Государственный военно-технический музей. Военно-технический музей в черноголовке Государственный военно технический музей ивановское

Этим летом посетил музей в селе Ивановском, что под Черноголовкой. Музей обширный, есть на что посмотреть.
Для интересующихся - сайт музея http://gvtm.ru/ - там можно найти часы работы музея. Как добраться - рассказывается там же, в разделе "контакты". Я добирался от метро Щелковская на маршрутке №320, которая следует до Черноголовки, потом пришлось ждать автобус №73. Автобус оттуда идет в 8-00, 9-00, 10-00, 12-00, 13-50, 16-00, 17-10. Ехать можно либо до остановки "больница", тогда пройти придется немного вперед, либо до остановки "храм", тогда нужно будет пройти назад. Можно еще попросить водителя, чтоб он остановил на повороте к музею. Дальше - пешком.

Места здесь живописные, советую выйти у храма Иоанна Предтечи, построенного в 1902 году. Впечатление только немного портят строительные леса:

Пройдя немного по дороге к музею, встретим, так сказать, первый указатель:

Дальше все понятно: надо идти вперед. Минут через 5 ходьбы посетитель дойдет до главного входа:

Музей, как я понял, располагается на территории бывшего пионерлагеря. Имеется три закрытых помещения с техникой (в основном это автомобили и бронетранспортеры), несколько навесов и, наконец, просто оградки, за которыми техника стоит под открытым небом.
Первое, что увидит посетитель - старые останки разной техники, например, рубку от Sturmgeschutz III.

Далее можно пройти в первый корпус и посмотреть на автотехнику (фото из корпусов опубликую в следующем посте). По дороге встретится зенитная прожекторная станция типа 3-15-4Б (на базе ЗиС-12, производилась с 1938 по 1942 годы, произведено 15529 единиц). Точно такая же машина стоит в Москве на Поклонной горе, только лучше сохранившаяся:

В музее есть не только военная техника и автомобили, но даже катер:

Это катер представительского класса "Москва", спущенный на воду в далеком 1935 году. На этом катере в 1937 году Сталин со своим окружением производил церемонию открытия канала имени Москвы. В том же году катер отправили на службу в дальневосточный военный округ, где он и служил до 2007 года, после чего был передан в музей.

Далее можно пройти к третьему корпусу. Можно зайти за него и посмотреть на печальные советские концепт-кары:

На стене за ними висит, конечно, какая-то информация, но, очевидно, далеко не про все машины. Да и читать ее со стены очень уж несподручно: мелко. А табличек нет.

А машинки интересные:

Только уж очень заброшенный у них вид. Словно попал на автосвалку.

Здесь же находится тир, можно пострелять из различного оружия. Даже из такой штуки:

Дальше можно выйти к технике, стоящей под навесами. Техники очень много, в основном, конечно, такая, какую можно увидеть в любом русском военном музее. Поэтому ее фото я не выкладываю, выкладываю то, что показалось наиболее интересным.
(еще и фотик, шайтан-труба, стал разряжаться после посещения двух первых корпусов, так что надо было беречь батарею...)

Автобус ниже - ЗиЛ-118К "Юность", выпускался с 1961 по 1994 годы. Всего выпущено около 100 единиц. Автобус был комфортабельным, представительского класса. Такие машины работали в гараже особого назначения, в гаражах гостиницы "Интурист", Министерства обороны и других государственных организаций высокого уровня.

Следующее фото сделал в основном ради японского танка Тип-97 "Чи-Ха". Но как-то странно тут его разместили, кормой к зрителям, да еще задвинули подальше. Зато можно посмотреть на мордочку БТР-40.

Грузовик Ситроен Т-45, Франция. Производился с 1933 по 1953 года. Всего было выпущено 72 тысячи грузовиков, из них 35 тысяч использовались в вермахте:

Американский тягач Diamond T-969A. Производился с 1941 по 1945 год, произведено 6420 единиц. В СССР поставлялся по ленд-лизу. Редкий экспонат, единственный в России:

Пожарный автомобиль OM CL51 Feuerwehr Witterswil, Италия. 1950 год.

Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 (Россия), выпускается с 1977 года. Предназначается для тушения пожаров высокого класа сложности в экстремальных условиях:

Опытный образец самоходного комплекса радиоэлектронной борьбы на базе танка Т-72, Россия. Задачей комплекса было обеспечение противодействия электронным системам наблюдения и управления оружием в жестких климатических условиях. Был принят на вооружение в 1992 году, но затем Министерство обороны отказалось от его использования:

У входа в третий корпус стоит слева БМ-13 на базе "Студебеккер":

Справа - несколько тракторов. Вот, например, "Фордзон-путиловец" 1928 года.

