Год рождения ани. Ани лорак - биография, информация, личная жизнь

Александра Пахмутова – это женщина, музыка которой стала настоящим символом советской эпохи. Ее композиции исполняли первые звезды СССР, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях Советского союза. Именно поэтому с течением лет наша сегодняшняя героиня стала одним из самых уважаемых композиторов своего времени.

Но какие еще факты и события стоит вспомнить, ведя речь о жизни и творчестве Александры Пахмутовой? Узнать все самое интересное из жизни этой выдающейся женщины вы сможете из нашей статьи.

Ранние годы, детство и семья Александры Пахмутовой

Александра Николаевна Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как отмечается в большинстве источников, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в трехлетнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а потому сочинять свои первые композиции начала уже очень и очень рано. По сообщениям большинства биографов, свою первую мелодию девочка написала уже в пять лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» до сих пор считается первым произведением в карьере Александры Пахмутовой.

Александра Пахмутова в молодости

Видя тягу дочери к музыкальному искусству, родители Саши в семь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, где она впоследствии училась пять лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В 1941-м году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и родной Сталинград, отправившись вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова продолжила обучение в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища).

Ее обучение проходило гладко. Александра планомерно совершенствовала свое мастерство. Однако в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, отправилась в далекую Москву. На дворе стоял 1943-й год.

В самый разгар Второй мировой войны данный поступок казался безумием. Но Александра не собиралась сворачивать с намеченного пути. Добравшись до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, которая работала при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В этом месте она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно посещать кружок юных композиторов.

Интервью с Александрой Пахмутовой

В этот период ее педагогами и наставниками были выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний также стал ее куратором после того как девушка поступила на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова также проходила курс обучения в аспирантуре.

Звездный путь композитора Александры Пахмутовой

В течение своей жизни Александра Пахмутова работала в самых разнообразных жанрах. Она писала музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку нашей сегодняшней героини поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а также в Одесском государственном театре оперы и балета.

Данные успехи сделали Александру Пахмутову признанным деятелем искусства СССР, а также принесли ей многие государственные награды. Однако, несмотря на это, наибольшую славу актрисе обеспечили произведения, созданные для массовой культуры. Так, в частности, музыка композитора звучит в таких кинофильмах как «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а также многих других картин. Кроме того, Александрой Пахмутовой создан целый ряд песенных произведений, которые впоследствии исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно они, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве Советского союза.

Таисия Повалий и Александра Пахмутова — Нежность

В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой вышли такие песни как «Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а также многие другие замечательные композиции. Кроме того, песни композитора исполняли также такие звезды тех лет как Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые другие исполнители. Композиции Пахмутовой также находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе нескольких детских студий.
В данном контексте стоит отметить, что Александра Пахмутова часто создавала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около сорока песен, которые впоследствии прозвучали в мультипликационных фильмах, а также попали в репертуар детских ансамблей.

Не менее яркой была судьба и других ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, стали культовыми хитами уже во времена СССР. Многие из них остаются настоящими шлягерами и сегодня.
В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна занимала почетный пост секретаря правления Союза композиторов СССР. Оставить этот пост Пахмутовой пришлось лишь после его упразднения.

Александра Пахмутова в настоящее время

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор была награждена званиями Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки Советского союза.

Александра Пахмутова с мужем Николаем Добронравовым

Кроме того, в ее коллекции есть Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые другие награды. В настоящее время Александра Николаевна также является почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска.
Все это еще раз говорит о высоком признании заслуг композитора.

В последние годы наша сегодняшняя героиня ведет тихий образ жизни. Время от времени она также появляется на концертах, а также сочиняет новые мелодии. Однако музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для души.

Личная жизнь Александры Пахмутовой

Большую часть своей жизни Александра Пахмутова прожила с одним мужчиной – композитором и поэтом Николаем Добронравовым, в сотрудничестве с которым ею было написано множество хитов. Пара живет в Москве. Детей у них нет.

