Гнездо глухаря — александр мирзаян: ближайшие концерты и трансляция концертов online. Александр Мирзоян: гражданская позиция

Известный бард и физик Александр Мирзаян - в Израиле, и любители его песен могут сполна насладиться радостью узнавания. Только вот новых произведений замечательного автора и исполнителя негусто: ни единого. А тут еще и слухи - Мирзаян, увлекшись какими-то непонятными проблемами, полностью ушел из физики в теорию песни.


Все правильно: я действительно уже года два не сочиняю, так как погрузился в смежную - скажем так - тематику. Те же года два назад Миша Столяр, достаточно компетентный в нашей песенной области человек, начал выпускать журнал «АП-арт» («АП» , как ты, наверняка, догадалась, - « авторская песня»). Зная, что я давно размышляю над песенным феноменом, Миша заказал мне две статейки. В процессе работы над ними я и завяз всеми своими конечностями в этой теме, в результате чего из физики благополучно ушел в философию, лигвистику, филологию, космологию, биокосмологию - что называется, пустился во все тяжкие.

- Чем, все же, занимаешься конкретно?

Ты не знаешь, есть в русском языке термин «песноведение»?

- Не встречала.

Даже звучит странно, правда? По-моему, это несправедливость: существуют же литературоведение, театроведение, киноведение и так далее, а вот песноведения нет. А чем теория песни хуже, например, теории оперного искусства?

- Ну, не знаю... Может быть, песня - это не совсем искусство?

Умница! Вот и у меня в голове все стало на свои места, когда наткнулся на фразу Корнея Чуковского: «Песня, собственно, - не совсем искусство: это, скорее, одна из мировых стихий» . Полез я в разные философские книжки и нашел там массу забавного. В частности, как оказалось, многие народы считают, что мир - это Песня Творца. Иными словами, Бог создал мир с помощью песни.

- Согласись, нам с тобой проверить сие утверждение не очень просто...

Давай обратимся к фактам очевидным. Известно, что вся дописменная пракультура являлась песенной, а певец считался фигурой сакральной. Ведь почти каждая нация ведет свое начало от фольклорного предка: греки - от Гомера, русские - от Баяна и так далее. Да и у евреев в самом начале была Песня песней... Известный исследователь творчества Булгакова доктор Ирина Галинская замечает, что Данте «помещает» в «Божественную Комедию» всех своих предшественников. И дальше она пишет: «Вся европейская цивилизация, культура и литература выросли, в основном, из песен трубадуров, бардов и минезингеров. Философия на этом настаивала давно, утверждая, что вся европейская цивилизация возникла из греческих рапсодов». Заглянем «чуть» назад - в двенадцатом веке до нашей эры Шу-цзин писал: «Государство строят император и певец». Аристотель говорил, что государство держится на песнопениях: ими можно человека исцелить, а можно и ввергнуть в безумие - последнее, кстати, мы отчетливо наблюдаем воочию. Не случайно многие песенные школы прошлого были закрытыми: прежде, чем дать человеку возможность и право транслировать нечто в этот мир, надо его сначала воспитать. А ты говоришь: «песня» ...

- Это ты говоришь: «песня» ... Кстати, а что это такое вообще?

Матрица любой культуры в каждый момент времени, здесь и сейчас. Еще важно помнить, что песня - политекст, то есть, результатирующее взаимодействие трех текстов: музыкального, поэтического, интонационного.

- «Поэт выражался вычурно и фигурально»...

Хорошо, изобразим проще. Н2О - это вода. Если один из атомов не будет являться «ашем» или «о» - получится другой продукт.

- Вот теперь понятно. А сейчас, если можно, - столь же доступное пониманию определение песни.

Пожалуйста. Если мир - информационная система, то песня - возможность воспринимать и осмысливать эту систему методом тензорной матрицы с нелокальными семантическими резонансами. Доступно излагаю?

- Проще пареной репы! Ты начал говорить о мощном воздействии песни на человечество...

Культовое песенное начало все более о себе заявляет: в мире идет борьба за песню.

- А мне казалось, что в мире идет борьба за выживание.

