Годовой аналитический отчет музеев. Отчет по практике в музее

Март

Прогулка 1

Наблюдение за снегом – продолжать знакомить детей с природными явлениями – снегом. Каким стал снег? Почему на дорожках скользко? Как надо ходить по дорожкам? Формировать элементарные представления о погодных изменениях.

Подвижная игра «Зайцы и волк» - упражнять в прыжках на месте и с продвижением вперёд.

Дидактическая игра «Один – много» - учить различать количество предметов.

Труд. Очистка построек от снега – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Найди куклу Катю» - упражнять в ориентировке в пространстве.

Прогулка 2

Наблюдение за небом – учить отличать состояния неба: облачно, ясно.

Подвижная игра «Зайка белый умывается» - приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.

Дидактическая игра «Сравни льдинки по размеру» - учить определять величину предметов (большой - маленький).

Труд. Собираем льдинки в ведро – учить выполнять простейшие поручения.

Индивидуальная работа. Повторение стихов к 8 Марта.

Прогулка 3

Наблюдение за снегом. Экспериментирование: «Снег тает на ладошке» - продолжать закреплять представления о свойствах снега.

Подвижная игра «Догоните меня» - упражнять в беге в определённом направлении.

Дидактическая игра «Определи цвет одежды» - учить различать основные цвета.

Труд. Очистим скамейки от снега – выполнение поручений.

Индивидуальная работа.

Прогулка 4

Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, разнообразить игровую деятельность детей с помощью игр с султанчиками.

Подвижная игра «Самый меткий» - упражнять в метании снежков в цель.

Дидактическая игра с цветными льдинками: «Разложи льдинки по цвету» - закреплять знания основных цветов.

Труд. «Подметём дорожку» - привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах.

Прогулка 5

Наблюдение за транспортом – закрепить название частей машины (кузов, кабина, колёса, руль).

Подвижная игра « Мы – шофёры» - учить ориентироваться на местности.

Дидактическая игра «Угадай по описанию» - учить угадывать по описанию домашнее животное.

Труд. Строительство автодороги из снега – учить работать сообща, помогать друг другу.

Индивидуальная работа. Бросание снежков на дальность.

Прогулка 6

Наблюдение за птицами – воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Подвижная игра «Вороны и собачка» - учить действовать по сигналу, имитировать движения птиц.

Дидактическая игра «Угадай по описанию» - учить угадывать по описанию жителей леса.

Труд. Кормление птиц – учить заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Лазание по гимнастической стенке.

Прогулка 7

Наблюдение «Следы на снегу» - развивать познавательную активность детей, учить определять принадлежность следов: детские, взрослые, птиц, животных.

Подвижная игра «Беги к тому, что назову» - учить ориентироваться в пространстве, напомнить детям названия предметов.

Дидактическая игра «Что я делаю?» - активизировать употребление глаголов в речи.

Труд. Сгребание снега лопаткой – учить работать вместе.

Индивидуальная работа. Бег в разных направлениях.

Прогулка 8

Наблюдение за погодой дня. Что изменилось? Как стало светить солнце? Обратить внимание детей на появление сосулек, объяснить, что солнышко пригревает снег, он тает, стекает с крыши, образуя сосульки. Формировать представления о весенних изменениях в природе.

Подвижная игра «Самолёты» - упражнять в выполнении действий по сигналу.

Дидактическая игра «Маленькие и большие сосульки» - учить различать предметы по размеру.

Труд Очистка снега вокруг построек – приобщать к совместному труду.

Индивидуальная работа. Вспомнить стихотворение «Мамин день».

Прогулка 9

Наблюдение за трудом дворника – продолжать знакомить с трудом взрослых, вызвать желание помочь.

Труд. Помощь дворнику в очистке участка от снега – воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» - упражнять детей в выполнении движений, учить счёту.

Дидактическое упражнение «Кто, что делает?» - уточнить представления детей о труде взрослых.

Индивидуальная работа. Сочинение рассказа «Как мы помогали дворнику»

Прогулка 10

Наблюдение за транспортом – знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» - упражнять в умении бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу, находить своё место.

