Города-лилии спасут человечество от всемирного потопа. Города-лилии Город лилии

Лилия – королевский цветок с богатой историей. Своих поклонников лилия приобрела еще много столетий назад. Считается, что свое название цветок получил от древнегальского слова «ли-ли», что в переводе означает белый-белый. У многих народов цветок лилии ассоциируется с символом чистоты, легкости и утонченности.

История лилии

Исторические упоминания об этом цветке встречаются с 1700 года до нашей эры. Изображения лилии на фресках и вазах были популярны в Древней Греции, в Египте и Риме. В Персии эти цветы украшали газоны и царские дворы. А столицу Древней Персии Сузу называли городом лилий.

История этого цветка удивительно богата, интересна и порой противоречива. Существует много легенд и преданий, в которых упоминаются эти нежные цветы. Больше всего упоминаний встречается именно о белых лилиях.

Например, согласно древнегреческому преданию эти цветы появились из капель молока Геры — жены бога Зевса. В красивой легенде говорится о том, что царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика по имени Геракл. Боясь наказания жены Зевса Геры, она спрятала малыша в кустах. Но Гера нашла новорожденного и решила покормить его грудью. Маленький Геракл почувствовал подмену и грубо оттолкнул богиню Геру. Молоко брызнуло на небо и землю. Так на небе возник Млечный Путь, а на земле проросли лилии.

Лилия встречается и в древнегерманской мифологии. Например, бог грома Тор изображался со скипетром, увенчанным лилией. Упоминание об этих цветах есть и в немецких старинных сказках, где каждая лилия имела своего эльфа. Эти маленькие сказочные создания каждый вечер устраивали перезвон при помощи лилейных колокольчиков и горячо молились.


Позже, с распространением христианства белую лилию стали считать «цветком Девы Марии», как символ чистоты и невинности. Особой любовью пользовалась лилия в Италии и Испании. Здесь было принято к первому Причастию подходить в венках из лилий. До сих пор в Пиренеях существует обычай в Иванов день украшать церковь букетами из этих цветов. После таинства освящения цветы прибивали над дверью каждого дома. Считалось, что с этого момента до следующего Иванова дня жильцы дома будут в безопасности.

Надо сказать, что лилии – очень распространенный символ в христианстве. Многие святые изображаются на иконах с ветвью этого цветка. Например, Архангел Гавриил в день Св. Благовещения, и конечно, Дева Мария (икона «Неувядаемый Цвет»)

Картина французского живописца Адо́льфа-Вилья́ма Бугро́ «Архангел Гавриил»

Картина французского живописца Адо́льфа-Вилья́ма Бугро́ «Дева Мария»

Оранжево-красные лилии символизировали кровь Христа. Согласно древнему преданию изменила окраску в ночь перед казнью Спасителя. Гордая и красивая, она не выдержала смиренного взгляда Христа, когда тот наклонился над ней. Ей стало стыдно, и она покраснела. С тех пор, как гласит предание, красные лилии с наступлением ночи опускают свои головки и закрывают лепестки.

Любили этот цветок и древние иудеи. Его считали символом непорочности. Согласно древнему преданию, лилия росла в райском саду и была свидетельницей искушения Евы дьяволом. Несмотря ни на что, цветок остался чист и неприкосновенен. Именно поэтому им украшали алтари и чело венценосных особ. По одной из версий древний еврейский символ — шестиконечная звезда, или «Печать царя Соломона», отождествляет собой цветок лилии. Влияние этого цветка нашло свое отражение и в архитектуре. Например, в правление царя Соломона появились и громадные колонны храма, которым придворный архитектор придал форму лилий.

В Египте из нежных лилий изготавливали благовонное масло сузинон, которое пользовалось большой популярностью у египетских красавиц. Это масло упоминает в своем трактате «О природе женщины» и знаменитый древнегреческий целитель Гиппократ, где он подробно описывает его смягчающие и успокаивающие свойства. Сохранились свидетельства и о том, что тела умерших египтянок украшали белыми лилиями. Одна из таких мумий с лилией на груди сегодня хранится в парижском Лувре.

В Древнем Риме, богатом на зрелищные маскарады, был очень популярен праздник, посвященный богине весны Флоре. Праздновался он в начале мая. В эти дни двери римских домов украшали цветами. Нарядные римляне приносили дары Флоре в виде молока и . Повсеместно устраивались веселые развлечения, а головы участников праздника украшали венками из лилий. Победительниц различных соревнований буквально осыпали цветами. Для всего этого праздничного убранства требовалось целое море цветов. Так что к этому празднику готовились заранее и выращивали цветы в теплицах.


