Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества

Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в небогатой купеческой семье. Предки писателя были военными: прадед – Иван Лаврентьевич – происходил из «солдатских детей» и сам служил, его дед – Иван Иванович – дослужился до капитанского чина и в 1759 году вернулся из-под Оренбурга на жительство в Симбирск. Отец Гончарова – Александр Иванович – был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Писатель своего отца практически не помнил: тот умер, когда мальчику было всего 7 лет.

Воспитанием четверых детей Гончаровых занималась мать Авдотья Матвеевна (урожд. Шахторина). В письмах, в очерке «На родине» Гончаров всегда вспоминал о матери с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу, которыми она согрела его детство, и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, трудолюбие, стойкость – все эти качества, свойственные многим русским женщинам, составляли суть характера Авдотьи Матвеевны. Эти качества она старалась воспитать в своих детях. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров позже, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать! Зато она во всю нашу жизнь и до конца своей была для нас нравственным авторитетом».

Особое влияние на формирование личности Гончарова оказал его крёстный отец, симбирский дворянин Николай Николаевич Трегубов. В очерке-воспоминаниях «На родине» И. А. Гончаров вывел Н. Н. Трегубова под фамилией Якубов. «Это был чистый самородок честности, чести, благородства … с добрым, тёплым сердцем», – пишет Иван Александрович.

Образование Гончаров получил в Москве, вначале в Императорском коммерческом училище, а затем в университете.

Весной 1835 года молодой Гончаров, окончивший к этому времени словесное отделение Московского университета и проработавший год в канцелярии симбирского губернатора, решает уехать в Петербург. Наверное, так же, как и Александр Адуев – герой его будущего романа «Обыкновенная история» – он мечтал о «карьере, счастье, фортуне». Только в отличие от героя романа мечта Ивана Гончарова имела чёткий характер – его самым заветным желанием было стать профессиональным литератором.

Две трети своей долгой жизни Гончаров прожил в Петербурге, там протекала его служебная и литературная деятельность. Жизнь складывалась так, что почти тридцать лет он должен был отдать службе, жалованье многие годы было единственным источником его существования. Позже, в одном из писем Иван Александрович с горечью признавался: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить…» Около 20 лет Гончаров был чиновником Департамента Внешней Торговли Министерства Финансов, наблюдал и осмысливал многие экономические процессы, происходившие в России и Европе. В 1852-1855 гг. он принимал участие в дипломатической миссии адмирала Е. В. Путятина в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. В составе миссии Гончаров путешествует на фрегате «Паллада» (Англия – Атлантический океан – Африка – Индийский океан – Азия – Тихий океан – Япония – Дальний Восток и Сибирь), о чём рассказывает в своей книге «Фрегат "Паллада"» (1858). Как чиновник И.А.Гончаров дослужился до чина Действительного Статского Советника, был членом Государственного Совета по делам печати. Именно такая многогранность жизни и личности Гончарова позволила ему в своём творчестве выразить позицию той части русского общества, которая несла в себе созидающую роль, направленную на сохранение связи времён, здоровый прогресс России.

Только в тридцать пять лет осуществилась мечта Гончарова – в №№ 3 и 4 журнала «Современник» за 1847 год он опубликовал свой первый роман «Обыкновенная история». После публикации этого романа Иван Гончаров занял в русской литературе, по словам В. Г. Белинского, «одно из самых видных мест». А Л. Н. Толстой так отозвался о гончаровском романе: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Роман «Обломов» стал самым знаменитым романом Гончарова. Главного героя этого романа знают во всём мире и ставят в один ряд с образами Гамлета, Фауста, Дон-Кихота. Опубликованный в 1859 году, «Обломов» был восторженно встречен читателями и русской критикой. В откликах известных литераторов того времени (И. С. Тургенева, В. П. Боткина, Л. Н. Толстого) повторялся один и тот же эпитет: «Обломов» – «вещь капитальная». «Обломов» и «обломовщина» – эти слова быстро стали нарицательными. Слово «обломовщина» Василий Даль включил в свой знаменитый словарь с пометой «усвоено из повести Гончарова».

