Главная мысль сказки вагнера береза. Николай вагнер

Николай Петрович Вагнер, талантливый учёный-зоолог и писатель (1829-1907), родился на Урале. Кроме научных работ и очерков он писал рассказы, повести, романы и философские сказки.

«Сказки Кота Мурлыки» при жизни автора выдержали пять изданий. Выходили сказки с рисунками многих известных русских художников - Виктора Васнецова, барона Михаила Клодта, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина , Михаила Микешина.

Николай Вагнер закончил с золотой медалью Казанский университет, стал профессором. Петербургская Академия наук присудила ему Демидовскую премию, а Парижская Академия - премию Бордена. Это были наиболее почётные награды тех лет в области науки. Вагнера избирают первым президентом Казанского общества естествоиспытателей, почётным членом Петербургского университета, в котором он работает на кафедре зоологии и сравнительной анатомии.

Лекции Николая Петровича были живые и увлекательные. Обширный наглядный материал для них давали научные поездки на Средиземное море. Здесь он изучал морскую фауну, совершенствовал свои знания, работая в лучших европейских лабораториях. Эти поездки натолкнули его на мысль создать отечественную биологическую станцию.

Вагнер решил основать зоологическую станцию на Соловецких островах. Монастырское начальство разрешило занять одно из помещений, но не нашлось средств для приобретении оборудования. Только через четыре года была открыта первая в России Соловецкая биологическая станция, директором которой был утверждён Вагнер. Несмотря на постоянные материальные затруднения, Соловецкая станция сыграла значительную роль в изучении фауны Белого моря.

Николая Вагнера не случайно называли русским Андерсеном . Многие сказки писателей в чём-то схожи: герои помогают разоблачить гордость, зазнайство, хвастовство, расчётливость, зло. Вещи и предметы ведут разговоры, общаются как живые. Истории, как правило, всегда заканчиваются философским выводом.

Прочитаем и мы несколько сказок. Капризную гордую берёзу сломала разразившаяся буря. Увы, погибает деревце, но смерть её не напрасна: дровосек уносит берёзку домой, чтобы затопить печь и сварить отменную овсяную кашу для своих деток («Берёза»).

Злая колдунья одела царевну Меллину в шутовской наряд и заставила идти по улицам города с лекарством для своей любимой старой кормилицы, но народ, заражённый безудержным смехом чудного мальчика, не стал смеяться над ней. Меллина понимает, что насмешки не страшны, если у тебя чистые помыслы («Чудный Мальчик»).

Или вот Папа-пряник пообещал самый большой вкусный пряник тому мальчику, кто сделает настоящее доброе дело. Не получат награды ни маленький Лупп, который ценит расчёт и выгоду, ни озлобленный Кин, который сделал добро, едва преодолев злость. Только весёлый Толь легко, радостно и щедро делает добрые поступки. Ему вручат почётную награду. Но в этой назидательной сказке мальчик напоминает Папе-прянику, что вместо пряничной премии за добродетель нужно было бы давать каждый день по большому куску хлеба всем бедным детям.

Читателям понятно, что Кот Мурлыка рассказывал свои сказки не только детям, но и умным взрослым.

Н. Вагнер

Берёза

Она росла на небольшой поляне, прямая, стройная берёза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками. А кругом неё шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелёными иглами яркие бархатные пихты, круглились иглистыми шапками красивые сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелёными листочками горькие, траурные осины. Одним словом, кругом берёзы была целая роща, хотя и небольшая, но очень красивая.

Берёза росла и помнила, как она росла. Она помнила, как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу её молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь её корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону, а другие, упрямые, не хотели отойти и умирали; зато другим от этой смерти было просторнее.

Почему же, - думала берёза, - земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как всё это скучно!

Когда весной солнце отогревало берёзу и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Всё это было так хорошо. И берёза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими жёлто-зелёными листочками.

Но это не всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на берёзе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.

Каплю, хоть одну каплю дождя! - молила она.