Картина итальянского живописца фрески Prosper Piatti «Floralia»

Лилия на этом празднике красоты занимала второе почетное место после . Богатые дамы украшали ими себя, свои ложи, и даже колесницы, стараясь блеснуть друг перед другом. Это был цветок роскоши и утонченного вкуса. Поэтому лилии были невероятно популярны в древних садах. Неудивительно, что изображение лилии появилось и на монетах того времени.

Чеканили лилии на монетах во многих странах. Отправной точкой считается Персидский период, 4 век до н.э., когда на серебряных монетах с одной стороны изображался цветок лилии, а с другой портрет персидского царя. Позже эта традиция переместилась в Европу.

Но, пожалуй, особую роль цветок лилии сыграл в истории Франции. По преданию, когда король франков Хлодвиг сражался с алеманами при Толбиаке, он понял, что терпит поражение. Будучи язычником, он обратился к Богу и попросил его помочь. Воздвигнув руки к небу, он принял для себя крещение. И в тот же миг ангел вручил ему серебряную лилию, как новое оружие. Солдаты Хлодвига с удвоенной силой ринулись в бой, и враг был побежден. С тех пор лилия всегда присутствовала на гербах французских правителей.

Фреска XIX века из Пантеона (Париж) «Битва при Толбиаке»

Согласно другому источнику, лилии в геральдике Франции появились после победы над германцами на берегах реки Ли. Возвращаясь после боя, победители украшали себя прекрасными цветами, которые в изобилии росли в тех местах. С тех пор Францию стали называть царством лилий, а три цветка, олицетворяющие три добродетели – правосудие, милосердие и сострадание, украшают гербы королей всех французских династий.

Был период, когда в правление Людовика XIV во Франции в обороте ходили монеты, носившие названия золотых и серебряных лилий.

Примерно в то же время в светских кругах появилось выражение «etre assis sur des lys», которое означало «иметь высокую должность», так как все стены и стулья в административных зданиях были украшены лилиями. Во времена правления Людовика 12 она становится королевой всех французских садов. Она считается безупречным цветком и продолжает покорять сердца европейской знати. С конца 12 века геральдический знак лилии стал пользовался большой популярностью на всей территории Западной Европы.

Надо сказать, что этот цветок ценили за красоту на протяжении всей своей истории. Ему приписывали самые разнообразные символические значения и в зависимости от традиций толковали как Божество, красоту, чистоту, невинность, величие, возрождение, очищение, символ плодородия.

Согласно античным легендам вплетали в плащ Зевса и волосы древних муз. Христианская символика использовала изображение этого цветка в качестве непременного атрибута святых. Есть мнение, что выражение «Аллилу́йя» имеет отношение к стилизованной лилии.

В разные времена красоту этого цветка считали ангельской или дьявольской. Например, во времена безжалостной инквизиции лилию стали считать цветком позора. Её изображением стали клеймить всех грешниц и преступников. С тех пор в Европе мода на этот красивейший цветок приобрела драматический оттенок, и она стала непременным атрибутом роскошных похорон.

Было время, когда в Германии ходило много легенд, связывающих лилии с загробной жизнью. По местным поверьям её никогда не сажали на могилах. Считалось, что этот цветок обязательно вырастет сам на могиле самоубийцы или человека, погибшего страшной насильственной смертью. Появившаяся лилия означала дурной знак, являлась предвестником мести.

В живописи лилии занимают особое место. Этот цветок покорял своей красотой живописцев всех времен. Картины, на которых они изображены, всегда имеют какой-то подтекст, который хотел донести художник. Возможно, мудрость и совершенство мира, блаженство от единения с Высшими силами, Посвящение всем богиням или просто признание в Любви.

Без преувеличения можно сказать, что этот удивительный цветок покорил весь мир, так как его описание можно встретить и в религиозных трактатах, и в древней мифологии, и в средневековой живописи, и на гербах французских королей. По своей популярности лилии уступают лишь розам, прочно занимая свою нишу и как комнатный цветок, и как прекрасное украшение для сада и пруда.

Фото репродукции картин с лилиями


Старинная фреска


Картина Brooks Thomas (English, 1818-1891) «Водные лилии»


Картина Charles Courtney Curran (American, 1861-1942) Lotus Lilies. 1888 г. Terra Museum of American Art, Chicago


Картина Walter Field (English, 1837-1901) «Водные лилии»

Икона Божьей Матери «Неувядаемый Цвет»

Картина Клод Моне. Кувшинки. 1899 г.

Картина Английского художник George Hillyard Swinstead «Сон с ангелами»

Картина Giovanni Bellini «Ангел»

Фото страницы богослужебной книги Часослов 1423 года, иллюстрирующая легенду короля Хлодвига который получает цветок лилии

Италия – это одна из самых привлекательных для туристов стран, поскольку ее культурные богатства и исторические памятники кажутся бесконечными. Каждый из путешественников выбирает свой итальянский город, но, увидев единожды герб , его красоту, они понимают, что вот то место, где обязательно нужно побывать.

