Голомазов с цензурой не сталкивался. Передовой консерватор Как вы считаете, есть ли в театре цензура

27.12.2016

Арто Мустайоки. Фото: Вейкко Сомерпуро/ Yle

В прошлую пятницу в Университете Хельсинки чествовали выходящего на пенсию известного учёного-русиста, профессора Арто Мустайоки. Мустайоки, который много лет возглавлял кафедру русского языка и литературы в Университете Хельсинки, является также вице-президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и деканом гуманитарного факультета Хельсинки.

Мустайоки в разное время также занимал различные административные посты на уровне университета (в том числе пост декана и проректора), а также на государственном и международном уровне. Так, он был председателем правления Академии Финляндии, президентом Объединения научных обществ, а также представителем Финляндии в Европейском научном фонде и др.

В преддверии семинара в честь выхода на пенсию профессор Мустайоки рассказал о том, почему нужно учить русский язык, чем финская ментальность отличается от русской и что общего у финского русиста может быть с министром из администрации Дональда Трампа.

Чем был обусловлен Ваш выбор учить именно русский язык? Для человека из Вашей среды это было не самое типичное решение.

– Это действительно так. Изначально я начал обучаться немецкому языку в университете. Жил я тогда в местечке Ильмайоки, что находится в регионе Южная Похъянмаа. Практически все население там русских ненавидело, и, конечно, по-русски практически никто не говорил. Отец мой был лютеранским священником, и в детстве я был очень послушным ребенком. А в какой-то момент появилось желание выразить подростковый протест против родителей. В качестве такого протеста я отрастил бороду и стал изучать русский язык.

– Помимо того, что Ваша семья была недовольна Вашим выбором, с какими-то ещё трудностями пришлось столкнуться на пути к овладению великим и могучим?

– Родители были недовольны, однако прямо они мне ничего не сказали. Не могу утверждать, что были какие-то настоящие трудности, однако периодически приходилось объяснять людям, почему я выбрал именно русский язык. В те времена в Финляндии если человек учил русский, то он обязательно был коммунистом. Я же коммунистом никогда не был, и политических причин при выборе предмета у меня тоже не было. Я просто интересовался языками. В конце концов русский язык выбрал меня.

– Вы на протяжении десятилетий занимались преподаванием русского языка. Что казалось простым, а что сложным Вам и Вашим студентам?

– Это очень интересный вопрос. Если рассматривать темы, которые выбирают западные русисты, занимаясь научными исследованиями, то заметно, что они берутся за самые сложные для них самих темы. Поэтому многие, например, изучают виды глаголов – для многих иностранцев вид глагола вызывает большие трудности. Я же выбрал для темы докторской диссертации типы ударения русских существительных. Я считаю, что подвижность ударения – это очень трудоёмкая вещь для студентов, которые изучают русский язык. Обычно в преподавании не уделяют должного внимания произношению и особенностям ударения, хотя это очень важный фактор с точки зрения понимания. Во время одного эксперимента я выяснил, как иностранные студенты расставляют ударения в русских словах, – и обнаружил много ошибок.

Финнов обычно пугают фонетикой русского языка, пресловутыми семью шипящими. На самом деле, с точки зрения произношения русский язык не такой уж сложный – в конце концов, даже из этих семи шипящих шесть встречаются и в других индоевропейских языках. При обучении произношению любого языка есть свои нюансы, но русский особенно сложным в этом плане я не считаю.

– Какие моменты в Вашей преподавательской карьере особенно отложились в памяти?

– Их было много, назову, пожалуй, один. Бывают студенты не самые одарённые, о которых окружающие думают, что они не сумеют закончить университет. И когда видишь перед собой дипломную работу такого студента – и это хорошая работа, это очень радостный и яркий момент.

– От преподавания Вы перешли на административные должности и занимались уже тем, что руководили работой других. Как преподавателю, Вам хорошо понятно, за что можно критиковать администрацию, особенно в нынешних условиях, когда финансирование вузов стремительно сокращают. Каково Вам было оказаться в роли того, кого критикуют?

– У преподавателей на кафедре обычно довольно узкий кругозор. Они очень хорошо делают свою работу, но обычно не разбираются в том, как функционирует образовательная система в целом. Не всегда преподаватели понимают, почему администрация принимает те или иные решения.

