Город Иерусалим: религиозный центр мира. Священный город трех религий: Иерусалим

Три монотеистические религии считают Иерусалим безупречным городом. Для христиан он является главной святыней, ведь именно там проходили последние дни земной жизни Христа. Арабы называют его Аль-Кудс, что тоже означает «святыня». Важное положение этого города отмечают и иудеи..


Первые стены Иерусалима были построены в VIII веке до нашей эры


Иерусалим находится в 50 километрах от Тель-Авива и занимает особое положение между Израилем и Палестиной. Первые стены этого удивительного города были построены в VIII веке до нашей эры. За тысячи лет Иерусалим накопил богатейшую историю. Множество памятников хранят важные для многих верующих события. Еще в XVI веке по приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг комплекса мечетей была возведена стена. Собственно, она и отделяет Старый город от других территорий Иерусалима, все наследие которого бережно хранится именно там.

Жители в Иерусалиме разделены на две большие группы. Первая и преобладающая по количеству — иудеи. Вторая — мусульмане и христиане. Паломники все трех конфессий стремятся в этот город, чтобы почувствовать его необычную атмосферу и своими глазами увидеть почитаемые веками святыни.

Значимым местом для иудеев и мусульман считается расположенный на Храмовой горе Купол скалы. По преданию, с того места, на котором построен храм, вознесся на небо пророк Мухаммад. По иудейской традиции, здесь началось сотворение мира, а до мечети там находился Второй Храм, поэтому иудеи также почитают эту гору. Рядом арабы построили еще одну мечеть, которая стала знаменитой святыней ислама— Аль-Акса.

В христианском квартале Иерусалима расположены главные святыни христианства — Голгофа и Храм Гроба Господня. Паломникам предоставляется возможность пройти полный путь Иисуса Христа: от места, где он был осужден, до места его распятия. Для того, чтобы приблизить себя к библейским событиям, некоторые верующие приобретают специальные для паломничества кресты. Весь путь они проходят вместе с ними. Храм Гроба Господня делит между собой представителей разных церквей. Во избежание конфликтов ключи от храма уже несколько веков хранят две мусульманские семьи.

На склоне Елеонской горы расположена церковь Патер Ностер. По преданиям, как раз там Иисус научил апостолов молитве Отче Наш. Стены монастыря украшены керамическими плитами, на которых виден текст известной христианской молитвы на разных языках. К востоку простирается Масличная гора, а на ней сооружена мечеть вознесения Христа. Внутри храма находится отпечаток ноги Иисуса, где он в последний раз коснулся земли.


Стена Плача — одна из важнейших святынь иудаизма


На юго-востоке старого города расположена большая площадь, а за ней одна из важнейших святынь иудаизма — Стена Плача. Данное сооружение — единственное, что осталось от Второго Храма, который был уничтожен римлянами. На этом месте оплакивали его гибель, отсюда зародилось и название. Однако, многие иудеи предпочитают название Западная Стена. По традиции, в трещины стены вкладывают записки с просьбами, а поворачиваться к ней спиной запрещено. Во время ритуала, верующие читают писания и целуют камни священной стены. Чтобы усилить концентрацию при молитве, они раскачиваются из стороны в сторону.

Ортодоксальных евреев можно узнать по шляпам и черным костюмам. В их традиции шляпа налагает определенные моральные обязанности и учит ответственности. Что касается женщин, то они всегда должны быть с покрытой головой и скромно одеты. Для них предназначена отдельная часть стены.

Гора Сион соединяет иудаизм, мусульманство и христианство


Территорией, соединяющей иудаизм, мусульманство и христианство, является гора Сион. На ней находится гробница царя Давида, которому оказывают почтения все три религии. Кстати, именно туда шли иудеи, когда не было доступа к Стене Плача. Вдобавок, на горе стоит церковь успения Богородицы. Именно там Дева Мария уснула перед тем, как вознестись на небо.

За старым городом простирается современный, в котором явно прослеживаются западные тенденции. И не мудрено, ведь местными архитекторами были взяты за основу крупные американские города. Тем не менее к старым зданиям относятся уважительно. Правда, иногда их разбирают и переносят на новое место.

Несмотря на западное влияние, новая часть города продолжает взывать к истории. Например, в начале 2008 года был открыт Струнный мост. Он напоминает об арфе царя Давида, о которой сказано в Библии. Помогает вспомнить древнюю историю Иерусалима и Храм Книги, вместе с внушительным макетом города времен Второго Храма. Важное историческое влияние имеет Яд-ва-Шем — мемориальный комплекс, посвященный жертвам холокоста. В зале имен собраны воспоминания родных и погибших. Здесь записаны имена трех из шести миллионов евреев, погибших во времена войны.

Город не перестает прогрессировать, ускорять свой темп и обновляться. Но среди повседневной суеты всегда находится место и для религии.

Немного об Иерусалиме

Иерусалим - официальная столица Израиля, древнейший город, считающийся столицей трех религий: ислам, христианство и иудаизм. Каждое место в этом удивительном и красивом городе пропитано историей. Поэтому достопримечательности Иерусалима многообразны, насыщенны и интересны.

Иерусалим - город контрастов: современные торговые центры гармонично сочетаются со стенами Старого города; византийские львы со римскими арками; мусульманские и христианские святыни - с крепостными валами и стенами, возведенными крестоносцами.

Исторической частью Иерусалима считается Старый город, окруженной крепостной стеной. Именно в этом месте сосредоточены все исторические достопримечательности Иерусалима, включая места трех мировых религий. Можно сказать, что по своей сути Старый город является одной большой достопримечательностью, чтобы изучить ее не хватит даже человеческой жизни.

Также достопримечательности города не исчерпываются только религиозными памятниками. Здесь располагается много музеев, где сосредоточено большое число исторических ценностей разных эпох.

