Глиняные фигурки динозавров. Статуэтки из акамбаро
















«Фигурки Акамбаро» - коллекция из более чем 33 тысяч миниатюрных глиняных статуэток, изображающих людей и вымерших животных, в частности, динозавров. Собрана археологом-любителем Вальдемаром Юльсрудом (Waldemar Julsrud), который утверждал, что нашёл их первые экземпляры в 1945 году во время раскопок близ Акамбаро в Мексике.

Собрание Юльсруда включает не только статуэтки. Оно также содержит выполненные из обсидиана и нефрита музыкальные инструменты и маски. Кроме того, при раскопках было найдено несколько черепов людей, зубы лошади ледникового периода и скелет мамонта. Что касается коллекции статуэток - самой объёмной части собрания, то интересно, что ни один из предметов не повторяется. Фигурки преимущественно выполнены из различной глины, обожжённой на открытом огне, а некоторая часть изготовлена из камня. Их размеры лежат примерно в диапазоне от десяти сантиметров до полутора метров.

Общей чертой всех статуэток является точно схваченная пластика движения. Большая часть экспонатов представляла собой изображения людей относящихся к разным расам - полинезийцев, негроидов, монголоидов, европеоидов (в том числе с бородами) и т. п. Причём в фигурках людей сквозит мягкий юмор и снисходительность к их слабостям.

Более двух с половиной тысяч фигурок изображали различных существ, принимаемых за динозавров, в том числе похожих на игуанодона, тираннозавра, брахиозавра, анкилозавра, плезиозавра, птеранодона и т. п. Было и множество неизвестных видов, например, что-то вроде крылатых драконов. Значительно число фигурок, являющихся общими изображениями людей с этими существами. Такие своего рода бытовые зарисовки показывали широкую гамму взаимодействия - от охоты друг на друга до одомашнивания.

В существенно меньшем объёме были представлены фигурки, напоминающие вымерших млекопитающих - лошадь ледникового периода, шерстистый носорог, гигантские обезьяны плейстоценового периода и тому подобное.

Анализ фигурок, проведённый археологом Чарльзом Ди Песо показал, что фигурки имеют современное происхождение. Ди Песо заметил, что поверхность фигурок были почти новыми и не имели черт, характерных для глиняных предметов, пробывших в земле по меньшей мере 1500 лет. На поверхности фигурок не было ни царапин, ни патины, характерных для древних глиняных предметов из этой местности. Также на фигурках нет повреждений, которые иногда делают люди, выкапывающие археологические находки. Если у фигурок отсутствовали какие-либо части, то было хорошо заметно, что это сделано их изготовителем, для того чтобы создать впечатление их древности. Ди Песо также отмечал, что все фигурки были найдены в грязи, заполнившей недавно вырытые ямы в местах раскопок, в то время как, например, аутентичные артефакты культуры Тараско были извлечены из породы. По заключению Ди Песо, фигурки изготовлялись местными жителями с начала 1940-х годов с целью получения прибыли. Идеи об облике фигурок они брали из фильмов, комиксов, библиотечных книг, а также, возможно, на основе впечатлений от посещения музеев в Мехико.

Кроме того, отмечаются следующие аргументы современного происхождения фигурок:
— Если статуэтки динозавров действительно лепились с натуры, почему там не найдены окаменелости этой натуры.
— Почему ни в одной из известных мексиканских культур нет упоминаний о динозаврах.
— Если динозавры были ещё сравнительно недавно, в чём причина их бесследного исчезновения.

Первые попытки анализа фигурок Акамбаро с помощью термолюминесценции показали, что их возраст около 2500 лет до н. э. Однако эти исследования проводились, когда сам метод датировки только развивался, и позднейшие исследования показали, что результат первых анализов был следствием ошибки. Например, Гари Кариво и Марк Хан попытались датировать 20 фигурок, используя термолюминесцентное датирование. Они установили, что фигурки были обожжены при температуре от 450 °С до 650 °С и показали, что использование в расчётах при проведении анализа ныне стандартных высоких температур приводит к неправильным результатам. Проведя более корректный анализ, они определили, что возраст фигурок не превышает 30 лет со времени проведения анализа в 1969 году.

