Гранатовый браслет тест по содержанию. Куприн "Гранатовый браслет": жанр произведения

Тест по содержанию произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

11 класс

Задания с выбором одного правильного ответа

  1. Определите жанр произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет»:

А рассказ

Б новелла

В повесть

  1. Основой произведения «Гранатовый браслет»является:

А реальная история любви скромного чиновника к светской даме

Б выдуманная писателем история любовных взаимоотношений молодых людей

В реминисценция - фрагмент художественного произведения периода Возрождения

  1. Какую роль играет пролог в произведении «Гранатовый браслет»:

А отображает эмоционально-моральное состояние главной героини в разных жизненных ситуациях, описанных в сюжете

Б помогает понять характеры коренных жителей Крыма

В отображает особенности быта обитателей пригородного морского курорта

  1. В каком ключе истолкована тема любви в произведении:

А в реалистично-бытовом

Б в молитвенно-романтическом

В в трагедийно-мистическом

  1. Что является основой взаимоотношений в семье князей Шеиных:

В корысть

  1. Какими словами можно описать любовь Желткова к Вере Николаевне:

А страсть, восторг, восхищение

Б благоговение, преклонение, преданность

В обожание, привязанность, трогательность

  1. В какой из цитат заключена идея произведения:

А «… Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви».

Б «… Каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм»

В «…Любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!»

  1. Тип какого литературного героя воплощен в образе Желткова:

А «природного человека»

Б «лишнего человека»

В «маленького человека»

  1. Какие черты характера отличают Желткова:

А самоуничижение, навязчивость, слабоволие

Б порядочность, благородство, внутреннее достоинство

В уравновешенность, безразличие, самолюбие

  1. Прочитайте цитату: «Мне жалко этого человека… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…» Кто и в отношении кого из героев сказал эти слова:

А Василий Шеин относительно Желткова

Б Николай Булат-Тугановский о генерале Аносове

В Вера Николаевна о Желткове

  1. Дополните цитату - заметку из газеты о смерти Желткова: «…Загадочная смерть… Покончил жизнь самоубийством чиновник … Г.С.Желтков… Смерть… произошла по причине ______________________________»:

А неустановленной следствием

Б неразделенной любви

В растраты казенных денег

  1. Какое событие подтолкнуло Желткова к самоубийству:

А боязнь тюремного заключения за растрату государственных денег

Б телефонный разговор с Верой Шеиной

В угрозы Николая Николаевича обратиться к властям и предать огласке содержание писем Желткова, адресованных Вере

  1. Прочитайте цитату: «Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Кому из героев принадлежат эти слова:

А Аносову

В князю Шеину

  1. С выражением лиц кого из великих людей сравнила Вера умиротворенное лицо умершего Желткова:

А Лермонтова и Кутузова

Б Пушкина и Наполеона

В Гоголя и Петра І

  1. Дополните цитату: «… Вера … вынула… большую красную розу, подняла … голову трупа,.. положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла _________________»:

А «… что он любил.., а вовсе не был сумасшедшим»

Б что присутствует «при громадном страдании, от которого люди умирают»

В «…что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё»

  1. Музыка какого композитора звучит в произведении «Гранатовый браслет»:

А Баха И.С.

Б Бетховена Л.

В Моцарта В.А.

  1. Признаки какого направления литературы и искусства присутствуют в произведении:

А импрессионизм

Б неоромантизм

В классицизм

  1. Какие слова из молитвы приводит в своем письме к Вере Шеиной Желтков:

А «Да будет воля Твоя»

Б «Во имя Отца, Сына и Святаго Духа»

В «Да святится имя Твое»

Задания с выбором нескольких правильных ответов

  1. Какие чувства возникли в душе князя Шеина после разговора с Желтковым:

А ненависть

Б сострадание

В взаимопонимание

Г презрительность

Д сожаление

  1. Определите, что символизирует гранатовый браслет в произведении А.И.Куприна:

А семейное счастье

Б вечную любовь

В кровь - грань между жизнью и смертью

Г неиссякаемую красоту

Д силу характера

Е жизненную бесконечность

  1. Какие признаки художественного мира А.Куприна отразились в произведении «Гранатовый браслет»:

А интерес к природным добрым основам духовной жизни человека

Б возвышенное изображение социально-психологического типа «маленького человека»

В сосредоточенность на проблемах тайн бытия, стремление отобразить его красоту и трагизм

Г идея «активного человека», наделенного страстью свободы

Д изображение героев, которые хоть раз пережили мгновение «счастливых гармоничных отношений»

Е элементы лиризации прозы

Задани я на установление соответствия

  1. Установите соответствие между цитатной характеристикой и персонажем произведения:

А «…Пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».