Самые сложные решения необходимо было принимать именно в уходящем году: мне лично приходилось решать, как будут проходить увольнения на факультете, Слава богу, сейчас ситуация в университете уже намного лучше, и скоро у нас будет возможность открывать много новых вакансий для преподавателей.

Вообще в условиях, когда двум противоположным сторонам тяжело понять друг друга, декану приходится быть арбитром. Нужно учитывать и понимать точки зрения всех сторон. Но понимать и принимать – это разные вещи.

– Давайте поговорим о более позитивных вещах. Расскажите о ваших учениках, особенно о тех, кто чем-то запомнился Вам.

– Их много, и я рад тому, что образование, которое они с нашей помощью получили, подарило им возможность заниматься настолько разнообразными вещами. Они работают в финских министерствах, фирмах, разных организациях, многие из них – в университетах, в школах… у них очень разные роли в обществе. Всегда приятно, когда выпускники через много лет узнают тебя и обращаются по имени, благодарят.

– Что бы Вы посоветовали людям, которые сейчас колеблются, учить им русский язык или нет? Многие, особенно подростки, могут думать, что русский язык утратил популярность или геополитическая обстановка не самая удачная для такого выбора.

– Обязательно стоит изучать русский язык! Это стыдно, печально и досадно, что у нас так мало людей, говорящих по-русски. Их два – три процента, это очень мало для Финляндии. Нам стоило бы лучше знать как язык, так и страну. Россия – это наш вечный сосед, и нам нужно будет жить рядом ещё долгие века. Хорошо, если мы будем понимать русских как можно лучше.

Когда я говорю – понимать, это не значит, что мы одобряем все действия России. Наш недавний нобелевский лауреат, экономист Бенгт Холмстрём недавно сказал, что особенно хорошо нужно знать врага. То есть даже тем финнам, которые считают Россию врагом, все равно стоило бы познакомиться с Россией и менталитетом русских.

– Недавно вышла из печати Ваша новая книга, «Буря в стакане водки». Какие в ней поднимаются темы?

– В её основу легли мои эссе и тексты, которые я ранее публиковал в своём блоге и на других интернет-ресурсах. Это тексты о жизни в Финляндии, о России, о спорте. Рассказываю и о своих путешествиях в бывшие советские республики, например в Туркменистан. В Крыму тоже был несколько раз.

Россия, конечно, особенная страна, и русские во многом отличается от финнов. Я считаю это богатством. Замыкаться в себе, не искать ключ к другим культурам – для Финляндии это плохое решение. Разумеется, есть вещи, которые меня в России раздражают, но есть и те, которые нравятся, и этому стоит поучиться. Об этом я и пишу. Русские обладают особой гибкостью при решении проблем, а финны строго придерживаются каких-то формальных правил, не всегда самых удачных, по правде говоря. И это возможность для нас перенять что-то новое.

– В нашем обществе важные решения принимают политики, экономисты, юристы – словом, люди, от гуманитарных наук далёкие. А если говорить о предназначении гуманитария в современном мире, то какова, по-Вашему, его роль?

– Если рассматривать крупные общемировые проблемы, то все их объединяет так называемый человеческий фактор. Именно он решает всё. Я приведу пример. Говоря об экологических проблемах в Финском заливе, постоянно упоминают сильное загрязнение вод. Однако до сих пор, решая эту проблему, учёные сосредоточены на том, что происходит с водой. Однако вода сама по себе риска не причиняет. Риск – это люди.

Пытаясь отыскать решение этой проблемы, нужно изучать поведение людей, живущих в регионе.

Я считаю, в будущем станут требовать, чтобы представители гуманитарных наук более активно участвовали в изучении подобных глобальных вопросов и учёные совместно искали бы способы решения общемировых проблем. Мы, учёные, должны смотреть на мир широко раскрытыми глазами и не цепляться всю жизнь за одну-единственную старую тему исследования. Нужно видеть возможности вокруг.

– Скажите, чем Вы будете заниматься в дальнейшем, когда у Вас уже не будет рабочих обязанностей?

– Точных планов пока нет. Но кое-что уже ясно. Буду писать книги, хочу продолжить изучение самой острой проблемы в мире, которой является, на мой взгляд, то, что люди не понимают друг друга. Наверно, буду ездить в зарубежные университеты читать лекции.

