Государственный ансамбль танца. Государственный ансамбль танца «Вайнах

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
Основная информация
Жанр
Годы

1937 - настоящее время

Страна

СССР

Город
www.moiseyev.ru

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - хореографический ансамбль народного танца, созданный в 1937 году хореографом и балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева - первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ.

История коллектива

ГАНТ имени Игоря Моисеева был основан 10 февраля 1937 года, в день, когда в московском доме хореографа по адресу Леонтьевский переулок, дом 4 состоялась первая репетиция труппы из 30 человек . Задача, которую Моисеев поставил перед молодыми артистами, состояла в том, чтобы творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие в то время образцы фольклора СССР. С этой целью участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни и обряды. В результате первыми программами танцевальной труппы стали «Танцы народов СССР» (1937-1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939). С 1940 года ансамбль получил возможность репетировать и выступать на сцене зала имени Чайковского, именно этот театр и стал родным домом для коллектива на долгие годы .

Для достижения максимальной выразительности и экспрессивности танцевального действа Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. Помимо этого Моисеев взял за основу принцип равенства артистов ансамбля, в коллективе с самого начала не было солистов, ведущих танцоров и кордебалета - любой участник мог исполнять как главную, так и второстепенную роль в постановке .

Важным этапом в творческом развитии коллектива стало освоение и обновлённая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздавал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше , Венгрии , Румынии , Чехословакии , Болгарии , Югославии зрители были изумлены точностью постановок и верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. При значительном участии известных балетмейстеров и знатоков фольклора Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, была создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые были собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию .

Белорусский танец «Бульба»

В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США .

Квинтэссенцией творческого пути ГААНТ имени Моисеева стал класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), который наглядно демонстрирует путь развития коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. В 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца был удостоен звания академического, а Игорь Моисеев - Ленинской премии .

Несмотря на то, что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру . За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, ансамбль награжден орденом Дружбы народов. ГААНТ является единственным в своём роде коллективом, выступавшем в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). По числу гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль, побывавший в более чем 60 странах. .

За лучший спектакль 2011 года ансамбль был удостоен гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия), а на премьерной программе 20 декабря 2011 года в рамках триумфальных парижских гастролей ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов .

Оркестр

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е.Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру С.Гальперину.

На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек. Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Сергеем Гальпериным, Николаем Некрасовым , Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым.

Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники, артист оркестра при этом одет в смокинг. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

Школа-студия

«Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева» была образована в сентябре 1943 года как учебная группа при ансамбле . Занимается подготовкой артистов и является основным источником кадров для пополнения труппы. В программу обучения входят специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтный танец, джаз-танец, гимнастика, акробатика, актёрское мастерство, игра на фортепьяно и народных музыкальных инструментах, история музыки, история театра, история балета, история живописи, история ансамбля.

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

Репертуар

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира». В списке приведены наиболее часто исполняемые хореографические номера.

Хореографические миниатюры

  • Борьба двух малышей
  • Эстонская «Полька через ножку»
  • Полька-лабиринт

Танцевальные картины

  • Футбол (музыка А.Цфасмана)
  • Партизаны
  • Табакеряска

Одноактные балеты

  • На катке (музыка И.Штрауса)
  • Испанская баллада (музыка Пабло ди Луна)
  • Вечер в таверне

Сюита русских танцев

  • Выход девушек
  • Коробочка
  • Травушка
  • Мужской пляс
  • Общий финал

Еврейская сюита

  • Семейные радости

Сюита молдавских танцев

  • Чиокырлие

Сюита мексиканских танцев

  • Сапатео
  • Авалюлько

Сюита греческих танцев

  • Мужской танец «Зорба»
  • Танец девушек (музыка М.Теодоракиса)
  • Общий хоровод (музыка М.Теодоракиса)
  • Мужской танец четвёрками (музыка М.Теодоракиса)
  • Общий финальный танец (музыка М.Теодоракиса)

День на корабле - Флотская сюита

  • Аврал
  • Машинное отделение
  • Танец поваров
  • Танец моряков
  • Праздник труда

Из цикла «Картинки прошлого»

  • Старинная городская кадриль

Из цикла «Танцы народов мира»

  • Аджарский танец «Хоруми»
  • Арагонская «Хота »
  • Аргентинский танец «Гаучо»
  • Аргентинский танец «Маламбо»
  • Башкирский танец «Семь красавиц»
  • Белорусский танец «Бульба»
  • Белорусский танец «Юрочка»
  • Венесуэльский танец «Хоропо»
  • Веснянки
  • Вьетнамский танец с бамбуком
  • Египетский танец
  • Калмыцкий танец
  • Китайский танец с лентами
  • Корейский танец «Санчонга»
  • Корейский танец «Трио»
  • Краковяк
  • Оберек
  • Румынский танец «Бриул»
  • Русский танец «Полянка»
  • Сицилийская тарантелла
  • Танец бессарабских цыган
  • Танец казанских татар
  • Татарочка
  • Узбекский танец с блюдом