Над задуманным в Симбирске летом 1849 года романом «Обрыв» Гончаров проработал в общей сложности двадцать лет. Писатель сознавал, что это его последнее крупное произведение. Этот роман был очень дорог ему: «…любимое дитя моего сердца и моей фантазии», – писал он об «Обрыве». Роман получился многоплановым и многосюжетным, в нём автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России и надежды на её будущее. В июне 1868 года, работая над четвёртой частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессознательно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…»

Ярким событием в жизни писателя стало плавание на фрегате «Паллада» к берегам Японии. Мечта о кругосветном путешествии зародилась у Гончарова в детстве под впечатлением рассказов крёстного Н.Н.Трегубова о морских походах и сражениях на Чёрном море, участником которых он был. В сорок лет судьба дала шанс осуществить эту мечту. Вице-адмирал Е.В.Путятин, возглавлявший дипломатическую миссию, искал для неё секретаря, причём человека, «который бы хорошо писал по-русски, желательно литератора». Среди русских писателей не нашлось охотника отправиться навстречу опасностям долгого и тяжёлого плавания. Иван Александрович узнал о предложении Путятина случайно и сразу начал хлопотать о назначении.

Десять месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию. Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, которого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь».

Книга очерков И.А.Гончарова «Фрегат "Паллада"» до сегодняшнего дня считается эталоном в жанре путешествий в мировой литературе. Бесспорно, сам автор дорожил этой книгой. В 1879 году, когда после литературного чтения на петербургских Высших женских педагогических курсах среди курсисток зашла речь о романе «Обрыв», писатель вмешался в разговор со следующими словами: «Я бы вам рекомендовал моё любимое произведение, которое мне никогда не надоедает … Читайте «Фрегат "Палладу"»!»

Жизненный путь писателя завершился 15 сентября 1891 г. на восьмидесятом году жизни. По завещанию его похоронили на Новоникольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1956 г. прах Гончарова был перенесён на «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

Гончаров Иван Александрович родился 18 июня 1812 года в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

Московское коммерческое училище, в котором учился в 1822 - 30, оставило тягостные воспоминания о бездарных учителях и рутинном преподавании.

Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Мало интересовался общественно-политическими и философскими вопросами, больше - вопросами теории и истории литератур, изобразительным искусством, архитектурой, увлекался театром, преклонялся перед гением Пушкина. Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А.Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...", - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова.

По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал с отвращением; "все свободное время от службы посвящал литературе".

В 1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. И хотя он "не увлекался юношескими утопиями в социальном духе" и "не давал веры материализму", в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны демократические тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста. Они нашли свое отражение в первом романе Гончарова "Обыкновенная история" (1847).

Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858).

По возвращении в Петербург, вынужденный продолжать службу, становится в 1856 цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет "Записок охотника" Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского "Тысяча душ".

В 1859 появился второй роман Гончарова - "Обломов", вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики. В 1860, когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подает в отставку. К революционно-демократическому движению, к идеям социализма отнесся отрицательно, дальнейшее развитие России представлял себе в буржуазно-реформистском духе. Вновь был приглашен на высокую должность в цензурный комитет: член Совета по делам книгопечатания, Член Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 окончательно покидает цензурный департамент.

Третий роман Гончарова "Обрыв" (1849 - 68) явился плодом двадцатилетней работы.

В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского" и др.

Последние годы жизни провел почти в полном уединении, больной, одинокий. 15 сентября (27 н.с.) 1891 Гончаров умер. Похоронен в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.

Краткий биографический словарь. Москва, 2000

27 сентября исполняется 120 лет со дня кончины выдающегося классика русской культуры И.А. Гончарова, автора трёх романов, вошедших в кладовую русской и мировой литературы, названия которых начинаются на букву «О» – «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

Кроме этого, он написал путевые очерки «Фрегат Паллада», где в живописной форме была описана Сибирь, Япония, Юго-Восточная Азия, а также несколько статей и очерков на общественные темы.