– Вы награждены российским орденом Дружбы, который вручил Вам Дмитрий Медведев.

– Да, это так. Этим же орденом, кстати, награжден и будущий госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Не знаю, стоит ли гордиться или же стыдиться того, что я удостоился той же награды, что и будущий министр из администрации Трампа…

Это онлайновое интервью задумывалось как дополнение к тесту усилителей Lamm в прошлом номере, но из-за длительного отсутствия Владимира в его нью-йоркском офисе пришлось публикацию отложить. Оно и к лучшему: теперь мы можем дать текст нашей заочной беседы без сокращений. Напомню, что Владимир Ламм - основатель и идеолог компании Lamm Industries, он же и разрабатывает всю аппаратуру, выпускаемую под этой маркой. А раз так, то и разговор пойдет в основном о схемотехнике и принципах конструирования усилителей класса High End.

Н.Е.: Прежде всего хочу поздравить Вас с 15-летним юбилеем компании и в связи с этим задать вопрос: какие модели вы считаете самыми успешными за это время, и были ли у вас неудачи?

В.Л.: Спасибо. Кстати, компаний на самом деле две - Lamm Audio Laboratory, Inc. (полупроводниковая и гибридная аппаратура) и Lamm Industries, Inc. (ламповая техника). Что касается вопроса, то он мне кажется не совсем корректным, поскольку я создаю аппаратуру с заранее прогнозируемыми и, разумеется, достижимыми звуковыми характеристиками. При этом учитываются следующие критерии:

Бюджетные рамки, позволяющие реализовать те или иные технические решения для достижения максимально возможного качества звучания для данной ценовой категории;

Возможность продаж изделия в разумных с точки зрения рентабельности производства количествах.

Существует и еще один критерий, который я бы назвал личным - желание удовлетворить собственные творческие потребности и амбиции. Он входит в противоречие с финансовыми соображениями и многими другими факторами, но я периодически позволяю себе такое удовольствие. Так появились на свет однотактные усилители ML2 (позднее ML2.1), ML3 и предварительный усилитель L2 Reference. Кстати, если говорить о наиболее удачных моделях, то это именно ML2! Она очень популярна у серьезных любителей музыки. И еще одна - ML3 Signature, мы только приступили к ее производству, но первые результаты продаж впечатляют, особенно если принять во внимание цену - $167000. Хотелось бы также сказать о нашем флагмане - усилителе M1.2 Reference. Он был разработан в 2004 г., а предыдущая его версия, M1.1, выпускалась 10 лет без каких-либо изменений. Оба аппарата получили широкую известность и более 20 положительных рецензий от аудиопрессы в 15 странах мира. Коротко можно сказать так: с точки зрения качества звучания в них реализовано все, что сейчас вообще может быть реализовано в звуковоспроизводящей аппаратуре, собранной на полупроводниках.

Н.Е.: Кстати, о полупроводниках: какие транзисторы стоят на выходе M1.2 Reference - полевые или биполярные? Чем обусловлен ваш выбор?

В.Л.: В этом оконечнике установлены комплементарные пары полевых транзисторов Toshiba 2SK1530 и 2SJ201. По шесть в плече, мощностью 150 Вт каждый, точность подбора по основным параметрам - порядка 1%. Выбор в пользу MOSFET был сделан по нескольким причинам. Первая - техническая, это отрицательный температурный коэффициент изменения тока, протекающего через кристалл*, что крайне важно при отсутствии общей обратной связи в усилителе, работающем в классе А. В модели M1.2 ток покоя выходных транзисторов около 3,6 А (при установке переключателя нагрузки в положение «1 - 6 Ом»), так что проблема температурной стабилизации очень актуальна. Кроме того, весьма малые по сравнению с биполярными транзисторами (далее - БТ. - Прим. авт.) нелинейные и интермодуляционные искажения выходного каскада, не охваченного ООС. В свое время я экспериментировал с подобными схемами на БТ, но всегда получалось то, что можно описать емким словом «УРОДСТВО». Когда БТ используются в выходных каскадах коммерческих усилителей с обратной связью глубиной 40 - 65 дБ, их недостатки в значительной степени скрадываются. Но об этом уже тысячу раз говорилось, не хочу повторяться. Главная же причина проста: сравнительное прослушивание двух усилителей с одинаковыми источниками питания, но разными типами транзисторов на выходе покажет разительное отличие в звучании, разумеется, в пользу MOSFET.

