Главная мысль были лев и собачка. Сочинение «Лев и собачка

Слепцова Мария
Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка»

Урок литературного чтения по теме : "Л. Н. Толстой . Лев и собачка "

Программа «Планета знаний» 3 класс.

Тип урока : комбинированный

Цель : Познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка »

Задачи :

- образовательные : отрабатывать навыки выразительного чтения , умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

- развивающие : развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

- воспитывающие : воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению , любознательность.

Оборудование : презентация к уроку , научные тексты о льве и собаке , разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.

Технология : исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы : проблемно-поисковый, работа в группах, использование ИКТ.

Формы обучения : коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты :

Вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

Увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

Развитие фантазии, творческого воображения;

Совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Актуализация знаний.

Работа над стихотворениями про собак ;

3. Выведение темы и цели урока .

4. Чтение художественного произведения учителем.

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) чтение

в) Создание книжки-малышки.

г) работа в группе

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Создание ситуация успеха.

Учитель : Добрый день, ребята! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Я желаю вам хорошего настроения и приятного общения на уроке . Начинаем урок литературного чтения .

2. Актуализация знаний :

На слайде 1 названия произведений Л. Н. Толстого («Царь и рубашка» , «Отец и сыновья» , «Лгун» , «Комар и лев» , «Прыжок» )

Прочитайте названия произведений.

К какому жанру относятся? Что такое рассказ, басня?

Кто написал эти произведения?

С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?

Слайд 2 (появляется портрет Л. Н. Толстого ) .

Слайд 3 : Работа над стихотворением :

Бедная собака - бросили её .

Старая собака - где твоё жильё ?

Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!

Перед нею, бедной, нет уже дорог.

Чтение стихотворения "про себя". С какой интонацией надо прочитать данное стихотворение? Почему? У кого дома есть домашние любимцы? Как вы к ним относитесь?

В последнее время на улицах городов бродит много бездомных собак . Бездомная собака - брошенный друг . Друг, которого предали, довели до озлобления. А ведь собака более 7000 лет живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Чтение стихотворения вслух , выразительно, хоровое чтение , прочитайте с логическим ударением.

Прочитав данное стихотворение, назовите главного героя произведения.

Слайд 4 : (появляется иллюстрация собаки ) .

3 Выведение темы и цели урока :

Цель : познакомить с новым произведением Л. Н. Толстого , обогащать словарный запас детей, учить самостоятельно, работать с текстом, анализируя произведение.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого . Расскажите что вы знаете про Л. Толстого (ответы детей) .

Молодцы! Многое помните.

Одного главного героя вы уже сумели определить - это собака . А второго героя вы узнаете, если угадаете загадку.

Грозный очень и отважный

Гривой он могучей машет.

А рычит, как на распев –

Это сильный, храбрый…

Слайд 5 (Лев)

Назовите полностью тему урока .

Л. Н. Толстой "Лев и собачка " (Слайд 6)

История, о которой расскажет нам Л. Н. Толстой , произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. (сообщение ребёнка) .

Как вы понимаете слово "сострадание"? (умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.)

Мне бы хотелось чтобы вы сегодня испытали это чувство. Ведь только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться.

Тему сострадания мы увидим в новом произведении Л. Н. Толстого .

Откройте учебник. Прочитайте заголовок. О чём нам может рассказать название? Назовите главных героев.

Давайте мы подробнее узнаем про этих животных (2 ученика читают научные тексты про собак и львов )

Собака : наш самый верный друг из домашних животных. Семь тысяч лет назад человек приручил собаку . Собака помогает человеку на охоте, в домашнем хозяйстве охраняет жилище и скот. Существует более 400 пород собак : мастифф, английский бульдог, боксёр, немецкая овчарка, сенбернар, русская борзая. Многие представители данных пород помогают спасать людей, согревают их своим телом. Самая маленькая собака в мире ? чихуахуа. Её рост -15-20см.