Мнения сторонников древности фигурок Акамбаро подробно изложены в книге исследовавшего их профессора Чарльза Хэпгуда. Среди них следующие аргументы:

Все глиняные фигурки прошли открытый обжиг. Для этого необходима древесина, которая на современном этапе в засушливом районе #Акамбаро является крайне дорогой.
В момент своего появления фигурки Акамбаро продавались по слишком низкой цене (около 10 центов США), что, как утверждается, не окупало затраты на их производство.
Утверждается, что коллекция Юльсруда включает значительное число фигурок из камня, причём все они несут следы эрозии, что подделке не поддается.

В 1964 году Вальдемар #Юльсруд скончался, а его дом был продан. Коллекция фигурок упакованная в ящики была помещена в здание мэрии Акамбаро. В 1999 году обнаружилась пропажа значительной части артефактов. Следствием скандала явилась организация и открытие 9 октября 2000 г. музея Вальдемара Юльсруда в выделенном для него отдельном небольшом строении. В настоящее время скромная часть коллекции демонстрируется здесь в качестве постоянной экспозиции.
http://www.bible.ca/tracks/tracks-acambaro.htm
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Muzeo_Julsrud?uselang=ru

Коллекция Джульсруда могла стать величайшим научным открытием. Однако если бы она была признана таковой, то пришлось бы объявить о величайшем научном закрытии теории Дарвина.

Неандертальцы были бескультурными людьми. Окружающий мир интересовал их лишь из гастрономических соображений. Потому они не оставили после себя изображений флоры и фауны тех времён. Другое дело - пришедшие на смену им кроманьонцы. Эти высокие, стройные красавцы уже обладали художественным вкусом и притязаниями. Они-то и создали шедевры наскальной живописи, в которой запечатлены животные ледникового периода. Это прописные истины, железобетонная система знаний о древнем мире. Но надо же было случиться тому, что два человека, бедный каменщик и жадный скупщик старья, едва не перевернули вверх дном это научное благолепие!

Гроза прогремела в 1944 году в мексиканском городе Акамбаро. Бизнесмен с тёмным прошлым и настоящим Вольдемар Джульсруд нанял человека по имени Тинахеро, грабителя могил или, как таких называют в Латинской Америке, уакеро. По профессии Тинахеро был каменщиком и до встречи с Джульсрудом работал в поместье начальника полиции Акамбара. Однажды ему требовалось набрать карьерного песка, и он потревожил склон одного из холмов, находящихся в указанном поместье. Тогда-то из-под земли, как из рога изобилия, и посыпались фигурки диковинных животных.

Тинахеро снёс несколько штук скупщику старья Джульсруду. Мало ли, а вдруг удастся выторговать за них бутылочку текилы? Джульсруд увидел фигурки и сразу загорелся. Его цепкий глаз в момент уловил признаки того, что вещицы имеют древнее происхождение. Так вот и началось околонаучное сотрудничество двух сомнительных личностей. Под покровом ночи Тинахеро проникал в поместье главного в городе служителя закона и выкапывал из земли ценные экспонаты. Наутро он продавал добычу Джульсруду, получая самую минимальную плату, какая только была возможна. Один песо за штуку. Мало-помалу скопилась коллекция, достаточная для экспозиций нескольких больших музеев.

Стоило только Джульсруду похвастаться ею перед археологами, как в мире науки словно взорвалась бомба. Дело в том, что фигурки изображали животных, которые вымерли от 30 тысяч до 70 миллионов лет назад! Это были динозавры, плезиозавры, волосатые носороги, ископаемые верблюды и прочее зверьё, жившее до человека или в ту пору, когда человек при виде четвероногих только лишь пускал слюни. При всём при этом животные были представлены в движении. Древний художник пытался придать им максимальное сходство с прототипами.

Маститые учёные тут же пришли в бешенство. Признать находки подлинными значило отменить теорию происхождения видов, которая, как известно, есть священная корова современной науки. Владельцу коллекции поспешили заявить: тебя обманули, твой человек сделал статуэтки сам.

