Главная роль почему убрали яковлеву. Елена Яковлева ушла из «Современника», потому что роль ее мечты досталась Хаматовой? Это будет антреприза

Эпидемия театральных скандалов поразила Россию. Есть над чем задуматься тем, кто во всем обвиняет бесправных "бездарей-актеров", оправдывая "деспотов-режиссеров". Вслед за конфликтом с труппой и увольнением из театра имени Станиславского Александра Галибина и скандала с труппой на гастролях с намерением уйти из театра "отца Таганки" Юрия Любимова, скандал в благородном семействе продолжился в театре "Современник" Галины Волчек.

Труппа "Современника" расколота, сведение счетов и грязная борьба за роли обострилась, из театра выживают Елену Яковлеву, замечательную характерную актрису, сумевшую преодолеть "комплекс ИнтерЛеночки", блестяще раскрывшуюся в театре, в марте отметившую свое 50-летие, оказавшуюся... растоптанной и униженной. "Волчек никем не дорожит!", - уверена дочь Евстигнеева, актриса Мария Селянская.

Галина Борисовна Волчек и раньше отличалась деспотическим стилем руководства, но теперь он переходит всякие границы. Заговор молчания перед бурей?! "В начале июня на форуме сайта театра "Современник" появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала.

В администрации театра объяснили: "Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос". Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование. Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко. Дескать, именно с ней "интерЛеночка" не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук. - Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом. Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась "вне зоны доступа". Режиссер Виталий Бабенко, ее бывший муж, высказал свое мнение: - Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в "Современнике". Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении "Каменской" - все же родственники, хоть и бывшие. Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из "Служебного романа" намекнула, что сама страдает от невостребованности в "Современнике", но спасается писательским трудом и работой в собственном театре. Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - "Пять вечеров" - состоялась аж в 2006 году!

"Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков. - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт. Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что "Современник" - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: "Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет". Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Лидии Ивановой не дала...

Уже более 20 лет работает в "Современнике" актриса Мария Селянская, дочка Евгения Евстигнеева, который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной. - Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий. - Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист. В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут. - Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется..."
(http://www.eg.ru/daily/cadr/26257)

P.S. ...

СТОП, А ТЕПЕРЬ СПЕЦИАЛЬНО - КАПСОМ! ПОТОМУ, ЧТО ТЕАТРАЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНЫМ, СИСТЕМНЫМ, ВЕДУЩИМ К КРАХУ КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА! НАКАНУНЕ, В СВЯЗИ С КОНФЛИКТОМ ВОКРУГ Ю.ЛЮБИМОВА, ГОРЯЧИЕ ГОЛОВЫ, НЕ РАЗБИРАЯСЬ, ОБВИНЯЛИ АКТЕРОВ, И ОБЕЛЯЛИ ГЕНИЯ-РЕЖИССЕРА. ТАК ВОТ, ХВАТИТ ДЕРЖАТЬ АКТЕРОВ-ЛЮДЕЙ ЗА БЫДЛО, УНИЖАТЬ И ХАМИТЬ ИМ! ГАЛИБИН, ЛЮБИМОВ, ВОЛЧЕК, УБИРАЙТЕСЬ САМИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ РУКОВОДИТЬ ЛЮДЬМИ "БЕЗ ПЛЕТКИ"; НЕ СПОСОБНЫ БОЛЬШЕ "ОЖИВИТЬ" СВОЙ РЕПЕРТУАР, - ВАШИ ТЕАТРЫ НА ГЛАЗАХ ДОХНУТ КАК МУХИ. НЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПЬЕС И ПОСТАНОВОК, ЕСТЬ "ПЕРЕЖЕВЫВАНИЕ" СТАРОГО МАТЕРИАЛА. НЕТ ТАЛАНТЛИВЫХ ДРАМАТУРГОВ? ОКСТИТЕСЬ! ВЫ БОИТЕСЬ СТАВИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ПЬЕСЫ, ПЫТАЯСЬ РЕШИТЬ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ "СМЕНОЙ ПОКОЛЕНИЙ", ВЫГОНЯЯ ЗАСЛУЖЕННЫХ АРТИСТОВ. А НЕ ПОРА ЛИ ВАМ САМИМ НА ВЫХОД, С ВЕЩАМИ, А "НАРОДНЫЕ" РЕЖИССЕРЫ И "РЕЖИССЕРШИ"?!