Дидактическая игра «Подбери совочки к ведёркам» - учить определять цвет предмета, находить предметы одного цвета.

Труд. Подметание дорожек от снега – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Нарисую на снегу…»

Прогулка 11

Наблюдение за прохожими, их одеждой - активизировать словарь по теме «Одежда».

Подвижная игра «Ладушки - оладушки» - учить детей по-разному хлопать в ладоши; вести счёт «Раз-два».

Дидактическая игра «Разложи флажки по цвету» - учить различать цвета.

Труд. «Соберём снег в кучу и построим горку для куклы Кати» - заинтересовать детей в выполнении трудовых поручений.

Индивидуальная работа.

Прогулка 12

Наблюдение за погодой дня – обратить внимание детей на лужи на дорогах, капель с крыш – формировать представления о весенних изменениях в природе.

Подвижная игра «Самолёты» - упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Дидактическая игра «Какого цвета?» - закреплять знания основных цветов.

Труд. Носим снег в ведёрках в определённое место – воспитывать желание трудиться вместе.

Индивидуальная работа. Ходьба по прямой дорожке.

Прогулка 13

Наблюдение за транспортом – формировать представления о разнообразии транспорта.

Подвижная игра «Автомобили» - учить ориентироваться в пространстве, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическое упражнение «Какого цвета машины?» - закреплять знание цветов.

Труд. Строительство автодороги – учить строить вместе.

Индивидуальная работа. Упражнение на звукоподражание «Как сигналит машина?»

Прогулка 14

Наблюдение за ветром, игры с вертушками – знакомить в процессе игр с доступным явлением природы – ветром.

Подвижная игра «Ножки» - учить действовать согласно тексту.

Дидактическая игра «Отгадай, кто позвал» - развивать слуховое внимание.

Труд. Кормление птиц – продолжать воспитывать желание заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Прогулка 15

Наблюдение «Солнышко пригревает» - дать детям первые представления о весне.

Подвижная игра «Мыши водят хоровод» - упражнять в выполнении движений.

Дидактическая игра «Лёгкий – тяжёлый» - учить определять с закрытыми глазами сколько в ведёрке снега.

Труд. Очистка дорожки от снега – вызвать желание трудиться вместе с воспитателем.

Индивидуальная работа.

Апрель

Прогулка 1

Наблюдение «Кругом вода» - показать детям разнообразные действия с талым снегом.

Подвижная игра «Через ручеёк» - развивать ловкость, чувство равновесия, глазомер.

Дидактическая игра «Маленькие и большие ручейки» - учить различать ручейки по размеру.

Труд. Собираем веточки – воспитывать желание выполнять поручения. Пускаем веточки по воде, наблюдаем, тонут или плывут.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Дом».

Прогулка 2

Наблюдение за почками на деревьях – привлекать детей к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Подвижная игра «Паровозик» - учить двигаться в разном темпе, менять направление, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Дидактическая игра «Угадай, что делать» - развивать умение переключать слуховое внимание, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Труд. Подметём в беседке – выполнение простейших поручений.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Заяц Егорка»

Прогулка 3

Наблюдение за работой дворника – воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать употребление в речи глаголов.

Подвижная игра «Через ручеёк» – прыжки на двух ногах.

Дидактическая игра «Овощной магазин» - учить называть овощи правильно.

Труд. Уберём ветки на участке – поддерживать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Пошёл котик на торжок».

Прогулка 4

Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, способствовать развитию игровой деятельности, двигательной активности посредством игр с султанчиками.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Один – много» - закреплять умение различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. «Поймай мяч» - упражнять в ловле мяча.

Прогулка 5

Наблюдение за самолётом в небе – формировать интерес к окружающему миру, рассказать детям о профессии лётчика.

Подвижная игра «Самолёты» – упражнять в выполнении движений по сигналу.

Дидактическая игра «Кто и где?» - учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

Труд. Помогаем дворнику – воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Прыжки через линию.

Прогулка 6

Наблюдение за дождём – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.

