Главные вехи в жизни человека. Вехи жизни

В этой статье мы дадим вам понимание что такое Вехи Фаталии в жизни человека и чем они отличаются от кармической программы.

Сегодня действия человека не вписываются в общую программу, по которой строятся Вехи Фаталии. Люди в последнем столетии узнали только, о так называемой, карме и усердно подсели с подачи эзотериков на эту тематику. А о программе жизни и Вехам Фаталии пока нет массовых разговоров среди человечества.

Люди за свою сознательную жизнь не успевают пройти и трети от того, что необходимо изучить и сделать для своего развития. Действия человека должны быть проявлены вместе с ответственностью. Все это должно идти по программам, о которых человек не знает. Не знает он и о помощниках, которые могут провести его по этим программам.

Итак, что же такое ВЕХИ ФАТАЛИИ?

Контроль по прохождению человеком своих жизненных программ осуществляется каждые 12 лет. Вся программа жизни человека поделена на 12 летние циклы плюс переходный период 1 или более лет.

Длительность человеческой жизни сегодня по программе составляет 150 лет , а мы в большинстве своем сворачиваем ее за половину этого срока. Причин много, это и уничтожение нормальной среды обитания и питание и химические элементы загрязнения среды и добавки типа ГМО, несовместимые с программой жизни человека, а также включение программ самоуничтожения организма, если человек нарушает программу развития и деградирует. Такой разум планете по программе не нужен и включается энергоблокатор в человеческом организме.

Вехи фаталии, это сама программа жизни, а не кармическая программа . Это основная программа эволюционного развития для данного человека с учетом духовных накоплений его предыдущей родовой линии. Это те лучшие моменты в жизни человека, когда подаются энергии и формируются ситуации для ускоренного развития и восхождения в Духе и разуме.

Следует отметить, что субъективная оценка самим человеком данных «лучших вариантов» в его жизни может не совпадать с тем, что для него создано программистами. Условия создаются максимально благоприятные для реализации потенциала конкретной личности, тут учитываются даже фактор влияния на развитие цивилизации и соответствие Высшей Творческой задаче. Если человек этого не понимает, ему может это не нравиться. А право выбора следовать или не следовать, блуждать в иллюзиях или сидеть в мнимой «нирване» и иллюзии какого нибудь Эгрегора- остается за человеком.

Если кармические отработки – это испытания и отработка задолжностей, то Вехи Фаталии это уже другая программа, которая как бы накладывается на эту основную программу жизни. Все это взаимосвязано и учитывает отработку и одновременный рост человеческой личности. Но кто бы это говорил при проработке той самой кармы, как это делается у эзотериков.

Как я уже сказала, жизнь человека разбивается на 12 летние циклы. Начало и конец каждого из этих периодов сопровождаются изменением свойств биоструктуры человека согласно программы Вехи Фаталии. И в конце каждого такого цикла человека всесторонне проверяют на соответствие программе развития, условиям темпов развития. То есть человек сдает экзамен-тест и эту оценку производит самый беспристрастный экзаменатор – Сознание Земли. Результатом этого анализа, т.е. вердиктом является формирование голограммы последующих событий в жизни человека на следующий 12 летний период жизни.

Если человек в предшествующий период не решил ряд программных задач, то они переносятся в следующий период, накладываясь на следующую программу как недоработки и задолжности, в результате чего жизнь человека усложняется.

Вам надо понять, что веха, это не определенное событие в жизни человека (как например урок от кармы), а стадия перехода полевой структуры от одного качественного состояния в другое.

Вехи Фаталии в жизни человека идут в такой размерности 12+1, 24+2, 36+4, 48+6 и т.д. 24, 40, 54 годы критические в жизни поголовного числа людей. В эти годы включаются серьезные заболевания, развал судьбы, потеря бизнеса, а все из-за того, что человек не выполняет программных условий, своих основных задач, ради чего он создан, а потому и выбраковывается из программы Жизни.

Что же отслеживается Сознанием Земли в эти периоды, что надо развить, чтобы не выскочить из программы жизни и не включить внутренний энергоблокатор, который будет включать сигнальную систему через появление заболеваний или несчастных случаев или развала судьбы? Об этом мы рассказываем на семинарах или при обучении в Школе. Просматривается это и на энергетической диагностике.