N.B. ...

из комментариев, под которыми готов полностью подписаться:

Москвичка 28.06.2011 | 09:12
"Ставки делаются на медийные лица - Александрова, Бабенко. Я лично не хочу ходить на спектакли с их участием.Мне они не интересны.У Волчек другое мнение"

Ремарка: Офицерскую дочку, актрису Марину Александрову, вечно мужами и любовниками-бойфрендами битую, у которой и приклееная улыбка, и "накладные слезы ручьями" смотреть не хочу, ни в театре, ни на экране. Талантом "драматической актрисы", имхо, в ней и не пахнет. "Медийное лицо - еще не признак ума, господа...", - и далее цитата по Мюнхгаузену.

бык 28.06.2011 | 09:08
"Волчек - та ещё стервоза. Видно Бабенко теперь допущена к телу."

мелин 28.06.2011 | 06:06
"Этот театр - бабский клубок. Волчек там распоряжается как ей стукнет в голову. Всю жизнь в любимчиках у нее Неелова, а в остальном - как и в любом театре - ИНТРИГИ, ПОДСИЖИВАНИЕ и НЕИСКРЕННОСТЬ!.."

И на посошок! "Скандалы. Интриги. Расследования..." и т.д. Меня могут упрекнуть в необъктивности, мол зачем все бочки на режиссеров катить, они думают об обновлении, а смена поколений преодолевает застой, неизбежна, селяви, актеры стареют, уже не могут играть. Бросьте! Плохому режиссеру, как и танцору... не пуанты мешают! Нужно уметь находить разумный компромисс, не считать актеров за бессловесное быдло, не превращать театр в "крепостнический", а актеров - в заложников мегеры-диктатора-режиссера Карабаса Барабаса. Недавно общался со знакомыми иностранцами, любящими наш театр, приходящими на спектакли на гастролях и здесь, кстати, изучающими русский у себя. Там возмущены тем, как у нас относятся к человеку, к личности, к наемным работникам. Не идеализируют актеров, но не понимают, - почему в России царит такое бесправие и беззащитность?! Они предложили в случае конфликтов подать в суд. Но, в России суд - дело муторное, долгое, и не факт, что даже, если большинство исковых заявлений заканчиваются победой истцов к работодателям, они дождутся ответа. А сколько здоровья и нервов уйдет. Будет жаль, что вслед за Таганкой, погибнет и театр "Современник" от самодурства ли Г.Волчек, неумения находить общий язык с актерами или от "откатов" бойфрендов, любовников и мужей за своих звездулек с растиражированными медийными лицами. Пьесами Нины Чусовой, актрисами Чулпан Хаматовой и Мариной Нееловой нельзя как щитом все время прикрываться, бренд "Современника" стремительно устаревает. Интересно, а Г.Волчек вступит с театральным коллективом в Путинский Общероссийский Народный Фронт, - ну, оттуда тоже, может деньжат на новые постановки подбросят, помнится Владимир Владимирович раньше любил захаживать к ним?

В общем, классический русский репертуарный театр гибнет, его снедают скандалы руководителей с труппой; жестокие разборки внутри коллективов; конфликт поколений; дефицит финансирования, новых пьес и идей; "профицит" медийных и сериальных лиц субреток. В результате, мы присутствуем при страшном событии: театр гибнет от старости, от отсутствия новых форм, все вырождается либо в авангардное смешение жанров и "унисекс", либо в антрепризы, чтобы "срубить бабла по быстрому", на потребу жрачной публике или толпе. Театр теряет с каждым годом своего зрителя. Стареют и уходят театралы. Чем привлечь молодежь? Скандальными постановками в 3D?! "Не верю", что театр умер, не хочу верить, но... порой кажется, что мы на его поминках... Почти...

Продолжение, начало в...