Правильно, но все тоталитарные государства свою идеологию строили на песнопениях, используя их для «промывки мозгов» . «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» , «Весь мир насилья мы разрушим...» - дальше можешь продолжить самостоятельно... Я тут наткнулся на размышления Ницше о Вагнере: «Мир стосковался по новому эллинизму. Современное общество надо строить не на крови, не на железе и не на песке, а так, как строили эллины: на певце, поэте и актере». Прочитав, я очень возрадовался: мои мысли уже кто-то высказал, причем - в более интересной форме. А недавно московский журналист Александр Минкин рассказал удивительную историю. Он пытался баюкать своего малыша колыбельными, но смог вспомнить только одну или две. А что петь дальше? И вдруг из Минкина «полезло»: «Мы красные кавалеристы, и про нас...» - оказывается, его самого в детстве дед баюкал революционными песнями. И выяснилось, что все эти песни Минкин помнит от начала до конца. Вот так журналист невольно «наиграл в мою кассу»: чем в человека с детства «засеешь» , - то потом и «взойдет» .

- И что?

Только то, что человек «воспитуется» песней. Простой крестьянин с пеленок был погружен в поэтику фольклора: обрядовых песнопений, былин, сказок, храмовой литургии, то есть - в поэтический язык. Современный же ребенок растет в пространстве, к поэтическому языку никакого отношения не имеющем. «Словарь полинезийца» за пределы трехсот-четырехсот слов не выходит - это не есть, к сожалению, язык цивилизованного общества. Поэтический язык - совсем иное мышление. Поэтическое мышление является поисковым: все философии утверждают, что первое познание мира шло поэтическим путем. И способности проявляются именно в зависимости от того, на каком поэтическом материале растет человек. Френсис Бекон говорил: «Поэзия есть колыбель науки», а известный русский филолог Александр Афанасьевич Потебня заметил: «Наука возникает после того, как появляются высокоразвитые формы поэзии» .

- Послушай, может, - довольно цитат?

Потерпи минуту: я заканчиваю. Хочу, чтобы ты четко усвоила: поэзия, равно как и песня, - не фигли-мигли, а метод познания мира, становление человеческого мышления и восприятия. Если человек растет вне этого - у него потом неизбежно возникают проблемы.

- Но ведь он может стать не «лириком» , а «физиком»?

Обрати внимание на русскую культуру, из которой мы с тобой выходцы: все величайшие мыслители являются продуктами эвристической русской поэзии. У них, конечно же, мозги не технологические, а очень культурологические. Один из крупных астрофизиков современности, претендент на Нобелевскую премию 1992 года Джордж Барроу, сказал: «Любое непоэтическое раскрытие реальности не может считаться полным и достоверным». Приведением этого изящного высказывания я, с твоего позволения, и завершаю официальную часть своего выступления.

- Как, уже?.. А я уже привыкла, да так, что и сама собралась процитировать одно высказывание... Ты знаешь, чем отличаются хорошие врачи от плохих?

Наверное, плохие хуже лечат.

- Не угадал. Хорошие врачи лечат, а плохие учат хороших лечить. Чего бы тебе не сочинять новые песни?

Ах, вот ты о чем... Сначала изложу на бумаге свои соображения, которые ты грубо оборвала, а дальше уж вернусь к песенкам.

- Какой аудитории интересны твои соображения?

Недавно в Ленинграде проходил «эсэнговский» фестиваль авторской песни. Утром, после первой бессонной ночи, - все встречались, выпивали, разговаривали, пели, - с меня потребовали лекцию. И когда люди, не ложившиеся накануне спать, битком набили лекционный зал, стояли в проходах и два с половиной часа слушали, - я понял, что делаю что-то нужное... В действительности я себя считаю провокатором темы, а вовсе не создателем каких-то там постулатов.

- Все ли барды разделяют твои взгляды? Да и понимают ли вообще, о чем речь?