Истинная красота

Главный официальный символ города является ярким напоминанием об историческом прошлом, богатейшей культуре, шедеврах живописи, скульптуры, архитектуры.

Герб Флоренции можно оценивать и с художественной точки зрения, основное мнение критиков от искусства – он безупречен. Это касается и подбора цветовой гаммы, и выбранных символов, и их композиционного размещения.

Во-первых, наблюдается удивительная гармония цветов – серебряного, выбранного для щита, и червленого, для основной композиции. Однако, червленый имеет тона и оттенки, отчего изображение кажется объемным, живым.

Во-вторых, на гербе изображены две изящные лилии, которые выглядят по-королевски, их стебли, листья и лепестки грациозно изогнуты. Эти цветы, являющиеся символом монархии, расположены на фоне короны, ее боковые концы загнуты вниз. Как объясняют специалисты в области геральдики, это своеобразный символ преклонения перед истинной красотой.

В глубинах истории

Королевские лилии – символ, прежде всего, франкского двора, представителей французских королевских династий. Изображение цветов присутствовало в различных геральдических знаках и гербах представителей знати .

Историки намекают, что благодаря французскому королю Людовику XI цветок лилии сначала украсил герб семейства Медичи, отдельные представители которого не раз выступали в роли правителей Флоренции. Потому неудивительно, что лилия «выросла» и на официальном символе этого города.

Символика лилий

Главное отличие флорентийских лилий, изображенных на гербе столицы , от их французских «коллег» в том, что они имеют иную форму, эти представители королевской флоры изображаются на пике своего расцвета (не в бутонах). Рядом с ними всегда пишут девиз города – «Как лилия в цвету, так и Флоренция процветает».

Лилию почитали еще с древнейших времен, поэты слагали гимны и стихи, художники запечатлевали в своих шедеврах. На основе этого цветка появлялись сотни декоративных орнаментов. Растение символизирует жизнь и смерть, белоснежная лилия у многих народов ассоциируется с чистотой и невинностью, красная – с богатством и плодовитостью.

Сегодня мир волнуют три основные проблемы: глобальное потепление, цена на нефть и продовольственный кризис. Мы не смогли устоять и не поговорить о первом пункте. Тем более что нам в руки попалось столь элегантное, если не сказать гламурное, решение проблемы затопления приличной части суши.

В двадцатом веке общий подъём уровня мирового океана составил всего лишь десять сантиметров, нынешнему же веку прогнозируют все пятьдесят! (А ведь для этого достаточно , чтобы растаял всего лишь 1% антарктического льда.)

Французский архитектор бельгийского происхождения Венсан Каллебо (Vincent Callebaut), уже известный нашим читателям, проникся причитаниями экологов и решил создать Lilypad . Своё детище он описывает незамысловато: «плавучий экополис для климатических беженцев».

«Биотехнологический» Lilypad будет путешествовать от экватора к полюсам, следуя за морскими течениями. О том, сможет ли город-амфибия «стоять» на одном месте или выбирать направление своего движения, Венсан ничего не говорит (иллюстрация Vincent Callebaut).

Гигантский город-лилия рассчитан на 50 тысяч жителей, тех самых «эмигрантов», что будут сбегать от последствий глобального потепления с Большой земли. Правда, по прогнозам Межправительственной группы эволюции климата (Intergovernmental Panel on Climate Change — IPCC), организации созданной при ООН в 1988 году, в зоне бедствия могут оказаться до 25 миллионов жителей нашей планеты. Поэтому Каллебо постарался на славу, планируя возможное будущее значительной части населения Земли.

Внешне Lilypad очень похож на плавающий лист водяной лилии (а именно самой большой из них — амазонской). Отсюда и название всего проекта, и даже в какой-то мере его внутреннее строение.


Во всей красе и в соответствии со всеми стандартами. Кстати, если присмотреться, то под первым ярусом можно разглядеть три пристани для яхт (иллюстрации Philippe Steels/pixelab).

Что же представляет собой столь масштабный «корабль»? Ясное дело, гору электроники и сплошь «зелёные» решения. Так, «двойная кожа» строения сделана из высокопрочного полиэфирного волокна, покрытого слоем диоксида титана. Последний под воздействием ультрафиолета разлагает загрязняющие атмосферу вещества посредством фотокаталитической реакции.

К этому добавляем солнечные батареи, энергию ветра и приливов, энергию биомассы Земли, очистку воды с помощью явления обратного осмоса и фитоочищение, и так далее, и тому подобное. В общем, полный список. Вряд ли Венсан продумал всё до мелочей. Но площади (порядка 500 тысяч квадратных метров), несомненно, позволят воткнуть на Lilypad любые установки, которые принесут хоть сколько-нибудь пользы жителям «экополиса».