Участие в программах Вехи Фаталии связаны со звездными зодиакальными системами. В программе жизни человека космические часы его жизни разделены также на 12-летние циклы. Каждые 12лет идет закладка новой программы на проработку тех или иных качеств личности, на освоение каких то новых знаний. Из астрологии люди знают о воздействии светил на качества личности, ее характер и даже судьбу. Но какие программы прорабатываются для человека на каждом Зодиаке в период его работы с человеком и что нужно делать человеку в эти периоды – это знания посвященных. Этому мы также обучаем.

А так как человек не научился считывать информацию с 5 инфоуровня, не имеет представления об участии в программах жизни не только своей, но и тем более Земли, то начинает включаться энергоблокатор (это те самые Кураторы на тонких планах), блокирующий дальнейшее пребывание человека в материальной форме, как не выполняющего программу своего развития правильно. В итоге быстрое старение и смерть, и это передается уже многие поколения.

При работе в программах жизни необходимо знать правила и законы, знать, что все начинается с устремления самого человека. Пока вы не будете иметь внутреннего устремления, вам никто не будет менять жизнь. Я часто слышу, я знаю, что у меня есть помощники и они мне помогут. Да, помогут, но как? Вы даже понимания не имеете, кто и как эту помощь оказывает, как вас ведут и подсказывают, как направляют и что вам надо делать. Как часто я это слышу на диагностике, после того как указываю на причины проблем человека... «Я сам, я все понял... или я сам, или сама справлюсь...»

Налицо - явная работа антипрограммы человека, работающая на его ложных убеждениях и заложенных ранее «знаниях». Наивные люди... До «сам», и силы и знания нужны, а у людей после только одной диагностики их просто нет, раз они не понимают, что их привели как раз туда, где эту помощь оказывают, а они от нее отказываются по разным, неосознанным или не понимаемым ими причинам. Помощники и наставники с тонких планов действуют через других людей. Сами они в физический мир не спускаются. Они создают только ситуации, подводят нужных людей, а от вас уже будет зависеть, как вы в данных ситуациях будете себя вести. Очень часто с вами работают не наставники, а Духи-испытатели, блокируя ваш выход из проблемы или ситуации. Люди этого тоже не понимают, говоря я сам...

Надо понимать, что астральные помощники не работают на прошлое. Эту работу проводят только наставники на ментальном плане и они работают как на прошлое, так и на будущее. Все свои действия наставники и помошники с тонких планов согласовывает с вашей программой жизни. А работать с ментальным планом может только человек, обладающий знаниями об этих тонких планах и их программах. Но человек из-за незнания и непонимания всегда боится, а трусить нельзя. Иначе вы никогда никуда не пройдете. Страх – это отсутствие информации по данному вопросу. Наше обучение продолжается до тех пор, пока оно вам интересно. Нас гоняют по программам тогда, когда это необходимо. Все четко отслеживается сверху и самостоятельно пройти по Вехам Фаталии человеку невозможно.

Не могу, не хочу, не знаю - мы учим не употреблять при обучении никогда, т.к. это блокирует работу вашего сознания, вносится программа вашей беспомощности, и эта программа утверждается в вашем энергополе. Вы формируете ту самую антипрограмму, которая позже срабатывает уже автоматически как недоверие, страх, отрицание и прочие блоки развития.

Многие говорят, что за духовный контакт платить не надо. Вы говорите везде, что духовный мир - это бесплатно!!! Элементарное незнание энергоинформационных законов обмена энергиями. Незнание человеком законов работы мыслью и собственным сознанием. Направил мысль в какую то сторону – все – энергия пошла туда. Ваше желание, горение, внутреннее стремление, это есть направление вашей энергии, ваших энергоресурсов, так называемая плата или вклад вашей энергетики в какой то уровень, куда дотянетесь. Вы даете ресурсы, вы платите, это плата из ваших энергоресурсов. Вы формируете канал связи с Эгрегорами, когда бегаете по разным кружкам или медитационным группам, но там вы не контактируете в своих медитациях ни с Сознанием планеты, и ни с Учителями Человечества. Вы не понимаете, что тратите свою энергию в большинстве случаев в пустую, а Вехи Фаталии так и остаются непройденными. Вы теряете возможности улучшения своей жизни, потому что об этом просто не знаете. Об этом у нас в Школе ведутся целые семинарские занятия и у человека формируется стройная система понятий, кто куда попадает, пытаясь развиваться духовно самостоятельно.

По моему опыту работы – практически все зависают в астральном плане, а дальше нет понятий как проходить и куда проходить. В нашей Школе канал выхода сформирован не только на Сознание планеты, но и на надсознание, то есть на 5 и 6 планы Земли. Есть и другие наработки, что помогает успешно решать любые проблемы наших пациентов.