Подвижная игра «Пузырь» - учить выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять умение становиться в круг.

Дидактическая игра «Большие и маленькие» - формировать умение различать предметы по размеру.

Труд. Подмести в беседке – воспитывать желание поддерживать чистоту в беседке.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

Прогулка 7

Наблюдение за погодой – формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.

Подвижная игра «Лохматый пёс» - учить действовать по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Длинные и короткие палочки» – учить различать палочки по длине.

Труд. Соберём палочки – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик».

Прогулка 8

Наблюдение за ветром – формировать интерес к наблюдениям за природными явлениями.

Подвижная игра «Ножки – ножки» – учить действовать согласно тексту.

Дидактическая игра «Большие и маленькие ведёрки» - учить различать размер предметов.

Труд. Кормление птиц – поддерживать желание заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение А.Бродского «Солнечные зайчики»

Прогулка 9

Наблюдение за таянием снега – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, развивать мышление, речь.

Подвижная игра «У медведя во бору» - развивать интерес к русским народным играм, учить действовать по сигналу.

Дидактическая игра «На нашем участке» - учить ориентироваться на участке детского сада, называть правильно знакомые предметы.

Труд. Подмести центральную дорожку – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге».

Прогулка 10

Наблюдение за птицами – обратить внимание детей на изменение поведения птиц: радостно щебечут, летают стайкой, греются на солнышке – формировать интерес к наблюдениям за птицами, отметить изменения, происходящие в природе, связанные с весной.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках» - учит бегать в разных направлениях, убегать в гнёздышки по сигналу.

Дидактическая игра «Узнай наощупь» - учить определять предметы наощупь, развивать тактильные ощущения, речь.

Труд. Сбор веточек – привлекать детей к совместному труду.

Индивидуальная работа. « Поймай – бросай» - развивать умение бросать и ловить мяч.

Прогулка 11

Наблюдение за ручейками – привлекать к наблюдениям за природными явлениями, развивать игровую деятельность детей посредством игр с корабликами.

Подвижная игра «Догони меня» - учить бегать в определённом направлении.

Дидактическая игра «Тонет не тонет» – знакомить со свойствами предметов, развивать речь.

Труд. Собираем камешки на участке – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение «Кораблик» А.Барто.

Прогулка 12

Наблюдение за лужами. Сравнить где луж больше – на асфальте или на земле. Привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, развивать речь, мышление.

Подвижная игра «Вороны и собачка» - учить имитировать движения и голоса птиц, упражнять в беге по сигналу.

Дидактическая игра «Узнай по звуку» - развивать слуховое внимание.

Труд. Кормление птиц – поддерживать желание детей заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Метание в цель.

Прогулка 13

Наблюдение за первой травкой – формировать представления о весне, развивать интерес к окружающему миру.

Подвижная игра «Кот и мыши» - продолжать привлекать детей к участию в хороводных играх, развивать умение слушать воспитателя.

Дидактическая игра «Принеси такой же предмет» - учить находить среди предложенных предметов такой же, какой показал воспитатель.

Труд. Подметём центральную дорожку – воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По узенькой дорожке».

Прогулка 14

Наблюдение за небом – воспитывать желание любоваться красотой неба.

Подвижная игра «Лохматый пёс» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Подбери по цвету» - учить различать основные цвета, подбирать предметы по цвету.

Труд. Собираем веточки – привлекать к участию в совместном труде.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Прогулка 15

Наблюдение за почками – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, учить бережно относиться к растительному миру.

Подвижная игра «Раз, два, три – лови!» - учить бегать по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра «Лисичка, пляши!» - учить различать на слух звучание музыкальных инструментов.

Труд. Строим домик для куклы – привлекать к совместному строительству.

Индивидуальная работа. Упражнять в ловле и бросании мяча.

Прогулка 1

Наблюдение за солнышком: ярко светит, пригревает, от этого растёт травка, радуются птички, распускаются почки – вызвать радостное весеннее настроение, формировать представления о весенних признаках.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» - учить действовать по сигналу.