Эта маленькая и на первый взгляд хрупкая женщина сделала и до сих пор делает для нашей страны много больших и славных дел. Прежде всего она прекрасный композитор-песенник, автор большого количества популярных мелодий для всех возрастов и поколений. Кроме того, Александра Пахмутова – автор серьезных симфонических произведений, балета. Это любимица Советского Союза, а затем и России.

Девочка родилась в небольшой деревеньке близ Сталинграда, ее родители были далеки от музыки и не имели музыкального образования. Но малышка с детства проявляла музыкальные способности: у нее был абсолютный слух, ее тянуло к инструменту, и свои первые шаги в музыке она самоучкой сделала у себя на родине.

Ее первая самостоятельно сочиненная пьеска «Петухи поют» была исполнена задолго до поступления в музыкальную школу. Поэтому у родителей не осталось сомнений в выборе занятия для дочери, и Саша поступила в музыкальную школу, которую окончила в эвакуации в Караганде. Затем, по окончании войны, она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории.

Александра отдавала музыке все свое время: совершенствовала технику игры на фортепиано, сочиняла собственные произведения, посещала композиторский кружок. Эта маленькая девушка была настолько активна и в учебе, и в общественной жизни, что по окончании ЦМШ сомнений не возникло. Конечно, ее дальнейший путь должен лежать в консерваторию на композиторский факультет.

Удивительно, насколько разносторонней личностью является Александра Николаевна. Писать одновременно серьезную симфоническую музыку, балет и суперпопулярные песни дано немногим. По окончании консерватории дипломированный специалист Пахмутова, к тому времени имевшая солидный композиторский багаж, получила полноценную путевку в жизнь.

Казалось, музыканту с таким талантом и профессиональным уровнем впору писать серьезные произведения для симфонических оркестров, но нет. Девушка выбрала единственно правильный путь – эстраду.

«Команда молодости нашей»

На поприще эстрадной песни Александра Николаевна Пахмутова получила всенародное признание. Ее любили все: дети, старшее поколение, прошедшее войну, молодое поколение, только определяющее свой жизненный путь, спортсмены и космонавты, русские женщины и, конечно, руководство Советского Союза.

Казалось, невозможно быть популярной у всех, но нет – талант не знает границ, а активная жизненная позиция каждый раз дает старт на покорение новых и новых высот. В тандеме с поэтом Николаем Добронравовым они создали огромное количество, как сейчас говорят, мегапопулярных песен.

Чем же привлекало слушателей их песенное творчество? Прежде всего полной гармонией и простотой слов и музыки. Тексты песен сразу запоминались, но всегда были интересны и содержательны, а мелодия легко исполнялась и надолго оставалась в памяти. Детский хор Центрального радио по праву считал Александру Пахмутову своей «мамой». Несколько поколений детей выросло и было воспитано на ее песнях:

  • «Беловежская пуща».
  • «Орлята учатся летать».
  • «Сигнальщики-горнисты».
  • «Точка, точка, запятая».

Эти легкие для запоминания песни, задорные и веселые, но и одновременно серьезные, пелись в походах, у костров, в пионерских лагерях, на смотрах строя и песни.

Особое место в творчестве Александры Николаевны занимает спортивная тематика. Она активная болельщица футбольной команды «Ротор», следит за всеми футбольными матчами и часто посещает их. Спортивные песни стали своеобразным девизом для спортсменов: «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта» и знаменитая песня «До свиданья, Москва», исполненная на закрытии Олимпиады-80 в Москве, когда все со слезами на глазах провожали улетающего в небо олимпийского мишку.

Космонавтика и космонавты в Советском Союзе занимали особое положение. Это были герои – покорители звездного неба. И песня «Надежда» в исполнении стала их своеобразным талисманом на орбите.

Ни один из концертов «Песня года» не обходился без песен этого талантливого композитора. Они были на слуху, их любили, за них голосовали.