(продолжение следует...).

Запись на прием, консультации, обучение и терапию по тел: 020-83641419 (офис) моб.07706970347 Наш сайт:

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти Ялом Ирвин

ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Другие случаи «пробуждения» - более обычные и не такие яркие - могут быть связаны с такими жизненными вехами, как вечер встречи одноклассников или однокурсников, день рождения (особенно такая дата, как 50 или 60 лет), годовщина, составление завещания, мысли о распределении наследства.

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

СНЫ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить пробуждающим переживанием. Вот, например, сон, рассказанный мне одной молодой вдовой, женщиной, погруженной в свое горе. Это очень ясный

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Падус Эмрика

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Жизненные задачи Всем известна фраза о том, что мужчина (или, обобщенно, человек) должен за свою жизнь посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Когда в нашем центре проводились исследования в столь тонкой сфере, как предназначение человека, есть ли оно у каждого и в

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЖИЗНЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ Царица Гекуба сопоставлялась с богиней Гекатой в греческой мифологии. В «Илиаде» Гекуба - жена троянского царя Приама, мать его девятнадцати сыновей (в том числе известных Гектора и Париса) и дочерей Кассандры и Поликсены (а сына Троила она родила от

Из книги Социология [Ее предмет, метод и назначение] автора Дюркгейм Эмиль

1. Вехи жизни ученого Автор произведений, помещенных в настоящем издании, - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале, на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного

Из книги Анатомия игры автора Линдхолм Марина

Жизненные правила Жизненные правила для фигур Наконец-то мы закончили с плохими людьми. Простите меня, мой читатель, за такое длинное описание последних. Нам важно знать о них, чтобы не подпускать к себе близко. Ведь мы рано или поздно начнем играть, не так ли?Даже при

Из книги Путь настоящего мужчины автора Дейда Дэвид

12. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ Настоящий мужчина способен посвятить всего себя выполнению очередной миссии, без сожаления оставляя ее по окончании. Он также умеет пережить тягостные периоды вынужденного бездействия в ожидании следующей «сверхзадачи». Это чередование

Из книги Этнопсихология автора Бандурка Александр Маркович

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Две жизненные философии Система негативных убеждений знакома каждому из нас, потому что мы сами жили в этих представлениях и ежедневно встречаем людей, живущих с этими убеждениями, мнениями, мыслями.Так думает большинство людей. Это «массовое» отношение к жизни. Это

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

Часть вторая. Вехи психологии Глава первая. Донаучная психология (первый этап) В сущности все, о чем следовало сказать в этом разделе, уже было так или иначе сказано в главе о мировоззрении – имеются в виду «религиозная» и «философская» психология, психотерапия. В широком

Из книги Тысяча и одна отговорка на все случаи жизни [Как выйти сухим из воды] автора Снежкин Владимир

1. Жизненные трудности Бывают самыми разными. По видам можно разбить на

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Разговоры, пробуждающие в нас добрые чувства Носят ли ваши разговоры одобрительный характер? Какими способами и до какой степени мы устанавливаем дружественный тон общения с коллегами, чтобы показать им, что уважаем и ценим их, гордимся ими, вместо того чтобы осуждать

Из книги Как подружить ребенка с режимом дня автора Любимова Елена Владимировна

Основные вехи ритма дня Главное в деле соблюдения ритма дня – это не нарушать последовательность установленных этапов, хотя время можно варьировать достаточно свободно. Например, очевидно, что, когда ребенок просыпается утром, ему нужно сменить подгузник и накормить, а

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

Жизненные сценарии Одинокой кошкой, Вольным диким зверем, Никогда не плачет, Никому не верит… Из песни Славы «Одиночество» Одиночество – не судьба. Это – издержки воспитания и последствия нашего поведения, спроецированные на реальную жизнь. Конечно, бывают