И, наконец, явился дождь. Налетела с гулом и вихрем чёрная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать берёзы. Её защищали другие деревья, она чувствовала только, как по всем её листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.

А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал его капли. Он ими бил и хлестал всё, что ему попадалось: лес, траву, дома, людей.

Зачем же так больно! - говорила берёза. Но дождь не понимал этого: он сёк берёзу холодными каплями всё сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.

Ах! - шептала берёза. - Как всё гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жару, а теперь мерзну от холоду, больная, избитая, израненная!

И пошёл холодный дождь, пошёл не переставая, и день, и два, и три. Берёза совсем окоченела, точно зимой.

Ах, как всё это гадко, как гадко! - шептала она.

Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Берёза отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки, но она боялась и дождя, и холода, и стояла грустная, не доверяя ни солнцу, ни всему тому, что было вокруг неё.

Раз, рано утром, когда ещё трава спала под холодной росой и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа. Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг берёзы мёртвые. Не тронули только берёзу и ещё несколько осин, которые были такие же молодые, как и берёза.

Не стало рощи - далеко вокруг берёзы было чистое поле.

Вот как хорошо теперь видно! - думает берёза. - Синие светлые горы. Там должно быть очень тепло. А перед ними море, над ним летают белые птицы. Вон луг, такой зелёный, бархатный. По нему ходят барашки. Они, верно, придут и ко мне в гости. Ах! Ничего этого я не видала прежде. И откуда же приходят тучи, и дождь, и град!

Недолго думала береза. Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул всё сильнее и сильнее. Все горы покрылись облаками, посинело бурное море. Все звери и маленькие зверьки и птички попрятались кто куда мог. Только длиннокрылые чайки вились над белыми валами.

А ветер свистел, гудел и ревел ураганом.

Я теперь мчусь на крыльях могучих, я теперь чувствую силу. Сторонитесь все, простору мне, простору! - И он налетел на берёзу.

Со стоном покачнулась береза. Все её ветки, все листики, жилки задрожали.

Простору, простору! - кричала буря. - Прочь с дороги! Согнись, согнись, преклонись предо мной!

Ах, я не могу нагнуться, - говорила берёза. - Я с детства выросла прямая и гордая. Я не могу согнуться. Я в этом не виновата.

Согнись, согнись! - гудел вихорь. - Я не виноват, что мчусь, всё рву и ломаю. Не было бы воздуху, не было бы ветру. Не было бы ветру, не было бы бури. Не было бы воздуху - и не было бы ничего, что дышит воздухом. Прочь с дороги, простору мне, простору! Согнись, согнись передо мною!

Я не могу гнуться. Не могу! - стонала берёза.

Ну, так держись крепче! Чья сила возьмёт! - загудел ветер и со страшным порывом налетел на неё.

Застонала, затрещала берёза и, изломанная, вырванная с корнем, повалилась на землю.

Простору мне, простору, прочь с дороги! Я всё сломаю! - кричала она.

И пролетела буря.

Мало-помалу затих ветер. Настала тишина, проглянуло солнце.

Берёза лежала сломанная, изуродованная. Её листики трепетали. Она ещё была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала её от родной земли, которая её поддерживала и питала.

Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.

Я знал, что так будет, - сказал крот. - Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!

Ты глупый слепыш и больше ничего, - сказала ящерица. - Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. Ты давно бы замёрз в своей темной норе. Ах! Зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печёт!

Нечего сказать! Очень хорошо! - сказала улитка. - Нет, когда оно печёт, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.

Из-за чего они все хлопочут? - сказал камень. - Разве не всё равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождём, сушит ветром, печёт солнцем - мне всё равно, и всё обратится рано или поздно в пыль и песок.

Да! Если бы так рассуждать, то всем бы надо было быть камнями, - сказал седой мох, который тут же рос на камне, - я давно живу на свете, бывал под дождём и под снегом, высыхал чуть не до корней и снова отрастал. Я много испытал и скажу вам, отчего бывает на свете то гадко, то хорошо.