Православные достопримечательности Иерусалима

Иерусалимский храм Воскресения Христова - считается главной святыней христианства. Свое название храм получил из-за того, что в нем находится Кувуклия гроба Господня. Он был возведен на месте, где был распят, погребен и затем воскрешен Иисус Христос.


По своим размерам он величественнее и огромен. Чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около 40 различных зданий. Также в состав храма входят пещера гроба Господня и гора Голгофа, на который был распят Христос. Также имеются подземные ходы под зданием Храма.

Храм гроба Господня трижды разрушался полностью и восстанавливался заново за свою многовековую историю.

Свременный Храм включает в себя три главные сооружения: часовня гроба Господня; храм на Голгофе; храм Воскресения Господня.

Мечеть купол Скалы - визитная карточка города - действующая мечеть, расположенная на вершине горы Мориа. Ее золотой купол, диаметр которого составляет20 метров, можно наблюдать из любой точки Старого города. Мечеть является тем самым местом, откуда пророк Мухаммед вознесся в небеса. Это удивительное здание похоже на волшебный замок из бирюзы.


С каждой стороны мечеть окружают пологие ступени. А четыре двери располагаются на четыре стороны света. Внутреннее убранство мечети украшено бело-сине-зеленой плиткой и мозаикой. Стены расписаны золистыми надписями из священной книги - Коран.

Благодаря архитектурному замыслу видны из любого места мечети многочисленные внутренние колонны. В самом сердце Купола Скалы располагается священная скалистая площадка, возвышающаяся от мраморного пола на2 метра. Создается впечатление, будто она парит в воздухе, так как находится в окружении деревянной балюстрады.

Монастырь святого Креста - монастырь, стоящий в зеленой долине в окружении двух огромных кипарисов в западной части города. Этот красивейший и древнейший монастырь принадлежал когда-то Греко Православной Иерусалимской Патриархии

Снаружи монастырь похож на старинный средневековый замок: колокольня с мраморными часами, возвышающийся в небо величественный купол, массивные высокие стены, выполненные из желтого камня. Внутренние стены монастыря украшены фресками, описывающие историю Ветхого и Нового Заветов.

Стена Плача - знаменитая стена Иерусалима , представляющая собой остатки опорных сооружений Ирода Великова, служащих укреплением Храмовой горы. Ее длина составляет488 метров. Она была построена из огромных обтесанных каменных блоков без применения специального скрепляющего раствора.


Стена плача является величайшей святыней всего еврейского народа, куда ежедневно приходят тысячи людей, чтобы почитать молитвы и обратиться за помощью к Господу Богу.

Свое название стена получила из-за того, что евреи оплакивали разрушенные в различные годы Первый и Второй Храмы.

Мечеть Аль -Акса- третья святыня Ислама после мечети пророка в Медине и Каабы в Мексике. Она располагается на Храмовой горе и является одной из самых крупных мечетей в Иерусалиме: во время молитв сюда вмещается около 5000 молящихся.

Аль -Акса имеет большую центральную галерею, которая поддерживается величественными мраморными колоннами. Остальные шесть галерей меньшей высоты располагаются по сторонам от центральной галереи. В центре мечети стоит купол, покрытый свинцовыми пластинами и разноцветной мозаикой. Попасть в мечеть можно через семь дверей.

Представляющий собой священный путь, который начинается Мусульманском квартале Иерусалима. Узкая, извилистая дорога вымощена белым камнем. Маршрут скорби воспринимается христианами как истинный, поскольку его значение заключено в полной вере в подлинность произошедшего.


Монастырь Успения Богоматери - католический храм, стоящий на вершине горы Сион, за чертой Старого города. Величественная церковь заметна с разных сторон города. Название храма связано с произошедшим здесь когда-то событием: смерть пресвятой Девы Марии.

Музеи Иерусалима

Музей истории Иерусалима - музей, расположенный на территории Цитадели Давида в Старом городе. Музейная экспозиция повествует историю города, насчитывающую более 3000 лет. Выставочный зал посвящен определенному историческому периоду. Здесь можно увидеть многочисленные экспонаты: фотографии, макеты, произведения искусства, чертежи, рисунки, карты, подлинники, найденные в результате археологических раскопок.

Музей библейских стран - музей, ведущий историческую хронику Ближнего Востока библейского и древнего периодов, и вмещающий одну из самых крупных в мире коллекций древнего искусства. Он находится в само центре музейной линии Иерусалима.

Музей исламского искусства - музей, в котором представлены шедевры исламской цивилизации в хронологическом порядке. Исламское искусство представлено странами Ближнего Востока, Индии, Багдада и Южной Европы.

Иерусалим - один из самых удивительных городов на Земле! Священный город для христиан, мусульман и иудеев, тысячелетия истории, разнообразие культуры, три мировые религии, соседствующие и сосуществующие друг с другом вместе в одном тесном историческом котле. Обо всём этом написаны бесконечные тома книг, трудов и энциклопедий - в формате короткого отчёта о путешествии всего не описать, да и пытаться не нужно, наверное. Чтобы детально посмотреть Иерусалим и все его окрестности нужно, навскидку, дня три-четыре. У нас же был один полный день и плюс ещё два вечера после возвращения с экскурсий из других районов Израиля - всего не увидишь, но достаточно для того, чтобы познакомиться со Старым Городом и прочувствовать весь его колорит и атмосферу. Ниже приведу фотографии Старого Иерусалима с короткими комментариями, не претендующими на историческую полноту. Могу лишь подтвердить, что Иерусалим - это другая планета, только на Земле. И не важно - верующий вы или нет, христианин, мусульманин, иудей или просто любитель путешествий, желающий познать новые места и культуру - равнодушным вас Иерусалим не оставит.

