Государственное автономное учреждение культуры Иркутский областной театр юного зрителя им. Вампилова

Иркутский областной Театр юного зрителя имени Александра Вампилова – один из старейших молодежных театров России. Он был основан в 1928 году как Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1937 году реорганизован в Театр юного зрителя (ТЮЗ). Иркутскому молодежному театру принесли славу артисты Васса Климанова, Належда Кушникова, Петр Лавров, Таисия Козлитина, Владимир Шестерников, Николай Евтюхов, Иннокентий Коршунов.

Деятельность театра во все времена была направлена на патриотическое и нравственное воспитание молодежи. Театр имеет широкий репертуар, ставит русскую и зарубежную классику, сказки, спектакли современных авторов проблемно-молодежной и школьной тематики. В течение года театр посещает около 100 тысяч зрителей. Знают коллектив во многих городах страны, где он побывал на гастролях - от Дальнего Востока до Крыма, от Монголии до Москвы и Санкт-Петербурга. С 1987 года театр носит имя выдающегося драматурга XX столетия Александра Вампилова.

Театр является лауреатом престижных театральных фестивалей: «Золотой Витязь» (г. Москва), «Актеры России – Михаилу Щепкину» (г. Белгород), «Сибирский кот» (г. Кемерово, г. Улан-Удэ) и других. В 2012 году ТЮЗ им. А. Вампилова стал участником Международного театрального фестиваля «Бродячий Арлекин» (Италия).

За 90 лет деятельности вампиловцы побывали во всех городах и поселках Иркутской области.

Из творческого состава ТЮЗа в разные годы вышли известные в России и за рубежом актеры, режиссеры, драматурги: Павел Маляревский (Иркутск), Владимир Гуркин (Москва), Семен Казимировский (Швеция), Олег Мокшанов (Франция) и другие.

Народными артистами РФ стали ВладимирАбашев (Южно-Сахалинск), Виталий Зикора (Москва), Людмила Стрижова (Иркутск), Вениамин Филимонов (Иркутск).

Сегодня в труппе работает семи «Заслуженных артистов РФ» и много талантливой молодежи. В последние годы этапными постановками стали спектакли по произведениям выдающихся писателей – земляков Валентина Распутина и Александра Вампилова. Премии Губернатора Иркутской области удостоен спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева. Спектакль «Легенды седого Байкала», созданный по мотивам сибирского фольклора, назван победителем областного конкурса «Культура и искусство Приангарья».

С недавних пор он все чаще стал упоминаться в региональных и центральных СМИ. Но не в связи с какими-то особенно интересными спектаклями, а по другой, более прозаической причине. Старинное здание ТЮЗа разрушается, находиться там опасно. Это признали многие специальные комиссии, которые позволили артистам доработать нынешний сезон в фойе и на малой сцене - там пока относительно безопасно.

"Не дай нам Бог дождаться обрушения, лучше четко и заранее спланировать противоаварийные работы", - считает директор ТЮЗа Виктор Степанович Токарев. А зрители, как всегда, внимательно следят за театральными новинками.

Муку и кожу в подарок

Ровесник минувшего века, Иркутский ТЮЗ немало повидал на своем веку. Более 50 лет театр располагается в одном из красивейших городских строений. Этот дом еще в 1907 году купил читинский купец первой гильдии Иосиф Исаевич Гиллер. Вскоре здесь открылась гостиница "Централь", появились ресторан "Модерн", театр варьете, первый в городе иллюзион.

В начале Первой мировой в здании был расквартирован военный гарнизон. Для 600 человек Сибирского запасного артиллерийского дивизиона отвели театральное фойе и подвал. Вскоре купцу первой гильдии пришлось навсегда забыть о доходах - недвижимое имущество (дома и усадьбы) Сукачева, Тышко, Патушинского, Зверева, Розена, Гиллера и других богатых иркутян в 1918-м были конфискованы и переданы в собственность Российской Федеративной республики Советов. По инерции большое кирпичное здание между улицами Амурской и 1-й Солдатской (вскоре тоже переименованными) еще долго называли домом Гиллера. Но жизнь наполнила его другим - хотя тоже театральным - содержанием.

Весной 1928-го в Иркутске появился ТРАМ - театр рабочей молодежи. Будущих актеров и актрис отбирали как и положено - по конкурсу, причем он был примерно как сегодня в Щукинское; из нескольких сотен претендентов отобрали тридцать.

Пьесы ставились тоже под стать времени, революционно-пропагандистские. "ТРАМ... не должен пользоваться пьесами классического репертуара... Они непригодны, потому что их содержание не отвечает содержанию работы комсомола..."

Какое время, такие и пьесы.