Но знаменитым Гончаров, несомненно, стал после романа «Обломов», где впервые был рассмотрен феномен обломовщины - уникального явления, свойственного только русскому менталитету. А образ самого Обломов стал возможен в полной мере только в результате влияния петровских реформ (ибо Илья Муромец проснулся в 33 года, а Обломов — нет).

И.А. Гончаров был добрым и милым человеком, любившим людей, хотя и страдавший от обмана других. Гончаров глубоко знал особенности России и его народа и за что был подвергнут критике со стороны либерально мыслящей интеллигенции.

И.А. Гончаров родился 18 июня /6 июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, быт которой приближался к дворянской. Учился в частном пансионе, затем в коммерческом училище в Москве, а с 1831 по 1834 г.г. - учился на словесном отделении Московского университета. После кратковременной службы секретарём канцелярии Симбирского губернатора, он переезжает в Петербург (1835), где служит в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Получив приглашение от отца выдающегося русского поэта А.Н. Майкова - Н.А. Майкова, быть домашним учителем его сыновей - Апполона и Валериана, — Иван Александрович становится активным участником литературно-художественного салона Майковых, где встречается со многими писателями и журналистами.

Осенью 1852 года ему предоставилась возможность совершить кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада», в качестве секретаря экспедиции. Творческим итогом путешествия стала книга очерков экспедиции «Фрегат «Паллада»», опубликованная в 1858 году, где в увлекательной форме описываются нравы и быт других народов. В 1855 году возвращается в столицу, а в 1856 году определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета, где и прослужил до 1867 года, когда вышел в отставку.

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1838 году, когда им была написана повесть «Лихая болесть». Но настоящая известность приходит к писателю только в 1847 году, когда в «Современнике» был опубликован роман «Обыкновенная история». В 1859 г. появляется в печати роман «Обломов», который закрепляет за писателем славу крупнейшего писателя-реалиста. В 1869 году Иван Александрович публикует последний свой роман «Обрыв», который вызвал немало нареканий в критике. Многие либералы, демократы, и западники посчитали, что Гончаров в этом романе дал карикатурное изображение революционной молодёжи.

В 70-80-е годы проявляется талант Гончарова - критика. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний, неприятную историю плагиата И.С. Тургенева «Необыкновенная история» (недавно опубликованная в серии «Потаённая литература», вместе с публицистикой о еврейском вопросе И.С. Аксакова). Кроме этого, особое место занимают очерки «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). Умер Гончаров в Петербурге признанным классиком русской литературы.

Гончаров именовал свои сочинения «трилогией», где действует один и тот же герой - тип дворянина -интеллигента. Во всех трёх его романах представлена барская усадебная культура в период ломки традиционного уклада жизни, кризиса и разрушения русской жизни, когда вместе с наступлением технического прогресса рушились устоявшиеся представления о жизненных ценностях, прежде всего духовно-нравственных.

В первом романе «Обыкновенная история» показана история превращения молодого дворянина, жившего мечтой о значительной деятельности, в обыкновенного трезвого дельца. В основе сюжетной нити лежит конфликт молодого человека с новой действительностью, в которой на первом плане деловитость, расчёт, рационализм.

Коренные же начала самобытной жизни сохранились в родной усадьбе главного героя, с патриархальным и милым сердцу Адуева -младшего названием «Грачи». С описанием этого уголка прежней жизни и начинается роман, ею же и заканчивается. Только вот взгляды главного героя на жизнь резко меняются.

Не выдержав столкновения с деловой торговой промышленной действительностью, герой бежит назад в деревню. Но оказывается, прежний юноша уже исчез. Переосмысливая свой горький опыт, он постепенно приходит к выводу, что нельзя оставаться в изоляции. Признание в этом рождает нового человека - решительного и преуспевающего по служебной линии. В финале романа мы видим его укрепившегося в петербургском обществе - слегка лысеющего, но вполне довольного жизнью господина. Он готовится к женитьбе на богатой невесте.