1. Улица Яффо - одна из главных улиц, ведущих из районов Западного Иерусалима к Старому Городу. По ней ходит скоростной трамвай - удобный транспорт для перемещения по городу, особенно если нужно добраться в центр от авто- или ж.д вокзала.

2. Приближаемся к Старому Городу со стороны улицы Яффо - цитадель Давида, башня минарета мечети на территории цитадели (построенного при османском владычестве), а правее вдали - башня немецкого католического аббатства Дормицион, расположенного за пределами стен Старого Города у Сионских ворот.

3. Яффские ворота - одни из главных ворот крепостной стены Иерусалима, парадные ворота Старого города. Свое название получили по одноимённой дороге, исторически связывавшей Иерусалим и древний порт Яффо (ныне территория Тель-Авива). Яффские ворота - самый удобный вход, чтобы попасть в Христианский и Армянский кварталы Иерусалима.

4. У Яффских ворот находится цитадель Давида - стратегические фортификационные сооружения, построенные ещё во II веке до нашей эры при царе Ироде и последовательно разрушавшиеся и перестраивавшиеся на протяжении столетий при римлянах, османах и других завоевателях Иерусалима. Сегодня цитадель представляет собой две четырёхугольные, соединённые стеной башни, возведенные в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном. На территории цитадели находится музей истории Иерусалима, а с башни открывается отличный вид на Старый город.

5. Старый Город Иерусалима делится на четыре квартала - Христианский, Мусульманский, Иудейский и Армянский - но при этом необычайно компактен. На этой фотографии, например, одновременно видны главные христианские и мусульманские святыни Иерусалима: серые купола слева - это храм Гроба Господня, а справа золотится Купол скалы, расположенный на вершине Храмовой горы рядом с мечетью Аль-Акса, третьей после Мекки и Медины святыни ислама.

6. Купола храма Гроба Господня.

7. Колокольня лютеранской церкви Спасителя (Редимер) была построена в 1898 году. По меркам Иерусалима - это новострой, но сегодня 40-метровая колокольня является одной из ярких доминант Старого города.

8. Мечеть Омара расположена прямо напротив храма Гроба Господня. Мечеть датируется 1189 годом, а её 15-метровый минарет - 1465 годом. История её интересная. Построена в честь халифа Омара - во время арабского завоевания в 638 году Иерусалимский греческий патриарх Софроний отказался сдаться всем, кроме халифа Омара. Омар приехал в Иерусалим и принял сдачу, при этом обещал не разрушать и не захватывать христианские церкви. Софроний пригласил Омара в храм Гроба Господня, рядом с которым новый мусульманский правитель помолился за пророка. В том месте рядом с храмом Гроба Господня, где молился халиф Омар, спустя несколько столетий и была построена эта мечеть.

Храмовая гора - священное место для трёх религий - иудаизма, ислама и христианства.

У христиан эта гора отождествляется с местом, где Бог попросил Авраама принести в жертву сына Исаака.

У евреев здесь с X века до н.э по I век н.э. стоял Иерусалимский храм, центр религиозной жизни еврейского народа - вначале храм Соломона и позднее грандиозный Второй храм, разрушенный римлянами. Храм был разрушен, евреи отлучены от Иерусалима, затем в Палестину пришёл ислам. А от древнего Иерусалимского храма до наших дней сохранилась лишь часть Западной стены, называемая сегодня Стеной Плача. Это самое святое место на земле для евреев всего мира, символ их веры и надежды.

Когда в начале VII века в Палестину пришёл ислам , на Храмовой горе были построены мусульманские объекты - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Мечеть Аль Акса - третья святыня ислама (после мечетей в Мекке и Медине). У мусульман она отождествляется с перемещением пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Аль-Кудс), его молитвой здесь и вознесением на небеса, где он получил от Аллаха завет мусульманской веры. А Купол Скалы - построен над той 17-метровой скалой, с которой, по преданию, пророк Мухаммед совершил тот самый прыжок в небо. Этот золотой купол сегодня является одним из главных символов Иерусалима.

9. Взгляд на Храмовую гору и золотой Купол Скалы - а за Храмовой горой возвышается более высокая Масличная (или Елеонская) гора, отделённая от Старого города Кедронской долиной.

10. Купол Скалы, откуда пророк Мухаммед, по преданию, вознёсся в небо, и Русская православная церковь Марии Магдалины на склоне Елеонской горы на заднем плане.

11. Взгляд на Иудейский квартал Старого города. Синагога Хурва - белокаменный купол, подпираемый величественными арками. Первоначально построенная в начале XVIII века, она два раза разрушалась - в 1721 и 1948 годах. В 2010 году синагога была восстановлена в облике XIX века.

12. Взгляд на внутренний двор цитадели Давида, памятники археологии и минарет, построенный на территории цитадели османами.

14. Взгляд вдоль стены Старого города на север. Вдоль стены и улицы проходит граница между Западным и Восточным Иерусалимом. Восточный Иерусалим, на территории которого, к слову, находится Старый город, с 1948 по 1967 год находился под контролем Иордании (в этот период под контролем Израиля была только западная часть Иерусалима), и был взят израильской армией в ходе Шестидневной войны 1967 года. Международный статус Восточного Иерусалима и по сей день с юридической международной точки зрения остаётся предметом споров. Хотя по факту сегодня Иерусалим - единый город, просто в западной части преобладает еврейское население, а в восточной - арабское.

15. Теперь спустимся с панорамной площадки, пройдёмся по кварталам Старого города и последовательно обойдём четыре квартала - Христианский, Армянский, Иудейский и Мусульманский. Площадь перед храмом Гроба Господня - главная точка Христианского квартала. Двери храма открыты практически всегда - тут очень оживлённо.

