Год основания поле чудес. День в истории: малоизвестные факты о «Поле чудес

Имя: Леонид Якубович (Leonid Yakubovich)

Возраст: 70 лет

Место рождения: Москва

Рост: 168 см

Вес: 73 кг

Деятельность: актёр, телепродюсер, телеведущий

Семейное положение: женат

Леонид Якубович - биография

Год 2015 выдался для «Поля чудес» богатым на юбилеи. «Нашему Аркадьичу», как любовно называют поклонники его ведущего Леонида Якубовича, исполнилось 70 лет. Ну а сама программа празднует 25-летие.

"Поле чудес" - это игра, но выигрыш в ней далеко не главное. Участники приходят на передачу для того, чтобы передать приветы родным, преподнести ведущему оригинальные подарки, спеть, станцевать, сказать в камеру «рекламная пауза». Иными словами, получить удовольствие и показать себя во всей красе. Ну а зрители любят шоу за то, что оно дарит хорошее настроение.

Леонид Якубович - учеба

Якубовичу всегда везло на необычные профессии, впрочем и вся его школьная биография была необычная. Его первая «работа» называлась «живец». Леонид, тогда еще школьник, сидел на пеньке в трусах и телогрейке, с ногами, намазанными разными противомоскитными средствами, и наблюдал за кусавшими его насекомыми. И не просто наблюдал, а вел научные заметки: изучалось действие препаратов от комаров. Дело было в Сибири, куда старшеклассник прибыл с экспедицией во время школьных каникул.

Экспедиция продлилась дольше, чем планировалось, и Леонид сильно опоздал к началу школьных занятий. Приехав, он узнал, что его исключили из школы. Так, вчерашний ученик девятого класса стал помощником токаря на авиационном заводе. Учебу он все же продолжил, в «вечерке», а после ее окончания подал документы в Московский машиностроительный институт.

Поступление сопровождалось драматическими обстоятельствами: Леонид, уже тогда чувствовавший в себе театральную жилку, очень хотел учиться в театральном. Но тут вмешался отец: мужчина должен иметь серьезную специальность! Сказал как отрезал. Юноше пришлось подчиниться.

Однако увлечение творчеством Якубович не бросал никогда: в институте играл в театре студенческих миниатюр и в команде КВН, а после выпуска, работая на заводе, писал юмористические рассказы. Получалось это так хорошо, что рассказы стали читать с эстрады начинающие юмористы, а один даже выиграл престижный конкурс. О талантливом авторе узнали на телевидении, и Леонида, к его восторгу, пригласили писать сценарии телепередач.

Леонид Якубович - телевидение

С началом перестройки Якубович приобрел еще одну «нестандартную» специальность - стал аукционистом, причем довольно известным. Первый опыт работы шоуменом Леонид Аркадьевич получил в 1988 году. Когда в Москве планировался первый конкурс красоты и никто не знал, что и как делать, смекалка и творческий подход Якубовича оказались как нельзя кстати. Он не только написал сценарий конкурса, но и стал его соведущим.

Леонид Аркадьевич был известным человеком на телевидении еще в 1980-х годах, но вся страна его узнала только после того, как он начал вести «Поле чудес». На него обрушилась невиданная популярность. Для поклонников программы Якубович - практически культовая личность. Ему посвящают песни и стихи, его портреты пишут, вышивают, выкладывают мозаикой и даже гравируют на рисовом зернышке. Его именем называют детей и... крупный рогатый скот - на одной из передач зрительница призналась, что назвала быка в честь него Аркадьичем.

Но центром вселенной под названием «Поле чудес» Якубович себя не считает. «Главные герои - это игроки, - говорит он. - На них сфокусировано внимание и операторов, и зрителей, и ведущего». До начала программы Леонид Аркадьевич знакомится с очередными участниками и всегда задает им один и тот же вопрос: «О чем вас нельзя спрашивать?» Для него очень важно - показать каждого игрока с лучшей стороны и не поставить в неловкое положение.

Но самое большое удовольствие получают те, кто уходит с выигрышем. За 25 лет существования передачи ее победителям достались десятки автомобилей, сотни путевок и тонны бытовой техники. Одна из интриг шоу заключается в том, что игроки могут выбирать: забрать выпавший приз или взять деньги, которые довольно навязчиво предлагает ведущий.

Что за приз им достался, они не знают, в черном ящике могут быть и ключи от машины, и мягкая игрушка. Вот где разворачиваются страсти! Леонид Аркадьевич называет все более крупные суммы, зрители скандируют: «Приз!», игрок лихорадочно решает, рискнуть или взять деньги...

Капитал шоу - поле чудес: история

История передачи уходит корнями в далекий 1990 год, когда журналист Влад Листьев и мэтр отечественного телевидения Анатолий Лысенко, находясь в зарубежной поездке, увидели по телевизору американское шоу «Колесо Фортуны». Программы с отгадыванием букв и получением призов понравилась.

Через несколько месяцев на российских телеэкранах появилась новая передача с провокационным названием «Поле чудес». Сейчас все к нему привыкли и воспринимают как нечто само собой разумеющееся - а тогда оно вызвало немало споров. Из сказки «Буратино» всем известно, где находится поле чудес - в Стране дураков. А вдруг зрители сочтут эту шутку грубой или решат, что их собираются одурачить? Но зрительская аудитория иронию восприняла благосклонно.

Хотя идея и была заимствована, передача получилась совершенно не похожей на свой заграничный прообраз. Разве могло прийти в голову участникам «Колеса фортуны» принести в студию бутылку самогона и банку соленых огурцов, чтобы выпить и закусить вместе с ведущим? Или захватить с собой аккордеон и спеть песню собственного сочинения, посвященную передаче?

Чего только не вытворяли игроки «Поля чудес» за эти годы в надежде прославиться на всю страну, каких только подарков не дарили, демонстрируя свои умения и таланты! Программа, в которой целью должно было быть угадывание слов и получение призов, превратилась в настоящее народное шоу. Немалая заслуга в трансформации «Поля чудес» принадлежит Леониду Якубовичу, который ведет передачу вот уже 24 года, приняв эстафету у Влада Листьева.

Кстати, после первых съемок Якубович был уверен, что на программе его не оставят. От волнения он очень громко кричал в микрофон и метался от участников к зрителям, от зрителей к барабану, при этом пытаясь хохмить и непрерывно улыбаться. К концу программы он был мокрым от пота и чувствовал себя выжатым как лимон. Якубович даже не сомневался, что не справился с ролью и его кандидатуру не утвердят.

Но у режиссеров мнение было иное: этот ведущий то, что нужно! Вымотанный Леонид Аркадьевич, услышав предложение стать постоянным ведущим «Поля чудес», согласился не сразу -попросил несколько дней на раздумья. Поразмыслив и посоветовавшись с родными и близкими, он решил: надо попробовать. И до сих пор не жалеет об этом.

За 25 лет существования программы ведущий капитал-шоу 3,8 тысячи раз объявлял рекламную паузу, выдержал 5,3 тысячи поцелуев и 6,8 тысячи переодеваний.

Фразу «Это я передам в музей» говорили не менее 50 тысяч раз.