Н.Е.: Как вы реализуете балансные входы и выходы? Трансформаторы в усилителях столь высокого класса не годятся из-за проблем с фазой, линейностью АЧХ и искажениями. При использовании же операционных усилителей приходится вводить глубокую обратную связь, а это противоречит вашим принципам, да и вообще концепции High End Audio.

В.Л.: Да, но есть и третий вариант. В усилителях Lamm сигнал поступает на два высокоскоростных буфера Burr-Brown BUF634P, а с их выходов - на дифференциальный каскад, построенный на дискретных транзисторах. Имейте в виду, что BUF634P не операционный усилитель, а эмиттерный повторитель с полосой пропускания до 180 МГц и быстродействием 2000 В/мкс. Кроме того, искажения этой микросхемы вплоть до 800 - 900 кГц на порядок ниже шумового порога любой усилительной схемы, собранной на дискретных элементах. И наконец, она практически свободна от всех видов динамических искажений, которые оказывают едва ли не самое вредное влияние на качество звучания.

Н.Е.: А вообще, что и в какой степени влияет на звучание усилителя?

В.Л.: Если распределить факторы по степени важности, то это будет:

Схемотехника;

Питание;

Качество комплектующих;

Монтаж, разводка;

Общая конструкция.

Н.Е.: Какие характеристики усилителя вы считаете наиболее важными?

В.Л.: Я бы предпочел не отвечать на этот вопрос, поскольку при создании аппаратуры использую собственные методы, в основе которых лежит иная шкала ценностей, не совпадающая с общепринятой.

Н.Е.: В своей топовой модели M1.2 Reference вы используете триоды 6922, а ведь многие аудиоэксперты и гуру High End Audio считают, что из-за высокой 3-й гармоники они не подходят для аудио.

В.Л.: Для получения параметров, требуемых от второго каскада усилителя, лампа 6922 и ее клоны (6DJ8, ЕСС88, 6Н23П) оказались наиболее удачными кандидатами - все технические расчеты и эксперименты подтвердили это. Легенды о высокой 3-й гармонике и прочих ее грехах родились, скорее всего, из-за отсутствия у «гуру High End Audio» четких технических концепций, включая разумные критерии определения рабочей точки. Естественно, при выборе той или иной лампы приходится учитывать несколько факторов: линейность, экономичность, габариты, рабочее напряжение, наличие в свободной продаже и т.д. Немногие аудиоэксперты понимают, что процесс разработки усилителя включает не только оптимизацию, но и разумный компромисс. Боюсь показаться чересчур консервативным, но замечу, что сапоги все-таки должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник.

Н.Е.: Почему для транзисторного предварительного усилителя L2 Reference был спроектирован ламповый блок питания? Как правило, делают наоборот…

В.Л.: Прежде всего хочу заметить, что напряжение питания в L2 Reference +350 вольт. Ламповая схемотехника в данном случае оптимальна благодаря простоте реализации и отсутствию необходимости вводить защиту от перегрузки и короткого замыкания - для этого достаточно обычного плавкого предохранителя. Но главное - в ламповых стабилизаторах сравнительно легко и красиво решаются проблемы с получением правильного отклика при подаче на их вход сигналов несинусоидальной формы (в т.ч. и прямоугольной), а также нужной зависимости выходного сопротивления от частоты.

Н.Е.: В своем прошлом интервью вы сказали, что создание аппаратуры класса High End - очень консервативный бизнес. Тем не менее две новые модели усилителей Lamm защищены американскими патентами. Значит, что-то новое еще можно придумать?

В.Л.: Ну конечно, какие-то конкретные решения могут быть пересмотрены, но если говорить о полупроводниковых схемах вообще, то с точки зрения звучания они достигли предела, который преодолеть практически невозможно. l

* Другими словами, при повышении температуры кристалла ток через него падает. У биполярных транзисторов - наоборот, что приводит к лавинообразному росту тока при увеличении мощности.