Однако эта версия с самого начала выглядела смешно. Получалось, что безграмотный каменщик дни напролёт сидел над иллюстрациями ископаемых животных и занимался художественной лепкой, за которую потом выручал копейки. Далее серьёзные мужи решили сами выехать к замечательному холму. Профессоры Хепгуд и Сандерсон провели раскопки и, к своему ужасу, обрели еще 43 экспоната. «Может быть, их кто-то заранее подбросил?» - задумались профессоры. Если так, то злоумышленник действовал очень давно, потому что в несколькие статуэтки успели врасти древесные корни. Для надёжности находки были отправлены на радиоуглеродный анализ, результат которого ошеломил весь ученый мир. Возраст «подделок» оказался равен 3500 годам!

Учёным ничего не осталось, как заговорить всерьёз. Лучше всех здесь справился доктор зоологии Ромер. Он заявил, что индейцы вполне могли застать некоторых животных, вроде гигантского ленивца или ископаемого верблюда. И пусть таковые никогда не водились в Мексике, но индейцы могли видеть их на других континентах, куда ходили (или откуда пришли) в Новый Свет через Беренгию, соединявшую Азиатский материк с Североамериканским.

Что же касается изображений динозавров, то это вовсе не динозавры. А рептилии, которые обитают в Латинской Америке и поныне. Сходство с чудовищами мезозойской эры Ромер объяснил тем, что древние художники по наивности делали упор на зловещие черты каждого животного. Таким образом, обычная ящерица превращалась в ящера. Последним же ударом по бедному старьевщику Джульсруду стало утверждение учёных о том, что его коллекция собрана ненаучным путём, а значит, целиком является «липой». Ведь археология предполагает множество тонкостей при ведении раскопок. Здесь необходимо, например, датировать каждый культурный слой почвы и фиксировать условия залегания экспонатов.

Словом, археология должна руководствоваться теми же принципами, что и уголовно-процессуальное право. Вещественные доказательства, изъятые с места происшествия без надлежащего оформления бумаг, вещественными доказательствами не признаются. Точка! Закон суров, но это закон. Сам Джульсруд предполагает, что его коллекция когда-то была привезена из легендарной Атлантиды и хранилась она в ацтекском музее Теночтитлана. С приходом же испанских конкистадоров индейцы зарыли сокровища музея в землю. А затем, утратив свою культуру, забыли и о коллекции. Связь поколений оборвалась.

Будет ли, наконец, проведено честное и внимательное исследование загадочных статуэток? Пока остаётся лишь надеяться на это...



Тысячи фигурок из коллекции покойного Вальдемара Джульсруда до сих пор не дают покоя любителям "альтернативной истории": многие из них изображают ящеров мезозойской эры. Это значит, что люди, умеющие лепить и обжигать глину, жили во времена динозавров, либо сами динозавры дожили до наших дней и были запечатлены древними мексиканцами. В коллекции есть и фигурки с явными египетскими чертами. Джульсруд покупал их у местных жителей по песо за штуку, начиная с 1944 года, а песо в то время было довольно неплохой суммой (монета в 1 песо содержала 16,5 г. серебра 720-й пробы).

Некоторые из фигурок Акамбаро.

Как обычно, любители загадок "забывают" про то, что фигурки из Акамбаро и все прочие обстоятельства были изучены в июне 1952 года Чарльзом Коррадино Ди Песо, крупнейшим специалистом по археологии Западной Мексики. То, что он выяснил на месте, заслуживает дословного цитирования:

"За последние восемь лет не раз приходилось слышать про обширную коллекцию древнейших фигурок животных и людей, найденных в окрестностях Акамбаро, города в мексиканском штате Гуанауато (Guanajuato). Сеньор Вальдемар Джульсруд имеет где-то 32000 таких артефактов в своей частной коллекции. Среди этих глиняных фигурок - изображения бронтозавров, тираннозавров, стегозавров, траходонов, диметродонов и других ящеров мезозойской эры. В его коллекции есть и многие современные виды, например, фигурки коров, слонов, лошадей, бегемотов, кроликов и собак. Еще более невероятным кажется большое количество миниатюрных египетских саркофагов...