Оценить однозначно это перерождение нельзя. Есть, несомненно, плюсы и минусы в том превращении, которое описал Гончаров. Положительным результатом надо признать избавление героя от пустой мечтательности, чрезвычайной восторженности, его отказа от претензий на значительность своего творческого дарования.

Но вместе с тем он утратил способность к непосредственному переживанию, потерял былую тягу к красоте, разуверился в добре и благородстве. Он стал жить сугубо практическими интересами, т.е. стал прагматиком, утерял на жизненной дороге наиболее ценные духовные задатки. Поэтому итог первого романа Гончарова оказался трагичным и во многом актуален для сегодняшнего дня, когда снова сама жизнь вынуждает человека либо к разладу с современностью, либо к полному подчинению ей.

В романе «Обломов» показан другой вариант столкновения главного героя с практической жизнью. Более 10 лет работы над романом изменили и углубили первоначальный замысел писателя. Роман был задуман ещё в 1847 году как своеобразный очерк барства, как попытка обрисовать тип помещика середины XIX века: его быт, идеалы, деятельность. Размышляя в «Сне Обломова» (1849) над условиями воспитания Илюши Обломова, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к труду, действию, барской леностью. Это сложный, многоплановый образ, в котором угадывалось не только крушение помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, мы видим, что он не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределённого, вялого.

Вместе с тем, можно заметить, что типы современных «петербургских деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его натуры: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубинного сердца». Он тут же пробуждается ото сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Много общего с типом Обломова было у героя Н.В. Гоголя Тентетникова из второго тома «Мёртвых душ», который может быть признан прямым родоначальником Ильи Ильича. Кроме этого, у самого Гончарова прообразом Обломова может быть Александр Адуев, герой «Обыкновенной истории», также как дядюшка Пётр Иванович Адуев представляет немало общего с Андреем Штольцом. Воспитание Александра Адуева и воспитание Обломова было схожим: оно очень похоже на воспитание героев А.С. Пушкина Онегина, Петра Гринёва, Митрофанушки Д.И. Фонвизина, дворянских детей послепетровского периода нашей истории, когда согласно И.Л. Солоневичу, «было создано новое рабство». Дворян, после указов Петра III и Екатерины II освободили от службы, а простых крестьян - нет, что в итоге и привело страну к катастрофе.

Далее, однако, и Адуев, и Обломов, слушали курс в университете (в отличие от Митрофанушки). В «Обломове» Иван Александрович довольно подробно и обстоятельно истолковывает этот факт. По выходе Обломова из университета, «голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических и других истин, задач, положений… у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». В этом отношении можно согласиться с В.В. Розановым, что образование не давало русским людям знаний о своей собственной стране, а было западническим и развращало душу. Под этот каток попал Обломов, под этим же катком находимся мы все до сих пор.

Эта схоластическая мертвенность нашей университетской науки объясняется тем, что она долго оставалась и остаётся у нас только прививкой - то есть естественным неудобством нашей запоздалой образованности. Нам приходится на скорую руку только переносить к себе готовое, усиленно повторять чужие зады, прежде чем удалось бы начать самостоятельную работу.

Кроме этого, мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывает отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Мы видим, как загорается сердце Ильи Ильича, когда он спорит со своим другом Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, ... сплетни, пересуды... Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов, ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества». И далее: «…Ежедневная пустая перетасовка дней! … все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют при виде успеха товарища».

Однако, разочарование в жизни пришло к Обломову не сразу. Он пытался обзавестись делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломила его. Илья Ильич убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде в молодости.

