Граттаж картины. Граттаж: техника рисования и инструменты

Рисование на черном фоне пошагово

Мастер-класс Графическая композиция «Деревенька».

Мастер-класс для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Автор: Кохан Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества", город Вилючинск
Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.
Цель: знакомство с приемом рисования белыми гелевыми ручками на черном картоне.
Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми гелевыми ручками на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 для брошюрования с тиснением «кожа» (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белая гелевая ручка, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).

Этапы работы.


Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.
1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.


2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».


3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.


4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.


5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.


6. Начинаем работу белыми гелевыми ручками. Работать следует без нажима на ручку, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.


7. И заливаем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.


8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.


9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы.Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.


10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.


11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.


12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.


13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.


14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.


15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.


16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.


17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.


18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.


19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длинны выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.


20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.


21. С права выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.


22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.


23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге-кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.


24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.


25. Слева выполняем большой домик.


26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.


27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.


28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.

Техника Граттаж дает детям первые представления о гравюре. Исполненные в этой технике работы очень оригинальны. Выберите свой из пяти способов создания картин в стиле Граттаж в мастер-классах, опубликованных здесь. Граттаж, в отличие от других видов гравюр, - это просто, быстро и дешево. Поэтому он отлично подходит для детей и для начинающих. Даже самый маленький и неопытный может с первого раза создать в этой технике красивую картину.

В чем суть техники Граттаж

Рисунок выцарапывается острым предметом на специально обработанной поверхности листа (как правило, картона). Французское слово «граттаж» переводится как «скрести, шуршать, царапать». Получаются оригинальные графические работы, которые дети называют «Царапками». «Царапки» бывают простые и радужные.

Инструменты рисования для техники Граттаж

Для процарапывания подойдет любой заостренный удобный предмет. Это может быть острый деревянный шампур или палочка, стека, ручка, которая уже не пишет, зубочистка, обратная сторона кисточки. Можно использовать несколько предметов разных форматов для процарапывания линий разной толщины.

Способы подготовки листа для рисунка Граттаж

Можно купить готовые наборы альбомов или блокнотов для рисунков Граттаж. Но есть и технологии изготовления гравюры своими руками. Самое главное для новой картины - это подготовить базовый лист для процарапывания рисунков. Лист необходимо сделать гладким и скользящим, а на скользящую поверхность нанести темный толстый слой краски или туши, который и будет процарапываться. В наших мастер-классах с фото вы найдете пошаговые инструкции этих несложных процессов.

Граттаж 1: с помощью свечи и черной туши

Это самый простой вид граттажа, в котором получается белый рисунок на черном фоне. Для него понадобятся белый картон, восковая или парафиновая свеча, черная тушь, хозяйственное мыло, мягкая кисточка и инструмент для процарапывания. Сначала лист натирается свечкой, а затем покрывается черной тушью. Мыло необходимо для того, чтобы намыливать кисть перед тем, как макнуть ее в тушь. Это нужно для лучшего закрепления туши. Когда она просохнет, можно процарапывать картину.

Граттаж 2: с масляной пастелью

Эта картинка уже будет более красочной, потому что вместо свечи лист бумаги натирается цветными мелками из масляной пастели. Можно использовать сочетание многих цветов и наносить их на листе в любом порядке: хаотичными пятнами, полосками или квадратиками. Все остальные шаги точно такие же, как в варианте со свечой. Когда процарапается рисунок, под черным фоном проступит яркий разноцветный слой, что придаст картине необычный эффект.

Граттаж 3: с помощью свечи и гуаши

В этом способе для создания скользящего слоя используется парафиновая свеча. Но перед тем, как обработать ею лист, его разукрашивают радужными полосками из разноцветной гуаши. Сверху же, на слой парафина снова наносится гуашь, только уже черного цвета. Когда черный слой высохнет, можно процарапывать свой шедевр. Он тоже будет создан красочными разноцветными линиями на черном фоне.

Граттаж 4: С разноцветными восковыми мелками и гуашью

Белый лист картона заполняется пятнами или квадратиками с помощью разноцветных восковых мелков. Получается яркое панно из «заплаток». Правило нанесения цвета мелками одно: главное, чтобы не было пробелов. Затем лист покрывается черной или темно-синей гуашью. А когда фон просохнет, можно процарапывать свой чудо-рисунок.