Дидактическая игра «Тепло – холодно» - развивать тактильные ощущения, показать, что в тени предметы холодные, а на солнце – тёплые.

Труд. Подмести в беседке – поддерживать желание трудиться.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность.

Прогулка 2

Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на распускающиеся почки, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Подвижная игра «Ножки» - учить действовать согласно тексту стихотворения.

Дидактическая игра «Коровка, дай молочка» – совершенствовать интонационную выразительность речи.

Труд. Пометём бортики песочницы – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Учить отвечать на вопросы: «Кто? Что? Что делает?»

Прогулка 3

Наблюдение за воробьями: греются, весело чирикают, купаются в луже – привлекать к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Достань шар» – упражнять в прыжках.

Дидактическая игра «Овощной магазин» - учить различать овощи, называть их правильно.

Труд. Рыхление почвы на клумбе – привлекать к труду.

Индивидуальная работа. Лазанье по гимнастической стенке.

Прогулка 4

Наблюдение за берёзкой – ствол белый, тёплый, гладкий, выросли длинные серёжки, крохотные листики – воспитывать бережное отношение к деревьям, развивать умение любоваться красотой природы.

Подвижная игра «Пузырь» - упражнять детей в умении становиться в круг, действовать согласно тексту.

Дидактическая игра «Кто и где?» - совершенствовать понимание речи взрослого, учить ориентироваться в пространстве.

Труд. Подметём в беседке – воспитывать желание трудиться.

Индивидуальная работа . Катание мяча в воротца.

Прогулка 4

Наблюдение за облаками: какие облака: большие или маленькие? какого цвета? на что похожи? – развивать речь, мышление, воображение.

Подвижная игра «Зайцы и волк» - упражнять в прыжках с продвижением вперёд.

Дидактическая игра «Подбери ленту куклам» - учить определять длину ленты: длинная, короткая.

Труд. Сбор игрушек после прогулки – привлекать к совместному труду.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Подпрыгни до шара».

Прогулка 5

Наблюдение за одуванчиками – воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к цветам.

Подвижная игра «У медведя во бору» - привлекать детей к участию в народных играх, упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Разложи по цвету» - формировать умение группировать предметы по цвету.

Труд. Сбор камешков на участке – воспитывать желание выполнять поручения.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Догони мяч» – упражнять в беге в определённом направлении.

Прогулка 6

Наблюдение за травой – определить, какого она цвета, какая наощупь – привлекать к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к ним.

Подвижная игра «Бегите ко мне» - упражнять в беге по прямой.

Дидактическая игра «Подбери совочки к ведёркам» – учить группировать предметы по цвету.

Труд. Строим гараж из песка – учить трудиться вместе.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Сидели три медведя».

Прогулка 7

Наблюдение за листочками – учить замечать изменения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям.

Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Разложи мячи по цвету» - учить классифицировать предметы по цвету.

Труд. Подметём в беседке – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки из кружка в кружок.

Прогулка 8

Наблюдение за транспортом – формировать представления о транспорте, его назначении (перевозит людей, грузы и т.д.).

Подвижная игра «Автомобили» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Какого цвета автомобиль?» - учить определять цвет автомобиля.

Труд Строительство автодороги из песка – привлекать к труду.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Сорока – белобока».

Прогулка 9

Экскурсия по участку детского сада – отметить изменения, произошедшие в природе, какая густая трава выросла на участке, как много одуванчиков, цветы на клумбе начинают зацветать – формировать представления о весенних признаках, поощрять умение задавать вопросы.

Подвижная игра «Бегите ко мне» - упражнять в беге в определённом направлении.

Дидактическая игра «Вежливая кукла» - учить употреблять в речи вежливые слова.

Труд. Рыхление земли в огороде – подготовка огорода к посадке картофеля.

Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Огуречик, огуречик».

Прогулка 10

Наблюдение за трудом взрослых – воспитатель и помощник воспитателя сажают картофель на огороде – формировать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать.

Подвижная игра «Вороны и собачка» - учить имитировать движения птиц.