Каждый человек рождается в каком-то месте, в какое-то время и получает Имя. Эти показатели, просчитаные в числовом значении влияют на жизнь человека. Из Астрологии мы знаем, что вычисляется карта рождения, так называемая натальная карта (матрица рождения). На человека влияют Планеты и созвездия. Это Астрология. А если взять за основу систему Таро. Нумерологические вычисления помогут нам увидеть под каким Арканом родился человек и какие Арканы и в каком порядке он проходил за свою жизнь. Смена имени и места жительства тоже могут влиять на судьбу человека, так как числовое значение и номер Аркана при этом меняются. В идеале человек должен за свою жизнь пройти все 22 Аркана и выполнить свою миссию на земле в этой жизни. Но это происходит крайне редко, думаю что это могут быть единицы. Но мы можем немного поправить ситуацию, если просчитаем уже пройденные Арканы и выявим те, которые нам ещё необходимо пройти. Как это сделать??? С помощью математических расчётов. Для этого нам понадобиться таблица координат городов, дата рождения и Имя. Числовое значение Имени можно вычислить по таблице соответствий русского Алфавита, которую предлагает Феликс Эльдемуров:
Таблица связей букв современного русского алфавита с Арканами Таро и им соответствующими числами
А-1 Е, Ё-6
Б-2 Ж-7
В-3 З-8 (может принимать значение 3)
Г-4 И, Й-9
Д-5 К-10

Л-11 Р-16
М-12 Сочетание РСТ-17
Н-13 С-18
0-14 Т-19
П-15 У-20

Ф-1 (жен. род 0)
Х-2 (жен. род 1)
Ц-3 (жен. род 2)
Ч-4 (жен. род 3)

Ъ-76
Ы-61
Ь-6
Э-7(9?)
Ш, Щ-21 или О
Ю-10
Я-91 (возм., иногда 1)

В качестве примера такого вычисления возьму за пример своё прохождение Арканов (что бы никого не обидеть)… Итак шаг первый и начало – это рождение, этот Аркан является вашей матрицей и его изменить уже никак нельзя – на него нужно ориентироваться – он вам предначертан по судьбе и может быть вашим талисманом:


Дата рождения 22.05.1966 2+2+0+5+1+9+6+6= 31=3+1=4
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 8+4+6=18

Далее мы вычисляем этапы жизни по 7-летнему циклу. Если в промежутках попадаются переезды в другие города илисмена имени, это тоже необходимо учитывать.
Итак, следующий этак это достижение семилетнего возраста:

Место рождения – Кишинёв, 47*00, 28*50 = 4+7+0+0+2+8+5+0=26=2+6=8
Дата дня рождения 22.05.1973 2+2+0+5+1+9+7+3=29=2+9=11=1+1=2
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 8+2+6=16=1+6=7

Тут был переезд в другой город,
Дата дня рождения 22.05.1980 2+2+0+5+1+9+8+0=27=2+7=9
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+9+6=17=1+7=8

Город проживания
Киев 50*26, 30*31 = 5+0+2+6+3+0+3+1= 20=2
Дата дня рождения 22.05.1987 2+2+0+5+1+9+8+7= 34=3+4=7
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+7+6=15= 6

Город проживания
Киев 50*26, 30*31 = 5+0+2+6+3+0+3+1= 20=2
Дата дня рождения 22.05.1994 2+2+0+5+1+9+9+7=35=3+5=8
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+8+6=16 = 1+6=7
Аркан семилетней вехи жизни – КОЛЕСНИЦА (через 16 башня) – вот тут ситуация повторилась – то есть по каким-то причинам было возвращение на этап детства от 0 до 7 лет.

Город проживания
Киев 50*26, 30*31 = 5+0+2+6+3+0+3+1= 20=2
Дата дня рождения 22.05.2001 = 2+2+0+5+2+0=0+1=12=1+2=3
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+3+6= 11=1+1=2
Аркан семилетней вехи жизни – ЖРИЦА (через 11 справедливость)

Город проживания
Киев 50*26, 30*31 = 5+0+2+6+3+0+3+1= 20=2
Дата дня рождения 22.05.2008 = 2+2+0+5+2+0=0+8= 19=1+9=11=1+1=2
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+2+6=10=1

Город проживания
Киев 50*26, 30*31 = 5+0+2+6+3+0+3+1= 20=2
Дата дня рождения 22.05.2015 = 2+2+0+5+2+0+1+5= 17=1+7=8
Алла 1+11+11+1=24=2+4=6
Складываем все три полученных числа и получаем 2+8+6=16 =1+6=7

Итак теперь выписываем то, что у нас получилось:

Аркан рождения – 18 – ЗВЕЗДА.