ТЕАТР КАРАБАСА БАРАБАСА. Любовь зла.
Юрий Любимов покидает Театр на Таганке

Актриса Елена Яковлева написала заявление об уходе из театра «Современник». Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление помощника художественного руководителя театра по литературной части Евгении Кузнецовой.

По словам Кузнецовой, артистка решила уйти из театра, потому что «Современник» «недостаточно хорошо заботился о ее профессиональном развитии». Помощник худрука подтвердила, что последней премьерой с Яковлевой стал спектакль «Пять вечеров», который был поставлен в 2006 году.

Однако Кузнецова отметила, что три роли Яковлевой предлагались, но она от них отказывалась. Заявление актриса написала еще 20 мая и подтвердила свое намерение расстаться с «Современником» в беседе с худруком Галиной Волчек 20 июня. Актриса обязалась отыграть все спектакли до конца сезона и принять участие в гастролях в Екатеринбурге. Однако поехать на гастроли актрисе помешала болезнь. Заявление об уходе руководство театра не подпишет до выздоровления актрисы.

- Поскольку актриса больна, руководство театра не считает для себя возможным принимать какие бы то ни было административные шаги, в том числе, подписывать неотозванные заявления, пока Елена Яковлева не выздоровеет, - добавили в «Современнике».

Тем временем, представители театральной тусовки считают, что главная причина ухода Яковлевой в том, что она не поделила с Аленой Бабенко долгожданную роль и написала заявление об уходе на имя главного режиссера театра Галины Волчек.

С другой стороны актриса Мария Селянская, которая работает в «Современнике» уже более 20 лет и хорошо знает обо всем, что происходит в театре. По словам актрисы, Елена ушла из театра после того, как узнала о том, что к постановке готовится много новых спектаклей, но для нее не нашлось места ни в одном из них. Яковлеву это очень обидело, и она решила уволиться. Кстати, Волчек не раз говорила о том, что на сцене нужна смена поколений. Видимо, реформу решили начать именно с Яковлевой.

Елена Яковлева отпраздновала в марте 50-летний юбилей. Она пришла в «Современник» в 1984 году и играла в нем всю жизнь, за исключением нескольких лет в труппе театра Ермоловой. Ее роли Тамары в «Пяти вечерах», Элизы Дуллитл в «Пигмалионе», Наташи в «Трех сестрах» и многие другие сделали ее одной из ведущих актрис «Современника».

Яковлева - лауреат государственной премии России в области театрального искусства (2001), награждена орденом Почета (2006). Член Совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Елена Яковлева. Карьера.

Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском. Мать — Валерия Павловна, сотрудница НИИ, отец — Алексей Николаевич, военнослужащий: семье приходилось очень часто переезжать с места на место. Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ.

Школу окончила в 1978 году в Харькове. После школы успела поработать и библиотекарем в ХГУ, и картографом, но в 1980 году всё-таки решила осуществить свою мечту — и, приехав в Москву, с первой же попытки поступила в ГИТИС.

В ГИТИСе училась в мастерской Владимира Андреева (1980—1984) . Окончив ГИТИС, стала актрисой театра «Современник» — за включение её в труппу театра члены художественного совета проголосовали единогласно — это редчайший случай.

Дебютировала в роли Гитель в возобновлённом спектакле Г. Волчек «Двое на качелях» (1984), по пьесе У. Гибсона, — первым партнёром Яковлевой был Николай Попков.

В 1986 году Валерий Фокин предложил Яковлевой перейти в театр им. Ермоловой, — там она прослужила три года. Затем вернулась в «Современник», и — редкий случай — была принята обратно.

Дебютом в кино стала картина Г.Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983).

В 1980-е много снималась (Мария в «Плюмбуме, или Опасной игре» В. Абдрашитова, Мила во «Времени летать» А. Сахарова и др.) — однако всесоюзная слава пришла после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке» (1989) П. Тодоровского, по скандальной повести В. Кунина.

В 1990-е Тодоровский-старший снял Яковлеву ещё в трёх своих фильмах: «Анкор, ещё анкор» (1992), «Какая чудная игра» (1995) и «Ретро втроём» (1998). На новый пик популярности актрису вознесла роль Насти Каменской в сериале «Каменская».