Иркутская театральная молодежь собиралась в Маратовском рабочем клубе. Очевидцы вспоминают, что помещение было очень красивое, потолок расписывал, к примеру, юный Борис Лебединский, будущий народный художник России. Говорили, что изумительные голубые и золотистые краски реквизировали из церковных запасов.

Шефы - работники кожевенного завода - поддерживали артистов. На вечере-бенефисе Галины Крамовой они под бурные аплодисменты зала внесли на сцену подарки: пакет муки и отрез кожи на туфли. Сияющая от радости актриса приложила к лицу мягкую, бархатистую кожу.

В 36-м театр после долгих согласований и дебатов переехал в бывший дом Гиллера. А еще через год Иркутский ТРАМ получил не только собственный дом, но и новое имя: театр юного зрителя.

"Жду природного драматурга"

В архиве Иркутского ТЮЗа хранятся старые афиши и программки. Менялась идеология, менялась линия партии и соответственно - драматургия. Неизменными оставались детские спектакли.

Одна из самых ярких пьес, "Кот в сапогах" (по мотивам сказки Перро), была написана иркутским драматургом Павлом Маляревским. Автором музыки был тоже иркутянин, талантливый дирижер и композитор Павел Гоголев. Эти два имени составят позже иркутскую театрально-сказочную эпоху. Хотя и этот, довоенный, "Кот" не был свободомыслящим и независимым, как прочие коты. "Преодолевая множество препятствий, он достигает желаемой цели, обретает счастье для трудящегося народа", - так писала о спектакле "Восточно-Сибирская правда".

Зимой 1941-го ТЮЗ отправляют на гастроли в Черемхово. Его помещение занимает Московский театр сатиры, прибывший на гастроли в столицу Приангарья. В труппе - созвездие народных, заслуженных: Любезнов, братья Хенкины, Милютина, Димант.

Вернувшись домой, иркутяне продолжают напряженную работу над репертуаром ("Испанцы" Лермонтова, "Двенадцатая ночь" Шекспира, пьесы Шиллера, Гольдони, пьесы из советского репертуара).

В театре сохранилась тетрадь старейшего актера Петра Ивановича Лаврова, где очень точно и подробно, день за днем зафиксирована работа труппы в годы войны, показ спектаклей, бесчисленные концерты перед бойцами. Талантливый, эрудированный драматург Маляревский был тогда завлитом.

Лауреат Госпремии СССР иркутский поэт Анатолий Преловский так рассказывал о своей встрече с ним в послевоенной Москве:

"- Вот, готовлю книгу... Многое отсек: слабо! Еще одну пьесу, кажется, поставлю... А что сделал за жизнь? Мало! Вы торопитесь, а то не успеете, будете жалеть как я сейчас.

И заговорщицки, как всегда, смеялся:

А кто меня продолжит? Никого нет почти...

Кого же вы ждете, Павел Григорьевич?

А драматурга... от драматургии. Природного. В Иркутске пока не родилось такого. А должен бы... Театр есть, почва есть. Ну и какие-никакие традиции..."

Думал ли, знал ли Маляревский, что в Иркутске в это самое время уже выходит маленькая книжка "Стечение обстоятельств", где заявлен в сценах городской сибирской жизни природный драматург от драматургии - Александр Вампилов? Он, кажется, так и не встретился со своим проницательным предшественником...

"Не смей ставить эту гадость!"

Иркутский ТЮЗ уже в начале 60-х был одним из лучших в стране. Его громкая слава - сумма многих составляющих: талантливых актеров и режиссеров, музыкантов, художников, интересной драматургии. В Иркутск зачастила театральная Москва, критики, театроведы и просто любители театральных новинок. А иркутские родители стращали ребятишек: не будешь хорошо учиться - не пойдешь на "Золотой ключик". Говорят, помогало. Кроме "Ключика" в послевоенном ТЮЗе шли "Василиса Прекрасная" и "Конек-Горбунок", "Сказ о скоморохе и царе Горохе", а еще - "Золушка", "Красная Шапочка", "Серебряное копытце", "Кот в сапогах". Взрослая, "вечерняя", драматургия была представлена пьесами Арбузова, Рощина, Аксенова, Афиногенова, позже - Шукшина, Распутина.

Публика на вечерних спектаклях была самая что ни на есть разношерстная: рабочие, студенты и ученые, пенсионеры, домохозяйки и элегантные светские дамы. В тюзовских спектаклях привлекало острое чувство времени, режиссерская и актерская дерзость и мастерство, культура.

Среди зрительской толпы мало чем выделялся черноволосый кареглазый молодой человек. Но близкие знали: молодой писатель, драматург Вампилов. Сюда, в ТЮЗ, Александр принес потом свою первую пьесу - "Прощание в июне".