Аркан первой семилетней вехи жизни – КОЛЕСНИЦА (через 16 башня)

Следующий период от 7 до 14 лет:
Аркан семилетней вехи жизни – СИЛА (через 17 – звезда)

Следующий период от 15до 21 года:
Аркан семилетней вехи жизни – ВЛЮБЛЁННЫЕ (через 15 – дьявол)

Следующий период от 22 до 28:
Аркан семилетней вехи жизни – КОЛЕСНИЦА (через 16 башня)

Следующий период от 29 до 35:
Аркан семилетней вехи жизни – ЖРИЦА

Следующий период от 36 до 42:
Аркан семилетней вехи жизни – МАГ (через 10 – колесо фортуны)

Следующий период от 43 до 49 этот период для меня ещё не закончен, пока я его только проживаю:
Аркан семилетней вехи жизни – КОЛЕСНИЦА (через 16 башня)….

Итак… если проанализировать получившийся результат можно увидеть некоторую закономерность, некоторые Арканы повторяются. Переезд в другой город результатов не дал, то есть Колесница всё равно повторяется. Значит этот Аркан не отработан в полной мере и наверное будет ещё переезд на другое место, и так как он у меня в нынешней вехе – то наверное скоро. Кстати по времени Влюблённые совпали с замужеством, так что этот Аркан можно считать проработаным.
Накопление силы было в первой половине жизни – так что усталость во второй вполне закономерна.
Вот с Жрицей и Магом радует – наверное всё-таки чего-то в этой жизни достигла… Так чем же делательно занятся во второй половине жизни, что бы уравновесить такое положение дел… ??? посмотрим методом исключения, какие Арканы остались непройденными:

0. Шут - нет
1. Маг - есть
2. Жрица - есть
3. Императрица - нет
4. Император - нет
5. Иерофант - нет
6. Влюблённые - есть
7. Колесница - есть
8. Сила - есть
9. Отшельник - нет
10. Колесо фортуны - есть
11. Справедливость - есть
12. Повешенный - нет
13. Смерть - нет
14. Равновесие-умеренность - нет
15. Дьявол - есть
16. Башня - есть
17. Звезда - есть
18. Луна - нет
19. Солнце - нет
20. Суд - нет
21. Мир - нет

Вот прояснение ситуации – для того что бы достигнуть полного ажура и Мира мне необходимо обратить внимание на накопление материальных ценностей, создание семьи, вера, работа с эгоизмом, устранение подсознательных комплексов, самокритика и переосмысление своего жизненного пути…. Наверное стоит об этом серьёзно подумать….

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

39063 просмотра

Мой собственный особый интерес к письменным практикам как направлению самопомощи и помощи другим людям, ставший в итоге «моим путем» в работе, возник в 2008 году, когда я случайно столкнулась с книгой Айры Прогоффа «На дневниковом семинаре».

«Случайно столкнулась» следует понимать вполне буквально - книга выпала на меня с верхней полки шкафа, когда я паковала содержимое квартиры мужа перед переездом. Я до сих пор считаю это событие одним из счастливейших совпадений в моей жизни, а эту книгу - одной из лучших книг по письменным практикам.

В этой статье я немного расскажу о Прогоффе и его дневнике, а также предложу попробовать два упражнения оттуда.

Доктор Айра Прогофф Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником Карла Юнга. Свой подход он называл «гуманистической глубинной психологией». Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав «структурированный дневник». Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному «внутреннему процессу» и происходит настройка на диалогическое измерение жизни. Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Айра Прогофф и его «структурированный дневник»

Если определять гения как «прокладывателя нового пути, доселе не существовавшего», то Айра Прогофф, несомненно, гений. Сейчас объясню, почему я так думаю. Айра Прогофф, потомок выходцев из России и Ирландии, работал социальным работником в США в середине XX века. Его, с одной стороны, интересовали способы помогать людям помочь самим себе, а с другой (после того, как он отвоевал свое в Европе во Второй мировой войне) - способы помогать людям налаживать личный контакт с теми источниками внутренней мудрости, которые в древние времена были запечатлены в священных книгах. «Что будет, - спрашивал себя Прогофф, часами лежа без сна и заново переживая разрушение и гибель, которым он был свидетелем, - если какой-нибудь очередной тиран, придя к власти, сожжет все Библии, и Коран, и Тору, и Упанишады, и Дхаммападу, и многое, многое другое? Откуда человечество возьмет новые священные тексты?» И однажды ему пришел ответ, что люди в любой момент могут обращаться к тем же лежащим в основе человеческих культур источникам мудрости и писать «руководства к пониманию мира и правильному действию» для самих себя - просто обычно они этого не делают. «Возможно, - подумал Прогофф, - потому, что у них нет подходящих средств». С этого начался его творческий поиск.