Но... вслед ей из театра донеслись не слова благодарности, а обиды и упреки. «Комсомолка» поинтересовалась у Яковлевой: почему?

Вроде бы история с увольнением актрисы быльем поросла - да нет же, не так давно на сборе труппы «Современника » худрук театра Галина Волчек вновь вернулась к разбору полетов, связанному с уходом из труппы не только Елены Яковлевой, но и ее мужа Валерия Шальных, а также еще одной известной актрисы - Марины Александровой. «Их уход осложнил нашу жизнь, - в сердцах призналась Галина Борисовна. - Но ни один спектакль из репертуара снят не будет!» Заноза застряла в ее памяти надолго, и поступок Яковлевой иначе как бесстыдством Волчек не называет.

«МНЕ ХОТЕЛОСЬ УЙТИ ПО-ТИХОМУ, БЕЗ КРИВОТОЛКОВ И ПЕРЕСУДОВ» Сама же Елена о причинах своего ухода не рассказывает. Не то ждет, когда эмоции утихнут и разум возьмет верх над чувствами, не то занята новой работой. Зная неленивый характер Яковлевой, трудно представить, что после ухода из театра она будет сидеть сложа руки. Так и оказалось...

У меня было сто съемочных дней подряд, - признается Елена. - Только подумаю, пора отдохнуть, взять паузу, - симпатичную роль предлагают.

Сейчас озвучиваю фильм о Георгии Жукове, где я играю жену маршала - Александру Диевну. И одновременно снимаюсь в Киеве в картине «Я приду сама». Сюжет в «Жукове» развивается в послевоенное время, когда Сталин, как принято считать, гнобил Жукова. А во второй картине события сегодняшние - я играю аферюгу до мозга костей. Такую отрицательную героиню мне играть не приходилось. Интересно и сложно. Как выяснилось, сказать грубо: «Пошел на фиг!», пусть от имени героини, мне непросто.

А в театре? Кроме антреприз «Территория любви» и «Бумажный брак», в которых вы заняты, есть планы вернуться на сцену?

Даже не представляете, сколько пьес я прочла за последнее время. Мне предложили роль Клеи в «Лисе и винограде». Хочу сыграть Вассу Железнову. Предлагают интересную работу в «Последнем пылком любовнике» - пьесе Нила Саймона. На чем остановлюсь - пока не решила, планы должны созреть в душе.

- Это будет антреприза?

Предложения разные, и от репертуарных театров. Возможно , соглашусь на конкретный проект. Но в труппу идти не хочу, бросаться как в омут с головой можно только в молодости.

- Это осадочек после ухода из «Современника»? Расскажите уж, почему ушли из театра, в котором работали 28 лет?

Решение зрело давно. Но я оттягивала, не хватало духа. А весной на спектакле получила серьезную травму. В результате той травмы груди нагрузка легла на связки, довольно долго я не могла играть. И я подумала: раз уж выпала из репертуара, может, это знак судьбы и уже пора?.. Подала заявление завтруппой Валентине Яковлевне. Заранее, чтобы к началу сезона в мои спектакли могли ввестись другие актрисы. Хотелось уйти по-тихому, без кривотолков и пересудов.

- Волчек больше всего обидело, что вы - любимица - принесли заявление не ей?

Никакой тайной мысли у меня не было. Так было проще из-за несовпадения наших графиков. Что же касается «любимицы»... У нас с Галиной Борисовной были хорошие, уважительные отношения, но скорее деловые, чем личные.

Я была удобной для театра, не подводила, не срывала спектакли и репетиции, не просила себе второй состав, как делают многие, кто активно занят в кино. Снималась в других городах, как сумасшедшая ездила играть спектакли. И почти никогда не отказывалась от ролей, которые предлагали в театре.