И все сказали:

Послушаем, что скажет седой мох!

Всё на свете, - сказал мох, - не имеет ни конца, ни начала...

Это новость! - закричали все.

Потому что всё на свете переходит одно в другое, - досказал мох. - Никто не скажет, где кончается тьма и начинается свет, и никто не знает, как далеко идёт свет, которого мы еще не знаем. Что такое тепло и что такое холод? Улитке тепло, а ящерица в это время чувствует холод. Орехи цветут, когда снег ещё лежит кругом на полях, а липа цветёт только среди жаркого лета. Эфир проникает воздух, воздух проникает камни, камни переходят в травы, травы превращаются в зверей. Одно из другого берёт начало, и нельзя сказать, где кончается одно и начинается другое. Так всё устроено на свете, и живи на нём кто и как может! Хорошо тому, кто привык к холоду и жару, кто не боится дождя и бури, кто легко переносит голод и жажду, кто может жить даже под снегом, кто твёрд, как камень, и подвижен, как ветер, кто умеет жить полной жизнью и умеет ею наслаждаться...

Это правда, это правда! - закричали все. - Да умрет всё слабое, что не может пользоваться жизнью и не имеет на неё права! - И все гордо посмотрели друг на друга.

Ах! - прошептала полумёртвая берёза. - Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти и я тоже.

Прошла целая неделя. Умерла берёза. Её листики засохли, пожелтели, их почти все разнесло ветром, и они сгнили далеко один от другого. Из них выросли вкусные белые грибы. Начал гнить и самый ствол берёзы. В нем завелось множество маленьких бурых жучков и белых червячков. Все они с наслаждением ели сочное, сладкое дерево берёзы, и все в один голос повторяли:

Пусть каждый пользуется жизнью, как может!

Раз, поздно вечером, пришел старый бедный дровосек с своими ребятишками. Они утащили к себе домой берёзу со всеми жившими в ней жучками и червячками. Старший сын при этом с удовольствием проехался по двору верхом на берёзе, потом её изрубили, бросили в печь. Все жучки и червячки сгорели в печке. Зато сварили хорошую овсяную кашу. Все дети грелись около огня, с наслаждением ели кашу и все повторяли:

Пусть каждый пользуется жизнью как может!

Литература

1. Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / Широков В. А. Русский Андерсен. - М.: Правда, 1991.

2. Воронов Г. Учёный и писатель Вагнер / Уральский следопыт. - 1988. - № 3.

3. Жегалина Н.С. Какого цвета смех? Урок внеклассного чтения по сказке Н.П. Вагнера "Чудный мальчик". VIII класс / Литература в школе. - 2007. - № 2.




Когда весной солнце отогревало березу и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо.

И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.


  • Но это не всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
  • - Каплю, хоть одну каплю дождя! - молила она.

А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал его капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалось: лес, траву, дома, людей.

Зачем же так больно! - говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.



Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул все сильнее и сильнее.

И он налетел на березу.

Со стоном покачнулась береза. Все ее ветки, все листики, жилки задрожали.


Застонала, затрещала береза и, изломанная, вырванная с корнем, повалилась на землю.

Береза лежала сломанная, изуродованная. Ее листики трепетали. Она еще была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала ее от родной земли, которая ее поддерживала и питала.


Ты глупый слепыш и больше ничего, - сказала ящерица. - Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. - Ты давно бы замерз в своей темной норе. Ах! зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печет!

Я знал, что так будет, - сказал крот. - Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!

Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.


Из-за чего они все хлопочут, - сказал камень. - Разве не все равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождем, сушит ветром, печет солнцем - мне все равно, и все обратится рано или поздно в пыль и песок.

Нечего сказать! очень хорошо! - сказала улитка. - Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.