Класс-концерт «Дорога к танцу»

Примечания

Литература

  • Шамина Л.А.; Моисеева О.И. Театр Игоря Моисеева. - Москва: Тетралис, 2012. - ISBN 978-5-902492-24-5
  • Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев - академик и философ танца. - СПб. : Лань, 2012. - ISBN 978-5-8114-1172-6
  • Чудновский М.А. Ансамбль Игоря Моисеева. - Москва: Знание, 1959.
  • Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь. - Москва: Согласие, 1996. - ISBN 5-86884-072-0

Государственный академический ансамбль танца Беларуси стоит на пороге своего 60-летия. Первый профессиональный хореографический коллектив страны, ансамбль бережно хранит традиции национального фольклора и смело экспериментирует с новыми танцевальными направлениями. Его история – это ярчайшие постановки, ставшие национальной классикой; успех и признание публики на самых престижных площадках мира. Мастерство артистов видели во многих странах Европы, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

Для Валентина Дудкевича, возглавляющего коллектив 30 лет, народный танец – поэзия, таящая в себе часть народной души, возможность современного воплощения богатейшего фольклорного наследия белорусов. В юбилейный сезон Государственный академический ансамбль танца Беларуси представляет большую сольную программу, которая включает самые яркие и известные работы ансамбля: композицию «Кривичи» – отражение фольклорного символа круга и огня, феерию «Лянок» – современный взгляд на традиционный хоровод, неувядаемую «Лявониху» и озорную «Бульбу», хореографическую картину «Вечарына» и многие другие. Каждый танец – это авторский взгляд на национальную хореографию, история, рассказанная в движении.

За шестьдесят лет на сцене ансамбль стал брендом Беларуси. Он дарит зрителям незабываемые эмоции, зачаровывает удивительными красками костюмов, восхищает красивыми мелодиями, виртуозным и азартным исполнением танцев.

Побывав на концерте Государственного академического ансамбля танца Беларуси, вы узнаете, какая она – Беларусь!

Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева - первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Украинский танец "Гопак". Балет Игоря Моисеева

    ✪ "Яблочко". Балет Игоря Моисеева.

    ✪ ГААНТ имени Игоря Моисеева. Одноактный балет "Ночь на лысой горе".

    ✪ Сюита греческих танцев "Сиртаки". Балет Игоря Моисеева.

    ✪ Хореографическая картина "Футбол". ГААНТ имени Игоря Моисеева

    Субтитры

История коллектива

ГАНТ имени Игоря Моисеева был основан 10 февраля 1937 года, в день, когда в московском доме хореографа по адресу Леонтьевский переулок, дом 4 состоялась первая репетиция труппы из 30 человек . Задача, которую Моисеев поставил перед молодыми артистами, состояла в том, чтобы творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие в то время образцы фольклора СССР. С этой целью участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни и обряды. В результате первыми программами танцевальной труппы стали «Танцы народов СССР» (1937-1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939). С 1940 года ансамбль получил возможность репетировать и выступать на сцене зала имени Чайковского, именно этот театр и стал родным домом для коллектива на долгие годы .

Для достижения максимальной выразительности и экспрессивности танцевального действа Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. Помимо этого Моисеев взял за основу принцип равенства артистов ансамбля, в коллективе с самого начала не было солистов, ведущих танцоров и кордебалета - любой участник мог исполнять как главную, так и второстепенную роль в постановке .

Важным этапом в творческом развитии коллектива стало освоение и обновлённая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздавал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше , Венгрии , Румынии , Чехословакии , Болгарии , Югославии зрители были изумлены точностью постановок и верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. При значительном участии известных балетмейстеров и знатоков фольклора Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, была создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые были собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию . В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США .

Квинтэссенцией творческого пути ГААНТ имени Моисеева стал класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), который наглядно демонстрирует путь развития коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. В 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца был удостоен звания академического, а Игорь Моисеев - Ленинской премии .

Несмотря на то, что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру . За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, ансамбль награждён орденом Дружбы народов. ГААНТ является единственным в своём роде коллективом, выступавшем в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). По числу гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль, побывавший в более чем 60 странах. .

За лучший спектакль 2011 года ансамбль был удостоен гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия), а на премьерной программе 20 декабря 2011 года в рамках триумфальных парижских гастролей ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов .

Оркестр

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е.Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру Самсону Гальперину.

На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек. Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Самсоном Гальпериным, Николаем Некрасовым , Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым.

Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники, артист оркестра при этом одет в смокинг. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

Школа-студия

«Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева» была образована в сентябре 1943 года как учебная группа при ансамбле . Занимается подготовкой артистов и является основным источником кадров для пополнения труппы. В программу обучения входят специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтный танец, джаз-танец, гимнастика, акробатика, актёрское мастерство, игра на фортепьяно и народных музыкальных инструментах, история музыки, история театра, история балета, история живописи, история ансамбля.

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

Репертуар

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира». В списке приведены наиболее часто исполняемые хореографические номера.

Хореографические миниатюры

  • Борьба двух малышей
  • Эстонская «Полька через ножку»
  • Полька-лабиринт

Танцевальные картины

  • Футбол (музыка А.Цфасмана)
  • Партизаны
  • Табакеряска
  • Скоморохи (музыка Н.Римского-Корсакова)

Одноактные балеты

  • Половецкие пляски (музыка А.Бородина)
  • На катке (музыка И.Штрауса)
  • Ночь на лысой горе (музыка М.Мусоргского)
  • Испанская баллада (музыка Пабло ди Луна)
  • Вечер в таверне

Сюита русских танцев

  • Выход девушек
  • Коробочка
  • Травушка
  • Мужской пляс
  • Общий финал

Государственный ансамбль танца «Вайнах» начал свое существование в 1939 году. Говоря о всемирно известном ансамбле «Вайнах», нельзя не упомянуть известных танцоров, таких как Андарбек Садыков, Ваха Дакашев, Гелани Юсупов, которые прославляют чеченский народный танец.

После того, как чеченцев и ингушей депортировали в Среднюю Азию, ансамбль распался. Восстановление началось в 1956 году. Тщательный отбор был начат по всей территории Средней Азии. Все отобранные танцоры, музыканты, вокалисты, вскоре вернулись на свою родину.

Художественным руководителем ансамбля стал Н.Халебский, балетмейстером был известный танцор Гелани супов. Началась активная творческая работа. Была разработана концертная программа. Первый концерт состоялся в мае 1957 года.

На этой фотографии Шита Эдисултанов и Зулай Сардалова, солистка государственного ансамбля «Вайнах», с которой Шита прожил долгую жизнь.



С 1969 по 1994 год ансамбль был под руководством Топа Элимбаева –, автор потрясающих и хореографических постановок. В этот период ансамбль представляло множество талантливой молодежи: К.Раисов, Т.Синявская, М. Дидигов, М.Худаев, А.Мухаммедов, И.Асхабов, С.Идрисов. Своим трудолюбием и талантом они возвысили славу ансамбля «Вайнах» передали опыт своего творчества молодому поколению.

Ансамбль с концертной программой посетил множество стран мира: Аргентину, Мексику, Перу, Сан-Сальвадор, Коста-Рика, Панаму, Португалию, Германию, Чехословакию, Кению, Мозамбик, Сирию, Иорданию, Турцию и многие другие.



В знак благодарности и высокой оценки качества исполнения национального танца, коллектив был удостоен ордена «Звезда высшей степени» - высшей награды Хашимитского Королевства Иордании.



В 1998 году программа ансамбля «Вайнах» составлялась под руководством Топы Элимбаева, (в последствии удостоена премии ЧИАССР в области литературы, искусства, и кинематографии.) Большой вклад в развитие «Вайнах» внес известный композитор Зайнди Чиргизбиев, балетмейстеры Дикалу Музакаев, Дока Мальцагов, Лидия Айдамирова, Рамзан Ахмадов, Адаш Мамадаев, Магомет Макаев, Апти Гантамиров, Рамзан Абазов, Турко Хасимиков, Гапур Темирхажиев и многие другие.


С 1996 по 1999 год, ансамбль работал в экстремальных условиях. Танцоры работали бесплатно и не снизили творческий потенциал, а увеличили известность ансамбля. Доказательством этому служат победы на фестивалях в 1998 году в Турции и в Италии 1999.



Деятельность ансамбля вновь остановилась с 1999 по 2001 в связи с военным действиями на территории Чечни. В феврале 2001 года ансамбль вновь был восстановлен.


Выступать коллектив ансамбля стал 18 мая 2001 года в Краснодаре, затем коллектив вернулся в Нальчик, где продолжал активно развиваться.




За 2002 год, ансамбль поучаствовал в 8 фестивалях международного значения, во Франции, на трех из которых завоевал Гран-при.




В 2003 году Президент А.Кадыров за большой вклад в развитие хореографического искусства и восстановления ансамбля «Вайнах» представил Дикалу Музакаева к высшему званию в культурной сфере - Народный артист РФ. В марте 2004 года прошли мероприятия по чествованию Дикалу Музакаева в связи с присвоением звания. На праздник съехались все ведущие хореографы Северного Кавказа.





Top