1 Генерал Аносов

Б «…Унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана».

В «…Тучный, высокий, серебряный старец… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям».

Г «…Высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами… Худые, нервные пальцы… Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

4 Густав Фриессе

Д «…Хохотал громко и восторженно, и его худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смехе прескверные зубы».

5 Желтков

  1. Установите соответствие между героиней и особенностями её характера:
  1. Установите соответствие между подарком для Веры Николаевны и его дарителем:

Задание открытой формы с коротким ответом

  1. О каком литературном понятии идет речь: «Условное название эстетических тенденций, возникших в литературе в конце ХІХ - нач. ХХ в. На естетику этого направления повлияли философские концепции А.Шопенгауэра и Ф.Ницше»

Творческое задание

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что лучше: страдать от любви или страдать без любви?»

КЛЮЧ

А3, Б2, В1, Г5, Д4

неоромантизм

Тест по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

1. К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:

а) рассказ б) повесть в) поэма г) роман

2. Начало описываемых событий происходит на побережье: а) Балтийского моря б) Чёрного моря

в) Азовского моря г) Каспийского моря

3. Почему Вера Николаевна не могла покинуть дачи в начале произведения? а) не разрешал муж

б) был ремонт в городской квартире в) это был их единственный дом г) продавали дом в городе

4. Что подарил муж Вере Николаевне на именины: а) книгу б) серьги в) колье г) букет цветов

5. Почему сестры были привязаны к дедушке Аносову: а) брал собой на светские развлечения

б) много рассказывал историй в) брал с собой в походы г) очень часто навещал

6. В чем выражается человеколюбие Аносова: а) любовь к близким и друзьям б) любовь и сочувствие к простому солдату и пленным в) помощь женщинам

б) Анна Николаевна Фриессе в) Вера Николаевна г) Жени Рейтер

8. Кем был муж главной героини: а) прокурор б) комендант гауптвахты

в) предводитель дворянства г) инженер на железной дороге

9. Чем занимал гостей Василий Львович Шеин: а) шутил и рассказывал истории б) пел

в) музицировал г) играми в шахматы

10. Найдите продолжение фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в…» а) в такую же страстную ненависть б) непреодолимое отвращение

в) чувство прочной, верной, истинной дружбы г) любовь спокойную, вдумчивую, верную

11. Что больше всего любила главная героиня: а) море б) горы в) лес г) небо

12. Выберите, что общего было между сёстрами Верой Николаевной и Анной Николаевной:

а) любили флиртовать с мужчинами б) были неверны своим мужьям

в) были верны своим мужьям г) любили азартные игры

13. Сколько камней гранатов окружали маленький зеленый камешек посередине браслета:

а) четыре б) шесть в) пять г) восемь

14. Браслет княгиня Вера получила в подарок от: а) мужа б) любовника в) поклонника г) брата

15. Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста: а) ППЖ б) ННЖ в) ГСЖ г) ПЦЖ

16. Когда княгиня Вера получила письмо, она: а) порвала его б) тотчас его спрятала

в) сожгла его г) показала письмо мужу

17. Узнайте героя по описанию: «По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым..»

а) граф Шеин б) профессор Спешников в) генерал Аносов г) полковник Пономарев

18. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»?

а) Желткову б) графине Вере Шеиной в) генералу Аносову г) графу Василию Шеину

19. Какие чувства вызвал браслет у княгини: а) ярость б) восхищение в) тревогу г) алчность

20. Каково было содержание прилагавшейся к браслету записки:

А) Даритель завещал носить украшение после его смерти.

Б) Даритель умолял простить его за прежние ошибки и в знак примирения принять браслет.
В) Даритель благоговейно преподносил браслет в знак своей любви.
Г) Даритель таким образом искал встречи с княгиней.

21. О чем разговаривали перед прощанием княгиня Вера и генерал Аносов:

А) Генерал признавался Вере в любви

Б) Они говорили о том, что Вере пора завести детей

В) Они размышляли о том, существует ли истинная любовь?