Я приехал в Акамбаро в июне и изучил коллекцию Джульсруда. Осмотр заставил серьезно усомниться в древности фигурок... Ни одна из них не испорчена патиной или налетом растворимых солей на поверхности, отличающими действительно древние находки из данного района. По словам владельца, ни одна из фигурок не чистилась кислотой. Края углублений, образующих глаза, рты или чешуйки, везде четкие и новенькие. Ни в одной трещине не было грязи. В большинстве случаев фигурки были поломаны там, где к телам крепились выступающие части; похоже, что изготовители нарочно отламывали ноги, шеи, хвосты и др., чтобы создать впечатление древности, причем ни одна из отломанных частей не была утрачена. Более того, ни одна из поверхностей изломов не сгладилась. Во всей коллекции из 32000 образцов ни один не был поврежден лопатой, мотыгой или киркой. Это говорит либо о том, что люди, которые их откопали, владеют техникой раскопок, превышающей все, что известно профессиональным археологам, либо что они заранее знали, где копать. Однако то, что я видел непосредственно на месте, показало, что они не имеют должных навыков и опыта проведения раскопок, не говоря уже об осторожности.

Копальщики, отец и сын, пригласили меня на место - настоящие древние руины тарасков [теперь их называют пурепеча - М. Г.]. Для пробных раскопок они выбрали юго-западный угол в комнате длиной около 9 и шириной 4 метра. Я провел два дня, наблюдая, как они копают. Во время раскопок они поломали много настоящих древних предметов. На второй день они откопали тайник, и я рассмотрел его содержимое на месте. Тайник был заложен недавно при помощи наклонного лаза, проделанного через черную почву, заполняющую древнюю комнату. Слой почвы имеет глубину примерно 1,3 м. В ней попадаются настоящие черепки тарасков, обсидиановые лезвия, зернотерки на трех ножках (metates), терочные камни (manos), и т. п., но эти предметы наших копателей не интересовали.

Создавая тайник, местные жители неосторожно углубились примерно на 15 см ниже черной почвы в стерильный красный грунт - изначальный земляной пол древней комнаты. Засыпая свой лаз, они перемешали красный грунт с черной почвой. Таким образом, найти место их первоначальных земляных работ было очень просто. Пытаясь состарить фигурки, они набили их углубления и трещины землей - той самой смесью, которой они забили только что сделанный лаз. Об этом говорили и маленькие куски известняка, отбитые от каменных стен древней комнаты во время выкапывания лаза. В довершение всего, на свежей земле, которой были набиты маленькие углубления, были видны отпечатки пальцев. Эти факты, плюс наличие свежего помета животных в земле, которой забивали лаз, определенно доказывают, что фигурки были подложены в тайник недавно.

Дальнейшее расследование показало, что семья, проживающая в окрестностях Акамбаро, делает глиняные фигурки зимними месяцами, когда их поля не нуждаются в обработке. Идеи, что изобразить, могли быть заимствованы из местного кинотеатра, а также множества газет и комиксов, продающихся на улицах. Горожанам доступны библиотека и школа: население Акамбаро составляет около 20000 человек. Три раза в день ходит поезд, доставляющий жителей в Мехико, где они могут посетить музеи, включая Национальный музей с его замечательной коллекцией египетского искусства. Некоторые образцы из коллекции сеньора Джульсруда явно показывают, что кто-то из местных изготовителей фигурок побывал на выставке, посвященной Египту" (American Antiquity, October 1953).

Вторая волна шумихи вокруг фигурок поднялась в 1969 году, когда на них был испытан недавно изобретенный способ термолюминесцентной датировки. Первый опыт дал древние даты, вызвав восторг у поклонников "альтернативной истории", однако последующие исследования на более совершенном оборудовании показали, что фигурки были обожжены в пределах 400 месяцев до 1969 года (то есть не раньше 1936 года).

Лит.: DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953, p. 388-389; DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953, р. 111-114; Pezatti, Alex. Mystery at Acambaro, Mexico // Expedition, Vol. 47 № 3, 2005, р. 7-8; Hapgood, Charles. Mystery in Acambaro. Brattleboro, 1973; Carriveau, G. W. & Han, M. C. Thermoluminescent Dating and the Monsters of Acambaro // American Antiquity, Vol. 41 № 4, 1976, p. 497-500; Виллис, Рональд. Древняя галерея Акамбаро // Техника-молодежи, 1971, № 10, стр. 56-59.

Эта история началась в июле 1944 года. Вольдемар Джульсруд занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро - небольшом городишке примерно в 300 километрах к северу от Мехико. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль-Торо, он увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы.