«Театр всегда находился в конфронтации с властью»

Традиционный сбор труппы состоялся ровно в полдень. Отдохнувшие артисты радостно приветствовали друг друга и руководство: в прошлом сезоне все они на славу потрудились. Об итогах минувшего сезона и планах на грядущий рассказали художественный руководитель театра Сергей Голомазов и директор театра Константин Чернышев. С подробностями - корреспондент «МК».

Сергей Голомазов.

Сначала поздравили всех юбиляров - с цветами, аплодисментами, теплыми пожеланиями. В формате «динамично и лаконично» обсудили прошлый сезон. Вспомнили и концерт ко дню театра, и вечер памяти легендарного Льва Дурова.

Всего за 2016–2017 годы на Малой Бронной было поставлено шесть спектаклей: «Деревья умирают стоя» режиссера Юрия Иоффе, «Разговоры после прощания» Михаила Станкевича, «Княжна Марья» Сергея Посельского, «Подлинная история фрекен Бок» Егора Арсенова, «Белые ночи» Геннадия Сайфулина и «Салемские ведьмы» Сергея Голомазова. Последняя постановка стала завершающим аккордом сезона, обличительным манифестом, предвосхитившим безрадостные события «охоты на ведьм»: дело «Седьмой студии», «Гоголь-центра» и Серебренникова, а также внезапное изъятие балета «Нуреев» из репертуара Большого театра. Грандиозны планы Театра на Малой Бронной и на 2017/18 год. На большой сцене в декабре планируют выпустить «Горе от ума» Павла Сафонова, весной 2018 го - мюзикл для всей семьи «Алиса в Стране чудес» Егора Дружинина, «Щека к щеке» режиссера Михаила Горевого. Сам Голомазов планирует поставить три спектакля - два на Большой сцене и один на Малой.

Так, на основной сцене появятся две постановки Голомазова: «Тиль» по пьесе Горина и «Идеальные незнакомцы» по произведению итальянского писателя-сценариста Филиппо Болоньи. А на Малой сцене художественный руководитель выпустит спектакль по пьесе канадского драматурга Норма Фостера «Давние знакомые». Там же состоятся премьеры спектаклей двух учеников Сергея Голомазова: «Гадкие лебеди» по повести Стругацких (режиссер Артемий Николаев) и «Маленькие трагедии» Пушкина в постановке Егора Арсенова.

После сбора труппы мы поговорили с Сергеем Голомазовым о пугающих событиях в театральном мире и странных тенденциях, насаждаемых извне.


Сбор труппы.

Театр не инструмент борьбы, - говорит Сергей Голомазов. - Бороться люди должны, объединяясь в общественно-политические организации. Театр прежде всего институт художественный. Конечно, невозможно оставаться где-то в стороне от тех тревожных процессов радикализации, которые происходят в общественном сознании и на творческом поле. События предыдущего сезона и конца прошлого года об этом говорят. Но я считаю, что эта тенденция чрезвычайно тревожная: когда в область творчества включают экономику и идеологию - это неправильно. Надо разделять.

- Вы считаете, в театре невозможна идеология?

Вложить театр в прокрустово ложе идеологии, в понимание каких-то консервативных кругов, как надо ставить классику и как жить в театре, - значит задушить русский репертуарный театр на корню. Он всегда отличался некой оппозиционностью, включал в себя эзопов язык или же напрямую кричал о нравственности, социальной или человеческой несправедливости. Театр всегда находился в конфронтации с властью, в течении гражданских устремлений. Он должен быть разным: консервативным, традиционным, радикальным и раздражающим - любым, но не одинаковым.

- Как вы считаете, есть ли в театре цензура?

Прямой цензуры нет. Если говорить лично обо мне, к счастью, с проявлениями цензуры в театре я не сталкивался.

В прошлом сезоне вы поставили остросоциальный спектакль «Салемские ведьмы», а в этом сезоне заявлены «Идеальные незнакомцы». Чем обусловлен ваш выбор?

Это прекрасный материал о космическом лицемерии и необъятной вселенской лжи, в которой мы живем. Пьеса раздевающая, разоблачающая общество. Она понравилась мне своей критической радикальностью в адрес тех людей, которые меня окружают. Мне интересна эта тема, и я считаю важным поставить этот спектакль.

| Антон Петров | 2000

Педагог - непростая профессия. Потому что приходится отдавать всего себя ученикам. Возможно, поэтому учителя навсегда остаются в нашей памяти. Одна из таких учителей - Клавдия Ивановна Николаева, преподающая биологию более сорока лет в школе № 11 г. Чебоксары.