В начале 1950-х годов Прогофф написал диссертацию о социальном значении Юнговского общества. Эта диссертация попала в руки самому Карлу Юнгу (...меня всегда поражает этот момент, т. к. Юнг сотоварищи тогда не могли просто «загуглить ее по ключевым словам»...) , и, прочитав ее, Юнг дал Айре Прогоффу грант на стажировку у него в Швейцарии в течение трех лет. Прогофф воспользовался этой возможностью, чтобы максимально глубоко вникнуть в подход Юнга, известный сейчас как «аналитическая психология» - это работа с символами и архетипами коллективного бессознательного, открытие и становление Самости человека в процессе индивидуации. Он многое перенял у Юнга, но ему, как социальному работнику, а не «кабинетному психотерапевту» по призванию, был не по душе имущественный ценз на аналитическую психотерапию - ведь это долго и дорого, и позволить себе это могут люди, у которых (по сравнению с подопечными социального работника) во многом все уже хорошо.

«Как взять лучшее, что может предложить аналитическая психология, - думал Прогофф, - и „упаковать“ таким образом, чтобы это могли использовать люди, которые не могут позволить себе психотерапию? Например, потому, что месяцами лежат в больницах, сидят в тюрьме, состоят на учете на бирже труда?» Вернувшись в США, Прогофф сформулировал себе задачу, мне кажется, очень в духе ТРИЗ: «Возможно ли создать психотерапию без психотерапевта?..»

Решением для него стала разработка модели структурированного дневника, которую он сам назвал «интенсивным дневником». Ведение дневника по Прогоффу отличается от обычного (в котором пишется когда придется и о чем в конкретный момент наиболее актуально, сплошным потоком, иногда датированным), во-первых, тем, что в прогоффском дневнике выделяются отдельные разделы, и в каждом разделе - свои задания. Поэтому-то он и структурированный (и в этом, мне кажется, и есть гениальность и новый путь).

А во-вторых, работа с дневником по Прогоффу организована как серия из нескольких двухдневных семинаров, в промежутках между которыми люди работают в заданном режиме (поэтому дневник «интенсивный»). Семинары посвящены выстраиванию и исследованию жизненной истории, диалогическому взаимодействию с важными элементами жизни (значимыми людьми, проектами, телом, культурой и пр.), работе со сновидениями, работе с ценностями, смыслами, духовным измерением жизни. Пройдя всю последовательность семинаров, человек обретает целостное видение своей жизни, входит в контакт со своим уникальным «внутренним процессом», или «внутренним движением души», а также осваивает все приемы и техники работы с прогоффским дневником. Тем самым человек получает в свое распоряжение инструмент, достаточно сложный и гибкий, чтобы вместить любую жизненную коллизию, и достаточно надежный, чтобы дать опору для принятия верных решений.

На границе сознания и бессознательного: «сумеречное воображение»

Один из наиболее характерных элементов аналитической психологии Юнга - представление о том, что развитие Самости человека происходит на границе сознания и бессознательного. С одной стороны, есть ставшие уже знакомыми и привычными представления о себе, нечто достаточно логичное и описываемое словами. А с другой стороны - есть новое, пока еще не сформулированное полностью, воспринимаемое не линейно-последовательно, а симультанно, в виде образа, ухватывающего суть происходящего. В процессе развития происходит встреча и взаимное обогащение, трансформация как рационального понимания, так и образного восприятия происходящего.

В своем «структурированном дневнике» Айра Прогофф воплотил эту идею. В заданиях каждого раздела дневника происходит челночное движение между ответами на вопросы «на сознательном уровне» - и запечатлением образов. Имеются в виду те образы-картинки, грезы, которые спонтанно приходят к нам, когда мы засыпаем или постепенно просыпаемся, или когда мы перестаем решать повседневные задачи и погружаемся в какую-то ритмичную, монотонную деятельность (например, гуляем, бегаем, плаваем, вяжем, вышиваем и т.п.), когда мы находимся в созерцательном состоянии. Чтобы эти образы могли прийти к нам во время ведения дневника, Прогофф предлагает пишущим прислушаться к собственному дыханию, к тому, что происходит в теле, расфокусировать взгляд, направить его как бы внутрь... погрузиться в себя немного глубже... и стать тихими, открыться тому, что придет. Прогофф называет этот уровень восприятия «сумеречным воображением» - в отличие от «дневного сознания» и «ночного сновидения».