У полученных в дар предметов судьба разная. Например, иконы передаются в храмы. Иногда Якубович возвращает подарки после съемок: так, ведущий вернул Герою Советского Союза пробитый пулей портсигар, спасший ему жизнь. Возвращаются обычно и боевые награды.


Интересная история появления на передаче черного ящика. «Это случилось на первых выпусках, - рассказывал на открытии музея "Поля чудес" Якубович, - денег тогда не было совсем, и знаменитым черным ящиком стал вот этот кофр - его нам отдал какой-то милый человек. Вообще-то это кофр от баяна».

Все, что происходит в студии и демонстрируется потом по Первому каналу, это чистая импровизация. У игры есть общие правила, но нет подробного сценария. По сути Якубович вместе с участниками и зрителями каждый раз устраивает новое представление, и никто не знает заранее, что произойдет на программе. И в этой спонтанности, непредсказуемости - один из секретов ее успеха.

Съемки одной передачи длятся три часа, а телезрители видят только 50 минут, все остальное вырезается при монтаже. Иногда и ведущему, и игрокам бывает обидно: вырезали, как им кажется, самое забавное и интересное. Потому-то на съемки передачи в «Останкино» так рвутся зрители, очередь надо занимать за несколько месяцев. А те, кто однажды побывал на «Поле чудес», как правило, стараются попасть на него снова.

Леонид Якубович - личная жизнь

Первый брак с Галиной Антоновой Якубовича оказался не совсем удачным. В 1991 году они развелись, сохранив при этом дружеские отношения. Со второй женой Мариной Видо, личная жизнь сложилась более удачно. В 1998 году у них родилась дочь Варя.

Страна производства

СССР (1990-1991), (с 1991 г.)

Язык Количество сезонов Список выпусков

Выпуски с Владом Листьевым (1990-1991); Выпуски от 1993 г; Совместный выпуск «Поле Чудес» и «Куклы» (1996)

Производство Продюсер Продолжительность Вещание Канал Формат изображения Формат звука Период трансляции Премьерные показы Повторные показы Хронология Похожие передачи

Заставки

В 1990-2000 годы заставка передачи выглядела так: яркие полосы быстро двигаются параллельно друг другу навстречу, таким образом образуя поле из шестнадцати ровных квадратов. Далее поле становится трёхмерным, как бы обретая обьём (в трёхмерном виде оно становится похожим на плитку шоколада). Под своеобразный чавкающий звук на поле опускаются трёхмерные цветные символы различных форм, каждый символ в итоге занимает один квадрат. Затем звучит основной музыкальный мотив заставки, под него поле из квадратов взлетает в воздух, поднимается и на его фоне розовыми буквами пишется «Поле Чудес ». Далее поле вылетает за пределы экрана (музыка при этом продолжается), и вскоре возвращается, перевернувшись обратной стороной, представляющей собой обычный серый квадрат. Квадрат опускается позади слов «Поле Чудес», а затем под получившейся композицией по буквам появляется словосочетание «к а п и т а л ш о у». Музыкальное оформление в этой заставке немного изменилось в 1993 году . В 1991 году после рекламы и перед суперигрой прилетала синяя бумага со словом «Поле Чудес Капитал-Шоу». С 1992 по 1995 год перед рекламой показывали заставку с прыгающими золотыми буквами на чёрном фоне.

С осени 1995 по 2000 годы после рекламы на ОРТ, в заставке программы вращается игровой барабан, камера приближается к нему так, что не видно очков на секторах. С каждым новым сектором под одну звонкую ноту появляются буквы, образующие слова «Поле Чудес ». При последнем изменении сектора появляется золотая рамка, которая, подобно квадрату из старой заставки, опускается на задний план. В заставке суперигры квадрат со словом «Поле Чудес» начинал быстро вращаться, после остановки в квадрате было уже «Супер Игра ». Также в то время существовали и заставки для отдельных секторов.

В современной открывающей заставке, использующейся с 29 декабря 2000 года , видна студия игры и летящий вращающийся барабан. На экране из звёздочек образуется изображение Якубовича . Затем по буквам зажигается слово «Поле Чудес». Всё это происходит под укороченный вариант музыки из первой заставки, при этом она звучит два раза, сначала в джазовом стиле, затем, когда зажигаются буквы, - в стандартном. В урезанном виде существовали и для рекламной паузы. Перед суперигрой мы видим в верхней строчке слово «СУПЕР», написанное сиреневыми буквами, а в нижней - слово «игра», образованное зажжёнными лампочками. В марте 2009 года изображение Якубовича было убрано из заставки, а сама заставка идёт в более медленном темпе.

Компьютерная игра

(1990 - 1992)
Андрей Разбаш (1995 - 1997)
Лариса Синельщикова (1997 - 2007)
Анатолий Гольдфедер (с 1998)
Леонид Якубович (с 2005)

Руководитель(и) программы Место съёмок

Москва Москва , Останкино 4 студия

Продолжительность Статус Вещание Телеканал(ы) Формат звука Ссылки

Производством программы занимается телекомпания «ВИD» .

История

История программы «Поле чудес» началась, когда Владислав Листьев и Анатолий Лысенко отдыхали в обыкновенной гостинице. Идея создания капитал-шоу родилась во время просмотра американской телепередачи Wheel of Fortune . Название для капитал-шоу Владислав Листьев взял из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино ».

Премьера программы состоялась на Первой программе ЦТ СССР 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, затем показывались выпуски с разными ведущими, и наконец, 22 ноября 1991 года появился новый основной ведущий - Леонид Якубович . Ассистентами Леонида Якубовича являются несколько женщин-моделей , в том числе - постоянная ассистентка Римма Агафошина , которая открывает отгаданные буквы и вручает призы детям игроков с 1996 года . В дальнейшем, Листьев появлялся в нескольких выпусках в качестве соведущего Якубовича вплоть до своей гибели.

С 25 октября по 27 декабря 1990 года передача выходила по четвергам в 20:00. С 1 января по 28 мая 1991 года выходила по вторникам в 21:45. С 7 июня 1991 года выходит еженедельно по пятницам вечером. В случае единичных праздников программа меняет день выхода в эфир.

23 октября 1992 года вышел сотый выпуск «Поля чудес», который снимали 29 сентября в . В этом выпуске финалист лишился автомобиля из-за подсказки зрителя, после которой Леонид Якубович сменил задание, а нарушителя попросил выйти из зала. Финалист не смог ответить на вопрос сменённого задания, но выигранные призы были оставлены финалисту .

С 10 апреля 1995 по 7 января 2003 года по понедельникам выходили повторы программ в 10:10 иногда в иное время. Выпуски телеигры с Якубовичем с 1 ноября 1991 года по 31 марта 1995 года выходили в повторах на канале «Ретро ТВ» в 2006-2007 годах.

3 ноября 2010 года вышел юбилейный концерт, посвящённый 20-летию со дня появления передачи. Концерт состоялся в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре (создана совместно с «Красным квадратом »), но в этот раз игры как таковой не было. В октябре 2015 года «Поле чудес» отпраздновало свой 25-летний юбилей.