Учитель высшей квалификационной категории. Почетный работник общего образования Российской Федерации. Руководитель секции естественного цикла МОУ . Член городских комиссий олимпиад по биологии в течение многих лет.

- Клавдия Ивановна, из широкого выбора специальностей вы выбрали профессию учитель. Чем был обусловлен ваш выбор?

В школьные годы я грезила стать врачом, а не учителем. Мечтала о врачебной практике, усиленно готовясь к поступлению в институт в выпускном классе. Я с успехом сдала вступительные экзамены в Казанский медицинский институт, но в тот момент, находясь на пороге взрослой жизни, я поняла, что еще не готова жить вдали от дома.

- Вернулись и решили стать учителем?

Хорошей знакомой нашей семьи была учительница, которая посоветовала мне с теми оценками, которая я получила на экзаменах в Казани, поступать в педагогический институт. Я была сильна в математике и физике, поэтому мой выбор пал на физико-математический факультет педагогического института. К счастью, как потом оказалось, декан физмата не принял мое заявление, потому что у меня не было вступительного экзамена по математике. Года терять не хотелось - сдала документы на химико-биологический факультет. Меня приняли кандидатом в студенты, но уже после первой успешно сданной сессии мне назначили стипендию, и вручили студенческий билет. Все годы учебы была одной из лучших студентов по успеваемости. Училась у известного педагога Олигера Ивана Михайловича, которому в прошлом году исполнилось 100 лет.

- Самый радостный момент вашей жизни, связанный со школой?

Нашу школу раньше называли «Гвардейская школа». Учителя, работа которых позволила назвать школу «Гвардейской» сейчас на заслуженном отдыхе. И я рада, что мне посчастливилось работать в дружном, отличном и сильном педагогическом коллективе, где ученик был главным в жизни учителя. Долгое время наша школа № 11 считалась одной из лучших в городе.
В последние годы коллектив школы сменился. Пришли молодые педагоги, новый директор с новыми планами и идеями.

- Занимали ли ваши ученики по вашему предмету призовые места в районе? В городе?

Мои ученики занимали и занимают призовые места в городских и в республиканских олимпиадах по биологии. К примеру, Забара Анастасия - победитель в городских олимпиадах по биологии (в 9 классе она заняла 1 место, в 11 классе - 3-е место). В прошлом году Анастасия была стипендиаткой Главы города, в этом году стипендию от мэра получает Екатерина Плотникова. Хочется вспомнить Санкина Дениса: был очень способный ученик. Занимал призовые места по биологии в городских и республиканских состязаниях. В прошлом году Денис успешно закончил медицинский институт.

- Многие, закончив педагоческий институт, не идут работать в школы. А чем вас привлекла работа в школе?

Профессии врача и учителя, на мой взгляд, самые важные. Врачом я не стала, выбрала профессию учителя и нисколько об этом не жалею, хотя работать в школе не просто, а молодым учителям особенно трудно. Раньше профессия учителя была востребованной. А сейчас появляются сериалы, дискредитирующие нашу профессию. Я имею ввиду сериал «Школа».

- Для очень многих учеников вы - образец учителя.

Это громко сказано, но спасибо за такую характеристику. Мои ученики никогда не были мне безразличны. И они чувствуют это. Я заинтересована, в первую очередь в том, чтобы они стали хорошими людьми и никогда не приносили боль другим людям.

- Как учителю достичь такой высоты?

Путей для этого много. Я затрону несколько из них: уважение ученика, разумная требовательность, системность в работе, внимание каждому, да и артистические данные непременно помогут в работе.

- Что вы ждете от года учителя?

Приятно, что нынешний год обьявлен Годом Учителя. Уверена, что подобное внимание отразится на повышении качества работы педагогов. Да и что скрывать, верю в исполнение обещаний в наш адрес, в адрес учителей.

- Что бы вы пожелали читателям газеты «11 класс»?

Желаю читателям газеты встречать на их пути только хороших людей. А для этого надо самому быть прекрасным человеком. И однажды, за вашей спиной про вас скажут: «Смотрите! Вот идет хороший человек».




Top