Как и практически любая структурированная программа ведения дневника, прогоффский дневник начинается с обращения к настоящему моменту. Вначале мы описываем свое настоящее сознательно и рационально, а потом с уровня сознания спускаемся на уровень сумеречного воображения, задаем вопрос: «На что похоже мое настоящее, моя жизнь сейчас?» - и ждем, какой образ к нам придет. Образ может быть совершенно неожиданным, и это как раз знак того, что мы на верном пути, что мы не навязываем сумеречному воображению свое сознательное восприятие ситуации.

Приведу пример. Когда книга Прогоффа «На дневниковом семинаре» попала мне в руки, и я стала экспериментировать с приведенными в ней упражнениями, я описала период настоящего достаточно спокойно: я паковала квартиру мужа к масштабному переезду, одновременно помогала делать ремонт в квартире родителей, работала, горевала по недавно умершему дорогому человеку, то заболевала, то выздоравливала, много моталась по городу... и, когда меня спрашивали: «Как дела?» - отвечала: «Ну, нормально...» А вот когда я спустилась на уровень сумеречного воображения и задала ему вопрос: «На что сейчас похожа моя жизнь?» - перед моим внутренним взором возникла следующая картинка: стиральная машина фронтальной загрузки, в ней стирается-крутится белье, а среди белья крутится серая дымчатая кошка. Ее мордочку практически расплющило о прозрачный пластик дверцы, глаза у нее зажмурены, а рот растянут в неестественной улыбке, которая, вроде как, должна сообщать зрителям сего, что все в порядке...

Этот образ позволил мне взглянуть на происходившее в моей жизни с иной стороны. В нем чувствовалась внутренняя правда - да, я «совсем закрутилась». Что еще более важно, образы всегда существуют в динамике, они развиваются согласно определенной логике. Например, белье в стиральной машинке не может крутиться вечно. В какой-то момент барабан остановится, дверца откроется... и обессилевшая кошка выпадет оттуда на пол мордой вниз, а сверху ее еще завалит мокрым бельем. Таким образом, динамика развития образа дает нам некоторый прогноз - каким с высокой вероятностью будет будущее человека, у которого вот такое настоящее. При этом из рационального, сознательного восприятия этого будущего может быть не видно...

Когда мы можем одновременно удержать в фокусе внимания и свое рациональное восприятие, и ту информацию, которую дает нам образ и динамика его развития, практически всегда происходит трансформация и того, и другого. Это Прогофф называет «внутренней корреляцией». Так, посозерцав на уровне сумеречного воображения кошку в стиральной машине, я поняла, что в моем настоящем катастрофически не хватает заботы о себе и сочувствия к себе. И у меня возник новый образ, включивший в себя это новое понимание - образ человека, стоящего в узкой лодке и управляющего ею с помощью шеста, пока лодка проходит по узким протокам очень живописной лесной реки. При этом этот человек свободен в любой момент причалить к берегу и передохнуть - или просто выпрыгнуть из нее на берег.

Настоящее как миг, в котором «момент движения» прошлого разворачивается в будущее

Смысл нашего настоящего открывается нам в контексте прошлого и будущего. Поэтому после того, как мы исследовали период настоящего, обратились к сумеречному воображению и получили «внутреннюю корреляцию», Прогофф предлагает нащупать и прочувствовать «момент движения» нашей жизни - как от рождения она катилась к настоящему, набирая обороты... и вот-вот «выплеснется» из настоящего в будущее, как могучая волна, которая несет нас.

Чтобы нащупать и прочувствовать этот «момент движения», мы выделяем в жизни несколько этапов (8-10), Прогофф называет их «вехами жизни»; при этом начинаем с настоящего момента и движемся в прошлое, задавая себе вопрос: «Без чего это не смогло бы произойти?»

Например, если я возьму свое актуальное настоящее и выделю восемь этапов жизни, это может выглядеть примерно так:

8. Сейчас я собираюсь стать мамой двух детей, профессионально занимающейся письменными практиками.

7. Я осваивалась в материнстве и серьезно изучала письменные практики.

6. Я преподавала нарративную практику в разных странах.

5. Я изучала нарративную практику и была фрилансером, живя в России.

4. Я работала в офисе по основной специальности и параллельно занималась переводами.

3. Я училась в университете и параллельно работала со школьниками.

2. Я была ребенком, играла, читала, училась в школе.

1. Я родилась.

Если взять этот список и перечитать его в хронологическом порядке, т. е. от рождения к настоящему моменту, то становятся заметны (мне изнутри - в гораздо большей степени, чем сторонним наблюдателям) векторы развития - то, куда движется моя жизнь, набирая обороты. И, балансируя на границе между прошлым и будущим, я могу спросить: «В чем суть этого движения? Про что оно? Куда дальше? И что я могу сделать, чтобы это „дальше“ получилось хорошо? Чему мне для этого нужно научиться?»