Простой арифметический подсчёт говорит о том, что в программе за 25 лет участвовало около 12 000 человек. Помимо обычных выпусков в студии за барабаном люди неоднократно отмечали свои профессиональные праздники: День строителя , День медика , День шахтёра , День милиции и т. д. Традиционными стали новогодние программы, программы к 8 Марта , а также весёлые выпуски к Дню смеха . Один из выпусков прошел якобы из Африки на деле снимали в обычной студии . Особенно трепетно программа относится к Дню Победы 9 мая. Ежегодные специальные выпуски всегда отличаются особой торжественностью и красочностью.

Время выхода программы

  • С 25 октября по 27 декабря 1990 года - по четвергам в 20:00.
  • С 1 января по 28 мая 1991 года - по вторникам в 21:45
  • С 7 июня по 6 сентября 1991 года - по пятницам в 21:45/21:55
  • С 13 сентября 1991 по 25 августа 2006 года - по пятницам в 19:40/19:45/19:50/19:55/20:00/20:05
  • С 1 сентября 2006 по 6 марта 2009 года - по пятницам в 18:50/19:00/19:05
  • С 13 по 27 марта 2009 года - по пятницам в 18:20
  • С 3 апреля по 13 ноября 2009 года - по пятницам в 19:55/20:00
  • С 20 ноября 2009 по 26 августа 2011 года - по пятницам в 18:20/18:25
  • Со 2 сентября 2011 по 7 декабря 2012 года - по пятницам в 18:45/18:50/19:00
  • С 14 декабря 2012 по настоящее время - по пятницам в 19:45/19:50/19:55/20:00.

Барабан

Под барабаном подразумевается колесо со стрелкой, наподобие рулетки, на котором есть множество секторов с обозначениями количества очков (от 350 до 1000), а также специальные сектора, которые приносят бонус, либо штраф.

Специальные сектора

  • Приз (П) - игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Ведущий торгуется с игроком за приз, в качестве которого может оказаться любая вещь (от ключей от автомобиля, телевизора, плеера, чека на $10 000, путёвок до тыквы, лука, бутылки водки, игрушечной машинки, тапочек). Также вместо чёрного ящика можно взять денежный приз (игрок сам выбирает сумму). Если игрок отказывается от приза, то считается, что игроку выпал сектор с 2000 очков.
  • Плюс (+) - игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).
  • Шанс (Ш) - игрок может позвонить по телефону (номер даёт случайный зритель в студии) для получения ответа или подсказки. Если на другом конце провода отвечают правильно, то ему высылают приз. Если игрок отказывается от данного сектора, считается, что ему выпал сектор с 1500 очков. В настоящее время сектор «Шанс» отображается на барабане изображением телефона.
  • Ключ - игроку дают несколько ключей, один из которых - от автомобиля. Игрок выбирает из этих ключей один и пробует с его помощью открыть дверь автомобиля. Если ключ подходит - игрок забирает автомобиль, если нет - продолжает играть. Причём от этого сектора можно отказаться, и тогда ведущий предлагает 2000 очков за угаданную букву. Но если игрок воспользовался сектором и выбрал неподходящий ключ, то ход от него переходит к другому игроку. Далее подходит ассистент и показывает, что ключ от автомобиля действительно есть. В настоящее время сектор «Ключ» отображается на барабане изображением ключа.
  • Банкрот (Б) - очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку. При выпадении сектора «Банкрот» дважды игроку выдаётся поощрительный приз.
  • Ноль (0) - набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
  • х2 - набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву (если две буквы, то утраивается, если три - умножается на 4, и т. д.)

Правила игры

Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участвуют 3 игрока, и финала, в котором участвуют победители раундов.

В начале раунда ведущий объявляет участникам тему игры. Все вопросы в игре будут связаны с данной темой, которой может быть что угодно (например: совы, мёд, свадьбы, железо). Далее ведущий показывает зашифрованное на табло слово (редко словосочетание), касающееся темы, и даёт наводящие подсказки, чтобы игроки его угадали . Основная задача каждого игрока - угадать слово быстрее, чем его соперники, и заработать как можно больше очков.

Игроки крутят барабан. Первый ход делает игрок, стоящий ближе всех к ведущему. Ему может выпасть сектора с каким-либо числом очков, которые он получит, если угадает букву, или специальный (также временный) сектор.

В случае результативного хода игрок называет букву русского алфавита , которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло , а игрок получает выпавшее количество очков (если таких букв несколько, открываются все, а очки начисляются за каждую), и может крутить барабан ещё раз или же рискнуть и назвать слово целиком. Если же названной буквы в слове нет (или если ход нерезультативный), право крутить барабан переходит к следующему игроку. Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Если игрок называет слово неправильно, то он выбывает из игры. Слово может быть также открыто буква за буквой вращением барабана и называнием по одной букве за ход. В этом случае победителем финала становится игрок, открывший последнюю букву.

Игроки, победившие в своих раундах, выходят в финал. Игрок, победивший в финальном раунде, считается победителем игры. Он может выбрать призы на заработанные очки (количество набранных игроками очков нигде не отображается, а сумму очков, заработанных победителем игры, озвучивается ведущим) .

При трёх подряд верно угаданных буквах игрок имеет право на выбор из двух шкатулок, в одной из которых лежат деньги. Если он угадывает шкатулку, то получает выигрыш в размере 5 тысяч рублей, которые не могут «сгореть».

Игрок выбывает из игры, если взял приз (или деньги за него), либо назвал неверное слово.

Если выбыло два игрока, то для третьего работает правило три результативных хода , введено в 1993 году. Оно состоит в том, что игрок после трёх результативных ходов должен назвать слово - в противном случае он выбывает из игры и не становится победителем тура. Таким образом, в финале могут играть два или один игрок; игра также может остаться без победителя (если вышеуказанная ситуация происходит в финале) или даже без финала (если такое происходит во всех трёх отборочных турах).

В начале 1990-х существовала «страховка», состоявшая из следующего: участники называли «несчастный случай» (например: дважды подряд выпадение сектора «Банкрот», не названо ни одной правильной буквы, вообще не дошёл ход и т. д.), и, если с участником происходило то, от чего он «страховался», он получал денежный приз. Каждую тройку, финал и суперигру проводили самостоятельные фирмы.

В начале 1991 года появилась игра со зрителями, сидящими в студии, существовавшая до осени 2001 года.

Так как игроки находятся в студии не одни, существует вероятность несанкционированной подсказки. Если ведущий услышал из зала подсказку, подсказавший удаляется из студии, а ведущий меняет задание.

Суперигра

После того как победитель игры выбрал себе призы на заработанные очки, ведущий предлагает ему поучаствовать в суперигре, где он может либо потерять всё, либо выиграть суперприз в придачу к заработанным призам.

В случае согласия игрок вращает барабан для выбора одного из шести суперпризов. Ведущий загадывает слово и даёт право игроку назвать несколько букв алфавита (количество букв называет ведущий, обычно это половина букв загадываемого слова, если там чётное количество букв, и половина, округлённая в большую сторону, если нечётное). Если названные игроком буквы есть в этом слове, они открываются. После этого игроку даётся минута на то, чтобы назвать слово. Если он угадал, то получает суперприз, если нет, то теряет все призы, выигранные по очкам (охраняются только подарки и деньги из двух шкатулок ). Иногда, впрочем, один из этих призов по воле ведущего остаётся у игрока.