Птички - они же поют... Честно говоря, то, о чем я говорю, больше находит отклик в академических кругах. Очень интересуются активы клубов. Даже с меркантильной точки зрения: одно дело просить в городском отделе культуры деньги на выступление бардов, другое - под фундаментальный проект, связанный с русской национальной идеей. Как ты понимаешь, это - совершенно другая статья расходов... А из нашего цеха больше всех меня дергают и подгоняют Дима Сухарев и Алик Городницкий.

- Так ведь оба - ученые, академики.

Да, они, как раз, хорошо понимают, о чем я говорю.

- В отличие, скажем, от меня... Не успели с песней покончить, как вдруг всплывает русская национальная идея... До нее-то тебе что за дело?

Мы уже договорились, что поэзия формирует сознание, вот и получается, что нация начинается с песни. Иосиф Бродский говорил, что, пока существует такой язык, как русский, - поэзия неизбежна. А «носителем» поэтического языка, «загружателем» его в подкорку является именно песня. Я настаиваю на том, что именно поэтическая песня и должна быть в основе каждой нации, становиться фундаментом национальной идеи...

- Я устала до смерти...

Значит - передышка... Однажды актриса Наталья Бондарчук, имевшая какие-то виды на бардов, пригласила меня на выступление своего молодежного театра. Пришел я на этот вечер и скромно сел в зале. Шла презентация книги «Анастасия» - о ясновидящей пророчице, которая живет в Сибири и пишет мудрые книги (уж не знаю, насколько мудрые, но продавались они в фойе довольно бойко). Зал был почти полон, сама Наталья что-то вдохновенно рассказывала об авторе, а потом сообщила, что сейчас актеры покажут фрагмент спектакля. На сцене оказались юноша и девушка, которая обратилась к своему спутнику: «В Скандинавии была одна страна, и жило там племя бардов. Творили они чудеса своими песнями... И вот однажды ночью вероломно напало на них другое племя - чужое, враждебное, негодное. Перебило оно всех бардов, только одна женщина уцелела. Прижимая к груди своего малого ребенка, побежала она на берег реки и спряталась. Песни, которые она пела, помогали ей противостоять врагам, но силы начали иссякать. Тогда женщина положила ребенка в лодку, оттолкнула ее на стремнину, а сама еще час продолжала петь и обороняться, но пала. Все». Молодой человек обращается с вопросом: «Так и кончилось племя бардов?» Девушка отвечает: «Нет: этого ребенка течением принесло в некую страну, где возродилось новое племя бардов». Юноша недоумевает: «И что же это за страна?» И девушка, театрально поворачиваясь к залу, говорит: «А ты не догадываешься, что это за страна?» И весь зал в едином порыве взревел от восторга. Тут выходит Наталья Бондарчук и торжественно объявляет: «А сейчас выступает русский бард Александр...» - я вжимаюсь в кресло, - « ... русский бард Александр Атаманов!» На сцену вылетел молодой человек и хорошо поставленным оперным голосом запел о России, которую мы в обиду не дадим, а я, буквально по-пластунски, выполз из зала. Так я увидел воочию, как нормальная философская культурологическая идея может быть интерпретирована черт-те во что. На моих глазах свершилась подмена.

- Объясни, пожалуйста, почему «русской идеей» вечно озабочены евреи (в данном случае - и примкнувшие к ним армяне)?

Первым человеком, который собрал главные национальные русские идеи, был Иосиф Гершензон: именно он в 1909 году организовал знаменитый сборник «Вехи». Так что традиция не нова...

- А потом «вдруг» начинаются погромы и происходит геноцид.

Да... Интересно, что одной из первых русских идей было утверждение: «мы - народ нового Израиля». Памятник этой идее стоит неподалеку от Москвы: целый город, который собирались сделать новой духовной столицей русского государства. Называется город Новый Иерусалим... В свое время, когда Алексей Михайлович, «тишайший» царь, приглашал иноземцев, ему московский митрополит говорил: «Негоже ты делаешь, царь-батюшка. Ты забыл, что наши пророки говорили: не смешивайся с иноземцами. И нам, как народу Нового Израиля, следует слушать пророков». «Нам», - представляешь?

- Представляю: всем хочется быть избранным народом. А, в общем, конечно, - курьез.