Переходим к следующему навесу. С края посетителя встречают аэросани без таблички:

Аэросани-амфибия А-3. Выпускалась с 1964 до середины 80-х годов. Отдельные экземпляры продолжают работать и сейчас:

ЗиЛ-4904. Шнекороторный снегоболотоход проектировали для поиска и эвакуации экипажей спускаемых космических аппаратов. Но из-за больших габаритов и массы ЗиЛ-4904 посчитали нецелесообразным.
(кажется, на подобной машине ездили незнайка и его друзья в книге "Незнайка в солнечном городе"):

ЗиЛ-49061 "Синяя птица". Также, как и шнекоход, предназначался для поиска и эвакуации космических экипажей. Было выпущено 14 машин.

Общее фото: советские танки Т-34 и Т-60.

Эвакуатор Scammel Pioner SV/2S, Великобритания. Во время Второй Мировой войны было выпущено около 1600 машин, часть передана в СССР по ленд-лизу:

Bussing-NAG type 4500 S, Германия. В годы Второй Мировой войны было выпущено 14813 грузовиков.

Гусеничный трактор Cletrac High-Speed M2, США. Изготавливались в 1930-х годах, в основном для военно-воздушных сил США. Могли развивать скорость до 30 км/ч.

Немецкий автомобиль "Хорьх" без таблички и в унылом состоянии:

Немецкий прожектор Kystdefensionen Progektor Type G150K, выпускался с 1937 года:

Уголок старой советской техники, требующей реставрации:

ЗиЛ-49042, опытный экземпляр поисково-спасательной машины. Выпущен в 1972 году:

ЗиС-485 БАВ (СССР, 1950-62 гг). Амфибия могла перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза:

Аэросани КА-30 (СССР, 1962-80-е гг). Могли вмещать до 10 пассажиров. В летнее время могли оборудоваться поплавками и использоваться как скоростные суда:

Легкий многоцелевой самолет АН-2 (СССР, 1947-1971 гг). Выпущено свыше 18000 единиц. Производился также по лицензии в Китае:

Тягач БТС-4, СССР. Был разработан на базе танка Т-44М в 1967 году:

Колесный бульдозер БКТ, СССР. Был введен в состав инженерных войск в начале восьмидесятых годов:

Далее - еще несколько экспонатов, требующих реставрации. Вот "Победа" в неплохом состоянии:


Об остальных машинах того не скажешь. Да и стоят они как-то уж совсем позабыто-позаброшено, в густой траве:

Еще:

Кажется, ГАЗ "Атаман":

Какой-то автобус с табличкой "к реставрации":

Еще ряд советских орудий неподалеку от выхода.

Ну и наконец - амфибийный безаэродромный летательный аппарат "Экип". Новое слово в авиатехнике, практически летающая тарелка. Только вопрос, когда такие аппараты пойдут в широкое использование:

На этом обзор внешней экспозиции музея заканчиваю. В другом посте опубликую фото из корпусов музея.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

На территории наукограда Черноголовка, расположенного в 40 км от Москвы, в селе Ивановское, открыт Военно-технический музей, посвященный истории гражданской и военной техники.

Музей является государственным учреждением культуры Московской области.Его экспозиция в течение нескольких лет создавалась усилиями энтузиастов и увлеченных людей и представляет собой совместный проект с Национально-патриотическим музеем «Боевого братства» и учреждением "Военно-технический музей мужества, доблести и славы ". Сегодня собрание музея объединяет образцы техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии, других зарубежных стран и охватывает более чем 100-летний период: с конца ХIХ века до наших дней.

Открывает выставку коллекция гужевого транспорта: конные пролетки, кареты, коляски, в которых ездили еще наши прадеды, и, конечно, знаменитые тачанки - боевые колесницы новейшей мировой истории.

Экспозиция автомобильной техники знакомит со многими достижениями зарубежного автопрома, а главное, с продукцией основных отечественных автозаводов. В линейке Горьковского автомобильного завода можно увидеть первые ГАЗ-А, «Полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, легендарную «Эмку», «Победы», «Волги», «Чайки». Завод имени Лихачёва - это пожарные ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИЛ-157, лимузины ЗИС-101, ЗИС-110, правительственные ЗИЛы. Историю отечественных малолитражных автомобилей легко проследить по «Москвичам» Автозавода имени Ленинского комсомола и «Запорожцам» автозавода «Коммунар», когда-то составлявшим основу автомобильного парка страны. Есть интересные экспонаты, сошедшие с конвейеров Минского автомобильного завода (МАЗ), Рижской автомобильной фабрики (РАФ), Ярославского автомобильного завода (ныне Ярославский моторный завод - ЯМЗ) и других.