16. По соседству с храмом Гроба Господня находится мечеть Омара XII века - построенная на том месте, где халиф Омар молился вместе с греческим патриархом Софронием Иерусалимским после завоевания Иерусалима арабами. (Софроний пригласил Омара в храм, но мусульманин не мог молиться в христианском храме, и помолился за пророка рядом во дворике).

17. Вход в капеллу Архангела Михаила, справа от главного входа в храм.

Храм Гроба Господня на месте Воскресения Христа был построен в 325 году императором Византии Константином I - позднее неоднократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. История его насыщена драматическими событиями, и предмет скорее отдельной книги, чем короткого поста. На территории Храма находится множество церквей, капелл, приделов и часовен - здесь находятся последние пять станций Крестного пути Христа, в частности прибитие к Кресту, смерть Иисуса на Кресте и снятие тела с Креста. Сама Голгофа находилась в те времена за пределами крепостной стены - сегодня это тоже территория храма, лестница на Голгофу ведёт справа после главного входа в Храм. А сразу при входе в храм находится обнесённый лампадами Камень Миропомазания, на который был положен Иисус для умащения тела после смерти. В центре большой Ротонды храма находится главнейшая святыня христианства - Гробница Иисуса Христа, которая помещена в небольшую часовню ("эдикула" или "кувуклий") размером 8 на 6 метров. Здесь на Пасху происходит ритуал схождения благодатного огня, который наверняка видел каждый по ежегодным телетрансляциям.

Чтобы подробно обойти все святыни Храма, нужен полноценный день, а чтобы подробно описать их - полноценный отдельный пост. Не буду здесь пытаться сделать это - лучше исторических и религиозных книг я всё равно этого не сделаю, да и не то это место, где нужно носиться наперевес с фотоаппаратом - независимо от того, верующий вы или нет.

18. Приведу лишь несколько фотографий. Внутри главного храма возле Камня Миропомазания.

19. Мозаика на Храмовой стене, изображающая процесс прощания с Иисусом.

21. Большая Ротонда диаметром 32 метра и часовня-"кувуклий", внутри которого находится Гробница Иисуса Христа.

22. Чтобы попасть внутрь кувуклия, нужно простоять приличную очередь - мы стояли минут 20-25.

23. У входа в пещеру Гроба, где на Пасху происходит схождение Благодатного огня.

25. Покинув храм, продолжим прогулку по Христианскому кварталу Иерусалима - торговые ряды в районе площади Муристан.

26. Центр площади Муристан украшает фонтан в окружении четырёх колонн различного исторического периода.

К югу от Христианского квартала Старого города находится Армянский квартал - пожалуй, наиболее тихий и спокойный из четырёх исторических кварталов Иерусалима. Основные туристические маршруты по Старому городу часто обходят его стороной, - но при этом здесь много интересного! Небольшая в общем-то армянская община Иерусалима занимает огромную нишу в его христианской структуре. Армяне приняли христианство уже в 301 году, за 24 года до Византийской империи. На территории Армянского квартала Иерусалима находится здание Армянской Патриархии, библиотека, насчитывающая более 30 тысяч книг и две древние церкви. А старинные улочки привлекают колоритными сувенирными киосками и уютными заведениями кавказской кухни, многие из которых работают даже в шаббат.

28. Каменная арка у перекрестка дороги, ведущей к Армянской Патриархии и Сионским воротам Старого города с улицей Святого Иакова.

29. Собор Святого Иакова - кафедральный собор армянской церкви в Иерусалиме. Современный ансамбль собора включает здания XII - XVIII веков. Внутренний дворик храма.

31. Армянские кресты - хачкары.

32. Улица Святого Иакова пересекает Армянский квартал и ведёт по направлению к следующему, третьему на нашем пути историческому кварталу Иерусалима - Еврейскому кварталу.

34. Арки узеньких улочек.

Еврейский квартал Иерусалима - и древний, и молодой одновременно. Он был населен евреями аж с 8 века до нашей эры, но вскоре после завоевания римлянами и разрушения Иерусалимского храма император Адриан изгнал евреев из Иерусалима и запретил им вступать на его территорию. Запрет был снят только в 361 году но лишь спустя тысячелетие, в XIII веке под сохранившейся стеной Иерусалимского храма ("Стена Плача") снова стали активно появляться еврейские поселения. В XX веке во время битвы за Иерусалим в 1948 году еврейский квартал был полностью окружён арабскими силами и древние синагоги были разрушены. С 1948 по 1967 год квартал находился под контролем Иордании - а в ходе Шестидневной войны 5-10 июня 1967 года окружённый крепостной стеной Старый город в составе Восточного Иерусалима был отвоёван Израилем. Большинство нынешних зданий еврейского квартала Старого города были построены уже после 1967 года - часть из них находится на месте найденных при раскопках старых построек, но основная часть - это всё-таки новодел. На территории еврейского квартала находятся бесчисленные иешивы (высшие религиозные учебные заведения) и синагоги, про самую известную из которых, Хурву я уже писал.

35. Площадь Хурва - центр еврейского квартала Старого города. Белоснежный купол одноименной синагоги в соседстве с минаретом ещё одной мечети в честь Халифа Омара.

36. Пройдя вперёд, оказываемся у восточной части Старого города, где в районе Храмовой горы проходит граница Еврейского и Мусульманского кварталов и фантастически соседствуют друг с другом главные святыни мусульман и иудеев. На этой фотографии - мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, третья святыня ислама после мечетей Мекки и Медины.