Даже не курьез, а еще одна грань русской национальной идеи: извечное отождествление «инородца» с ненавистным «верхним» эшелоном... Есть такой замечательный поэт - Вадик Делоне. Его дальний предок был комендантом Бастилии, дед, известный математик академик Делоне, жил в Новосибирске. Вадик - один из восьмерых ребят, в 1968 году («Пражская весна»!) вышедших на Красную Площадь с плакатами: «За вашу и нашу свободу!». Всех их, естественно, посадили... В 1972 году Вадик освободился из заключения, и мы с ребятами закатили по этому поводу банкет. Водка кончилась очень быстро, я вызвался сбегать. Вадик и говорит: «Нет! Я, как свободный человек, хочу один спокойно пойти в магазин». Пошел, купил, возвращается - и рассказывает замечательную историю. «Выхожу из магазина, в руке – «авоська» с «горючим». Свобода!.. Закурил, иду себе. Сзади слышу голос (после лагеря обзорность - 360 градусов - спиной все вижу и слышу): «Пойди у этого еврея папироску стрельни». А Вадик - высокий, смуглый, красивый такой парень... Подходит мужик, Вадим молча отдает ему папиросу, тот уходит. И Вадик снова слышит сзади голос: «Нет, не еврей: просто морда интеллигентная».

- По-моему, ты рассказал старый анекдот.

Думаю, анекдот родился несколько позже описанного события... Но факт есть факт: когда «пришлый» растворяется в «верхнем» эшелоне, он обрекает себя на отторжение народом. Странно: мы все стояли в одних очередях, жили в одних коммуналках, но почему-то неизбежно возникает проблема противостояния народа и интеллигенции. Казалось бы, какого лешего? Ни по финансовому, ни по социальному, ни по бытовому принципу мы не различаемся. Разнимся только единственным: принадлежностью к культуре. Либо ты внутри культуры, либо - вне ее. И все, большой привет. Когда я называю себя русским, имею в виду не что иное, как принадлежность к культуре.

- Значит, ты - русский?

Конечно... Правда, оглядываясь вокруг, все чаще задаюсь вопросом: «Если я русский, то кто эти люди?» У той «общности», что встречаю, просто совершенно нерусское выражение лица. У них могут быть носы любой формы, волосы любого цвета, но что делать с лицами?

- Так ты - расист?

Да ну тебя... В Израиле я встречаю множество «русских» лиц. Иными словами - благородных, интеллигентных, даже аристократических.

- Ты окончательно меня запутал. Что ж, давай разбираться: что такое русский аристократизм?

В данном случае говорю о великой культуре, которая «всосала» со всего мира все лучшее. Бонна - немка, значит, гувернантка - француженка. Или наоборот... Гимназия была фантастическая. Вообрази себе домашнее задание: перевести со старого греческого на новый кого-то из поэтов. А назавтра - с ахейского на дарийский диалект, потом - обратно. И обязательно сравните, что у вас получилось... Свихнуться можно, если представить, на каком уровне изучались языки. Ребята читали Гомера в подлиннике, каждый гимназист переводил из Байрона, Гейне, Гетте. Русский язык формировался на дворянской аристократической базе - была создана лабораторная культура языка.

- Так, теперь мы завязли в национальной идее, а об авторской песне забыли начисто.

В теоретическом смысле она для меня вторична по отношению к песенному феномену вообще.

- А - на практике? Ты толковал про закрытые песенные школы: сначала воспитать, а уж потом самым достойным дать возможность «транслировать». Именно поэтому устраиваются знаменитые Грушинские фестивали?

Что же делать, если вся культура пошла по линии свободного полета? Может быть, таков закон общества: для того, чтобы достичь некоей высоты культур, нужно иметь очень большие основания. Закрытая школа в современных условиях - чистая теория.

- Но ведь на ваши фестивали графоманы прут!..

Конечно, прут. Но художник - явление коллективное. Александр Сергеевич Пушкин по определению не может появиться в племени «ням-ням»: он не является выразителем данной социальной группы. В авторской песне это хорошо прослеживается.