Все на свете, - сказал мох, - не имеет ни конца, ни начала... - ...Потому что все на свете переходит одно в другое,


Раз, поздно вечером, пришел старый бедный дровосек с своими ребятишками. Они утащили к себе домой березу со всеми жившими в ней жучками и червячками.

Прошла целая неделя. Умерла береза.

Пусть каждый пользуется жизнью как может!

Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема:Н.П.Вагнер

Сказка «Береза »

Учебные задачи :

Расширять круг чтения;

Формировать нравственные понятия» добро- зло»;

Учить выделять факты реальные и нереальные(сказочные);

Проводить сравнительный анализ сказок;
Учебные умения :

Называть правильно произведение (фамилия автора, заголовок);

Определять тему и жанр прослушанного произведения;

Выделять признаки сказок;

Определять главную мысль произведения;

Повторить, расширить понятия «сравнение», «эпитет»;

1.Орг. момент;

2.Физминутка (психологический настрой).

Проводит ребенок.

Солнце глянуло к нам в класс

Разбудило нежно нас

Раз, два, три,четыре,пять

Надо нам присесть и встать.


У.-Поздороваться с гостями

Д.-Здравствуйте!

У.-И тихонько сесть за парты.
3.Актуализация знаний

Работа с жанрами произведений.

Узнай жанр произведения по отрывку, прочитанному учителем (дети также называют фамилию автора и заголовок произведения),по командам.

У. –Жил на свете маленький цветок.Никто и не знал,что он есть на земле.

(А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)
-Дяденька Биденко.Ефрейтор.Разведчик ихний.

(В.П.Катаев, «Сын полка.)


-К приятелю, чтоб скоротать досуг,

(С.В.Михалков, «Любитель книг»)

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

(Н.М.Рубцов. «Березы »)


У.-Молодцы!

4.

У-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением.


Слушание произведения.(В это время,определяем жанр произведения,заголовок)

Комбинированное чтение (учитель +ученик)

У.- Определите жанр.

Д.- Сказка.

У. Докажите.

Дети перечисляют признаки сказок (растения разговаривают как люди и т.д.)

У.- Какой бы вы подобрали заголовок?Дети сравнивают.Почему автор именно так назвал это произведение?

У.- Как вы думаете, кто написал эту сказку? Дети отвечают, если не знают,

Сообщения учащихся о Н.П.Вагнере.

5.

Проверка первичного восприятия.(В это время 5-6 уч-ся рисуют березу в начале текста и в конце,после выполнения работают вместе сдетьми).

(задание №1 в тетради),

Впишите пропущенные слова.

Найдите и подчеркните эпитеты, сравнения.

Прочитайте отрывок, опустив все эпитеты, сравнения, сопоставьте с текстом.Какой вывод можно сделать?

6. Выборочное чтение. (работа в парах.)

Найдите описание поединка бури и березы. Чем закончился этот поединок?

(Застонала, затрещала береза и …)

7 .Физминутка. (проводит ребенок.)

Раз, два-острова,

Три,четыре -мы приплыли

Пять,шесть -ходим здесь

Семь,восемь -сколько сосен

Девять,десять -мы в пути

Досчитай до десяти.

У.К 10 прибавьте 57.Откройте тетради на полученной странице и выполните задание №3

-Творческая работа.Поиск .

«Отчего бывает на свете то гадко, то хорошо? Подчеркните ответ.

8 .Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов.

Почему береза описана как живое существо. Как называется этот прием?

9 .Рассматривание рисунков учащихся. Из рисунков видно, что загадка этого текста в том,что на первом рисунке у детей,береза: прямая,стройная с белым стволом,с пахучими,лаковыми листочками.

На втором рисунке: гнилой ствол,который изрубили на дрова.Какой вывод можно сделать?Перескажите сказку от лица березы в начале произведения и в конце.

10.Работа в парах .

Какие слова, какому герою принадлежат? Соедините стрелками.