Недолго во второй половине 1990-х в Суперигре существовал сектор «Поле чудес» среди суперпризов. Его выпадение означало вручение игроку майки, кепки и его освобождение от игры в суперигру без потери всего выигранного ранее.

С 1 сентября 2006 года введены 2 дополнительных слова, пересекающие основное (своего рода кроссворд). Для победы в суперигре игроку достаточно угадать основное (горизонтальное). Если же он назовёт и вертикальные, то выиграет автомобиль.

Призы для победителя

Приз Стоимость
Набор бытовой техники для дома (13 предметов) 2500
Экскурсионный тур в Санкт-Петербург 2000
Ноутбук 1800
Телевизор с Интернетом 1600
Зеркальный фотоаппарат 1400
Музыкальный синтезатор 1200
Кофемашина с набором капсул 1000
Смартфон 900
Велосипед 800
День красоты 700
Домашний солярий 600
Ужин в ресторане (на двоих) 500
Набор столовых приборов 400
Мобильный телефон 200
Комплект постельного белья 100

Съёмки

Запись 52 минут эфира длится до трёх часов. Съёмки телепередачи происходят независимо от её эфира: так они могут организовываться как в будние, так и в выходные дни. За один съёмочный день снимаются сразу четыре передачи . Сами съёмки проходят в телецентре «Останкино», в 4-й студии .

Фотогалерея





Музей программы

У программы есть свой музей, в котором хранятся предметы, подаренные участниками Леониду Якубовичу. Музей подарков капитал-шоу «Поле чудес» был создан в 2001 году, но его идея была задумана ещё в начале 1990-х. В музее можно найти первый ящик «Поле чудес», костюмы, которые надевал Якубович, многочисленные портреты Якубовича и многое другое. Музей находится в павильоне «Центральный» Всероссийского выставочного центра . Большинство экспонатов можно трогать руками, разрешается вести фотосъёмку, примерять костюмы. В августе 2014 года музей закрыли, но вскоре в сентябре 2015 года открыли.

Влияние на культуру

Фраза в исполнении Леонида Якубовича, которая оканчивается восклицанием: «… в студию!» и, как правило, начинается словами «подарки», «приз», вошла в современную бытовую речь и используется, в частности, как стереотипный комментарий на форумах, блогах и т. д. Выстроена она по схеме: «N - в студию!», где N - объект, предоставление которого требуется от автора предыдущего сообщения. Например: «картинки в студию», «доказательства в студию», «ссылки в студию» и т. д. Также используется фраза Л. Якубовича «Автомобиль», которую произносят, растягивая гласные и с торжественной интонацией.

Игры по мотивам программы

Кроме того, в 1990-е была создана настольно-печатная версия игры , которая выпускается по лицензии телекомпании ВИD .

Ещё одна игра, основанная на «Поле чудес», называлась «Фортуна», разрабатывала её BBG Corporation в сотрудничестве с Александром Чудовым. Была примечательна высокой сложностью. Игрок, пройдя всю игру, мог выиграть миллион.

20 сентября 2012 года компанией Alawar была выпущена игра «Поле чудес » по мотивам телепрограммы. На сегодняшний момент компьютерная игра закрыта .

Награды

  • Премия ТЭФИ - 1995 в номинации «Лучший ведущий развлекательной передачи»
  • Премия ТЭФИ - 1999 в номинации «Ведущий развлекательной программы»

Пародии

  • В 1992 году в передаче «Оба-на! » была показана пародия на «Поле чудес», где ведущий настоящего шоу - Якубович - в реальной студии «Поле чудес» представлял пьяниц, которыми были Угольников , Воскресенский и Фоменко .
  • В 1993 году в одном из выпусков передачи «Джентльмен-шоу » была показана пародия на «Поле чудес» под названием «Пуля чудес», где игроков сыграли Маски , а ведущего - Эдуард Цирюльников . Позже участники передачи сделали ещё одну пародию, где Якубовича уже пародировал Олег Филимонов . Примечательно, что в 100-м выпуске программы, в октябре 1992 года актёры «Джентльмен-шоу» появились в качестве почётных гостей, и вручили приз участнику первой тройки, а запись этого выпуска была использована в качестве фона для пародии
  • В 1996 году в программе «Городок » в выпуске «Заповеди нашего городка» была показана пародия на Поле Чудес, где Леонида Якубовича изображал Илья Олейников .
  • В КВН неоднократно показывались пародии на передачу «Поле чудес» .
  • В 2005 году в шоу «Кривое зеркало» к юбилею Евгения Петросяна пародировали «Поле чудес». Было загадано слово «Петросян», а в качестве табло строились актёры с буквами на больших листах в руках (в «закрытом» виде - спиной к зрителям, в «открытом» - лицом).
  • В телепередаче «Большая разница » на Первом канале были показаны несколько пародий на капитал-шоу .
  • В 2015 году в программе «Comedy Club » показал политическую пародию на группе «USB » из программы «Поле чудес» с Путиным.

Документальные фильмы о телеигре

В 2015 году к 25-летию телепрограммы был снят документальный фильм «Есть такая буква», который показали 25 октября 2015 года.

Напишите отзыв о статье "Поле чудес (телеигра)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Поле чудес (телеигра)