Дом, семья

Бывает так, что люди многие годы ищут свою «вторую половинку», но у Александры Пахмутовой и Николая Добронравова была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Они вместе всегда: и в творчестве, и в поездках, и в домашних делах. Они гармонично дополняют друг друга.

Невозможно представить мелодии или стихи этих авторов по отдельности, хотя у них есть песни, написанные с другими авторами, и это хорошие песни. Но все-таки союз Пахмутова-Добронравов – особенный. Можно смело сказать, что без большой любви, взаимоуважения и взаимопонимания такое успешное соавторство было бы попросту невозможным. Эта маленькая, но такая сильная женщина сумела всецело проявить себя не только в творчестве, но и в личной жизни.

Все, кто исполняет их произведения, а таких исполнителей немало, отмечают безграничную доброту и уважение этой пары. Заслуживает внимания отношение композитора и поэта к исполнителям их песен. Для авторов нет разделения – молодой или маститый исполнитель, они с равным желанием будут доводить вместе с ним свои произведения до совершенства.

Со многими певцами их связывает многолетняя творческая дружба – например, со Львом Лещенко и Александром Градским. Когда слушаешь известные хиты Пахмутовой и Добронравова в исполнении этих мэтров, вновь и вновь переживаешь события, связанные с этими песнями.

Кино и песня

Необходимо отдельно отметить произведения Александры Пахмутовой, написанные для кино. Ее песни и мелодии к художественным и документальным фильмам у многих на слуху. Так, песня «Старый клен» из фильма «Девчата» стала очень популярной после выхода фильма, ее исполняли везде, так как текст и легкая для исполнения мелодия отражали характер и настроения в молодежной среде того времени.

Или более серьезная песня «Нежность» в исполнении из фильма «Три тополя на Плющихе» – настоящий шедевр. В такси, под проливным дождем, простая деревенская женщина красивым и сильным голосом проникновенно поет эту песню. Песни из документального фильма «О, спорт, ты мир!», посвященного событиям Олимпиады в Москве, заставляли всех соотечественников гордиться достижениями советских спортсменов, советского спорта.

Какие бы времена и события ни проходили перед нашими глазами, знаменитые песни Александры Пахмутовой навсегда останутся в нашей памяти и будут идти с нами рядом по жизни. Автор: Елизавета Петрова

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слышал их по радио или на премьере кинофильма. Кроме того, жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.


Уже более полувека произведения Александры Пахмутовой являются тем музыкальным фоном, на котором выросло не одно поколение. Ее песни входили в репертуар звезд советской эстрады и многих современных исполнителей, они были визитной карточкой олимпиад и отображением знаковых событий в жизни советского государства. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила по ее заказу – но созданные ею песни становились по-настоящему народными, и до настоящего времени их с удовольствием поют в дружеских компаниях; к тому же Александра Николаевна, несмотря на настойчивые предложения, так и не

стала членом КПСС.

Александра Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года, в небольшом поселке Бекетовка под Сталинградом (сейчас входит в городскую черту Волгограда). Отец девочки, Николай Андрианович, работал на местном лесозаводе, но был в душе истинным музыкантом – в доме было фортепиано, на котором он хорошо играл. Однажды, возвратившись всей семьей из кинотеатра, где демонстрировался музыкальный фильм, родители с изумлением услышали, как трехлетняя Аля очень точно воспроизводит понравившуюся ей мелодию на фортепиано. Николай Андрианович стал сам заниматься с дочкой, и в четыре г

ода она уже написала первую фортепианную пьесу под названием "Петухи поют". С шести лет Аля стала заниматься в музыкальной школе Сталинграда, но окончить ее не успела. Началась война, и когда фашисты подошли к Сталинграду, семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Однако занятия музыкой девочка не оставила – она стала ученицей местной музыкальной школы (позднее преобразованной в музыкальное училище, а затем в колледж искусств). Несмотря на трудности жизни в эвакуации, успехи Али были очень значительными, и в 1943 году она решила продолжить обучение в Москве. Способная девочка была прин

ята в музыкальную школу для одаренных детей (ныне Центральная музыкальная школа при Московской консерватории) и стала заниматься по классу фортепиано у М. В. Васильевой. Заметив композиторский талант ученицы, педагог посоветовала ей также посещать занятия действовавшего в школе кружка юных композиторов, которыми руководили В. Шебалин и Н. Пейко.