37. Чуть левее и севернее на Храмовой горе - золотой Купол Скалы, расположенный в том месте, откуда по преданию мусульман пророк Мухаммед совершил вознесение на небо. А перед ним - главная иудейская святыня, Стена Плача, сохранившаяся часть стены Иерусалимского иудейского храма, находившегося прежде на Храмовой горе и разрушенного в I веке римлянами, за 500 лет до пришествия сюда ислама. Удивительные исторические страсти всё-таки кипели (да и кипят) на Храмовой горе - древний Иудейский храм, разрушение и изгнание евреев римлянами, пришествие мусульман, появление на Храмовой горе мусульманских святынь, постепенное возвращение евреев, для которых символом веры и возрождения становится малая часть стены их бывшего Храма у подножья горы, на которой сегодня находятся символы мусульман. Потрясающее переплетение истории, народов и религий на малюсеньком клочке земли!

38. Стена Плача разделена на мужскую и женскую часть.

39. Люди подходят к Стене, молятся, оставляют записочки в расщелинах древних камней.

42. Отвлечемся ненадолго от прогулок по Старому городу и полюбуемся панорамами Иерусалима с Елеонской (Масличной) горы.

43. Купол Скалы на Храмовой горе - сама Храмовая гора сегодня находится под управлением мусульман, и вход туда для туристов строго ограничен.

44. Вид на Кедронское ущелье, разделяющее Храмовую и Масличную горы.

45. Русская православная церковь Марии Магдалины.

Вернёмся теперь в Старый город и пройдёмся по улицам Мусульманского квартала. Это самый большой из четырёх исторических кварталов Старого Иерусалима - помимо Храмовой горы (куда вход туристам строго ограничен), он включает в себя территорию в северной и восточной частях Старого города, на которой, помимо многочисленных улочек и мечетей, находится несколько крупных и необычайно колоритных базаров.

46. Заходим в Старый город через Львиные ворота.

48. В Северной части Старого города, по границе Мусульманского квартала, проходит улица Виа Долороза, по которой, согласно преданию, проходил Крестный путь Иисуса Христа и где находятся первые восемь станций Крестного пути.

50. Сердце Мусульманского квартала Иерусалима - огромные арабские базары, занимающие едва ли не половину его территории.

53. Протискиваясь в толпе, приближаемся к Дамасским воротам, главным воротам Мусульманского квартала.

54. Дамасские ворота - вход в арабские кварталы Старого Иерусалима, сердце арабской части города. Мы через них покидаем территорию Старого города. Неподалёку от этих ворот находится автовокзал, обслуживающий маршруты по преимущественно арабскому Восточному Иерусалиму, отсюда также отправляются междугородние автобусы в Вифлеем и другие отделённые от Израиля Палестинские территории. Ещё пишут, что Дамасские ворота - самое опасное место в Старом Иерусалиме. Возле них в прошлом было совершено несколько терактов и нападений на туристов - и сегодня тут дежурят усиленные наряды полиции. Впрочем, если не знать, то и не подумал бы - чисто внешне сегодня всё совершенно спокойно.

55. В заключение - ещё одна прогулка по Иерусалиму, приятным августовским вечером. По уже знакомой дороге приближаемся к Яффским воротам Старого города. Бородатый ортодокс на самокате - экзотика! :)

56. Османский минарет на территории цитадели Давида.

57. Мусорные (также Марокканские) ворота - расположены с юго-восточного угла Старого города, близ Стены Плача и мечети Аль-Акса.

58. Мечеть Аль-Акса и древние археологические раскопки на склонах Храмовой горы.

60. Площадь перед Храмом Гроба Господня и мечеть Омара.

61. Вечер пятницы. Начало шаббата - возле Стены Плача творится что-то невероятное. Шум, гам, какие-то танцы, необычайные по своему колориту ортодоксы в шапках. Очень много израильских военных - крики, возгласы, лозунги, снова танцы... Фотографией не передать - это надо просто увидеть!

62. И параллельно с танцами евреев у Стены Плача - внезапно пронизывающее до мурашек пение муллы с минаретов мечетей расположенных тут же арабских кварталов города.

63. Переплетение культур и религий просто потрясающее!

64. В завершение - пройдём ещё раз по древним улочкам Иерусалима и полюбуемся панорамой ночного города с Елеонской горы.

Остаётся только добавить, что расклад короткого отпуска позволил отвести на Иерусалим только один полный день и два вечера, за которые невозможно подробно посмотреть всего. Сейчас, по возвращении детально изучая книги и путеводители, отмечаю десятки мест, которые было бы здорово досмотреть, или изучить подробнее. Израиль вообще очень интересная страна, а Иерусалим - потрясающий город! Не важно какой вы веры, конфессии, или просто турист-путешественник - в любом случае этот город останется в вашем сердце навсегда!

За всю историю человечества немало было известных городов. Однако самым загадочным из них был Иерусалим. История этого места знала больше войн, чем любого другого населенного пункта планеты. Несмотря на это, город выстоял и сегодня продолжает процветать, являясь святыней для трех религий.

История древних: Иерусалим в доханаанский период

Как свидетельствуют археологические находки на территории священного города, первые поселения людей были здесь еще за 3000 лет до Рождества Христова. Первое письменное упоминание названия города Рушалимум датируется XIX-XVIII веками до н. э. Вероятно, жители Иерусалима уже в те времена враждовали с египтянами, так как название города было записано в ритуальных надписях проклятий для врагов Египта.

О происхождении названия населенного пункта ходят разные версии. Так, самым ранним принято считать имя Ирушалем, обозначающее, что город находился под защитой некого древнего божества. В других рукописях название связывают со словом «мир» («шалом»). А вот в первой книге, Библии, Иерусалим называется Шалем, что обозначает «ханаанский». Это связано с тем, что до евреев город принадлежал ханаанским языческим племенам.