Лев : царь зверей. Смотрит куда- то вверх, словно не замечая вас. У льва - грива, а у львицы гривы не бывает. Грива указывает на власть льва : она ему и скипетр, и держава. У льва не рёв? "гром небесный". Он может ползать по-пластунски и даже в невысокой траве так скроется, что его не заметишь. Лев может развивать скорость до 50км/час. Может лазить по деревьям. Царь зверей уступает дорогу взрослым носорогам, слонам, бегемотам, остерегается их. Всех ли лев сильнее? Оказывается, нет. В схватке с тигром лев в силе ему уступает.

Ребята, как вы думаете. Собака и лев могут дружить ? (ответы детей)

4. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка” .

Учитель читает рассказ или прослушивание аудиозаписи рассказа «Лев и собачка » .

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод больше всего затронул ваши сердца?

5. Физкультминутка

6. Анализ произведения

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

Ребята, какую работу мы можем проделать с этим рассказом? Ваши предложения. (дети предлагают разные варианты) Хорошо, давайте придумаем интересные вопросы по содержанию рассказа. На подготовку даю 3 мин.

Ответы на вопросы друг друга.

Молодцы мне понравились ваши вопросы и ответы.

Учитель : В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей)

Учитель : Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен?

в) Создание книжки-малышки.

Что надо знать, чтобы сделать обложку? (автора, название произведения, жанр и тему)

в) работа в группе (произвольное деление на группы)

Я вам даю конверты. В конвертах части рассказа. Ваша задача собрать их по порядку.

V. Рефлексия урока

Учитель : Наш урок подходит к концу . Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке ? Как работал класс?

Что дал вам этот урок ? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей)

У вас на партах лежат сердечки. Напишите в них, какие чувства возникли в ваших сердцах.

поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.

(Дети вывешивают свои сердечки на доску и подводят итог)

Учитель : Да, детки. Мы сегодня прочитали очень интересный рассказ, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему? (разные ответы детей)

Умницы! Догадались! Я сегодня очень довольна и горда вами! Спасибо вам большое!

VI. Домашняя работа. Придумайте счастливый конец этого рассказа.

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.

«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».

Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.

Прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

Как понимаете эти слова? (Твое сердце его требует. Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке.

Что вы уже знаете об этом писателе?

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.

С каким произведением Л.Н. Толстого мы познакомились на предыдущем уроке? («Прыжок»)

Проверка домашнего задания

А насколько внимательно мы изучили произведение, сейчас проверим. У вас на партах лежат тесты. Вам предстоит внимательно прочитать задание, и отметить кружком правильные ответы.

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Почему у отца было в руках ружье?

а) собирался наблюдать за морем

б) собирался покормить обезьяну.

в) собирался охотиться

2. Что сделал капитан?

а) прыгнул за борт

б) выстрелил в воздух

в) выстрелил в мальчика

г) выстрелил в обезьяну

3. Что закричал капитан?

а) «Помогите!»

б) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

в) «Стой на месте!»

г) «Назад!»

4. Что сделал мальчик?

а) ухватился за канат

б) ухватился за край паруса

в) прыгнул в воду

г) повис на перекладине

5. Что сделали матросы?

а) полезли на мачту

б) натянули под мачтой полотно

в) прыгнули в воду

г) тоже стали стрелять

6. Как спасли мальчика?

а) вытащили из воды и откачали

б) поймали на натянутое полотно

в) сняли с мачты

7.Что после этого сделал капитан?

а) убежал к себе в каюту и заплакал

б) упал на палубу, заплакал

в) отнес мальчика в каюту.

8. Темой произведения является?

а) преодоление страха

б) желание поймать обезьяну

в) смелость отца

Поднимите руки, кто справился /не справился с тестом.

В чем причина ошибок?

Пробное действие.

Сейчас, предлагаю, поработать в парах. Правила работы в паре (повторить).

Посоветуйтесь и нарисуйте на листе КЛЕТКУ.

Обсудите в парах , что вы нарисовали (обсуждают);

Если вы увидите подобный вариант, руку поднимать не нужно.

(каждая пара предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки)

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)

Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.

Что можете сказать о слове КЛЕТКА? Какое оно? (Многозначное)

– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?

Мнения детей разделились.

Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя) и т.д.

Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке и т.д.

Клетку придумал человек. Она может стать как украшением, так и средством защиты, в том числе и от диких животных.