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.
Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена натрое: 1 я армия находилась под начальством Барклая де Толли, 2 я под начальством Багратиона, 3 я под начальством Тормасова. Государь находился при первой армии, но не в качестве главнокомандующего. В приказе не было сказано, что государь будет командовать, сказано только, что государь будет при армии. Кроме того, при государе лично не было штаба главнокомандующего, а был штаб императорской главной квартиры. При нем был начальник императорского штаба генерал квартирмейстер князь Волконский, генералы, флигель адъютанты, дипломатические чиновники и большое количество иностранцев, но не было штаба армии. Кроме того, без должности при государе находились: Аракчеев – бывший военный министр, граф Бенигсен – по чину старший из генералов, великий князь цесаревич Константин Павлович, граф Румянцев – канцлер, Штейн – бывший прусский министр, Армфельд – шведский генерал, Пфуль – главный составитель плана кампании, генерал адъютант Паулучи – сардинский выходец, Вольцоген и многие другие. Хотя эти лица и находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние, и часто корпусный начальник и даже главнокомандующий не знал, в качестве чего спрашивает или советует то или другое Бенигсен, или великий князь, или Аракчеев, или князь Волконский, и не знал, от его ли лица или от государя истекает такое то приказание в форме совета и нужно или не нужно исполнять его. Но это была внешняя обстановка, существенный же смысл присутствия государя и всех этих лиц, с придворной точки (а в присутствии государя все делаются придворными), всем был ясен. Он был следующий: государь не принимал на себя звания главнокомандующего, но распоряжался всеми армиями; люди, окружавшие его, были его помощники. Аракчеев был верный исполнитель блюститель порядка и телохранитель государя; Бенигсен был помещик Виленской губернии, который как будто делал les honneurs [был занят делом приема государя] края, а в сущности был хороший генерал, полезный для совета и для того, чтобы иметь его всегда наготове на смену Барклая. Великий князь был тут потому, что это было ему угодно. Бывший министр Штейн был тут потому, что он был полезен для совета, и потому, что император Александр высоко ценил его личные качества. Армфельд был злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра. Паулучи был тут потому, что он был смел и решителен в речах, Генерал адъютанты были тут потому, что они везде были, где государь, и, наконец, – главное – Пфуль был тут потому, что он, составив план войны против Наполеона и заставив Александра поверить в целесообразность этого плана, руководил всем делом войны. При Пфуле был Вольцоген, передававший мысли Пфуля в более доступной форме, чем сам Пфуль, резкий, самоуверенный до презрения ко всему, кабинетный теоретик.
Кроме этих поименованных лиц, русских и иностранных (в особенности иностранцев, которые с смелостью, свойственной людям в деятельности среди чужой среды, каждый день предлагали новые неожиданные мысли), было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии потому, что тут были их принципалы.
В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»
Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшем тоже за мир.
Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: «Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила до Дриссы, не понесши никаких поражений, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году», – говорили люди этой партии.
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».
Седьмые – были лица, которые всегда есть, в особенности при молодых государях, и которых особенно много было при императоре Александре, – лица генералов и флигель адъютантов, страстно преданные государю не как императору, но как человека обожающие его искренно и бескорыстно, как его обожал Ростов в 1805 м году, и видящие в нем не только все добродетели, но и все качества человеческие. Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, отказывавшегося от командования войсками, но осуждали эту излишнюю скромность и желали только одного и настаивали на том, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил открыто, что он становится во главе войска, составил бы при себе штаб квартиру главнокомандующего и, советуясь, где нужно, с опытными теоретиками и практиками, сам бы вел свои войска, которых одно это довело бы до высшего состояния воодушевления.
Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1 му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В той мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо бы было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противником его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того чтобы достигнуть давно желанной цели – обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые доказательства.
Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневое население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партия людей, нанятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.
Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.

Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.
В этот же день в квартире государя было получено известие о новом движении Наполеона, могущем быть опасным для армии, – известие, впоследствии оказавшееся несправедливым. И в это же утро полковник Мишо, объезжая с государем дрисские укрепления, доказывал государю, что укрепленный лагерь этот, устроенный Пфулем и считавшийся до сих пор chef d"?uvr"ом тактики, долженствующим погубить Наполеона, – что лагерь этот есть бессмыслица и погибель русской армии.
Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки. Ни Бенигсена, ни государя не было там, но Чернышев, флигель адъютант государя, принял Болконского и объявил ему, что государь поехал с генералом Бенигсеном и с маркизом Паулучи другой раз в нынешний день для объезда укреплений Дрисского лагеря, в удобности которого начинали сильно сомневаться.
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.

В начале девяностых годов зрители, ещё не избалованные многообразием телепрограмм, от мала до велика сидели у экранов пятничными вечерами, чтобы посмотреть передачу, в которой самые обычные люди из российских городов и деревень соревновались в сообразительности и эрудиции, вращая барабан, отгадывая по буквам загаданное слово и увозя домой радость выигрыша или горечь поражения. Сколько лет «Полю чудес», передаче, собиравшей у телевизоров не одно поколение? И могли ли её создатели предположить, что она так долго продержится в эфире и продолжит находиться на вершинах рейтингов даже после появления новых, более популярных телешоу?

Создание телеигры

Так сколько лет «Полю чудес», программе, знакомой нам с детства? Впервые это телешоу выпустили на экраны в 1990 году, а точнее — 26 октября. Именно в этот день, в пятницу, в 20.00, берёт своё начало одна из самых длительных и популярных телеигр. Молодой, талантливый и амбициозный Владислав Листьев совместно с Анатолием Лысенко, бывшим тогда главой молодёжной редакции Центрального телевидения, переработал и адаптировал сценарий американской игры «Колесо Фортуны», придуманной и воплощённой Мёрвом Гриффином. Одно из основных отличий состояло в том, что в «Колесе Фортуны» было несколько ведущих, а в «Поле чудес» - только один. Им стал сам Листьев. Задумав и реализовав «Поле чудес», первый выпуск он с энтузиазмом провёл сам. И энтузиазма этого хватило на год. Несмотря на то что популярность шоу была очень высока и интерес зрителей со временем только рос, Листьеву захотелось расширить свои горизонты. Поэтому он отправился воплощать новые проекты, передав бразды правления Леониду Якубовичу.

Суть игры довольна проста: существуют три тройки игроков, играющих по очереди, затем между собой играют победители из каждой тройки, а потом следует суперигра, от которой финалист вправе отказаться и забрать призы либо сыграть в неё и получить ещё и суперприз. Каждый из игроков крутит ставший уже знаменитым чёрно-белый барабан и, в зависимости от выпавшего значения, либо отгадывает букву, либо ход переходит дальше. Есть, конечно, масса исключений — это и сектор «Приз», и сектор «Ноль», и «Банкрот», и две шкатулки за три верно угаданные буквы... Но основная суть игры в том, чтобы угадать слово раньше своих соперников. В процессе игроки проявляют себя, как могут, — передают приветы родным, исполняют танцевальные или цирковые номера, поют, рассказывают стихотворения и, конечно же, дарят ведущему подарки. Подарки от игроков — это одна из главных традиций игры. Сувениры могут быть любыми, но желательно, чтобы в них был колорит той местности, откуда приехал гость, либо чтобы они были сделаны или приготовлены своими руками. Все подарки отправляются в музей капитал-шоу.

Первый ведущий — Влад Листьев

Создатель телеигры стал и её первым ведущим. Владислав Листьев родился в Москве, в 1956 году. Он был талантливым журналистом, ведущим, предпринимателем с деловой хваткой. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания телекомпании «ВИД», эмблема которой, появляясь на экране, частенько пугала малышей. Листьев оставался ведущим своего детища совсем недолго, с 1990 по 1991 год. В то время он уже был известен благодаря общественно-политической программе "Взгляд", а после «Поля чудес» пошёл покорять новые высоты. Им были созданы такие передачи, как «Тема» и «Час пик», он был успешен, популярен и любим зрителями. Его часто приглашали в «КВН» в состав жюри. Затем наступил пик его карьеры в телекомпании «ВИД» - он стал её президентом. И снова решил пойти дальше, в 1995 году его назначили на пост генерального директора канала ОРТ. И всего через месяц после назначения, 1 марта 1995 года, произошла трагедия — Владислав Листьев был убит.

Второй и бессменный ведущий — Леонид Якубович

Практически сколько лет «Полю чудес», столько и ведёт его неунывающий Леонид Аркадьевич Якубович. Он стал ведущим капитал-шоу после того, как его покинул Листьев. По словам самого ведущего, он очень волновался, придя на кастинг в «Поле чудес». Первый выпуск он провёл очень нервничая и был уверен, что его не возьмут. Однако взяли, и именно он привёл программу к успеху и всенародной любви. А некоторые фразы Якубовича и вовсе стали крылатыми, например, «А теперь рекламная пауза!» Леонид Аркадьевич счастливо женат, у него есть дочь Варвара. А любимое детище - программа «Поле чудес» - 25 лет уже радует зрителей. Да, в 2015 году у телеигры был юбилей — четверть века на экранах!