Граттаж 5: С фломастерами, скотчем и акриловым фоном

Для выполнения такого рисунка в технике граттаж понадобятся акриловая темная краска, скотч, ножницы, разноцветные яркие маркеры или фломастеры, мягкая кисть, любое моющее средство для посуды и, конечно же, острый предмет - инструмент для нанесения рисунка.

Сначала лист бумаги заполняется цветными пятнами, полосками или квадратиками с помощью маркеров. После этого поверхность листа ламинируется скотчем (равномерно, без заломов и пузырей). Когда разноцветная гладкая поверхность готова, ее покрывают фоном. Для этого в пропорции 1 к 1 смешивают моющее средство с акрилом темного цвета. Для ускорения процесса сушки также можно воспользоваться феном. Теперь можно приступить к процарапыванию рисунка.

Какие сюжеты можно рисовать в технике Граттаж

Это могут быть любые рисунки. Птицы, животные, цветы, люди, пейзажи, абстрактные узоры. Надписи со словами. Ограничений для фантазии ребенка быть не может. Особенно «волшебными» в радужной «царапке» получаются сюжеты с ночным городом, небо с салютом, картины на космическую и новогоднюю тематику.

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Нетрадиционная техника рисования – граттаж»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения. Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу или картон, закрашиваю гуашью (можно смешать с тушью). Можно взять цветной картон, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, специальным штихелем, зубочисткой, острой палочкой, стержнем и.т.д. - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Техника – граттаж – интересна детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что младшим готовит исходный материал воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

Первый этап.

Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.

Второй этап.

Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.


Третий этап.

Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную воду. Если - гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Четвёртый этап.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Пятый этап.

Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.

В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

    информационный;

    исследовательский;

    практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец воспитателя;

    показ воспитателя.

словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.

практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.

На стол ты лист бумаги положи,

Его красиво распиши,

Свечой, как следует, натри

И краской спрячь все, что внутри.

Фантазию свою включи,

Её на лист перенеси.

Волшебной палочкой своей

Ты нацарапай поскорей:

Звезду, волну, портрет, пейзаж -

Вот и вся техника – граттаж.

Лилова О.А.

Как часто видим жизнь мы в черном цвете,
И счастье - словно призрачный мираж…
Под черной тушью - мир из радуг, света.
Люблю картины в технике граттаж!

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса нетрадиционной техникерисования – граттаж, развитие творческих способностей дошкольника средствами нетрадиционной техники рисования “граттаж”.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой рисования граттаж;

Познакомить с основными приемами выполнения техники “граттаж” ;

Изучить технологию выполнения рисунка в технике “граттаж”.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Хотите увлечь ребенка необычным видом искусства? Предлагаем вам научить его нетрадиционной техники рисования - граттографии.



Определение понятия

Граттаж - это графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого инструмента. Только не спешите думать, что нужно будет вырезать фигуры из бумаги. Рисунок наносится на специальную основу. С этой целью картон или простой лист бумаги покрывают тушью и дают краске высохнуть. Только после этого острой «кистью» процарапывают рисунок.

Такую технику изображения уже достаточно давно преподают в художественных школах и детских студиях рисования. Однако дети крайне редко применяют ее на практике. А зря. Созданные с помощью граттографии рисунки получаются объемными и, главное, уникальными. В созданном, таким образом, произведении присутствует какая-то загадка.

Важные аспекты

В художественной школе преподаватели подробно объясняют, как создать картину с помощью техники граттаж. Но что делать, если ребенок не посещает такого рода заведение? Вы можете сами обучить его данному методу рисования. Итак, граттаж, техника рисования.

В первую очередь для создания рисунка следует подготовить основу. Для этого лучше всего использовать картон. В зависимости от пожеланий основу можно оставить белой либо окрасить ее в произвольный цвет. Обратите внимание, что если не раскрашивать картон, то рисунок на выходе получится черно-белым.

Второй важный момент - это используемый инструмент. В качестве «кисти» может выступать вязальная спица, скальпель, деревянная маникюрная палочка или шариковая ручка.

Для создания основы рисунка используются преимущественно акварельные краски, акрил или гуашь. Однако допустимо применение восковой пастели или масляного фона.