«Я не могу гнуться! Не могу!» вихрь

«То ли дело жить в темноте». береза

«Если бы не было солнца, то не было и нас с тобой». ящерица

«Я лежу спокойно и не боюсь ничего!» крот

«Я не виноват, что мчусь, все рву и ломаю». мох

«Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары». улитка

«Я давно живу на свете, бывал под дождем и под солнцем…» камень
11.Поиск.

Прочитайте предложения. Какое из них выражает главную мысль?

Все на свете, -сказал мох,-не имеет ни конца, ни начала…

Это правда,это правда!-закричали все.-Да умрет все слабое,что не может пользоваться жизнью и не имеет на нее права!

Ах!- прошептала полумертвоя береза.-Если бы я могла ко всему привыкнуть, я жила бы и радовалась. Но никто не виноват в моей смерти,и я тоже.

Потому что все на свете не имеет конца

Потому что надо радоваться жизни

Потому что огонь и тепло-это продолжение жизни.

12Иитог урока.

С каким произведением познакомились?

О чем размышляла береза? Чему радовалась? (Выборочное чтение .)

Предположи,какую часть захочет пересказать твой сосед (или соседка) по парте. Почему ты так думаешь?

13. Задание на дом.

Подготовить выразительное чтение одного из эпизодов сказки.

Выполнить задание №6 в тетради.
-Вспомнить сказку Х.К.Андерсена « Ель».Сравнить со сказкой Н.П.Вагнера «Береза», заполнить таблицу.

14.Спасибо за урок.

Учитель начальных классов: М.Ф.Никулина.

Вагнер Николай Петрович

Н. П. Вагнер

Она росла на небольшой поляне, прямая, стройная береза, с белым стволом, с пахучими, лаковыми листочками. А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелеными иглами яркие бархатные пихты, круглились иглистыми шапками красивые сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелеными листочками горькие, траурные осины. Одним словом, кругом березы была целая роща, хотя и небольшая, но очень красивая.

Береза росла и помнила, как она росла. Она помнила. как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу ее молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь ее корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону, а другие, упрямые, не хотели отойти и умирали; зато другим от этой смерти было просторнее.

Почему же. - думала береза, - земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как все это скучно!

Когда весной солнце отогревало березу и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Все это было так хорошо. И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.

Но это не всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом оно уже пекло, начинало жечь, и очень больно. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.

Каплю, хоть одну каплю дождя! - молила она.

И, наконец, явился дождь. Налетела с гулом и вихрем черная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать березы. Ее защищали другие деревья, она чувствовала только, как по всем ее листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.

А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал его капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалось: лес, траву, дома, людей.

Зачем же так больно! - говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.

Ах! - шептала береза. - Как все гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жару, а теперь мерзну от холоду, больная, избитая, израненная!

И пошел холодный дождь, пошел не переставая, и день, и два, и три. Береза совсем окоченела, точно зимой.

Ах, как все это гадко, как гадко! - шептала она.

Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Береза отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки, но она боялась и дождя, и холода, и стояла грустная, не доверяя ни солнцу, ни всему тому, что было вокруг нее.

Раз, рано утром, когда еще трава спала под холодной росой и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа. Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг березы мертвые. Не тронули только березу и еще несколько осин, которые были такие же молодые, как и береза.

Не стало рощи - далеко вокруг березы было чистое поле.

Вот как хорошо теперь видно! - думает береза. - Синие светлые горы. Там должно быть очень тепло. А перед ними море, над ним летают белые птицы. Вон луг, такой зеленый, бархатный. По нему ходят барашки. Они, верно, придут и ко мне в гости. Ах! ничего этого я не видала прежде. И откуда же приходят тучи, и дождь, и град!

Недолго думала береза. Не прошло и двух дней, как собрались тучи, поднялся ветер; он дул все сильнее и сильнее. Все горы покрылись облаками, посинело бурное море. Все звери и маленькие зверьки и птички попрятались кто куда мог. Только длиннокрылые чайки вились над белыми валами.

А ветер свистел, гудел и ревел ураганом.