Как отмечает В.В. Кожинов в книге «История Руси и русского слова» (1997), русский роман как жанр сложился под влиянием русского эпоса и в частности былин. Не миновала чаша сия и И.А. Гончарова. Вадим Валерьянович приводит высказывание русского писателя М.М. Пришвина о романе «Обломов»: «В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается… Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило лишиться покоя… Иначе и не может быть в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою». И далее: «Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!».

Хотя Илья Ильич Обломов так не куда и не пошёл, всё же в романе постоянно возникает мотив подобного перерождения - пусть для него и было бы потребно чудо (которое в былине и свершается). Им время от времени то и дело овладевает стремление «ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, Господи!…».

Но ещё более примечательно другое. И.А. Гончаров, как известно родился в Симбирской губернии. И когда в его «Обломове» говорится об маленьком Илюше: «Няня… повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца…», — в этом, очевидно, запечатлелось реальное воспоминание писателя о своём детстве. Ибо вскоре после переселения будущего писателя в Москву братья Языковы (один из них замечательный русский поэт Н.М. Языков) записывают в этой самой Симбирской губернии несколько вариантов былины.

В подавляющем большинстве записей этой былины срок «сидения» (или «лежания») Ильи - ровно тридцать лет. Но в симбирских записях мы находим сакраментальное число -33. И не откликнулось ли это в самом начале гончаровского романа, где о возрасте главного героя сказано - «человек тридцати двух — трёх лет от роду?». Здесь как бы писатель вспомнил рассказанную в детстве былину.

Интересно в романе сравнение немецкого и русского начал. Ешё начиная с послепетровских времён многие русские дворяне были вытеснены в службе немцами. И, поэтому, уместно сравнение воспитания и жизни двух героев - Штольца и Обломова. Андрея Штольца выгнал отец из дома после завершения его учёбы в университете, что вызвал резкий протест и жалость к юноше всего населения деревни. Русский человек не мог и не может на это пойти. Более того, своего сына и дочь (т.е. дитя) он будет содержать до конца своей жизни. И отец, и мать Обломова содержали Илью Ильича до конца своей жизни, поручив перед своей смертью этот крест верному слуге Захару.

Гончаров, очевидно, думал представить в Штольце гармоническое слияние двух стихий - немецкой практичности с русской «широкой натурой». Вышло же только то, что Штольц тратит «по бюджету каждый день, как каждый рубль», что он наконец «ищет равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Но эти тонкие потребности духа выражаются у него собственно в том, что он охотно наслаждается, слушая музыку и читая Шиллера, что составляет него известную принадлежность того комфорта, стремление к которому является, в сущности, главной целью Штольца. В чём же выразилась у этого обрусевшего немца так называемая «широкая русская натура» - остаётся загадкой. Штольц - это, собственно говоря, «вечно двигающийся Обломов», Обломов в том смысле, что вся его деятельность, все его усилия уходят на то, чтобы создать себе удобное и привольное положение в жизни. По сути дела - Обломов и Штольц -положительными героями романа в полной мере не являются, и не могли ими быть. Пожалуй, симпатию вызывает русский «Обломов», с его чистой душой.

Но положительный герой в романе всё - таки есть. Это вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, вначале хозяйка дома, а затем жена Ильи Ильича. Именно с ней нашёл он мирное счастье, родил ребёнка. Она была трудолюбивой, и полностью соблюдала русские обычаи и традиции, жила в миру со своей совестью.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой Ильи Ильича вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшенициной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Но таким образом ничего нельзя доказать людям и ничего нельзя решить в пользу своих идеалов, даже если они чисты и возвышены. Нужны другие пути в жизни - активное духовное противостояние злу. Попытку отыскать такие пути Гончаров предпринял в третьем своём романе «Обрыв».

Сюжетным стержнем романа стал поиск Райским красоты. Райский - «художник от природы», наделённый избытком фантазии и тонкой нервной организацией. Поклонник красоты, он ищет в чувстве любви к женщине идеала физического и нравственного совершенства. Он хочет увлечь и других теми стремлениями, которые страстно проповедует. Идеал красоты - цель жизни Райского.