Граттаж, Мастер-класс

Творческий процесс начинается с закрашивания картона. По вашему желанию можно использовать один цвет либо внести в картину несколько сочных красок. Когда основа высохнет можно переходить ко второму этапу рисования - затирки.

Этот момент крайне важен. Следует тщательно натереть основу парафином или воском. Обратите внимание, что эту работу необходимо выполнить качественно. Парафиновый слой должен покрывать каждый миллиметр картона. Обязательно проверьте качество проделанной работы. Для этого поднесите лист к источнику света. На свету отчетливо видно пропущенные места.

Третий этап работы - нанесение черной краски. Здесь лучше использовать тушь, акрил или гуашь. Обратите внимание, что для каждого материала используется индивидуальный метод нанесения. Так, для нанесения туши понадобиться дополнительно жидкое или обычное мыло. В отельной тарелочке разведите мыльную воду и периодически макайте в нее кисть. Гуашь же разводят жидким мылом в отдельной баночке, без добавления воды.

Данная хитрость позволяет равномерно распределить краску по парафиновой поверхности. Теперь следует дождаться полного высыхания основы. Эта процедура должна проходить при естественных условиях. Не следует ускорять процесс высыхания подручными средствами (к примеру, феном). За счет нагрева, нанесенный на картон воск, начнет плавиться и впитается в бумагу. В результате верхний слой невозможно будет процарапать.

Заключительный этап работы - нанесение рисунка. Этот процесс очень кропотлив. И самое главное, если линия была проведена, избавиться от нее уже не получиться. Ввиду этого мы рекомендуем вам для начала нарисовать рисунок на простом листе бумаги. Затем наложить его на черную основу и вновь прорисовать очертания рисунка с помощью шариковой ручки. В результате на черной основе отмечается ваш рисунок и вам останется только процарапать его острым инструментом. Вот и все, граттаж - картина готова.

Видео. Как рисовать в технике граттаж

Рисунки в технике граттаж

(Граттаж)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Развитие творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем.

Использование нетрадиционных техник рисования делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоение программного материала. Я использую в рисовании с детьми разные нетрадиционные техники (рисование пальчиками, печать от руки, рисование «тычками», рисование печатками, тампонирование, монотипия, пластилиновая живопись, граттаж, батик).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям: чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Развивает мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, творческие способности. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Стимулирует активность, инициативность в придумывании содержания изображения.

Очень нравиться детям рисовать в технике «граттаж».

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам готовлю исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).

2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.

Этапы работы с детьми.

1 этап: Знакомство.

Знакомлю детей с техникой «граттаж», рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике и в технике «граффити».

Техника «граттаж» обладает мощными графическими характеристиками. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике
(линия, штрих, пятно, контраст).

2 этап: Подготовительный.

Для развития точности и уверенности движения руки, дети выполняют штриховку(параллельные линии в определенном направлении, прямые линии, косые линии, зигзаги, волнистые линии). Этому способствуют игры.

Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Задания по образцу.

Предлагаю выполнить простым карандашом несколько простых упражнений на обычном листе бумаги в технике граффити, дети копируют за взрослым изображения. Такие игры и упражнения облегчают в дальнейшем усвоение программного материала.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр и игровых упражнений облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.

Цель: развитие внимания, двигательной координации.

Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.

Знакомство с пиктограммами, зарисовка

Основной этап

Острой палочкой процарапывается рисунок. Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любую линию лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

Что можно изобразить?

Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, сельский, а так же ночной город, салют, рассвет и закат. Необычно выглядят работы на темы космоса, подводного царства, фантастические сюжеты.

Конечно же, напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)

3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.

4. Мотивация задания.

5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Приложение

Развитие творческих способностей детей в процессе обучения – одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Предлагаю конспект НОД в технике «Граттаж» в подготовительной группе.

Тема: «Космический пейзаж»

Цель : инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж.

Задачи:

Побуждать детей передавать в рисунке картинку космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассмотрении репродукции, чтении литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент (острую палочку), как того требует техника «гратажа».