В архивах игры можно найти немало интересных и необычных моментов. Например, далеко не все съёмки были студийными. Вот сотый, юбилейный выпуск шоу проходил на арене цирка на Цветном бульваре. А один из рождественских выпусков — в Испании. Был ещё суперфинал на борту океанского лайнера. Да и участники не всегда были обычными. Делали игры с участием знаменитостей, с участием кукол на месте игроков, была программа с четырьмя ведущими и даже выпуск, стилизованный под Африку, — все зрители в зале были африканцами.

Музей капитал-шоу «Поле чудес»

Сколько лет «Полю чудес», столько же лет и музею. Музей изначально не был запланирован как часть шоу, однако люди везли и везли подарки ведущему... Тогда организовали выставку этих даров в холле телестудии, но за время существования телеигры их количество невероятно выросло. Ведь с какого года идёт «Поле чудес»? С 1990-го! За столько лет там скопилась целая гора презентов. В итоге в 2002 году было принято решение о создании постоянной экспозиции музея на ВВЦ. Там теперь и находится музей «Поля чудес».

(2005 - по наше время)

Исполнительный продюсер(ы)

Анатолий Гольдфедер

Продолжительность Вещание Телеканал(ы)

Центральное телевидение Гостелерадио СССР (25.10.1990- 24.12.1991), 1-й канал Останкино (25.12.1991-31.03.1995), НТВ (совместно с программой «Куклы»)(14.06.1996),
ОРТ (1.4.1995 - 30.09.2002), Первый канал (с 1.10.2002 г. по н.в.

Формат изображения Формат звука

2002 по наше время
Первый канал , ОРТ (Первый канал) (с 1995 г. по н.в.),

Хронология Похожие передачи Ссылки Официальный веб-сайт

Капита́л-шоу «По́ле чуде́с» - развлекательное шоу, одна из первых программ телекомпании «ВИD », российский аналог американской программы «Wheel of Fortune»

История

В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» рассказано, как Владислав Листьев и Анатолий Лысенко «во время просмотра в гостиничном номере выпуска американской передачи Wheel of Fortune, создали капитал-шоу» . «Поле Чудес» - название местности в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Время выхода

  • Со 2 ноября по 29 декабря 1990 года передача выходила по пятницам в 20:00
  • С 8 января по 28 мая 1991 года передача выходила по вторникам в 21:45
  • С 7 июня по 6 сентября 1991 года передача выходила по пятницам в 21:45/21:55
  • С 13 сентября по 1 сентября 2006 года передача выходила по пятницам в 19:40/19:45/19:50/19:55/20:00/20:05
  • С 8 сентября по 6 марта 2009 года передача выходила по пятницам в 19:00/19:05
  • С по 27 марта 2009 года передача выходила по пятницам в 18:20
  • С 3 апреля по 13 ноября 2009 года передача выходила по пятницам в 19:55/20:00
  • С 20 ноября по 26 августа 2011 года передача выходила по пятницам в 18:20/18:25
  • Со 2 сентября по 7 декабря 2012 года передача выходила по пятницам в 18:45/18:50/19:00
  • С 14 декабря по настоящее время передача выходит по пятницам в 19:55

Оформление студии

В 1996 году обивка стола, за которым стояли игроки, сменилась с голубой на тёмно-синюю, со звёздочками и характерным орнаментом, каким была украшена вся студия, тогда же ступеньки, по которым спускался ведущий, сменили цвет с голубого на темно-синий. На табло поместили разноцветные треугольники, под табло на синей поверхности поместили логотип программы, написанный бледно-розовой краской. На полу возле барабана располагался небольшой светящийся элемент для того, чтобы придать фон при показе изображения барабана сверху. По обоим бокам от табло поставили декоративные фонари, усеянные мелкими белыми лампочками. С того времени в супер-игре используется бессменная музыка «минуты на размышление», в то время как с 1991 года до смены музыкального оформления стояла (насколько это возможно) тишина до 1994 года . В указанном году впервые стала звучать мелодия на размышление.

С 1992 года барабан остался тем же, но немного видоизменённым. В центре барабана был небольшой наконечник, напоминающий остриё пики. Стрелка поменялась, но осталась на барабане. Вместо прута, который играл роль тормоза, приделали обычную пластиковую полоску, по размерам схожую с прутиком. Барабан вращался немного быстрее, не хватало одной ручки, одна и вовсе была с другим набалдашником (с чёрным шариком, но более мелким). В середине 1992 года на том же барабане переклеили сектора на цветные. Максимальное количество очков увеличилось до 450, минимальное - до 10. С осени 1992 года барабан вновь изменили, сектора цветовая гамма осталось той же, на барабане теперь не один сектор «Приз», а три, сняли сектор «Альтернатива», количество очков увеличилось теперь минимальное 75, максимальное 750.

В середине 1993 года установили новый барабан, который был в 2 раза меньше предыдущего, с невысокими вертикальными ручками, максимальное количество очков - 750, минимальное - 100; стрелка была уже в стороне от барабана и представляла собой синий маленький треугольник. На кончике стрелки была резинка как продолжение стрелки, которая слегка тормозила барабан. Если тормоз был на одном секторе, а стрелка указывала на соседний, то засчитывался сектор, на который указывал тормоз. Барабан вращался намного медленнее, быстро останавливаясь и довольно сильно раскачиваясь из-за того, что был очень тяжёлым: когда показывали, сколько очков выпало (камера показывала крупным планом сектор, на который указывает стрелка), то было видно, как вибрировал барабан.

С января 1994 года стрелка переливалась всеми цветами радуги. 5 мая 1995 года в выпуске, посвящённом 50-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием её ветеранов, на барабан поставили другие ручки, по сути такие же вертикальные, но более высокие и позолоченные, внутренний диаметр барабана стал меньше, тем самым обеспечив удлинение игровых секторов, и визуальное расширение барабана. Барабан урезали в высоту (тем самым, сделав его более лёгким), поэтому барабан вращался очень долго и плавно от слабого толчка. Так как барабан вращался очень долго, ведущий теперь мог дольше общаться с игроками. Стрелку вновь поместили на барабан.

До 1997 года стрелка на барабане символически цепляла вертикальные ручки барабана, но совсем его не тормозила. В 1997 году стрелку укоротили так, что она показывает ровно на сектор, выпавший игроку. Некоторое время в 1997 году, когда игрок начинал вращать барабан, музыкальная тема вращения продолжала играть там, где остановилась (как с 1993 по 1995 годы), то есть не начинала проигрываться заново.

Осенью 1999 года из мелодии барабана вырезали некоторые промежуточные аккорды, тем самым сделав её более короткой, поскольку барабан стал останавливаться быстрее.