В начале романа герой не может чётко обрисовать формы и границы прекрасного, воплощения которого он добивается в жизни. Его порывы очень часто оказываются всего лишь поисками новых источников «восторга». Его настроенность, во многом несёт на себе черты обломовщины, которая проявляет себя в неумении и нежелании сосредоточиться на чём-то одном, постоянном и прочном. Так же как и Обломов, Райский не способен к усидчивому труду.

В первой части романа герой действует в великосветской среде Петербурга. Он хочет «пробудить» Софью Беловодову, зажечь в ней внутренний свет эмоциональной жизни, вдохнуть в ней страсть, заставить задуматься о судьбе других людей, их бедах и нуждах, страданиях и радостях. Это вызывает лишь ироническую улыбку у равнодушной, холодной, но более практичной, чем он, светской красавицы. Убедившись в невозможности изменить кузину, он уезжает в своё родовое поместье, деревню Малиновку, где развивается основное действие романа. Там Райский и увлекается двумя девушками -новыми типами красоты - Марфинькой, затем Верой.

Образ Веры - центральный персонаж романа, с ним связано решение вопроса о «старой» и «новой» правде. Суть конфликта в том, что «старая» правда бабушки, во многом соприкасаясь с Россией, оказалась как бы изжитой новым поколением, а новое ещё не найдено. В характере Веры достаточно сильны «старые основы», связанные, прежде всего, с её религиозными представлениями. Но также сильно в ней желание обновления, стремление к свободе, к высокой цели. Независимый гордый ум толкает Веру на самостоятельные поиски нового - так происходит её сближение с Марком Волоховым. Волохов олицетворяет собой тип революционера, социалиста крайнего толка, сеющего смуту в сердцах гимназистов. Та разновидность общественного деятеля, которую нарисовал Гончаров в образе Марка, явилось самой зловредной для России, поскольку связана с проповедью вседозволенности, с разнузданным отрицанием всех положительных понятий. В борьбе с ним, со всей страстностью и проявляются все незаурядные качества натуры Веры. Она ничего не принимает на веру, всё хотела бы подтвердить опытом, практикой. Отсюда — её ошибки и падения.

Вера проходит через искус соблазна так называемыми новыми веяниями, увлечениями Марком и его теорией о «заре, будущего», о «прогрессе» и социальной справедливости, об узаконнености любви на срок. Судьба Веры обобщает поиски молодого поколения русского интеллектуального общества 60-х годов XIX века, когда молодые люди оказывались в силу своего естественного интереса к новому в трагическом разладе с ценнейшими национальными заветами.

Гончаров показал, что самый тяжёлый «грех» русского человека проявляются в том и тогда, когда он под влиянием «новых веяний» начинает поиск разумного в отрыве от здоровых традиций и родной почвы, когда в абстрактных поисках меркнет национальное самосознание, когда разрываются связи с высшими религиозными принципами бытия. Это приводит к потере защитных механизмов самосохранения, к гибели нации - в конечном итоге. Промежуточным итогом и является тот «обрыв», который существует в стране. Само название говорит о том «Обрыве», который и случился в нашей стране. И который так до сих пор не прошёл. Может быть, действительно, пора прислушаться к предостережениям нашего национального гения Ивана Александровича Гончарова.

] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830 , июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832 , – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль".
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834 , июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835 , май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман – "Обломов" .

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852 , 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853 , 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.


1854 , май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855 , 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856 . январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857 , июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858 , 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860 , 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862 , лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863 , июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867 , 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868 , март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв". – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891 , 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Жизнь и творчество

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Лучшим романом критики считают роман «Обломов».

В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности.

Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров.

Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль».

В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет. «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки.

В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа - «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу - на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.

В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».

Хронологический план:

1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.

1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.

1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.

1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным.

1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.

1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история».

1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга «Фрегат «Паллада».)

1856–1860 гг. – работа в должности цензора.

1859 г. – появление в печати романа «Обломов». Успех выдающийся!