Восемь или десять этапов жизни, какой бы короткой или длинной она ни была, выделить достаточно сложно, и сложно обозначить их суть. У большинства людей это не получается с первого раза. Либо этапов оказывается больше, либо выделяются отдельные темы-направления развития (например, «работать» и «любить»). Прогофф предлагает составить несколько таких списков жизненных этапов - столько, сколько потребуется, чтобы вы почувствовали: «Да, это вмещает мою жизнь, как она есть сейчас, пусть она при этом оказывается обрисована очень общо, крупными мазками». Многие люди начинают с выделения достаточно формальных этапов и дают им формальные обозначения (в примере выше я сделала это специально). Но по мере работы со списками вех они становятся все более личными и непосредственными, и тогда ответ на вопросы: «В чем суть?» и «Куда дальше?» указывают на направление личностного и духовного роста.

Попробуйте?

Сейчас, на границе завершающегося и зарождающегося года, мне кажется - отличное время попробовать осмыслить настоящий момент и посмотреть, куда направлен ваш вектор развития.

У всех людей длительность периода настоящего разная. У кого-то он начался несколько недель тому назад, у кого-то - несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Он начался с какого-то события, изменившего жизненные условия, - например, вы переехали, или вышли замуж, или развелись, или у вас родился ребенок, и т.п. и т.д. Или, может быть, период настоящего начался не с такого драматического изменения внешних обстоятельств, а с чего-то менее заметного, накапливавшегося постепенно. Может быть, у вас постепенно изменились интересы и увлечения. Или ваше тело постепенно пришло в ту форму, которую вы считаете идеальной, и это открыло вам новые возможности. Может быть, вам стали сниться какие-то сны, которые не снились раньше.

1. Начните с того, чтобы описать - кратко, тезисно, не «растекашеся мысию по древу» - из чего состоит ваша жизнь сейчас.

Что в ней есть? Какие отношения? Какие мысли? Какое самочувствие? Какие проекты? Какие развлечения? Какие проблемы и тревоги? Какие привычки? И т.п., и т.д. Писать кратко важно для того, чтобы быстро создать некий общий обзор вашей жизни, увидеть ее в целостности.

Важно бывает, составив такой перечень содержаний настоящего момента, закончить два незаконченных предложения:

«Сейчас в моей жизни - время...» (например, «затишья»; «собирать камни»; «вырваться за пределы привычного», «смутное время, когда прежнее уже не удовлетворяет, а куда дальше, неясно» и т.д.)

«Моя жизнь сейчас похожа на...» («фруктовый кефир», «американские горки», «дерево, которое приняло оттепель за весну и зацвело слишком рано», «робота-трансформера» и т.п.) - здесь попробуйте спуститься на уровень сумеречного воображения.

Что становится видно, когда вы располагаете рядом в фокусе вашего внимания и рациональное описание настоящего, и его репрезентацию в образе сумеречного воображения?

2. Возьмите нынешний период вашей жизни за точку отсчета и попробуйте выделить 8-10 этапов в прошлом, которые привели вас к настоящему моменту.

При этом хронологически начальный пункт - это «я родилась/родился». Но выделять этапы нужно не «от рождения к настоящему моменту», а наоборот. При этом отвечайте себе на вопрос: «Без чего этот этап моей жизни не мог бы состояться?» Названия этапов могут быть достаточно краткими; они вовсе не обязательно должны быть «всеобъемлющими», в них должно быть упомянуто то главное, что позволит вам выделить хронологические границы этого этапа.

Важно выделить именно 8-10 этапов, и не больше. Это включает «принцип избирательности». Вполне может оказаться, что за один раз составить удовлетворяющий вас список основных жизненных этапов не получится. Если чувствуете, что то, что вы написали, вас не устраивает, - постарайтесь сформулировать для себя, почему не устраивает, что важное не вошло в этот перечень. Может быть, названия этапов будут у вас достаточно формальными, а может быть, наоборот, метафорическими.

Перечитайте получившийся список в хронологическом порядке, от рождения к настоящему моменту, и спросите себя: «Куда движется эта волна, этот поток? Куда дальше?»

Не забудьте написать после этого рефлексивный отклик:

  • Каково вам было писать об этом?
  • Куда это вас привело?
  • О чем напомнило, о чем заставило задуматься?



Top