«НЕ ХОЧУ Я ТАЙН МАДРИДСКОГО ДВОРА»

Согласитесь, но и предложения были достойные. В «Современнике» вы играли в замечательных спектаклях - «Двое на качелях», «Пигмалион», «Пять вечеров», «Гроза», «Бесы», «Вишневый сад»…

Да, о таких мечтает каждая актриса, поэтому спектакли и задержались на сцене. Хватало и тех, о которых никто и не вспомнит. Но если говорить объективно, моя творческая судьба в «Современнике» складывалась очень удачно.

- Так что же тогда случилось?

Одним словом не выскажешь, это накапливалось годами. «Современник », который был дорог, который считала художественным достоянием, остался в моем восприятии в прошлом. Раньше бежала в театр вприпрыжку, как на праздник, а теперь так не получалось. И хотя мои спектакли шли с аншлагом и опускать планку я себе не позволяла - было ощущение, что прихожу отрабатывать зарплату. Может, потому, что играла многие спектакли по 18 - 20 лет? Казалось, не развиваюсь, а жую одну и ту же жвачку... Что делать актрисам, перешедшим определенный возрастной рубеж? Играть, что играла в молодости, - смешно. Надо переходить на другие роли.

- Вам и предложили новую роль в спектакле «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса. Из-за него и разгорелся весь сыр-бор. Галина Борисовна сказала в одном интервью, что пригласила израильского режиссера Евгения Арье. А три актрисы, то есть вы, Марина Неелова и Лия Ахеджакова, играть отказались . И Волчек пережила такой стресс, что угодила в больницу, восприняв ваш коллективный отказ как предательство...

Если рассказывать свою версию этой истории, получатся тайны мадридского двора. Мне не хочется снова в этом копаться. Могу лишь сказать, что официального распределения ролей не было. Ходили слухи, будто в постановке Арье будут заняты Чулпан Хаматова, Марина Неелова, Лия Ахеджакова и я. Потом, опять же по слухам, узнаю, что роль, которую вроде должна была играть я, отдадут Алене Бабенко. Меня же перекинут на роль, от которой отказалась Неелова. Что значит перекинут - разве я кризисный менеджер? И потом, не только Неелова отказалась, но и Ахеджакова... Тогда, мне кажется, правильнее было нас собрать у Галины Борисовны и решить все недоразумения. Но никто нас не собирал, а от сплетен и разговоров пухла голова.

- Вы же не только от этой, но и от других постановок отказывались…

Думаю, ни об одной из пьес, от которых я отказалась, вы никогда не услышите. Возможно, я слишком завышаю свою планку. Но ни одну из них рядом не поставишь с «Пигмалионом», «Вишневым садом», «Пятью вечерами». Раньше в «Современнике» выбирали пьесы, которые пусть не били наповал актуальностью, но затрагивали общечеловеческие ценности. Теперь же мне говорят: давайте поставим Конфуция. Отчего же, можно и Конфуция. Но зачем?

Я очень хотела сыграть Вассу Железнову еще до того, как ее поставили в МХТ. Но мне сказали, что Максим Горький «не наш автор». И Островский - тоже «не наш автор». Хотя с труппой «Современника», с женской ее частью, можно такого Островского поставить!

- После вашего ухода из «Современника» пришлось уволиться из театра и вашему мужу - актеру Валерию Шальных...

Так получилось. Валере деваться было некуда, его донимали расспросами: «Как там Лена? Как мы без нее! Как она без нас...» Он вместе со мной тяжело переживал эту историю, а разговоры подливали масла в огонь. Хотя ему было сложнее уйти из театра, в котором проработал 38 лет. Но ничего - пережили и это.

Эта история берет начало 26 мая — именно в этот день актриса подала заявление об уходе. Ее шаг вызвал шок как у дирекции, так и у артистов. Директор театра Леонид Эрман на тот момент был уверен, что это “сложности характера, трудный момент возраста”, ну и так далее. Тем более что “Современник” помнит, что несколько лет назад (теперь уже в прошлом веке) Елена Яковлева на сезон уходила в Ермоловский театр к Валерию Фокину (ныне возглавляет питерскую Александринку и Московский центр им. Мейерхольда). Но она вернулась на Чистые пруды и вспоминала об этом как о нелепом поступке своей жизни.