Иерусалим в ханаанский период

История Иерусалима в это время хотя и содержит мало письменных свидетельств, зато полна интересных событий. Так, превратившись в город-государство, Иерусалим играл важную роль в своем регионе. Им правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества - патрона города.

В XIV- XII веках до н. э. двенадцать племен израильских возвращаются из Египта. Под предводительством Иисуса Навина они завоевывают город-государство, сломив сопротивление пяти соседних царей, объединившихся против них. Однако сопротивление местного населения было слишком активным, и, не имея возможности удержать город, евреи отдают его народу иевусеев.

Иерусалим - столица царя Давида

На протяжении многих лет оставался под властью иевусеев Иерусалим. История города в то время не содержала особо ярких событий - постоянные войны между евреями и иевусеями изнуряли его. Однако только в X веке до н. э. под предводительством царя Давида город был наконец-то покорен евреями. Иевусеи были изгнаны из центральной части Иерусалима, но долгое время еще оставались жить на окраинах.

Покорив Иерусалим, Давид объявил город собственностью колена Иудина, к которому сам принадлежал. Более того, со временем Иерусалим получил статус царской столицы. С перемещением в город святыни евреев, началась история Иерусалима как религиозного центра.

За годы своего царствования многое сделал для развития города. Однако по-настоящему «жемчужиной» Иерусалим стал при правлении его сына - Соломона. Этот царь построил величественный Храм, в котором долгие годы хранился Ковчег Завета. Также при Соломоне иевусеи были окончательно изгнаны из города, а сам Иерусалим превратился в один из самых богатых населенных пунктов региона. Однако после смерти Соломона не нашлось достойного приемника, и царство евреев распалось на два государства: Северное и Южное. Остался во владении династии Давида, правящей Южным царством, Иерусалим.

История священного города в последующие годы - это перечень войн. Так, не прошло и десяти лет после смерти Соломона, как египетский царь нападает на Иерусалим. Чтобы спасти святыню, правящий царь Ровоам платит огромный выкуп, разрушив тем самым экономику города.

В течение следующих двухсот лет Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Северного царства евреев, а позже - сирийцами. Во время египетско-вавилонской город недолгое время принадлежал египтянам, а после был завоеван вавилонянами. В отместку за восстание евреев правитель Вавилона Навуходоносор разрушил город почти до основания, а большую часть населения переселил в свою страну.

Период Второго храма

После разрушения Навуходоносором семьдесят лет пустовал Иерусалим. История евреев, переселенных в Вавилон, за эти годы полна удивительных примеров героизма и верности своей религии и традициям. Иерусалим для них стал символом свободы, и поэтому они мечтали вернуться туда и восстановить его. Однако такую возможность евреи получили лишь после покорения вавилонян персами. Персидский царь Кир разрешил потомкам Авраама вернуться домой и заняться восстановлением Иерусалима.

Через 88 лет после разрушения святого города он был частично восстановлен, особенно Храм, в котором снова начали проводить церемонии. В последующие пять веков, вплоть до рождения Иисуса, переходил от одного завоевателя к другому Иерусалим. История святого города в этот период - это непрекращающаяся борьба евреев за независимость, которая так и не увенчалась успехом. В IV веке до н. э. Иерусалим был захвачен Александром Македонским, а позже - его приемником Птолемеем I. Несмотря на зависимость от греков и египтян, евреи имели автономию, что позволяло Израилю процветать.

Во II веке до н. э. начинается эллинизация населения Иерусалима. Храм ограблен и превращен в святилище верховного бога греков Зевса. Такой поступок вызывает у евреев массовые протесты, которые перерастают в восстание под предводительством Иуды Маккавея. Восставшим удается захватить часть Иерусалима и очистить Храм от языческих предметов культа.

Иерусалим во времена Иисуса Христа. Римский и византийский периоды

В середине I века до н. э. становится одной из Иерусалим. История города в этот период полна событий, важных для одной из самых распространенный и влиятельных мировых религий - христианства. Ведь во времена царствования римского императора Октавиана Августа (в Иерусалиме правил царь Ирод Великий) родился Иисус Христос. Прожив всего 33 года, из-за зависти и интриг еврейских духовных лидеров Он был распят в Иерусалиме на горе Голгофе.

После воскресения и вознесения Христа ученики стали распространять Его вероучение. Однако сами евреи негативно отнеслись к новой религии и стали притеснять своих братьев, исповедующих ее. Продолжая мечтать о независимости, во второй половине I века евреи подняли восстание. На протяжении 4 лет они удерживали Иерусалим, пока к власти в Риме не пришел император Тит, который жестоко подавил восстание, сжег Храм и разрушил город. Следующие несколько десятилетий Иерусалим был в руинах.

В период царствования императора Адриана на развалинах города была основана римская колония Элия Капитолина. Из-за осквернения священного города евреи снова восстали и почти 3 года удерживали Иерусалим. Когда город перешел снова к римлянам, евреям под страхом смертной казни запрещалось жить в нем, а на Голгофе стали строить храм Венеры (Афродиты).

После того как христианство стало официальной религией империи, Иерусалим был снова отстроен по приказу императора Константина. Языческие капища были уничтожены, а на месте казни и захоронения тела Христа были воздвигнуты христианские храмы. Евреям теперь разрешалось посещать город только в редкие праздники.

Во времена царствования византийских правителей Юлиана, Евдокии и Юстиниана Иерусалим снова расцвел, став столицей христианства. К евреям стали относиться лучше и иногда позволяли селиться в священном городе. Однако в VII веке евреи, объединившись с персами, захватили Иерусалим и уничтожили многие христианские святилища. Через 16 лет столица была отвоевана византийцами, а евреев изгнали.