Джульсруд был выходцем из Гер-мании, но серьезно увлекался мексиканской археологией ив начале века принимал участие в раскопках в окрестностях Акам-баро. Поэтому он хорошо разбирался в мексиканских древностях и сразу понял, что находки на холме Эль-Торо не могут быть отнесены ни к одной известной в то время культуре.

Джульсруд начал собственные изыска-ния. Правда, не будучи профессиональ-ным ученым, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это рав-нялось примерно 12 центам) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случай-но разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили его сын, Карлос Джульсруд, а потом и внук- Карлос II.

В результате коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов - по одним данным, их было 33,5 тысячи, по другим - около 30 тысяч! Коллекция была очень разнообраз-на, наиболее многочисленными были статуэтки из различных видов глины, выполненных в технике ручной лепки и обожженных на открытом огне. Вторая категория - скульптуры из камня, и третья- керамика. Примечательно, что во всей коллекции не было ни одного повторяющегося экземпляра!

Раз-меры фигурок варьировались от десятка сантиметров до одного метра в высоту и полутора метров в длину. Кроме того, в составе коллек-ции присутствовали музыкальные инструменты, маски, инструменты из обсидиана и нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человече-ских черепов, скелет мамонта и зубы лошади ледникового периода.

При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома. В коллекции Джульсруда было множество антропоморф-ных статуэток, представля-ющих почти полный набор расовых типов человечества - мон-голоидов, африканоидов, кавказоидов (в том числе с бородами), полинезийский тип и прочие.

Но не это сделало коллекцию сенсаци-ей. Примерно 2600 статуэток представ-ляли собой изображения динозавров! Причем разнообразие типов динозавров вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо из-вестные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тираннозавр реке, птеранодон, анкилозавр, плези-озавр. Есть огромное число статуэток, которые современные ученые идентифи-цировать не могут, в том числе и крылатые «динозавры-драконы». Но самое пораз-ительное то, что коллекция содержит зна-чительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов.

Изображения наводят на единственную мысль, что люди и динозавры сосуще-ствовали в теснейшем контакте. Причем это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь несовместимых видов живых существ до, возможно, одомашнивания динозавров человеком.


В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представ-лены ныне вымершие млекопитающие - аме-риканскийверблюд и лошадь ледникового периода, гигантские обе-зьяны плейстоце-нового периода. Имен-но эта составляющая коллекции Джульсруда послужила поводом для длительной истории за-малчивания и дискре-дитации его находок. Это и понятно, посколь-ку факт сосущество-вания и тесного взаи-модействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступа-ет в непримиримое противоречие со всем современным мировоззрением.

С самого начала своих исследова-ний Вольдемар Джульсруд пы-тался привлечь внимание научной общественности к своим наход-кам, но в первые годы столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Только после нескольких публикаций в американских газетах в начале 50-х годов профессиональные археологи обратили внимание на необычную коллекцию. В 1954 году к Джульсруду прибыла офици-альная комиссия из Национального ин-ститута антропологии и истории Мексики.

Исследователи сами выбрали произволь-ное место на склонах холма Эль-Торо для проведения контрольных раскопок, кото-рые и состоялись в присутствии множе-ства свидетелей. После нескольких часов раскопок было найдено большое количе-ство статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов одно-значно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джуль-сруда с выдающимся откры-тием, и двое из них пообеща-ли опубликовать отчет о своей поездке в научных журналах.

Однако через три недели после возвращения в Мехико руководитель комиссии доктор Норквера представил отчет, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является современной фальсификацией, поскольку содер-жит статуэтки, изображающие динозавров.

Иначе говоря, был использован универ-сальный довод: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Ни повторные контроль ные раскопки в 1955 году, ни многократные исследования местных властей, однозначно подтвердившие отсутствие подобного керамического производства в районе, не смогли раз-рушить стену молчания вокруг коллекции Джульсруда.

Профессор факультета истории Вы-сшей школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследова-ния для выяснения вопроса о возмож-ности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилега-ющих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профес-сор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство.