И вот новый уход. Как всякая конфликтная ситуация, она похожа на клубок, в котором концов не найти. Явных, бросающихся в глаза и обсуждаемых в труппе причин не было. Да, Лена еще на гастролях в Лондоне мне жаловалась, что у нее давно не было новых ролей, что она хоть и блестяще играет, но все же старый репертуар. “Последняя премьера у меня была в 2005 году — “Пять вечеров”, и что у меня есть? “— рассуждала она за кулисами театра на Вест-Энде, куда прилетела на “Вишневый сад” и имела огромный успех у лондонской публики. Не говоря о соотечественниках, живущих в британской столице.

С одной стороны — это правда. Но есть и другая правда — стороны художественного руководителя, отвечающего за творческую судьбу (включая занятость) каждого актера и труппы в целом. Галина Борисовна Волчек считает, что претензии ее актрисы не совсем обоснованны. Ей еще в начале сезона предлагалась большая роль в спектакле, который считается “бомбой” этого сезона, — “Враги. История любви” по Зингеру в постановке израильского режиссера Евгения Арье. Но Елена отказалась, и, лично с моей точки зрения, это была ее ошибка. Теперь роль полячки Ядвиги играет Алена Бабенко. К тому же Яковлева не приняла другие предложенные к ее рассмотрению пьесы — возможно, она себя не видела в этой драматургии.

Как бы там ни было, но обида распухала — и, как мне кажется, последней точкой для нее стала травма, которую она получила на спектакле “Пигмалион”, в котором с блеском работает с 1995 года. В темноте за кулисами она налетела на доску, непонятно каким образом оказавшуюся в пространстве закулисья, которое Яковлева знает по миллиметрам с закрытыми глазами. В результате она получила сильнейший удар в грудь, ей даже делали операцию.

Так из деталей, которым, может быть, в другое время никто не стал бы придавать особого значения, складывались слои непонимания, недоговоренностей. Может быть, стоило с самого начала попытаться выяснить между собой отношения, но… Последней каплей с позиции руководства театра стали гастроли в Екатеринбурге — точнее, несостоявшиеся гастроли. А отменить их при проданных билетах (“Современник” в городе любят и ждали) вынуждены были по причине болезни Яковлевой.

Пробую связаться с Леной по телефону.

— Я на съемках.

— Лена, твой уход из “Современника” — может быть, это эмоциональная вспышка?

— Нет, не в горячке. Это осознанный шаг. Я ничего не буду комментировать.

— Да нет, я не плачу, у меня насморк, здесь кондиционеры, простудилась.

— Прости, но значит ли это, что ты уйдешь в другой театр? Например, в Вахтанговский, о котором все говорят в связи с тобой.

— Да нет, смешно.

— И все-таки тебе уже поступали предложения?

— Были, и, как ни странно, много.

— Что же ты сейчас делаешь?

— Снимаюсь. У меня две картины — “Мамочки” и “Жуков”.

— Ну а когда откроется сезон? Может быть, тебе взять тайм-аут на год — ситуация настолько непростая, может, стоит отдохнуть?

— У меня есть сценарии, может быть, что-нибудь выберу на осень. Извини, меня уже зовут.

Это не просто случай. Это, я уверена, настоящая драма — как для прекрасной актрисы Елены Яковлевой, для Галины Волчек, так и для труппы. Во всяком случае, все актеры, с которыми я говорила (например, Ольга Дроздова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич), разными словами, но в один голос говорят, что им бесконечно горько, печально.

Ольга Дроздова: — Я не думаю, что есть люди, кто бы радовался в театре ее уходу. Все сожалеют.

— Как ты думаешь, возможно примирение между актрисой и худруком? И вообще, если вы все так сожалеете, вы пытались как-то повлиять, поговорить?

— Да, пытались, но, очевидно, упустили время. А примирение? Я думаю, все возможно.

На этот же вопрос Елена Яковлева также категорически ответила: “Без комментариев”.