Дидактическая игра «Большой – маленький» – учить различать предметы по величине.

Труд. Помощь в посадке картофеля – воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа. Рисуем палочкой.

Прогулка 11

Наблюдение за цветами на клумбе – воспитывать интерес к наблюдениям за объектами живой природы, умение видеть красивое вокруг.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик» - упражнять в ходьбе в указанном направлении, беге по сигналу.

Дидактическая игра «Обидчивый цветок» - учить выражать в словах и мимике ласку, внимательность.

Труд. Полив цветов на клумбе – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Прогулка 12

Наблюдение за деревьями и кустарниками – учить сравнивать кустарник и дерево, находить общее и различия. Развивать мышление, речь, наблюдательность.

Подвижная игра «По узенькой дорожке» - учить согласовывать движения с текстом.

Дидактическая игра « Один – много» - закреплять умение различать количество предметов.

Труд. Собираем камешки на участке – выполнение поручений. С помощью камешков выложить различные фигуры в песочнице.

Индивидуальная работа «Поймай мяч».

Прогулка 13

Наблюдение за кошкой – учить называть части тела животного, привлекать к наблюдениям за домашними животными, развивать речь, мышление, воспитывать заботливое отношение к кошке.

Подвижная игра «Кот и мыши» – учить бегать в разных направлениях по сигналу.

Дидактическая игра «Собери жёлтые ведёрки» - учить выполнять поручения, различать жёлтый цвет.

Труд. Помощь дворнику в уборке участка – воспитывать желание помогать

Индивидуальная работа. Прокати мяч в воротца.

Прогулка 14

Наблюдение за муравьями – формировать представления о насекомых, воспитывать желание наблюдать за ними, бережное отношение к ним.

Подвижная игра «Догони мяч» - бег по сигналу.

Дидактическая игра «Собери красные совочки» - привлекать к выполнению поручений, развивать восприятие цвета.

Труд. Помощь взрослым в наполнении песочницы песком – воспитывать желание помогать.

Индивидуальная работа. Метание мяча на дальность.

Прогулка 15

Наблюдение за бабочкой – привлекать к наблюдениям за насекомыми, воспитывать бережное отношение к бабочкам.

Подвижная игра «Ладушки, ладушки» – учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Большой и маленький» - учить различать предметы по размеру.

Труд. Помощь в поливе огорода - воспитывать желание помогать.

Индивидуальная работа. «Прокати мяч в воротца» - развивать координацию движений.

Тольяттинский краеведческий музей. В Краеведческом музее нашего города представлена вся история области с древнейших времен до нашего времени. Всего несколько залов, в каждом важный этап развития человека на территории края, остатки культур прошедших эпох.

Наш город возник в XVIII веке, но не на пустом месте. 1000 лет назад на берегу волги они жили здесь небольшие группы охотников и собирателей. Обнаружены останки костей огромных животных - мамонтов, бизонов, носорогов. На них охотились с помощью каменных остроконечников древние люди - неандертальцы.

В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия в краеведческий музей начинается с самой древней части его экспозиции - историко-археологической. Здесь знакомятся с историей развития всего человечества на примере своего края. Можем осмотреть найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды, хорошо видно образ жизни древних людей и детали их быта.

Очень много интересных экспонатов в зале, посвященной средним векам нашей истории. Здесь собрано много произведений искусства того времени, портретов, мужской и женской одежды, оружия.

А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края.

Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей край с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.

Пензенская областная картинная галерея имени К. Л. Савицкого. В музее широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

В настоящее время собрание галереи насчитывает 13 тысяч произведение. Замечательные работы русских и зарубежных художников 17 - 20 столетий. Галерея гордится прекрасной коллекцией работ ученика И. Е. Репина - Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова. Значительное место в собрании галереи занимает коллекции русского авангарда. В которую входят живопись и графика уроженца пензенской губернии А. В. Лентулова и его товарищей по художественному объединению «Бубновый валет». Коллекции искусства 20-21 веков представляет мастеров отечественного искусства советского периода, а также известных зарубежных художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений:

  • · Голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.)
  • · Французских художников XVII--XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар и др.)
  • · Немецких художников (Винтерхальтер и др.)
  • · Русских авторов XVIII--XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов и др.)
  • · Советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).