1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет. Первоначальное название романа «Художник». Произведение не имело шумного успеха.

1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний» (1872).

Умер И. А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «ОБЛОМОВ»

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитерам, зовущим его в Петергоф). Но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии. В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако, Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломове, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь. Ситуация такова, барин Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путем труда, Обломов, уже имеющий все благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует ее и, как все визитеры, зовет Обломова в Петергоф. В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове - жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

Во второй части романа описывается русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов - соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой - побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

Четвертая часть романа посвящена списанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображенных Гоголем, Тургеневым и др. В нем нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа - Петербург (только в IХ главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность. Чтобы проследить его эволюцию.

В III и V гл. второй части завязывается узел события - знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. VI-ХI главы этой части - развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация - ХII глава третьей части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены ХI-ХII главы третьей части, которые составляют развязку . В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

В эпилоге (ХI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рас суждения же сведены до минимума.

Сюжет романа.

По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов Ольга и Штольц - Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.

Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели - показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг.

Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц - люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценен современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

И. А. ГОНЧАРОВ. «ОБЛОМОВ»

Создание. Роман вышел в 1859 г., когда Россия стояла на пороге экономических перемен, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Крепо­стное право тормозило развитие страны. Одним из его порождений стало явление, которое называют «обломовщиной». Изображая судьбу своего героя, писатель анализирует причины возникновения в русской жизни этого типичного социального явления.

Центральный образ. Илья Ильич Обломов - это живое воплощение и логическое завершение тех родовых черт его дедов и прадедов, которые культивировались из поколения в поколение. Его чистая душа в соседстве с ленью и бездействием и есть национальный русский характер, который долго ещё будет существовать.

Композиция и содержание. Композиция романа помогает проследить жизнь Обломова в её развитии и понять главную ошибку героя - стремление к покою. Роман состоит из четырёх частей. I часть рассказывает о петербургской жизни героя в восприятии Обломова. Даётся описание «обломовщины» (полная беспомощность в житейских делах), объяснение в IX главе (сон Обломова) этой беспомощности и надежда на изменение в жизни героя (IX глава - приезд Штольца). Во II и III частях Обломов сопоставляется со Штольцем (дворянин и разночинец, отсутствие труда и кипучая деятельность) и с Ольгой Ильинской (пассивный Илья Ильич и активная натура Ольги). В IV части Обломов находит тихую любовь простой женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной и попадает в новую Обломовку, обретя свой идеал. И всё же заканчивает Гончаров своё произведение смертью Обломова - закономерным итогом жизни, проведённой как во сне.

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ - ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА

Типичный барин

Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал - «безмятежность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин. Героя совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера: в них он не видит ничего, кроме пустой суеты, а ради суеты не стоит подниматься с дива­на. (Использован приём антитезы: внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.)

Типичный русский характер

Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя. Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже его слуга. Но Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его). Нравственно он стоит гораздо выше Штольца и Ольги, которые это сами признают. Перед нами «хру­стальная душа». Но сладкое ничегонеделание не проходит бесследно: герой погружается в спячку, его прекрасные душевные качества погребены уже в Обломовке, убиваются ленью и духовным застоем. Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель даёт в главе «Сон Обломова».

Итог жизни

Никто и ничто не смогли изменить героя: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь к Ольге Ильинской, ни опасность второго апоплексического удара и смерти не заставили его снять халат. Он медленно и верно порыва­ет со всем внешним миром, обретя свою Обломовку на Верхлевской улице с женщиной, о которой всегда мечтал. Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились часы, которые забыли завести». Обломов умер, так и не узнав, прав ли он был, отказавшись от суеты жизни. Его мечта о «целом» человеке, об «утраченном рае», не оставляет равнодушными и современных читателей. Каждый даёт свой ответ на вопрос, прав ли Обломов в своём выборе или нет.