- Волчек никем не дорожит! - уверена дочь Евстигнеева Мария Селянская

В начале июня на форуме сайта театра «Современник» появилось сообщение, что Елена ЯКОВЛЕВА написала заявление об уходе. Поклонники актрисы забили тревогу: спектакли с участием их любимицы стали срочно заменять на другие, да и на запланированные гастроли в Екатеринбург Елена Алексеевна не поехала. В администрации театра объяснили: «Замена связана с тяжелой болезнью народной артистки, в результате которой она полностью потеряла голос». Согласитесь, ужасную намалевали картину! Мы были уверены: что-то здесь не так. И провели собственное расследование.

Всезнайки из театральной тусовки стали грешить на Алену Бабенко . Дескать, именно с ней «интерЛеночка» не поделила долгожданную роль и в сердцах бросила на стол главрежа Галины Волчек заявление об уходе. Я попробовала получить комментарий из первых рук.

Я не хочу ничего комментировать, - ответила Яковлева и повесила трубку. Эти несколько слов актриса произнесла безумно расстроенным, заплаканным голосом.

Оставалась надежда, что ясность внесет Бабенко. Но в отличие от коллеги она и вовсе оказалась «вне зоны доступа». Режиссер Виталий Бабенко , ее бывший муж, высказал свое мнение:

Слышал, что Яковлева уходит из театра, но, уверен, с Аленой это никак не связано. Думаю, решение Елены вызвано ее маленькой загруженностью в «Современнике».

Неудивительно, что Виталий не видит вины Алены в увольнении «Каменской» - все же родственники, хоть и бывшие.

Старожилы театра - Лия Ахеджакова и Игорь Кваша отказались обсуждать поступки коллег. А вот Людмила Иванова голосом Шурочки из «Служебного романа» намекнула, что сама страдает от невостребованности в «Современнике», но спасается писательским трудом и работой в собственном театре.

Увы, Яковлеву уже пять лет не балуют новыми ролями. Последняя премьера спектакля с ее участием - «Пять вечеров» - состоялась аж в 2006 году!

- Еще два года назад Галина Волчек вела активные разговоры о необходимости смены поколений в своем театре, - признался мне артист Евгений Герчаков . - Тогда как раз приболели Кваша и Гафт . Она стала звать меня на работу. Но, поразмыслив, я отказался. Прислушался к мнению коллег, что «Современник» - женский террариум единомышленников. Помню, Лия Ахеджакова мне жаловалась: «Я не фаворитка у Волчек. Она со мной может сделать все, что угодно, несмотря на мою популярность и звания. Приходится держать с ней ухо востро. Это Нееловой у нас все можно, а мне - нет». Раньше Волчек любила Яковлеву, много на нее ставила, но, видимо, со временем Лена стала ей не интересна. Юбилей Леночке не дала справить, кстати, и Людмиле Ивановой не дала.

На вольных хлебах

Уже более 20 лет работает в «Современнике» актриса Мария Селянская , дочка Евгения Евстигнеева , который в свое время был мужем Волчек. Разумеется, обо всех интригах внутри коллектива Селянская знает не понаслышке. Она тоже связала уход Яковлевой с ее размолвкой с Галиной Борисовной.

Конфликт произошел на моих глазах, - рассказала Мария. - Как раз шла репетиция. Лена узнала, что готовится к постановке много новых спектаклей, а ее нигде нет. Вот и написала в сердцах заявление. К сожалению, Галина Борисовна никем не дорожит! Не думаю, что Яковлева передумает и вернется в театр.

К слову, в 1986 году Елена Алексеевна уже на время уходила из «Современника» и работала в Театре им. Ермоловой. Но спустя три года вернулась. Сейчас ходят слухи, что Яковлеву могут позвать в Театр им. Вахтангова. Протекцию там якобы ей готов составить Сергей Маковецкий .

Эти слухи - глупость! - прокомментировал артист.

В самом деле, в Театре им. Вахтангова работают исключительно выпускники Щукинского училища. Вряд ли ради Елены, окончившей ГИТИС, этот закон забудут.

Скорее всего, Лена будет вольным художником, - считает Селянская. - Она много снимается и без куска хлеба не останется.




Top