаев классический рок не склонен к использованию эффектов, если не считать педаль овердрайва. Если для вас эталоном звука являются песни типа "All Right Now" группы Free, то всё, что вам нужно - это гитара типа Les Paul и стэк Marshall. Тем не менее, многие исполнители применяют один или несколько звуков, основанных на эффектах, при этом эффект обычно используется как "приправа", а не трансформирует звук кардинальным образом. Например, весьма практичное решение - это гитарные педали Boss, выбор очень широкий, наиболее часто в гитарных рок-сетапах можно встретить фазер, хорус и флэнжер, а также, само собой, педаль вау.

4. "Металлический" сетап

Хотя под "металлом" сейчас подразумевают весьма разношерстную подборку мало похожих друг на друга стилей, с точки зрения базового оборудования тут все понятно - нужны как можно более высокие уровни гейна и громкости!

Точного водораздела между "тяжелым роком" и "металлом" на самом деле не существует - и уж точно в терминах звука. Ранние металлические группы просто сделали еще один шаг вперед по сравнению с группами 70-х, игравшими тяжелый рок - добавили громкость, использовали еще больше перегруза и стали играть жестче и быстрее. Что касается оборудования, то на данном этапе оно было практически одинаковым что у одних, что у других.

Как Strat, так Les Paul - каждый из классических типов электрогитары обладал теми или иными преимуществами, поэтому оба использовались в раннем тяжелом роке/металле очень широко. Однако этому пришел конец, как только музыканты и звуковые продюсеры додумались скрестить мощный сигнал хамбакеров с выразительными возможностями тремоло "Флойд Роуз". Сначала появился так называемый "Суперстрат", то есть гитара стиля Stratocaster с по крайней мере одним хамбакером. Однако привычное "Фендеровское" тремоло, в первое время воспринимавшееся всеми как очень даже радикальное, к концу 70-х - началу 80-х годов уже перестало удовлетворять исполнительские запросы музыкантов. Тремоло система "Флойд Роуз", появившийся в это время, обеспечивала гораздо более высокую стабильность строя, а также возможность "подтягивать" ноты как вниз, так и вверх. В результате выбором "металлических" гитаристов, их "главным калибром", стал именно Superstrat с тремоло Floyd Rose - и на этом поприще подвизалось сразу несколько гитарных компаний, ранее совершенно незаметных на фоне Gibson и Fender, например, Charvel/Jackson, ESP и, конечно же, BC Rich. Дизайны гитар их производства, пожалуй, являются самыми культовыми среди "металлических" гитаристов - не в последнюю очередь, благодаря своим громким именам и причудливым формам. Инструменты производства Ibanez пришлись по вкусу наиболее требовательных и опытных музыкантов. Этот брэнд часто связывают с такими виртуозами, как и .

Гитары Paul Reed Smith (PRS) сочетают лучшие характеристики гитар Gibson и Fender с принципиально новыми стандартами качества изготовления, гибкости и тембрального разнообразия. Несмотря на высокую цену и изначальную ориентацию на гитаристов разных стилей, гитары PRS очень популярны среди американских исполнителей в стиле ню-металл.

Усилитель

Тот случай, когда комбо-усилитель решительно "не прокатывает" по характеристикам. Музыкантам, играющим "металл", нужно выглядеть достойно на фоне бешеного напора вокала и сокрушающих все на своем пути барабанов с тарелками большого диаметра, карданом и т. д. Зрителям нужна настоящая "стена" звука, которую нужно видеть так же хорошо, как и слышать. С этой точки зрения идеальным выбором для небольшого концерта станет 100-ваттный стэк с двумя кабинетами по 4x12".

По сей день очень популярным остается "достопочтенный" стэк Marshall, однако и многие другие компании выпускают стэки, специально заточенные под металлическую сцену. Наиболее значимым из всех этих брэндов, без сомнения, является Mesa-Boogie, чьи ламповые головы "Dual Rectifier" обладают звуком традиционно "маршалловским", но более агрессивным, и одновременно чистым, очень тяжелый дисторшн без "песка". Именно этот звук больше всего любят исполнители в стиле ню-метал.

Хотя на самом деле в большинстве случаев для игры в стиле хэви метал вполне достаточно правильно подобранного базового звучания, существует несколько эффектов, которые специфичны именно для тяжелой музыки и часто встречаются в соло и инструменталах. Для украшения чистого звука на вступлениях и в куплетах хорошо подходят флэнжер и фазер, без этих эффектов контраст между чистым и перегруженным звуком оказывается слишком уж радикальным.

С музыкой стиля хэви-метал часто ассоциируют октавер, то есть эффект, который вместо одной ноты заставляет звучать сразу две в октаву. В сочетании с дисторшном он обеспечивает очень большое и "жирное" звучание. Для "удвоенного" звука соло, характерного для груп или Iron Maiden, часто применяется эффект частотного сдвига (Pitch Shifter). Более продвинутые и "умные" питч-шифтеры даже умеют исполнять гармонически правильную партию в нужной тональности.

При работе на очень тяжелом звуке исключительно важно правильное подключение эффектов. Некоторые эффекты при подключении до педали дисторшна, особенно хорус или флэнжер, звучат просто отвратительно. Их всегда следует подключать или после педали дисторшн, либо в петлю эффектов усилителя. Любые питч-шифтеры, включая октаверы, должны быть подключены до дисторшна, в противном случае гармоники, возникающие при перегрузе, будут также сдвигаться по высоте, что приведет к крайне неприятному звучанию сетапа.