Проведенные в 60-70-е годы иссле-дования статуэток методом радиоугле-родного анализа дали разнообразные результаты: одни образцы были дати-рованы вторым тысячелетием до н.э., другие - пятым. В 70-80-е годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная обще-ственность продолжала игнори-ровать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, осно-вываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.

В конце 90-х годов ситуация измени-лась. Решающий перелом в признании на-ходок Джульсруда наступил в результате деятельности двух американских иссле-дователей - антрополога Дениса Свифта и геолога Дона Паттона. В течение 1999 года они пять раз посетили Акамбаро. К этому времени коллекция Джульсруда находилась «под замком» в мэрии и была недоступна для публики. Туда коллекция попала после смерти Джульсруда, когда его дом был продан.

В результате активной деятельности Свифта и Паттона и информационной кампании, организованной ими в мек-сиканских СМИ, местные власти пошли на открытие специального музея. В конце того же 1999 года часть коллекции Джульсруда была выставлена в качестве постоянной экспозиции в специально отведенном под музей доме.

Однако се-годня музей снова закрыт для публики, и существуют опасения, что вся остав-шаяся часть коллекции (а после смерти Джульсруда большинство его находок исчезли и в музей попало не более пяти тысяч) может попросту пропасть.

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук, Мексика, специально для «НЛО» Фото автора .

К северо-западу от Мехико расположен город Акамбаро. С 1944 года здесь было найдено огромное количество гротескных глиняных статуэток и предметов обихода. Из 75 тысяч артефактов до наших дней сохранилось лишь около половины. Происхождение этих статуэток является вопросом спорным. Эти глиняные фигурки изображают представителей множества неизвестных человеческих рас и живых существ, напоминающих динозавров. Согласно данным радиоуглеродной датировки возраста они были созданы в доисторическую эпоху. Тем не менее, официально археологи критически относятся к такому заключению. Ведь вывод о том, что между людьми и динозаврами существовала неизвестная связь, кажется слишком фантастическим.

Однако существует теория, согласно которой собранная в Акамбаро коллекция глиняных статуэток, состоящая приблизительно из 32 тысяч артефактов, возможно, является наследием единой примитивной индейской пракультуры, из которой намного позже развились ныне известные нам высокоразвитые классические культуры майя, инков и ацтеков.

Эта коллекция была собрана немцем Вальдемаром Джульсрудом (правильнее –Юльсрудом) и в настоящее время хранится в его бывшем доме в Акамбаро. Радиоуглеродный метод датировки артефактов указывает на то, что создавшая их культура могла существовать приблизительно6400-3500 лет назад. Согласно данным термолюминесцентных исследований, возраст некоторых статуэток составляет 4500 лет.

Вальдемар Юльсруд по профессии был торговцем скобяными изделиями, а его увлечением была археология. В конце 1944 года он случайно обнаружил совершенно необычную находку: проезжая верхом на лошади вдоль склона холма Эль-Торо на окраине Акамбаро, Юльсруд заметил в грязи странный предмет, наполовину закрытый землей. Это была небольшая статуэтка из обожженной глины. По своему стилю она отличалась от всего, что ему доводилось видеть прежде. И хотя он был хорошо знаком с артефактами, принадлежащими культурам тарасков (пурепеча), ацтеков, тольтеков, майя, инков и других народов Мезоамерики, эта фигурка была совершенно не похожа на произведения известных ему культур.

Через несколько дней нанятый им крестьянин по фамилии Тинахеро прикатил к дому Юльсруда тачку, наполненную мелкими предметами. Немца поразили необычный стиль и многообразие артефактов. Он предположил, что, возможно, открыл неизвестную индейскую культуру.

Метод, с помощью которого фигурки были спрятаны в земле, был очень необычным. Они не были ни просто выброшены, ни сложены в месте чьего-либо захоронения. Вальдемар Юльсруд выдвинул теорию о том, что нашел священную коллекцию, которая была скрыта в земле, чтобы уберечь её от испанцев. Именно поэтому они были закопаны в целости и сохранности и сложены в выкопанные ямы очень осторожно.

В коллекции были предметы всевозможных размеров, от фигурок длиной всего несколько дюймов до статуэток высотой в 3 фута или длиной в 4-5 футов. Для их изготовления была использована глина самых разных сортов. При этом важно, что все они были обожжены на открытом огне. Разнообразие вариантов этих артефактов было невероятным. Все видевшие эту коллекцию сходятся во мнении, что в анналах археологии не существует никаких подобных прецедентов.