В конце 1999 года поставили барабан с лампочками по бокам: барабан выглядел как прототип 1993-1999 годов, только значительно выше и в полтора раза больше, с лампочками по внешнему и внутреннему радиусам. В 1999 году на барабане значения секторов были нанесены довольно крупным шрифтом, расцветка поверхности внутреннего радиуса барабана была, собственно, как и весь барабан, черно-белой, но в очень частую полоску. Стрелка была узорчатой формы и не мигала, лампочки по бокам не горели. На чёрных секторах были лампочки красного цвета, на белых - синего цвета. Внутренний радиус барабана слегка возвышался над его поверхностью, так как у внутреннего радиуса также были лампочки. Барабан вращался плавно и долго, как предыдущий его прототип.

В новогоднюю ночь с 1999 на 2000 год в выпуске «С жителями средневековья» барабан изменили (его можно увидеть в начале современной заставки программы): очки на барабане были нанесены более мелким, привычным шрифтом, также сменилась и стрелка. Расцветка поверхности внутреннего радиуса тоже изменилась: она стала в более привычную широкую черно-белую полоску. Лампочки барабана стали ритмично играть, с разной скоростью, при выносе приза и вращении - быстро, в обычном состоянии - медленно. Стрелка тоже мигала. Барабан стал вращаться примерно так же, как при Листьеве.

7 декабря 2001 года поменялся барабан. Он был лёгким, быстро крутился, но резко останавливался. У барабана были неудобные пластмассовые ручки, мелкие жёлто-синие сектора и сужение внизу. Через барабан просвечивали разноцветные лампочки, которые зажигались при вращении. В отличие от всех барабанов, которые вообще были в программе, включая настоящее время, этот был не цельным: сам барабан находился в неподвижном цилиндре. Стрелка барабана представляла собой розовый маленький треугольник, прикреплённый на оборку барабана.

3 ноября 2005 года (на 15-летие) поставили барабан в преимущественно синей цветовой гамме с узорами по бокам и сине-белыми секторами. Низ барабана узорчатый, и светится изнутри синим цветом. Сама же поверхность барабана плоская, её диаметр несколько больше, чем низ барабана, поэтому барабан чем-то напоминает обеденный стол (хотя в последнее время барабан лишь и исполняет обязанности стола). В центра барабана расположена золотая звезда. Максимальное количество очков - 1000, минимальное - 350. Барабан - тяжёлый, к тому же в последнее время на нём стоят разнообразные вещи, преимущественно фрукты и сладости, которые лежат в небольших корзинках. Барабан загружен ими полностью, видны только сектора с изображением очков, поэтому его трудно вращать, он медленно крутится и быстро останавливается. Вместо привычных вертикальных ручек - серебряные шары. Стрелка - в стороне от барабана, но при этом снизу прикреплена к нему, наконечник стрелки - большой золотистый треугольник. 30 декабря 2009 года в 1000-й программе «Поле чудес» на барабане стоял большой торт с надписью «С новым годом». Для выпуска 1 апреля 2011 года все сектора переклеили на жёлто-синие.

20 мая 2011 года звук барабана снова изменился на тот, который был с 1996 по 1999 год. В музыкальном оформлении перестала играть музыка, являвшаяся вариацией темы, при которой выносили суперпризы.

Оформление программы

Заставка

В 1990 году заставки не было, демонстрировалась лишь заставка производителя - ВИD .

В 1991 году заставка состояла из следующего: сначала появлялись яркие полосы, образуя квадраты, затем появлялось салатовая поверхность, разделённая на 35 квадратов. Каждую секунду появлялись фигурки, затем - надпись «Поле Чудес ». После этого поверхность сужалась и поднималась вверх, затем опускалась, меняя цвет на серый, в таком же виде вниз, за надпись. Потом цвет фона с чёрного менялся на асфальтовый, и по буквам появлялась надпись «К А П И Т А Л Ш О У».

Ближе к концу 1992 года заставка была усовершенствована. С этого времени по 2000 год яркие полосы быстро двигались параллельно друг другу навстречу, таким образом образуя поле из 35 ровных квадратов. Далее поле становилось трёхмерным, обретая объём (и становясь похожим на плитку шоколада), и было серовато-белого цвета. Под своеобразный чавкающий звук (до 1993 - глухой шум, напоминающий приглушённые аплодисменты) на поле опускались трёхмерные цветные символы различных форм, каждый символ в итоге занимал один квадрат. Затем звучал основной музыкальный мотив заставки, под него поле из квадратов взлетало в воздух, поднималось, и на его фоне розовыми буквами писалось «Поле Чудес ». Когда фраза была полностью написана, буквы делались полупрозрачными. (До 1993 года музыка начиналась только после окончания написания фразы). Далее поле вылетало за пределы экрана (музыка при этом продолжалась), и вскоре возвращалось, перевернувшись обратной стороной, представляющей собой обычный серый квадрат. В это время чёрный фон заставки менялся на тёмно-серый, напоминавший асфальт. Квадрат опускался позади слов «Поле Чудес», а затем под получившейся композицией по буквам появлялось словосочетание «К А П И Т А Л Ш О У». Музыкальное оформление этой заставки немного изменилось в 1993 году .

В 1991 году после рекламы и перед суперигрой прилетала синяя бумага со словом «Поле Чудес Капитал-Шоу». С 1992 по 1995 год перед рекламой показывали заставку с прыгающими серебряными буквами и серебряной квадратной рамкой на чёрном фоне под две резкие ноты.

С 1996 по 2000 годы после рекламы в заставке программы вращался игровой барабан, камера приближалась к нему так, что не было видно очков на секторах. С каждым новым сектором под одну звонкую ноту появлялись буквы, образовывавшие слова «Поле Чудес ». При последнем изменении сектора появлялась золотая рамка, которая, подобно квадрату из старой заставки, опускалась на задний план.

В заставке, использующейся с 29 декабря 2000 года, видна студия игры и летящий вращающийся барабан. На экране из звёздочек образуется изображение Якубовича . Затем по буквам зажигается слово «Поле Чудес» и внизу, по буквам, словосочетание «К А П И Т А Л Ш О У». Всё это происходит под укороченный вариант музыки из первой заставки, при этом она звучит два раза, сначала в джазовом стиле, затем, когда зажигаются буквы, - в стандартном. .

Музыкальное оформление

В последнем выпуске 1995 года ввели новое музыкальное оформление, новую мелодию барабана, почти такую же, как предыдущую, но со смягчёнными звуками. Так как барабан с 1995 по 2000 год очень долго крутился, в мелодию, примерно после первой минуты, вставляли мелодию, при которой выносили указатели суперпризов. Поменяли мелодию при выходе первой тройки. Поменяли звуки секторов (джинглы) неугаданной буквы. Ввели звуки пустой и денежной шкатулки. Поменялась мелодия, при которой выносились и укладывались на барабан указатели суперпризов. Появилась мелодия «минуты на размышление». Заменили звук выноса приза, однако как раньше и при выносе приза, и при угаданной шкатулке, и при угаданном слове проигрывалась одна и та же мелодия, напоминавшая фанфары ВИDа .