Я прочел ее и наутро собрал худсовет, - вспоминает бывший главреж ТЮЗа Эверт Корсаков. - Предложил включить пьесу Вампилова в план дополнительно. Художественный совет чуть ли не единогласно отверг мое предложение: не могу себе простить, что не настоял тогда на своем.

Судьба пьес молодого драматурга под стать автору - тоже трагическая. Спустя несколько лет Министерство культуры специальным постановлением запретило их постановку в советских театрах. Особому остракизму была подвергнута, конечно, "Утиная охота".

Народный артист России Вениамин Филимонов рассказывал: "Как-то руководитель моего курса в Щукинском спросила: "Что ставишь? Думаешь ли защищаться?" И когда я назвал "Утиную", она так и взвилась: "Чтоб я больше этого не слышала! Ставить спектакль об этом подонке Зилове..." Я стал возражать, говоря, что трактую Зилова совсем по-другому, не как подонка. Она перебила меня: "Мало того, что Зилов мразь, он еще берет на себя право осуждать других! Если ты не оставишь этой затеи, я настрою против тебя все училище и ты не защитишься".

Это было весной 1974-го, гениального иркутского драматурга не было на свете уже больше года.

Нетворческие проблемы

В 1982-м в театр пришел Вячеслав Кокорин. Его шесть режиссерских лет - новая эпоха в истории Иркутского ТЮЗа.

Новый режиссер предпочитал откопать что-то новое, необычное, любил неизведанные тропинки. Удивлял публику экспериментами, умел объединять талантливых людей. С ним работали интереснейшие художники: Виктор Никоненко (сегодня он ставит спектакли в Европе), дочь известного поэта Татьяна Сельвинская. В кокоринский период в ТЮЗе родились "Пилигримы" - старый оркестр в то время уже распался, музыка Владимира Соколова была одним из главных компонентов спектаклей.

Иркутские театралы помнят многие гремевшие спектакли 80-х - "Гори, гори моя звезда", "Каин", "Палата номер шесть", "Гамлет". Пьесы вообще подбирались самые острые, проблемные, нескончаемые аншлаги были на "Ночную повесть", "Кто, если не ты?", "Остановите Малахова". В театре, газетах бурлили дискуссии и обсуждения, о ТЮЗе стали много писать центральные газеты и журналы, что бывает не так уж часто.

Имя Александра Вампилова театру было присвоено в 1987 году. Но времена постепенно менялись. Вячеслав Кокорин покинул театр через год, вместе с ним уехали 13 актеров. Всюду ощущались следы только что произошедших в театре драматических событий, вспоминал режиссер Александр Ищенко.

Отсчет нового века в Иркутском ТЮЗе начал актер и режиссер по образованию Виктор Токарев - в 2001 году он стал директором театра. Кроме множества творческих проблем Виктору Степановичу досталось решение очень непростой и дорогостоящей задачи: спасение старинного, медленно погибающего здания.

В последнее десятилетие здесь не проводится ремонт - нет смысла. Мы ждем начала большой реконструкции, поддерживая в здании чистоту и исправность основных коммуникаций. Живем, надеемся, работаем.

Через два года Иркутскому ТЮЗу исполнится восемь десятков лет. Всего восемьдесят. Впереди - целая жизнь...

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Ориентированным на детей и юношество. Основан в 1928 году .

Из многочисленных претендентов «стать театром» были отобраны самые достойные коллективы, которые соответствовали «в полной мере» требованиям того времени:

…не в привычном смысле слова, а взволнованных докладчиков, которые на сцене будут по-комсомольски бороться за выполнение плана промышленностью, за новые урожаи..

Свой первый сезон в августе 1929 года ТРАМ открывает агитспектаклем в стиле «синтетического клубного зрелища» «Бузливая когорта» по пьессе путиловского рабочего Ивана Скоринко. Ставит спектакль режиссёр Г. В. Брауэр, специально приглашенный из Москвы .

В начале 1930-х годов коллектив ТРАМа уже гастролирует по Восточной Сибири .

Во второй половине 1930-х годов театры рабочей молодежи были реорганизованы по всей стране.

Среди знаменитых имён иркутской театральной сцены тех лет, актёры ТЮЗа: П. Лавров, И. Коршунов, В. Шестерников, Н. Евтюхов, заслуженный артист РСФСР М. Рощин, В. Г. Климанова.

Заметное влияние на репертуар театра и творческое становление коллектива оказал драматург Павел Маляревский , который многие годы работал заведующим литературной частью. На сцене ТЮЗа впервые были поставлены его пьесы: «Кот в сапогах», «Чудесный клад», «Не твое, не мое, а наше».