- И получается, что большинству вообще подавай Киркорова, а других, любителей авторской песни, греет «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Что же делать - действует закон больших чисел. К сожалению, происходит нивелировка вкуса... На последнем Московском фестивале я привел (уж извини за однообразие) одну цитату и попросил слушателей определить, откуда этот текст: «Сначала на эти песенные сборища собирались послушать исполнителей, которые несли новое слово, поэзию - личностное начало. Постепенно судьи, под давлением масс, стали отдавать предпочтение тем, кого охотнее принимала толпа: пошли у нее на поводу. Лучшие места стали получать люди с более красивыми голосами, в более нарядных одеждах - то, что производило внешнее впечатление». Из зала крикнул корреспондент журнала «Итоги»: «Новая газета» за такое-то число». Я ответил: «Вы почти угадали: Лукиан, четвертый век до новой эры». Все в истории повторяется...

- Но как сам господин Мирзаян воспринимает тот факт, что популярен он не столь, сколь, например, Митяев?

Ну, к Олегу я хорошо отношусь, но вопрос твой понятен. Отвечаю: таково время...

- Были и другие времена.

Да, конечно. Хорошо помню, как в шестидесятых закончился пик авторской песни: после «чешских» событий нам попросту перекрыли кислород. В залах запретили выступать Визбору, Киму, даже Никитиным - совершенно безобидным людям. Дело в том, что нами занимался не отдел культуры, а отдел идеологии, поскольку песня - идеологический жанр.

- Ты же сам говоришь, что кислород перекрыли даже безобидным исполнителям. При чем тогда идеология?

Как это - при чем? Душа не может быть открытой: она должны быть либо партийной, либо - никакой. А в этих «сомнительных» песнях проглядывало некое личностное начало, смутные позиции, ценности, которые не назывались, но переживались интонационно, - все это было не близко аппаратным нравам и партийной дисциплине. То есть, возникла некая перпендикулярная литургия, не соответствующая официальной политике.

- Тебе тоже досталось от властей?

В какой-то мере: «сверху» запретили, оставались лишь домашние концерты. Довольно распространенная, кстати, была подобная практика. Первым на «домашках» начал выступать Окуджава, Галич перед отъездом из страны ими практически жил... В середине-конце семидесятых и я стал активно выступать на домашних концертах - в Москве, Питере, Киеве. Но не ограничивался пением: возил с собой «самиздат», разговаривал о Советской власти, о философии - проводился некий «ликбез»... Хозяин одной из таких «концертных» квартир предоставил мне помещение, смутно представляя, что именно будет происходить. И когда он услышал все, что я там нес, - у него волосы встали дыбом и он вызвал милицию: сам на себя «настучал». Явились стражи закона. Проверили паспорта, прослушали записи - и не очень поняли, что происходит. Забрали магнитные пленки и ушли... Весь фокус заключался в другом: кто именно вызвал милицию, я узнал совершенно случайно, через пять лет - хозяин сам проговорился по пьяной лавочке... эх, записать бы все - жаль, времени нет.

- Ты сначала труд свой научный напиши. Когда, кстати, ждать выхода собрания твоих сочинений?

Надеюсь, в будущем году.

- ...в Иерусалиме.

Да, так говорили наши «отъезжанты». Господи, скольких людей я провожал... А теперь в Израиле многих из них встречаю... Знаешь, о чем я подумал? Как в свое время пришлые языки на русский повлияли, так же, думаю, русский при его внутренней мощи может оказать большое воздействие на иврит.

- Уже давно оказал: в иврите масса русских суффиксов, отдельных слов, уже не говорю о мате.