Успешное обучение в Центральной музыкальной школе позволило Александре в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. Она занималась по классу композиции у своего давнего наставника Виссариона Яковлевича Шебалина и в 1953

году получила диплом с отличием.

Затем Александра Пахмутова поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой "Руслан и Людмила". К этому же времени относятся и первые песни Пахмутовой. В 1955 году она вместе с Андреем Эшпаем работала над музыкальным сопровождением кинофильма "Экран жизни", а также сотрудничала с музыкальной редакцией Всесоюзного радио. Особенно успешной была ее работа в популярных детских передачах "Внимание, на старт!" и "Пионерская зорька". Весной 1956 года Александра познакомилась с актером столичного ТЮЗа и начинающим поэтом Николае

м Добронравовым, на стихи которого она сочинила песню "Лодочка моторная". Творческое сотрудничество перешло во взаимную любовь, и в августе того же года состоялась скромная свадьба, после которой молодая пара, не имевшая собственного жилья в столице, поехала в свадебное путешествие в Абхазию, где проживала тетя Николая.

Успех пришел к ним не сразу. В 1958 году вышел на экраны фильм "По ту сторону", песня из которого "Забота у нас такая" (слова Л. Ошанина) стала очень популярной, а в следующем году благодаря семейному содружеству Пахмутова-Добронравов появилась песня "Геологи", которую н

е только запела вся страна, но даже взяли в свой репертуар французские певцы.

Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были своеобразной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика – слащавой. "Песню о тревожной молодости" включила в свой репертуар даже немецкая группа "Rammstein", что же касается знаменитой "Нежности", то история космических полетов была бы без нее далеко

не полной.

Московская Олимпиада-80 проходила в очень непростой атмосфере, но буквально все не могли сдержать слез при полете Олимпийского Мишки под мелодию песни "На трибунах становится тише".

У Александры Николаевны не было детей, но множество своих песен она создала для них, в том числе и неувядаемые "Кто пасется на лугу?", "Орлята учатся летать", "Турнир эрудитов".

Среди произведений Пахмутовой – вокальные циклы, кантаты, инструментальная музыка, концерты для симфонического оркестра, один из которых был положен в основу балета "Озарение" (1974). Александра Пахмутова является Нар

одной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, она награждена многими орденами, в том числе двумя орденами Ленина.

С 1968 по 1991 год Пахмутова была бессменным секретарем правления Союза композиторов СССР, а в настоящее время является членом Патриаршего совета по культуре.

Александра Николаевна и Николай Николаевич по-прежнему вместе. Они не частые гости на светских мероприятиях, но 3 ноября 2014 года присутствовали на праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном юбилею Александры Пахмутовой, которую называют самым известным композитором-песенником советского времени.

Пахмутова Александра Николаевна - настоящая легенда музыкального олимпа СССР, автор музыки к сотням песен, которые в своё время звучали гимном эпохи. Талант Александры Николаевны сопровождает нас с самого детства, во многих советских мультфильмах звучит музыка именно её авторства («Ну погоди», «Кто пасётся на лугу?»). Далее её творчество активно представлено в советском кинематографе, включая культовый фильм «Девчата». Пахмутова является Народной артисткой СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, многократным лауреатом госпремий и наград, что лишний раз подтверждает её значимость в истории музыки. Её имя навсегда увековечено в космосе, в её честь назван астероид, открытый в 1968 году.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой

Александра Пахмутова - легендарный композитор, чьи песни в прошлом столетии напевали все от мала до велика, да и сегодня её творчество не чуждо, как старшему поколению, так и молодежи.