Иерусалим под властью арабов

После смерти пророка Мухаммеда почитатели основанной им религии, ислама, во главе с халифом Омаром овладевают Иерусалимом. С тех пор на долгие годы город остается в руках арабов. Примечательно, что возводя мечети, мусульмане не разрушали святыни других религий. Также они позволяли христианам и евреям жить и молиться в столице теперь уже трех религий. С VIII века Иерусалим постепенно утрачивает статус столицы для арабов. Кроме того, вплоть до прихода крестоносцев не утихали религиозные войны в городе.

Завоевание Иерусалима крестоносцами. Период мамлюков

В конце XI столетия глава католической церкви Урбан II инициировал завоевание Иерусалима рыцарями-крестоносцами. Овладев городом, крестоносцы объявили его своей столицей и вырезали всех арабов и евреев. В первые годы правления рыцарей-храмовников в городе был упадок, однако вскоре удалось стабилизировать экономику Иерусалима за счет многочисленных паломников из Европы. Евреям же и мусульманам жить здесь снова запретили.

После завоевания религиозной столицы Саладином, она снова стала мусульманской. Попытки крестоносцев овладеть Иерусалимом не увенчались успехом. В 30-40 годах XIII столетия город был разделен между христианами и мусульманами. Но вскоре хорезмийское войско овладело городом и разорило его.

С середины XIII века Египет был покорен мусульманами-мамлюками. Более 60 лет им принадлежал Иерусалим. В то время евреи снова получили возможность вернуться на родину. Однако огромного экономического развития город в этот период не получил.

Иерусалим в составе Османской империи. Город под властью Великобритании

XVI столетие ознаменовалось расцветом Османской империи. Султан Селим I смог завоевать священный город трех религий, а его сын Сулейман долгое время занимался реконструкцией Иерусалима. Со временем этот султан разрешил христианским паломникам посещать священный город.

Годами позже Иерусалим перестал восприниматься турками как религиозный центр и постепенно угасал, превращаясь в одну из крепостей для обороны от кочевых племен. Но в более поздние эпохи его экономика знала как взлеты, так и падения. С годами главной статьей прибыли стали паломники, которых становилось все больше. Здесь строились святыни мусульман, евреев и различных христианских деноминаций.

Столица трех религий принадлежала туркам вплоть до 1917 года, когда Османская империя, проиграв Первую мировую войну, была разрушена. С того времени и до 1948-го Иерусалим управлялся Великобританией. Британское правительство старалось дать возможность мирно жить в городе всем верующим, независимо от деноминации. Кроме того, евреи теперь могли селиться в своей древней столице. Поэтому в течение следующего десятилетия их численность возросла, что способствовало экономическому развитию города.

Однако к началу 30-х мусульмане, заметив рост численности еврейского населения и опасаясь потерять свои привилегии, начали восставать. В последующие годы из-за многочисленных арабо-еврейских конфликтов в городе гибли сотни людей. В конечном итоге британцы при содействии ООН принимают решение сделать Иерусалим свободным городом, где могут жить и евреи, и арабы.

Возвращение Иерусалима евреями. Современный Иерусалим

Объявление священного города интернациональным не смогло остановить арабско-израильские конфликты, которые вскоре переросли в войну. В результате в 1948 году Израиль стал независимой страной, которой отошел Западный Иерусалим, но в то же время район, называемый Старый город, остался во власти Трансиордании.

После многолетних войн и различных договоров, которые ни арабы, ни евреи не соблюдали, в 1967 году Иерусалим был снова объединен и назван столицей Израильского государства. Примечательно, что в 1988-ом Израиль был объявлен столицей Палестинского государства и до сих пор официально входит в ее состав. Однако оба решения до сих пор не признаны большинством стран мира, в том числе ООН.

Сегодня, несмотря на многочисленные споры о принадлежности города, в нем живут представители большинства наций. Кроме еврейских, арабских, немецких и английских, здесь есть и русские общины. Являясь столицей трех религий, Иерусалим полон еврейских и христианских храмов и мусульманских мечетей, построенных в разные эпохи. Благодаря туризму и организованной системе управления городом сегодня Иерусалим на подъеме.

Стена Плача

Нельзя не упомянуть о легендарной рассматривая историю священного города, ведь это место стремится посетить каждый прибывший в Иерусалим. Стена Плача (история евреев знает ее как Западную Стену) - это единственная часть строения Второго Храма, дошедшая до наших дней. Расположена она недалеко от в Старом городе. Считается, что на этой самой горе когда-то прародитель евреев Авраам собирался принести в жертву сына своего Исаака.

Несмотря на многоразовые разрушения города, Стена Плача устояла и стала для евреев символом надежды и твердости. Начиная со времен разрушения Иерусалима римским императором Титом, Западная Стена стала местом молитв и скорби для евреев. На протяжении 19 лет (с 1948-го) арабы не допускали евреев к этому священному месту. Но с обретением независимости ежегодно миллионы паломников всех религий приходят сюда. Согласно еврейской традиции, пространство возле стены разделено небольшой стенкой, чтобы мужчины и женщинами молились раздельно. Также популярна среди туристов традиция оставлять в промежутках между древними кирпичами записки с заветными желаниями.

Музей «Новый Иерусалим»: история обители

С принятием христианства в Римской империи интерес к Иерусалиму возрос. После возведения там храма Гроба Господнего многие правители пожелали построить в своих странах церкви, аналогичные иерусалимской. С тех пор каждый храм или монастырь, построенный по подобию храма Гроба Господнего, носил название «Новый Иерусалим». История знает немало таких Новых Иерусалимов, позже названных Кальвариями. Стоит отметить, что европейские Кальварии чаще копировали сам священный город, а не устройство храма.