СОН ОБЛОМОВА. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РОМАНЕ

«Сон Обломова» - IX глава романа. Глава была напечатана в 1849 г. и имела большой успех. Все ждали появления романа целиком, но он был создан лишь через 10 лет (1859). Писатель считал главу «увертюрой ко всему роману». «Сон» - это образный и смысловой центр романа, ключ к пониманию натуры Обломова.

Это - художественный приём. Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ СФОРМИРОВАЛСЯ ГЕРОЙ

Среда. «Первобытный рай»

Обломовка - идиллический край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля. Он рос на лоне прекрасной природы, окружённый любовью и заботой. География этого уголка земли не предполагает морей и гор - только равнины и то в замкнутом пространстве. Здесь нет часов и минут. Время связано с понятием круга, с циклами природы (весна - рождение человека, лето - свадьба, осень - старость, зима - похороны).

Воспитание на русском фольклоре

В патриархальной Обломовке Илюше не позволяли даже одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца.

Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тёзку - Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждающего без труда, волшебным способом. Сказки глубоко проникли в сознание Обломова и, будучи уже взрослым, он «грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» и не хочет мириться с суетой реальной жизни. В дремлющем на диване Обломове угадываются черты богатыря - в нём тоже чувствуется богатый потенциал.

ЧТО ТАКОЕ «ОБЛОМОВЩИНА»?

Ведущая тема романа

Гончаров изобразил процесс, в медленном ходе которого «никнут и увядают» лучшие задатки человека.

Явление русской жизни

Это нравы и понятия, основанные на даровом труде крепостных крестьян и пропитанные идеалом праздности, вечного покоя и беззаботности.

Определение Штольца

Это отсутствие труда (Труд определяет цель в жизни человека).

Проблема русского общества

Проблема не одного человека, но и общества, которое формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала развиться многим добрым началам и талантам, заложенным природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. «Наше имя - легион», - скажет Обломов. И все эти люди тоже не могут сбросить с себя халат «обломовщины».

ПРОЯВЛЕНИЕ «ОБЛОМОВЩИНЫ» В ОБЛОМОВЕ

Типичный русский барин: ничего никогда не делал сам - для этого у него есть «Захар и ещё триста Захаров».

Созерцатель и мечтатель: лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в своём поместье. Но не желает соприкасаться с реальностью. Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь суета, ради которой не стоит вставать с дивана. Пасует перед любыми жизненными проблемами: беспомощен, апатичен и ленив. Ничто не может его изменить: ни уговоры и дружба Штольца, ни любовь Ольги Ильинской, ни опасность второго удара и смерти. Он медленно и верно порывает со всем внешним миром.

ПРИЧИНЫ «ОБЛОМОВЩИНЫ»

Общество

«Обломовщина» - социальное явление, сложившееся в русском обще­стве. Появление Обломова - закономерный итог жизни общества, кото­рое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.

Воспитание

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Обломов воспитывался в дворянской семье с патри­архальными традициями, в условиях русской поместной жизни, которые позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном». Жизнь в Обло- мовке сделала из него лентяя, который всё время устаёт: сначала от светской жизни, от службы, позже от любви и, наконец, просто устаёт жить. «Обломовщина» порождена патриархально-дворянским бытом.

Русский национальный характер

Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национааьного характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость - всё это исторически сложившиеся качества русского человека. В России не приживается деятельный немец Штольц, для неё более органичен Обломов. Поэтичный, душевный, сердечный, он ближе нам, чем рационалист Штольц с его прагматизмом. И. С. Тургенев писал: «Пока останется хоть один русский - до тех пор будут помнить Обломова».

«Болезнь русского дворянства»

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал «обломовщину» своего рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к какой обще­ственной деятельности. Критик считал Обломова заключительным зве­ном в цепи «лишних людей», имея в виду Онегина, Печорина, Рудина и др., которые не могли найти себе применения в жизни. Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. злободневным, имеющим важное общественное значение.


Похожая информация.





Top