Огромный вклад в развитие российской музыки объясняет внимание к персоне Пахмутовой со стороны журналистов и блогеров. Последних интересует: Рост, вес, возраст. Сколько лет Александре Пахмутовой? Сегодня можно чётко ответить на все поставленные вопросы. Рост Александры Николаевны составляет 149 см, вес 45 кг, возраст - 88 лет, 63 из которых она счастлива в творческом и семейном тандеме с Николаем Добронравовым.

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой

Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.

В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.

Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» - десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.

Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты - входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь - Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.

Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.

Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.

Семья и дети Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова родилась в семье тружеников. И мать и отец трудились на местно электростанции. Музыкальные наклонности передались её от отца, он сам освоил игру на балалайке, фортепиано и скрипке и привил любовь к музыке дочери. Кроме Александры, семье Пахмутовых воспитывались ещё две дочери и сын. Семья и дети Александры Пахмутовой - вопрос интересующих многих по нескольким причинам. С одной стороны семейный дуэт Пахмутова-Добронравов - звездный дуэт советской эстрады, именно в соавторстве с супругом были написаны лучшие песни, вошедшие в золотой фонд музыки СССР.

С другой стороны, у пары, давно пережившей «золотую свадьбу», никогда не имеющей размолвок, по крайней мере на публику нет детей. На эту тему Пахмутова откровенничать не любит. Известно лишь, что брак Пахмутовой и Добронравова был, зарегистрирован 6 августа 1956 года и с тех пор супруги неразлучны ни в жизни, ни в творчестве. Секрет их успеха прост: прислушиваться друг к другу и не придираться к мелочам. А Николай Добронравов секрет долголетия и крепости брака видит в неприкосновенном выполнении правила, завещанного нам Антуаном Де-Сентом-Экзюпери «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Вот и смотрит в одном направлении корабль под названием семейный союз «Пахмутова-Добронравов» уже без малого 65 лет, являясь практически эталонным «звёздным семейством», где никто не тянет одеяло на себя.

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов

Муж Александры Пахмутовой - Николай Добронравов - заслуживает отдельного внимания. При всём таланте супруги, поэт Николай Добронравов не остался в её тени. Его имя не менее ярко вписано в историю советской эстрады. Кроме супруги он работал с такими известными композиторами как: Арно Бабаджанян, Евгений Мартынов, Муслим Магамаев. Его песни исполняли ведущие на то время эстрадные исполнители: Йосиф Кобзон Эдита Пьеха, Валентина Толкунова и другие. А сколько было тех, кто лишь мог мечтать заполучить в свой репертуар песню Добронравова, не говоря уже о том, чтобы заполучить в его лице закадычного друга и товарища.

Николай Николаевич является лауреатом государственной премии СССР, обладателем множества наград и премий - практически дублирует наградной арсенал супруги. Сегодня, как и супруга, Николай Николаевич, передаёт свой опыт начинающим творческим людям, является почётным профессором МГУ.

Википедия Александры Пахмутовой

Александра Пахмутова без сомнения является яркой звездой на музыкальном небосклоне СССР Её имя навсегда вписано в историю музыки. Есть в интернете и Википедия Александры Пахмутовой. На личной странице композитора представлена вся информация о её творчестве, самых ярких моментах жизни, полный перечень песен её авторства и фильмография.

Стоит отметить, что среди прочего Александра Пахмутова привнесла немало нового и в кинематограф, принимая участие в основном в документальных проектах. Что касается социальных сетей, то их Пахмутова так и не освоила, поэтому вся информация о ней ограничена лишь википедией и прочими медиа-ресурсами, в которые едва ли просочатся семейные фотографии композитора, а то, что по-настоящему дорого и близко сердцу этой талантливой женщины, хранится лишь в семейных фотоальбомах, доступ к которым она открывает лишь немногим. Впрочем, в интернете есть исчерпывающая информация о вкладе этой гениальной женщины в развитие искусства, чего вполне достаточно для простого обывателя.




Top