А вот в России начала XVII столетия патриарх Никон недалеко от Москвы построил копию иерусалимского храма Гроба Господнего, а также монастырь под названием «Новый Иерусалим». История обители насчитывает более трех с половиной веков. Именно тогда, в 1656-ом, было начато строительство монастырского комплекса, который должен был быть точной копией священных для каждого христианина мест в Иерусалиме. На протяжении десяти лет Никон руководил строительством и оформлением монастыря. Однако позже патриарх попал в опалу, и последние этапы строительства обители завершались без него.

Будучи не только одним из самых красивых, но и богатых монастырей в Российской империи, Новоиерусалимский неоднократно пытались лишить земельных владений. Но это удалось сделать только во времена правления Петра I. К счастью, с восхождением на трон его дочки Елизаветы, взявшей обитель под личное покровительство, монастырь снова расцвел. Этот период благоденствия, когда монастырь владел 22 тысячами десятин земли и более 10 00 крестьян, был недолгим. После воцарения Екатерины II во время проведения реформы по изъятию земель из собственности церквей и монастырей обитель лишилась большинства своих владений и существовала только за счет паломников и пожертвований. К счастью, их количество возрастало из года в год. А с постройкой железной дороги в конце XIX столетия число паломников за год превышало тридцать тысяч человек.

После Революции, в 1919 году, история «Нового Иерусалима» прерывается, так как его закрывают. А через три года на его месте открывают Художественно-исторический музей. В годы Второй мировой войны немецкие оккупанты взорвали многие сооружения на территории музейного комплекса, в частности, собор Воскресенский. После победы удалось восстановить многие постройки, и с 1959 года музей снова был открыт для посещения.

После распада СССР в 1993-1994 годах, после долгих переговоров музей был превращен в мужской монастырь. Однако на его территории продолжил существовать Музейно-выставочный комплекс под названием «Новый Иерусалим». Сегодня, как и век назад, паломники со всего мира приезжают сюда не только полюбоваться этим удивительным памятником архитектуры, но и помолиться.

Из-за любви человечества к войнам многие великие города прошлого были уничтожены, и сегодня на их месте стоят одни руины. К счастью, постигла иная судьба столицу трех религий - Иерусалим. История этого города насчитывает шестнадцать серьезных разрушений, и каждый раз, словно мифическая птица Феникс, Иерусалим восставал из пепла. И сегодня город процветает, приглашая всех желающих своими глазами увидеть места, где жил и проповедовал Иисус Христос.

ЭЗОТЕРИКА

Иерусалим – это поистине уникальное Место Силы, где даже камни «заряжены» особой энергетикой. Не зря говорят, что того, кто хоть раз побывал в этом вечном городе, видел Бог. Иерусалим также располагается в горах, пусть и невысоких: 800 метров над уровнем Мёртвого моря.

Сюда съезжаются миллионы паломников со всех уголков планеты, поэтому не ощутить силу «намоленности» древнего города просто невозможно.

Центр Иерусалима - средоточие мощнейшей энергетики

Интересно, что большинство паломников отмечают очень разную энергетику горы Сион и Храмовой горы. Местным жителям хорошо известно, что лучше не селиться рядом с Сионом. Все, кто жил возле горы либо сильно болели, либо быстро умирали, а постояльцы ближайшей гостиницы жаловались на головные боли и бессонницу. Даже недолгое пребывание на Сионе способно лишить человека душевного равновесия и обострить хронические заболевания.

Побывать в Иерусалиме будет полезно всем без исключения, ведь энергетика этого Места Силы помогает человеку подняться в своей жизни на качественно новый уровень: духовный, материальный, интеллектуальный, творческий, а также повысить свой статус в обществе. Кроме этих главных святынь в Иерусалиме много и других мест силы. Например, если вы хотите избавиться от одиночества, укрепить силу воли, принять важное решение и выбрать свой путь, обязательно посетите Гефсиманский сад!


На Храмовой горе благодать ощущают практически все

Храмовая гора, которая хранит главные святыни трёх мировых религий: Храм Гроба Господня, Стену Плача и Мечеть Силы, обладает совершенно иной энергетикой. Многие паломники отмечают возникшую лёгкость на душе и ощущение любви, защиты и благодати. Эти ощущения сильнее всего у Гроба Господня.

Внутри Храма Господня расположена ещё одна христианская святыня – Голгофа, мощнейшее Место Силы, помогающее избавиться от тягот жизни, несправедливости, проблем, которые кажутся неразрешимыми и дарующее радость, смысл и наполненность жизни.

В нескольких шагах от входа в Храм находится ещё одна важная святыня – камень миропомазания, то самое место, где Иосиф и Никодим помазали миррой и алоэ тело Иисуса. Камень и по сей день мироточит. Это единственное место на Земле, где можно самостоятельно освятить любую вещь.


Огромной энергетикой обладает и Стена Плача – место, где Иисус разговаривал со своим Отцом небесным. Это своеобразный «портал» в «небесную канцелярию», где наши мольбы и желания обязательно должны быть услышаны.

Здесь объединяется и сила желаний миллионов паломников, которые оставляют в Стене Плача записки со своими просьбами.

У Стены Плача человек начинает очень ясно осознавать, чего хочет его душа на самом деле. Со многими происходит интересная метаморфоза: то, с чем человек сюда пришёл, может вдруг показаться неважным, и станет понятно, что по-настоящему ценно.


Кроме этих главных святынь в Иерусалиме много и других мест силы. Например, если вы хотите избавиться от одиночества, укрепить силу воли, принять важное решение и выбрать свой путь, обязательно посетите Гефсиманский сад! Побывать в Иерусалиме будет полезно всем без исключения, ведь энергетика этого Места Силы помогает человеку подняться в своей жизни на качественно новый уровень: духовный, материальный, интеллектуальный, творческий, а также повысить свой статус в обществе.




Top