«Всё брал у природы», - не стесняясь, признаётся в плагиате Венсан Каллебо. Ну и пусть! Гигантский «потомок» лилии спасёт жителей Нью-Йорка, Бомбея, Калькутты, Хошимина, Шанхая, Майами, Лагоса и Абиджана, Джакарты и египетской Александрии (фото с сайта vincent.callebaut.org).

На плаву трёхгорбая махина будет стабилизироваться за счёт балласта, которым фактически является лагуна, расположенная в центре Lilypad и наполненная пресной водой. Она полностью погружена в океан, в ней будет собираться и перерабатываться дождевая вода. Что ж, поверим автору на слово. Остаётся надеяться, что дожди можно будет «найти» даже в засушливых районах планеты (конечно, если таковые останутся на Земле к 2100 году).


Идиллия, да и только! О близких к идеальным отношениях природа-человек и мечтает Каллебо (иллюстрации Philippe Steels/pixelab).

По мнению Каллебо, маловероятно, что гигантские города-амфибии станут создавать на планете массово раньше 2058 года, так что будем ориентироваться на начало следующего века, для круглого счёта.

Так вот. Что ещё интересного с этим своеобразным бассейном? Ах да, он имеет сложное строение. На его поверхности, обращённой к океану, расположатся «сады» из морских растений, а в толще самих стен будут жить люди и работать исследователи морской флоры и фауны.


Первыми, по данным IPCC, от «удара стихии» пострадают Уругвай, Египет, Голландия, Бангладеш и Океания. Вот каким видится Каллебо 2058 год на Мальдивах (иллюстрации Vincent Callebaut и Philippe Steels/pixelab).

Разнообразная живность и растительность расположится и внутри экополиса. Каллебо предлагает использовать многочисленные висячие сады и фермы. Ведь город должен будет полностью обеспечивать себя всем необходимым, а это значит, что каждый Lilypad будет маленьким государством со своим производством, бизнесом и развитой сферой услуг.

Не обойдётся и без политики. Вот она-то точно не сгинет и к концу времён! Людям придётся устанавливать новые права и нормы для тех жителей, что будут разбросаны по «островкам надежды» по всему миру, но это уже вопрос десятый. Каллебо да и нас, что уж скромничать, это интересует в последнюю очередь.


Вид с высоты птичьего полёта. Так «семейства» Lilypad выглядели бы у побережья Монако (иллюстрации Philippe Steels/pixelab).

Есть другой, куда более любопытный вопрос. Не будет ли подобная искусственная земля слишком дорогой? Но этого пока не знает никто. Покупатели в любом случае найдутся, не сомневается Венсан, особенно в условиях сокращения доступной для жилья площади. И если ими не станут великие мира сего, то уж многочисленные продвинутые «зелёные» точно квартиры на Lilypad с руками оторвут.


Самому Венсану немного не хватило фантазии нарисовать ночной вид Lilypad, а его друг Филипп Стилс (Philippe Steels) из pixelab с удовольствием поэкспериментировал на эту тему (иллюстрация Philippe Steels).

Что ж. Самодостаточный город-остров – идея, несомненно, хорошая и нужная, но в реальности инвесторов, как правило, больше интересуют менее масштабные и чуточку более реальные проекты, например

Города-лилии спасут человечество от Всемирного потопа. Эко-город из полиэфирных волокон покрытых слоем диоксида титана.

Планета нагревается, ледники тают, уровень моря повышается и это приведет к массовому переселению людей с низменных областейв другие континентальные районы. Для этого архитектор Венсан Каллебо (Vincent Callebaut) разработал самодостаточные плавающие города Lilypads (города-лилии). Каждый город вместить до 50 тис. человек, а беря во внимания, что под угрозой затопления окажется до 25 миллионов жителей планеты, Каллебо поработал основательно.
Вдохновленный формой лилии, он создал эко-город из полиэфирных волокон покрытых слоем диоксида титана. Что же представляет собой столь масштабный «корабль»? Ясное дело, гору электроники и сплошь «зелёные» решения. Так, «двойная кожа» строения сделана из высокопрочного полиэфирного волокна, покрытого слоем диоксида титана. Последний под воздействием ультрафиолета разлагает загрязняющие атмосферу вещества посредством фотокаталитической реакции.
На площади в 50 тысяч квадратных метров будут находится рабочие поверхности, магазины, жилищные районы; висячие сады и аквакультура будут находится ниже уровня воды. Города работать должны на возобновляемых источниках энергии: солнечные батареи, энергия ветра и приливов и т.д. Их запуск планируется в 2058 году.




Top