5. Универсальный сетап

Многим гитаристам, особенно тем, кто играет в кавер-группах или в оркестрах, необходим максимально широкий диапазон выбора стилей и звуков, от рока и джаза до блюза и рэгги. Именно поэтому им нужен предельно "гибкий" сетап.

В данном случае самый правильный вариант - делать ставку на гитару хорошую, но ни в коем случае не "выдающуюся". Таким образом, полуакустические гитары или сделанные по индивидуальному заказу Рикенбакеры исключаются. Вполне достойный вариант - классический "Суперстрат", обычно с конфигурацией звукоснимателей H-S-H (то есть с двумя хамбакерами, в нэковой и бриджевой поизициях, и одним синглом посередине). Гитары данного типа подходят для игры в самых разных стилях, от тяжелого металла до фьюжна и джаза. Особое внимание стоит обратить на современные конструкции темброблоков компаний PRS и Parker. Зачастую в них реализованы очень интересные функции, например, переключение датчиков типа "хамбакер" в режим работы "сингла".

Новое изобретение - так называемые моделирующие гитары; на них стоит обратить самое пристальное внимание. Встроенный микрокомпьютер использует технологию физического моделирования, что позволяет одну и ту же гитару звучать то как Страт, то как Лес Пол, то как полуакустическая или даже акустическая гитара, банджо и т. д. Пионером в данной области является компания Line6 с семейством гитар "Variax", однако на рынке представлены и другие производители, например, Alesis или Roland с системами "V-Guitar" (в последнем случае используется несколько другой подход к концепции гитарного моделирования). Некоторые сторонники "чистоты жанра" считают результаты цифрового моделирования не заслуживающими внимания, однако, по нашему мнению, такие инструменты достойны его, и даже пристального.

Усилитель

Для исполнителей-универсалов идеальным выбором станет трехканальный усилитель, способный выдавать как чистый звук, так и кранч, а также сольный хайгейновый звук. Для выступлений на компактных площадках лучше всего присмотреться к небольшому, но мощному комбо-усилителю. Обратим внимание на следующее его преимущество - его достаточно просто транспортировать, не привлекая бригаду грузчиков! Очень привлекательная альтернатива - так называемые "моделирующие" цифровые усилители, способные имитировать практически любой аппаратный усилитель, плюс часто оборудованные еще и блоком программируемых эффектов и способные переключаться с помощью нажатия на педаль с одного тембра на другой - скажем, с перегруженного стэка Marshall с задержкой и хорусом на маленький чистый комбик с фазером.

В данном случае, подчеркнем еще раз, главное - это гибкость, так что чем шире выбор эффектов, тем лучше. Вместо того чтобы носить с собой два десятка педалей и тяжелый педалборд, лучше приобрести цифровой мультипроцессор эффектов с возможностью сохранения и быстрого вызова пресетов. Многие процессоры мультиэффектов содержат все эффекты, необходимые для обработки звука гитары - хорус, флэнжер, задержку, ревербератор, фазер, октавер, питч-шифтер, а также разнообразные варианты овердрайва и дисторшна. Многие напольные процессоры также часто имеют педаль экспрессии, которая может использоваться как педалью громкости или вау.

6. Джазовый сетап

Большинство современных джазовых музыкантов играют или джаз-рок, или джаз-роковый фьюжн. Кроме того, конечно же, им нужен и "классический" джазовый звук. Таким образом наш сетап должен "закрывать" потребности всех трех перечисленных выше стилей.

Практически все современные джаз-гитаристы останавливают свой выбор на полуакустических гитарах с большим корпусом и датчиком хамбакер в нэковой позиции (многие из таких инструментов оборудуются двумя датчиками, однако на практике бриджевый используется крайне редко). Классический Gibson ES-175 - на этой модели играли практически все, начиная от и заканчивая - считается большинством джазменов стандартом теплого и богатого звука. Немного другим тембром, также очень отзывчивым, обладают полуакустические инструменты с "плавающим датчиком", смонтированным на грифе - такие гитары характеризуются аккуратным и разборчивым "виртуозным" звучанием с хорошей динамикой в духе .

Усилитель

Джазовые исполнители крайне негативно относятся к "песку", и обычно выбирают транзисторные усилители, обладающие более приятным чистым звуком. Обычно им требуется теплый звук с "большой" нижней серединой и ослабленными высокими частотами. Вот уже на протяжении многих лет в области производства практически идеально заточенных под джаз усилителей доминирует компания Polytone.

В данном музыкальном стиле правит принцип "чем меньше, тем лучше" - большинство исполнителей просто подключают гитару к усилителю и начинают играть. Настоящий джазовый звук - это звук гитары и усилителя, ничего больше. Иногда пользуются популярностью слегка приукрашенные варианты, например, трюк Пэта Мэтени, в котором два усилителя подключены с небольшой задержкой для получения стереофонического "псевдохоруса". В случае, когда джазовые гитаристы используют в своей музыке элементы других стилей, допустимо и использование тех или иных характерных эффектов. Тем не менее, исполнители джаз-рока всегда предпочитают "крикливому" сольному звуку мягкий теплый перегруз, скорее даже кранч, а не перегруз, бережно сохраняющий естественное звучание гитары и обладающий большим запасом по динамическому диапазону.

7. Заключение

Огромный объем информации, доступный сегодня через Интернет, позволяет легко узнать, каким оборудованием пользуется ваш любимый исполнитель. В копировании нет ничего зазорного, таким образом можно получить очень хороший результат за короткое время.

Благодарим за время, потраченное на чтение нашего обзора! В каком бы стиле вы не играли, мы надеемся, что наши советы помогут принять верное решение! Творческих вам успехов!





Top