Заставки секторов

С 1996 по 2000 год изменились заставки секторов «Приз», «0», «Банкрот», «х2», «+». Они появлялись в тот момент, когда сектор выпадал игроку. Крупным планом показывалось, как стрелка останавливается на том или ином секторе. Потом с обозначения сектора будто вылетал квадрат, который потом растягивался на целый экран, во время растяжки в квадрате появляется ящик с надписью «Поле Чудес», которая потом падает вниз, в этот момент, когда сама заставка растянулась на весь экран, ящик переворачивается и под ритмичный звук из него выпрыгивает та или иная буква-обозначение сектора на игровом барабане (Приз - П, Миллион - М, Банкрот - Б). .

В январе 1998 года сектор «Миллион» переименовали в сектор «Капитал» (из-за денежной деноминации), поначалу заставки он не имел. Когда в 1999 году на барабан поместили сектор «Ключ», он также имел заставку.

С 2000 по 2003 год заставки секторов изменились: «Приз», «0», «Банкрот», «х2», «+» и «Шанс» летели из цветных треугольников на тёмно-синем фоне, причём выпадение сектора «0» сопровождалось звуком открытия пробки.

Заставка суперигры

С 1992 по 1995 год в заставке суперигры в квадрате показывались суперпризы и складывались слова «Поле Чудес».

С 1996 по 2000 год изменилась заставка суперигры. Квадрат со словом «Поле Чудес» начинал быстро вращаться, после остановки в квадрате было уже написано «Супер Игра». На 02:18 .

С 2000 по 2011 год заставка суперигры изменилась: мы видим в верхней строчке слово «Супер», написанное сиреневыми буквами, а в нижней - слово «Игра», образованное зажжёнными лампочками.

С 2011 по настоящее время используется та же заставка, что и с 2000 по 2011 год, но с музыкой из заставки суперигры 1996-2000 годов.

Правила игры

Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участвуют 3 игрока.

Ведущий загадывает слово (редко словосочетание), указанное на табло, а по ходу игры даёт наводящие подсказки.

В начале 1990-х существовала «страховка», состоявшая из следующего: участники называли «несчастный случай» (например: дважды подряд выпадение сектора «Банкрот», не названо ни одной правильной буквы, вообще не дошёл ход и т. д.), и, если с участником происходило то, от чего он «страховался», он получал денежный приз.

Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора:

  • Приз (П) - игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Ведущий торгуется с игроком за приз, в качестве которого может оказаться любая вещь: от ключей от автомобиля до тыквы. Также вместо чёрного ящика можно взять денежный приз (игрок сам выбирает сумму). Если игрок отказывается от приза, то считается, что игроку выпал сектор с 2000 очков.
  • Плюс (+) - игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).
  • Шанс (Ш) - игрок может позвонить по телефону (номер даёт случайный зритель в студии) для получения ответа или подсказки. Если на другом конце провода отвечают правильно, то ему высылают приз. Если игрок отказывается от данного сектора, считается, что ему выпал сектор с 1500 очков. В настоящее время сектор «Шанс» отображается на барабане изображением телефона.
  • Ключ - игроку дают 5 ключей, один из которых - от автомобиля. Игрок выбирает из этих ключей один и пробует с его помощью открыть дверь автомобиля. Если ключ подходит - игрок забирает автомобиль, если нет - продолжает играть. Причём от этого сектора можно отказаться, и тогда ведущий предлагает 2000 очков за угаданную букву. Но если игрок воспользовался сектором и выбрал неподходящий ключ, то ход от него переходит к другому игроку. В настоящее время сектор «Ключ» отображается на барабане изображением ключа.
  • Банкрот (Б) - очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку. При выпадении сектора «Банкрот» дважды игроку выдаётся поощрительный приз.
  • Ноль (0) - набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
  • х2 - набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву (если две буквы, то утраивается, если три - умножается на 4, и т. д.)
    • В конце 1991 года на барабане использовался сектор Фант (Ф) , игрок выполнял желание ведущего.
    • C февраля 1992 года был сектор Альтернатива (А) , игроку давалось слово из 6-ти букв, игрок кидал игральную кость 6 раз, выпавшее число означало букву по счёту, которая должна открыться, и после этого игрок должен был назвать слово, чтобы играть дальше. Если он не называл это слово, ход передавался следующему игроку.
    • В новогоднее время использовался сектор Новый год со снежинкой на барабане.
    • Также с 1993 по 2001 год существовал сектор Капитал (К) (до денежной деноминации 1998 года он назывался Миллион (М) ), когда игроку выносили два мешка: один с баранками, другой с деньгами, и он выбирал тот, где, как он считал, было три миллиона рублей (после деноминации - три тысячи рублей). Если игрок выбирал мешок с баранками, то забирал баранки и ход переходил от него к другому игроку, если мешок с деньгами - то забирал деньги, и за ним всё равно оставалось право хода, при этом участник мог назвать любую букву.
    • В 1998-2001 годах использовался сектор Табло (Т) , игрок открывал специальные квадраты на табло, надеясь найти приз. (Иногда также существуют сектора от спонсоров, при выпадении которых вручаются призы)
    • Также с декабря 1995 по 1997 год использовался сектор Юнисстрой , для возможности получить новую квартиру, а в тысячном выпуске, прошедшем 30 декабря 2009, существовал сектор Nescafe - нового спонсора передачи.
    • В выпуске за 23 ноября 2012 года был использован сектор Континент . Главным призом оказался телевизор .

Существовали также игры, основанные на Поле Чудес, написанные для приставки Dendy . Версий игры было две, первая вышла в 1995 году, игровое поле было розовым, ведущий отсутствовал, музыкальное сопровождение(мелодия вращения барабана) было скопированно из игры Duck Hunt , а при секторе «Банкрот» звучала мелодия проигрыша из игры Wild Gunman . Вторая версия была написана уже в 1997 году и получила ряд улучшений, теперь вы играете на черном фоне, больше новых слов для отгадывания, режим игры для двоих. Интересным было в этой версии то, что при отгадывании буквы появлялся Марио, и открывал букву.

Еще одна игра, основанная на Поле Чудес, называлась «Фортуна», разрабатывала ее BBG corp. в сотрудничестве с Александром Чудовым. Была примечательна высокой сложностью. Игрок, пройдя всю игру, мог выиграть миллион, но пока ни одного победителя еще не нашлось. Также каждый картридж имел свой серийный номер.

Факты

Пародии

  • 17 марта 2012 года в программе «Yesterday Live » была снята пародия на третью заставку (2000-н.в.), где в заставке звучала начальная песня: «Танцы, стихи, лезгинка, маскарад, кучу несут фигни банальной, а шоу где-то 20 лет назад было интеллектуальным», и заставка шла в медленном темпе, и звучал 2 раза укороченный вариант музыки из заставок 1991-1992 и 1992-2000 годов.
  • В 1992 году в передаче «Оба-На! » была показана пародия на «Поле Чудес», где ведущий настоящего шоу - Якубович - в реальной студии «Поле Чудес» представлял пьяниц, которыми были Угольников , Воскресенский и Фоменко .
  • В одном из выпусков передачи «



Top