Здесь собрана коллекция автомобилей-такси, основная часть которой была передана музею исследователем истории московского такси Виталием Васильевичем Клюевым.

Значительное место отведено мототехнике: мотоциклам, мотороллерам и мотовелосипедам.

Только в Военно-техническом музее можно увидеть единственную в своем роде коллекцию пожарной техники и оборудования, а также поисково-спасательные машины для эвакуации космонавтов и другие вездеходы, созданные выдающимся советским конструктором Виталием Андреевичем Грачёвым на автозаводе ЗИЛ.

Но все же особое внимание в экспозиции уделено автомобилям и бронетехнике времен Великой Отечественной войны, воплотившим в себе все лучшее, что было наработано инженерами предвоенного периода. Наряду с отечественными автомобилями, здесь есть редкие экземпляры американских грузовых и легковых машин, в свое время поставленных СССР по договору о Ленд-лизе. Есть и военные трофеи марок «Мерседес-Бенц», «Хорьх», «Фольксваген», «Штёвер». Гордостью музея являются танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, минометы, пушки, гаубицы, макеты стрелкового вооружения.

Государственный Военно-технический музей в Черноголовке - это не только выставочный комплекс, но и реставрационный, просветительский центр. Наши специалисты реставрируют, а когда необходимо, воссоздают любой по сложности вид транспортного средства: от простой телеги до лимузина ЗИЛ.

При музее организованы поисковые отряды, ведущие работу по установлению и увековечению имен погибших воинов, поиск техники, снаряжения, исторических документов, предметов быта. В перспективе здесь также будут созданы детский военно-спортивный лагерь, мастерские научно-технического творчества, библиотека, архивы, кинотеатр.

Военно-технический музей в Черноголовке принимает активное участие в автомобильных и исторических выставках, фестивалях, автопробегах, реконструкциях боев, проводимых совместно с военноисторическими клубами России. Особое значение придается участию в торжественных парадах, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, другим памятным событиям и датам.

Главной задачей музея является сохранение гражданской и военной техники, в том числе особо ценных и уникальных экспонатов, развитие интереса подрастающего поколения к истории страны, патриотическое воспитание молодежи на примерах мужества и героизма нашего народа.

Это дань памяти нашим предкам, которые своим знаниями, трудом и талантом создавали величие и славу Родины.

В Музее выставлен уникальный экспонат - настоящая летающая тарелка.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Музей примет в дар старинные вещи, изготовленные до 1960-х годов.

На территории наукограда Черноголовка, расположенного в 40 км от Москвы, открыт Военно-технический музей, посвященный истории гражданской и военной техники.

Музей является государственным учреждением культуры Московской области. Его экспозиция в течение нескольких лет создавалась усилиями энтузиастов и увлеченных людей и представляет собой совместный проект с Национально-патриотическим музеем «Боевого братства». Сегодня собрание музея объединяет образцы техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии, других зарубежных стран и охватывает более чем 100-летний период: с конца ХIХ века до наших дней.

Открывает выставку коллекция гужевого транспорта: конные пролетки, кареты, коляски, в которых ездили еще наши прадеды, и, конечно, знаменитые тачанки - боевые колесницы новейшей мировой истории.

Экспозиция автомобильной техники знакомит со многими достижениями зарубежного автопрома, а главное, с продукцией основных отечественных автозаводов. В линейке Горьковского автомобильного завода можно увидеть первые ГАЗ-А, «Полуторки» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, легендарную «Эмку», «Победы», «Волги», «Чайки». Завод имени Лихачёва - это пожарные ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИЛ-157, лимузины ЗИС-101, ЗИС-110, правительственные ЗИЛы. Историю отечественных малолитражных автомобилей легко проследить по «Москвичам» Автозавода имени Ленинского комсомола и «Запорожцам» автозавода «Коммунар», когда-то составлявшим основу автомобильного парка страны. Есть интересные экспонаты, сошедшие с конвейеров Минского автомобильного завода (МАЗ), Рижской автомобильной фабрики (РАФ), Ярославского автомобильного завода (ныне Ярославский моторный завод - ЯМЗ) и других.

Здесь собрана коллекция автомобилей-такси, основная часть которой была передана музею исследователем истории московского такси Виталием Васильевичем Клюевым.

Значительное место отведено мототехнике: мотоциклам, мотороллерам и мотовелосипедам.