3 класс. Литературное чтение

Тема. Особенности сюжета были Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Цели урока. Определять нравственный смысл текста. Стимулировать интерес к рассказам Л. Н. Толстого.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Ход урока

этапы орг.

Деят. учителя

Деят. обуч-ся

1. Орг.момент

Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Показывают готовность к уроку.

2. Проверка д/з

1. Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Чиж и голубь»

2. Тест «Крылатые фразы»

Самопроверка (по творческим тетрадям)

3. Сообщение темы и постановка целей урока

1. Прочитайте запись на доске.

"Только чуткому сердцу откроются тайны".

Как вы понимаете эти слова?

2. Если правильно расшифруете, то узнаете, кто из великих людей сказал то, что вы сейчас читали.

64 65 35

23 34 54 33 64 15 65 35 34 62

12 33 64 63 12 33 44

Что вы знаете об этом писателе?

Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться

Лев Николаевич Толстой

Сообщение заранее подготовленного ученика

Добрые, внимательные, мудрые

4. Разминка

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? Почему?

А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них?

А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

3. Название рассказа.

О чём нам может рассказать заголовок?

Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

Что означает слово «быль»?

Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Грустно, печально.

Прослушивание

Рассказы детей.

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

Это б ыль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

5. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие текста.

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

2. Нацеливание.

После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

3. Словарная работа.

Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

4. Определение нравственного смысла произведения.

Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

Назовите главных героев были.

Где происходит действие?

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Было ли вам кого-нибудь жалко?

Внимательно слушают.

Прослушивание записи рассказа

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

О любви и привязанности животных друг к другу.

Печаль, грусть, тревогу.

Лев и собачка.

В зверинце.

Очень жалко льва и собачку. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый – поделился с ней мясом, хотя поначалу встретил ее с удивлением.

6. Физминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,

А потом назад прогнулись.

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

Все ребята дружно встали.

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

А потом назад прогнулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

Выполняют движения

7. Продолжение работы над темой.

1. Анализ произведения

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом?

Подтвердите словами из текста.

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Как лев относился к собачке? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

2. Работа по иллюстрации учебника.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
Как выглядят животные?
А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

Почему он убил другую собачку?

Отчего лев умер?
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

3. Вывод формулируют в паре.

Какой конец в этой истории?

Кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Чему учит эта история?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки

Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Работа в паре

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней. Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку.

Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

Дал новую собачку

Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.

Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Составляют конструкт-предложения.

Конец - ….(печальный, веселый, грустный, смешной, забавный).

Это - … (трагедия или комедия).

Мне больше всего жалко…, потому что…

Совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру … (могут, не могут) испытать глубокие и сильные чувства.

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, … сердце, они … (понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу).

Очень часто они оказываются … (мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас).

Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

1) Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

2) Выполнить задание в Творческой тетради на с. 47

9. Итог урока

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Делают выводы и обобщения.

Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им.

К нашим чувствам.

10. Рефлексия

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой принадлежал к высшему дворянскому сословию, являясь наследником графского титула своего отца. Появившись на свет в 1828 году, в родовой усадьбе своей семьи Ясная Поляна Тульской губернии, он был четвертым из пятерых детей.

После кончины родителей воспитание мальчика поручили родственнице из Москвы. Получив домашнее образование, в 1844 году Л.Н. Толстой продолжает обучение в Казанском университете. Изучение восточных языков не вызвало у будущего писателя интереса. Поиски своего места в жизни привели 23-летнего Толстого на Кавказ, началась офицерская служба с боевыми действиями. В это время в печати появляются первые писательские опыты Льва Николаевича. Публикуются повести с фактами из детской жизни самого писателя «Детство», «Отрочество», «Юность». Впечатления от офицерского быта выразились в произведениях «Казаки» (1852-63), «Рубка леса» (1855), «Набег»(1853).

После отставки Толстой отправился в долгое путешествие по Европе. Вернувшись домой, он целиком посвятил себя народному просвещению. Помог в открытии 20 сельских школ в Тульской губернии, в школе в Ясной Поляне преподавал сам, составлял азбуки и обучающие книжки для детей.

ЗВЕРИНЕЦ




Top