Я теперь мчусь на крыльях могучих, я теперь чувствую силу. Сторонитесь все, простору мне, простору! - И он налетел на березу.

Со стоном покачнулась береза. Все ее ветки, все листики, жилки задрожали.

Простору, простору! - кричала буря. - Прочь с дороги! Согнись, согнись, преклонись предо мной!

Ах, я не могу нагнуться, - говорила береза. - Я с детства выросла прямая и гордая. Я не могу согнуться. Я в этом не виновата.

Согнись, согнись! - гудел вихорь. - Я не виноват, что мчусь, все рву и ломаю. Не было бы воздуху, не было бы ветру. Не было бы ветру, не было бы бури. Не было бы воздуху - и не было бы ничего, что дышит воздухом. Прочь с дороги, простору мне, простору! Согнись, согнись передо мною!

Я не могу гнуться. Не могу! - стонала береза.

Ну, так держись крепче! Чья сила возьмет! - загудел ветер и со страшным порывом налетел на нее.

Застонала, затрещала береза и, изломанная, вырванная с корнем, повалилась на землю.

Простору мне, простору, прочь с дороги! Я все сломаю! - кричала она.

И пролетела буря.

Мало-помалу затих ветер. Настала тишина, проглянуло солнце.

Береза лежала сломанная, изуродованная. Ее листики трепетали. Она еще была полна жизни, но должна была умереть, потому что буря оторвала ее от родной земли, которая ее поддерживала и питала.

Выползли жуки, забегали ящерицы, прилетела бабочка, запели птички, защебетали ласточки, выглянул крот из норы.

Я знал, что так будет, - сказал крот. - Если б не было солнца, не было бы ветру. То ли дело жить в темноте!

Ты глупый слепыш и больше ничего, - сказала ящерица. - Если б не было солнца, то не было бы и нас с тобой. - Ты давно бы замерз в своей темной норе. Ах! зачем оно не всегда светит и греет, это доброе, хорошее солнце. Так хорошо, когда оно печет!

Нечего сказать! очень хорошо! - сказала улитка. - Нет, когда оно печет, то не знаешь, куда деваться от жары. Просто приходится зарыться под листья и закупориться в свой домик.

Из-за чего они все хлопочут, - сказал камень. - Разве не все равно: буря, солнце, дождь, град, гром, молния, тепло, холод. Я лежу себе спокойно и не боюсь ничего! Меня мочит дождем, сушит ветром, печет солнцем - мне все равно, и все обратится рано или поздно в пыль и песок.

Да! Если бы так рассуждать, то всем бы надо было быть камнями, - сказал седой мох, который тут же рос на камне, - я давно живу на свете, бывал под дождем и под снегом, высыхал чуть не до корней и снова отрастал. Я много испытал и скажу вам, отчего бывает на свете то гадко, то хорошо.

Конспект урока по литературному чтению в 4 "А" классе
Тема урока: Н. П. Вагнер "Береза"

Разработала: учитель
начальных классов
Осипова Т.С.

Дзержинск - 2016

Тема: А. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»
Тип урока:
открытие новых знаний
Цель: знакомство учащихся с писателем Н. П. Вагнером и его произведением «Береза».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить с биографией Н. П. Вагнером ; познакомить с произведением «Береза».

2. Развивающая: развивать устную речь; внимательность при самостоятельном чтении; быстрый ориентир в тексте; умение читать по ролям.

3. Воспитывающая: воспитывать нравственные качества: доброту и взаимовыручку.
Оборудование для учителя: Книга Н. Ф. Виноградова "Литературное чтение", тетрадь, презентация.

Оборудование для учащихся: Книга Н. Ф. Виноградова "Литературное чтение", тетрадь, пенал.