Государственный исторический музей. Крупнейший национальный музей России. Его коллекции формировались более ста лет. Знакомство с экспозицией начинается в величественных парадных сенях, на сводах которых изображено «Родословное древо государей Российских». Первые залы (1-7) посвящены древнейшей истории: развитию человеческой цивилизации в каменном, бронзовом и железных веках. Об эпохе Древнерусского государства повествуют экспонаты следующих семи залов (8-14). Археологические артефакты, письменные и изобразительные памятники, рукописные книги, иконы рассказывают о судьбоносных событиях истории Руси: принятии христианства, феодальной раздробленности, борьбе с иноземными завоевателями. Экспозиция залов 15-21 рассказывает тему становления централизованного государства, расширения его границ. В залах второго этажа разворачивается грандиозная панорама истории Российской империи в 18-19 веках.

Древнерусское государство и Древнерусский город в IX-XII вв - одни из самых интересных залов. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства - 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории - Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX - первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене - копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте - не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Множество залов и экспонатов было так же представлено моему вниманию. Это и «Монгольское нашествие» и «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Ремесло и торговля в XVI-XVII вв.», «Русская Православная Церковь в XVI-XVII вв.» и многие другие.

13 и 25 мая две группы студентов-первокурсников нашего Юридического института под руководством доцента кафедры «Теория права и природоресурсное право» Захаровой В.В. посетили музей МВД. Это было интересное, запоминающееся мероприятие, вызвавшее большой интерес. Данный музей является закрытым для одиночных посетителей, попасть туда можно только по предварительной записи и с экскурсионным обслуживанием.

Наши студенты с интересом познакомились с большой экспозицией оружия, переданного в музей после завершения судебных разбирательств, экскурсовод рассказала о некоторых конкретных уголовных делах, связанных с представленными на стенде образцами. Среди них было и оружие времен Первой и Второй мировых войн, найденное и использованное преступниками. На отдельном стенде собраны разнообразные образцы самодельного оружия.

Студентам показали современное снаряжение бойцов антитеррористических подразделений. Особый интерес вызвали кольчужные перчатки, по которым можно даже рубить топором без ущерба для их владельца. Здесь же нам рассказали о последнем теракте на Красной площади (1995 г.), когда был захвачен в заложники автобус с туристами из Южной Кореи.

Несколько залов посвящено современным средствам экспертной работы. Ребятам показали специальные маски, восстанавливающие внешность убитых по костным останкам в случае, если с момента преступления прошло много времени и предъявить для опознания родственникам можно только восстановленный таким способом объект.

Залы, посвященные разным видам преступлений, также вызвали большой интерес учащихся. Наши экскурсанты обратили особое внимание на способы вскрытия сумок ворами в общественном транспорте, познакомились с различными экономическими преступлениями, в том числе с делом знаменитого фальшивомонетчика Баранова.

Студенты внимательно осмотрели коллекцию предметов, изготовленных заключенными при подготовке побегов, познакомились с разными видами татуировок, ответили на вопросы экскурсовода в зале, посвященном работе сотрудников дорожной полиции. Когда мы перешли в зал, рассказывающий о работе частных охранных агентств, нам продемонстрировали работу сигнализации: огромная плюшевая собака охраняла миску с косточкой и громко лаяла, если кто-то пытался отнять лакомство. Наши студенты проявили упорство и неоднократно пытались похитить кость. Но сигнализация срабатывала.

Поскольку посещение музея происходило сразу после майских праздников, нас повели также и в военные залы, где рассказали о сложнейшей работе сотрудников НКВД в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес студентов вызвала специально изобретенная машинка для передачи на расстояния рисунков отпечатков пальцев. Как известно, они являются уникальными для каждого человека и легко позволяют идентифицировать преступника. А передачи их на расстояния понадобилась в связи с эвакуацией на восток страны и невозможностью перевезти все архивы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Раздольненского районна

Республики Крым

Отчет о работе школьного краеведческого музея за 2014-2015 учебный год

Профиль музея – историко-краеведческий.