Г) Вера жаловалась генералу на мужа

Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:

а) 5-6 б) 6-7 в) 7-8 г) 4-5

8. Какая проблема не поднята в повести: а) чести б) истинной любви

в) самопожертвования ради любви г) разрушающего влияния денег

    Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:

а) Россини

в) Бетховена

г) Шопена

17) Этот человек говорил Вере: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

А. брат Николай

Б. генерал Аносов

В. подруга

Г. сестра Анна

А. брат Николай

Б. муж Веры

В. генерал Аносов

Г. гусар Бахтинский

19) Желтков по роду деятельности был

А. губернским предводителем дворянства

Б. помощником прокурора

В. маленьким чиновником

Г. комендантом города

20) В конце описываемых событий Желтков

А. переезжает в другой город

Б. убивает себя

В. попадает в полицию

Г. вызван на дуэль мужем Веры

21) В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку

А. Глинки

Б. Чайковского

В. Мусоргского

Г. Бетховена

22) Дальнейшая судьба браслета: он был

А. перепродан

Б. выброшен в море

В. уничтожен

Г. повешен на икону

23) При прощании с Желтковым Вера

А. поцеловала его в лоб

Б. поцеловала его в щёку

В. поцеловала его в губы

Г. дала ему пощёчину

Д. обняла его

24) Кому принадлежит высказывание: « «Гранатовый браслет» - один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

А. Толстому А.К.

Б. Горькому М.

В. Шолохову М.

Г. Паустовскому К.Г.

Оценивание

Каждый правильный ответ оцениваем 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за тест – 27. Правильные ответы:

Количество баллов

1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

1) рассказ
2) повесть
3) поэма
4) роман

2. Узнайте героя по описанию.

«...пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».

1) Анна
2) Вера
3) Женни Рейтер
4) Даша

3. Узнайте героя по описанию.

«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».

1) граф Шеин
2) профессор Спешников
3) генерал Аносов
4) полковник Понамарев

4. Узнайте героя по описанию.

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами».

1) князь Василий Львович
2) Николай Николаевич
3) граф Шеин
4) Желтков

5. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»?

1) Желткову
2) графине Вере Шеиной
3) генералу Аносову
4) графу Василию Шеину

6. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?

1) генералу Аносову
2) графу Шеину
3) Николаю Николаевичу
4) Желткову

7. Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?

«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине - стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».

1) интерьер
2) портрет
3) пейзаж
4) деталь

1.Где и когда происходит действие рассказа?

2.Назовите день именин Веры Шеиной?

3.Фамилия сестры Веры?

4.Кто был предком княгини?

5.Что подарила Анна сестре?

6.Что подарил Вере муж?

7.Чей портрет:«... пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, которую можно видеть на старинных миниатюрах»?

8.Чей это портрет: «Она была наполовину ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами.... однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью...»?

9.Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту?

10.Имя мужа Веры?

11.Чей это портрет: «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки....У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах.... какое свойственно мужественным и простым людям...»?

12.Фамилия Веры до замужества?

13.Кто «...хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы»?

14.Имя Желткова?

15.Чей это портрет: «...очень бледный, с нежными девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»?

16.Кто эта женщина, которая «.... обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»?

17.Кому принадлежат эти слова: « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано- «сильна, как смерть»?

Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

ОТВЕТЫ.

1. Черноморский курорт, осень, сентябрь.

3.Фриессе.

4.Тамерлан.

5.Записную книжку.

6. Серьги из грушевидных жемчужин.

7. Вера.

8. Анна.

9. Женни Рейтер.

10.Князь Василий Львович.

11.Генерал Аносов.

12. Мирза-Булат-Тугановская.

13. Муж Анны - Густав Иванович.

14.Георгий.

15.Желтков.

16. Вера.

17.Генералу Аносову.