План урока:

1)Орг. момент
2) Проверка д/з
3) Подведение к теме урока
4)Работа по теме урока
- Биография автора
- Физкультминутка
- Чтение по ролям
- Работа в тетради
- Викторина
5) Рефлексия


Планируемые результаты:

Личностные: Быть добрым к окружающим и оказывать им помощь.
Предметные: Приобретенные знания о жизни А. А. Линдгрен, умение анализировать текст, находить нужную информацию в тексте, выявлять качества героев в произведении

Метопредметные: Способность преодоления барьера выражения своих мыслей

Этап
урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, средства, формы

УУД

1. Орг. момент
(1мин)

Организация деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята! Хочу напомнить, меня зовут Татьяна Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Проверьте, все ли нужное для нашего урока есть на вашей парте? (Книга, тетрадь, пенал). Все лишнее прошу вас убрать со своих рабочих мест.

Учащиеся внимательно слушают и выполняют указания учителя.

Фронтальная форма,
беседа.

Регулятивные УУД (контроль)

2. Проверка домашнего задания
(4 мин)

Организация проверки материала изученного учащимися дома.

Вы с Ольгой Станиславовной проходили сказку А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Вашим домашним заданием было: в раб. тетр. на стр. 24 , выполнить задание 2.Ребята, какие слова из текста вы выписали?

Учащиеся выполняют проверку дом. задания вместе с учителем.

Фронтальная форма, беседа.

Регулятивные УУД (Контроль)
Познавательные УУД

3. Работа по теме урока
(30 мин)

Сегодня мы с вами будем знакомится с произведением А. А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». Будем учиться выразительно читать по ролям. Но прежде чем приступить к чтению, я вам сейчас расскажу об этом прекрасном авторе.

(Презентация)

Давайте с вами немножко отдохнем

Физкультминутка
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Присаживайтесь!

А теперь давайте откроем наш учебник на стр 118 . Для начала я вам начну читать, что бы вы смогли понять, с какими эмоциями и интонациями читается данное произведение. Следите за текстом, потом будем читать вместе!
- Чтение произведения

Вот мы с вами и дочитали произведение.
- Напомните мне как оно называлось?
- Кто его написал?
- Как зовут главных героев сказки?
- Где происходит сюжет сказки?
- Где живет Нильс?
- Почему мальчик грустил дома один?
- Опишите мне Бертиля! Какой он?
- А какую характеристику вы сможете дать Нильсу?
Хорошо! А теперь давайде мы с вами будем соблюдать характер героев и попытаемся окунуться в эту сказку. Давайте представим, что мы и есть те самые герои.
- Распределение ролей

Чтение по ролям детьми

Ребята поднимите свои глазки на меня.
получилось у вас представить героями сказки?
Что было трудного? А что вам удалось легко?
У вас поменялось представление о героях сказки после того как вы, как будто прожили их жизнь?
А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили и поняли произведение. (презентация)

Доп. задание: Задание № 2 в тетради, стр. 30

Слушают чтение учителя, следят по тексту.

Читают.

Читают по ролям самостоятельно, остальные уч-ся следят по тексту. (Меняются)
Выполняют контроль.

Первичный контроль и закрепление произведения

Выполняют задание.

Фронтальная форма,
рассказ,
беседа.

Познавательные УУД
Регулятивные УУД

4. Рефлексия
(5 мин)

Организовать рефлексивную деятельность, тем самым подводя итог урока.

Ребята, что интересного для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
-Какой момент в произведении вам понравился больше всего?
- Как вы думаете мы с вами сегодня хорошо потрудились?
А почему вы сделали такой вывод?
По вашему мнению, кто из ребят наиболее лучше вжился в роль своего героя? Почему вы так считаете!

Вы сегодня прекрасно поработали! Умнички!

Мы узнали кто такая А. А. Линдгрен, познакомились с ее произведениями.
Ответы уч-ся, что им больше всего запомнилось и понравилось.
- Да, потому что мы сегодня узнали о новом авторе, узнали о ее произведениях, прочитали одно из них. Почитали по ролям ми т.д.

Фронтальная форма,
беседа.

Познавательные УУД




Top