А я вот как раз собрался о нем поговорить... Однажды цесаревич Александр пришел к папеньке Николаю и употребил в разговоре всем известное слово из трех букв. Отец возмутился и отпрыска взгрел: за употребление матерного слова, да еще и - татарского. Юноша побежал плакаться в жилетку своему наставнику Жуковскому, и тот, как мог, его утешил: объяснил, что слово это никакое не татарское, как принято считать, а абсолютно русское. Происходит оно от слияния двух слов: «ховать» (прятать) и «совать». Таким образом, в глагол «совать», употребленный в повелительном наклонении, перебежала, вытеснив «с» , первая буква глагола «ховать» - и получилось то, что получилось... Александр вернулся к папеньке и историю эту ему без промедления изложил. Царь, хитро ухмыльнувшись, велел позвать Жуковского. «За активное воспитание цесаревича - тебе часы. Держи и с у й в карман» ...

Бардовская музыка является песенным жанром, появившимся в середине двадцатого века во многих странах мира. Ее отличительной особенностью является то, что в одном лице совмещаются автор мелодии и текста, вокалист и гитарист. В семидесятых годах прошлого века возникла бардовская песня эпохи Советского Союза. Александр Мирзоян был одним из основоположников этого нового музыкального течения. Слова и мелодии его песен знали наизусть, они звучали практически на всех тесных дружеских посиделках. Многие из фраз становились крылатыми выражениями.

Александр Мирзоян - бард. Биография и карьера

Сегодня мало кто знает имя этого исполнителя, однако поклонники авторского жанра наверняка помнят каждую строчку его многочисленных песен. В настоящее время 70-летний бард редко радует зрителей выступлениями. Похвастаться тем, что стали очевидцами его исполнений, сегодня могут разве что его близкие друзья, для которых он время от времени поет ту или иную песню во время камерных дружеских встреч, творческих капустников.

Александр Мирзоян, биография которого далее будет представлена в нашей статье, родился в армянской семье в июле 1945 года в (Азербайджанская ССР). Будучи еще совсем маленьким мальчиком, он с семьей переехал жить в Москву, где и остался на всю последующую жизнь. В 1962 году после окончания школы Мирзаян поступил в институт им. Э. Баумана и окончил его, получив квалификацию инженера-физика. После этого он стал работать в Институте экспериментальной и теоретической физики.

Еще на 4-м курсе он стал писать музыку на стихи собственного сочинения и авторства русских За короткой срок он снискал славу вольнодумца и был признан в кругах прогрессивной молодежи. В 1977 году он стал лауреатом музыкальной премии Грушинского. В 1987 году Александр Мирзоян создал творческое объединение профессиональных авторов и исполнителей "Первый круг", которым в дальнейшем руководил. Членами этого ансамбля были Лорес, Кочетков, Луферов, Капгер и др. Позже он был избран президентом ассоциации российских бардов (АРБа), а также стал заместителем председателя художественного совета авторской песни СССР.

Александр Мирзоян: гражданская позиция

Тот, кто знаком с творчеством этого певца, понимает, что некоторые из его стихотворений должны были стать поводом для конфликта с советскими властями. Из-за некоторых из них его вызывали на допрос в КГБ. Кроме того, Александр Завенович писал музыку и исполнял песни на стихи Иосифа Бродского, чем также вызывал недовольство советской власти. На самом деле, Александр Мирзоян, бард и поэт, был близок к Его стихи не раз попадали в сборники “самиздата”. Он также дружил со своим тезкой Александром Галичем и был среди провожавших его за железный занавес.

Феномен Мирзаяна

Именно благодаря таким бардам, как Александр Завенович, публика, привыкшая к китчу и жаждущая развлечений, стала обращаться к поэзии. Отличительной особенностью его стихов является проникновенность, а его исполнение песен авторства таких великих поэтов, как Бродский, Хармс, Цветаева, Чухонцев, Оскар Уайльд, Чезаре Павезе и др., помогали молодежи по-настоящему понять и прочувствовать смысл этих отнюдь не простых для восприятия произведений. Этому способствовали и придуманная им мелодия, и его живой голос, и неповторимая интонация, и виртуозное исполнение на гитаре.

Поклонники

Мирзоян стал кумиром целого поколения, жаждущего правды, справедливости и мечтающего о свободной жизни. Он умеет мастерски достичь таинственного слияния слов и музыки, которая не только не соперничает с текстом песни, но и не является подчиненным поэзии средством популяризации стихотворений. Как музыка, так и поэзия в произведениях А. Мирозояна выступают равноправными инструментами, которые, сливаясь друг с другом, способны воздействовать на сознание, привести в движение душу.