При этом коллекция неоднородна по стилю. Их несколько, но каждый стиль выполнен уникально и включает в себя несколько сотен или тысяч предметов. Возникает впечатление, что эта коллекция была собрана воедино несколькими разными индейскими народами или каким-то одним народом-завоевателем. Правда, культурныйимпериализмбылчуждиндейцам.

Юльсруд хотел привлечь к своему открытию внимание археологов. Он показывал коллекцию всем интересующимся, давал интервью и, в конце концов, ему удалосьзаинтересовать молодого американского журналиста Уильяма Н. Рассела из Лос-Анджелеса, который совершил несколько поездок в Акамбаро и стал «представителем» немецкого археолога-любителя в Соединенных Штатах Америки. При этом личный интерес самого Юльсруда был исключительно научным. Он никогда не пытался сделать бизнес из своих находок и поэтому никогда не продавал экспонаты коллекции, разве что для выставок. Он усердно старался убедить опытных археологов познакомиться с его коллекцией и самим провести раскопки на холме Эль-Торо. К несчастью, в то же самое время он выдвинул теорию, которая породила большие сомнения в подлинности его великолепной находки.

Дело в том, что коллекция содержит множество крупных фигур рептилий, причем некоторые из них изображены вместе с человеком. Отношения человека с динозавром в мотивах этих фигур иногда дружественные, в остальных случаях – враждебные. Вальдемар Юльсруд не был профессиональным палеонтологом. Но поскольку некоторые из существ, которых изображают эти статуэтки, похожи на динозавров, он пришел к выводу о том, что динозавры и люди жили в одно и то же время. Кроме того, прочитав книги об Атлантиде, он сделал еще один странный вывод, будто бы люди и динозавры совместно населяли Атлантиду. Можно себе представить, какой переполох возник среди археологов, когда в мексиканской прессе были опубликованы статьи, в которых особо была выделена эта мысль. В течение многих последующих лет ни один археолог больше не приезжал в Акамбаро. Если ученые археологи и высказывались о коллекции Юльсруда, то лишь для того, чтобы назвать её фальсификацией.

В 1955 году Институт исследования сознания (Foundation for the Study of Consciousness ) направил в Мексику Чарльза Х. Хэпгуда. Он провел там всё лето, занимаясь раскопками. Поначалу его поразило богатство коллекции. Американский ученый провел тщательную классификацию находок Юльсруда. Приэтомонвыделилмножестворазличныхстилей. Ему без труда удалось обнаружить много общего между глиняными статуэтками и различными аспектами известных индейских культур. В некоторых экспонатах, идентифицированных Вальдемаром Юльсрудом как творения доинковской культуры, американец распознал произведения тольтекского или ацтекского искусства. По рассказам немца, некоторые статуэтки являются, якобы, шумерскими, а Хэпгуд обнаружил несколько артефактов, которые, по его мнению, имеют отдаленное отношение к культуре древнего Египта. Он пришел к выводу о том, что многие артефакты можно отнести даже к очень ранней эпохе тараскской культуры. Однако, несмотря на многочисленные предположения о связи создавшего эти фигурки народа с другими цивилизациями, вскоре Чарльз Х. Хэпгуд увидел, что коллекция действительно показывает множество аспектов жизни некоего примитивного народа, его оружие, снаряжение, искусство, способы добывания пропитания и его связи с природой.

Американский ученый прервал изучение коллекции, чтобы провести серьезные раскопки на холме Эль-Торо. Ему было известно, что большая часть этого участка уже была опустошена крестьянином Тинахеро. Кроме того, клеветники утверждали, что все эти артефакты были изготовлены самим Тинахеро и его сыновьями. Поэтому Хэпгуд решил, что самым подходящим местом для проведения раскопок должен быть участок непосредственно под одним из новых домов, построенных на территории, где ранее были обнаружены находки, или рядом с ней. Это исключило бы всякую возможность фальсификации. В результате был выбран дом, расположенный непосредственно на территории раскопок, проведенных Тинахеро. Хозяин дома, начальник городского отделения полиции, разрешил американцу провести раскопки прямо под домом. Хэпгуд выкопал под центром гостиной яму глубиной около 6 футов, и нашел множество фрагментов фигурок, которые очень походили на статуэтки из коллекции Юльсруда. Это убедило ученого в подлинности коллекции и отсутствии мистификации.