Только в Военно-техническом музее можно увидеть единственную в своем роде коллекцию пожарной техники и оборудования, а также поисково-спасательные машины для эвакуации космонавтов и другие вездеходы, созданные выдающимся советским конструктором Виталием Андреевичем Грачёвым на автозаводе ЗИЛ.

Но все же особое внимание в экспозиции уделено автомобилям и бронетехнике времен Великой Отечественной войны, воплотившим в себе все лучшее, что было наработано инженерами предвоенного периода. Наряду с отечественными автомобилями, здесь есть редкие экземпляры американских грузовых и легковых машин, в свое время поставленных СССР по договору о Ленд-лизе. Есть и военные трофеи марок «Мерседес-Бенц», «Хорьх», «Фольксваген», «Штёвер». Гордостью музея являются танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, минометы, пушки, гаубицы, макеты стрелкового вооружения.

Государственный Военно-технический музей в Черноголовке - это не только выставочный комплекс, но и реставрационный, просветительский центр. Наши специалисты реставрируют, а когда необходимо, воссоздают любой по сложности вид транспортного средства: от простой телеги до лимузина ЗИЛ.

При музее организованы поисковые отряды, ведущие работу по установлению и увековечению имен погибших воинов, поиск техники, снаряжения, исторических документов, предметов быта. В перспективе здесь также будут созданы детский военно-спортивный лагерь, мастерские научно-технического творчества, библиотека, архивы, кинотеатр.

Военно-технический музей в Черноголовке принимает активное участие в автомобильных и исторических выставках, фестивалях, автопробегах, реконструкциях боев, проводимых совместно с военно-историческими клубами России. Особое значение придается участию в тор-жественных парадах, посвященных Дню Победы, Дню Защитника Отечества, другим памятным событиям и датам.

Главной задачей музея является сохранение гражданской и военной техники, в том числе особо ценных и уникальных экспонатов, развитие интереса подрастающего поколения к истории страны, патриотическое вос-питание молодежи на примерах мужества и героизма нашего народа.

Это дань памяти нашим предкам, которые своим знаниями, трудом и талантом создавали величие и славу Родины.


На исходе майских праздников довелось посетить Военно-технический музей в селе Ивановское. Давно "точил зубы" на данный объект, расположенный недалеко от подмосковной Черноголовки, но поездку туда сдерживало то, что на чём-то, кроме автомобиля, доехать туда было может и можно, но не очень просто. И дело не столько в отдаленности музея от "цивилизации", сколько в дичайших пробках на Щелковском шоссе, в которых в том числе торчит и общественный транспорт. Теперь же, когда проблем с "колесами" нет, пробки можно объехать, на дворе весна и солнце... Ну, в общем, под катом то (но, естественно, далеко не всё), что мы увидели в этом замечательном и в чем-то не совсем обычном музее.

Коротко о музее. Один из самых молодых (основан в 2010 году) технических музеев в России располагается на территории бывшего пионерского лагеря и содержит довольно обширную коллекцию всевозможной техники, начиная от военной техники и автомобилей различных стран и эпох, и заканчивая образцами станков, бытовой техники и прочих технических мелочей. У музея есть сайт (ссылки на информацию с которого я так же буду приводить в подписях к фотографиям, чтобы не растекаться мыслью по древу по каждому экспонату). Экспонаты располагаются в корпусах бывшего пионерлагеря, а так же в специально построенных корпусах и под навесами на открытых площадках. К сожалению, далеко не всю технику можно осмотреть со всех сторон, не говоря уж о том, чтобы пощупать (хотя вот это, скорее, правильно). Тем не менее, в музее есть как традиционные для музеев подобного плана экспонаты - типа танка Т-34-85 - так и уникальные экземпляры отечественной и зарубежной техники. Один из них - "летающая тарелка":

1. Башня советского тяжёлого танка КВ-1 и ствол, лафет и защитная плита немецкой пушки Pak-38, найденные поисковыми отрядами в местах сражений Великой Отечественной войны.



2. Обломки самолета Ил-2. Что-то мне подсказывает, что лежащая на переднем плане штуковина к Ил-2 отношения не имеет, и больше напоминает лифтовой электродвигатель, чем деталь от самолета...

3. "Гвоздь" экспозиции музея - уникальный летательный аппарат ЭКИП .

4. Зенитная автомобильная прожекторная станция типа З-15-4Б. Выпускалась с 1939 по 1942 г. на московском заводе "Прожектор".

5. Фрагмент теплозащитного покрытия советского космического корабля многоразового использования "Буран". На заднем плане - противотанковая пушка ЗиС-2 .

15. Далее переходим к экспонатам музея московского такси. ЗИС-110 такси (на самом деле, бывшая персональная машина Павла Ротмистрова, маршала Советского Союза).