Творчество

Иногда просто диву даешься, каким образом Александр Мирзоян выбирает для своих песен стихи других поэтов. С этой точки зрения его вкус невероятно высок. Кроме того, его собственные стихи настолько глубоки и весомы, что им самое место рядом с произведениями великих авторов, живших в начале 20-го века.

Будучи очень скромным по своей природе, Мирзаян не претендует на звание поэта. Он говорит, что его стихотворения - это всего лишь рифмованный текст к песням. Однако смысл, заложенный в этих стихах, невероятно глубок, и он дает слушателям богатую пищу для размышлений. В них содержатся метафоры, различные ассоциации, ирония и самоирония. Песни Мирзаяна также отличаются тем, что они не имеют моментального характера и не отражают какие-либо события, связанные с конкретным периодом времени. Чувства, которые он хочет передать через свои песни, нужны во все времена, они несут в себе нравственный и интеллектуальный заряд.

Популярность

Пик популярности Александра Мирзаяна пришелся на конец 70-х. Он играл на при этом применяя весьма необычную технику исполнения. Кстати, музыкального образования у него нет. Тем не менее, будучи самоучкой, он виртуозно владеет этим инструментом. На концертах, на которых собиралась вся прогрессивная молодежь, он, помимо исполнения песен, также рассказывал зрителю анекдоты Даниила Хармса. Позже он стал реже выступать перед публикой и занялся научной деятельностью - исследованием самого феномена песни. Он также получил приглашение от Первого канала стать соведущим телепередачи “Доброе утро” и, естественно, согласился. Целых 5 лет по утрам нас приветствует с телеэкрана Александр Мирзоян.

Александр Завенович Мирзаян родился 20 июля 1945 году в Баку. Живет в Москве.
Окончил филиал Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана в 1969 году. Инженер-экспериментатор. До 1989 года работал в Институте теоретической и экспериментальной физики.
Играет на шестиструнной гитаре. Песни пишет с 1969 года на свои стихи (около 60 песен) и стихи профессиональных поэтов: В. Сосноры, И. Бродского, Д. Хармса, О. Чухонцева, М. Цветаевой, Ю. Кузнецова. Песен на чужие стихи тоже около 60.
Первая песня «Гордятся мертвым светом фонари…» (1969).
Лауреат конкурсов и фестивалей в Москве (1972, 1973, 1977), Грушинского (1977).
Участвовал в работе жюри московских и ленинградских фестивалей, Грушинского фестиваля и других.
Член Московского КСП. Член московского комитета литераторов. Художественный руководитель творческого объединения «Первый круг», вице-президент Всесоюзного центра авторской песни.
Хобби - дзюдо, баскетбол, туризм.
Периодически сотрудничает с радио, телевидением.

Александр Завенович Мирзаян - российский поэт, композитор, бард, теоретик авторской песни родился 20 июля 1945 г. в Баку. В 1969 г. окончил филиал МВТУ им. Э. Баумана, затем работал инженером-физиком в Институте теоретической и экспериментальной физики в Москве. Первые песни написал в 1969 г. В 1970-х регулярно участвовал в мероприятиях московского КСП - фестивалях, конкурсах и слетах. Неизменно становился лауреатом или дипломантом. В 1970-1980-х активная гражданская позиция Мирзаяна и его приверженность «неофициальной» культуре (бард пропагандировал творчество Д. Хармса, И. Бродского и т. п.) стала причиной его конфликта с властями - его нередко заносили в чёрные списки бардов, не допущенных на сцену на сборных концертах. Был период негласного запрета на его творчество, но он никогда не прекращал свою работу и с 1988 г. занялся исключительно авторской песней, став членом творческого объединения «Первый круг». Мирзаян пишет песни как на свои стихи, так и на стихи русских поэтов - В. Сосноры, И. Бродского, Д. Хармса, М. Цветаевой, О. Чухонцева и др. Чужие стихи в песнях зачастую предстают в сильно измененном виде. Бард играет на шестиструнной гитаре, используя весьма необычную технику. На концертах 1970-1980-х, наряду с исполнением песен, читал литературные анекдоты Даниила Хармса. С конца 1990-х Мирзаян все больше времени уделяет исследованию и историко-философскому осмыслению самого феномена песни. На его выступлениях собственно пение все больше уступает место рассуждениям о песенной культуре. Участник бардовского ансамбля «Песни нашего века».