После этого американский ученый вернулся к исследованию коллекции с точки зрения культуры, которую они изображают. По его мнению, эта культура является во многих отношениях уникальной. Похоже, что «народу Юльсруда», названному так Хэпгудом, не был знаком обычай человеческого захоронения. Очевидно, что в его арсенале отсутствовал лук со стрелами, и для охоты представители этого народа использовали только копья, дубины и ножи из дерева, камня или кости. Также похоже, что на протяжении большей части своей истории они не имели представления о земледелии за исключением выращивания бутылочной тыквы и о ткачестве, но, тем не менее, создавали неокрашенные керамические изделия. Ониотразилисвоюкультурувкерамике. В то же время факт наличия гончарного ремесла в доземледельческом обществе является необычным, но не уникальным.

Многое в глиняных статуэтках коллекции Юльсруда указывает на тесную связь этих людей с животными. Мы видим сцены, в которых они ласкают своих собак, скачут верхом на диких лошадях или ламах без седла и уздечки и обнимают больших (или человекообразных) обезьян. Судя по некоторым фигуркам, можно предположить, что «народ Юльсруда» приручил и одомашнил рептилий, а также муравьедов и других млекопитающих.

Многое в коллекции указывает на её большой возраст. Во-первых, об этом свидетельствует изображенная в мотивах статуэток лесная культура. Вместо современной неплодородной и засушливой долины, окруженной поврежденными эрозией холмами, коллекция позволяет сделать вывод о том, что в ту эпоху этот регион был хорошо обводнен. Геологи выяснили, что эта долина была наполнена водой даже после окончания ледникового периода, и здесь находилось большое озеро. Местонаходкиартефактовраньшебылоберегомэтогоозера. В подтверждение этого факта Хэпгуд обнаружил в мотивах статуэток лесной и озерный ландшафт.

Уже одно это может указывать на то, что обнаруженные артефакты были созданы в очень древнюю эпоху, но существуют и гораздо более веские доказательства этого предположения. Не подлежит никакому сомнению, что в коллекции представлены фигурки одногорбого верблюда и лошади ледникового периода, а также животных, напоминающих носорогов и гигантских обезьян, которые обитали в Южной Америке в эпоху плейстоцена.

Кроме того, Чарльз Хатчинс Хэпгуд заметил в коллекции фигурки лошадей, а также их изображения, вырезанные на горшках, и нашел в ней несколько настоящих зубов, по его мнению, лошадиных. Позже он приехал в Американский музей естественной истории и показал эти зубы доктору Джорджу Гейлорду Симпсону, ведущему американскому палеонтологу. Тот идентифицировал их как зубы вымершей лошади ледникового периода (Equus conversidans owen ).

Сначала Хэпгуд посчитал вероятным, что рептилии, представленные в коллекции, несмотря на их порой поразительное сходство с динозаврами, были лишь трансформированными изображениями до сих пор сохранившихся рептилий Центральной Америки, таких как игуана. Кроме того, он знал, что описание таких монстров встречается во многих индейских легендах, так что статуэтки могли быть и персонажами этих легенд. Однако позже этот ученый склонился к точке зрения, согласно которой некоторые из крупных рептилий, возможно, долгое время продолжали свое существование в районе Акамбаро.

В принципе, идея своего рода «затерянного мира» в этой части Центральной Америки не кажется такой уж причудливой, если вспомнить о некоторых примерах так называемых «живых ископаемых» (индонезийский комодский варан, переживший остальных представителей своего семейства на 100 миллионов лет, или новозеландская гаттерия, прямой потомок динозавров мезозойской эры, или рыба рода латимерия отряда целакантов, недавно обнаруженная у африканского побережья, хотя возраст ископаемых представителей этого отряда составляет не менее 200 миллионов лет). По мнению Хэпгуда, тот факт, что динозавры давно вымерли в других частях света, не является законом природы, отрицающим возможность их выживания в Мексике до относительно недавней поры.




Top