Ярким событием довоенной театральной жизни Иркутска становится отмеченный критикой и прессой спектакль «Овод», поставленный по мотивам революционно-романтического романа Этель Войнич .

В первые годы войны в театре идут премьеры пьесы-сказки Маляревского «Падение острова Блютенбайль», «Москвичка» по пьесе Виктора Гусева . Коллектив театра давал концерты и небольшие представления в госпиталях , заводских цехах и на полевых станах.

В середине 1980-х артисты Иркутского ТЮЗа написали стихи, посвящённые Вампилову.

В разные годы на сцене театра шли «Драма из-за лирики», «Гори, гори, моя звезда», «Ночная повесть», «Левша», «Дети Ванюшина», «Лесная песня» по пьесе Леси Украинки , вызвавший острый интерес к ТЮЗу (реж. В. Кокорин). Иркутский ТЮЗ был первым и единственным из театров страны, в стенах которого шёл спектакль «Высокое напряжение» по пьесе Андрея Платонова .

За годы своей деятельности ТЮЗ поставил десятки спектаклей, которые посетили многие зрители и получили их заслуженное признание.

В разные годы в театре работали режиссёры: Н. П. Колпаков, В. Я. Молдавский, И. С. Городецкий,


Здание театра
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 421410027020005 (ЕГРОКН)
Прежние названия ТРАМ Тип театра юного зрителя Основан в 1928 году Жанры Комедия , Драма , Мюзикл Места выступлений Иркутск , ул. Ленина д.23 Здание театра Местоположение Россия Россия , Иркутск Адрес ул. Ленина, д. 23 Телефон +7 (3952) 45-00-41 52°16′40″ с. ш. 104°17′07″ в. д. H G Я O L Строительство здание театра по адресу Иркутск ул. Ленина дом 13 требует реконструкции Вместимость Основная сцена - 460
Малая сцена - 50
Статус действует Руководство Ведомство Министерство культуры и архивов Иркутской области Директор Токарев В. C. Сайт Официальный сайт Медиафайлы на Викискладе

История театра

Из многочисленных претендентов «стать театром» были отобраны самые достойные коллективы, которые соответствовали «в полной мере» требованиям того времени:

…не в привычном смысле слова, а взволнованных докладчиков, которые на сцене будут по-комсомольски бороться за выполнение плана промышленностью, за новые урожаи..

Свой первый сезон в августе 1929 года ТРАМ открывает агитспектаклем в стиле «синтетического клубного зрелища» «Бузливая когорта» по пьессе путиловского рабочего Ивана Скоринко. Ставит спектакль режиссёр Г. В. Брауэр, специально приглашенный из Москвы .

В начале 1930-х годов коллектив ТРАМа уже гастролирует по Восточной Сибири .

Во второй половине 1930-х годов театры рабочей молодежи были реорганизованы по всей стране.

Среди знаменитых имён иркутской театральной сцены тех лет, актёры ТЮЗа: П. Лавров, И. Коршунов, В. Шестерников, Н. Евтюхов, заслуженный артист РСФСР М. Рощин, В. Г. Климанова.

Заметное влияние на репертуар театра и творческое становление коллектива оказал драматург Павел Маляревский , который многие годы работал заведующим литературной частью. На сцене ТЮЗа впервые были поставлены его пьесы: «Кот в сапогах», «Чудесный клад», «Не твое, не мое, а наше».

Ярким событием довоенной театральной жизни Иркутска становится отмеченный критикой и прессой спектакль «Овод», поставленный по мотивам революционно-романтического романа Этель Войнич .

В первые годы войны в театре идут премьеры пьесы-сказки Маляревского «Падение острова Блютенбайль», «Москвичка» по пьесе Виктора Гусева . Коллектив театра давал концерты и небольшие представления в госпиталях , заводских цехах и на полевых станах.

В середине 1980-х артисты Иркутского ТЮЗа написали стихи, посвящённые Вампилову.

В разные годы на сцене театра шли «Драма из-за лирики», «Гори, гори, моя звезда», «Ночная повесть», «Левша», «Дети Ванюшина», «Лесная песня» по пьесе Леси Украинки , вызвавший острый интерес к ТЮЗу (реж. В. Кокорин). Иркутский ТЮЗ был первым и единственным из театров страны, в стенах которого шёл спектакль «Высокое напряжение» по пьесе Андрея Платонова .

За годы своей деятельности ТЮЗ поставил десятки спектаклей, которые посетили многие зрители и получили их заслуженное признание.

В разные годы в театре работали режиссёры: Н. П. Колпаков, В. Я. Молдавский, И. С. Городецкий, С. С. Казимировский , М. А. Норвид, Э. Д. Корсаков, В. И. Данцигер , В. В. Кокорин , В. З. Федосеев .

На сцене театра играли актёры:




Top