Составитель: О.С. Дятлова, учитель русского языка и литературы МКОУ Новоярковской СОШ Барабинского района Новосибирской области

Тест на знание содержания повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

11 класс

1) Начало описываемых событий происходит на побережье

А. Балтийского моря

Б. Чёрного моря

В. Азовского моря

Г. Каспийского моря

2) Главную героиню повести зовут

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

4) Определите по описанию героиню: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница

А. Анна Николаевна Фриессе

Б. Вера Николаевна Шеина

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна Дурасова

5) Мужа княгини Веры зовут

А. генерал Аносов

Б. Николай Николаевич

В. Густав Иванович

Г. Василий Львович

6) Мужа Анны Николаевны зовут

А. генерал Аносов

Б. Николай Николаевич

В. Густав Иванович

Г. Василий Львович

7) Найдите продолжение фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в …»

А. в такую же страстную ненависть

Б. непреодолимое отвращение

В. чувство прочной, верной, истинной дружбы

Г. любовь спокойную, вдумчивую, верную

8) Своего мужа Анна Николаевна

А. страстно ненавидела

Б. безумно любила

В. просто боготворила

Г. терпеть не могла

9) Выберите, что общего было между сёстрами Верой Николаевной и Анной Николаевной:

А. были очень красивыми

Б. любили флиртовать с мужчинами

В. были не верны своим мужьям

Г. были верны своим мужьям

Д. любили азартные игры

А. день рождения

Б. именины

В. новоселье

Г. день ангела

11) Больше всего княгиня Вера любила

12) Подругу княгини Шеиной звали

А. Анна Николаевна

Б. Вера Николаевна

В. Жени Рейтер

Г. Людмила Львовна

13) Гранатовый браслет княгиня Вера получила в подарок от

Б. любовника

В. поклонника

14) В браслете среди красных гранатов находился один гранат

А. лилового цвета

Б. иссиня-чёрного цвета

В. чёрного цвета

Г. зелёного цвета

15) Желтков подписал своё письмо

А. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.

Б. Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.

В. С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.

Г. С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

16) Когда княгиня Вера получила письмо, она…

А. порвала его

Б. тотчас его спрятала

В. сожгла его

Г. показала письмо мужу

17) Этот человек говорил Вере: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

А. брат Николай

Б. генерал Аносов

В. подруга

Г. сестра Анна

А. брат Николай

Б. муж Веры

В. генерал Аносов

Г. гусар Бахтинский

19) Желтков по роду деятельности был

А. губернским предводителем дворянства

Б. помощником прокурора

В. маленьким чиновником

Г. комендантом города

20) В конце описываемых событий Желтков

А. переезжает в другой город

Б. убивает себя

В. попадает в полицию

Г. вызван на дуэль мужем Веры

21) В прощальном письме Вере Желтков просит вспоминать его под музыку

А. Глинки

Б. Чайковского

В. Мусоргского

Г. Бетховена

22) Дальнейшая судьба браслета: он был

А. перепродан

Б. выброшен в море

В. уничтожен

Г. повешен на икону

23) При прощании с Желтковым Вера

А. поцеловала его в лоб

Б. поцеловала его в щёку

В. поцеловала его в губы

Г. дала ему пощёчину

Д. обняла его

24) Кому принадлежит высказывание: « «Гранатовый браслет» - один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

А. Толстому А.К.

Б. Горькому М.

В. Шолохову М.

Г. Паустовскому К.Г.

Оценивание

Каждый правильный ответ оцениваем 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за тест – 27. Правильные ответы:

Количество баллов

Татьяна Шеханова

Татьяна Сергеевна ШЕХАНОВА - преподаватель московского лицея № 1536, член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться - с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона - “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет - дар Желткова, серьги - дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем - в несчастной жизни в браке - обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи - о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна - история собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем , и муж - подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так . Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом - не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так , поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды - с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши - от деяний поистине любящего зрелого человека . Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе - в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере - она отказывается выслушать Желткова - говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать , является бетховенская соната № 2 - о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона - “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя , возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру - и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена - величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же - не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе . Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи - любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом - особый смысл музыкальной темы, дающей - от эпиграфа к последней сцене - исключительную завершённость произведению.

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза - символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний - посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом - два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, - воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов - Николая Николаевича и Желткова - при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью - глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь - князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь - это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет - перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры - союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда - уже по признаку бесплодности . Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них - не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

“Человеческие” мотивы в описании цветов подготавливают характеристику самой героини. На этой же странице читаем: “…Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом… ” Выделен..ые нами определения связывают в сознании.. читателя Веру, у которой нет детей, а страсть к мужу уже давно прошла, с красивыми, но бесплодными цветами. Она не просто среди них - создаётся впеч..тление, что она одна из них. Так образ героини.. вошедш..й в пору своей осени встраивает..ся в более широкий пейзажный контекст, который обогаща..т этот образ дополнительными смыслами.




Top