Руководитель музея: Агаева Татьяна Владимировна.

Имеется совет музея: Агаева Татьяна Владимировна – преподаватель истории,

Кузьмич Алла Васильевна – преподаватель географии,

Голованева Анастасия – ученица 9 класса,

Мартыненко Валерия – ученица 9 класса,

Дембицкая Екатерина – ученица 7 класса.

В музее имеются экспозиции по истории поселка, истории школы, геологии, культуре народов жителей села. В музее хранятся подлинные документы и экспонаты: фотографии, орудия труда и быта, письма, документы земляков, монеты, значки, грамоты, материалы газет, альбомы. Имеется инвентарная книга.

Цель работы музея: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Задачи образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея.

Задачи развивающие: приобщение учащихся к самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Задачи воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны, формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации программы развития школьного краеведческого музея. Цель и задачи работы школьного музея ставились с учетом цели и задачам разработанной программы.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

В честь празднования 30-летия школы Советом музея была проделана огромная работа в подготовке юбилея школы. Были проведены тематические экскурсии: «История школы» (9-11 кл.) составлены вопросы для викторины, посвященной Дню рождения школы, для учащихся начальной школы, среднего и старшего звеньев. Обновлена и дополнена экспозиция: История села Орловка. Подготовлен материал для стенда: Мы Вас никогда не забудем (об умерших учителях). Составлена экспозиция: 30 лет Орловской школе, где разместилась информация об истории школы, директорах школы, заслуженных учителях.

За время учебного года были проведены экскурсия в музей для учащихся начальных классов: «Давайте познакомимся», беседа у фотостенда «Гордость школы», для жителей поселка был организован день открытых дверей в день рождения школы 18 сентября и беседы у стендов в музее «Страницы истории села Орловка», «Страницы школьных альбомов». Для учащихся школы проведены беседы «Память огненных лет», викторины «История Орловки», «Знатоки-краеведы». Беседы: . «Моя родина – Орловка» – беседа у стендов в школьном историко-краеведческом музее.

В музее были проведены следующие уроки истории для 9-11 классов : «Память огненных лет», «Защитники Родины – наши земляки», «Жители поселка в годы Великой Отечественной войны».

На протяжении всего учебного года Совет музея и руководитель музея поддерживали тесную связь с жителями села, которые пополняли фонд музея.

В рамках празднования 70-годовщины победы в Великой Отечественной войне была проделана следующая работа. Участие в акциях «Поздравь ветеранов с Победой». Экспозиция о ВОВ была обновлена и дополнена. В честь 70-летия был проведен урок учащимся 5-11 классов о истории ВОВ и героях ВОВ. Были проведены тематические экскурсии, посвященные Дню Победы для учащихся 1-11 классов.

Ученица 9 класса Мартыненко Валерия приняла участие в конкурсе «История городов и сел» с исследовательской работой «Орловка: прошлое и настоящее». Получила диплом участника. Исследовательская работа была написана на основе воспоминаний жителей и материалов районного краеведческого музея.

1. На протяжении своей деятельности музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.

2. В музее работают школьники 7-10 классов, работает Совет музея.

3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

5. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

6. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8. Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители села.

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.

В школе и селе сложилось позитивное отношение к работе музея. Во время проведения дня открытых дверей посетители школьного музея оставили в тетради отзывов много хороших отзывов о работе музея.

Цель работы музея достигнута, задачи, стоящие перед школьным краеведческим музеем выполнены.

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

преподаватель истории Т.В. Агаева

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи­лось здание, где располагался в первые годы по­сле его основания Московский университет. Исторический музей хранит более че­тырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств – Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов – произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. – вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого «отца предков». Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия «Университетского устава 1835».

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade - граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России - с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 - начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.


Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем - II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.


Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.


Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких мест, как Исторический музей, было больше.





Top