Горе от ума горе от любви чувства. Горе от ума или горе от любви

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

Комедия А.С.Грибоедова является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии- крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. Так же как и в реальной жизни, в комедии «Горе от ума» личное и общественное слиты вместе. Чацкий воспитывается вместе с Софьей с детства. Его любовь к ней несомненна: после трехлетнего путешествия за границей, Чацкий мчится к Софье, даже не заехав к себе домой. Их связывают не только общие чувства, но и родство душ. Софья – умная девушка, она, также как и Чацкий, страстная натура. Но за время отсутствия главного героя многое изменилось. Чацкого встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны возлюбленной. Что же произошло с Софьей7 За годы отсутствия Чацкого она нашла ему неравноценную замену – услужливого секретаря Фамусова Молчалина.

Выбор Софьи, вероятно, был обусловлен особенностями ее образования. Свои жизненные правила и убеждения она черпает их французских любовных романов, как и большинство девушек того времени и класса. По этой причине возлюбленным Софьи становится Молчалин, он удобен в качестве «мужа-мальчика, мужа-слуги». И вот у Чацкого и Софьи после разлуки состоялось свидание. Чацкий открыт в своих чувствах, он далек от сарказма. Но Софья с ним холодна и равнодушна. Не зная о ее чувствах к Молчалину, Чацкий говорит о нем с насмешливо-беззлобной издевкой умного наблюдателя.

И получает от Софьи ответ с таким смыслом, что он не человек, а змея. Чацкий не понимает, почему Софья отдаляется от него. Ведь он видел в ней свою единомышленницу. Главный герой раскрывается перед читателем в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл. Чацкий с трудом понимает, что «распалась связь времен», прошло то время, когда он с Софьей находил общий язык и взаимопонимание.

Ум Чацкого за три года возмужал, стал более зрелым, но Софью он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие страдания. В финале комедии борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим враждебным обществом Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся не только в чувствах Софьи к нему, но и в ней как личности. Страшно то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». Получается, что горе героя и от того, и от другого: любовь не смогла затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества.

Судьба страдания его народа – основной источник гражданского пафоса Чацкого. Этому пониманию жизни, долго, счастья пытался научить читателя А.С.Грибоедов в произведении «Горе от ума».

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых загадочных произведений русской литературы XIX века, хотя и не очень сложное в сюжетном плане.
Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильон терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет. Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".
Почему же до сих пор эта комедия - одно из самых притягательных произведений нашей литературы? Почему по прошествии стольких лв1 нас волнует драма Чацкого? Попробуем ответить на эти вопросы, а для этого перечитаем монологи и реплики Чацкого, всмотримся в его взаимоотношения с другими героями.
Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Но для нас Александр Андреевич Чацкий - это художественный образ бессмертной комедии, в которой "отразился век и современный человек", и, хотя многие называли комедию "Горе от ума" "комедией нравов", каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. Вот и в этюде И. А. Гончарова "Мильон терзаний" есть такие слова: "Чацкий неизбежен при каждой смене века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого..."
О чем же эта комедия?
Чаще всего критики спорят о названии пьесы: горе от ума или горе уму? А если перенести акцент на первое слово? Ведь в пьесе говорится не о мнимом, а о подлинном горе. Речь идет о жизненной драме Чацкого - личной и общественной.
История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софией, затем служба с Горичем в полку "назад тому лет пять", Петербург - "с министрами связь, потом разрыв", путешествие за границу - и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. "Сам толст, его артисты тощи", - говорит он об одном из московских "тузов" и его крепостном театре. Он замечает ненависть света ко всему новому:
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился?..
Прошли годы, и, возвратившись из дальних странствий, герой видит, что в Москве мало что изменилось. За границей Чацкий "ума искал", учился. Но кроме научных истин беспокойная Европа, кипящая революционными выступлениями и национально-освободительной борьбой, привила или могла привить мысли о свободе личности, равенстве, братстве. Да и в России после Отечественной войны 1812 года царила атмосфера критического осмысления того, что происходит в империи.
Чацкому смешно, что он мог преклоняться перед расшитыми мундирами, укрывавшими "слабодушие, рассудка нищету". Теперь ему ясно видно, что в Москве "дома новы, но предрассудки стары". И потому небогатый дворянин Чацкий отказывается от службы, объясняя это тем, что "служить бы рад - прислуживаться тошно". Он "славно пишет, переводит", он добр и мягок, остроумен и красноречив, горд и искренен, а любовь его к Софии глубока и постоянна.
Уже первый монолог Чацкого дает почувствовать важное качество героя - его открытость. В момент первого свидания с Софией он далек от сарказма, а в его репликах чувствуется насмешливо-беззлобная издевка умного наблюдателя, подмечающего смешные и нелепые стороны жизни, поэтому вслед за французом Гильоме упоминается и Молчалин. Пытаясь растопить лед равнодушия, которым его встретила София, он добивается обратного. Озадаченный ее холодом, Чацкий произносит вещую фразу: "Но если так: ум с сердцем не в ладу!" Это сказано удивительно точно: в этой фразе, как и в заглавии комедии, сконцентрировано определение двойственной природы конфликта произведения как пьесы о гражданской позиции человека прогрессивных убеждений и пьесы о его несчастной любви. Нет того "водораздела", который отделяет одно от другого, а есть человек-гражданин, пылко влюбленный в прекрасную девушку, свою единомышленницу. Он раскрывается перед нами в действиях, имеющих одновременно и личный, и общественный смысл.
Для Чацкого по-своему "распалась связь времен". Того времени, когда у него с Софией были общий язык и чувства, и того времени, когда происходят события комедии. Его ум возмужал и не дает пощады теперь никому, но Софию-то он любит еще сильнее, чем прежде, и этим причиняет и ей, и себе большие огорчения. Воистину "ум с сердцем не в ладу".
Главное сражение, которое происходит во втором действии, оказывается целиком связано с интимной линией. В его любовном монологе в Оставимте мы эти пренья..." содержится едва ли не важнейшее политическое заявление Чацкого. Оно выражено намеком-шуткой о превращениях, которые возможны в Молчалине, раз они оказались возможны и в правительстве, преобразовавшемся из либерально-демократического в казарменно-деспотическое. Сатирическая желчь по поводу превращений "правлений, климатов, и нравов, и умов" соединяется с элегическими излияниями героя.
Но может ли любовь затмить, заглушить в Чацком биение сердца гражданина, мечтающего о свободе и благе Отечества? Судьба его народа, его страдания - основной источник гражданского пафоса Чацкого. Самые яркие места монологов героя те, где он гневно выступает против угнетения, крепостничества Ему отвратителен нечистый дух слепого, рабского, пустого подражания всему иностранному.
Драма Чацкого и в том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние. Тем и привлекателен Чацкий, что даже в отчаянии он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, даже не удаляется от общества, как брат Скалозуба, а смело бросается в бой с отжившим, старым, обветшалым.
Режиссер Вл. Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова, когда пьеса вдруг разрывает грани интимности и разливается в широкий поток общественности. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что София не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет "мучителями".
Две трагедии? Горе от ума или горе от любви? Они неразрывно связаны, и из двух трагедий возникает одна, очень мучительная, так как горе от ума и от любви слились воедино- И все это осложняется трагедией прозрения, а следовательно, утратой иллюзий и надежд.
В прощальных монологах Чацкий как бы подводит итог: "Чего я ждал? что думал здесь найти?" В его словах слышатся досада, горечь, боль разочарования, а в самом последнем монологе - ненависть, презрение, гнев и... нет чувства сломленности:
Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Так не говорит побежденный. Его протест - это энергичный протест против гнусной рассейской действительности, против чиновников-взяточников, бар-развратников, против невежества И холопства", - писал В. Г. Белинский.
Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть- Он вступает а схватку и торжествует над бюрократической ограниченностью Фамусова, солдафонством и мракобесием Скалозуба, угодливостью и подличанием Молчалина, пошлостью и фанфаронством Репетилова.
Чацкий переживает горе личное, сердечное, благодаря своему непримиримому к социальным уродствам уму. Ведь в понятие ума краеугольным камнем положено вольнодумие, поэтому жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость.
Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко человеческая комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".

Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия, радуется встрече с предметом своей давней любви - Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но в начале он еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, тем более что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного. Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.

Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи - Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» - это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.

В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов подменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету. Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему больше Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные махинации Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим «посрамлением зла», как то бывает в классических комедиях. «Помирятся», - предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?

Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви - это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» - самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.

Горе от ума, или Горе от любви в комедии Грибоедова

Предмет, возраст

Литература, 9 класс

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

Проблема, исследуемая в проекте, в истинности любви в конфликте разума и чувства главной героини комедии Софьи. В процессе работы над проектом обучающиеся анализируют произведение, проводят исследования и систематизируют полученные выводы для ответов на учебные и проблемные вопросы, с целью выхода на основополагающий вопрос: "Бездумная любовь - это болезнь?". В результате работы над проектом у обучающихся формируется способность к осмыслению и формулированию таких нравственных категорий, как любовь, дружба, счастье и многих др.

Структура проекта

План реализации проекта

Первый урок:

1. Знакомство с методом проектов

2. Просмотр стартовой презентации

3. Распределение на две команды в соответствии с интересующими учеников проблемными вопросами

4. Проведение самостоятельных исследований по своим учебным вопросам во внеучебное время

Работа над проектом на втором уроке:

1. Создание и взаимообмен дидактическими материалами

2. Составление групповой презентации по результатам своих исследований

3. Обсуждение и предложение критериев оценивания результатов

4. Формирующее оценивание учителем

На третьем уроке:

1. Представление и защита результатов проведенных исследований по командам

2. Итоговое самооценивание качества работы перед защитой проекта

3. Обсуждение и поиск ответов на основополагающий вопрос

4. Интерактивная игра kahoot

5. Итоговое оценивание учителем

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Бездумная любовь - это болезнь?

Проблемные вопросы:

Может ли любовь существовать бездумно? Любовь без разума - это любовь?

Учебные вопросы:

Почему Софья полюбила Молчалина, а не Чацкого?

Можно ли чувства Софьи назвать настоящей любовью?

Является ли разумный подход к любви основополагающей чертой для счастья между возлюбленными?

Почему Молчалин становится избранником Софьи?

Возможна ли любовь отдельно от разума?

Можно ли назвать чувства Чацкого к Софье любовью?




Top