Город матрешек. Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Версия возникновения

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова . Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы , в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде , в Нолинске , Калязине , Вознесенском и в Сергиевом Посаде .

Изготовление матрёшек

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу , реже ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

См. также

Напишите отзыв о статье "Матрёшка"

Примечания

Ссылки

  • , Екатерина Маврикова, Timeout, 1 ноября 2005
  • , Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации
  • , Сельская новь № 9, сентябрь 2004 года
  • Лиля Пальвелева. Радио Свобода , 23 марта 2007
  • , РИА «Время Н», 11 июня 2014 года

Отрывок, характеризующий Матрёшка

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью. Главная > Документ

История появления первой матрешки на Руси.

Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку: Шли матрешки по дорожке, Было их немножко: Две Матрены, три Матрешки И еще Матрешечка! По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Деревянная расписная кукла появилась в России в 90 – х годах XIX века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы н6ародного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. По эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. (XIX век.) Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В. Малютина, состояла из восьми кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка…. Последняя куколка изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства. Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке. Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице – Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»). Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников. Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», « Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году. Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись.

Виды матрешек.

Сергиево – Посадская матрешка.

Семеновская матрешка.


Полховско – Майдановская матрешка.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные - предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка.

История происхождения

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным - сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи - бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России - якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе - нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно. Это напоминает легенду о «христианских иноках, воевавших с врагами Руси», однако носивших (после крещения!) почему-то языческие имена Пересвет и Ослябя.

Версия третья - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».

Остановимся пока на этом моменте. Судя по приведённому отрывку, первую матрёшку выточили в Сергиевом Посаде. Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…».

В-третьих, сомнителен тот факт, что матрёшка могла появиться в 1890 или 1891 годах, о чём далее будет сказано более подробно.

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова, её статью «Кто придумал матрёшку» можно найти в сети Интернет. Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе). Очень странное впечатление складывается, но о символизме матрёшки мы поговорим ниже.

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий 2 выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».

Вернёмся ещё раз к исследованию И. Сотниковой, где она пишет, что изначально по количеству матрёшек в одном комплекте тоже не было согласия - к сожалению, и на этот счёт в разных источниках имеется путаница:

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!».


05.06.2017 18:56 4468

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...





Top