Расширить представление детей о космосе;

Развивать внимание, восприятие, воображение, мышление;

Интеграция образовательных областей:

Познание;

Чтение художественной литературы;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Словарная работа:

Активизация слов: космос, ракета, космонавт, гермошлем, полет, звезды, планеты, спутники, земляне, невесомость, космический корабль, иллюминатор.

Подготовка к НОД:

  • Оформление музыкального зала в соответствии с темой занятия:

Музыкальное сопровождение;

Магнитная доска, элементы ракеты, выполненные из картона;

Модуль космического пространства;

Игрушечный телескоп, глобус, игрушечная рация;

  • Подборка и выставка литературы
  • Иллюстрации о космосе, проведение познавательных занятий
  • Беседа по космической тематике
  • Слушание музыки космической тематики с музыкальным руководителем
  • Материал для детей:

Альбомные листы с готовой основой под граттаж,

Деревянные палочки для выполнения рисунка.

Ход НОД:

1. Организационная часть

Педагог: - Ребята отгадайте, куда мы сейчас отправимся? Загадка:

Он черен как ночь

И звезд в нем не счесть

Планет и созвездий

В нем множество есть

Что же это за место,

Возникает вопрос

И каждый ответит

Ведь это же............................(космос)

Правильно дети, мы сейчас полетим в космос. А как вы представляете космос? (рассказы ребят - очень много звезд, разные планеты, метеоры, кометы, солнце, луна и тд,).

Педагог: Вот сейчас мы и узнаем, так ли это в космосе

Игра: «Космическое путешествие»

Педагог: Ребята, я буду вашим главным командиром. Стульчики будут ракетами.

Космонавты наденьте скафандры. Займите места в ракете. Внимание, до старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени. Пять, четыре, три, два, один.... Старт! Дети имитируют звук двигателей (у..у.. .у..). Внимание! Экипаж, идем на посадку.

Педагог: Мы уже находимся в космосе. Вы испытываете перегрузки? Задание командира.

Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите мышцы рук и ног, изобразите человека в невесомости.(дети изображают) Внимание!!!

Посмотрите внимательно в иллюминаторы корабля, что вы интересного там видите?

Ответ детей: Нашу планету, звезды, луну, спутники, комету и др.

Внимание!!!

Ракета идет на посадку. Пристегните ремни. Поздравляю вас! Вот мы и в космосе. Будьте внимательны, вам предстоит рассказывать жителям планеты земля все, что уведете, (дети встают со стульчиков, широко расставляя ноги, ходят по группе, внимательно смотрят по сторонам).

Педагог: А теперь пора прощаться И на Землю возвращаться Командиры по местам! Старт, давайте кораблям. Внимание!!! Начинается обратный отсчет времени: Пять, четыре, три, два, один.... Старт! (Дети имитируют звук двигателей -у.. .у.. .у.. .у.. .у)

Педагог: Вот вернулись из полета.

Наши храбрые пилоты.

Понравилось вам путешествовать?

Вы увидели много интересного, вам будет о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы не только расскажите, но и нарисуете космический пейзаж. Рисовать мы будем необычным космическим способом на специальных листах острыми палочками. - Ребята, кто знает, как называется этот способ рисования? (граттаж, или по-другому царапины)

2. Практическая часть:

Ребята, прежде чем вы приступите к рисованию продумайте содержание и композицию своего рисунка. Подумайте, что вы будете рисовать крупно, а что мелко. А для того, чтобы некоторые объекты (ракета, планеты, солнце и др) казались более объемными, нужно процарапать полностью всю поверхность. Дети берут листы бумаги, полочки, располагаются в удобной для каждого ребенка позе на полу, за столом (самостоятельная работа детей). Звучат музыкальные композиции группы «Земляне».

3. Итог занятия

Выставка рисунков.

Педагог: О чем вы хотели рассказать в своих рисунках? Чтение ребенком стихотворения В.Татаринова «Космонавт»

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду.

Самую лучшую выберу звезду

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песенку о Земле родной!

Используемый материал:

1. http://festival.1september.ru/articles/533240/
2. http://hmhome.ru/2011/09/27/grattazh-kristiny-penesi/
3. http://katjushina.rusedu.net/post/1758/18119
4. http://www.liveinternet.ru
5. http://www.kengyru.ru/child_i_article/child_i_literature/imagination.htm
6. http://www.openclass.ru/node/184846




Top