Сайт в Интернете:

Александр Мирзаян безусловно является одним из самых лучшиx и интересных современных бардов. Гитаристы не верят, что человек, никогда не учившийся музыке, может так виртуозно играть. Композиторы восхищаются его гармониями, а безголосые кумиры публики - удивительной силой и чистотой его голоса. Любители "чистой поэзии" преклоняются перед его композициями на стихи Иосифа Бродского.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Александр Мирзаян родился в 1945 г. в Баку; вырос в Москве, где и проживает по сей день. По образованию инженер-физик, долгие годы работал в Институте Теоретической и Экспериментальной Физики. Песни пишет с 1966 года на свои стихи и стихи русских поэтов XX века. Лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, в том числе и Грушинского (1977). С 1987 года - художественный руководитель творческого объединения профессиональных авторов-исполнителей "Первый круг", куда также входят Лорес, Луферов, Кочетков, Капгер и другие. Заместитель председателя всесоюзного художественного совета авторской песни; президент ассоциации российских бардов (АРБа). Член московского комитета литераторов. Вышли компакт-диск и несколько аудиокассет.

Далеко не многим известно, что Мирзаян, как и Юлий Ким, всегда был близок к диссидентскому движению, что уже в 70-е годы его стиxи и песни включались в самиздатовские сборники, а автор не раз вызывался в КГБ. Мирзаян первым стал писать и - что было куда опасней - публично петь песни на стиxи запрещенного Иосифа Бродского. Он также близко знал А. Галича и провожал его за "бугор".

Феномен Мирзаяна в том, что он заставляет публику, привыкшую к китчу и ждущую развлечений, слушать поэзию. Ему удается то, что называется проникновением в стиxи, и его песни дают возможность не только узнать стихи Бродского, Хармса, Сосноры, Цветаевой, Чуxонцева, Оскара Уайльда, Чезаре Павезе и других отнюдь не простых для восприятия поэтов, но и по-настоящему понять их, глубоко прочувствовать. Будь то однозначно найденная мелодия, живой голос гитары или неповторимая интонация автора песни - все эти тропинки ведут нас вглубь звука и смысла, возбуждают чувство и мысль. Может быть, именно в этом союзе чувства и мысли, который закреплен музыкой, словом и интонацией, - главна особенность песен Мирзаяна. Равным ему в этом - пожалуй только Сергей Никитин, с которым Мирзаяна роднит гениальное умение достичь того таинственного слияния музыки и слов, при котором музыка уже не только ни соперничает с поэзией, но и не является более лишь подчиненным ей средством популяризации стихотворного слова. Слияние, которое угадывает движение человеческой души и само способно привести душу в движение.

Xудожественный вкус Мирзаяна очень высок как в отборе чужиx стиxов, так и в создании своих собственных, которые выглядят весьма достойно даже в столь представительном соседстве. Сам Мирзаян не считает себя стихотворцем, поэтом в литературном смысле этого слова. Он пишет текст, как и выбирает его - для песни. При этом песни Мирзаяна оседают надолго, хотя их бывает непросто слушать по первому разу из-за резких вспышек метафор, цепочек ассоциаций (звенья которых принадлежат самым различным слоям культуры) и неожиданных отражениях привычного в зеркалах иронии и самоиронии. Они актуальны не только своим образным языком, возбуждающим нашу историческую память и социальную причастность ко всему, что происходит вокруг нас. В песнях Мирзаяна упрочен мир тех чувств, которые необходимы человеку во все времена, и они несут в себе интеллектуальный и нравственный заряд, который способствует становлению человеческой души, то есть тому, чего нам так часто не хватает.




Top