18. Классическое московское такси 70-80-х годов - "Волга" ГАЗ-24-01 .

19. Еще один уникальный экспонат - .

21. ...и его советский "аналог" - ГАЗ-67Б .

22. Модели летательного аппарата ЭКИП и опытная машина на воздушной подушке.

23. Различная бытовая техника советской эпохи.

27. Небольшая часть коллекции отечественных мотоциклов.

28. Мопеды и мотороллеры.

31. Винтажное оборудование для автозаправочных станций.

35. Кабина самолета Ан-2.

36. Автомобиль специализированной медицинской помощи "Чайка" ГАЗ-13С .

45. Самоходная пушка 2С5 "Гиацинт-С" . Да, слева внизу - майский сугроб.

46. Аэродромный пожарный автомобиль

За площадкой - ещё два павильона - ангара. Один небольшой. В нём всего четыре экспоната.

Грузовой автомобиль "Форд - F60". Машина с весьма интересной судьбой: выпущенная в Канаде, она была доставлена вместе с британскими войсками в Северную Африку. Там, во время наступления немецкого Африканского Корпуса под командованием Роммеля, машина была захвачена в качестве трофея. Через некоторое время часть Африканского Корпуса, в качестве подкрепления, была переброшена через Италию на Восточный фронт. Вместе с этим Фордом. Где, под Харьковом, год спустя эта машина снова была захвачена, на этот раз уже наступающими советскими войсками. Так что - двойной трофей.

Самоходная 122-мм гаубица 2С1 "Гвоздика":


Самоходная 120-мм гаубица 2С9 "Нона":



Перейдём к другому ангару. Вдоль него на улице тоже немало техники, и военной, и гражданской, вперемешку. 203-мм гаубица Б-4:


Пожарный МАЗ-7310 АА-60-160-01:


Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 на шасси танка Т-54:



На самом деле, это самоходная система с лазерным комплексом противодействия оптико-электронным приборам вражеских целей СЛК "Сзжатие" на базе 2С19 "Мста". Ещё некоторое время назад её демонстрировали безо всяких занавесок (фото al_kamensky отсюда):

Забавно, что даже на сопроводительной табличке сей агрегат изображён так же, прикрытый чехлом:)


Другая "тридцатьчетвёрка", Т-34-85:


Заходим внутрь ангара. С одной его стороны - военная техника, с другой - пожарная. Две "полуторки" - ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Дальше, за ними, стоит французский грузовик Citroen 45:


Два БТР-а, ближний - Scout car M3 A. Сделать для памяти снимок таблички второго девайса не представилось возможным из-за затруднённого прохода к нему. Вообще, главный минус музея - сильно ограниченный доступ к экспонатам:


Два француза: артиллерийские тягачи Renault R-35 (слева) и Lorraine 37L. На сайте музея они названы лёгкими танками, я не очень понял, почему. Может быть, кто-нибудь прояснит? :)


Перед ними стоит французский же тягач Hotchkiss V15T:


С правым рулём. Внутри по-военному тесно:


Немецкий командирский Horch 901:


Американский тягач и танковый эвакуатор Diamond T968 6x6 Truck:


Ещё один американец - GMC 353:


А по другую сторону павильона - пожарная техника:


Пожарный ГАЗ-67Б с мотопомпой на прицепе:


Пожарный автонасос ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА:


Автоцистерна ЯГ-6:


ПМЗ-2 на шасси ЗиС-5, за ним - Зис-6 с установленной на ней немецкой механической лестницей Metz, оба довоенные:


Автолестница АЛ-17 на шаси ГаЗ-51:


Пожарный Ford Feuerwehr 798T из Швеции:


Немецкий пожарный Mercedes-Benz L3000 S - автоцистерна 1934 года:


Mercedes-Benz L1500 S:


ПМЗ-27А на шасси ЗИЛ-157:


Ну, и машина пенного тушения на гусеничном шасси артиллерийского тягача АТ-С. Кстати, товарищ справа, совершенно случайно попавший в кадр, мне смутно кого-то напоминает:) Похож на Алексея Кочемасова, он же letchikleha ;)


В уголке зала притаился HARLEY-DAVIDSON WLA-42:




И аэросани - амфибия Ка-30 конструкции ОКБ Камова:


А ещё в музее есть корабль:)


Это пассажирский катер представительского класса "Москва", построенный в 1936 году, и числившийся в составе Отряда штабных катеров Дальневосточного военного округа, и бывший в распоряжении командарма В.К.Блюхера.

Шнекоход ЗиЛ-4904:


Ещё по территории там и сям живописно расставлены артиллерийские орудия:




Top